Автор высказывания: «На огонь обменивается все, и огонь на все, подобно тому, как на золото — товары, и товары — на золото»?



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Автор высказывания: «На огонь обменивается все, и огонь на все, подобно тому, как на золото — товары, и товары — на золото»?



Тесты 2012

Автор известных философских трудов: «Критика чистого разума», «Критика практического разума»: …И.Кант

Автор политического трактата «Левиафан»: …Т.Гоббс

Английский философ Нового времени, высказавший мысль о том, что "быть" ‑ значит "быть воспринимаемым":… Дж.Беркли

 

Вид коммуникативной деятельности человека, использование средств языка для словесного взаимодействия:_речь

Движение, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному: ______прогресс______________.

 

Древнегреческий философ, доказывающий в своих апориях противоречие между разумом и чувствами: … Зенон

Застой в развитии выражают понятием:____стагнация________________.

 

Идеалистическое направление, по которому все бытие определяется законами логики – это: ______панлогизм______________.

 

Категория диалектики, парная категории «возможное»: действительное_____________________.

Категория диалектики, парная категории «необходимое»: ________случайное____________.

Категория диалектики, парная категории «общее»: __единичное________________.

Категория диалектики, парная категории «причина»: ____следствие______________.

Категория диалектики, парная категории «сущность»: _явление__________________.

Категория диалектики, парная категории «форма»: ___содержание__________________.

Логическое следствие, вывод из определенных предпосылок: … умозаключение

Мировоззрение, основанное на вере в существование сверхъестественного, одна из предпосылок возникновения философии: _______религия______________.

Мысленное и реальное расчленение объекта на элементы:____анализ______________.

 

Мысленное или реальное соединение различных элементов объекта в единое целое: ______синтез________.

 

Название произведения Томаса Мора, содержащее описание страны-образца общественного устройства: ______Утопия_____________.

 

Направление средневековой философии, отрицавшее реальное существование общих понятий, считая их словесными обозначениями - … номинализм

Направление средневековой философии, утверждавшее, что универсалии существуют независимо от сознания … реализм

 

«Не-сущее» Левкиппом и Демокритом понимается как: … пустота

 

Образ, аналог чего-либо, сконструированный человеком: _____модель_______________.

Ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночество -… аскетизм

 

Основатель диалоговой формы изложения философии: __Сократ__________________.

Основой агностицизма Юма является: … скептицизм

 

Первая историческая форма сознания людей, сказание, являющееся одной из предпосылок возникновения философии: ___миф_______________.

Понятием «сущее» Левкипп и Демокрит называли: … атомы

Процесс деградации, понижения уровня развития организации:регресс

Процесс создания материальных благ, услуг с целью удовлетворения потребностей людей: __________производство_________.

Рассуждение, построенное на сознательном подмене понятий, ложных доводах и имеющее целью не поиск истины, а «победу в дискуссии любой ценой»: ___________________. софизм

 

Система приемов, способов научного и практического исследования действительности: _____метод_____________.

Совокупность наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека: __________мировоззрение____.

 

Социальное средство хранения и передачи информации, одно из средств управления человеческим поведением:______язык____________.

 

Спиноза конкретными состояниями единой субстанции «природы-бога», ее материальными проявлениями называл: _______модусы___________.

Суждение-предположение о закономерной связи явлений, основа научных теорий: _____________гипотеза______.

 

Теория, изучающая отдельных личностей, индивидов, а не общества:____индивидуализм_________.

 

Термин «философия» впервые употребил:…. Слово "философ" впервые употребил древнегреческий мыслитель Пифагор, а термин "философия" в качестве названия особой сферы знания впервые использовал Платон.

 

Термин, обозначавший в средневековой философии общее понятие: __универсалия_____________.

Тип мировоззрения, согласно которому человек есть центр и высшая сила мироздания: ____антропоцентризм______________.

Тип мировоззрения, характерный для эпохи Возрождения, в основе которого лежит признание ценности человека как личности: ___гуманизм_______________.

Универсальное понятие, означающее с греческого «высказывание» и отражающее смысл слова, а также всеобщие связи и отношения реальности_______категория________.

