ТОП 10:

Психология прокурорской деятельности



Исходные положения.Специальных исследований, посвященных психологическому анализу труда прокуроров, до последнего времени почти не проводилось. В учебниках по юридической психологии, как правило, дается лишь общая психологическая характеристика выступления прокурора в суде, прочие же аспекты его работы практически не затрагиваются.

Профессиональная деятельность прокурора является сложной и многосторонней. Основные направления, цели, задачи, служебные обязанности прокуроров определяются функциями органов прокуратуры, сформулированными в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации».1 Анализируя функции, содержание и условия работы прокурора, можно вычленить ряд важнейших психологических особенностей его профессиональной деятельности, определить ее структуру, сформулировать основные требования профессии к психологическим качествам специалистов.

Психологические особенности функций прокуратуры.Ведущая функция прокуратуры как особого органа государственной власти заключается в надзоре за соблюдением Конституции Российской Федерации и точным единообразным исполнением законов на всей ее территории. Прокурорский надзор осуществляется:

«...за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными, законодательным и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

...за соблюдением прав и свобод человека и гражданина...;

...за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

...за исполнением законов судебными приставами:

...за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание».2

Надзорная функция прокуратуры по сути является одной из важнейших форм государственного контроля. В психологическом плане прокурорский надзор можно рассматривать как сложный вид деятельности, основной компонент которой — особая форма контроля. Последний же является составной частью любой человеческой деятельности: познавательной, управленческой и др.

Важнейшим элементом в структуре прокурорского надзора является познавательная деятельность. Прокурор, проверяя информацию о фактах нарушения закона, изучает, анализирует, сопоставляет разнообразные материалы, документацию, статистические сведения, выявляет, устанавливает и доказывает состав правонарушения. При необходимости он вызывает для дачи объяснений должностных лиц и граждан, используя свои властные полномочия. Фактически прокурор, осуществляя надзор, организует и проводит исследование, по своему содержанию и психологическим особенностям весьма близкое к расследованию преступлений, осуществляемому следователем. И тот и другой:

• выявляют разнообразные фактические обстоятельства события, содержащего признаки правонарушения;

• устанавливают и доказывают состав правонарушения (неважно, идет ли речь о нарушениях материального либо процессуального законодательства);

• в пределах своей компетенции жестко регламентированным способом реагируют на эти выявленные и доказанные правонарушения, при необходимости используя имеющиеся у них властные полномочия.

Нередко прокурор в своей работе сталкивается с открытым или скрытым противодействием со стороны лиц, нарушивших закон, которые пытаются уклониться от ответственности, в той или иной форме оказать на него давление, повлиять на принимаемые решения. Находясь на переднем крае борьбы с преступностью, нарушениями закона, его деятельность зачастую имеет весьма напряженный характер, отличается экстремальностью, высокими эмоциональными и другими психологическими нагрузками, неравномерным ритмом работы. Для того чтобы эффективно выполнять служебные обязанности, профессионально успешный прокурор должен обладать высокой эмоциональной устойчивостью и работоспособностью, развитыми волевыми качествами. Помимо надзора к функциям органов прокуратуры относятся:

• расследование преступлений. Так, согласно ст. 31 Закона «О прокуратуре РФ» прокурор вправе принять к своему производству или поручить подчиненному ему прокурору или следователю расследование любого преступления, отнесенного уголовно-процессуальным законодательством к компетенции органов прокуратуры;

• участие в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, в которых прокурор, осуществляя уголовное преследование в суде, выступает в качестве государственного обвинителя;

• координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

• участие в правотворческой деятельности.3

Психологические особенности решения задач.Функции органов прокуратуры в своей совокупности задают крайне широкий спектр разнообразных задач, решаемых прокурором в своей профессиональной деятельности. Так, предметом только лишь прокурорского надзора является все законодательство Российской Федерации. Многие задачи, встающие перед прокурорами при выполнении ими служебных функций, не имеют простого, однозначного решения, достигаемого на основе стандартного алгоритма действий. Они требуют творческого подхода, наличия у представителей данной профессии таких качеств, как развитое воображение, интуиция, эвристичность мышления. Таким образом, необходимо отметить еще одну крайне важную с точки зрения психологического анализа особенность труда прокуроров — его творческий характер.

Профессиональная деятельность прокурора характеризуется также большим количеством контактов с различными людьми, с которыми ему по долгу службы приходится вступать во взаимодействие. Прием жалоб и заявлений у граждан, общение с лицами, вызванными для дачи объяснений в ходе прокурорских проверок нарушений законности, взаимодействие с должностными лицами различных органов государственной власти и управления, личное участие прокурора в различных следственных действиях при руководстве расследованием преступлений, в судебном разбирательстве в качестве государственного обвинителя - все это различные типы ситуаций, в которых осуществляется коммуникативная деятельность прокурора, протекающая в форме процессуального или непроцессуального общения.

