Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Муниципальное право как наука: общая характеристика.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
МП как наука – это совокупность знаний, идей, теорий о местном самоуправлении, о формах и практике его осуществления и правового регулирования. Предмет науки: 1. МС, как политически-правовой институт; 2. Совокупность норм, регулирующих МП отношения.
Методология – совокупность приемов, способов исследования предмета, а также выражения и закрепления научного знания.
Наука МП использует следующие методы: 1) Общие a) Диалектический (МС как отдельный институт) b) Исторический (исследование фактов прошлого) c) Генетический (выявление первопричины какого-либо института МС) d) Ценностный (МС с Θ социальных ценностей) e) Движение от абстрактного к конкретному
2) Специальные a) Логический b) Системно-структурный c) Функциональный d) Метод сравнительного правоведения
Источники науки МП: ü Нормативные ü Судебные ü Теоретические Социологические исследования.
3.Источники муниципального права как отрасли права и научной дисциплины. источники муницип права -это исходящие от гос-ва или официально признаваемые им формы выражения и закрепления норм муницип права, придания им общеобязательного хар-ра. Источникам муницип права присуще те же признаки, что и источникам права вообще (нормативный хар-р содержащихся в них предписаний и обязательность для исполнения, к-рая обеспечивается средствами гос воздействия) Своеобразие источников муницип права проявляется прежде всего в том, что они связаны с организацией и функционированием МСУ как формы осуществления народом своей власти на местном уровне, посредством к-рой население самостоятельно и под свою ответств-ть решает вопросы местного значения с учетом исторических и иных местных традиций. Источники.-муницип права устанавливают гос и международные гарантии осуществления МСУ, а также отвстств-ть органов и должностных лиц МСУ перед населением и гос-вом. Ими определяется правотворческая деятельность органов и должностных лиц МСУ, а также населения, от к-рых исходят муницип правовые акты.Источники муницип права характеризуются множественностью, к-рой присуща определенная иерархия. Это обусловлено, в частности, тем, что нормы муницип права содержатся в правовых актах, принимаемых на различных уровнях публичной власти в гос-ве, обладающих разной юридич силой. три группы источников муницип права с учетом различных уровней правового регулирования муницип отношений. К первой группе относятся НПА, принимаемые на федеральном уровне. Это прежде всего Констит РФ -главный источник муницип права. В ней содержатся нормы, закрепляющие исходные начала и принципы организации МСУ, гарантии прав МСУ. К источникам муниципального права относятся федер законы. Важнейший из них- ФЗ 2003 г. «Об общих принципах организации МСУ в РФ». Закон содержит нормы, раскрывающие смысл основных понятий и терминов, используемых при правовом регулировании муниципальных отношений. Его нормами закрепляются не только полномочия органов гос власти РФ и ее субъектов в области МСУ и перечень вопросов местного значения, к-рые находятся в ведении муницип образований, но и основы деятельности МСУ, формы прямого волеизъявления граждан и другие формы осуществления МСУ, гос гарантии МСУ и ответств-ть органов МСУ и должностных лиц МСУ. К источникам муницип права относится Европейская хартия МСУ, к-рая действует в рамках Совета Европы, членом к-рого Россия является с 1996 г. Хартия устанавливает важнейшие принципы организации МСУ, а также гарантии прав МСУ. Хартия была ратифицирована Россией в 1998 г. м в соответствии с ч. 4 ст. 15 Кон РФ стала составной частью правовой системы РФ. Нормы муниципального права содержатся в ФЗ «"О муниципальной службе в РФ" и"Об обеспечении конституционных. прав граждан РФ. избирать и быть избранными в органы. МСУ" и др. Кроме того, к источникам муницип права относятся и другие федеральные акты, затрагивающие вопросы МСУ, К ним относятся: ГК РФ (содержит положения о муницип собственности и др.); НК РФ (содержит положения о местных налогах к др,); БК РФ (содержит положения о бюджетном процессе в муницип образованиях и др.); ЗК РФ (определяет полномочия органов МСУ в области земельных отношений и др.), а также федеральные законы от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации гос и муниципимущества», «О гос и муницип унитарных предприятиях» и др. Источниками муниципального права являются указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, содержащие муниципальио-правовые нормы Нормы муницип права могут содержаться в НПА других федер органов исполнительной власти. Особым видом источников муницип права являются решения Констит Суда РФ Вторую группу источников составляют НПА, принимаемые органами гос власти субъектов Федерации; конституции республик, уставы др субъектов Федерации, законы субъектов Федерации о МСУ, о муниципальной службе, о муниципальных выборах, о местном референдуме и др. Кроме того, в эту группу входят акты высших должностных лиц субъектов (президентов, губернаторов и др.), постановления законодательных (представительных) органов гос власти субъектов, акты правительств, других органов исголнительной власти субъектов Федерации, в к-рых устанавливаются, изменяются или отменяются нормы муницип права. В третью группу источников входят НПА, принятые путем прямого волеизъявления населения муницип образований, органами МСУ и должностными лицами МСУ: уставы муницип образований; общеобязательные правила по предметам ведения муницип образования; решения представительных органов МСУ, устанавливающие порядок управления и распоряжения муницип собственностью, и др НПА муницип образований. Особое место среди источников муницип права занимают договоры, к-рые могут заключать между собой муницип образования, а также муницип образования и другие субъекты права. ФЗ 2003 г. «Об общих принципах организации МСУ в РФ» расширил практику договорных отношений в системе МСУ. Так, договоры и соглашения могут заключаться органами МСУ в целях развития межмунидипальиого сотрудничества, а также международных и внешнеэкономических связей. Органы МСУ отдельных поселений, входящих в состав муницип района, могут заключать соглашения с органами МСУ муницип района о передаче им осуществления части своих полномочий. Муницип право в качестве своего источника признает также обычай. Это обусловлено прежде всего тем, что организация и деятельность МСУ осуществляются с учетом исторических и иных местных традиций, представляющих собой разновидность обычаев. Признание обычая как традиционно сложившегося и широко применяемого правила поведения содержит Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ», к-рый предусматривает, что общины и иные формы общестаенного самоуправления создаются в целях защиты исконной среды обитания, сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры и что органы МСУ обеспечивают права малочисленных народов на защиту исконной среды их обитания, традиционного образа жизни и хозяйствования.
