Тема 10.Системные уровни и парадигмы принятия управленческих решений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 10.Системные уровни и парадигмы принятия управленческих решений



Согласно сложившимся к настоящему времени научным представлениям, разработку решений целесообразно проводить на трех системных уровнях:

· концептуальном;

· операциональном;

· элементном.

Концептуальный уровень – это уровень оценки «полезности» деятельности всей организации в целом. Такая оценка выносится на основе использования наиболее общей информации, анализируются проблемы (или задачи) содержательно и оценивают их информационную обеспеченность, делают наиболее общие выводы об их приоритетах, выбирают наиболее актуальные проблемы для решения. Главная цель – установить возможные и перспективные направления будущей деятельности по устранению проблем, наметить общую последовательность действий. Ошибки, допущенные на этом уровне не могут быть устранены в последующем, т.е. это уровень стратегического обоснования решений.

На операциональном уровне подробно исследуют контекст, содержание операции по достижению намеченных целей, определяют «порядок движения» к цели. Главная задача – планирование операции. Для этого строят модель операции, оценивают влияние объективных и субъективных факторов, определяющих ее ход и исход, генерируют альтернативы и на основе оценки эффективности принимают решение относительно того, какую из альтернатив следует считать наилучшим способом достижения цели. Это уровень тактического обоснования решений.

Элементный уровень – это уровень исполнительных звеньев, здесь оценивают качество исполнителей и ресурсов, происходит выбор технологического приема, обеспечивающего наиболее выгодное решение поставленной задачи.

Для современной теории принятия решений уже определена система теоретических и методологических предпосылок, на которых базируется любое конкретное научное исследование и которые воплощаются на практике. Для обозначения указанной совокупности предпосылок, вытекающей из системы принципов, а также постановок задач и основных методов их решения, американский ученый-науковед Кун предложил термин «парадигма» (от греческого paradeigma – пример, образец для подражания).

Исторически первой следует считать парадигму «эмоциональных решений». В ее основе лежали исключительно интуиция и опыт. Принципы, заложенные в эту парадигму, требовали главным образом строгого следования традициям, установившимся канонам и этическим нормам. Они были продиктованы срочностью и требовали высокой оперативности решений и действий. Думать и рассуждать, обычно было некогда, а потому и не допускалась инициатива и «творческие» колебания со стороны персонала. Полностью исключалась оценка длительной перспективы в экономических операциях, ориентировка была на текущий момент и не требовалось заблаговременного «стратегического» планирования.

Рост масштабов и сложности задач управления, повсеместное внедрение принципов разделения труда и делегирования полномочий со временем потребовали решительного снижения ошибок в выборе наилучшего решения. Это привело к необходимости обобщить опыт и знания, предложить теорию, которая превратила бы их в стройную систему научных взглядов на управление и разработку решений.

Родилась парадигма «рациональных решений». Принципы, заложенные в нее, предполагают моделирование реальной ситуации, т.е. представление ее в упрощенном для изучения виде с сохранением всех значимых характеристик и связей. После моделирования ситуации моделируют цель, формируя и измеряя требуемые результаты. Это расчленяет процесс на более простые фазы, позволяет распараллелить работы по разработке решений, на порядок снизить ошибки в принятии решений. Достоинством этого подхода является акцент на ясность и логическую согласованность. Однако формальный подход часто ограничивает перечень определяемых альтернатив попыткой заключения их в жесткие рамки количественных измерений.

Парадигмы эмоциональных и рациональных решений связаны друг с другом. Они тесно переплетены в сознании лица, принимающего решения, и при выборе оно пользуется ими одновременно. При этом в разных ситуациях лицо придает большую значимость то одной, то другой парадигме, в зависимости от тех преимуществ (качеств), которыми одна обладает по сравнению с другой. Среди таких качеств лицо, принимающее решения, чаще всего выделяет оперативность, полноту, достоверность, точность и другие. Кроме того, существует психологический феномен: тот факт, что лицо, принимающее решение знает, как ему рационально поступить, сам по себе еще не означает, что оно именно так и поступит. Это обусловлено прежде всего тем, что степень эмоциональной привлекательности вариантов решения различна.