 

Учение о призраках (идолах), которые являются препятствием на пути познания мира человеком, создал: … Ф.Бэкон

 

Учение Фомы Аквинского и основанное им направление католической философии и теологии - … томизм

 

Философ, в основе теории познания которого лежит утверждение: "знание — это припоминание того, что душа когда-то узнала, а потом забыла": …Платон

Философская категория, обозначающая «лежащее в основе» и выражающее то, что существует само по себе, независимо ни от чего другого: ___субстанция______________.

 

Философская категория, обозначающая соответствие знания действительности и цель всякого познания: _____истина__________.

 

Философская концепция, признающая два равноправных начала:__дуализм______________.

 

Философская концепция, признающая множество начал и исходных оснований мира, это: ________плюрализм_____.

 

Философская концепция, признающая одно начало мироздания, это:___монизм__________.

Философская школа современного католицизма, исходящая из учения Фомы Аквинского: ________неотомизм___________.

Философское направление, признающее сознание (дух) первичным, а материю ‑. вторичной: ______идеализм__________.

Философское направление, признающее материю первичной, а сознание – вторичным, производным из нее: ___материализм______________.

 

Философское течение, принципом которого является учение о гармонии веры и разума: ____томизм (неотомизм)_________.

 

Философское учение о развитии бытия и познания, основанное на единстве и борьбе противоречий, а также их разрешении: ____диалектика_____________.

 

Формы движения материи: ____Ф._Энгельс выделял пять форм движения материи: механическую, физическую, химическую, биологическую и социальную. ____________.

Фундаментальный социальный фактор, лежащий в основе развития постиндустриального (информационного) общества: ___информация__________________.

Эпоха в истории европейских стран, переходная от средних веков к Новому времени, характеризующаяся восстановлением идеалов античности: ________Возрождение_________.

РАЗДЕЛ 1. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ (правильные ответы выделены)

Автор высказывания - «Вода всем прародитель»:

a. Анаксимен

b. Демокрит

C. Фалес

d. Платон

e. Пармени

 

Автор высказывания: «На огонь обменивается все, и огонь на все, подобно тому, как на золото — товары, и товары — на золото»?

A. Гераклит

b. Анаксимандр

c. Анаксимен

d. Фалес

e. Платон

 

Автор высказывания: «Мы входим и не входим в одну и ту же реку, мы те же самые и не те же самые»

a. Парменид

b. Фалес

c. Анаксимандр

d. Гераклит

e. Платон

Автор слов: "Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла бы стать всеобщим законом природы".

a. Юм

b. Гегель

c. Фейербах

D. Кант

e. Бэкон

Автор слов: “Ценные знания, являющиеся истинными – рождаются в спорах”:

a. Гераклит

b. Фалес

c. Анаксимандр

D. Платон ?

e. Аристотель

Автор книги «Третья волна», посвященной типологии истории и сущности информационно-компьютерной революции:

a. Белл;

b. Арон;

c. Дж. Гэбрейт;

d. Масуда;

E. Тоффлер.

Автор утопического произведения эпохи Возрождения “Город солнца”

A. Кампанелла

b. Роттердамский

c. Кузанский

d. Макиавелли

e. Петрарка

Автор учения об антиномиях разума:

a. Фихте

b. Шеллинг

c. Гегель

D. Кант

e. Фейербах

 

Античный мыслитель, признавший первичность мира идей по отношению к реальному бытию вещей:

A. Платон

b. Аристотель

c. Сократ

d. Демокрит

e. Гераклит

 

Античный философ, автор атомистической трактовки бытия:

a. Аристотель

B. Демокрит

c. Платон

d. Сократ

e. Пифагор

 

Априорными формами Кант называл:

a. врожденные идеи

b. продукты разума

C. доопытные знания

d. чувственные восприятия.

Аристотель первичным называл:

a. Атомы

B. Первоматерию

c. Человека

d. Идеи

e. Бога

«Без субъекта нет объекта» утверждал:

A. Беркли

b. Демокрит

c. Платон

d. Локк

e. Юм

Бог по Фейербаху:

a. антропоморфен

B. наделен человеческой родовой сущностью

c. абстрактен и существует на небесах

d. существует в душе каждого человека

 

В диалетическом материализме "материя" понимается как:

a. Атомы.

b. Физические тела.

c. Масса.

D. Философская категория.

e. Вакуум.

