Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Боевая готовность и бдительность сотрудникаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Бдительность, боевая готовность и психология. Правоохранительная деятельность и особенно деятельность личного состава МВД, военнослужащих войск изобилуют ситуациями, условия которых изобилуют элементами неожиданности, внезапности, сопряженными с риском, опасностями, готовностью действовать немедленно и наилучшим образом. Это, например, условия несения дежурств, караульной и патрульной службы, оперативно-розыскной деятельности и выполнения задач на блокпостах, действий сотрудников отрядов специального назначения (ОМОН, СОБР и др.) и вневедомственной охраны. Такие же условия и требования к немедленным, решительным и эффективным действиям могут возникать и при, казалось бы, спокойной, мирной и внешне безобидной деятельности сотрудников по проверке документов, проведению обысков, очных ставок, приеме граждан и даже в кабинетах прокуроров и залах суда. Наличие «взрывоопасных» ситуаций, чреватых потенциальными угрозами не только срыва решаемой задачи, но и жизни граждан и самих сотрудников, требует практически от каждого сотрудника правоохранительных органов постоянной бдительности и готовности в любой момент действовать даже с применением оружия. Нахождение на рабочем месте, посту, наличие оружия и средств индивидуальной защиты, автомат наперевес, присутствие охранников и т.п. — все это, бесспорно, важные проявления бдительности и боевой готовности, но психологически недостаточные. Главное — смогут ли люди, назначенные на посты и пр., действовать в нужный момент мгновенно, расторопно, грамотно и эффективно. Это подтверждают достаточно многочисленные, к сожалению, факты, когда при внезапных агрессивных действиях криминального элемента сотрудники, призванные такие действия нейтрализовать, на деле оказываются неготовыми, запаздывают, проявляют растерянность, нерасторопность, совершают непростительные и, казалось бы, малообъяснимые ошибки, у них отбирают оружие, охраняемое имущество похищается, задержанные скрываются и пр. Главную причину такого непрофессионализма надо искать в них самих — в отсутствии должной бдительности и боевой готовности. То и другое — психологические феномены, и проблему решить можно лишь при психологическом подходе. Подготовленность и боевая готовность. Совокупность морально-психологических и боевых характеристик сотрудников и военнослужащих, которые позволяют им в любой момент и в любой обстановке выполнять все возложенные на них функции по обеспечению законности, безопасности и правопорядка, называется их внутренней (психологической) боевой готовностью. Этот показатель реальной готовности действий сил и средств правоохранительных органов — готовности людей — самый важный, но и обеспечить его труднее всего. Чтобы обеспечить высокую боевую готовность и бдительность, надо знать и понимать, из чеш ина складывается, от чего зависит, как на нее влиять. Иначе говоря, руководителю, офицеру надо понимать психологические слагаемые психологической боевой готовности сотрудников и военнослужащих и уметь воздействовать на них. Внутренняя боевая готовность воина — это его целостное личностное проявление. Для ее понимания следует вспомнить, что все явления психики бывают устойчивыми (постоянно или длительно проявляющимися у данного человека) и динамичными (быстро меняющимися, то возникающими, то исчезающими). Они обнаруживаются и в психологической боевой готовности, разделяя все ее слагаемые на две основные группы: группу психологических слагаемых предварительной и группу психологических слагаемых непосредственной боевой готовности. Устойчивые психологические особенности, присущие сотруднику, военнослужащему — это его свойства личности, качества, знания, навыки, умения, привычки (а коллективу — господствующие в нем стремления, интересы, потребности, мнения, настроения, традиции). От наличия их зависит сама возможность выполнять боевые функции, причем свойство устойчивости этих явлений говорит о длительности, сохранности такой возможности. Вот почему группа устойчиво присущих сотрудникам, военнослужащим данной службы, подразделения, отряда, группы, органа внутренних дел, части, психологических характеристик, в совокупности выражающих их профессиональную подготовленность, в плане боевой готовности является той ее частью, которую правильно назвать предварительной (долговременной) боевой готовностью. Вместе с тем для характеристики психологической боевой готовности сотрудника, воина важно и то, в каком состоянии находится его психика в данный момент, какими динамическими явлениями она примечательна — о чем думает воин, к чему стремится, что переживает, что собрался делать и т.