Таблица 3. Характерные особенности различных концепций

Основания для выбора Концепция «Эмоциональных решений» Концепция «Рациональных решений»
Мотив поступка при принятии решения Внутренняя убежденность в правоте, вера Уверенность в разумности выбора
Факторы, определяющие мотивацию выбора Социальные основы и причины (статус ЛПР, его образование, профессиональная и иная принадлежность) Логическая непротиворечивость
Нравственные основы (культурные традиции, вероисповедание, надежда, любовь и прочее) «Внешняя» верифицируемость
Личностные качества ЛПР (опыт, интуиция, упрямство, зависть, злоба, месть, альтруизм, доброта, самопожертвование и т.п.) Доказательность на основе сравнимости (или сопоставимости) результатов в количественной или качественной шкале

Тема 11. Влияние паники на подготовку управленческих решений.

Словом «паника» обозначают безотчетный ужас внезапно появляющийся у людей при ознакомлении с необычной информацией. С.И. Ожегов трактует панику как крайний неудержимый страх, сразу охватывающий человека или многих людей. Паника (состояние паники) – это кратковременная потеря логики в мыслительной деятельности при подготовке и принятии решений.

Причины паники:

1. Патологические медицинские заболевания и психологические расстройства (невротические расстройства, эндогенные и органические заболевания ГМ).

2. Особые социальные состояния (обстоятельства, препятствующие удовлетворению человеком его основных биологических и социальных потребностей).

3. Случайное стечение напряженных ситуаций (в наборе каждодневных ситуаций может быть такое их сочетание, что они усугубляют друг друга).

Причины панического настроения:

· повышенный уровень эмоциональной возбудимости и активности внешней среды;

· потеря веры в руководство;

· изнуренность и утомленность работников - СХУ;

· пониженный тонус сознательной активности;

· несоответствие сильной значимости ситуации слабым ожиданиям;

· паникер на руководящей должности;

· стечение обстоятельств.

Состояние паники – это признак и первый этап развития стресса у человека.

Совокупность набора качеств человека и имеющейся конкретной напряженной или неожиданной ситуации определяет уровень страха, возникающего у человека. Индивидуальная паника - это беспомощное состояние человека, потеря уверенности в своих силах.

Таблица 4. Влияние качеств человека на продолжительность паники.

Личностные качества человека Значение качества, увеличивающее время паники Значение качества, уменьшающее время паники
Воля Слабая («я хочу») Сильная («так надо», «я должен»)
Эмоции Неуравновешенные Уравновешенные
Темперамент Холерики и меланхолики Сангвиники и флегматики
Внушаемость Сильная Слабая
Профессионализм Низкий Высокий
Опыт Малый Большой
Ответственность Технологическая Гуманитарная
Здоровье Слабое Крепкое
Страх Сильная реакция Слабая реакция
Характер внимания:    
- устойчивость рассеянная сконцентрированная
- объем малый большой
- распределенность малое количество запоминаемых разнотипных объектов большое количество запоминаемых разнотипных объектов
- переключение малая скорость большая скорость
Рискованность Оправданная Неоправданная
Тип мышления Эвристический Алгоритмический
Одержимость Безумная, бесноватая Целенаправленная

Паника (состояние паники) — это кратковременная потеря системности в мыслительной деятельности человека при подготовке и реализации решения. Системность выражается в логике мышления, использовании накопленных знаний и приобретенного опыта, представлении себя в качестве объекта и субъекта управления.

Паника — составляющая стресса человека.

Стресс —это состояние или процесс повышенного нервного напряжения из-за наличия напряженных или исключительных ситуаций, вызывающих страх. Общие положения теории стресса были сформулированы Г. Селье в 1963 г.

Стресс включает 5 состояний, распределенных по 4 схемам (рис.4).

В состоянии паники человек или группа людей может временно потерять способность разумно принимать или оценивать решения, нацеленные на преодоление обстоятельств, вызывающих страх. Осмысленный процесс деятельности человека или группы людей характеризуется использованием имеющихся знаний и опыта для разработки решений в виде выводов или конкретных действий.

ТО — время осознания страха; Т1 — время состояния внутренней паники; Т2 — время напряженной логической мыслительной деятельности; ТЗ — время, потраченное на формирование или реализацию необычных решений по ситуации); Т4 — время реализации немыслимых действий

Рисунок 4. Место паники в общей схеме стресса у человека

4 схемы стресса:

1) осознание страха, затем внутренняя паника и реализация немыслимых действий;

2) осознание страха, затем внутренняя паника (без опасных действий);

3) осознание страха, затем внутренняя паника, напряженная логичная мыслительная деятельность и разработка необычных решений;

4) осознание страха, затем напряженная логичная мыслительная деятельность и разработка необычных решений.

