Тема I. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЭВОЛЮЦИОННЫХ ИДЕЙ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема I. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЭВОЛЮЦИОННЫХ ИДЕЙ



МИНСК


УДК 576.12

ББК 28.02

Т33

 

 

А в т о р ы - с о с т а в и т е л и:

М. А. Титок, В. С. Анохина

 

 

Рекомендовано Ученым советом биологического факультета

19 июня 2007 г., протокол № 10

 

 

Рецензент

доктор биологических наук, профессор

В. А. Прокулевич

 

Т33
Теория эволюции
Т33
: семинарские занятияпо курсу для студентов биологического факультета специальностей «Биология» 1-31 01 01, «Биоэкология» 1-33 01 01 и «Биотехнология» 1-31 01 01-03 / авт.-сост.: М. А. Титок, В. С. Анохина. – Минск: БГУ, 2007. – 26с.

 

 

Предназначено для студентов биологического факультета специальностей «Биология» 1-31 01 01, «Биоэкология» 1-33 01 01 и «Биотехнология» 1-31 01 01-03.

УДК 576.12

ББК 28.02

Ó БГУ, 2007

Тема I. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЭВОЛЮЦИОННЫХ ИДЕЙ

В БИОЛОГИИ

Занятие 1. Этапы развития эволюционных идей

Первое эволюционное учение

1. Эволюционные идеи Античности, Средневековья и эпохи Возрождения.

2. Развитие эволюционных взглядов в XVII- XVIII в. и первой половине XIX в. Представления об эволюции органического мира (креационизм и трансформизм) и онтогенеза (преформизм и эпигенез).

3. Сущность первого эволюционного учения Ж.Б.Ламарка (наследование организмами приобретенных признаков и внутреннее стремление организмов к совершенству). Законы Ламарка.

4. Эволюционные взгляды на развитие органического мира во второй половине XIX в. и в XX в. В чем суть теории номогенеза, прерывистого равновесия, сальтоционизма, эпигенетической теории эволюции, теории макромутаций, зародышевой плазмы и др. (рис. 1).

 
 

 


Рис. 1.Развитие эволюционных идей в биологии.


Терминологический словарь: эволюция, градация, лестница существ, креационизм, трансформизм, преформизм, эпигенез, теория катастроф, овисты, анималькулисты, номогенез, сальтоционизм, эпигенетическая теории эволюции, теория макромутаций, теория зародышевой плазмы

Вопросы для самоконтроля

1. Приведите пример мифа о рождении мира.

2. На какой день творения бог создал растения, животных и человека?

3. Назовите ярких представителей идеи трансформизма.

4. Представителями какого течения являются овисты и анималькулисты, какова разница между ними?

5. Кто предложил первый вариант лестницы существ?

6. Кого на вершине лестницы существ поместил Ш.Боне?

7. В чем заключается принцип градации?

8. Чем отличаются течения теизма и деизма?

9. Кто является основоположником теории катастроф?

10. На основании каких наблюдений Ж. Кювье отрицал изменяемость видов?

11. Какова роль К.М. Бэра в споре между представителями течения преформизма и эпигенеза?

12. Главные направления эволюции и их причины по Ж.Б. Ламарку?

13. В чем различия форм изменчивости высших животных и растений по Ж.Б. Ламарку?

14. Каким образом происходит формирование приспособлений и видообразование по Ж.Б. Ламарку?

15. Каким образом осуществляется биологический прогресс по Ж.Б. Ламарку?

Тесты

1. Какое из учений относится к основным течениям метафизического периода развития естествознания?

а) ламаркизм б) трансформизм в) креационизм г) дарвинизм

2. Представители какого течения признавали изменяемость видов?

а) эпигенеза б) трансформизма в) креационизма г) преформизма

3. Какое из течений метафизиков признавало реальность видов?

а) эпигенез б) креационизм в) трансформизм г) учение Сент-Иллера

4. Что по Ламарку является причиной прогрессивной эволюции?

