Водоснабжении и водоотведении 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Водоснабжении и водоотведении



Временное водоснабжение на стройплощадках предназначено для обеспечения производственных, хозяйственно-бытовых и противопожарных нужд.

 

Для организации временного водоснабжения на строительной площадке необходимо:

– выявить потребителей воды;

– определить потребность в воде каждого из них;

– определить расчётный расход воды в целом по строительству;

– установить требования к качеству воды и выбрать источник водоснабжения;

– запроектировать систему водоснабжения и наметить схему трассировки сетей;

– рассчитать диаметр водопровода;

– выбрать метод прокладки труб;

– привязать трассу и сооружения на стройгенплане.

Исходными данными для расчёта потребности в воде и организации временного водоснабжения служат:

– перечень, объём, сроки и методы выполнения основных строительно-монтажных работ;

– число работающих на стройплощадке в наиболее многочисленно загруженной смене;

– сведения об имеющихся источниках водоснабжения;

– нормативные и справочные источники.

Потребность в воде на строительной площадке Qрасч (л/с) на стадии разработки стройгенплана в составе проекта производства работ определяют на основе календарного плана строительства для периода с наибольшим потреблением воды по удельным расходам на каждую группу потребителей исходя из установленных нормативов удельных затрат [4, 10, 30] по формуле

 

 

где Qпр, Qхб, Qд, Qпож – расчётный расход воды на производственные, хозяйственно-бытовые, душевые и противопожарные цели соответственно, л/с.

Расчётный расход воды для производственных целей Qпр (л/с) находят по формуле

 

 

где Qсп – расход воды на строительные (технологические) процессы, л/с; определяется выражением

 

 

где V - объём каждого вида строительных работ, выполненных за смену на строительной площадке, нат.ед.изм.;

q1 - норма расхода воды на единицу объёма работ, л/нат.ед.изм.;

k1 - коэффициент часовой неравномерности потребления воды для строительных работ; принимается k1=1,25÷ 1,5;

t – количество часов работы в смену; принимается t=8,2 ч.;

Qсм – расход воды, связанный с эксплуатацией строительных машин, л/с; определяется по формуле.

 

 

где M – количество машин и оборудования соответствующего типа, шт.;

q2 – норма расхода воды на соответствующий вид машин или оборудования, л/соответствующий измеритель;

k2 – коэффициент часовой неравномерности потребления воды на обслуживание машин и оборудования; принимается k1= 1,1÷1,5;

 

На хозяйственно-бытовые нужды расчётный расход воды Qхб (л/с) определяется по формуле

 

 

где N – число работающих на строительной площадке в наиболее максимально загруженную смену, чел.; принимается = ;

q3 – норма расхода воды в смену на хозяйственно-питьевые нужды на одного работающего, л/чел.;

k3 – коэффициент часовой неравномерности потребления воды на хозяйственно-питьевые нужды; принимается k1=2,0÷ 3,0;

 

Расчётный расход воды на душ Qд (л/с) определяется формулой

 

 

где Nд – число рабочих, пользующихся душем; принимается Nд=Nmax;

q4 – норма расхода (удельный расход) воды на прием душа одним работающим в смену, л/чел.;

k 4 – коэффициент, учитывающий долю рабочих, пользующихся душем; принимается k 4=1,0;

t' – число часов работы душа в смену; принимается t'=0,7 ч.

Значения норм расхода воды q1, q2, q3, q4, а также коэффициентов неравномерности потребления воды k1, k2, k3, k4 определяют по [4, 30], а некоторые из них приведены прил. 2.

Для тушения пожара на строительной площадке (противопожарных нужд) максимальный расход воды, л/с

 

где – норма расхода воды на противопожарные нужды, л/с.

Расход воды для противопожарных целей определяют из расчёта одновременного действия двух струй из гидрантов по 5 л/с на каждую струю, т.е =10 л/с. Такой расход принимают для объектов с площадью застройки до 10 га. На площадях 10÷50 га включительно принимают =20 л/с. При площади более 50 га на каждые дополнительные 25 га (полные и неполные) добавляют по 5 л/с. Продолжительность тушения пожара на стройплощадке принимают равной 3 часам.

