Глава вторая: Отвергать тагута одно из условий действительности Ислама.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава вторая: Отвергать тагута одно из условий действительности Ислама.



 

"Нет принуждения в религии. Уже ясно отличился прямой путь от заблуждения. Кто отверг тагута, и уверовал в Аллаhа, тот ухватился за самую надежную рукоять – (Ислам, таухид), которая никогда не сломается. Аллаh – Слышащий, Знающий"

(Корова(2), 256)

 

Куртуби в тафсире аята говорит:

Аллаh этим аятом установил два условия для того, чтобы ухватиться за рукоять: Отвергнуть тагута и уверовать в Аллаhа.

Под рукоятью же подразумевается следующее:

Муджахид сказал, что рукоять это вера. Судди сказал, что это Ислам. Ибн Аббас, Саид б. Джубайр и Даххак сказали, что рукоять это свидетельство "Ля иляха илля Аллаh". Все эти объяснения не противоречат друг друга и сходятся в один смысл.

(Тафсир Куртуби)

 

Багауи в тафсире аята говорит:

"Кто отверг тагута..." – тагут это шайтан. Некоторые сказали, что тагут это все то, чему поклоняются кроме Аллаhа.

"…и уверовал в Аллаhа, тот ухватился за самую надежную рукоять, которая никогда не сломается" – то есть привязался к прочной, надежной религии, которая никогда не разрушится.

(Тафсир Багауи)

 

Шанкъити сказал:

Аллаh сказал:

“К каждой общине Мы отправили посланника (с призывом): «Поклоняйтесь Аллаhу и сторонитесь тагута!»“

(Пчелы(16), 36)

Этот аят доказывает, что одним из условий того, чтобы поклонение к Аллаhу принималось, является отвергание тагутов и ложных божеств. Это же положение есть в следующих аятах:

“Кто отверг тагута, и уверовал в Аллаhа, тот ухватился за самую надежную рукоять – (Ислам, таухид), которая никогда не сломается. Аллаh – Слышащий, Знающий"

(Корова(2), 256)

“Большая часть их не верует в Аллаhа без того, чтобы не придавать ему в равные.”

(Йусуф(12), 106)

И другие аяты.

(Адуауль-Байан)

 

Ибн Касир в тафсире аята сказал:

"Кто отверг тагута" – то есть, кто отвергнет идолов и все к чему шайтан призывает поклоняться; "и уверовал в Аллаhа" – то есть, кто будет единить Аллаhа во всем и засвидетельствует "Ля иляха илля Аллаh"; "тот ухватился за самую надежную рукоять, которая никогда не сломается" – тот привяжется к истине и окажется на истинном пути.

Умар б. аль-Хаттаб сказал, что тагут это шайтан. Это хорошее объяснение потому, что шайтан вообще источник всего злого, включая и поклонение изваяниям, прошение у них помощи, судиться по их законам и др.

Муджахид сказал, что рукоять это вера. Судди сказал, что это Ислам. Саид б. Джубайр и Даххак сказали, что рукоять это свидетельство "Ля иляха илля Аллаh". Все эти объяснения верны и непротиворечивы.

(Тафсир ибн Касира)

 

Имам Табри в тафсире аята говорит следующее:

Умар б. аль-Хаттаб, Муджахид, Шаъби, Даххак, Катада, Судди и другие говорят, что тагут это шайтан. Абуль-Алийя и Мухаммад говорят, что это колдун. Саид б. Джубайр, Ибн Джурайдж и Джабир б. Абдуллаh сказали, что это прорицатель и гадатель.

Самое верное и обобщенное значение слова тагут следующее: "Тот, кому поклоняются кроме Аллаhа, а он при этом не отвергает это от себя или же сам заставляет других поклоняться себе, тем самым преступая границы, установленные для него Аллаhом." Это может быть человек, шайтан, идол или любое другое существо.

Тогда смысл аята будет следующим: "Кто отвергнет господство тех, кому поклоняются кроме Аллаhа, и признает своим божеством, господом и объектом поклонения только Аллаhа, тот ухватится за прочную рукоять, с помощью которой он сможет спастись от адского огня".

"Аллаh – Слышащий" – то есть Аллаh слышит заявление того, кто скажет, что он уверовал в Аллаhа и отверг всех тагутов, удалился от всех кому поклоняются кроме Аллаhа. "Знающий"– Аллаh знает насколько искренен человек, когда говорит эти слова другим людям. Аллаh знает, что творится в сердцах до мельчайших подробностей. От Него ничто не может скрыться, и в Судный день Он будет привлекать к ответственности за то, что было скрыто в сердце и, соответственно, в итоге будет награждать или наказывать.