д. Именно эти процессы и состояния непосредственно предшествуют тем, которые возникнут и будут регулировать действия при внезапном начале действий, а значит, и влиять на них. Каждый убеждался на собственном опыте, что от состояния, в котором находишься, во многом зависит, что и как сделаешь в следующее мгновение. Предварительная боевая готовность (подготовленность), бесспорно, является фундаментом успеха, но фундамент дома — еще не дом. Оцепенение, растерянность, бестолковая суета, не отвечающие специфике условий действия, свидетельствуют, что данному человеку еще чего-то не хватало. Он не был бдителен, потерял бдительность, не ожидал, был расслаблен, не был собран, не изготовился к немедленному реагированию, т.е. не был в состоянии боевой готовности. Наличие у сотрудника, военнослужащего подготовленности, т.е. устойчиво сформированных знаний, навыков, умений, качеств, говорит о большой вероятности возникновения у него в новой ситуации психических процессов или состояний и соответственно действий. Но это именно вероятность и возможность, а не безусловность и обязательность! Тут есть две причины. Во-первых, проявление возможностей человеком — не мгновенный, автоматически, однообразно и без трудностей протекающий акт, а сложная внутренняя деятельность, связанная с особыми «переходными» психическими процессами (переход от возможности к действительности, актуализации имеющегося потенциала). Бывает, что человек не полностью использует все свои возможности, а порой просто не может мобилизовать себя в водовороте возникших событий. Во-вторых, имеется перепад в психической деятельности до и во время внезапно возникших событий, в их содержании, скорости протекания, сбалансированности, испытываемых трудностях и нагрузках. Известно, что даже двигатель, компьютер надо прогреть, чтобы они заработали как надо. В человеческой психике происходит нечто подобнее. Научные данные и боевой опыт показывают, что чем больше разница (перепад) между состоянием готовности и боевым, тем труднее человеку проявить все свои возможности при внезапном начале ответственных действий. Чем ниже состояние готовности до их наступления (чем «холоднее» человек), тем труднее ему дается быстрый (мгновенный) переход к качественным, расчетливым и разумным действиям, тем больше шансов, что это застанет его врасплох и он не проявит себя как надо. Поэтому так важно состояние боевой готовности («боевой настрой», «боевая внутренняя изготовленность»), имеющее по существу решающее значение. В идеале в обстановке возможного внезапного наступления критических событий (т.е. на дежурстве, в карауле, в засаде, при обнаружении нарастания угрозы и т.п.) желательно максимально приблизить психическое состояние сотрудника, военнослужащего к боевому, высшему уровню его. Бдительность — важный компонент его, обостренное чувство близости опасности, побуждающее человека к слежению за ее признаками и их изменениями. Из изложенного ясно, что руководителям, командирам и начальникам всех степеней, самим сотрудникам и военнослужащим, помимо повышения на занятиях и в ходе работы над собой морально-психологической подготовленности и профессионального мастерства, необходимо и повседневно, и особенно в определенные моменты и отрезки времени (перед заступленном на дежурства, в караул, на пост, при их несении, нахождении на рубеже в заслонах, при обострениях обстановки и пр.) заботиться о повышении состояния боевой готовности, доводить его до высшего уровня изготовленности. Это требует специального понимания, специальной, психологически квалифицированной и тонкой работы. Содержательные компоненты боевой готовности и бдительности. Все сказанное психологически характеризует внутреннюю боевую готовность личного состава, но недостаточно. Ведь важно не только то, что имеются устойчивые и динамические компоненты, но и каковы они, что они собой представляют в содержательном отношении. В психологической науке по этому признаку обычно различают мотивационные (побуждающие к действиям), познавательные (позволяющие понимать окружающее), эмоциональные (связанные с переживаниями отношения к происходящему), волевые (обеспечивающие преодоление трудностей) и психомоторные (участвующие в осуществлении движений) психические явления. (Каждая из этих групп в свою очередь существует в устойчивой и динамической форме.) Все они имеют место и в психологической боевой готовности. Их сложные сочетания по характеру соответствия требованиям боевой готовности делятся на две