Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Древние и новейшие системы мироздания
§141. Первые понятия, которые люди составили себе о Земле, небесных телах и устройстве Вселенной должны были основываться исключительно на свидетельстве чувств. Не зная ни сил Природы, ни элементарнейших законов физики и не имея других средств наблюдения, кроме своего ограниченного зрения, они должны были судить по одной только видимости. Видя, что солнце утром встаёт с одной стороны горизонта, а вечером исчезает с другой, они, естественно, заключили, что оно вращается вокруг земли, которая остаётся неподвижной. Если бы им тогда сказали, что в действительности происходит обратное, то они ответили бы, что этого не может быть, потому что они видят, как солнце изменяет своё положение, а движения земли не замечают. §142. Незначительное протяжение, на которое распространялись их путешествия, редко выходившие в то время за пределы племени или родной долины, не позволяло констатировать шарообразность Земли. Да и как бы они могли предположить, что Земля есть шар? Ведь тогда людям приходилось бы удерживаться только на высшей точке; а если предположить, что Земля населена по всей поверхности, то как объяснить положение жителей обратной стороны, ходящих вверх ногами и вниз головой? При вращательном же движении дело казалось бы ещё менее возможным. Когда мы и теперь, после открытия силы тяготения, видим, что люди, обладающие некоторым относительным образованием, не отдают себе ясного отчёта в этом явлении, то стоит ли удивляться, что в первые времена человечество не могло и подозревать его? Итак, Земля казалась им плоским кругом, подобным мельничному жёрнову, простирающемуся в горизонтальном направлении в бесконечную даль. Отсюда и выражение, не вышедшее ещё из употребления: итти на край света. Границы этого круга, его толщина, внутренность, нижняя сторона и то, что под нею - всё это было неизвестно! 1 §143. Небо, представляющееся нам в виде вогнутого свода, было, по общему мнению, действительным куполом, нижние края которого опирались на землю, а воздух наполнял весь обширный объём его. Не имея понятия о бесконечности пространства и неспособные даже помыслить его, люди считали, что этот купол составлен из твёрдого вещества, отчего и произошли названия тверди и свода небесного, пережившие своё первоначальное значение. §144. Звёзды, истинной сущности которых люди и не подозревали, казались им простыми, более или менее крупными, светлыми точками, подобно лампадам подвешенным на одной плоскости и, следовательно, на одном и том же расстоянии от земли. Так изображают их иногда на церковных куполах, выкрашенных в синий цвет для напоминания о синеве небес. Хотя понятия нашего времени совершенно различны с прежними, но старые выражения не вышли ещё из употребления; так в виде сравнения ещё говорят: усеянный звёздами свод или под куполом небес. §145. Образование облаков от испарения воды на земле было также неизвестно, и никому не могло притти в голову, будто дождь, падающий с неба, мог происходить от земли, когда поднятие воды к небу было незаметно. Оттого и предполагали, что существуют воды верхние и воды нижние, источники небесные и источники земные, водоёмы, помещённые в сферах вышних, что совершенно согласовалось с понятием о твёрдом своде, способном поддерживать их. Верхние воды, просачиваясь сквозь трещины свода, падали в виде дождя и, смотря по величине трещин, дождь мог быть слабый или сильный, проливной или подобный потопу. §146. Полное неведение общности мира и законов, управляющих им, а также природы, образования и назначения небесных тел, казавшихся притом столь мелкими в сравнении с землёй, заставило смотреть на последнюю, как на главный предмет и единственную цель Творения; звёзды же казались второстепенными принадлежностями, созданными исключительно ради жителей земли. Этот предрассудок не исчез и доныне, несмотря на все научные открытия, изменившие всё миросозерцание человека. Сколько людей до сих пор считают звёзды украшением небес, помещённым там ради услаждения взоров рода человеческого! §147. Однако, люди не замедлили заметить видимое движение звёзд, перемещающихся с востока на запад, восходящих вечером и заходящих утром, не изменяя своего относительного положения. Но это наблюдение долго не имело других последствий, кроме подтверждения мысли о твёрдом своде, увлекающем небесные тела в своём вращательном движении. Эти первобытные, наивные понятия во время долгих вековых периодов составляли основание всех религиозных верований и служили точкой опоры для всех древних космогоний. §148. Позднее, по направлению движения звёзд и их периодическому возвращению всё в том же порядке, поняли, что свод