(Тафсир Табари)

 

Мухаммад б. абдуль-Уаххаб сказал:

Должно быть хорошо известно, что невозможно человеку считаться верящим в Аллаhа, пока он не отвергнет тагута. Доказательством этому является следующий аят:

"Нет принуждения в религии. Уже ясно отличился прямой путь (рушд) от заблуждения (гайй). Кто отверг тагута, и уверовал в Аллаhа, тот ухватился за самую надежную рукоять – “ьуруату аль-уускъа” (Ислам, таухид), которая никогда не сломается. Аллаh – Слышащий, Знающий"

(Корова(2), 256)

Здесь рушдозначает религия Мухаммада ; гайй же – религия абу Джахля. "ьурватуль-уускъа" означает свидетельство "Ля иляха илля Аллаh".

(Отвергать тагута и верить в Аллаhа)

 

Посмотрите, какой четкий смысл у этого аята; выразительные средства аята также ясны и четки. Толкователи единодушны в том, что аят накладывает условие на то, чтобы человек считался, что он ухватился за рукоять, то есть что он вошел в Ислам. Это условие – отвергать тагута и уверовать в Аллаhа. Как известно нарушение условия влечет за собой нарушение самого положения, основанном на этом условии.

Невозможно, чтобы в одном сердце собрались вместе такие противоположные феномены как вера в Аллаhа и вера в тагута.

Если в сердце поселится одно, оно непременно изгонит другое. Поэтому для определенного человека не могут быть одновременно два утверждения: он сторонник ар-Рахмана; он сторонник тагута. Точно также бессмысленны следующие выражения: "единящий Аллаhа мушрик", "предавшийся Аллаhу мушрик".

 

Имам абу Батъин сказал следующее:

Сказать "Ля иляха илля Аллаh" подразумевает в себе отвергать тех, кому поклоняются наряду с Аллаhом, удаляться от них и покидать все виды ширка. Арабские мушрики превосходно знали арабский и поэтому отлично знали смысловое содержание свидетельства. Если один из них произносил это слово, он делал это, отвергая всех ложных божеств и выполняя все другие условия свидетельства. Если они, после того как произнесли это слово, продолжали бы свои ширки, то это слово не обеспечило бы его неприкосновенность. В связи с этим Аллаh повелевает:

"И сражайтесь с ними, пока не будет больше фитны (ширка и неверия), и пока религия не будет посвящена Аллаhу. А если они прекратят, то нет вражды, кроме как к несправедливым!"

(Корова(2), 193)

В другом аяте Аллаh сказал:

"А когда закончатся запретные месяцы, убивайте многобожников, где их найдете, захватывайте их, осаждайте и устраивайте засаду против них во всяком скрытом месте! Если они обратятся (покаются от ширка) и станут выполнять молитву и давать закят, то отпустите их: ведь Аллаh – прощающий, милосердный!"

(Покаяние(9), 5)

Посланник Аллаhа, , сказал: "Я послан с мечом до самого судного дня пока не будет покинуты все ширки и не установится поклонение только Аллаhу". Вот этот хадис разъясняет смысл аята "И сражайтесь с ними, пока не будет больше фитны". Одновременно это является и смыслом "Ля иляха илля Аллаh".

(Маджмуьатур-Расаиль уаль-Масаиль ан-Надждийя)

 

Хасан передал от абу Ханифы как тот сказал:

Если какой-нибудь христианин или иудей скажет – я муслим (предавшийся, подчиненный Аллаhу), его нужно спросить что он этим хочет сказать. Если он под этим подразумевает, что он выходит из иудейства или христианства и входит в Ислам, то относительно него выносится суждение, что он муслим. Если впоследствии он обратится, то считается вероотступником (муртадд). Но если он подразумевает, что он якобы и так муслим – предавшийся Аллаhу, ибо он считает, что иудейство – предание Аллаhу и является истинной религией. В таком случае он не считается муслимом. Поэтому если какой-нибудь иудей или христианин произнесет свидетельство "Ля иляха илля Аллаh", то он не принимается за муслима, ибо они без этого не отрицают это слово и произносят его. Но если он произнесет свидетельство и конкретно скажет я выхожу из иудейства или христианства и вхожу в религию Мухаммада, , то принимается за муслима, ибо его слова уже не приемлют иных вероятных толкований.

 

Ученик абу Ханифы, Мухаммад б. Хасан Шайбани в связи с этим говорит следующее:

Хасан предал, что РасулуЛлаh, , сказал: "Мне повелено сражаться с людьми пока они не станут свидетельствовать свидетельством "Ля иляха илля Аллаh, Мухаммадун расулуЛлаh", пока не станут делать намаз и давать закят. Если они выполнят это, то уберегут от меня свою кровь и имущество, кроме соответствующих прав Ислама на это (кровь и имущество). Личные их счеты же принадлежат Аллаhу”

Когда Посланник, , говорил эти слова, он сражался с обычными мушриками, не принимающими таухида. Когда один из них произносил "Ля иляха илля Аллаh", он говорил это в том смысле который подразумевал сражающийся с ними Мухаммад, . Поэтому подразумевалось, что они с этим словом покидали свою прежнюю религию и входили в Ислам. Так как мы не знаем их внутреннее положение, то вынуждены ограничиться тем, как они выглядят внешне. Если затем обнаруживалось, что он говорил нечто противоположное свидетельству, то считалось, что он изменил этому слову.