Анализируя коммуникативный аспект труда прокурора, можно выделить два различных класса ситуаций и соответствующие им два психологических механизма взаимодействия, в рамках которых осуществляется общение. Во-первых, это межличностное взаимодействие в диаде или в малой группе (например, при приеме жалоб у граждан); во-вторых, публичное выступление перед аудиторией (например, в судебном заседании). Каждая из этих ситуаций требует от прокурора специфических навыков, особых психологических свойств. Так, в первом случае необходимы хорошее владение средствами межличностного познания — механизмами рефлексии, идентификации, эмпатии, умение слушать партнера по диалогу, способность правильно понимать и интерпретировать его невербальные проявления, мотивы и механизмы поведения, уметь дифференцировать правдивые и ложные показания. Во второй ситуации наиболее важно мастерство публичного выступления, развитая культура речи, ее четкость, понятность, правильность, убедительность, выразительность и образность, хорошее владение механизмами коммуникативного воздействия на слушателей.

Порядок выполнения прокурором своих функций подробно регламентирован в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации, иных законодательных актах и в подзаконных нормативных материалах, конкретизирующих требования законодательства. В совокупности данные нормативные документы детально регулируют сроки, порядок и иные аспекты выполнения прокурором своих должностных обязанностей (формы реагирования на нарушения законов применительно к различным сферам прокурорского надзора, порядок участия прокурора в судебном разбирательстве, опротестования приговоров в кассационной инстанции, подачи исков и жалоб и др.). Таким образом, с позиций психологического анализа регламентации подлежат не только цели, задачи, основные направления и виды, но и операциональный состав деятельности прокурора, структура отдельных действий, что также является характерной чертой его труда.

Для эффективного выполнения должностных обязанностей закон наделяет прокуроров широким кругом властных полномочий. Использование этих полномочий, принудительный характер их применения в случае необходимости предопределяют высокий уровень персональной ответственности прокурора за свои действия, принимаемые решения, их результаты и последствия.

Еще одной характерной особенностью деятельности прокурора является его правовая самостоятельность и независимость от влияний, исходящих из любых органов государственной власти и от любых должностных лиц. Никто не вправе заставить прокурора действовать вопреки его внутренним убеждениям. Так, согласно ст. 4 Закона «О прокуратуре РФ», «органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений...».

«1. Воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти... а также должностных лиц на прокурора или следователя с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствования в какой-либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность.

2. Прокурор и следователь не обязаны давать каких-либо объяснений по существу находящихся в их производстве дел и материалов» (Ст. 5).

Столь высокий уровень процессуальной независимости прокурора, его подчиненность и подотчетность только лишь прокурору более высокого звена задают также крайне высокие требования к степени личной ответственности за работу, объективности и беспристрастности.

Некоторые психологические особенности труда прокуроров связаны с организационными принципами строения органов прокуратуры. Так, согласно положению ст. 4 Закона «О прокуратуре РФ», «Прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную централизованную систему органов и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации».

Таким образом, система органов прокуратуры представляет собой жестко иерархизированную и централизованную структуру, основанную на принципе

единоначалия. В психологическом плане такая организация задает специфику стиля руководства и управления органами прокуратуры. Так, индивидуально-психологические характеристики руководителя и стилевые особенности его взаимодействия с подчиненными в условиях жесткого единоначалия во многом определяют стиль работы подчиненных, состояние психологического климата в подразделении и другие факторы, влияющие на эффективность работы данного органа прокуратуры.

Некоторые психологические аспекты работы с кадрами.По результатам проведенных исследований в Генеральной прокуратуре РФ была разработана групповая профессиограмма труда прокурорско-следственных работников органов прокуратуры, включающая четыре блока — ведущие подструктуры деятельности: познавательную, коммуникативную, организационно-управленческую и воспитательную. Составной частью данной профессиограммы является психограмма — системное описание требований, предъявляемых профессией к психическим процессам, свойствам и состояниям исполнителей. Она включает пять комплексов взаимосвязанных профессионально значимых психологических особенностей — факторов профессиональной пригодности: высокий уровень социализации личности, познавательные способности, эмоционально-волевую устойчивость, коммуникативную компетентность, организаторские способности прокурорского работника.

На основе данной профессиограммы была подготовлена система психологической оценки для прогнозирования профессиональной пригодности кандидатов на службу в органы прокуратуры и представителей кадрового резерва, выдвигаемых на руководящую работу.4 В настоящее время эта система используется на практике во всех органах прокуратуры, где психологи осуществляют профессиональный отбор кадров.

1 Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 ноября 1995 г., № 168-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 20 ноября 1995 г. № 47. Ст. 4472; Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 10 февраля 1999 г., № 31-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 15 февраля 1999 г. N° 7. Ст. 878.

2 Собрание законодательства Российской Федерации. 15 февраля 1999 г. № 7. Ст. 11.

3 Федеральные законы «О прокуратуре Российской федерации», «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 10 февраля 1999 г., N° 31-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 15 февраля 1999 г. № 7. Ст. 1, 35.

4 Романов В.В., Кроз М.Е. Руководство по профессиональному психологическому отбору кандидатов на службу в органы прокуратуры Российской Федерации: Методическое пособие. - М., 1994; Романов В.В., Кроз М.В. Психологическая оценка при профессиональном отборе кадров для прокуратуры (современное состояние и перспективы). // Вопросы психологии. - 1994. - № 3. - С. 94-105.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.172.213 (0.008 с.)