а) условия среды б) первотолчок (творец) в) отбор г) изменчивость форм

5. Какую приспособленность форм признает Ламарк?

а) абсолютную б) изначальную в) относительную г) любую

Вопросы для самоконтроля

1. Какие задачи поставил перед собой Ч.Дарвин при написании работы «О происхождении видов путем естественного отбора или сохранении благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь»?

2. Перечислите названия первых четырех глав работы Ч.Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора».

3. Как Ч. Дарвин определял определенную, неопределенную и коррелятивную изменчивость?

4. От чего в большей степени зависит неопределенная изменчивость?

5. Каким образом произошли домашние собаки по Дарвину?

6. Какие факты свидетельствуют о монофилетическом происхождении домашних голубей?

7. Какое количество потомков может появиться от пары слонов за 740-750 лет?

8. Что означает борьба за существование в широком смысле этого слова?

9. Какова причина и следствия борьбы за существования по Дарвину?

10. Дайте определение естественного отбора.

11. Приведите примеры действия естественного отбора по Ч. Дарвину?

12. Перечислите «обстоятельства, благоприятствующие образованию новых форм посредством естественного отбора».

13. Почему естественный отбор действует с гораздо большей эффективностью, чем искусственный?

14. Почему естественный отбор не может привести к абсолютной приспособленности?

15. Какие пути видообразования выделял Ч. Дарвин? Согласно диаграмме, приведенной в работе Ч.Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора», сколько видов образуется от начального вида А и I?

Тесты

1. Какую приспособленность форм признает Дарвин?

а) изначальную б) постоянную в) абсолютную г) относительную

2. Какие формы изменчивости выделял Дарвин?

а) модификационную б) мутационную в) неопределенную

г) комбинативную д) фенотипическую

3. Какая существует по Дарвину форма борьбы за существование?

а) прямая б) внутривидовая в) все формы

г) косвенная д) индивидуальная

4. Выделите общую (по Дарвину) форму для искусственного и естественного отбора.

а) индивидуальный б) половой в) межвидовой

г) методический д) групповой

5. Какой путь видообразования признавал Дарвин.

а) сальтационное б) неоформогенное в) постепенное

г) прерывистое д) скачкоообразное

Вопросы для самоконтроля

1. Приведите пример формообразующей функции молекулы РНК.

2. Приведите схему эксперимента получения адапторных молекул РНК

3. Укажите принципиальные моменты, которые лежат в основе схемы возникновения аппарата биосинтеза белка (по А.С. Спирину)?

4. Какие функции характерны для молекулы РНК в клетке?

5. Какие белковые домены в клетке эукариот унаследованы от архей (бактерий)?

6. Какой из факторов внешней среды являлся решающим в процессе возникновения эукариотической клетки?

7. Приведите формулу, с помощью которой можно определить время расхождения таксонов с использованием данных сиквенса молекул ДНК.

8. Какие критерии лежат в основе молекулярной филогении?

9. Перечислите основные особенности в организации генетического материала высших эукариот.

10. Для каких организмов в ходе эволюции наблюдается увеличение размера генома?

11. Дайте определение понятия «генная сеть».

12. Существует ли корреляция между фенотипическим разнообразием организмов с изменениями в последовательностях нуклеотидов? Приведите пример.

13. Приведите пример работы генной сети по принципу положительной обратной связи.

14. Какие закономерности выявляются при анализе работы генных сетей по принципу отрицательной обратной связи.

15. В чем суть экспериментов, проведенных в лаборатории академика Дмитрия Константиновича Беляева?

Тесты

1. Укажите процесс, в котором ферментативную функцию выполняет молекула РНК

а) синтез нуклеотидов б) синтез белка в) синтез липидов

г) синтез азотистых оснований

2. Филогенетическое древо трех надцарств живых организмов основано на анализе

а) белковых доменов б) транспортных РНК

в) рибосомальных РНК г) ДНК структурных генов

3. Для каких организмов выявлено минимальное количество генов, обеспечивающих жизнедеятельность?