Расчёт расхода воды по строительной площадке необходим для выбора источника и схемы водоснабжения строящегося объекта.

Во время тушения пожара резко сокращается потребление воды на производственно-технологические и хозяйственно-бытовые нужды. Если расход воды на противопожарные цели превышает потребности на производственно-технологические и хозяйственно-бытовые нужды, то расчёт производится только исходя из противопожарных нужд, т.е.

 

 

Расчёт временного водоснабжения на строительной площадке завершается определением диаметра труб D (мм) временного водопровода по номограмме [4, 17] или по формуле

 

где v – скорость движения воды в трубах, м/с (для труб малых диаметров v=0,6÷0,9 м/с, для труб больших диаметров v=0,9÷1,4 м/с).

Сети временного водопровода обычно устраивают из стальных труб диаметром 25÷150 мм, но иногда и из чугунных, асбестоцементных и пластмассовых труб диаметром 50÷200 мм. При совмещении производственного и противопожарного водопровода диаметр труб на любом участке должен быть не менее 75 мм. Диаметр наружного противопожарного водопровода принимают не менее 100 мм.

Для временного водоснабжения строящихся объектов необходимо наиболее максимально и рационально использовать постоянные сети действующего водопровода.

Работы по устройству временного водоотведения на строительной площадке весьма трудоёмки, поэтому его устраивают в редких случаях и в минимальных объёмах.

Для устройства временного водоотведения необходимо рассчитывать общее количество (расход) сточных вод на строительной площадке Q'расч (л/с) по формуле

 

 

где – расход хозяйственно-фекальных сточных вод, л/с;

– расход производственных сточных вод, л/с;

– расход дождевых или ливневых сточных вод, л/с.

Как и при временном водоснабжении, для сбора и отведения образующихся на стройплоіадке сточных вод наиболее целесообразно использовать постоянные водоотводные сети и коллекторы. При их отсутствии следует проектировать и прокладывать сети временного водоотведения, что необходимо как в целях создания необходимых санитарно-гигиенических условий для работающих на строительной площадке, так и в целях предотвращения загрязнения окружающей среды.

3. 7. 7. Основные принципы размещения объектов строительного хозяйства на строительной площадке при проектировании строительного генерального плана

Объекты строительного хозяйства размещают на стройгенплане по следующей схеме:

- Наносят объекты производственного назначения и одновременного проектируют дороги;

- Располагают отдельными группами административно-хозяйственные и санитарно-бытовые объекты;

- Проектируют инженерные сети и устройства, а также освещение рабочих мест и площадок;

- Проектируют сети и устройства временной связи строительства (телефон, диспетчерская связь).

При размещении на стройгенплане данных элементов временного хозяйства должны соблюдаться правила охраны труда и окружающей среды, противопожарные нормы строительного проектирования, а также их рациональная эксплуатация при строительстве основного объекта.

На плане проектируемого сооружения показывают организацию ведущего процесса. Так, если стройгенплан разрабатывается на стадии монтажа строительных конструкций, то необходимо указать расположение кранов и транспортных средств, стоянки кранов, раскладку элементов.

Минимальное безопасное расстояние установки крана от строящегося объекта определяют из условия, что наиболее выступающая часть крана на высоте до 2 м должна находиться от кромки сооружения не ближе 0,7 м, а на высоте более 2 м – не ближе 0,4 м.

При организации строительной площадки и размещении строительных машин в целях создания безопасных условий для производства работ, как на стройгенплане, так и на самой площадке выделяют и соответствующим образом обозначают опасные для людей зоны. По степени опасности эти зоны подразделяются на зоны постоянно действующих опасных производственных факторов и потенциально действующих.

К зонам постоянно действующих опасных производственных факторов относятся участки, над которыми производится перемещение грузов грузоподъёмными кранами. Эти зоны ограждаются защитными ограждениями, предотвращающими свободный доступ на них людей.

К зонам потенциально действующих опасных производственных факторов относятся участки территории вблизи строящегося здания или сооружения; их этажи или ярусы в пределах одной захватки, над которыми ведётся монтаж (демонтаж) конструкций или оборудования. Эти зоны ограждаются сигнальными ограждениями, предупреждающими о потенциальной опасности и ограничивающими свободный доступ людей в зоны.

