Муниципальное право как наука: общая характеристика.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Муниципальное право как наука: общая характеристика.



МП как наука – это совокупность знаний, идей, теорий о местном самоуправлении, о формах и практике его осуществления и правового регулирования.

Предмет науки:

1. МС, как политически-правовой институт;

2. Совокупность норм, регулирующих МП отношения.

 

Методология – совокупность приемов, способов исследования предмета, а также выражения и закрепления научного знания.

 

Наука МП использует следующие методы:

1) Общие

a) Диалектический (МС как отдельный институт)

b) Исторический (исследование фактов прошлого)

c) Генетический (выявление первопричины какого-либо института МС)

d) Ценностный (МС с Θ социальных ценностей)

e) Движение от абстрактного к конкретному

 

2) Специальные

a) Логический

b) Системно-структурный

c) Функциональный

d) Метод сравнительного правоведения

 

Источники науки МП:

ü Нормативные

ü Судебные

ü Теоретические

Социологические исследования.

 

3.Источники муниципального права как отрасли права и научной дисциплины.

источники муницип права -это исходящие от гос-ва или официально признаваемые им формы выражения и закрепления норм муницип права, придания им общеобязательного хар-ра.

Источникам муницип права присуще те же признаки, что и источникам права вообще (нормативный хар-р содер­жащихся в них предписаний и обязательность для исполне­ния, к-рая обеспечивается средствами гос воздействия) Своеобразие источников муницип права проявляется прежде всего в том, что они связаны с организацией и функционированием МСУ как формы осуществления народом своей власти на местном уровне, посредством к-рой население самостоятельно и под свою ответств-ть решает вопросы местного значения с учетом исторических и иных местных традиций. Источники .-муницип права устанавливают гос и международ­ные гарантии осуществления МСУ, а также отвстств-ть органов и должностных лиц МСУ перед на­селением и гос-вом. Ими определяется правотворческая деятель­ность органов и должностных лиц МСУ, а также населения, от к-рых исходят муницип правовые акты.Источники муницип права характеризуются множественно­стью, к-рой присуща определенная иерархия. Это обусловлено, в ча­стности, тем, что нормы муницип права содержатся в правовых актах, принимаемых на различных уровнях публичной власти в гос-ве, обладающих разной юридич силой.

три группы источников муницип права с уче­том различных уровней правового регулирования муницип отно­шений.

К первой группе относятся НПА, принимае­мые на федеральном уровне. Это прежде всего Констит РФ -глав­ный источник муницип права. В ней содержатся нормы, закреп­ляющие исходные начала и принципы организации МСУ, гарантии прав МСУ.

К источникам муниципального права относятся федер зако­ны. Важнейший из них- ФЗ 2003 г. «Об общих принци­пах организации МСУ в РФ». Закон содержит нормы, рас­крывающие смысл основных понятий и терминов, используемых при правовом регулировании муниципальных отношений. Его нормами закрепляются не только полномочия органов гос власти РФ и ее субъектов в области МСУ и перечень вопросов местного значения, к-рые находятся в ведении муницип образований, но и основы деятель­ности МСУ, формы прямого волеизъявления граж­дан и другие формы осуществления МСУ, гос гарантии МСУ и ответств-ть органов МСУ и должностных лиц МСУ.

К источникам муницип права относится Европейская хартия МСУ, к-рая действует в рамках Совета Европы, членом к-рого Россия является с 1996 г. Хартия устанавливает важ­нейшие принципы организации МСУ, а также га­рантии прав МСУ. Хартия была ратифицирована Россией в 1998 г. м в соответствии с ч. 4 ст. 15 Кон РФ стала составной частью правовой системы РФ.

Нормы муниципального права содержатся в ФЗ «"О муниципальной службе в РФ" и"Об обеспечении конституционных. прав граждан РФ. избирать и быть избранными в органы. МСУ" и др.

Кроме того, к источникам муницип права относятся и дру­гие федеральные акты, затрагивающие вопросы МСУ, К ним относятся: ГК РФ (содержит положения о муницип собственности и др.); НК РФ (содержит положения о местных налогах к др,); БК РФ (содержит положения о бюджетном процессе в муницип образованиях и др.); ЗК РФ (определяет полномочия органов МСУ в области земельных отношений и др.), а также феде­ральные законы от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации го­с и муниципимущества», «О гос и муницип унитарных предпри­ятиях» и др.

Источниками муниципального права являются указы Президен­та РФ и постановления Правительства РФ, содержащие муниципальио-правовые нормы

Нормы муницип права могут содержаться в НПА других федер органов исполнительной власти.

Особым видом источников муницип права являются реше­ния Констит Суда РФ

Вторую группу источников составляют НПА, принимаемые органами гос власти субъектов Федерации; конституции республик, уставы др субъектов Федерации, законы субъектов Федерации о МСУ, о муниципальной службе, о муниципальных выборах, о местном референдуме и др. Кроме того, в эту группу входят акты высших должностных лиц субъектов (пре­зидентов, губернаторов и др.), постановления законодательных (пред­ставительных) органов гос власти субъектов, акты прави­тельств, других органов исголнительной власти субъектов Федерации, в к-рых устанавливаются, изменяются или отменяются нормы муни­цип права.

В третью группу источников входят НПА, принятые путем прямого волеизъявления населения муницип образований, органами МСУ и должностными ли­цами МСУ: уставы муницип образований; общеобязательные правила по предметам ведения муницип об­разования; решения представительных органов МСУ, устанавливающие порядок управления и распоряжения муници­п собственностью, и др НПА муни­цип образований.