а) альфа-протеобактерии, б) цианобактерии

в) микоплазмы г) археи

4. Для каких генных сетей превалируют отрицательные обратные связи?

а) гомеостаза б) стрессового ответа в) морфогенеза г) апоптоза

5. Максимальный спектр мутационной изменчивости наблюдается при работе генной сети с отрицательной обратной связью в случае?

а) стабилизирующего отбора б) движущего отбора

в) дизруптивного отбора г) дестабилизирующего отбора

Тема III. МИКРОЭВОЛЮЦИЯ

Вопросы для самоконтроля

1. Как назывался семинар, в недрах которого родилась синтетическая теория эволюции?

2. Назовите основоположников синтетической теории эволюции.

3. Почему отдельная особь (или вид) не могут являться элементарной единицей эволюции?

4. Каким образом можно выявить скрытую изменчивость в популяции?

5. Какие типы хромосомных мутаций играют важную роль в эволюции?

6. Приведите примеры дупликаций генетического материала в ходе эволюции живых организмов.

7. В чем различие результатов мутационного процесса и рекомбиногенеза?

8. Какова роль модификаций в эволюции?

9. Назовите особенности мутационного процесса, связанного с перемещением мобильных генетических элементов.

10. Каким образом трансвекция, прионизация, РНК-интерференция, метилирование ДНК, геномный импринтинг могут повлиять на процесс эволюции?

11. Назовите отличительные особенности мутационного процесса как элементарного фактора эволюции.

12. За счет каких механизмов мутации могут распространяться в популяции?

13. Для каких популяций характерно состояние равновесия?

14. Какие из первоначальных положений синтетической теории эволюции подлежат уточнению?

15. Какой из факторов (мутационный процесс или рекомбиногенез) является более мощным источником изменчивости?

Тесты

1. Что является элементарной эволюционной единицей?

а) вид б) биогеоценоз в) популяция г) генотип д) особь

2. Какая изменчивость не является материалом для эволюции?

а) модификационная б) комбинационная в) мутационная

г) сезонная д) морфозы

3. Какой из примеров относится к генетическому (стабильному) полиморфизму в популяции?

а) разный возрастной состав

б) группы крови у человека

в) приспособительная окраска раковины виноградной улитки

г) разная форма листьев стрелолиста при разных условиях произрастания растений

д) половой диморфизм

4. Какая структурная единица входит в состав популяций?

а) семейство б) подвид в) особь

г) разновидность д) географическая раса

5. Что обеспечивает накопление генотипической изменчивости в популяции?

а) летальный эффект мутаций

б) полиморфизм популяций

в) адаптивный характер мутаций и рекомбинаций

г) гетерогенность популяций

Вопросы для самоконтроля

1. Какие элементарные факторы эволюции поставляют элементарный эволюционный материал?

2. Почему возможен поток генов?

3. Какова эволюционная значимость дрейфа генов?

4. Каким образом изоляция усиливает дифференцировку между видовыми формами и способствует стабилизации видов?

5. Дайте определение «естественный отбор».

6. Каким образом связаны селективная ценность генотипа и коэффициент отбор?

7. Какова роль борьбы за существования в естественном отборе?

8. Почему без гетерогенности отбор не эффективен (не может происходить)?

9. В чем плюс и минус стабилизирующего и движущего отбора?

10. Почему отбор не может сформировать абсолютную приспособленность?

11. В каких популяций дрейф генов сказывается сильнее?

12. Приведите пример эффекта бутылочного горлышка.

13. Для каких популяций эффект основателя играет важную роль?

14. Назовите отличительные особенности миграции как элементарного фактора эволюции?

15. Назовите отличительные особенности изоляции как элементарного фактора эволюции?

Тесты

1. Какой из элементарных факторов эволюции поставляет элементарный эволюционный материал?

