Роль крупных европейских стран в функционировании ЕС. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль крупных европейских стран в функционировании ЕС.



Европейский союз (ЕС) -Наиболее развитая и совершенная интеграционная группировка, 27 государств членов с населением в 485 млн. человек.

1958-1968 - отменены таможенные пошлины и количественные ограничения экспорта и импорта промышленной продукции внутри КЭС, установлен единый таможенный режим в отношении товаров, ввозимых из третьих стран.

середина 1968 - сложился развитый таможенный союз, дополняемый элементами межгосударственного согласования эк., валютной, а также внешней политики. Значительные выгоды всем членам ЕЭС, связанные с более полным использованием преимуществ МРТ. Середина 70-х - середина 80-х – застой интеграции, оценивавшийся многими западными учеными как кризис.

Середина 80-х -резкая активизация интеграционных процессов, явное преобладание центростремительных сил, хотя эти процессы столкнулись с рядом серьезных проблем. Подобный сдвиг объясняется: 1. необходимостью объединить усилия участников ЕС для противодействия резко обострившейся конкуренции со стороны США, Японии и НИС, осуществления назревшей структурной перестройки хозяйства и решения задач нового этапа НТР; 2. коренным изменением позиции Франции в отношении ЕС.

До начала 80-х гг позиция Франции в отношении интеграции была сдержанной, достаточно противоречивой, однако, в начале 80-х гг правящие круги страны осознали, что такой курс ведет в тупик и что Франция может сохранить высокий статус только как одна из ведущих стран ЕС и один из главных "моторов" интеграции. Была сделана ставка на ЕС и усиление его наднационального характера.

Принятый в конце 1985 г. Единый европейский акт предусматривал создание к концу 1992 г. в ЕС полностью интегрированного рынка, объединение НТ потенциалов и реализацию крупномасштабных исследовательских программ в новейших отраслях.

Сильнейшие импульсы углубления интеграции в ЕС дал Маастрихтский договор о Европейском союзе, подписанный главами государств-членов ЕС в декабре 1992 г. и введенный в действие в 1993 г. (Австрия, Швеция и Финляндия автоматически присоединились к нему в результате своего вступления в ЕС с 1 января 1995 г.) Он включает в себя три принципиально новых качественных момента:

1. введение с 1993 г. единого гражданства ЕС, которое существует параллельно с национальным гражданством стран-членов ЕС. 2. формирование полит. союза, что подразумевает проведение интегрированной внешней и оборонной политики, тесную увязку внутренних политик (особенно в области борьбы с преступностью), гармонизацию юридических систем, повышение роли парламента ЕС. 3. формирование экономического и валютного союза (ЭВС), сердцевиной которого призвана стать единая валюта – евро.

Гл. 4 института: 1. Совет Европейского союза (СЕС) 2. Комиссия ЕС (КЕС) 3. Европейский парламент (ЕП) 4. Европейский суд

В настоящее время в ЕС - адаптационный кризис, начало которого связывается с отриц. исходом референдумов по проекту Конституции ЕС во Франции и Нидерландах (май-июнь 2005 г.). Внешне он выражается в многочисленных сбоях в принятии и реализации важнейших решений органами ЕС. Это связывается с ослаблением роли франко-германской оси в ЕС, которая решающим образом способствовала преодолению интеграционного кризиса 70-х – начала 80-х гг. прошлого века и играла в дальнейшем роль «мотора» в формировании эк., валютного и полит. союза в рамках ЕС.

Германия, Франция и Италия, прилагают значительные усилия для преодоления нынешнего кризиса ЕС и нового оживления интеграции вглубь (к 2009-2010 гг.)

 

Структурный кризис 90-х годов и пути его преодоления. Позиции Японии в МХ в начале XXI века.