Особое место среди источников муницип права занимают договоры, к-рые могут заключать между собой муницип обра­зования, а также муницип образования и другие субъекты права. ФЗ 2003 г. «Об общих принципах организации МСУ в РФ» расширил практику договорных отношений в системе МСУ. Так, дого­воры и соглашения могут заключаться органами МСУ в целях развития межмунидипальиого сотрудничества, а также меж­дународных и внешнеэкономических связей. Органы МСУ отдельных поселений, входящих в состав муницип района, могут заключать соглашения с органами МСУ муницип района о передаче им осуществления части своих полномочий. Муницип право в качестве своего источника признает также обычай. Это обусловлено прежде всего тем, что организация и деятель­ность МСУ осуществляются с учетом исторических и иных местных традиций, представляющих собой разновидность обычаев. Признание обычая как традиционно сложившегося и широко при­меняемого правила поведения содержит Федеральный закон от 30 апре­ля 1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ», к-рый предусматривает, что общины и иные формы общестаенного самоуправления создаются в целях защиты искон­ной среды обитания, сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры и что органы МСУ обеспечивают права малочисленных народов на защиту исконной среды их обитания, традиционного образа жизни и хозяйствования.

 

4.Система муниципального права как отрасли права и научной дисциплины.

МП как отрасль права имеет свою систему, в к-рой выделяются комплексы однородных норм, регулирующих опре­деленные группы общественных отношений, входящих в его предмет. Система МП основывается на логическом, последо­вательном разделении норм МП и их объединений в однородные правовые институты с учетом содержания и хар-ра регулируемых ими отношений в сфере МСУ.

При этом система МП отражает взаимосвязь и взаимообусловленность правового регулирования вопросов МСУ как целостного социаль-ного явления. Поэтому система МП имеет объективную основу: ее по­строение обусловлено не только структурой ФЗ «Об общих принципах организации МСУ в РФ" , но и потребностями практики развития МСУ, к-рая влияет на формирование институтов МП, помогает определить их роль в МСУ.

Под системой МП понимается объ­единение мунщипилъно-правовых норм в муниципальио-правовые инсти­туты, расположенные в определенной последовательности в зависимости от их значения и роли в регулировании муницип отношений.

Ее первым элементом являются муниципально-правовые нормы, за­крепляющие положение МСУ в системе народо­властия, определя-ющие его роль в развитии демократических начал в управлении обществом и гос-вом. К этой группе относятся нормы, содержащие определения основных понятий и терминов, используемых за­конодательством о МСУ, таких, как «местное само­управление», «муницип образование», «вопросы местного значения», «местный референдум», «органы МСУ», «должност­ное лицо МСУ» и др. В эту же гру-ппу входят нормы, закрепляющие основные прииципы и функции МСУ.

МСУ как форма организации власти на местном уровне характеризуется тесным взаимодействием и взаимопроникнове­нием форм прямой и представительной демократии. Нормы МП, относящиеся к данной группе, закрепляют формы не­посредственного волеизъявления населения муницип образова­ний, институты представительной демократии в системе МСУ, другие элементы этой системы.

Второй элемент системы МП составляют но-рмы, закрепляющие основы деятельности МСУ; тер-риальные, организационные, финансово-экономические. Они опре­деляют порядок создания, объединения, преобразования или упраздне­ния муницип образований, установления и изменения их границ и наименований, а также закрепляют принципы организации МСУ, основы взаимоотношении выбор-ных и др органов МСУ, условия и порядок прохождения муници­п службы, статус муницип служащего.

Важнейшим условием самостоятельности МСУ являются финансово-экономические основы деятельности населения муницип образований. Нормы МП закрепля­ют порядок фор-мирования муницип собственности, ее состав, а также устанавливают основы финансовой самостоятельности МСУ.

Третьим элементом системы МП выступает группа норм, закрепляющих предметы ведения и полномочия МСУ. Данные нормы устанавливают собственные полномочия МСУ, а также отдельные гос полно­мочия, к-рыми могут наделяться органы МСУ. Относящиеся к этой группе нормы регулируют принципы определения компетенции органов МСУ, отношения, к-рые возникают в процессе реализации полномочий МСУ в различных сферах местной жизни.

Четвертый элемент системы МП - группа норм, устанавливающих гарантии МСУ. Они закрепляют систему гарантий, обеспечивающих организационную и финансовую самостоятельность МСУ, а также судебную и дру­гие правовые формы защиты МСУ.

Сущность МСУ - в самостоятельной и под свою ответств-ть деятельности населения по решению вопросов местного значения. Поэ-тому пятый элемент системы МП составляют нормы, устанавливающие ответств-ть органов МСУ и должностных лиц МСУ. Эти нормы определяют формы, порядок и условия ответственности органов и должностных лиц МСУ перед населени­ем муниципобразования, перед гос-вом, а также перед фи­з и юр лицами.

Таким образом, система МП включает следу-ю­щие структурные части;

-МСУ в системе народовластия;

- основы МСУ: территориальная, организа­ционная и экономическая;

- предметы ведения и полномочия МСУ;

- гарантии МСУ;

- ответств-ть органов МСУ и должност­ных лиц МСУ, контроль за их деятельностью.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.170.64.36 (0.011 с.)