а) изоляция б) адаптация в) мутационный процесс

г) борьба за существование д) отбор

2. В результате какого отбора обеспечивается стабилизация видов и уменьшается изменчивость?

а) группового отбора б) дизруптивного в) стабилизирующего

г) движущего д) К-стратегия отбора

3. Какой отбор приводит к полиморфизму?

а) ассоциативный б) К или r стратегия отбора

в) дизруптивный г) индивидуальный

4. От чего зависит величина коэффициента отбора?

а) от условий существования организма б) численности особей

в) селективной ценности генотипа г) формы изменчивости

д) времени

5. Почему естественный отбор не может сформировать абсолютную приспособленность?

а) изменяются условия б) не хватает изменчивости популяций в) изменяются направления искусственного отбора г) нужен длительный промежуток времени

Занятие 3. Вид и видообразование

1. Вид – основная форма существования и развития живой природы. Критерии и основные признаки вида. Целостность вида (временная и пространственная). Заполните табл. 4 и укажите, почему каждый из приведенных критериев на является абсолютным (приведите примеры).

2. Характеристика разных концепций о виде. Основные структурные единицы политипического вида.

3. Внутривидовые отношения (классификация внутривидовых отношений по времени возникновения и значимости для вида). Межвидовые отношения, их разнообразие и эволюционное значение.

4. Видообразование как процесс превращения генетически открытых систем в закрытые. Существенные отличия процесса формообразования и видообразования. Принцип «основателя».

5. Аллопатрическое и симпатрическое видообразование, механизм, следствие. Способы образования новых видовых форм (пути образования новой видовой формы, действия изоляционных механизмов). Симбиогенез.

6. Гибридогенное видообразование. Сальтационное (квантовое видообразование). Темпы видообразования. Генетические механизмы видообразования.

Таблица 4

Отличительные особенности критериев вида

Критерии вида Суть критерия Относительность критерия (примеры)
Морфологический    
Физиологический    
Биохимический    
Генетический    
Эколого-географический    
Молекулярно-генетический    
Молекулярно-биохимический    
Цитогенетический    

Терминологический словарь:вид, видообразование, критерии вида, внутри- и межвидовые отношения, принцип основателя, алло- и симпатрия, кладогенез, анагенез, синтезогенез, стасигенез, формообразование, дем, семья, экотип, биотип, экоэлемент, градуализм, принцип прерывистого равновесия.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение понятию «вид».

2. Чем отличается структура политипического вида растений, животных, микроорганизмов?

3. Почему вид – генетически закрытая система?

4. В чем противоречивость внутри- и межвидовых отношений?

5. Чем отличались разные концепции вида?

6. Почему все критерии вида относительные?

7. Что обеспечивает целостность вида во времени и пространстве?

8. Чем отличается формообразование от видообразования?

9. Как образуется новая видовая форма при симпатрии и аллопатрии?

10. Какие действуют первичные изоляционные механизмы при разных типах видообразования?

11. Каковы генетические механизмы хромосомного и гибридогенного видообразования?

12. Что является принципом основателя при аллопатрии?

13. В чем отличие кладогенеза от синтезогенеза?

14. Приведите пример анагенеза и стасигенеза?

15. Возможно ли сальтационное видообразование, возможные механизмы?

Тесты

1. Что является первичным при видообразовании?

а) появление мутаций б) возникновение модификаций в) отбор

г) образование новой видовой формы д) борьба за существование

2. Какое видообразование приводит к возникновению вида за счет географической изоляции?

а) симпатрическое б) гибридогенное

в) аллопатрическое г) сальтационное

3. Какое видообразование осуществляется за счет объединения разных видов?

а) кладогенез б) симгенез в) анагенез

г) симпатрическое видообразование д) географическое

4. Сальтационное (скачкообразное) видообразование не является следствием:

а) появления морфозов б) полиплоидии

в) разной смены условий жизни г) смены форм отбора

5. Почему все критерии вида относительны?