В целях создания безопасных условий для производства работ на стройгенплане выделяют и другие опасные зоны: монтажную зону, зону обслуживания краном, зону перемещения груза, опасную зону работы крана, опасную зону путей, опасную зону работы подъёмника, опасную зону дорог, опасную зону монтажа конструкций.

Монтажная зона - это пространство, в пределах которого возможно падение поднимаемых конструкций при их установке и закреплении. Эта зона является потенциально опасной и определяется согласно [40] наружными контурами сооружения плюс 7 м при высоте их до 20 м. На стройгенплане она обозначается пунктирной линией и флажками, а на строительной площадке – хорошо видимыми предупредительными надписями или знаками. В этой зоне разрешается размещать только сам монтажный кран и подкрановые пути с ограждением. Складировать материалы здесь нельзя.

Зона обслуживания краном (рабочая зона крана) – это пространство, ограниченное линией, описываемой крюком крана. Для башенных кранов зона определяется путём нанесения на план из крайних стоянок полуокружностей радиусом, равным максимально необходимому вылету крюка, и соединения их прямыми сплошными линиями. Для стреловых кранов зону определяют так же, но показывают по отдельным стоянкам.

Зона перемещения груза - это пространство, находящееся в пределах возможного перемещения груза, подвешенного на крюке крана. Границы этой зоны определяются расстоянием по горизонтам от рабочей зоны крана до места возможного падения груза, т. е. суммой максимального рабочего вылета крюка и ширины зоны, принимаемой равной половине длины самого крупного перемещаемого груза. На стройгенплане данная зона обозначается сплошной линией, а на строительной площадке – видимыми знаками.

Опасной зоной работы крана называют пространство, где возможно падение груза при его перемещении с учётом вероятного рассеивания при падении. Границы этой зоны для башенных кранов определяются следующими значениями

 

L = Lпп + 2(Lк max + Sп);

 

B = Bк + 2(Lк max + Sп),

 

где L и B – длина и ширина опасной зоны, м;

Lпп – длина подкранового пути, м;

Bк – ширина колеи, м;

Lк max – максимальный вылет крюка, м;

Sп – отлет груза при его падении с высоты H, м; принимается по [40] в зависимости от Н.

Границу опасной зоны работы башенных кранов можно также определять радиусом Rоп (в м)

 

Rоп = Lк max + 0,5Lmax + Sп,

 

где Lmax – длина наиболее крупного перемещаемого груза, м.

Для стреловых кранов, не оборудованных устройством, удерживающим стрелу от падения радиус Rоп (в м)определяется выражением

 

Rоп = Rпс +5,

 

где Rпс – радиус падения стрелы, определяемый длиной стрелы, м.

 

Опасная зона подкрановых путей – это территория, внутри которой запрещено нахождение людей (кроме машиниста) и размещение механизмов, электрощитов и т.п.

Опасной зоной работы подъемника A (в м)называют пространство, где возможно падение поднимаемого груза. Эта зона принимается не менее 5 м от габаритов подъёмника в плане при высоте подъёма до 20 м, а при подъёме на большую высоту – на каждые 15 м подъёма добавляют по 1 м, т. е.

 

где H' – высота подъёма груза, м.

 

На стройгенплане опасная зона работы подъёмника обозначается штрихпунктирной линией и флажками, а на строительной площадке – хорошо видимыми знаками техники безопасности. Если участки дорог или пешеходных дорожек попадают в опасную зону, то эти участки на стройгенплане заштриховываются.

Опасные зоны дорог – это участки подъездов и подходов в пределах зон, где могут находиться люди и происходить движение транспорта. На стройгенплане такие участки заштриховываются, а непосредственно на стройплощадке обозначают специальными ориентирами, плакатами и соответствующими световыми сигналами.

Опасную зону монтажа конструкций наносят на объектном стройгенплане при вертикальной привязке крана.

