Тайна и конфиденциальность при разработке и реализации управленческих решений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тайна и конфиденциальность при разработке и реализации управленческих решений.



Тайна и конфиденциальность при разработке и реализации управленческих решений способны существенно повлиять на эффективность менеджмента. Поэтому необходимо в процессе разработки управленческого решения исследовать значимость тайны и конфиденциальности, включить соответствующий раздел в разрабатываемое решение и реализовать его. Необходимо отметить, что нарушение тайны и конфиденциальности в процессе разработки и реализации решений способно:

1) снизить эффективность решения;

2) повысить риск реализации и появления отрицательных последствий решения.

При этом важно понимать, что как инструменты менеджмента, маркетинговой стратегии и конкурентной борьбы фирм тайна и конфиденциальность могут повысить прибыли в том случае, если их соблюдение позволяет внезапно выйти на рынок и обеспечить (на некоторое время) монопольное положение нового товара.

С другой стороны, необходимым условием рыночного успеха является включение товара в «комплект осведомленности» вероятных покупателей. Поэтому отсутствие своевременной информации о новом товаре у представителей референтных групп, покупателей (особенно покупателей-новаторов) способно затянуть этап вывода товара на рынок, может привести к подрыву престижа товара в среде дилеров и брокеров. Поэтому стратегия вывода товара на рынок должна предусматривать:

1) соблюдение тайны и конфиденциальности в процессе разработки и внутрифирменных испытаний товара;

2) массированное распространение информации о товаре, сфокусированное на представителей референтных групп.

Тайна и конфиденциальность в менеджменте имеют как юридический, так и экономический аспекты.

Юридический аспект тайны (конфиденциальности) состоит в том, что доступ к информации регулируется, а сама тайна охраняется законом.

Экономический аспект тайны состоит в том, что она может быть использована для достижения определенного экономического эффекта. При этом для конкурентов возникает необходимость создавать и обслуживать резервные фонды, предназначенные для скорейшей ликвидации, сокращения периода внезапности, возможных конкурентных преимуществ противоборствующей стороны. Поэтому в настоящее время информация рассматривается как один из важнейших ресурсов организации.

Тайна и конфиденциальность становятся инструментами РУР потому, что способны порождать и увеличивать случайность, неопределенность и внезапность ситуации для конкурентов и противников. Зачастую тайна и порождаемые ею внезапность и неопределенность тех или иных действий являются решающими факторами в конкурентной борьбе.

При разработке решений по вопросам конкуренции нужно учитывать, что ожидание возможных внезапных проблем побуждает конкурентов создавать резервные фонды. Эти средства отвлечены от основного воспроизводственного процесса. Тем самым снижается эффективность активов конкурентов, а следовательно, появляется возможность получить преимущество в борьбе с конкурентами за счет более рационального, чем у них, использования ресурсов.

Внезапность представляется возможным характеризовать как неспособность или неподготовленность конкурентов к немедленным адекватным ответным мерам. Внезапность связана с тем, что для реализации ответных мер конкурентам необходимо собрать, обработать, провести анализ информации, принять решение, сконцентрировать необходимые для проведения ответных мер ресурсы, реализовать необходимые мероприятия. В процессе концентрации необходимых ресурсов может потребоваться вывести из оборота одни ресурсы, например деньги, для того, чтобы приобрести другие, например нужные товары и т. п. Это требует времени и расхода средств.

Еще более значительным оказывается влияние внезапности тогда, когда речь идет о создании новых образцов товаров. В этом случае конкурентные преимущества могут сохраняться на период, равный сумме продолжительностей цикла разработки соответствующего товара и этапа выведения его на рынок, то есть от момента внезапного вывода нового товара на рынок до момента создания и выведения на рынок аналогичного товара конкурентами. Например, в области авиации этот период может составлять более десяти лет, в области автомобилестроения – несколько лет, в области бытовой электроники – около года и т. д.

При работе фирмы на олигополистическом рынке высокотехнологичных товаров внезапность имеет особое значение. Это связано с тем, что на таких рынках действует небольшое количество компаний, оперативно реагирующих на действия конкурентов, а затраты времени и средств на разработку нового товара велики. Необходимость в оперативном реагировании требует соответствующих резервных фондов.

Таким образом, внезапность тем больше, чем больше времени и средств потребуется конкурентам для принятия объективных ответных мер.

Введем понятие эффекта внезапности – абсолютного объемного показателя средств, необходимых для парирования неожиданных, сохранявшихся в тайне мероприятий конкурентов. Если величина эффекта внезапности превышает объем резервных фондов и других активов, то могут наступить несостоятельность и банкротство.