4.Система муниципального права как отрасли права и научной дисциплины. МП как отрасль права имеет свою систему, в к-рой выделяются комплексы однородных норм, регулирующих определенные группы общественных отношений, входящих в его предмет. Система МП основывается на логическом, последовательном разделении норм МП и их объединений в однородные правовые институты с учетом содержания и хар-ра регулируемых ими отношений в сфере МСУ. При этом система МП отражает взаимосвязь и взаимообусловленность правового регулирования вопросов МСУ как целостного социаль-ного явления. Поэтому система МП имеет объективную основу: ее построение обусловлено не только структурой ФЗ «Об общих принципах организации МСУ в РФ", но и потребностями практики развития МСУ, к-рая влияет на формирование институтов МП, помогает определить их роль в МСУ. Под системой МП понимается объединение мунщипилъно-правовых норм в муниципальио-правовые институты, расположенные в определенной последовательности в зависимости от их значения и роли в регулировании муницип отношений. Ее первым элементом являются муниципально-правовые нормы, закрепляющие положение МСУ в системе народовластия, определя-ющие его роль в развитии демократических начал в управлении обществом и гос-вом. К этой группе относятся нормы, содержащие определения основных понятий и терминов, используемых законодательством о МСУ, таких, как «местное самоуправление», «муницип образование», «вопросы местного значения», «местный референдум», «органы МСУ», «должностное лицо МСУ» и др. В эту же гру-ппу входят нормы, закрепляющие основные прииципы и функции МСУ. МСУ как форма организации власти на местном уровне характеризуется тесным взаимодействием и взаимопроникновением форм прямой и представительной демократии. Нормы МП, относящиеся к данной группе, закрепляют формы непосредственного волеизъявления населения муницип образований, институты представительной демократии в системе МСУ, другие элементы этой системы. Второй элемент системы МП составляют но-рмы, закрепляющие основы деятельности МСУ; тер-риальные, организационные, финансово-экономические. Они определяют порядок создания, объединения, преобразования или упразднения муницип образований, установления и изменения их границ и наименований, а также закрепляют принципы организации МСУ, основы взаимоотношении выбор-ных и др органов МСУ, условия и порядок прохождения муницип службы, статус муницип служащего. Важнейшим условием самостоятельности МСУ являются финансово-экономические основы деятельности населения муницип образований. Нормы МП закрепляют порядок фор-мирования муницип собственности, ее состав, а также устанавливают основы финансовой самостоятельности МСУ. Третьим элементом системы МП выступает группа норм, закрепляющих предметы ведения и полномочия МСУ. Данные нормы устанавливают собственные полномочия МСУ, а также отдельные гос полномочия, к-рыми могут наделяться органы МСУ. Относящиеся к этой группе нормы регулируют принципы определения компетенции органов МСУ, отношения, к-рые возникают в процессе реализации полномочий МСУ в различных сферах местной жизни. Четвертый элемент системы МП - группа норм, устанавливающих гарантии МСУ. Они закрепляют систему гарантий, обеспечивающих организационную и финансовую самостоятельность МСУ, а также судебную и другие правовые формы защиты МСУ. Сущность МСУ - в самостоятельной и под свою ответств-ть деятельности населения по решению вопросов местного значения. Поэ-тому пятый элемент системы МП составляют нормы, устанавливающие ответств-ть органов МСУ и должностных лиц МСУ. Эти нормы определяют формы, порядок и условия ответственности органов и должностных лиц МСУ перед населением муниципобразования, перед гос-вом, а также перед физ и юр лицами. Таким образом, система МП включает следу-ющие структурные части; -МСУ в системе народовластия; - основы МСУ: территориальная, организационная и экономическая; - предметы ведения и полномочия МСУ; - гарантии МСУ; - ответств-ть органов МСУ и должностных лиц МСУ, контроль за их деятельностью.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 308; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.114.8 (0.009 с.) |