Проектирование временных внутрипостроечных автомобильных дорог в составе стройгенплана включает:

– разработку схемы движения транспорта и расположение (привязку) дорог на стройгенплане;

– определение параметров временных автомобильных дорог;

– установление опасных зон дорог;

– определение дополнительных условий;

– определение конструкции дорог;

– расчет объемов работ и необходимых ресурсов

Схема движения транспорта и расположение дорог на стройгенплане должны обеспечивать подъезд транспортных средств в зоны действия в зоны действия монтажных и погрузочно-разгрузочных механизмов, к средствам вертикального транспорта, площадкам укрупнительной сборки, складам, мастерским, механизированным установкам, бытовым помещениям и т.п. В то же время при этом необходимо максимально использовать существующие и проектируемые дороги.

Внутриплощадочные построечные автомобильные дороги необходимо проектировать таким образом, чтобы на стройплощадке обеспечивалось кольцевое движение транспорта, избегая тупиков. На тупиковых подъездах устраивают разъездные и разворотные площади.

При трассировке дорог на стройгенплане должны соблюдаться следующие минимальные расстояния [4, 10, 29]:

· между дорогой и площадкой складирования конструкций и материалов – 0,5¸1 м;

· между дорогой и осью подкрановых путей – 6,5 ¸12,5 м;

· между дорогой и осью железнодорожных путей – 3,75 м;

· между дорогой и ограждением стройплощадки – не менее 1,5 м;

· между дорогой и бровкой траншеи – 0,5 ¸ 0,75 м для суглинистых, и 1¸ 1,5 м для песчаных грунтов;

· между дорогой и строящимся сооружением – 8 ¸12м.

При монтаже конструкций непосредственно с транспортных средств внутриплощадочные дороги располагают вне зоны действия крана, а при разгрузке конструкций в зоне его действия дорогу расширяют до 5 м.

Параметрами временных дорог являются число полос движения, ширина полотна и проезжей части, радиусы закругления, расчетная видимость.

Ширина дорог при одностороннем (однополосном) движении – 3,5 м, при двухстороннем (двухполосном) – 6 м. Если по дорогам предполагается движение тяжелых машин грузоподъемностью до 30 т и больше, то ширину дороги принимают 8 м.

При одностороннем кольцевом движении автотранспорта на дорогах в пределах видимости, но не менее чем через каждые 100 м предусматривают площадки шириной 6 м и длиной 12 ¸ 18 м для разъезда машин. Такие же площадки устраивают и в местах выгрузки материалов независимо от схемы движения автотранспорта. На тупиковых подъездах устраивают тоже разворотные или разъездные площадки с размерами в плане не менее 12 ´ 12 м.

Радиус закругления внутрипостроечных дорог принимают в пределах 12¸30 м в зависимости от вида транспортных средств и габаритов транспортируемых на площадку конструкций. Дороги шириной 3,5 м в пределах кривых уширяют до 5 м, что необходимо для проезда автомобилей с прицепами.

На временных внутрипостроечных дорогах расчетная видимость по направлению движения для однополосных дорог должна быть не менее 50 м, для двухполосных – не менее 100 м, а боковая (на перекрестке) – 35 м.

Опасные зоны дорог устанавливают в соответствии с нормами техники безопасности. Опасной зоной дороги считается та её часть, которая попадает в пределы зоны перемещения груза или зоны монтажа. На стройгенплане эти участки дорог выделяют двойной штриховкой.

Определение дополнительных условий при разработке внутрипостроечных дорог направлено на обеспечение безопасных условий движения на дорогах, примыкающих к объекту строительства, и въезде (выезде) на площадки, а также на рациональное использование автотранспорта внутри строительной площадки. Это достигается обозначением соответствующими указателями в натуре и на стройгенплане, ограничением скорости, местным сужением дороги и др.

Покрытия временных внутрипостроечных автомобильных дорог в зависимости от конкретных условий могут быть следующих типов:

– простейшие естественные грунтовые профилированные;

– грунтовые улучшенной конструкции;

– конструкция с твердым покрытием;

– конструкция из сборных железобетонных инвентарных плит.

Выбор типа конструкции дороги зависит от интенсивности движения, типа и массы машин, несущей способности грунта и определяется технико-экономическим сравнением вариантов. Покрытия проезжей части внутриплощадочных дорог должны обеспечивать возможность проезда автотранспорта в любую погоду в любое время года.

