Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Историко-литературные сочиненияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Большая часть грандиозных рукописных историко-литературных трудов связана с деятельностью митрополита Макария. Им и его сотрудниками к 1554 г. были созданы "Великие Четьи Минеи" - 12-томное собрание всех книг, "чтомых" на Руси: житий и поучений, византийских законов и памятников церковного права, повестей и сказаний. Произведения были распределены по тем дням, в которые их рекомендовалось читать. Другим крупным сочинением стала "Книга степенная царского родословия". В отличие от летописей, где изложение ведется по годам, Степенная книга располагает повествование по "степеням". Каждой степени (а их всего 17) соответствует правление князя (от Владимира до Ивана IV) и митрополита. Этим подчеркивалась идея единства царской и церковной власти. В середине XVI в. летописцами был подготовлен новый летописный свод, получивший название Никоновской летописи (так как один из списков принадлежал в XVII в. патриарху Никону). Никоновская летопись вобрала в себя весь предшествующий летописный материал от начала Руси до конца 50-х годов XVI в. Замечательной чертой этого свода является наличие в нем некоторых данных, относящихся в основном к древнему периоду русской истории, которые не встречаются в других летописях. Авторы Никоновской летописи сделали также попытку не простого изложения материала, а объяснения тех или иных событий. В 70-х годах XVI в. было закончено составление иллюстрированной всемирной истории - Лицевого летописного свода. Он представлял собой 12 фолиантов, иэ которых до нас дошли 10. В сохранившихся томах имеется свыше 16 тыс. миниатюр. В лицевом своде всемирная история излагается как смена великих царств - Древнееврейского, Вавилонского, Персидского, Александра Македонского, Римского, Византийского. Закономерным итогом этого процесса представляется образование Русского государства. Летописи XVI в. представлены также и локальными сочинениями. Например, "Летописец начала царства" описывает первые годы правления Ивана Грозного. В 60-х годах составляется "История о Казанском царстве", которая доказывала историческую сппаведливость завоевания Казанского ханства. К концу XVI в. относится и одна из редакций "Сказания о начале Москвы". К литературе бытового жанра относится такое оригинальное произведение, как "Домострой", автором которого, вероятно, был протопоп Сильвестр. "Домострой" означает "домоводство", поэтому в нем можно найти самые различные советы и наставления: как воспитывать детей и обращаться с женой, хранить запасы и просушивать белье, когда покупать товары на рынке и как принимать гостей. Наставления, вместе с тем, освящаются авторитетом бога и священного писания. Иоанн Васильевич IV Иван Васильевич правил более 50 лет - дольше, чем любой другой русский правитель! За эти годы на Русской земле произошло столько событий — и великих и малых, и трагических и комических, что иным более спокойным странам хватило бы на долгие лета. Поэтому не случайно, что к этой эпохе обращаются постоянно, причём не только историки, но и писатели, художники, композиторы. Как не случайно и то, что одни признают первого русского самодержца как выдающегося деятеля русской истории, сыгравшего в своё время положительную роль для своей страны, другие же наоборот, считают его чуть ли не исчадием ада и видят в нём корень всех нынешних проблем России, утверждая, что это именно он, Иван Васильевич, увёл свою страну с дороги, которой пошли и доселе идут все «цивилизованные» страны Запада. А может, России с ними просто не по пути?..
По распоряжению Грозного государя было основано 155 городов и крепостей, построено 40 церквей и 60 монастырей, создана государственная почта и основано около 300 почтовых станций. Была введена всеобщая выборность местной администрации, проведена масштабная реформа судопроизводства и было положено начало регулярному созыву Земских соборов. Прошёл знаменитый «Стоглавый» собор Русской Православной Церкви — первый в полном смысле этого слова Поместный собор. Созданы «Четьи Минеи» святого митрополита Макария. Придан государственный характер Летописанию и создан «Лицевой свод». Организована сеть общеобразовательных школ. Основаны две типографии и положено начало книгопечатанию на Руси. Собрана знаменитая книжная сокровищница царя. В русской литературе стараниями Ивана IV появился новый жанр - публицистика. Согласно историческим данным, Иван Грозный обладал огромной сокровищницей драгоценных камней и очень любил её посещать, пересматривая красоту, добытую из самых глубин земли. Под его покровительством купцы и промышленники Строгановы осваивали сибирские недра...Иван Грозный был одним из самых образованных людей своего времени, обладал феноменальной памятью и богословской эрудицией. Как отмечали его современники, царь был «муж: чудного рассуждения, в науке книжного поучения доволен и многоречив зело». Иван был ребёнком очень желанным, и не только для своих родителей. Когда родился Иван IV, князю Василию III было уже за 50 лет. Двадцатилетний брак князя Василия III с Соломонией Сабуровой оказался бесплодным. Со второй женой, литовской княжной Еленой Глинской, князь жил в браке уже три года.