небесный не мог быть полусферой, опирающейся на землю, а должен был составлять целую сферу, внутри полую, в центре которой находилась земля всё-таки плоская или несколько выпуклая и обитаемая только с верхней стороны. Это уже был прогресс. Но на что опиралась земля? Было бы бесполезно излагать все смешные предположения, порождённые воображением народов, начиная с фантазий индусов, считавших, что земля держится на четырёх белых слонах, а слоны стоят на крыльях гигантского коршуна. Мудрейшие же сознавались, что не знают об этом ничего. §149. Однако, по общему всем языческим теогониям мнению, в "местах низких", иначе говоря, в глубине земли, внизу, в преисподней помещались отверженные. Их местопребывание называлось адом, т.е. местом низшим; а в "местах высших", в надзвёздном пространстве находились блаженные. Слово "ад" до наших дней сохранило своё значение, хотя геология изгнала место вечных мук из внутренности Земли, а астрономия доказала, что ни верха, ни низа в бесконечном пространстве не существует. §150. Под чистым небом Халдеи, Индии и Египта, этой колыбели античных цивилизаций, можно было наблюдать движение небесных тел со всею точностью, какую дозволило отсутствие специальных инструментов. Прежде всего было замечено, что некоторые звёзды имеют движение обособленное от общего, что заставило предположить, что оне не были прикреплены к своду: их назвали странствующими звёздами или планетами, в отличие от звёзд неподвижных, и рассчитали их движения и периодические возвращения. Наблюдая суточное движение звёздной сферы, скоро заметили неподвижность Полярной звезды, вокруг которой остальные небесные тела в 24 часа описывают параллельные круги большего или меньшего диаметра, смотря по расстоянию их от центральной звезды: это был первый шаг к открытию наклонения мировой оси. Более продолжительные путешествия дали возможность наблюдать различие видов звёздного неба, смотря по широтам и временам года. Высота Полярной звезды относительно горизонта, изменяясь с широтою, навела на мысль о шаровидности Земли, и таким образом мало-помалу составилось более верное понятие о строении мира. Около 600 лет до Р.Х. Фалес Милетский (Малая Азия) говорит о сферичности Земли, наклонении эклиптики и причине затмений. Столетием позже Пифагор Самосский открывает суточное обращение Земли вокруг своей оси, годовое движение её вокруг Солнца и причисляет планеты и кометы к солнечной системе. За 160 лет до Р.Х. Гиппарх Александрийский (Египет) изобретает астролябию, рассчитывает и предсказывает затмения, наблюдает солнечные пятна, определяет тропический год и продолжительность обращения луны. Как ни драгоценны были все эти открытия для успехов науки, но потребовалось не менее 2000 лет для их популяризации. Новые понятия могли тогда распространяться только посредством редких манускриптов и потому оставались достоянием немногих философов, которые сообщали их только немногочисленным избранным ученикам; народные же массы, которых никто не думал просвещать, совсем и не знакомились с ними и оставались при старых своих верованиях. §151. Около 140г. христианского летоисчисления Птоломей, один из самых знаменитых мудрецов александрийской школы, соединив свои идеи с народными верованиями и некоторыми современными ему астрономическими открытиями, составил систему, которую можно назвать средней. Она носит его имя и в течение 15 веков была единственной, признаваемой во всём цивилизованном мире. По системе Птоломея, Земля есть шар, находящийся в центре мира и составленный из четырёх элементов: земли, воды, воздуха и огня. Это составляло первую область, называемую элементарной. Вторая, эфирная, состояла из одиннадцати небес или сфер, концентрически окружающих Землю и вращающихся вокруг неё, а именно: сферы Луны, Меркурия, Венеры, Солнца, Марса, Юпитера, Сатурна, неподвижных звёзд и первого хрустального неба, прозрачной, твёрдой сферы; потом второе хрустальное небо и, наконец, первый двигатель, приводящий в движение все низшие небеса и заставляющий их совершать один оборот в 24 часа. За этими одиннадцатью небесами находился Эмпирей, местопребывание блаженных, названный так от греческого слова "пир" - огонь. Считалось, что эта сфера проникнута блеском и сиянием света, подобного огню. Верование в несколько небес, возвышающихся одни над другими, продержалось долго, но число их подвергалось изменению. Обыкновенно седьмое небо считалось высшим, отсюда и выражение: быть на седьмом небе. Апостол Павел говорит, что он был "восхищен на третье небо". Независимо от общего движения небесные тела, по понятиям Птоломея, имеют и свои собственные, более или менее обширные, смотря по отдалённости их от центра. Неподвижные звёзды совершают один оборот в 25816 лет. Последний расчёт доказывает знание предварения равноденствий, совершающегося действительно в 25868 лет. §152. В начале XVI века Коперник, знаменитый астроном, родившийся в Торне (Пруссия) в 1472г. и умерший в 1543, пересмотрел систему Птоломея и составил свою, которая, подтверждаясь ежедневными наблюдениями, одержала верх и совершенно опровергла идеи Птоломея. По новой системе в центре находится Солнце, а планеты описывают вокруг него круговые движения; Луна есть спутник Земли. Столетием позже, в 1609г. Галилей, родившийся во Флоренции, изобретает телескоп, а в 1610г. открывает четыре спутника Юпитера и вычисляет их движения. Он замечает, что планеты не имеют собственного света, а освещаются Солнцем, что это сферические тела, подобные Земле; он наблюдает их фазы и вычисляет продолжительность их обращения вокруг своей оси; таким образом, он матерьяльными доказательствами подтверждает систему Коперника и даёт ей окончательную санкцию. Этим была уничтожена теория о многочисленных небесах. Планеты были признаны мирами, подобными Земле и подобно ей, вероятно, обитаемыми; звёзды - бесчисленными солнцами, составляющими вероятные центры стольких же планетных систем; а наше солнце признано центральною звездою подчинённого ему планетарного вихря. Теперь стало ясно, что звёзды не заключены в определённый пояс небесного свода, а неравномерно разбросаны в беспредельности пространства. Те, которые кажутся нам близко соприкасающимися, в действительности находятся на неизмеримых расстояниях одна от другой; и те, которые кажутся самыми маленькими, наиболее отдалены от нас, а самые крупные, стоящие ближе других к Земле, всё же удалены от неё на сотни миллиардов миль. Звёздные группы, носящие названия созвездий, в действительности представляют только кажущееся расположение небесных тел, видимых на большом расстоянии; эти фигуры производятся перспективой, подобно тому как светящиеся точки, разбросанные по обширной равнине или деревья в лесу представляются взорам человека, находящегося в определённой неподвижной точке. В действительности эти группы не существуют и если бы можно было приблизиться к одному из таких созвездий, то форма его исчезла бы и появились бы новые сочетания. Если существование этих созвездий только кажущееся, то и значение, приписываемое им народным суеверием, обманчиво и влияние их воображаемо. Чтобы отличить созвездия, им дали названия, например, созвездия Льва, Тельца, Близнецов, Девы, Весов, Козерога, Рака, Ориона, Геркулеса, Большой и Малой Медведицы, Лиры и прочая, и изображали их фигурами, по большей части фантастическими, напоминающими названия, но не имеющими никакого отношения к кажущемуся виду созвездия. Потому было бы бесполезно искать эти фигуры на небе. Вера во влияние созвездий, особенно тех, которые составляют двенадцать знаков зодиака, происходит от данных им названий; если бы созвездие, названное Львом, получило наименование осла или овцы, то ему, конечно, приписывали бы совсем другое влияние. §153. Итак, со времён Коперника и Галилея старые космогонии уничтожены совершенно. История повествует, какую борьбу должны были выносить эти гениальные люди с предрассудками своего времени и, особенно, с духом сектантства, заинтересованного в поддержке заблуждений, на которых основывались верования, считавшиеся неоспоримыми. Достаточно было изобретения одного оптического инструмента, чтобы разрушить многовековое сооружение. Но ничто не может устоять против истины, когда она признана таковой. Благодаря книгопечатанию, масса читателей, познакомившихся с новыми идеями, освободилась от иллюзий и приняла участие в борьбе. Таким образом приходилось бороться уже не с отдельными личностями, а с общественным мнением, ставшим на сторону истины. Как велик мир в сравнении с ничтожными размерами, приданными ему нашими отцами! Как чудно творение Божие, когда его видишь совершающимся по вечным законам Природы! Но сколько было нужно времени, сколько гениальных трудов и усилий, сколько самоотвержения, чтобы открыть, наконец, глаза и сорвать повязку неведения! §154. Отныне путь был открыт и много славных умов появилось для развития начатого дела. Кеплер в Германии открыл знаменитые законы, носящие его имя. Он доказал, что орбиты планет не кругообразны, а эллиптичны, и что Солнце занимает один из фокусов этих эллипсов. В Англии Ньютон открыл закон всемирного тяготения, а француз Лаплас создал науку о небесной механике. Теперь астрономия основывается уже не на приблизительных соображениях, а представляет науку, опирающуюся на самые точные данные математического анализа и геометрии. Таким образом, положен один из краеугольных камней истории Бытия через 3300 лет после Моисея.