а) вид понятие условное б) вид политипичен в) вид стабилен

г) все биологические признаки вида могут изменяться

Тема IV. МАКРОЭВОЛЮЦИЯ

Вопросы для самоконтроля

1. Каким образом строилась геохронологическая шкала.

2. Перечислите периоды палеозойской (мезозойской) эры.

3. В какой период развития Земли появились млекопитающие, покрытосеменные?

4. Что такое точка Пастера и какова ее роль в развитии органического мира?

5. Дайте определение онто- и филогенеза.

6. В чем проявляется целость онтогенеза и что ее обеспечивает?

7. В чем причина канализированности онтогенеза?

8. Какие возможны изменения онтогенеза?

9. В чем эволюционное значение связи органов и функций?

10. Что первично в изменении органов?

11. Какие возможны способы преобразования органов в процессе филогенеза?

12. Какие особенности онтогенеза обеспечивают его устойчивость, эволюцию по пути автономизации и канализированности?

13. В чем проявляется связь онто- и филогенеза?

14. В чем сущность и недостатки биогенетического закона Мюллера-Геккеля?

15. В чем особенности онтогенеза животных, растений и микроорганизмов?

Тесты

1. Канализированность онтогенеза обеспечивается за счет:

а) фенотипа б) генотипа в) его изменчивости г) приспособленности

2. Целостность онтогенеза обеспечивает (в пространстве):

а) эмбрионизация б) корреляция органов

в) смена поколений г) автономизация

3. Филогенез отражает:

а) преемственность онтогенезов б) преемственность видов

в) преемственность форм отбора г) связь популяций

д) связь биотипов

4. Что является биологической основой филогенетического преобразования органов?

а) мультифункциональность органов б) изменчивость органа

в) смена условий г) смена поколений

5. Какой закон отражает связь онто- и филогенеза?

а) закон Харди-Вайнберга

б) закон Вавилова Н.И. о гомологических рядах в наследственной изменчивости

в) биогенетический закон Геккеля-Мюллера

г) закон Шмальгаузена об интеграции биологических систем

Вопросы для самоконтроля

1. Перечислите критерии биологического прогресса и регресса

2. Приведите пример органических форм, возникших путем катагенеза

3. Приведите примеры аро-, алло- и катаморфозов.

4. Приведите пример эпиморфоза.

5. На основании каких данных были сформулированы правила эволюции?

6. Перечислите предков Homo sapiens.

7. Что указывает на единство происхождения человеческих рас?

8. Каким образом была обнаружена митохондриальная Ева" и "Y-хромосомный Адам?

9. Где находится прародина человечества?

10. Моно- или полифилитическое происхождение имеет Homo sapiens?

11. Какие методы используются для изучения эволюции экосистем?

12. Какие изменения происходят при сукцессии в экосистемах?

13. Приведите примеры экологических сукцессий.

14. Каковы особенности эволюции островных экосистем?

15. В чем причины и механизмы вымирания видов?

Тесты

1. Какой из критериев характеризуют морфо-физиологический прогресс?

а) уровень организации б) успех в борьбе за существование в) ареал

г)численность д) морфо-физиологические изменения

2. Какой из критериев характеризует биологический прогресс

а) степень деградации таксона б) численность

в) сужение ареала вида г) обмен веществ

3. Какое из главных направлений эволюции обеспечивает понижение уровня организации форм?

а) арогенез б) гипергенез в) телогенез г) катагенез д) аллогенез

4. Примером какого пути эволюции является формирование человеческих рас?

а) арогенеза б) идиогенеза в) гипогенеза г) гипергенеза д) телогенез

5. Дивергенция осуществляется за счет:

а) однонаправленной изменчивости б) одинаковых условий

в)разнонаправленной изменчивости г) гибридизации форм

 

 

Литература

Основная

1. Бирюков, Н. П. Эволюция / Н. П. Бирюков / КалГУ. – Калининград, 1999. – 286 с.

2. Вернадский, В. И. Биосфера / В. И. Вернадский. – М., 1967. – 576 с.