Мушрики признавали Аллаhа, но отвергали таухид. Вот как это объясняет Коран:

"А если ты их спросишь, кто создал их, они, конечно, скажут: "Аллаh". До чего же они обольщены!"

(Украшения(43), 87)

"Когда им говорили: «Ля иляха илля Аллаh», – они превозносились".

(Стоящие в Ряд(37), 35)

"И дивились они, что пришел к ним увещатель из них. И говорили неверные: "Это – волшебник, лжец! Неужели он обратил божеств в Единственного Бога? Воистину, это – нечто удивительное!"".

(Сад(38), 4-5)

 

Призыв Посланника, , был распространен и мушрики знали, что Мухаммад, , хочет от них этим словом и если кто-нибудь из них говорил "Ля иляха илля Аллаh", он полностью менял свои верования и принимал верования, которые исповедовали в своей жизни муслимы. Поэтому Посланник Аллаhа, , свидетельство "Ля иляха илля Аллаh" установил для них в качестве отличительного свойства (граница) между неверными и муслимами.

Но когда дело касается иудеев и христиан положение меняется. То, что они произнесут это свидетельство, не является доказательством того, что они стали муслимами. Ведь они так и так произносят это слово. Им мешает войти в Ислам другой куфр – они не признают посланничество Мухаммада, . Поэтому чтобы они стали муслимами они должны покинуть куфры, свойственные им и признать именно то, что им недостает для входа в истинную веру.

Сегодняшние иракские иудеи признают и эту основу из Ислама, они соглашаются, что Мухаммад, , – посланник Аллаhа. Но на этот раз им мешает войти в Ислам уже другой куфр – они говорят, что Мухаммад, , посланник Аллаhа, но посланник только для арабов и они даже "подкрепляют" этот куфр аятом из Корана:

“Он — тот, кто направил к простолюдинам (простецам, неграмотным) посланника из их числа”.

(Сбор(62), 2)

 

Поэтому они не считаются муслимами, несмотря на то, что признают посланничество Мухаммада, . Все они считают, что находятся на истинном пути. Поэтому их слова, что я муслим (предавшийся Аллаhу) или то, что они приносят свидетельство, для нас не имеют какого-нибудь значения. Для того чтобы они считались муслимами, они на деле должны покинуть свои религии (куфры) и выразить это ясными словами, не допускающими каких-нибудь иных толкований.

(Китаб ас-Сийар аль-Кабир би Шарх аль-Аимма Мухаммад б. Ахмад Сарахси, том 1, стр. 1500)

 

Как видно из приведенных слов у каждого неверного имеется свой вид куфра и именно он мешает его входу в Ислам. Поэтому для каждого, вход в Ислам осуществляется по-разному, в зависимости от его куфра. Если человек признает таухид, но не признает посланничество, для того, чтобы мы считали его муслимом, он должен принять из всех основ религии посланничество. Если некто признает таухид, посланничество, но не делает такфир неверных, для входа в Ислам он должен принять такфир и т.д.

 

Ибн Хаджар в главе "Тот, кто не принимает фарды приглашается к покаянию, если не покается, то убивается" приводит хадис "Мне приказано сражаться с людьми...", а затем говорит:

Этот хадис устанавливает запрет убийства того, кто сказал "Ля иляха илля Аллаh". Это верно, но становится ли муслимом тот, кто произносит это свидетельство. Предпочтительным объяснением является следующее: "Человек не становится муслимом, но попросту не убивается, ибо есть вероятность того, что он искренен. Его не убивают пока не испытают и его куфр не выйдет наружу. Но если обнаружится, что он искренне привязался к Посланнику и Исламу, то он считается муслимом."

(Фатх аль-Бари)

 

Багауи говорит:

Если те, кто верует в двух или больше божеств, скажет "Ля иляха илля Аллаh" они принимаются за муслимов, затем их принуждают принять все положения Ислама и отвергнуть все ложные религии. Если свидетельство произнесут отрицающие посланничество, то это свидетельство недостаточно для того, чтобы он считался муслимом. Они должны добавить "Мухаммадун расулуЛлаh", тогда они принимаются за муслимов. Но все это недостаточно для того, кто утверждает, что Мухаммад был послан только арабам. Для того чтобы он считался муслимом, он должен принять, что Мухаммад - посланник, посланный всем людям. Если его куфр состоит в том, что он не принимает какой-нибудь фард или считает разрешённым какой-нибудь харам, то такой становится муслимом только тогда когда скажет, что покинул эту ложное воззрение.

(Найлюль-Аутар, том 9, стр 84)

 

Все эти высказывание показывают, что если, человек произносит "Ля иляха илля Аллаh", но совершает какой-нибудь куфр или ширк, то он не является муслимом, пока полностью не покинет свои куфры.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.233.219.62 (0.01 с.)