В зависимости от схемы развития стресса общее время стресса (Тс) определяется:

Тс = ТО + Т1 + Т4;

Тс= ТО + Т1;

Тс = ТО + Т1+ Т2 + Т3;

Тс= ТО + Т2 + Т3.

Время паники (Тп) равно: Т1 + Т4. В зависимости от времени Т4 (реализация немыслимых действий) выделяют два состояния: полное оцепенение и неосмысленные паникерские действия.

Различают 4 уровня работоспособности в условиях стресса. Работоспособность (Р) характеризуется соотношением между временем паники (Тп) и общим временем стресса (Тс):

Р=Тп/Тсх 100%.

Люди, находящиеся в полной депрессии, — паникеры.

Паникер может и сам стать источником групповой или массовой паники. В данном случае стресс вырождается в одно паническое состояние. Факт частой отмены или замены управленческих решений является косвенным свидетельством наличия паники.

Паникой могут быть охвачены руководители мелких компаний, менеджеры крупных компаний, высшие руководители стального треста, трейдеры фондовой биржи и т.д.

Набор качеств человека должен соответствовать конкретной напряженной или неожиданной ситуации, вызывающей у него страх. При этом ситуация может быть скоропреходящей или длительной, детерминированной или с элементами неопределенности.

Паника обычно приводит к буму для одних и к депрессии для других людей. Паника может иметь индивидуальный или коллективный характер.

Индивидуальная паника — это беспомощное состояние, потеря уверенности в своих силах. Это состояние может длиться сколь угодно долго. Поэтому роль общества или авторитетного человека, которые могут помочь преодолеть индивидуальную панику, является очень важной. Паника часто свойственна одержимым людям.

Коллективная паника — это беспомощное состояние группы людей. Она проявляется среди социальных или профессиональных групп населения на напряженную или исключительную ситуацию, вызывающую страх («социальная паника»). Для каждой коллективной паники обыч но имеется один основной источник напряженной или исключительной ситуации, вызывающей страх.

Закрепление в сознании человека панических состояний приводит к патологическому медицинскому заболеванию — панической атаке. Паническая атака провоцируется стрессовыми должностями, которые характеризуются повышенным вниманием, важностью принимаемых или исполняемых решений, и находятся под постоянным контролем вышестоящих инстанций.

Даже простая ситуация может оказаться напряженной и вызвать страх у работника, не имеющего соответствующей профессиональной подготовки или времени для ее обработки. Поэтому при работе в предполагаемых условиях паники необходимо организовывать коллективную работу по подготовке и реализации управленческих решений, с тем чтобы в ней нашелся хотя бы один человек, не подверженный паники. Например, управленческие решения необходимо дублировать несколькими работниками.

Состояние паники оказывает существенное влияние на мыслительную деятельность человека: снижает эффективность интеллектуальных процессов мышления и повышает действенность простых, многократно применяемых действий. Паническое состояние формирует положительные и отрицательные особенности в мыслительной деятельности человека. Положительные аспекты: активизация психики и ускорение психических процессов, улучшение гибкости мышления и оперативной памяти.

Отрицательные аспекты: ухудшение понимания и мышления, скованности или хаотичности движений (предложений), затруднение самоконтроля и прогнозирования, неоднозначность восприятия и обработки информации.

Выделяют особенности влияния индивидуальной и коллективной паники на трех этапах: при подготовке решения, при выполнении решения, при функционированиирезультата решения.

Первый этап характеризует профессионализм будущего решения. Разработка решения предполагает участие как специалистов в экономической, технологической и других сферах деятельности, так и руководителей соответствующих подразделений организации. Увеличение числа работников, принимающих участие в разработке решения, уменьшает влияние паники и может даже исключить ее полностью. Однако стоимость такого решения возрастает, что может существенно отразиться на себестоимости продукции. К непредсказуемым трудностям, вызывающим страх и панику, относятся: падение курса валют или акций, выход на освоенный рынок продукции конкурента и т.д.

На втором этапе — выполнение решения — базой для паники может быть несоответствие реальных условий выполнения решения запланированным. И это естественно, так как с течением времени ряд параметров может существенно измениться. Для долговременных процессов реализации решений существует опасность нереагирования на малые сигналы предстоящей опасности. Учет малых сигналов дает возможность для своевременных корректировок и предотвращения нежелательного хода событий. Для этого каждое решение должно сопровождаться системой контроля и реагирования на отклонения.