3. Власов, В.В., Власов, А.В.Жизнь начиналась с РНК // Наука из первых рук. – 2004. – Т. 3, № 2. – С. 6-19.

4. Воронцов, Н.Н. Развитие эволюционных идей. – М.: Прогресс-традиции, 1999. – 432 с.

5. Дарвин, Ч. Происхождение видов путем естественного отбора, или сохранение благоприятных рас в борьбе за жизнь / Ч. Дарвин. – СПб.: Наука, 1991.– 539 с.

6. Дарвин, Ч. Происхождение человека и половой отбор / Ч. Дарвин. – СПб.: Наука, 1909.– 734 с.

7. Иорданский, Н.И. Эволюция жизни /Н.И. Иорданский.– М.: Академия, 2005, – 425 с

8. Колчанов Н.А., Кодирование и эволюция сложности биологической организации / Н. А. Колчанов, В. В. Суслов // Эволюция биосферы и биоразнообразия: сб. к 70-летию А.Ю.Розанова / – М.: Товарищество научных изданий КМК, 2006. – С. 60-97.

9. Колчанов Н.А., Моделирование биологической эволюции: Регуляторные генетические системы и кодирование сложности биологической организации / Н. А. Колчанов, В. В. Суслов, К.В. Гунбин // Вестник ВОГиС. – 2004, Т. 8. – № 2. – С. 86-99.

10. Колчанов, Н. А., Молекулярная эволюция генетических систем / Н. А. Колчанов, В. В. Суслов, В. К. Шумный // Палеонтологический журнал. – 2003. № 6. – С. 58-71.

11. Майр, Э. Популяции, виды и эволюция. – М.: Мир, 1974. – 460 с.

12. Марков, А.В. Происхождение эвкариот: выводы из анализа белковых гомологий в трех надцарствах живой природы / А. В. Марков, А. М. Куликов // Происхождение и эволюция биосферы: сб. – Новосибирск: ИК РАН, 2005. – 86с.

13. Ратнер, В.А. Молекулярная эволюция /В.А. Ратнер// Соросовский образовательный журнал. 1998. №3. с. 41-47.

14. Северцов, А. Н. Главные направления эволюционного процесса /А. Н. Северцов / Моск. ун-т. – М., 1967. – 202 с.

15. Северцов, А. С. Введение в теорию эволюции / А. С. Северцов. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 380 с.

16. Спирин А.С. Биосинтез белков, мир РНК и происхождение жизни / А.С. Спирин // Вестник РАН. – 2001. – Т. 71. – №4. – с. 320-328.

17. Спирин, А.С. Рибонуклеиновые кислоты как центральное звено живой материи / А.С. Спирин// Вестник РАН. – 2003. – Т. 73. – № 4. С. 117-127.

18. Суходолец, В. В. Генетическая теория вертикальной эволюции / В. В. Суходолец. – М.: Госнеш Генетика, 2003. – 148 с.

19. Тыщенко, В. П. Введение в теорию эволюции / В. П. Тыщенко. – С.-Пб., 1992. – 165 с.

20. Чек, Т. Р. РНК — фермент / Т. Р. Чек // В мире науки. – 1987. – № 1. – С. 1-13.

21. Шварц, С. С. Экологические закономерности эволюции / С. С. Шварц. - М.: «Наука» 1980. 278 с.

22. Шмальгаузен, И. И. Проблемы дарвинизма / И. И. Шмальгаузен. – Л.: Наука, 1969. – 493 с.

23. Шмальгаузен, И. И. Факторы эволюции / И. И. Шмальгаузен. – М.: Наука, 1968. – 451 с.

24. Яблоков, А. В. Эволюционное учение // Учебн. пособие. 3-е изд., переработано и дополнено / А. В. Яблоков, А. Г. Юсуфов. – М.: Высш. шк., 1998. – 310 с.

 

Дополнительная

1. Айала, Ф. Введение в популяционную и эволюционную генетику / Ф. Айала. – М., 1984. – 230 с.

2. Айала, Ф. Современная генетика / Ф. Айала, Дж. Кайгер. – М.: Мир, 1987. Т.3. – 333 с.

3. Антонов, А. С. Основы геносистематики высших растений / А. С. Антонов. – М.: МАИК «Наука/интерпериодика», 2000. – 135 с.

4. Беляев, М. М. Окраска животных и естественный отбор / М. М. Беляев. – М.: Совр. наука, 1947. – 144 с.

5. Берг, Л. С. Номогенез или эволюция на основе закономерностей / Л. С. Берг // Труды по теории эволюции. 1922-1930 / Л.: Наука, 1977. С. 95-311.

6. Галл, Я. М. Борьба за существование как фактор эволюции / Я. М. Галл. – Л.: Наука. 1976. – 155 с.

7. Грант, В. Видообразование у растений / В. Грант. – М.: Мир, 1984. – 528 с.

8. Грант, В. Эволюционный процесс. Критический обзор эволюционной теории / В. Грант. – М.: Мир, 1991. – 488 с.

9. Грант, В. Эволюция организмов / В. Грант. – М.: Мир, 1980. – 470 с.

10. Гродинский, Д. Л. Две теории биологической эволюции / Д. Л. Гродинский. – Саратов: Научная литература, 2002. – 160 с.

11. Докинз, Р. Эгоистичный ген / Р. Докинз. – М.: Мир.– 1993. – 316 с.

12. Еськов, К. Ю. История Земли и жизни на ней / К. Ю. Еськов. – М.: МИРОС-МАИК "Наука/Интерпериодика", 2000. – 352 с.

13. Завадский, К. М. Вид и видообразование / К. М. Завадский. – Л.: Наука, 1968. – 404 с.

14. Завадский, К. М. Развитие эволюционной теории после Дарвина / К. М. Завадский. – Л.: Наука, 1973. – 423 с.

15. Завадский, К. М. Эволюция эволюции / К. М. Завадский, Э. И. Колчинский. – Л.: Наука, 1977. – 236 с.

16. Камшилов, М. М. Эволюция биосферы / М. М. Камшилов. – М.: Наука, 1979. – 256 с.

17. Кимура, М. Молекулярная эволюция: теория нейтральности / М. Кимура. – М., 1985. – 398 с.

18. Левонтин, Р. Генетические основы эволюции / Р. Левонтин. – М.: Мир, 1978. – 351 с.

19. Лима-де-Фариа, А. Эволюция без отбора: Автоэволюция формы и функции / А. Лима-де-Фариа. – М.: Мир, 1991. – 455 с.

20. Медников, Б. М. Дарвинизм в ХХ веке / Б. М. Медников. – М.: Совр. Россия, 1975. – 224 с.

21. Назаренко, С.А. Эпигенетическая регуляция генов и ее эволюция / С.А. Назаренко // Эволюционная биология. Материалы II Международной конференции "Проблема вида и видообразование"/ Томский государственный университет. – Томск, 2002. – Т. 2. – С. 82-93.

22. Парамонов, А. А. Дарвинизм: учебное пособие / А. А. Парамонов. – М.: Просвещение, 1978. – 335 с.

23. Пехов, А. П. Биология с основами экологии / А. П. Пехов. – С-Пб.: Лань, 2000. – 672 с.

24. Пианка, Э. Эволюционная экология / Э. Пианка. – М.: Мир, 1981. – 398 с.

25. Расницын, А.П. Избранные труды по эволюционной биологии / А.П. Расницын. М.: Т-во научных изданий КМК, 2005. – 347 с.

26. Рэфф, Р. Эмбрионы, гены и эволюция / Р. Рэфф, Е. Кофмен. – М.: Мир, 1986. – 402 с.

27. Савинов, А.Б. Биосистемология системные основы теории эволюции и экологии / А.Б. Савинов. – Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2006. – 205 с.