Расчет объемов работ и необходимых ресурсов для устройства временных внутриплощадочных автомобильных дорог осуществляют на основе подсчета их протяженности на стройгенплане.

Размещение приобъектных складов для временного хранения материалов и конструкции должно обеспечивать минимальное количество их перегрузок и кратчайшие пути их транспортирования на стройплощадке. Они должны размещаться так, чтобы не требовалось строительства дополнительных дорог, то есть их нужно располагать вдоль запроектированных дорог в расчете на местное расширение последних.

Открытые склады и навесы для хранения массовых и тяжелых материалов или оборудования размещают в зоне действия монтажного механизма или в непосредственной близости от нее обеспечения бесперегрузочной доставки груза в рабочую зону.

К отдельным складам могут подводиться временные дороги. На открытых складах одноименные конструкции и материалы следует складировать по захваткам или участкам равномерно по длине сооружения. На площадках складирования намечают также площадки для приема бетона и раствора.

При монтаже конструкций с транспортных средств с помощью стреловых кранов на стройгенплане указывают путь движения транспорта с учетом неизменности вылета стрелы при разгрузке и подаче конструкций на монтаж.

Поперечные проходы между складами устраивают через каждые 25 – 30 м и шириной не менее 0,7 м. Граница склада должна отстоять от дороги не менее чем на 0,5 м, а складов огнеопасных и сильнопылящих материалов – с подветренной стороны по отношению к другим временным зданиям и располагаться не ближе 50 м от них. Выбор типов и определение размеров складов осуществляют в соответствии с [29].

При размещении (привязке) на стройплощадке (стройгенплане) временных административно-бытовых зданий необходимо соблюдать следующие требования:

- расположение временных зданий должно обеспечивать безопасность и удобные подходы к ним работников;

- временные здания не должны мешать возведению основных объектов в течение всего расчетного периода строительства;

- расположение временных зданий должны обеспечивать минимальные затраты на подключение их к коммуникациям (водоотведению, теплоснабжению, водоснабжению, электроснабжению, телефонизации);

- должна быть обеспечена максимальная блокировка инвентарных зданий по функциональным группам в целях сокращения расходов по подключению их к коммуникациям и эксплуатационных затрат.

Санитарно-бытовые помещения и конторы располагают за пределами опасных зон и на расстоянии не менее 50 м с наветренной стороны по отношению к установкам, выделяющим пыль, вредные газы и пары. Бытовые помещения необходимо размещать вблизи мест наибольшего сосредоточения рабочих на строительной площадке, а также вблизи входов на строительную площадку, чтобы рабочие могли попасть в раздевалку (гардеробную), а после работы – на улицу, минуя рабочую зону. Гардеробные, умывальные, душевые, помещения для сушки одежды и обеспыливания, столовые, желательно размещать в одном здании, обеспечив сообщение между ними, а при размещении их в мобильных зданиях контейнерного типа – рядом и по возможности сблокировано. Расстояние между сблокированными группами временных зданий должно быть не менее 15 м, а между ними и наиболее удаленным рабочим местом – не более 500м.

Помещения для обогрева рабочих располагают в зоне работы бригад на расстоянии 150 м, пункты питания при перерыве на обед 1 час – не далее 600 м и 300 м при перерыве в 30 минут и по возможности рядом с бытовыми помещениями. Туалеты размещают на необходимом санитарном расстоянии от бытовых помещений и на расстоянии не более 200 м от наиболее удаленного рабочего места с учетом направления преобладающих ветров.

Медпункты (здравпункты) располагают в одной группе с бытовыми помещениями. Предельное расстояние от медпункта до наиболее удаленных рабочих мест должно быть 600–800 м. К нему обязательно предусматривают подъезд автотранспорта. Уборные размещают на расстоянии 100 м, а питьевые установки – 75 м от рабочих мест.

Все временные здания на стройгенплане нумеруют в соответствии со спецификацией и показывают их привязку к объектам, дорогам. К блокированным группам зданий показывают подводки сетей и коммуникаций.