На третьем этапе — результаты выполнения решения — базой для паники могут служить прямые и косвенные отрицательные последствия уже выполненного решения в экономической, социальной, экологической и других областях. Уменьшению вероятности паники способствует соответствие решения действующему законодательству и уставным документам организации, получение сертификатов и актов независимых экспертов.

Причины паники: внешние и внутренние.

К внешним относятся три группы причин:

— патологические медицинские заболевания и психологические расстройства;

— особые социальные обстоятельства;

— случайное стечение обстоятельств.

Внутренние причины, определяемые условиями работы:

— устойчивая изнуренность и крайняя утомленность работников;

— сильно пониженный тонус сознательной активности;

— повышенный уровень эмоциональной возбудимости и активности внешней среды;

— потеря веры в руководство;

— несоответствие сильной значимости ситуации слабым ожиданиям;

— назначение паникера на руководящую должность;

— стечение обстоятельств.

Методология работы в условиях паники:

— моделирование типовых напряженных ситуаций, вызывающих страх как у самого участника тренинга, так и у людей, за которых он ответственен, и отработка действий по преодолению стресса;

— создание и поддержание в постоянной готовности спецсредств для пожаротушения, борьбы с наводнением, эвакуации населения и техники во время стихийных происшествий и т.д.;

— формирование неприкосновенных запасов питания, энергии и других элементов жизнеобеспечения людей и животных;

— страхование людей и их ответственности при деятельности повышенного риска;

— отработка профессиональных навыков организаторской деятельности:

— уяснение и осознание приоритетов потребностей и интересов человека и общества;

— умение выбирать приоритеты целей личности, коллектива и общества;

— отработка навыков брать на себя ответственность за действия и жизнь подчиненных или подопечных людей;

— отработка навыков организовывать отдельных людей и коллективы на рутинные виды деятельности;

— отработка навыков автономной организаторской деятельности в течение нескольких часов или даже дней;

— отработка навыков самовнушения, самостимулирования и самооценки.

К положительным аспектам паники относят активизацию психики и ускорение психических процессов, улучшение гибкости мышления и оперативной памяти. К отрицательным – ухудшение понимания и мышления, скованность или хаотичность движений (речи), затруднение самоконтроля и прогнозирования, неоднозначность восприятия и обработки информации.

Групповая или коллективная паника проявляется среди социальных и профессиональных групп населения как реакция на напряженную или исключительную ситуацию, вызывающую страх (социальная паника). Для нее обычно имеется один основной источник напряженной или исключительной ситуации. Организационной базой для паники служит закон самосохранения: «Каждая система стремиться сохранить себя (выжить) и использует для достижения этого весь свой потенциал (ресурс)».

Влияние паники рассматривается на 3 уровнях: при подготовке решения, при выполнении решения, при оценке последствий решения. Первый этап характеризует профессионализм будущего решения. На втором этапе базой для паники может быть существенное несоответствие реальных условий выполнения решения запланированным. На третьем этапе базой для паники могут служить прямые и косвенные отрицательные последствия уже выполненного решения в экономической, социальной, экологической и других областях.

Приемы минимизации отрицательных последствий ПРУР в условиях паники:

· моделирование типовых ситуаций, вызывающих страх у участников и отработка действий по его преодолению;

· создание и поддержание в постоянной готовности спецсредств;

· формирование неприкосновенных запасов питания, энергии, денег и прочее;

· страхование людей и их ответственности при деятельности повышенного риска;

· создание сбалансированного портфеля акций и запасов валюты;

· отработки профессиональных навыков организаторской деятельности:

- уяснения и осознания приоритетов потребностей и интересов человека и общества;

- умения выбирать приоритеты целей личности, коллектива и общества;

- отработки навыков брать на себя ответственность за действия и жизнь подчиненных или подопечных людей;

- отработки действий по экстремальному графику работы;

- отработки навыков организовывать отдельных людей и коллективы на рутинные виды деятельности;

- отработки навыков автономной организаторской деятельности;

- отработки навыков самовнушения, самостимулирования и самооценки.

Заранее учесть все напряженные ситуации, чреватые страхом, не представляется возможным, только накопление опыта работы с подобными ситуациями позволяет постепенно выработать у руководителей способность к оптимальному поведению во время паники и правильной подготовке и реализации УР.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1657; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.165.246 (0.054 с.)