1 Индийская мифология учит, что дневное светило вечером покидает свой свет и с тёмным ликом проходит по небу в продолжении ночи. А греческие сказания повествуют о колеснице Апполона, запряжённой четвёркой лошадей. По словам Плутарха, Анаксимандр Милетский утверждал, что солнце - это повозка, наполненная ярким пламенем, извергающимся из круглого отверстия. Эпикур был того же мнения, что солнце зажигается по утрам и гаснет вечером в водах океана, а другие полагали, что это кусок пемзы, раскалённой добела. Анаксагор считал солнце куском раскалённого железа, равняющимся по величине Пелопоннесскому полуострову. Достойно примечания, что древние были так убеждены в том, что действительная величина солнца совпадает с кажущейся, что подвергли этого смелого философа преследованию за дерзновенную мысль о непомерной величине денного светила. Периклу пришлось употребить всё своё влияние и авторитет, чтобы спасти Анаксагора от смертной казни, заменив её пожизненным изгнанием. (К.Фламмарион, "Астрономические этюды", стр. 6.) Когда мы видим, что подобные идеи выражаются за 500 лет до Рождества Христова, во времена высшего расцвета Греции, то нельзя удивляться тем понятиям, какие люди составляли себе о строении мира в первобытные века. (А.К.)
Глава Шестая
ВСЕОБЩАЯ УРАНОГРАФИЯ (КОСМОГРАФИЯ)1
Пространство и время - Материя - Законы и силы - Первоначальное творение - Всеобщее творение - Солнце и планеты - Спутники - Кометы - Млечный путь - Неподвижные звёзды - Пустыни пространства - Вечная последовательность миров - Вселенская жизнь - Разнообразие миров
Пространство и время
§155. Много было дано определений пространства, и главнейшее из них следующее: пространством называется расстояние, разделяющее два тела. Из этого некоторые софисты вывели, что где нет тел, не существует и пространства, и на этом некоторые богословы основали своё мнение, что пространство необходимо должно быть конечно, так как ограниченные в числе и объёме тела не могут составить бесконечного ряда и, следовательно, там, где прекращаются тела, должно прекратиться и пространство. Давались ещё и другие определения пространства: место, в котором движутся миры; пустота, в которой действует материя и т.п. Оставим в трактатах, где они покоятся, все эти ничего не определяющие определения. Пространство есть слово, выражающее первичную идею, аксиому, ясную бездоказательно и которую всякие определения могут только затемнить. Мы все знаем, что такое пространство, и я хочу только установить его конечность для того, чтобы последующие наши изыскания не встречали препятствий, ограничивающих наш кругозор. Итак, я говорю, что пространство бесконечно, потому что нет возможности представить себе его границы, и, несмотря на всю трудность постижения бесконечности, нам всё-таки легче мысленно подвигаться в пространстве хотя бы целую вечность, чем, остановившись на каком-нибудь пункте, представить себе, что дальше уже нет протяжения. Чтобы представить себе бесконечность пространства, насколько это возможно при ограниченности наших способностей, предположим, что, покинув Землю, затерянную в пространстве, мы направляемся к какой-нибудь точке Вселенной и подвигаемся с быстротой электрической искры, проходящей тысячи миль в секунду. Через несколько минут, пролетев миллионы вёрст, мы находимся уже на таком расстоянии от только что покинутой нами Земли, что она кажется нам едва заметной, бледной звёздочкой. Ещё мгновение - и, подвигаясь всё в том же направлении, мы достигаем тех отдалённых созвездий, которые едва видны с вашего земного шара; 2 и тут уже не только Земля совершенно исчезает из наших глаз и теряется в глубинах небесных, но даже солнце во всём своем великолепии помрачается расстоянием. Но мы продолжаем двигаться с быстротою молнии 3 и, с каждым шагом подвигаясь в пространстве, пролетаем через целые системы миров, целые острова эфирного света, целые млечные пути звёзд и, наконец, через роскошные сияющие области, которые Бог усеял мирами в таком изобилии, как земные луга цветами. Но мы двигаемся всего только несколько минут, и уже сотни миллионов вёрст отделяют