Все теории среднего уровня объединяются в три группы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Все теории среднего уровня объединяются в три группы.



§ теория социальных институтов (семья, наука, образование, политика и т. д.);

§ теория социальных общностей (социология малых групп, страт, слоев, классов и т. д.2;

§ теория социальных изменении и процессов (социология процессов дезорганизации общества, социология конфликтов, социология урбанизации и т. д.).

 

МАКРО, претендующая на раскрытие глобальных законов общества (что отражено в самом ее названии: социос - общество, логос - наука), изучает группы социального образования и социальной структуры.

Основные концепции: Эмиль Дюркгейм (Структурный функционализм), Т. Парсонс (Структурный функционализм), К. Маркс (Теория социального конфликта), Н. Луман (Теория социальных систем), К. Леви-Стросс, М. Фуко (Структурализм), Р. Дарендорф (системный конфликт).

При макросоциологическом подходе применяются различные концепции социальных изменений — теория прогресса и циклические теории; теории линейной и нелинейной социальной динамики (теории катастроф, экстремальных ситуаций,хаоса, социальной синергетики и др.).
На макросоциологическом уровне анализируется социальная структура общества и её основные элементы:

§ социальные общности:

§ социальные институты;

§ социальные организации;

§ социальные группы.

В макросоциологии рассматриваются проблемы социального неравенства в связи с неравенством социальных позиций:

§ возможностей;

§ ресурсов;

§ результатов.

МИКРО отказавшаяся от философствования об обществе вообще, изучает взаимодействие (интеракция) отдельно взятых людей (поведение индивидов в различных социальных условиях, мотивации их поступков, механизмов межличностных взаимодействий и другой конкретной проблематики)
Теории разрабатывали: Макс Вебер (Понимающая социология), Д. Хоманс, П. Блау (Теория социального обмена), Д. Г. Мид (Интеракционизм), А. Щюц (социальная феноменология), Г. Гарфинкель (этнометодология).
Подход базируется на идеях М. Вебера. Социальную реальность следует интерпретировать, постигая внутренний смысл человеческих поступков.

В рамках этой парадигмы сформулирована теорема Томаса: Если ситуация определяется человеком как реальная, то она реальна по своим последствиям.

Все микросоциологические модели определяют человека и личность, исходя только из индивидуальных компонентов. Сохраняется дилемма человек-общество, адекватных синтетических попыток пока нет.

Концепции личности в микросоциологии ищут ответ на вопрос, какова структура личности, то есть, устойчивая система качеств, позволяющая демонстрировать устойчивое поведение. Основные концепции:

· Диспозиционная структура личности (Уильям Томас, Флориан Знанецкий).

· Я-концепция, Зеркальное "Я" (Чарльз Кули, Эрик Эрикссон).

· Ролевая концепция, теория ролей (Джордж Герберт Мид, Чарльз Кули).

В рамках микросоциологии рассматриваются также социализация, социальное действие, социальное взаимодействие, изучаются малые группы.

5. теоретическая социология 19 века (Конт, Спенсер, Дюркгейм) (конспект учебника Гидденса)

Огюст Конт французский ученый, придумавший слово социология (для описания предмета, который он хотел определить).

Под влиянием фр. революции стремится создать науку об обществе как естественную. Доказывал, что общество как природа подчиненна определенным законам. Должно все быть строго как в физике или химии.

Видел в социологии позитивную науку. Согласно позитивизму, наука должна иметь дело только с наблюдаемыми объектами, которые известны из непосредственного опыта.

Закон о трех стадиях. Три стадии, которые прошло человечество, чтобы познать мир

· Теологическая (общество-отражение божий воли)

· Метафизическая (общество как природное явление)

· Позитивная (к обществу применяется научная методология)


«Тема Сен-Симона и Конта» акцентирует внимание на завоевании, контроле, господстве над реальностью и манипулировании ею - вначале природой, а постепенно и человеческим обществом. Вера в то, что социальные изменения и прогресс зависят от действий людей, что общество может быть сформировано его членами к их собственной выгоде, - важная идеологическая предпосылка активности и, следовательно, мобилизации социальных движений. Волюнтаризм питает их, а фатализм убивает.

 

Творчество Г.Спенсера с наибольшей полнотой воплотило основные идеи эволюционизма, оказало большое влияние на интеллектуальную атмосферу той эпохи. Фундаментальный десятитомный труд, задуманный как энциклопедический синтез всех наук на принципах эволюционизма, был опубликован в 1862-1896 гг. Этот труд включал: “Основные начала”(1862 г.), “Основания биологии” (1864-1867 гг.), “Основания психологии” (1870-1872 гг.), “Основания социологии” (1876-1896 гг.) в трех томах, “Социология как предмет изучения” (1903 г.), “Основания этики” (1879-1893 гг.).

