Предпосылки возникновения социологии как науки в обществе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предпосылки возникновения социологии как науки в обществе



Билеты по социологии

Объект и предмет социологии

Социология – наука, изучающая структуры общества, о системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях.

Объект – общество как общность индивидов и взаимосвязи между ними

предмет

Объектом изучения социологии является общество. Этот главный объект социологии выступает как объективно существующая реальность, не зависящая от исследователя. Общество рассматривается как исторически сложившаяся большая, устойчивая общность связанных между собой разнообразными узами людей, облик которой определяется прежде всего совокупностью отношений между отдельными индивидами, группами.

Предмет социологии — это социальная жизнь общества, т.е. комплекс социальных явлений, вытекающих из взаимодействия людей и общностей, их социальных связей и социальных отношений, обеспечивающий удовлетворение всех основных потребностей. (Огюст Конт - законы общественного развития, Эмиль Дюркгеймсоциальные факты, Макс Вебер - социальных действиях)

 

Предпосылки возникновения социологии как науки в обществе

Социология возникает в конце 30-х – начале 40-х годов XIX в.

В социальной сфере это было время крайней нестабильности (революции, восстания

Во времена решительных и быстрых перемен у людей возникает потребность в обобщающей теории, способной прогнозировать, куда движется человечество, на какие ориентиры можно опереться, обрести свое место и свою роль в этом процессе.

К. