Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).



Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество.

В соответствии с указанными основными направлениями и их ценностными основаниями задачи, виды и формы деятельности конкретизируются для работы в начальной школе. Образовательное учреждение может отдавать приоритет тому или иному направлению воспитания и социализации, выделяя его для себя как ведущее. При этом важно помнить, что Стандарт и Концепция, согласно Закону «Об образовании», устанавливают в качестве важнейшей цели образования духовно-нравственное развитие личности в контексте становления ее гражданственности. Поэтому все направления воспитания и социализации важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.

4. СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

4.1. Современные особенности воспитания и социализации учащихся начальной школы

Учащиеся начальной школы требуют особого педагогического внимания. С первых дней пребывания в школе формируется их отношение к школе, образованию в целом, педагогам и сверстникам, вырабатываются основы их социального, гражданского поведения, характер их трудовой, общественной, творческой деятельности. Необходимо также учитывать принципиально новые условия жизнедеятельности современного ребенка, о которых педагоги еще два - три десятилетия назад даже не догадывались. Учет этих условий требует существенной корректировки подходов к организации воспитания и социализации обучающихся.

· Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе воспитания и социализации.

· Сегодня существует и усиливается конфликт между характером присвоения ребенком знаний и ценностей в школе (системность, последовательность, традиционность, культуросообразность и т. д.) и вне школы (клиповость, хаотичность, смешение высокой культуры и бытовой, размывание границ между культурой и антикультурой и т. д.). Этот конфликт меняет структуру мышления детей, их самосознание и миропонимание, ведет к формированию эклектичного мировоззрения, потребительского отношения к жизни, морального релятивизма.

· Современный ребенок живет иллюзией свободы. Снятие многих табу в виртуальных, информационных средах сопровождается падением доверия к ребенку со стороны взрослых. Растущий человек не выводится, как это было еще несколько десятилетий назад, за пределы детских дел и забот, не включается в посильное для него решение реальных проблем семьи, местного сообщества, государства. Изоляция детей от проблем, которыми живут взрослые, искажает их социализацию, нарушает процессы их взросления.

· Подмена реальных форм социализации виртуальными, ослабление вертикальных связей между детьми и взрослыми, между разновозрастными детьми приводят к самоизоляции детства. Результатом этого является примитивизация сознания детей, рост агрессивности, жестокости, цинизма, грубости, за которыми на самом деле скрываются страх, одиночество, неуверенность, непонимание и неприятие будущего.

· В силу произошедшей в 1990-е гг. переориентации воспитания с коллективистской на индивидуалистическую модель, фактического отсутствия форм совместной со взрослыми, старшими детьми, подростками, молодежью социально ориентированной деятельности, девальвации традиционных ценностей произошли существенные изменения в системе отношения ребенка к окружающему миру, к другим людям, к себе самому. Значительно снизилась ценность других людей и участия в их жизни, на первый план вышло переживание и позиционирование себя, вследствие чего в обществе распространяется эгоизм, происходит размывание гражданственности, социальной солидарности и трудолюбия.

Общеобразовательная школа призвана активно противодействовать этим негативным тенденциям. Прежде всего, следует скорректировать сложившееся в течение последних десятилетий понимание воспитания преимущественно как управления процессом развития и формирования личности через организацию разнообразной внеурочной деятельности. Современная воспитательная система – это уже не только приведенная в систему воспитательная работа, представленная набором технологий, разрабатываемых в основном в рамках дополнительного образования. Подход, при котором воспитание сведено к проведению мероприятий и фактически отделено от содержания деятельности ребенка в школе, в семье, в группе сверстников, в обществе, от его социального и информационного окружения, усиливает объективно существующую в современной культуре тенденцию к изоляции детской субкультуры от мира не только взрослых, но и от старшего поколения детей и молодежи. Это приводит к еще большему нарушению механизмов трансляции культурного и социального опыта, разрыву связей между поколениями, атомизации личности, снижению ее жизненного потенциала, росту неуверенности в собственных силах, падению доверия другим людям, обществу, государству, миру, самой жизни. Изоляция детских субкультур является причиной нарастания конфликтов внутри самой школы.

Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы должна быть направлена на формирование морально-нравственного, личностно развивающего, социально открытого уклада школьной жизни. Категория «уклад школьной жизни»[1] является базовой для организации пространства духовно-нравственного развития обучающегося, его эффективной социализации и своевременного взросления. Уклад школьной жизни можно рассматривать как педагогически целесообразную форму приведения в соответствие разнообразных видов (учебной, семейной, общественно полезной, трудовой, эстетической, социально-коммуникативной, творческой и др.) и уровней (урочной, внеурочной, внешкольной, семейной, общественно полезной) деятельности ребенка с моральными нормами, нравственными установками, национальными духовными традициями.

Организация уклада школьной жизни в полной мере учитывает полисубъектность современного воспитания и социализации и непрерывность детства. Школа не является единственным субъектом воспитания и социализации ребенка. Но ей как социальному субъекту – носителю педагогической культуры, несомненно, принадлежит ведущая роль в их осуществлении. Уклад школьной жизни – это уклад жизни обучающегося, организуемый педагогическим коллективом школы при активном и согласованном участии иных субъектов воспитания и социализации (семьи, общественных организаций, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных российских религиозных организаций). Уклад школьной жизни поддерживает непрерывность детства. В разноуровневом, полисубъектном, многомерно-деятельностном пространстве воспитания и социализации, скрепленном национальными ценностями и духовными традициями, обеспечивается морально-нравственная, социальная, культурная полноценность перехода ребенка из дошкольного в младший, а из него в средний школьный возраст.

В основе программы воспитания и социализации учащихся начальной школы и организуемого в соответствии с ней нравственного уклада школьной жизни лежат три подхода: аксиологический, системно-деятельностный, развивающий.

Аксиологический подход. Воспитание, по существу, представляет собой социальную деятельность, обеспечивающую передачу ценностей от старшего поколения к младшему, от взрослых к детям, от человека к человеку. Ценности нематериальны, ими нельзя владеть и распоряжаться. Ценность есть у человека только тогда, когда она принимается через совместную с другими людьми деятельность. Принятие ценности – ключевой фактор человечности, обеспечивающий устойчивость всему личностному существованию. Принятие ценности через деятельность открывает нравственное измерение в самой этой деятельности, создает дистанцию между идеальной ценностью и материальными формами деятельности и, таким образом, обеспечивает моральную рефлексию, пробуждает нравственное самосознание – совесть человека. Поскольку ценности – это смыслы, то их принятие вносит смыслы в жизнь человека, открывает перед ним жизнь в ее духовном качестве.

Ценности – это смыслы воспитания и социализации. Они существуют ради того, чтобы научить человека принимать ценности через деятельность и оценивать деятельность, инициировать и поддерживать ее с нравственных, общественно одобряемых позиций. По ведущему типу деятельности можно различать воспитание и социализацию младших школьников:

воспитание – это преимущественно межличностная (и в таком качестве самоценная) деятельность в семье, школе, учреждениях дополнительного образования и т. д., обеспечивающая поддержку духовно-нравственного развития ребенка;

социализация – это содействие духовно-нравственному развитию ребенка, приобретению им первоначального социально-нравственного опыта посредством включения его в решение общественных, культурных, экологических, производственных и иных задач. Границы между воспитанием и социализацией прозрачны и относительны.

Аксиологический подход изначально определяет систему воспитания и социализации школьников, весь уклад школьной жизни, в основе которого – национальный воспитательный идеал как высшая педагогическая ценность, смысл всего современного образования и система базовых национальных ценностей. Система ценностей определяет содержание основных направлений воспитания и социализации младших школьников. Аксиологический подход является определяющим для всего уклада школьной жизни. Сам этот уклад должен быть социальной, культурной, личностной ценностью для младших школьников, педагогов и родителей.

Аксиологический подход[2] в воспитании утверждает человека как носителя базовых национальных ценностей, как высшую ценность, способную к принятию и внесению в мир абсолютных ценностей. Он позволяет выстроить на прочных нравственных основах уклад жизни младшего школьника и, таким образом, противостоять моральному релятивизму социальной среды.

Системно-деятельностный подход. Этот подход является определяющим для основной образовательной программы начального общего образования, и его содержание раскрыто в Стандарте. Один из основателей системно-деятельностного подхода – А.Н. Леонтьев - определял воспитание как преобразование знания о ценностях в реально действующие мотивы поведения, как процесс трансформации через деятельность существующих в культуре ценностей, идеалов в реально действующие и смыслообразующие мотивы поведения детей. Принятие ребенком ценностей происходит через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами. Применительно к организации пространства воспитания и социализации младшего школьника, пространства его духовно-нравственного развития системно-деятельностный подход имеет свои особенности.

Первая заключена в том, что воспитание как деятельность принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду, но должно охватывать и пронизывать собой все виды образовательной деятельности: учебной (в том числе в границах разных образовательных дисциплин), учебно-трудовой, художественной, коммуникативной, спортивной, досуговой и др. Для принятия ценностей важна системная организация различных видов нравственно ориентированной деятельности младшего школьника в образовательном учреждении. Системно-деятельностный подход отвергает попытки локализовать воспитание в границах отдельных учебных предметов или образовательной области, как-то: «Духовно-нравственная культура», «Этика», «Азбука нравственности» и т.д. Последние необходимы как компоненты единого системно-деятельностного пространства духовно-нравственного развития ребенка.

Вторая особенность применения системно-деятельностного подхода обусловлена утратой семьей и школой монополии на воспитание и социализацию ребенка. На него, а также на родителей и учителей оказывают мощное воспитательное и социализирующее влияние (не всегда позитивное) СМИ, Интернет, телевидение, иные источники информации, религиозные и общественные организации, молодежные сообщества и др. Уже в младшем школьном возрасте растущий человек тем или иным образом включен в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Современный процесс воспитания и социализации полисубъектен. Системно-деятельностный подход учитывает это и предусматривает, что деятельность различных субъектов воспитания и социализации, при ведущей роли общеобразовательной школы, должна быть по возможности согласована. В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования эта идея выражена в форме Стандарта как общественного договора, а механизмами ее реализации в Концепции являются национальный воспитательный идеал и система базовых национальных ценностей, принимаемых всеми субъектами воспитания и социализации.

Системно-деятельностный подход выступает методологической основой организации уклада школьной жизни. Также он позволяет понять, что представляют собой воспитание и социализация в структурно-методологическом плане. Это не рядоположенный вид социально-педагогической деятельности. Это метадеятельность, педагогически интегрирующая различные виды деятельности, в которые объективно включен младший школьник посредством усвоения идеалов, ценностей, нравственных установок, моральных норм. Таким образом, достигается согласование аксиологического и системно-деятельностного подходов к организации пространства духовно-нравственного развития младшего школьника.

Развивающий подход. Он дает принципиальное понимание системно-деятельностной многоукладной технологии духовно-нравственного развития обучающегося и определяет общую конструкцию Программы воспитания и социализации учащихся начальной школы.

Каждое из основных направлений воспитания и социализации младших школьников оформляется в виде тематической программы. Основу такой программы составляют:

соответствующая система морально-нравственных установок и ценностей (аксиологический подход);

многоукладность тематической программы, которая охватывает различные виды образовательной и социально-педагогической деятельности: урочной, внеурочной, внешкольной, семейной, общественно полезной (системно-деятельностный подход);

содержание в каждой программе ряда технологий воспитания и социализации по числу и характеру своих базовых ценностей.

Процесс воспитания и социализации технологически начинается с определенной ценности (знания о ценности) и в ней же получает свое относительное завершение, но уже как в реально действующем и смыслообразующем мотиве поведения ребенка. В сознательном принятии определенной ценности, в движении от знания к личностной нравственной установке и готовности действовать в согласии с ней заключен развивающий характер воспитания и социализации. Для достижения развивающего эффекта ценности должны быть понимаемы (как минимум узнаваемы, знаемы) и принимаемы (применимы ребенком как минимум в одной практической ситуации).

Развивающий характер воспитания и социализации достигается, когда ценности формулируются в виде вопроса, поставленного педагогом, принимаемого обучающимся и обращенного им к содержанию обучения, семейной, социальной, культурной жизни, к самому себе. Что есть милосердие? любовь? закон? честь? И т. д. Понимание есть ответ на определенный вопрос. Понимание жизни, общества, культуры человеком достигается через вопрошание их ценности, значения, смысла для себя.

Каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Для ее решения школьники вместе с педагогами, родителями, иными субъектами культурной, гражданской жизни обращаются к содержанию:

§ общеобразовательных дисциплин;

§ произведений искусства и кино;

§ традиционных российских религий;

§ периодической литературы, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь;

§ фольклора народов России;

§ истории, традиций и современной жизни своей малой родины;

§ истории своей семьи;

§ жизненного опыта своих родителей и прародителей;

§ общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;

§ других источников информации и научного знания.

Таким образом, содержание разных видов учебной, социальной, культурной, семейной, религиозной и иной общественно значимой деятельности интегрируется вокруг сформулированной в виде вопроса-задачи ценности. В свою очередь, ценности в педагогическом процессе последовательно раскрываются в этом содержании.

Базовые ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают все учебное содержание, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность школьника как человека, личности, гражданина. Система национальных ценностей создает смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьей, школой и обществом, школой и жизнью.

Три вышеперечисленных подхода определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придать ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу способен педагог.

Младший школьник испытывает большое доверие к учителю. Для ребенка слова учителя, его поступки, оценки имеют нравственное значение. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребенка о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми. Характер отношений между педагогом и детьми во многом определяет эффективность их воспитания и социализации.

Учитель и родители подают ребенку первый пример нравственности. Пример имеет огромное значение в воспитании младшего школьника. Пример – это персонифицированная ценность. Необходимо стремиться к тому, чтобы весь уклад жизни младшего школьника был наполнен множеством примеров нравственного поведения. Они широко представлены в отечественной и мировой истории, истории и культуре традиционных российских религий, литературе и других видах искусства, сказках, легендах и мифах. В содержании каждого из основных направлений воспитания и социализации должны быть широко представлены примеры духовной, нравственной, ответственной жизни. Примеры надо находить не только в прошлом, но и в настоящем. Большое значение имеет общение младших школьников с людьми, в жизни которых есть место духовному служению и моральному поступку. Наполнение уклада школьной жизни нравственными примерами активно противодействует тем примерам циничного, аморального, откровенно разрушительного поведения, которые в большом количестве и привлекательной форме обрушивают на детское сознание компьютерные игры, телевидение и другие источники информации.

Воспитание и социализация требуют внимательного отношения к каждому ученику. Уклад школьной жизни моделирует пространство культуры с абсолютным приоритетом устойчивых, традиционных нравственных начал. Нравственный учитель через уклад школьной жизни вводит ребенка в мир высокой культуры. Но принять ту или иную ценность ребенок должен сам, через собственную деятельность. Система ценностных установок личности осознаваема ею и всегда индивидуальна. Поэтому педагогическая поддержка нравственного самоопределения младшего школьника есть одно из условий его духовно-нравственного развития. В процессе нравственного самоопределения пробуждается самое главное в человеке – совесть – его нравственное самосознание.

Воспитание и социализация должны преодолевать самоизоляцию детства, обеспечивать полноценное социальное созревание младших школьников. Необходимо формировать и стимулировать стремление ребенка включиться в посильное решение проблем школьного коллектива, своей семьи, села, города, микрорайона, находить возможности для совместной общественно полезной деятельности детей и взрослых, младших и старших детей.

Воспитание и социализация младших школьников, содержание их деятельности должны раскрывать перед ними их возможное будущее. В условиях изоляции мира детства и виртуальной зрелости для детей их собственное будущее превратилось в реальную проблему: нередко они его не осознают, потому что недостаточно действуют, поскольку живут преимущественно в пространстве собственных переживаний, компьютерных игр, телевидения, индустрии развлечений. Важным условием духовно-нравственного развития и полноценного социального созревания является соблюдение равновесия между самоценностью детства и его своевременной социализацией. Первое раскрывает для человека его внутренний идеальный мир, второе – внешний, реальный. Соединение внутреннего и внешнего миров происходит через осознание и принятие ребенком культурной нормы как своей собственной цели и желаемого будущего.