Теоретические взгляды Г.Спенсера формировались главным образом под влиянием достижений естественных наук, все чаще обращавшихся к идее эволюции. Так, в частности, Спенсер высоко оценил “происхождение видов” Ч. Дарвина.

Он потратил много усилий, определяя специфические черты “ социального организма ” и выявляя общие системные принципы, делающие его похожим на биологические системы, а также отличающие его от них:

общие черты социального организма и биологических систем:

общество, как и биологический организм, наращивает свою массу (численность населения, материальные ресурсы и т.д.);

как и в случае биологической эволюции, рост массы приводит к усложнению структуры;

усложнение структуры сопровождается дифференциацией функций, выполняемых отдельными частями;

отличительные черты социального организма:

в отличие от биологического организма, образующего “тело”, имеющего конкретную форму, элементы общества рассеяны в пространстве и обладают значительно большей автономией;

в обществе нет единого органа, концентрирующего способность чувствовать и мыслить;

общество отличает пространственная мобильность элементов структуры;

но главное в том, что в биологическом организме части служат для целого, в то время как в обществе целое существует ради частей.

Спенсер первым в развернутой форме стал разрабатывать подход, получивший в последствии название общей теории систем, и применять его к обществу. В своих исследованиях он сочетал эволюционно-исторический подход со структурно-функциональным анализом. По Спенсеру процесс развития (“разрастания”) любой единицы сопровождается прогрессирующей дифференциацией их структур и функций: чем более развит социальный организм, тем более он сложен.

Социальный организм по Спенсеру состоит их трех главных “систем”:

· “регулятивной”,

· “производящей средства для жизни” и

· “распределительной”.

Он первым применил в социологии понятие структуры и функции, системы и института.

Для понимания спенсеровского определения предмета социологии большое значение имеет его концепция социальных институтов. Всякий социальный институт по Спенсеру представляет собой устойчивую структуру социальных действий, которые и изучает социология.

Социальные институты - органы самоорганизации и управления, а так как основное свойство любого организма - взаимодействие его частей, то главная задача социологии состоит в изучении синхронного взаимодействия социальных институтов.

Спенсер выделял институты:

домашние,

обрядовые или церемониальные,

политические,

церковные,

профессиональные промышленные

В историю социальных учений Г.Спенсер вошел как основатель школы социального органицизма и социального дарвинизма. Первым применил структурно-функциональный анализ к изучению общества, разрабатывал подход к описанию общественных систем, получивший впоследствии название общей теории систем.

 

Классиком «социологической школы» является французский ученый Э.Дюркгейм

Социология должна изучать, полагал он, социальную реальность, имеющую особые, только ей одной присущие качества. Элементами социальной реальности являются социальные факты, совокупность которых есть общество. Эти факты и составляют предмет социологии.

«Социальным фактом», по определению Дюркгейма, является всякий образ действия, четко определенный или нет, но способный оказывать на индивида внешнее давление и имеющий в то же время свое собственное существование, независимое от него.

Общество для Дюркгейма— это, прежде всего совокупность идей, убеждений и чувств, среди которых то, что он именует моралью, занимает первое место.

Каждое общество имеет свою систему, соответствующую его структуре. Обнаружить и продемонстрировать ее — это задача «науки морали».

В качестве связующего звена между обществом и ценностными представлениями Дюркгейм вводит понятие «солидарность» — как взаимодействие индивидуальных сознаний

В вышедшем в 1895 г. труде «Метод социологии» он объявил овеществление социальных фактов основным требованием объективного научного рассмотрения. Социальные факты следует рассматривать как вещи, которые, подобно вещам в природе, могут быть поняты объективно и эмпирически. Коллективное социальное поведение становится социальным фактом тогда, когда оно приобретает обязательный характер, т. е. когда его нарушение влечет за собой негативные санкции. Задачей социологии, согласно Дюркгейму, является установление нормального через выявление девиантного поведения, влекущего за собой санкции. Лишь девиантное указывает на то, что всеми считается нормальным.

То, как он представляет себе подобный социологический анализ, Дюркгейм продемонстрировал в 1897 г. на примере своей работы «Самоубийство». Она стала образцом обоснования социологии как эмпирической науки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 379; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.62.124 (0.015 с.)