Вера противопоставлялась в средневековье …

a. Желанию

B. Разуму

c. Чувству

d. Эмоциям

e. Умению

Впервые в истории философии «наивную диалектику» создал:

a. Фалес

b. Платон

C. Гераклит

d. Бэкон

e. Юм

 

Высказывание: «Наш мозг выделяет наши мысли, как печень выделяет желчь» характеризует позицию:

a. Идеалистическую,

b. Субъективно идеалистическую,

c. религиозную,

D. Пустота

e. Божественная воля

Гоббс "естественное состояние людей" понимает как:

A. война всех против всех

b. любовь к ближнему

c. равновесие любви и ненависти

d. примирение с реальностью

e. наслаждение

Древнегреческий философ, утверждавший, что основой всего сущего является беспредельный «апейрон»:

a. Анаксимандр

b. Анаксимен

c. Гераклит

d. Фалес

e. Демокрит

 

Дуалистической является философская система:

A. Декарта

b. Бэкона

c. Гоббса

d. Локка

e. Спинозы

Значение категории "апория":

E. Аристотелю

Исторически первая попытка постижения количественной стороны мироздания принадлежит:

A. Пифагорейской школе

b. Милетской школе

c. Элейской школе

d. Аристотелизму

e. Эпикуреизму

Историческая форма идеализма, провозглашающая независимость идеального начала от материи и от сознания человека:

a.объективный

b. последовательный

c. диалектический

d. критический

e. субъективный

 

Исторические формы диалектики:

a. стихийная диалектика античности;

b. диалектика неопозитивизма;

c. идеалистическая диалектика;

d. антропологическая диалектика;

E. диалектика К. Маркса.

Источником нашего сознания для материалиста выступает…

a. объективный мир

b. ощущения субъекта

c. разум человека

d. бог.

 

Исходный пункт, начало всякого познания, философского мышления по Декарту:

a. Чувственное восприятие

b. Априорные формы рассудка

C. Сомнение

d. Агностицизм

e. «Вещь в себе»

Исходный пункт философии Гегеля:

A. Абсолютная идея

b. Материя

c. "Вещь в себе"

d. Сознание субъекта

e. Бог

Кант проблемы познания изучает в труде:

A. «Критика чистого разума»

b. «Критика практического разума»

c. «Критика способности суждения»

Кант вопросы этики рассматривает в работе:

a. «Критика чистого разума»

A. Абсолютная идея

C. нравственная личность

d. разумный эгоизм

E. благо государства

 

Классификацию основных форм движения произвел:

a. Бэкон.

b. Декарт.

c. Лейбниц.

d. Фейербах.

E. Энгельс.

 

Концепцию автономной морали обосновал:

A. Кант

b. Фихте

c. Шеллинг

d. Гегель

e. Фейербах

Крупный представитель социальной философии эпохи Возрождения:

A. Макиавелли

b. Кальвин

c. Лютер

d. Коперник

e. Галилей

Логика Аристотеля активно использовалась средневековыми мыслителями для …

a. Постижения сущности прекрасного

b. Обоснования догматов веры

c. Развития частных наук

d. Построения основ общества

e. Утверждения гуманистический идеалов

 

«Майевтика» является методом познания:

A. Сократа

b. Пифагора

c. Платона

d. Аристотель

e. Эпикура

"Макиавеллизм" осуждался современниками так как:

a. он опирается на религиозное понимание мира

b. в его основе лежит принцип "цель оправдывает средства"

c. макиавеллизм лишен объективности и научности

Материализм Фейербаха является:

a. Диалектическим

B. Антропологическим

c. Наивным

d. Механистическим

Материя и форма в качестве двух взаимозависимых начал выступают в философии:

a. Гераклита

b. Демокрита

c. Платона

D. Аристотеля

e. Анаксагора

Механистическое объяснение явлений и мира характерно для философии:

A. Нового времени

b. Античности

c. Средних веков

d. Возрождения

Мотивы, определяющие человеческое поведение по Фрейду:

a. религиозные

b. этические

C. бессознательные

d. осознанные

e. аффективные

f. социальные

Мыслитель-гуманист во второй половине ХХ в., создавший Римский клуб:

a. Дж. Форрестер;

b. Печчеи;

c. Пестель;

d. Д. Сахаров;

e. Нэсбитт.

