Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теории происхождения общества

Поиск
«СТИХИЙНЫЕ» ГИПОТЕЗЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ОБЩЕСТВА
• естественная- «труд создал человека» и превратил стадо в культурное сообщество производителей
  • божественная - «Бог создал человека» и заповедовал ему материальный мир и нравственный закон;
  • космическая - «инопланетяне создали людей» и манипулируют ими в своих лабораторных целях  
  ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ основана на человеческой сообразительности, повлекшей изобретение специальных орудий для удовлетворения потребностей. Используя орудия, люди обучались трудиться, повышалось их благосостояние. Это привело к функциональному делению общины и закреплению системы разделения труда, а также к появлению экономических различий между людьми и семейными группами, т.е. возникла и стала развиваться социальная организация  

  СЕКСУАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ на физиологических характеристиках человека (внесезонный характер размножения). Установление контроля над рождаемостью связано с возникновением семей и установлением норм, регулирующих сексуальные и др. отношения членов общины. Регламент воспроизводства дал возможность планировать хозяйственную жизнь и персональные взаимоотношения, создать социальную организацию  
КРАТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ (kratos – власть) опирается на общую теорию систем и выводит возникновение общества из развития управляющей подсистемы. Личные качества человека (ум, сила, изобретательность) распределены между людьми неравномерно. Поэтому обладающий этими качествами человек занимает позицию лидера. Лидеры (элита) формируют и поддерживают систему правил (норм порядка), сохраняющих неравенство, которые легли в основу социальной организации  

  ГЕНДЕРНАЯ КОНЦЕПЦИЯ основана на распределении социальных ролей между полами и изучает половое неравенство в обществе. Мужчины создают искусственный противовес женской монополии воспроизводства в виде мужской монополии на установление порядка. Теоретики феминизма утверждают: социальная организация возникла в момент договора мужчин о распределении женщин  
  СЕМАНТИЧЕСКАЯ* КОНЦЕПЦИЯ строится на признании слабости человека как биологического существа. Закон выживания требует объединения человеческих усилий. Возникает необходимость согласования их действий. Это возможно только с использованием языка. Разрабатывая символы и знаки, правила их толкования, используя речь, люди формируют мир коммуникаций. В результате возникает система упорядоченных коллективных взаимодействий и специальных функций, формируется общество. (* - семантическая - знаково-символическая)  

ТИПОЛОГИИ ОБЩЕСТВА

простые (на основании одного классификатора) • сложные (на основании нескольких признаков)

Критерий - число уровней управления и степень социального расслоения.

В простых обществах нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных. Таковы первобытные племена. В сложных обществах несколько уровней управления, несколько социальных слоев, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов.

 

Простое общество (возникло-50-40 тыс. лет назад)
• кровно-родственные связи, • нет имущественного расслоения в обществе, • родоплеменная организация общества, • нет классов и государства.

 

Позднее, образуются сложные общества, и в мире формируются отдельные страны.

Сложное общество (возникло-10-6 тыс. лет назад)
• переход людей от охоты и собирательства (присваивающая экономика) к скотоводству и земледелию (производящая экономика),
• изменение кочевого образа жизни на оседлый, с ростом производства и возникновением прибавочного продукта и частной собственности,
• расслоение общества, появление противоположных классов (напр., рабовладельцев и рабов) и государства (6-10 тыс. лет назад).

Простые общества совпадают с дописьменными. У них нет письменности, сложного управления и социального расслоения. Сложные общества совпадают с письменными. Здесь появляются письменность, разветвленное управление и социальное неравенство.

 

Письменные владеют алфавитом и фиксируют звуки на материальных носителях: клинописных таблицах, берестяных грамотах, книгах и газетах или компьютерах. Хотя письменность возникла около 10 тыс. лет назад, до сих пор некоторые племена, затерянные в джунглях Амазонки или в Аравийской пустыне, незнакомы с ней. Не знающие письменности народы называют доцивилизованными.

В основу классификации общества Льюис Генри Морган положил способы получения средств к существованию человека, которые были различными в разные периоды:

эпоха дикости - время присваивающего собирательства и охотничье-рыболоведческого хозяйства
эпоха варварства - это время производящего земледельческо-скотоводческого хозяйства;
эпоха цивилизации сопровождалась появлением классов, государства и права.

 

Амер. ученые Г.Ленски и Дж.Ленски, используя в качестве критериев социальную структуру, образ жизни, выделили с ующие типы общества:

 

а) живущие охотой и собирательством (напр., бушмены юго-зап. Африки и аборигены центр. Австралии);  
б) садоводческие общества на Бл.Востоке зародились в 4 тыс. до н.э., далее получили распространение от Китая до Европы;  
в) аграрные общества возникли в Др.Египте, Аркаде, Шумере, Вавилоне, чему способствовало усовершенствование плуга и использование животных в качестве рабочей силы;  
г) промышленные общества возникли в конце XVIII в. в Европе под влиянием индустриализации [1] Великобритании. Промышленные общества сложились в Сев.Америке, Европе, в Вост.Азии (Япония, Тайвань, Гонконг и Ю.Корея). Во многих странах произошла урбанизация - расширение доли городского населения и распространение городского образа жизни на все слои населения, ставшая неотъемлемым спутником индустриализации.