содержательные группы слагаемых: основных (общих) и дополнительных (специфических). У человека есть такие внутренние возможности, которые он использует в любой деятельности. Например, успех и рабочего, и крестьянина, и инженера, и любого сотрудника всегда зависит от того, как они относятся к делу, насколько ответственны, добросовестны, настойчивы в достижении наилучшего результата в работе, в действиях. Им всем нужны общие качества, убеждения, мотивы, привычки, составляющие основу успехов в работе. То же можно сказать и применительно к решению разных правоохранительных задач: общие достоинства нужны везде и всегда. Они закладываются во всей системе работы с персоналом юридических органов, в его обучении, воспитании, развитии личности, мобилизации на решение профессиональных задач, сплочении коллективов, повышений авторитета руководителей и т.д. Все это важно, но для обеспечения подлинно высокой боевой готовности мало. Жизнь, практика, наука указывают на необходимость в системе работы с персоналом особого направления — формирования, поддержания высокой боевой готовности и его повышения в необходимых случаях до высшего уровня изготовленности. Результатом должна стать непосредственная готовность - боевой настрой — к немедленным, решительным и высокоэффективным действиям, которая характеризуется: • высокой бдительностью к наступающей угрозе, верной оценкой ее вероятности, настороженностью к ее признакам, глубоким пониманием роли полной личной готовности к встрече с ней; • обостренным чувством профессионального и гражданского долга, коллективизма, ответственности за успех в нейтрализации криминального элемента; • мобилизованностью воли, устремлений, сил, умеренным чувством боевого возбуждения, профессионального азарта, прилива сил; • полным самообладанием; • обостренным вниманием и тщательным наблюдением за лицом, представляющим потенциальную угрозу, и обстановкой, любыми изменениями в них; • полным пониманием происходящего и безошибочным разгадыванием намерений, хитростей и маскировок противника; • четким планом действий, отчетливым представлением их и мысленным проигрыванием; • изготовленностью (установкой) на немедленные действия. Система психологического обеспечения высокой боевой готовности. Если ограничиться только рассмотрением специальных мер по поддержанию высокой степени состояния боевой готовности сотрудников, отрядов и групп правоохранительных органов, то можно выделить среди них три направления работы. Первое — специальное обучение быстрому реагированию на внезапное обострение обстановки и переходу от повседневного состояния ожидания, готовности к энергичным и эффективным действиям. Такое обучение разумно выделить в отдельный раздел боевой и служебной подготовки сотрудников и военнослужащих. Следует обучать: • знанию всех ситуаций внезапного, неожиданного обострения обстановки и способов действий в них; • знанию всех хитростей и уловок, используемых преступниками для неожиданного нападения на сотрудников и военнослужащих; • мерам предосторожности и способам обеспечения личной безопасности; • применению приемов самозащиты при неожиданном нападении; • быстрому, опережающему «противника» переводу оружия из обычного положения в положение для немедленного использования; • стрельбе без обычного прицеливания, • стрельбе в темноте; • привычке к неожиданному; • приемам выхода из критического положения; • способам самомобилизации и преодоления негативных состояний и т.п. Для развития у обучаемых профессиональной бдительности, готовности действовать решительно и смело в любой момент уместно использовать моделирование внезапности, высокой скорости действий и изменения обстановки; создание ситуаций, когда нет времени для обычной подготовки и тщательного планирования предстоящих действий; развертывание внезапных событий на фоне длительных, спокойных, рутинных; введение новых, ранее не встречавшихся на занятиях данной учебной группы усложнений; введение «рваного» темпа действий на занятиях; моделирование внезапных действий «преступников», внезапное появление их соучастников. Следует упорно воспитывать бдительность, не допускать ее снижения, «наказывать» слушателей внезапными вводными за ее послабления. Появление «вторичной беспечности», чрезмерной самоуверенности и самомнения должно пресекаться внезапными вводными. Развитию находчивости и привычки к непривычному у обучающихся способствует постоянное варьирование условий занятий, обстановки, в которой осуществляются профессиональные действия, частое применение в них элементов новизны, неясности, неизвестности, запутанности, непредвиденности, творческое