В течение 1992-2003 гг. Япония пережила длительный застой в экономическом развитии. Она потеряла статус второй державы в мире. Это место прочно занял Китай (по общему объему ВВП). Застой в Японской экономике был обусловлендефляцией. Она определялась спадом в производительности труда и сокращением объема рабочего времени. Это в свою очередь вызвано сокращением численности занятых, что связано со старением населения. Среднемесячное отработанное время сократилось. Существенное снижение рождаемости в стране. Другим ограничителем экономического роста в Японии в 90-х годах стало увеличение капиталоемкости ВВП (увеличилась почти на 50%). Вырос в больших объемах государственный внутренний долг. В 2005 г. он составил 7 трлн. 429 млрд. долл. или 155% годового ВВП. Спад, который поразил японскую экономику в течение более 10 лет был спровоцирован перегревом фондового рынка. За десятилетие 1979-1989 гг. индекс акций японских компаний в долларовом выражении поднялся почти в 10 раз. Кризисная ситуация проявила себя в сфере недвижимости, особенно городской. Только с 1985 по 1990 гг. цены земли под жилищное строительство выросли в среднем по стране примерно в 7 раз. (1м^2 земли в престижном районе Токио- 350 тыс. долларов). Этот бум нуждался в источниках финансирования. Платежеспособный спрос на ценные бумаги и недвижимость мог иметь своим источником только кредит. Но система кредитования этого не выдержала. Наметился гигантский рост ссуд, предоставляемых коммерческими банками и другими финансовыми институтами, которые на 60-70% остались непогашенными. В 1997-1998 гг. цены на недвижимость упали на 75-80%. Большое число банковских ссуд обесценилось. Грандиозные суммы попали в категорию неоплатных. В большой степени это было обусловлено тем, что японские банки кредитовали деятельность компаний стран Юго-Восточной Азии. Многие из них оказались несостоятельными дебиторами. Они стали задерживать погашение своих кредитов. В конце 1994г. были закрыты два крупных банка. Настоящий банковский кризис наступил в 1997 г. Спасение банковской системы взяло на себя государство. Правительство приняло чрезвычайные меры: министр финансов объявил, что государство дает до марта 2001г. полную гарантию любых вкладов как в иенах, так и в иностранных валютах. Для оздоровления банковской системы потребовалось вливание государственных денег. В 1998 г. японская экономика впервые за несколько десятилетий показала отрицательный рост ВВП. Правительство приложило усилия для реформирования экономики в соответствии с требованиями нового этапа развития мирового хозяйства. Реформы начались с преобразований в банковско-финансовой сфере. Отслеживали движение финансовых потоков в стране. В 2001 г. была создана Комиссия по финансовой реструктуризации, которая осуществляла меры реформирования. Все банки Японии прошли строгий аудит, в результате чего было выявлено просроченных и непогашенных кредитов на сумму 43,2 трлн. иен. Государство пошло, списав банкам 80% задолженности. Банковские балансы постепенно выравнивались. Количество банковских монополий снизилось с 25 до 16. Главная линия проведенной реформы – либерализация экономических отношений. Банки получили доступ на рынок ценных бумаг, на рынок страховых услуг. Япония изменила методы экономической политики, чтобы в 21 веке вернуться к устойчивой экономической динамике, сохранить за собой место одного из лидеров мировой экономики. Япония отличалась низким уровнем безработицы. В условиях растущих финансовых трудностей фирмы вынуждены были отойти от традиционной японской системы «пожизненной найма». В результате ежегодные темпы роста ВВП Японии выросли с 0,4% до 2,8%, темпы роста экспорта товаров и услуг – с -6,1% до + 8,1%, темпы инфляции снизились с -1,6% до -1,2%.

Послевоенное развитие Японии. План Доджа.

Япония серьезно пострадала во Второй мировой войне.Страна потеряла около 3 млн. человек, а ее города Хиросима и Нагасаки впервые в мире подверглись жестокой атомной бомбардировке авиацией США. Главные города были разрушены, страна страдала от нехватки продовольствия. 30% национального богатства страны было уничтожено, производство упало. Уровень производства промышленной продукции в 1946 году составлял всего 14% от довоенного, уровень реальной заработной платы рабочих – 13% от довоенного. В экономике господствовали черный рынок и инфляция, карточное распределение продовольствия и одежды. Почти все виды сырья – нефть, металлы, хлопок и пр. Япония должна была импортировать, ее валютные резервы оказались на чрезвычайно низком уровне.

После войны Япония была оккупирована войсками США. Стране был навязан мирный договор (1955 г.), который превращал Японию в полностью демилитаризованную страну (на которой по международному акту ликвидированы военные сооружения, запрещено содержание вооружённых сил). Огромные разрушения и серьезный экономический спад обусловили необходимость организации помощи для восстановления хозяйства.

План восстановления японской экономики получил название плана Доджа. В отличие от плана Маршалла многие положения плана Доджа внедрялись директивно оккупационными силами США, которые полностью решали судьбу будущего Японии. Для преодоления голода и лишений самых трудных послевоенных лет США предоставили кредиты на льготной основе для закупок продовольствия, одежды, обуви, строительных материалов, топлива на сумму 5 млрд.долл. Главная линия реализации плана Доджа – удар по феодальным отношениях, сохранявшимся в стране. Были распущены феодально-олигархические монопольные группы, проведена земельная реформа, уничтожавшее монопольное землевладение феодалами, вводилась система обязательного выкупа земли и широкого использования земли в коммерческом обороте (введение системы залога земли, ипотечного кредитования и т.д.). Проведены меры по либерализации цен, усиление рыночной конкуренции производителей, осуществлены денежная реформа и реформа финансовой и банковской систем.Требовались кардинальные реформы системы управления национально экономикой. Такие реформы в стране начались с конца 50-х годов и которые по прошествии 10-15 лет дали высокие социально-экономические результаты.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.221.113 (0.005 с.)