С рождением Ивана IV связано немало знамений. К примеру, ещё беременной Елене какой-то юродивый Домитиан объявил, что она станет матерью «Тита - широкого ума» (26 августа - день апостолов Варфоломея и Тита). Пишут также, что в ту самую минуту, когда младенец появился на свет, «гром грянул среди ясного неба и потряс землю до основания», «земля и небо потряслись от неслыханных раскатов грома и сверкающих молний», «разразилась сильная гроза», но всё это было воспринято как добрый знак. Казанская ханша, узнав о рождении царя, объявила московским гонцам: «Родился у вас царь, а у него двои зубы, одними ему съесть нас (татар), а другими — вас». В XVI веке сутки, включавшие 24 часа, сменялись не в полночь, а на восходе Солнца, при этом время от восхода до захода Солнца считалось дневным (дневные часы), а от захода Солнца до его следующего восхода - ночным (ночные часы). Один неизвестный писатель начала XVII века оставил нам подробный литературный портрет Ивана Грозного:
По другим свидетельствам у Ивана были небольшие, но живые глаза с проницательным взглядом; он носил большие усы и густую рыжеватую бороду, которая с возрастом заметно поседела; голову свою он брил. Во второй половине его царствования в нём отмечают мрачное, угрюмое выражение лица, что, однако не мешало ему часто разражаться громким хохотом. По официальным данным Иван был женат четыре раза (церковь разрешала три брака, но для царя было сделано исключение), хотя многие «информисточники» сообщают чуть ли не о семи-восьми жёнах Ивана Грозного. (Четвёртый брак Ивана Грозного был совершён по решению Освящённого Собора Русской Православной Церкви, и царь понёс за него наложенную епитимию. Этот союз был разрешён только ввиду того, что третий брак (с Марфой Собакиной) был чисто номинальным: молодая царица умерла неожиданно, оставшись девственной) Государь Иван Грозный, понимавший своё высокое предназначение, был всецело предан своей стране и всеми силами сражался за каждую пядь русской земли. После смерти Ивана Грозного в народе ходили слухи, будто бы «царя отравили ближние люди» - Бельский и Годунов, подкупив врача, лечившего государя. Спустя 400 лет, в 1963 году в Архангельском соборе Московского Кремля были вскрыты четыре гробницы: Ивана IV, его сыновей - Ивана и Федора, и князя Михаила Скопина-Шуйского. Комиссия Московского НИИ судебной медицины по результатам вскрытия гробницы царевича Ивана сообщила: «При исследовании волос, извлечённых из саркофага Ивана Ивановича, крови не обнаружено», - то есть «убийство сына» - это не более чем миф! Далее комиссия провела химико-токсикологическое исследование останков, и вдруг неожиданное открытие - « в останках царя Ивана IV и царевича Ивана обнаружено почти в пять раз (!) большее количество ртути, чем в останках Фёдора Иоанновича и князя Скопина-Шуйского». Ртуть не могла попасть в останки извне, так как в стенках всех гробниц её было ничтожно мало. Следовательно, соединения ртути попали в организм Ивана Грозного и его старшего сына ещё при их жизни, а высокая степень концентрации ртути говорит об отравлении. Константин Петрович Победоносцев, выдающийся русский мыслитель и обер-прокурор Святейшего Синода, увидев в 1885 году на выставке в Санкт-Петербурге картину Ильи Репина «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года», которая потом стала известна под упрощённым названием «Иван Грозный убивает своего сына», был крайне возмущён её сюжетом, в котором вымысел выдавался за факт, и написал императору Александру III: «Нельзя назвать картину исторической, так как этот момент чисто фантастический». Историками не исключается то, что миф о сыноубийстве, как и другие лживые мифы об Иване Грозном и его правлении, писались «под заказ» и были необходимы западному миру, к тому времени прославившемуся ужасами инквизиции, для того чтобы показать, что якобы и в России порядки не лучше, а также для того чтобы в глазах потомков выставить Русь «царством террора», а первого русского царя, который был так не угоден прозападной политике и управителям католической церкви, - «кровожадным тираном». Кто же автор клеветы на Ивана Грозного? Русский философ И.А.