нас от Земли и миллиарды миров прошли перед нашими глазами. И всё же, слушайте: мы не подвинулись во Вселенной ни на шаг! И если мы будем так продолжать не минутами, а годами, веками, тысячами веков и миллионами вековых периодов и всё с той же быстротой молнии,- то мы подвинемся не более прежнего. И то же будет, в какую бы сторону мы ни направлялись, куда бы ни устремились с той песчинки, которая называется Землёй. Вот что такое пространство! §156. Время, как и пространство, есть слово, само себя определяющее; о нём можно составлять себе более верное понятие, установив его отношение к бесконечному целому. Время есть последовательность явлений; оно связано с вечностью так, как вещи связаны с бесконечным пространством. Вообразим себе начало нашего мира, ту примитивную эпоху, когда земля не начинала ещё колебаться, как кадило, под влиянием божественного побуждения,- одним словом, вообразим начало Бытия. Тогда время ещё не выходило из таинственной колыбели Природы и никто не мог бы сказать, какая это была эпоха: указатель вековых часов ещё не был тогда приведён в движение. Но, тише! Вот пробил первый удар на часах вечности, и уединённая планета уже двинулась в пространстве - и был вечер и было утро. Но вне этой Земли, в пространстве, вечность всё так же неподвижна и молчалива, хотя время идёт для многих миров. На Земле же вечность заменилась временем и многие-многие поколения отныне будут отсчитывать минуты, годы и века. Перенесёмся теперь к последнему дню планеты - Земли, к тому часу, когда, согбенная под тяжестью лет, она будет вычеркнута из книги жизни, чтобы более не появляться в ней: тут останавливается смена событий, движение, которым измерялось время, прекращается, а с ним кончается и самое время. Вот простое изложение естественных событий, дающих начало времени, дозволяющих ему продолжаться и, наконец, угасать. Этого довольно, чтобы показать, что с той точки, на которую мы должны стать для наших исследований, время не более, как капля, падающая из тучи в море, падение которой рассчитано и измерено. Сколько миров в безграничном пространстве, столько и времён различных и несовместимых. А вне этих миров одна вечность затемняет последовательность этой преходящей чреды и своим неподвижным светом наполняет всю необъятность небес. Необъятность беспредельная, вечность бесконечная - таковы великие свойства Природы во Вселенной! Взор наблюдателя, пронизывающий беспредельные пространства, ни в чём не встречая препятствий, и ум геолога, проникающий за пределы веков до глубины отверзтой вечности, в которой оба некогда исчезнут, действуют совместно, оставаясь каждый на собственном пути и сообща достигают двойного понятия бесконечности: в пространстве и во времени. Итак, не оставляя этого порядка суждений, нам легко будет постичь, что время есть только отношение преходящих явлений и зависит исключительно от предметов измеримых; потому, если, принимая земные века за единицу, мы будем нагромождать их тысячами на тысячи и, таким образом, составим колоссальное количество, то число их составит всё-таки только точку в бесконечности; также и миллионы миль, присоединённых к миллионам миль, не более, как точка в беспредельном пространстве. Так, например, века не входят в эфирную жизнь души, и мы могли бы написать число, равняющееся длине земного экватора, и предположить, что мы прожили столько же веков, но дух наш не состарился бы от этого ни на один день. Прибавим к этому бесчисленному количеству веков ещё целую серию, цифровое изображение которой имело бы длину равную расстоянию Земли от Солнца или даже большую, и, воображая себе, что мы прожили всё это непостижимое число лет, то, дойдя до конца, мы увидели бы, что вся масса веков, прошедших над нашими головами, как будто не существовала: перед нами, всё-таки, целая вечность. Время есть только относительное измерение последовательности преходящих явлений, а вечность неизмерима никакою мерою в отношении продолжительности: для неё всё и всегда в настоящем. Если века веков меньше секунды в сравнении с вечностью, что значит продолжительность жизни человеческой!