 

Мыслитель, сформулировавший философское определение материи:

a. Кант

b. Фейербах

c. Маркс

D. Ленин

e. Энгельс

Немецкий философ, сформулировавший три закона диалектики:

A. Гегель

b. Кант

c. Фихте

d. Шеллинг

e. Фейербах

Носителем человеческого сознания для материалиста является:

a. мозг

b. бог

c. душа

d. априорные формы

Нравственное отношение человека к обществу, закону и Богу впервые поставил в центр своей системы…

a. Гераклит

B. Сократ

c. Демокрит

d. Платон

e. Аристотель

Общим для всех представителей Элейской школы является:

A. Платона

B. Гегеля

c. Беркли

d. Локка

e. Декарта

Основной объект исследования меры вещей и отношений при антропоцентризме:

a. Природа

b. Бог

c. Общество

D. Человек

e. Космос

Основой всех состояний бытия Аристотель считал:

a. форму

b. атомы

C. первоматерию

d. идеи

Основы формальной логики разработал:

A. Аристотель

b. Фалес

c. Гераклит

d. Платон

e. Сократ

Основная гносеологическая позиция Элейской школы оценивается как:

A. Рационализм

b. Эмпиризм

c. Агностицизм

d. Субъективизм

e. Скептицизм

Основная задача средневековой философии состояла в …

a. Разработке морально-этического кодекса

b. Обосновании идеи прекрасного

c. Выработке методологической базы частных наук

d. Построении учения о душе

C. Первичен мир идей

d. Есть бытие, небытия нет

A. гуманизм

b. неотомизм

C. натурфилософия

d. экзистенциализм

E. социальная философия

Основные принципы философии эпохи Возрождения:

A. Гуманизм

b. Монизм

c. Дуализм

d. Теоцентризм

E. Антропоцентризм

Основные законы диалектики впервые сформулировал:

a. Платон

b. Гераклит

c. Маркс

D. Гегель

e. Шеллинг

 

Отечественный мыслитель, разработавший учение о ноосфере:

a. Циолковский

B. Вернадский

c. Чижевский

d. Умов

Пантеизм объединяет и отождествляет …

A. Бога и природу

b. Науку и религию

c. Бога и человека

d. Человека и природу

e. Философию и религию

Парменид «истинное бытие» характеризует понятиями:

A. Неподвижность

B. Неизменность

C. Вечность

d. Движение

e. Становление

Первая попытка объяснить мир в не-мифологических образах предпринята в эпоху:

a. средневековья

b. ренессанса

C. античности

d. марксизма

e. Нового времени

Первая философская школа в истории европейской философии:

a. Пифагорейская

b. Элейская

C. Милетская

d. Атомистов

e. Платоновская

Первопричину движения Декарт видел:

a. В материи

b. В человеческом разуме

C. В боге

d. В стихийном сталкивании атомов

e. В сложной структуре мироздания

 

Платоновское "кажущееся бытие" означает:

a. Идеи

b. Атомы

c. Космос

d. Мировую душу

A. Идеи

b. Чувственно воспринимаемые вещи

c. Материю

d. Атомы

e. Космос

Познавательные способности человека, анализируемые Кантом:

A. рассудок

b. интуиция

C. чувственность

D. разум

e. заблуждение

Положение: "природа есть причина самой себя" сформулировал:

a. Декарт

b. Гоббс

C. Спиноза

d. Юм

e. Беркли

Понятия «бытие» и «небытие» в философию ввел:

a. Пифагор.

b. Сократ.

C. Парменид.

d. Платон.

e. Аристотель.

По общепринятому определению диалектика, это:

a. учения о законах дискуссии;

b. учение о логических противоречиях;

c. учение об общих законах природы, общества и мышления;

d. учение о законах движения в природе;

e. учение о развитии материального и идеального бытия.

По своей сущности сознание:

a. материально

b. трансцендентально

c. биологично

d. идеально

Представители средневековой философии:

A. Уильям Оккам

B. Дунс Скотт

c. Парменид Элейский

d. Макиавелли

Представители Элейской школы философии Древней Греции:

A. Ксенофан

B. Парменид

C. Зенон

d. Сократ

e. Гераклит

f. Пифагор

Признаки, присущие философскому мировоззрению:

a. Системность

b. Наглядность

c. Абстрактность

d. Эмпирическая обоснованность

e. Максимальная общность

Принцип "Я мыслю, следовательно, существую" является исходным тезисом для философии:

A. Декарт

b. Гоббса

c. Локка

d. Беркли

e. Юм

Принцип единства мира в марксистской философии выражается в:

a. Абсолютности.

b. Идеальности.

c. Причинности.