Ильин предупреждал: «В мире есть народы, государства, правительства, церковные центры, закулисные организации и отдельные люди — враждебные России, особенно Православной России, тем более императорской и нерасчленённой России... Подобно тому, как есть «англофобы», «германофобы», «японофобы», так мир изобилует «русофобами», врагами национальной России, обещающими себе от её крушения, унижения и ослабления всяческий успех». Митрополит Иоанн считал, что решающее влияние на становление русоненавистнических убеждений «исторической науки» оказали свидетельства иностранцев: «Начиная с Карамзина, русские историки воспроизводили в своих сочинениях всю ту мерзость и грязь, которыми обливали Россию «заграничные гости»; и «творческое наследие» таких, как Штаден и Пассек, долгое время воспринималось в качестве свидетельства о жизни и нравах русского народа». Известный советский академик, историк Б. А. Рыбаков тоже указывал на то, что «авторами трудов по русской истории являлись иноземцы». Обществовед-публицист И. Л. Солоневич и вовсе утверждал следующее: «Русский историк является специалистом по извращению истории России». А. Гуревич «Царская власть и революция»: «Национальная история пишется обыкновенно друзьями. История России писалась её врагами». Опричнина Опричнина означала личный удел царя, где получали наделы служащие царского двора, составившие его военный корпус (опричники). Остальная часть государства стала именоваться земщиной, управление которой осуществлялось боярской Думой. Первоначально в опричнину была взята 1000 в основном служилых людей (к концу опричнины — 6000). У опричников была своя особая форма: к шеям своих лошадей они привязывали [собачьи головы, а у колчана со стрелами - метлу. Это означало, что опричник должен грызть «государевых изменников» и выметать измену. Что это были за земли? Во-первых, большая часть Новгородско-Псковского края, непосредственно связанного с театром военных действий в Ливонии, во-вторых, важнейшие торговые дороги на север и восток страны, в-третьих, значительная часть побережья Белого моря, где располагались основные центры русско-английской торговли, в-четвёртых, главные центры соледобычи в районе Галича и Соли Галицкой, и наконец, важнейшие форпосты-заслоны на западных и юго-западных границах государства, где предполагалось создать полосу укреплений против нашествия крымчаков. Опричными стали все города и дороги, поставлявшие стране соль, рыбу и железо, а также лучшие пастбища для содержания многочисленных табунов лошадей. То есть всё то, что имело стратегическое значение для страны, и что не должно было зависеть от воли и прихоти поместной феодальной знати, которая в любой момент могла переметнуться на сторону врага, всё это переходило в пользу государства и подчинялось непосредственно царю. Никто из бояр не хотел ни расставаться со своей властью, ни покидать насиженные места. Многих пришлось переселять силой, по причине чего ряд других историков называет опричнину «бессмысленной кровавой затеей» и «избиением Иваном своей страны». Но так ли это? Была ли эта затея столь кровавой, сколь чёрен её пиар? И что в тех условиях должен был сделать государь, чтобы сохранить огромнейшую страну, обезопасив её как от наступления внешнего врага, так и от внутреннего произвола бояр? Что должен был сделать царь, чтобы защитить свой народ? Нет, не карательной мерой была опричнина, а временем перемен... чтобы сберечь и удержать Россию! Возможно, «последней каплей» в необходимости принять столь строгое решение относительно власти и влияния бояр стало для Ивана Грозного предательство друга и государственная измена одного из высших военачальников страны - князя Андрея Курбского, его бегство за границу в самый разгар Ливонской кампании. По отношению к кому и почему проявлялась вся эта «грозность» — суровость и жестокость царя? По отношению к врагу, разорявшему русскую землю и русский народ! И кто, если не царь, должен был защищать свою страну и своих подданных от врага - как внешнего, так и внутреннего?! Вот почему оправданием звучат слова Ивана: «Как человек - я грешен, как царь - нет». Вот о чём болела душа царя, вот что подвигло его, всего лишь девятнадцати лет от роду, повести войска на Казань, потому что не мог и не хотел «терпеть более гибели христиан, кои поручены мне от Христа моего!» И взял Казань...