Материя
§157. Как глубоко разнообразны и существенно различны кажутся нам с первого взгляда все вещества, составляющие мир. Мы не находим не только полной тождественности, но даже ближайшего сходства в составе веществ, искусственных или природных, ежедневно проходящих перед нашими глазами. Какое несходство в твёрдости, сжимаемости, весе и многих других свойствах тел, между атмосферическими газами и золотою жилой, между водяною молекулой облака и атомом минерала, образующего твёрдый остов земного шара! Какая разница в тканях и химическом составе разнообразных растений, украшающих Землю, и не менее многочисленных представителей животного царства! Однако, мы можем считать абсолютным принципом, что все известные и неизвестные вещества, как бы различны они нам ни казались в отношении их внутреннего состава или их взаимодействия, в действительности представляют только видоизменения проявлений материи, только различные её превращения, происходящие под влиянием бесчисленных, действующих на неё сил. §158. Химия, сделавшая столь значительные успехи со времени моей жизни, 4 когда её причисляли ещё к тайной области магии, эта новая наука, по справедливости называемая детищем эпохи точных знаний и основанная исключительно и гораздо более, чем её старшие сёстры, на опытном методе, химия совершенно уничтожила и опровергла понятие о четырёх элементах, признаваемых древними в природе. Она доказала, что состав Земли образован многими субстанциями, соединёнными различным образом, что воздух и вода также разложимы и состоят из известного количества атомов газа; а огонь не только не основной элемент вещества, но состояние материи, зависящее от всемирного движения, которому она подчинена, и от явного или скрытого окисления. Взамен она открыла большое количество элементарных тел, до тех пор неизвестных. По её предположению, эти тела в определённых пропорциях входят в состав разных веществ и тел, изученных ею, и совместно участвуют в работах великой лаборатории Природы. Эти элементы она назвала простыми телами, чтобы указать на то, что она считает их первичными и неразложимыми и что никаким воздействием их невозможно привести к более простым формам. 5 §159. Но там, где останавливаются исследования человека, даже вооружённого самыми совершенными инструментами, действие Природы продолжается. Там, где кажущееся становится, в глазах большинства, на место действительного, где практик-учёный уже начинает различать начало вещей, там перед взорами проницательного наблюдателя, умеющего схватить настоящее творчество Природы, открывается первобытная, космическая материя, простая и единая. Образуя составные матерьялы Вселенной, она разнообразится в некоторых частях при их происхождении и разделяется на солидарные тела, которые по миновании их жизни вновь разложатся и рассеются в пространстве. §160. Есть вопросы, которых мы сами, духи, страстно преданные науке, не в силах разрешить, о которых мы можем высказать только личные, более или менее верные догадки. По этим вопросам я не буду высказывать своего мнения или постараюсь его доказать; но настоящий вопрос не принадлежит к их числу. Потому я скажу желающим видеть в моих словах рискованную или неосновательную теорию: окиньте, если можете, одним взглядом всё разнообразие превращений Природы - и вы поймёте, что, не признавая единства материи, нельзя объяснить не только солнечных систем или звёздных сфер, но, не заходя так далеко, даже прозябания семени в земле или зарождения насекомого. §161. Если мы находим такое разнообразие в материи, то это происходит от того, что силы, производившие её превращения, и условия, в которых оне проявлялись, были бесчисленны, а потому и разнообразие соединений бесконечно и не могло бы быть иным. Итак, к какому бы разряду ни принадлежала рассматриваемая материя, к флюидам или веществам невесомым или к телам, обладающим обыкновенными свойствами материи, но в мире есть только одна первобытная субстанция - космическая материя.