4.2. Задачи воспитания и социализации учащихся начальной школы

Понимание современных условий и особенностей организации воспитания и социализации младших школьников позволяет конкретизировать содержание общих задач по каждому из основных направлений воспитательной деятельности.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

элементарные представления о политическом устройстве России, об институтах государства, их роли в жизни общества, о важнейших законах нашей страны;

представления о символах государства – Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;

элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;

элементарные представления о правах и об обязанностях гражданина России;

интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

уважительное отношение к русскому языку как к государственному, языку межнационального общения;

начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;

элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России;

интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, населенного пункта, в котором находится образовательное учреждение;

стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;

любовь к школе, своему селу, городу, народу, России;

уважение к защитникам Родины;

первоначальные представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, в населенном пункте, на природе;

умение отвечать за свои поступки;

отрицательное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;

различение хороших и плохих поступков;

знание правил поведения в школе, семье, общественных местах;

элементарные представления о религиозной картине мира, роли православия и других традиционных российских религий в развитии российского государства, в истории и культуре нашей страны;

почтительное отношение к родителям;

уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

бережное, гуманное отношение ко всему живому;

знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;

стремление избегать плохих поступков; не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и проанализировать его;

представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;

отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

первоначальные представления о ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

первоначальные представления о нравственных основах учебы, труда и творчества;

уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

элементарные представления об основных профессиях;

ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;

элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

умение соблюдать порядок на рабочем месте;

бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;

элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, психического (душевного), социального (здоровья семьи и школьного коллектива);

элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;

понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;

интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;

первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека;

первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;

отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

элементарный опыт природоохранительной деятельности;

бережное отношение к растениям и животным;

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

представления о душевной и физической красоте человека;

умение видеть красоту природы, труда и творчества;

интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам;

интерес к занятиям художественным творчеством;

стремление к опрятному внешнему виду;

отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

 

4.3. Примерные виды деятельности и формы занятий с учащимися начальной школы

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

получение первоначальных представлений о Конституции России, ознакомление с государственной символикой – Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение (на плакатах, картинах, в процессе бесед, чтения книг, изучения предметов инвариантной и вариативной частей базисного учебного плана);

ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания, изучения основных и вариативных учебных дисциплин);

ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России (в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, путешествий, туристско-краеведческих экспедиций, изучения вариативных учебных дисциплин);

знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников (в процессе бесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвященных государственным праздникам);

знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина (в процессе посильного участия в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско-юношескими организациями);

участие в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов, проведении бесед о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, подготовке и проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими;

получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми – представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни (в процессе бесед, народных игр, организации и проведения национально-культурных праздников);

участие во встречах и беседах с выпускниками своей школы, ознакомление с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.

 

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов (в процессе изучения учебных инвариантных и вариативных предметов, бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, отражающие культурные и духовные традиции народов России);

получение первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных российских религий (через содержание инвариантных учебных предметов: «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Искусство», а также вариативных дисциплин, в том числе изучаемых по выбору: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддистской культуры», «Основы иудейской культуры», дисциплин, отражающих историю и культурологические основы других религий, составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России);

ознакомление по своему желанию и с согласия родителей с деятельностью традиционных религиозных организаций (путем проведения экскурсий в места богослужения, добровольного участия в подготовке и проведении религиозных праздников, встреч с религиозными деятелями);

участие в проведении уроков этики, внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия;

ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознавать хорошие и плохие поступки (в процессе бесед, классных часов, просмотра учебных фильмов, наблюдения и обсуждения в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей);

усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и школы - овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим школьникам, взрослым, обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, опыту совместной деятельности;

посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, живых существах, природе;

получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье (участие в беседах о семье, о родителях и прародителях);

Расширение опыта позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения «открытых» семейных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями творческих проектов, проведения других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1635; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.246.203 (0.098 с.)