Согласитесь, для царя и русских ратоборцев главным была защита и освобождение подданных,ане агрессия и кровожадность... Иван Грозный обратился к жителям Казани со словами мира, обещая, что если те сдадут столицу без боя, он простит их и пожалует. Однако попытка избежать кровопролития и спасти город от штурма и разрушений оказалась тщетной. Разгром был действительно жестоким, с грабежом и резнёй, свойственными всем воинам Средневековья, хотя Грозный царь и предостерегал от этого своих ратников, опасаясь за общий итог сражения. Летопись гласит: в ходе штурма Иван Грозный дважды предлагал казанцам прекратить сопротивление и остановить бессмысленное истребление друг друга, но казанская знать предпочла вести кровавую бойню до конца... Такой выход у него уже был — правый берег реки Наровы, в устье которой заходили иностранные корабли. В июле 1557 года выдающийся русский инженер Иван Выродков по приказу Ивана IV построил на Нарове «город для бусного (корабельного) приходу заморским людям» - первый русский порт на Балтийском море, почти на полтора столетия опередив исторические победы Петра Великого. Присоединение Ливонии требовалось для того, чтобы остановить многовековой натиск Ватикана - «спланированное, координированное из единого центра мероприятие по военно-политическому и военно-идеологическому порабощению Руси», чтобы лишить Рим власти в Прибалтике, этого столь выгодного форпоста, откуда Святейший престол хотел дотянуться до Москвы. И великая Русская Смута начала XVII века, во время которой именно Ватикан руками своих польско-литовских приспешников развязал полномасштабную агрессию против Русского государства, показала, насколько прав был Иван... Не будем забывать - время, доставшееся Ивану Грозному, есть время перехода от анархии и самоуправства бояр к централизованному управлению страной, время создания нового Российского государства, огромного по своей территории и многонационального по народонаселению. Для Ивана Грозного власть не была личным выбором человека, решившего сделать карьеру, но была тем кармическим долгом, который достался ему от предков, а также... велением Господа Бога, наделяющего того или иного человека высшей отмеченностью, как и велением самой истории, а вместе с тем и велением грозного времени всей эпохи Средневековья. Возьмём, к примеру, времена опричнины, названные в истории «кровавым террором». Был ли «кровавым злодеем» сам Грозный - вопрос. А вот самовольство опричников «от имени государя» действительно творилось. Достигнув высокого положения благодаря доверию царя, многие из них не выдержали испытания властью, и среди них началось то, что так стремился искоренить царь Иван - злоупотребление служебным положением, вымогательство, неправый суд. А дальше - сговор опричной знати с земской оппозицией, цепь предательств, разоблачений, и как результат, суровое наказание изменников. Надо понимать,что как царь, Иван Васильевич, должен был бороться с угрозой его власти, с проблемами, подрывавшими страну изнутри, за которую он был в ответе... Конечно, можно «всё свалить» на тщеславие, самовозвеличивание, превышение власти, подавление других, оправдание себя. Но, как хорошо известно, русский самодержец был разумным человеком, все его реформы были тщательно продуманы и целенаправленны, все они последовательно вели к решению главной для Ивана Васильевича задачи - восстановлению законопорядка и укреплению государства, к тому, чтобы оно могло выполнять своё назначение - защищать подданных, обеспечивать для них приемлемые условия жизни и труда. Несомненно, при этом многократно возрастала и крепла его личная власть. Однако, не следует забывать,что его Русь-Россия, всегда оставалась частью его души, его крестом, его достоянием и его «отчиной», которой он служил, как мог сам, и понуждал служить свою аристократию. Царь прекрасно осознавал - власть царя есть данная свыше миссия. Власть-это служение, подвиг, а не привилегия. Иван Грозный ушёл из жизни 18 марта 1584 года, на 54-ом году жизни, играя в шахматы, и точно в день, предсказанный ему астрологами, с которыми он успел ещё «пошутить», обещая их повесить, если предсказание не сбудется. Сбылось... «А народ по нему плакал»,- сказано в летописи...Это и есть великая похвала от подданных за ратный труд на благо Отечества! Русские люди надеятся,что придёт время, и история Руси будет восстановлена по правде и справедливости, а вместе с тем и история грозной эпохи Средневековья. И, быть может, в 2030 году Россия отметит 500-летие со дня рождения первого русского царя, основателя русского самодержавия — Ивана Васильевича Грозного!
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 364; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.72.210 (0.016 с.) |