Законы и силы
§162. Если бы одно из малоизвестных существ, проводящих своё эфемерное существование в мрачных глубинах океана, одна из этих нереид - жалкое животное, знакомое с произведениями Природы только по некоторым образцам рыбных пород или подводных зарослей, внезапно получило дар разумности и способность изучать свой мир, составляя о нём гипотетические предположения, обнимающие всеобщность его явлений, какое понятие могло бы оно составить себе о живых существах, развивающихся в его среде, и о мире, выходящем из поля его наблюдений? Если бы, далее, чудесным действием новых способностей, это самое существо было поднято над вечным мраком морской глубины и перенесено на богатое роскошной растительностью прибрежье, освещённое блестящими лучами солнца, распространяющими благотворную теплоту, что оно подумало бы о прежней своей теории строения мира? Не отказалось ли бы оно от преждевременных своих заключений и не перешло ли бы к более широким соображениям? Но и эти оказались бы вскорости столь же невыполнимыми, как и первые. Таково, о люди, изображение и вашей, вполне умозрительной, науки! 6 §163. Итак, намереваясь обсуждать вопрос о силах и законах, управляющих Вселенной и будучи, подобно вам, существом относительно невежественным в сравнении с истинным знанием, хотя моё положение и даёт мне кажущееся превосходство над моими земными братьями, я имею возможность изучать лишь некоторые естественные явления, недоступные вам в вашем положении, и цель моя состоит только в том, чтобы изложить вам общие начала всемирных законов без подробного объяснения их действия и без перечисления зависящих от них специальных сил. §164. Существует эфирный флюид, наполняющий пространство и проникающий все тела; этот флюид и есть эфир или первичная космическая материя, образующая миры и отдельные существа. Эфиру свойственны и нераздельны с ним силы, производящие превращения материи, и непреложные и необходимые законы, управляющие миром. Эти многоразличные формы, бесконечно разнообразные в сочетаниях материи, применяющейся и различающейся, смотря по условиям и среде, в которой оне действуют, известны на Земле под названием: тяготения, сцепления, сродства, притяжения, магнетизма и активного электричества, а вибрации вещества получают наименования: звука, теплоты, света и прочая. В других мирах оне проявляются в других видах и имеют другие неизвестные в этом мире свойства, притом в безграничном протяжении небес развиваются бесчисленные силы, величие которых мы так же мало можем оценить, как жалкое мягкотелое на дне морском может обозреть всеобщность явлений на земном шаре. 7 Так как субстанция, производящая все тела, едина, проста, первична и изменяется только в своих соединениях, так и силы её зависят от общего закона, изменяемого в явлениях, но установленного Высшим Провидением, вечными велениями Его для поддержания во всём творении гармонии и устойчивости. §165. Природа никогда не противоречит сама себе и на гербе её мы читаем неизменный девиз: "Единство в разнообразии". Подымаясь по лестнице миров, встречаешь единство гармонии и творения и в то же время бесконечное разнообразие в этом величественном цветнике созвездий. Проходя по ступеням жизни от последнего ничтожнейшего существа до Бога, познаёшь великий закон последовательности и единства. Рассматривая же силы сами по себе, можно составить связную серию или цепь, конечное звено которой, соединяясь с первоначальным, образует всемирный закон. Вы не могли бы постичь этот закон во всём его объёме потому, что силы, выражающие его в области, доступной вашим наблюдениям, узки и ограниченны; однако же, на электричество и тяготение можно смотреть как на широкое приложение первобытного закона, царящего на небесах. Все эти силы вечны - мы объясним это слово - и всемирны, как творение. Оне сосущественны космическому флюиду, а потому действуют всегда и во всём, изменяя свои действия одновременностью или последовательностью, усилением в одном месте и ослаблением в другом; могущественные и активные в некоторых пунктах, оне потенциальны и скрыты в других; в конечном же результате оне готовят, направляют, поддерживают и разрушают миры в разные периоды их существования и управляют чудесными творениями Природы, в какой бы точке они ни появлялись, и на веки обеспечивают непостижимое великолепие Вселенной.