D. Материальности.

e. Целесообразности.

Причину непрерывности движения Гераклит видит:

A. Декарт

b. Бэкон

c. Гоббс

d. Локк

e. Спиноза

B. Петрарка

c. Коперник

d. Макиавелли

 

Самый совершенный путь познания, по мнению Ф. Бэкона:

a. «Путь паука»

B. «Путь пчелы»

c. «Путь муравья»

d. Божественный путь

e. Путь самопознания

 

Создатель и систематизатор диалектики как философского метода:

A. Гегель

b. Декарт

c. Локк

d. Спиноза

e. Кант

Создатель атомистической картины мира:

A. Демокрит

b. Платон

c. Гегель

d. Гераклит

e. Сократ

Сознание – это:

a. Формаотражения

b. Субъективный образ объективного мира

C. утопический социализм

Спиноза, в качестве субстанции, основы мироздания признавал:

a. Апейрон

b. Атом

c. Материю

D. Природу

e. Электрон

Средневековый автор произведения “О граде Божьем”:

a. Уильям Оккам

b. Пьер Абеляр

C. Аврелий Августин

d. Иоанн Росцеллин

e. Фома Аквинский

 

Средневековый философ, создавший учение о гармонии веры и разума, гармонии истин откровения и истин науки:

a. Абеляр

B. Фома Аквинский

c. Роджер Бэкон

d. Дунс Скотт

e. Августин

Субъективный идеализм характерен для:

a. Платона

b. Локка

c. Декарта

d. Гегеля

E. Беркли

Тезис «Сознание является результатом эволюции и развития абсолютной идеи» выражает позицию:

a. Фейербаха,

b. Лейбница

C. Гегеля

d. Канта

e. Фихте

Термин “Возрождение” означает восстановление интереса к …

a. Язычеству

b. Первобытности

C. Античности

d. Средневековью

e. Христианству

"Темным познанием" Демокрит называет:

a. Интуитивное постижение

b. Абстрактное мышление

c. Знание, посланное богом

d. Любой процесс познания

E. Чувственное познание

Умонастроение, преобладавшее в эпоху Возрождения…

A. Гуманизм

b. Реализм

c. Идеализм

d. Материализм

e. Романтизм

 

Универсалии существуют независимо от сознания, утверждал в средневековой философии …

a. Номинализм

B. Реализм

c. Универсализм

d. Концептуализм

e. Догматизм

Утверждение, что Макиавелли отделяет политику от теологических представлений …

a. Верно

b. Неверно

Утверждение, что в эпоху Ренессанса происходит разложение и исчезновение античной культуры, науки и философии…

a. Верно

B. Неверно

Учение Аристотеля правильно выражают суждения:

a. Материя есть действительность

C. Душа есть форма тела

d. Вещь формой наделяет человек

e. Бога не существует, он придуман людьми

Уровень познания основанный на повседневном жизненном опыте человека:

a. эмпирический

b. априорный

c. обыденный

d. научный

e. теоретический

Философское направление, признающее тезис: “Нет ничего в разуме, чего первоначально не было бы в чувствах”:

a. стоицизм

b. сенсуализм

c. рационализм

d. платонизм

 

Философ, утверждавший идею о существовании множества миров:

A. Демокрит

b. Платон

c. Аристотель

d. Пифагор

e. Сократ

Философия в Средние века занимала подчиненное положение по отношению к:

A. Богословию

b. Науке

c. Эстетике

d. Этике

e. Психологии

Философия средневековья складывалась на основании источников:

A. философии Аристотеля

b. милетской философии

C. платоновской философии

D. Священного писания

Философия Гегеля оценивается как:

a. метафизический материализм

b. субъективный идеализм

C. объективный идеализм

d. антропологический материализм

 

Философские позиции Элейской школы выражают суждения:

A. Движение невозможно

D. Гегель

e. Маркс

Философ, отрицавший ортодоксальную религию и создавший учение о религии, основанной на любви к ближнему:

A. Фейербах

b. Гегель

c. Маркс

d. Энгельс

Философ, провозглашавший добродетель как самопознание:

A. Сократ

b. Гераклит

c. Платон

d. Аристотель

e. Декарт

Философ, связавший добродетель со знанием, создавший концепцию этического интеллектуализма:

a. Гераклит

b. Анаксагор

C. Сократ

d. Платон

e. Аристотель

Философ, создавший диалектическую философию природы:

a. Гераклит

b. Бэкон

c. Шеллинг

d. Гегель

E. Энгельс

Философ, утверждавший идею о существовании множества миров:

A. Демокрит

b. Платон

c. Аристотель

d. Пифагор

e. Сократ

Характерная черта Ренессанса:

a. Теоцентризм

b. Наукоцентризм

c. Природоцентризм

d. Космоцентризм

e. Антропоцентризм

Человека как «общественное животное» определил:

a. Аристотель

b. Гераклит

c. Демокрит

d. Сократ

e. Платон

Человеческое сознание есть «чистая доска», которая заполняется благодаря опыту, - считал:

A. Локк

b. Юм

c. Гоббс

d. Декарт

e. Беркли

 

Число в качестве первоосновы мира выступает в учении:

a. Пифагора

b. Фалеса

c. Сократа

d. Аристотеля

e. Анаксимандра

 

Эмоционально-психологическую сторону мировоззрения на уровне чувств составляет:

a. мироощущение

b. мировосприятие

c. миропонимание

d. морально-волевые установки

e. абстракция

Ядром теории познания учение о припоминании признавал:

a. Демокрит

B. Платон

c. Гераклит

d. Сократ

e. Аристотель

A. сновидение

b. понятие

c. суждение

D. интуиция

e. умозаключение

F. озарение

Волюнтаризм — это:

a. направление, признающее волю как первооснову всего сущего

b. учение о подавлении воли и желании человека

c. учение о подчинении своих желаний принципам жизни общества

d. направление, изучающее психологию поведения людей

e. теория, обобщающая философские взгляды о прекрасном

«В позитивное понимание существующего диалектика включает в то же время понимание его…»

a. развития

b. революции

c. противоречия

d. отрицания

e. становления

Всеобщее свойство материи:

a. Статичность

B. Отражение

c. Существование

d. Притяжение

e. Мышление

Выражение «мысленный эксперимент»:

a. Противоречивое

b. Нет в нем противоречия

c. Излюбленный метод античных мыслителей

Высказывание: «Существование прежде сущности» характерно:

a. Неотомизму

b. Экзистенциализму

c. Неопозитивизму

d. Прагматизму

e. Идеализму

Генетическая связь между состояниями форм материи в ее развитии:

a. причинность

b. закономерность

c. необходимость

d. зависимость

e. случайность

Гилозоизм – это…

a. признание человеческого сознания

B. Находиться в единстве

c. Исключать друг друга.

d. Быть тождественными

e. Быть абсолютными

Законами диалектики являются:

a. Закон единства и борьбы противоположностей

b. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений

c. Закон сохранения энергии

d. Закон отрицания отрицания

e. Закон борьбы за самосохранение живых организмов

Идеалистическое направление, признающее бога в качестве создателя природы, но не вмешивающегося в дальнейшем в бытие созданного:

a. пантеизм

b. деизм

c. дуализм

d. атеизм

e. монотеизм

Из имеющихся на Земле круговоротов вещества и энергии все более мощным становится:

a. Геологический;

b. Антропогенный

c. Биологический

d. Атмосферный

E. Ноосферный

«Искусственный интеллект» является:

a. Реальным отражением сущности техники

A. на практике

b. разумом

c. чувствами

d. математическими доказательствами

e. мнением субъекта

 

Историческая форма идеализма, провозглашающая независимость идеального начала от материи и от сознания человека:

a. объективный

b. последовательный

c. диалектический

d. критический

e. субъективный

Историческая форма идеализма, утверждающая зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека:

a. субъективный

b. непоследовательный

c. объективный

d. последовательный

e. диалектический

Исторические формы диалектики:

a. Стихийная

b. Идеалистическая

c. Антропологическая

d. Метафизическая

e. Материалистическая

Источник диалектического развития:

a. первотолчок

b. перводвигатель

c. конкретность

D. разрешение противоречий

A. объективный мир

b. ощущения субъекта

c. разум человека

d. бог

Категории, относящиеся к диалектике:

a. движение

B. форма

c. время

d. пространство

e. содержание

Компоненты мировоззрения:

a. познавательный

b. ценностно-нормативный

c. атеистический

d. понятийный

«Конкретное» диалектикой понимается как:

A. объект познания

b. результат обобщения

C. результат дедукции

d. результат синтеза понятий в систему

Коренными формами бытия материи являются:

a. Движение

b. Мышление

C. Пространство

D. Время

e. Отражение

Крайняя форма субъективного идеализма, признающая тезис: «Существую только Я и мои ощущения»:

a. солипсизм

b. рационализм

c. эмпиризм

d. скептицизм

 

К рациональному познанию относятся:

A. понятие

b. восприятие

C. суждение

d. умозаключение

e. представление

Критерием истинности является:

a. Человеческая воля

b. Практика

c. Форма истины

d. Осмысление истины

e. Общество

Критерий общественного прогресса:

a. Уровень развития науки и техники

b. Темпы развития общественного производства

c. Степень предоставляемой обществом свободы для творческой самореализации ?

d. Уровень культуры общества

e. Объективного критерия прогресса общества не существует

Логический метод познания, означающий соединение выделенных в анализе элементов изучаемого объекта в единое целое:

a. синтез

b. анализ

c. абстрагирование

d. индукция

e. дедукция

Логический путь исследования от частного к общему:

a. индукция

b. синтез

c. абстрагирование

d. дедукция

e. аналогия

Материальное, духовное производство, политика, право, мораль относятся к:

a. социальным системам

b. системам неживой природы

c. биосистемам

d. системам отсчета

e. виртуальным системам

Метафизическое понимание пространства и времени:

a. пространство и время неразрывно связаны с материей

b. время связано с материей, а пространство не является ее характеристикой

c. пространство характеризует материю, а время не имеет никакой связано с ней

d. пространство и время независимы друг от друга

e. пространство и время существуют независимо от материи

Мировые религии:

a. Христианство

b. Ислам

c. Синтоизм

d. Индуизм

e. Буддизм

Мышление и язык:

a. Взаимосвязаны

b. Не взаимосвязаны

c. Противоположны

d. Тождественны

Наиболее существенный критерий прогресса в настоящее время:

a. Экономический рост

B. Экофильность

c. Толерантность

d. Благоразумие

e. Агрессивность

Наука, изучающая взаимодействие общества и окружающей среды:

a. социальная экология

b. социология

c. биология

d. социальная онтология

e. естествознание

 

Недостаток сенсуализма и рационализма состоит в:

a. метафизичности

b. диалектичности

C. односторонности

d. неадекватности отражения

 

Носителем человеческого сознания для материалиста является:

A. мозг

b. бог

c. душа

d. априорные формы

Общенаучные методы познания:

A. эксперимент

B. анализ

C. синтез

d. анатомирование

e. анкетирование

Онтология – это философское учение о:

a. нравственных нормах

b. бытии

c. закономерностях познания

d. структуре общества

e. особенностях поведения

Основные аспекты познавательного отношения человека к природе:

a. практическое

b. созерцательное

c. бессознательное

d. эмоциональное

e. аксиологическое

Основными законами диалектики являются:

a. Закон добавочной стоимости

B. знание

C. эмоции и чувства

Отождествление материи с субстанцией:

a. Верно

b. Ошибочно

c. Недостаточно

D. Субъективно

Отражение определяется как:

D. Причина - следствие

e. Эгоизм - альтруизм

Первая попытка объяснить мир в не-мифологических образах предпринята в эпоху:

a. средневековья

b. ренессанса

C. античности

d. марксизма

e. Нового времени

Позиции релятивизма выражает суждение:

a. В каждой абсолютной истине есть элементы абсолютной истины

b. Всякая истина абсолютна на все времена

D. Вульгарному материализму

e. Плюрализму

Понятия «бытие» и «существование»:

a. тождественны

b. по объему «существование» шире

C. по объему «бытие» шире

d. «бытие» философская категория, а «существование» - обыденное

Понятия «объект познания» и «объективная реальность»:

a. равно объемны

b. «объективная реальность» шире

c. «объект познания» шире

d. пр



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.184.215 (0.161 с.)