изменение самим преподавателем плана занятия, если развитие событий пошло по другому пути; комбинирование задач и трудностей. Второе направление — поддержание постоянной бдительности личного состава и его готовности к любым неожиданностям в повседневной правоохранительной деятельности. Чтобы приучить личный состав к постоянной бдительности и готовности к любым неожиданностям, надо проводить такую работу в течение всей повседневной службы и деятельности. Сила повседневности — в постоянном, непрерывном влиянии ее на персонал, вырабатывающем взгляды, убеждения, привычки, навыки, установки. Поэтому вся организация повседневной службы и деятельности, ее условия, стиль, управление, отношения и прочее так или иначе сказываются на боевой установке персонала (особый настрой на бдительность и боеготовность). В атмосфере жизни и деятельности правоохранительного органа должна звучать нота долга, ответственности, смелости, решительности, непреклонности, быстрого реагирования на изменения обстановки. Полезно повышать роль оценок состояния бдительности и боевой готовности личного состава при всех проверках, оценках, разборах, принятии мер по совершенствованию работы, проведении служебной и боевой подготовки, организации встреч с людьми, побывавшими в «горячих точках». Именно такой подход исключит случаи, когда все и всеми на словах понимается вроде бы правильно, а реально существует невнимание к этим важным сторонам жизни коллектива и деятельности каждого его члена. Пристального внимания заслуживает поддержание бдительности - настороженности и внимания сотрудников и военнослужащих к активной угрозе со стороны криминального элемента, заинтересованного в захвате служебного оружия, в устранении препятствий со стороны сотрудников в реализации преступных планов, в устранении тех из них, которые угрожают им разоблачением, в освобождении из-под стражи членов преступных группировок и пр. Бдительность проявляется в слежении за признаками угрозы, ее нарастанием, в их оценках. Для профессиональной бдительности характерно не только внимание, но и умение осуществлять слежение и оценку, что требует специальных знаний, особой внимательности, умения наблюдать и оценивать, чему надо постоянно учить персонал. Повседневные будни порой, при отсутствии особых событий именно в данном правоохранительном органе, в данной службе, с данным сотрудником, притупляют бдительность и не способствуют поддержанию готовности. Возникает и развивается беспечность — притупление бдительности. Борьба с беспечностью обязана быть предметом специальной заботы. Беспечность может быть первичной и вторичной. Первичная беспечность возникает из-за непонимания угрозы, недооценки ее, а вторичная — продукт привыкания к угрозе, ложного убеждения, что хотя угроза есть, но она не так страшна, что она пройдет стороной, «меня она минует, пронесет». Вторичная беспечность может возникнуть даже у опытных сотрудников и воинов в результате появления недостаточно обоснованной самоуверенности, пренебрежения угрозой. Психологические причины возникновения вторичной беспечности очень опасны и требуют пристального внимания. Например, контролер пропускного пункта или инспектор дорожно-патрульной службы в начале своей работы, предупрежденный и немного напуганный рассказанными ему разными случаями, делает все бдительно и с соблюдением мер личной безопасности. Но проходят месяцы, годы, проверены тысячи, десятки тысяч документов — и все спокойно, без эксцессов. Эта благополучная повседневность успокаивает, убаюкивает, бдительность и готовность незаметно снижаются и их-то как раз и не хватает, когда наконец наступает момент, когда следует их проявить. Нужны постоянные психологично построенные инструктажи, регулярные проверки, учебные инсценировки внезапных и дерзких правонарушений, учебные тревоги, информирование о всех фактах проявления бдительности и готовности другими сотрудниками и военнослужащими, принятие дисциплинарных мер, проведение разборов, специальных тренингов бдительности и готовности, обучение способам преодоления отрицательного влияния монотонности, самоконтроля и самомобилизации и др. Третье направление — обеспечение повышения бдительности и боеготовности сотрудников до высшего уровня в ситуациях обострения обстановки и непосредственных угроз безопасности и жизни людей. Эти меры принимаются руководителями и самими сотрудниками непосредственно перед началом действий, если они ожидаются и есть время для какой-то подготовки к ним. В качестве примера могут служить меры, описываемые в §11.4.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.249.229 (0.014 с.) |