  Общество охотников и собирателей
Первая революция: одомашнивание (растений и животных)    
Огородническое общество Скотоводческое общество
     
Вторая революция: аграрная (изобретение плуга) Аграрное общество
   
Третья революция: промышленная (изобретение парового двигателя) Индустриальное общество
   
  В процессе становления
Четвертая революция: информационная (изобретение микрочипов)    
Постиндустриальное общество

 

Согласно МАРКСИСТСКОЙ традиции, тип общества определяется способом производства, т.е. тем как используются и контролируются экономические ресурсы, которыми оно владеет. В связи с этим различаются

 

Собственность на СП ОЭФ Основные классы
общая первобытнообщинная · без классов
частная рабовладельческая · рабовладельцы и рабы
частная феодальная · феодалы и крестьяне
частная капиталистическая · капиталисты и рабочие
общая коммунистическая  
  · социализм · рабочие и крестьяне
  · коммунизм · без классов

Ф.Теннис предложил разграничение между ОБЩЕСТВОМ и ОБЩИНОЙ. По Теннису, в основе как индивидуальных действий человека, так и его коллективной деятельности лежит воля. Соответственно, он различает

 

  • ОБЩИНА (Гемейншафт) представляет собой традиционное общество, которое основано на семейных эмоционально окрашенных отношениях. В основе общины лежит естественная воля, проявляющаяся в нормах любви, взаимопонимания и сотрудничества.
  • ОБЩЕСТВО (Гезельшафт) - это промышленно-городское общество, где отношения приобретают отчужденный, более механистический характер. Оно основано на рациональной воле, результатом которой являются безличные отношения и нормы экономической выгоды, потребления и труда.  

 

 

    Общество      
         
По типу социальной организации (Р.Арон)     По принципам взаимодействия с окружающей средой (К.Попер)
                           
  Доиндустриальное   Индустриальное   Постиндустриальное       Открытое общество Закрытое общество
    Тоталитаризм Авторитаризм
   
                                       

 

 

  • Постиндустриальные общества основаны на достижениях научно-технической революции, где наиболее ценным ресурсом становится информация. Усложняется социальная структура общества, исчезают в привычном понимании рабочий класс и буржуазия.
«Общество изобилия» (Джон Кеннет Гэлбрейт)
Технотронное общество, основанное на машинной технике (3бигнев Бжезинский).
Информационное общество (Джон Несбитт, Ионейи Масуда, Фриц Мэклап).  

Сравнительная характеристика трех стадии развития общества

Отличительные признаки доиндустриальное индустриальное постиндустриальное
Период возникновения 6 тыс. лет назад 250 лет назад послед. четверть XX в.
Размер сообщества основа небольшое - деревня обычно большое - город все мировое человечество
Разделение труда незначительное, в основном половозрастное развитое. Род деятельности специализирован очень развитое: занятия высоко специализированы
Статус преимущественно предписанный Отчасти предписанный, достигаемый достигаемый (предполагается)
Социальная структура относительно простая: малое количество статусов и четко определенный институтов, не считая семьи сложная: многообразие статусов и определенных институтов очень сложная: большое количество статусов и четко определенных институтов

Отличительные признаки доиндустриальное индустриальное постиндустриальное
Социальный контроль в основном неформальный (состоит из спонтанных реакций сообщества) в основном формальный, основанный на законах, полиции и судах формальный, основанный на законах и общем осознанном порядке
Ценности традиционно ориентированные, религиозные ориентированные на будущее, с учетом традиций, светско-религиозные ориентированные на будущее, светские
Культура гомогенная: большинство людей разделяет сходные нормы и ценности гетерогенная: большое число субкультур с разными нормами и ценностями гетерогенная: большое число субкультур с разными нормами и ценностями
Технология примитивная, использование физической силы человека и домашних животных развитая, опирающуюся на машино-механизированный труд высокоразвитая, использующая преимуществами НТП, в первую очередь IT.
Ключевая сфера экономики сельское хозяйство промышленность сфера услуг, наука и образование
Организационно-технические характеристики экономики малопроизводительное натуральное хозяйство на базе ручного труда и применении техники массовое товарное производство на основе общественного разделения труда и машинных технологий высокоразвитая рыночная экономика, использующая НТР, автоматизацию и информационно технологии

Отличительные признаки доиндустриальное индустриальное постиндустриальное
Социальные изменения медленные быстрые очень быстрые
Основы развития традиции последовательный НТП, дух предпринимательства и конкуренции, свободы и демократии НТР, теоретические знания и информация, компетентность и профессионализм, зрелая демократия
Социальные отношения преимущественно первичные (личные) доверительные преимущественно вторичные (безличные, анонимные) преимущественно вторичные (безличные, анонимные)
Ведущие соц. группы священники и феодалы бизнесмены научно-технические специалисты
Ведущую роль в обществе играют церковь и армия пpoмышленно - финанcoвыe корпорации университеты (как центры научных знаний)

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 810; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.221.124 (0.013 с.)