Период внезапности – абсолютный или относительный показатель, указывающий, на какой календарный период или какую долю этапа или цикла разработки рыночного цикла или жизненного цикла товара фирма, применившая внезапность, опережает конкурентов.

Период внезапности связан со степенью ликвидности резервных активов конкурентов и временем, которое потребуется им для последующего приобретения на вырученные деньги необходимых для ликвидации внезапности физических активов (комплектующих, материалов, доработку товаров, изготовление рекламных материалов и т. п.).

Известно, что под ликвидностью какого-либо актива понимают его способность трансформироваться в денежные средства. Степень ликвидности определяется продолжительностью периода времени, в течение которого эта трансформация актива может быть осуществлена.

Тайна увеличивает долю неопределенных и случайных условий и, следовательно, степень риска при принятии решений. Известно, что в условиях риска человек принимает решения пусть менее эффективные, но снижающие до приемлемого уровня их риск. Поэтому наличие или отсутствие соответствующей информации оказывает большое влияние на успех или неудачу сделок в менеджменте, возможность и эффективность решений, конкурентную борьбу. Это отсутствие или наличие информации влияет на степень неопределенности при разработке и исполнении управленческих решений, а следовательно, риск в менеджменте.

Влияние неопределенности двояко. С одной стороны, отсутствие у конкурентов информации о фирме снижает ее собственные риски. При этом одновременно увеличиваются неопределенность и риск конкурентов.

В менеджменте, с одной стороны, стремятся ограничить и строго контролировать доступ как к внутренним, так и к внешним потокам информации об организации, ее планах, ресурсах, партнерах. С другой стороны, менеджеры стремятся обладать всей доступной информацией о конкурентах, рынках и т. д. Для ограничения доступа к информации о фирме используют понятия служебной и коммерческой тайны, конфиденциальности.

«Информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности» (ст. 139 ГК РФ).

Представляется возможным говорить, что конфиденциальность отличается от тайны масштабами возникающего в результате разглашения информации ущерба и соответственно характером ответственности за последствия ее разглашения. Разглашение тайны может вызвать тяжелые последствия, угрожающие существованию страны и других больших систем. Понятие конфиденциальности относится к менее масштабным системам, а возможный ущерб от разглашения такой информации, как правило, не приводит к угрозе их существованию.

Гражданский кодекс РФ предусматривает ответственность за разглашение тайны и нарушение режима конфиденциальности. Разглашение тайны часто предусматривает уголовную ответственность, а нарушение конфиденциальности – гражданскую, социальную, административную.

Состав сведений, которые могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяется законом и другими правовыми актами. Менеджеры фирм, муниципальных образований, субъектов Федерации, государства вправе защищать такую информацию законными способами.

Наоборот, лица, получившие информацию, составляющую тайну, незаконными методами, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору.

Часто условия сделки или договора подряда (например, при выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ) включают положение о том, что стороны обязаны обеспечить конфиденциальность сведений, касающихся предмета договора, хода его исполнения и полученных результатов.

«Объем сведений, признаваемых конфиденциальными, определяется в договоре. Каждая из сторон обязуется публиковать полученные при выполнении работы сведения, признанные конфиденциальными, только с согласия другой стороны» (ст. 771 ГК РФ).

Менеджер в своей практической деятельности почти всегда стремится обладать как можно большей информацией как одним из источников власти и снижения неопределенности условий принятия решений. Но важно при этом соблюдать нормы закона, социальные, моральные ограничения.

Менеджер должен знать, что обладание определенной информацией может создавать угрозу карьере, здоровью и самой жизни менеджера. Такой менеджер может стать объектом посягательств со стороны конкурентов или других лиц, заинтересованных в сохранении тайны. Это особенно важно учитывать менеджерам, работающим в условиях правового вакуума переходного периода. Поэтому менеджеру было бы разумно ограничиваться информацией, необходимой для выполнения его функций. Но чаще всего определить границы такой информации трудно.

Кроме тайны и конфиденциальности для обеспечения эффективности в решение могут включаться мероприятия:

· по дезинформации – распространению заведомо неверных данных с целью снизить вероятность раскрытия истинной тайны конкурентами, отвлечения и нерационального использования их усилий и ресурсов на борьбу с ложной тайной. Часто дезинформацию используют для прикрытия истинных целей при разработке управленческих решений;

· по имитации тайны – демонстрации ложных признаков тайны при ее отсутствии, как средство вынудить противника принимать более осторожные решения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 874; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.147.252 (0.01 с.)