28. Солбриг, О. Популяционная биология и эволюция / О. Солбриг, Д. Солбриг. – М.: Мир, 1982. – 448 с.

29. Стил, Э. Что, если Ламарк прав? Иммуногенетика и эволюция / Э. Стил, Р. Линдли, Р. Бландэн. – М.: Мир, 2002. – 237 с.

30. Татаринов, Л.П. Очерки теории эволюции / Л. П. Татаринов. – М.: Наука, 1987. – 251 с.

31. Тейяр де Шарден, П. Феномен человека / П. Тейяр де Шарден. – М.: Наука, 1987. – 242 с.

32. Шестаков, С. В. О ранних этапах биологической эволюции с позиций геномики / С. В. Шестаков // Палеонтологический журнал. – 2003. – № 6. – С. 50-57.

 

Содержание

Тема I. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЭВОЛЮЦИОННЫХ

ИДЕЙ В БИОЛОГИИ…………………………………………………….. 3

Занятие 1. Этапы развития эволюционных идей. Первое

эволюционное учение………………………………………………. 3

Занятие 2. Эволюционная теория Ч.Дарвина ……………………. 5

Тема II. МОЛЕКУЛЯРНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ……………………………... 8

Занятие 1. Молекулярные аспекты эволюции…………………… 8

Тема III. МИКРОЭВОЛЮЦИЯ…………………………………………. 11

Занятие 1. Элементарная единица эволюции.

Элементарный эволюционный материал…………………………. 11

Занятие 2. Элементарные факторы и движущие силы

эволюции……………………………………………………………. 13

Занятие 3. Вид и видообразование……………………………….. 15

Тема IV. МАКРОЭВОЛЮЦИЯ…………………………………………. 17

Занятие 1. Эволюция фило- и онтогенеза…………………….. 17

Занятие 2. Главные направления и закономерности

макроэволюции………………………………………………..…… 19

Литература………………………………………………………………… 22

 

 

Учебное издание

 

 

ТЕОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ

 

Семинарские занятия для студентов

биологического факультета специальностей

1-31 01 01– «Биология»,

1-33 01 01 – «Биоэкология»,

1-31 01 01-03 «Биотехнология»

 

Авторы-составители:

ТитокМарина Алексеевна

Анохина Вера Степановна

В авторской редакции

 

Ответственный за выпуск М. А. Титок

 

 

Подписано в печать 04.07.2007. Формат 60х84/16. Бумага офсетная.

Гарнитура Таймс. Усл. печ. л. 1,40. Уч.-изд. л. 1,31. Тираж 150 экз.

 

Белорусский государственный университет.

ЛИ № 02330/0056804 от 02.03.2004

220030, Минск, проспект Независимости, 4.

 

Отпечатано с оригинала-макета заказчика

на копировально-множительной технике

биологического факультета

Белорусского государственного университета.

220064, Минск, ул. Курчатова, 10.

МИНСК


УДК 576.12

ББК 28.02

Т33

 

 

А в т о р ы - с о с т а в и т е л и:

М. А. Титок, В. С. Анохина

 

 

Рекомендовано Ученым советом биологического факультета

19 июня 2007 г., протокол № 10

 

 

Рецензент

доктор биологических наук, профессор

В. А. Прокулевич

 

Т33
Теория эволюции
Т33
: семинарские занятияпо курсу для студентов биологического факультета специальностей «Биология» 1-31 01 01, «Биоэкология» 1-33 01 01 и «Биотехнология» 1-31 01 01-03 / авт.-сост.: М. А. Титок, В. С. Анохина. – Минск: БГУ, 2007. – 26с.

 

 

Предназначено для студентов биологического факультета специальностей «Биология» 1-31 01 01, «Биоэкология» 1-33 01 01 и «Биотехнология» 1-31 01 01-03.

УДК 576.12

ББК 28.02

Ó БГУ, 2007

Тема I. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЭВОЛЮЦИОННЫХ ИДЕЙ

В БИОЛОГИИ



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.235.216 (0.013 с.)