Требования техники безопасности и противопожарных правил учитывают путем размещения объектов строительного хозяйства с соблюдением установленных разрывов, устройства необходимых проездов и проходов, организации пожарной охраны. На стройгенплане указывают места для размещения огнетушителей, противопожарного инвентаря и пожарных постов, а также установки пожарных гидрантов.

Временные сети энергоснабжения, водоснабжения, водоотведения, слаботочных линий связи располагают на свободной территории строительной площадки. На стройгенплане их размещение показывают схематично, используя условные обозначения.

Трансформаторные подстанции должны размещаться в центре энергетических нагрузок. Расстояние до потребителя электроэнергии не должно превышать 500 м. От трансформаторной подстанции к потребителям отводят питающие воздушные или подземные линии. Временные воздушные линии для наружного освещения площадки устраивают преимущественно вдоль проездов на деревянных опорах через 30 – 40 м. Расстояние нижней точки провеса проводов от земли должно быть не менее 7 м. Следует установить в углах строительной площадки прожекторы, а для освещения рабочих мест предусмотреть установку переносных мачт.

Освещение строительных площадок и рабочих мест предусматривается в соответствии с [29, 30].

На стройгенплане условными знаками показывают также размещение слаботочных устройств и средств связи (диспетчерских пунктов, телефонных пунктов, стациональных и передвижных абонентов, громкоговорящих устройств). Кабельные линии телефонной и громкоговорящей связи располагают в земле или на опорах. Могут также быть использованы опоры линий электропередач низкого напряжения.

Трассы временного теплоснабжения проектируют обычно бесканальными в траншеях с теплоизоляцией труб шлаком, торфом или керамзитогравием. Их устраивают тупиковыми, редко по кольцевой схеме. На стройгенплане на трассе теплоснабжения следует указать диаметр труб, сечения, места их прокладки, а также место движения транспортных средств через трассу.

Размещение сети временного водоснабжения осуществляют по кольцевой, тупиковой или смешанной схемами. На практике чаще применяют смешанные водопроводные сети, представляющие собой кольцо с тупиковыми ответвлениями по отдельным потребителям. При использовании постоянной водопроводной сети временный водопровод выполняют длиной не более 200 м по тупиковой схеме.

На сетях временного водоснабжения, нанесенных на стройгенплан, указывают расчетные диаметры труб, места расположения пожарных гидрантов, водоразборных кранов, питьевых фонтанчиков, смотровых колодцев или колодцев с гидрантами.

Пожарные гидранты устанавливаются на трубопроводах диаметром не менее 100 мм и только в порядке исключения – не менее 75 мм. Расстояние между ними должно быть не более 150 м, а на постоянном водопроводе – до 300 м. Их размещают не ближе 2,5 м и не более 5 м от края проезжей части дороги, а также не далее 50 м от строящегося объекта. Водоразборные краны размещают из расчёта радиуса обслуживания гибким шлангом не более 100 м. Питьевые фонтанчики устраивают не далее 75 м от рабочих мест, а также у мест отдыха рабочих.

К сетям водоотведения на строительной площадке подключают столовые, буфеты, туалеты, бытовые здания, умывальные комнаты и душевые. При небольших сроках строительства, а также при отсутствии постоянной хозяйственно-фекальной сети водоотведения в районе строительства, сточные воды с объектов образования по каналам водоотведения собирают в локализированные выгребные ямы, устраиваемые с подветренной стороны строительной площадки и периодически освобождаемые ассенизационными машинами.

Инженерные сети размещают на стройгенплане в виде единой системы в специально отведенных технических полосах, за пределами проезжей части внутриплощадочных дорог. Расстояние между подземными сетями определяется соответствующими правилами и колеблется от 0,5 до 2м.

На стройгенплане объекта должны быть приведены экспликация постоянных и временных зданий и сооружений, а также их пространственная ориентация, используемые в стройгенплане условные обозначения, разбивочная схема 50´50 или 100´100 м, рельеф местности в горизонталях, привязка всех временных зданий и сооружений к разбивочным осям, отметке полов временных зданий.

Условные обозначения элементов стройгенплана изложены в [42]

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 771; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.246 (0.098 с.)