Первоначальное творение
§166. Рассмотрев Вселенную с общей точки зрения её составных частей, законов и разнообразных свойств, мы можем перейти к процессу её образования, произведшему миры и отдельные существа. Потом мы опустимся к сотворению собственно земного шара, к его современному положению и отношению его к общему целому Вселенной и, наконец, считая его точкою отправления и относительной единицей, мы приступим к изучению планет и звёздных сфер. §167. Если мы хорошо поняли отношение или, лучше сказать, противоположность вечности и времени, если мы вполне усвоили мысль, что время есть только относительное измерение последовательности преходящих явлений, а вечность по самой сущности своей едина, неподвижна и постоянна, что к ней не приложима никакая мера времени или продолжительности, то мы понимаем, что для неё нет ни начала, ни конца. С другой стороны, если мы себе составили верное понятие, хотя, конечно, весьма слабое, о бесконечности могущества Божия, то мы поймём возможность и того, что мир всегда был и всегда будет. Раз только существовал Бог, то существовали и вечные Его совершенства. Прежде, чем родились времена, Божественное Слово раздалось в неизмеримой вечности и оплодотворилось столь же вечное пространство. §168. Бог, будучи по природе Своей предвечен, творил всегда и вечно, и это не могло быть иначе. Как бы далеко мы ни отодвигали в своём воображении предполагаемые пределы творения, всё же за этими пределами останется целая вечность - взвесьте это выражение - целая вечность, в течение которой Божественные Ипостаси, как безначальная воля, были бы погружены в немую летаргию, бездеятельную и бесплодную, в вечность, как бы мёртвую для вечного Отца общей жизни, в вечность немого равнодушия для Слова, управляющего этой жизнью, и холодного и эгоистического бесплодия для животворящего Духа вечной любви. Проникнемся же лучше величием воли Божией и непрерывностью её действия под рукою Единого Сущего! Бог - это солнце всего существующего, это свет мира! Так, при появлении солнца мгновенно разливаются волны света и, распространяясь, наполняют пространство. Так и мир, созданный Предвечным, восходит до непостижимых пределов бесконечных времён, до слов: "Да будет свет!", раздавшихся в начале. §169. Итак, истинное начало вещей восходит до Бога, а их последовательное появление в существовании относится к порядку беспрерывного творения. Какой смертный мог бы рассказать, сколь неведомое великолепие, скрытое завесой времён, развилось тогда, в ту древнюю эпоху, когда ещё не существовало ни одного из чудес современного мира: в ту первичную эпоху, когда раздался голос Бога и собрались матерьялы, долженствовавшие в будущем, сами собой симметрично расположившись, образовать храм Природы; тогда этот таинственный Голос, который всё существующее чтит и любит, как голос матери, произвёл и первые созвучия, образовавшие вечную музыку бесконечных небесных сфер! Мир, в колыбели своей, ещё не пользовался полнотою и зрелостью жизни; нет, творческая сила никогда не противоречит себе, и мир, как всё живое, должен был родиться ребёнком. Первобытная космическая материя под влиянием создавшего её творческого импульса и по указанным ей законам произвела вихри, скопления рассеянных флюидов и туманных масс, которые сами собою разбивались и до бесконечности изменялись, чтобы порождать в различных точках неизмеримого пространства разбросанные центры одновременных и последовательных созданий. Вследствие сил, преобладающих в каждом из этих центров, и условий, предшествовавших их образованию, эти центры получали специальные свойства, характеризующие их существование. Одни из них, менее рассеянные в пространстве и более богатые активными силами, тогда же начали свою обособленную астральную жизнь. Другие же, занимавшие бесконечно громадные пространства, развивались с чрезвычайной медленностью или вновь разделялись и образовывали второстепенные центры. §170. Возвращаясь всего на несколько миллиардов веков до нашего времени, мы находим, что Земля ещё не существует и что даже Солнечная система наша не начинала своей планетной жизни; но в эфирном пространстве уже блещут великолепные солнца; а обитаемые планеты уже производят жизнь многочисленных творений, предшествующих нам в человеческом существовании. Богатые произведения неизвестной нам природы и дивные чудеса небес развивают перед другими взорами картины безграничного Творения. Что я говорю! Уже многих великолепий нет больше, нет чудес, заставлявших биться сердца других смертных при мысли о бесконечном Могуществе! А мы, жалкие существа, появившиеся после целой вечности жизни, мы считаем себя современниками Творения! Ещё раз, постигнем Природу правильнее! Поймём, что вечность находится, как перед нами, так и за нами, а пространство представляет необозримое поле одновременного и последовательного Творения. Есть туманности, едва различимые для нас
|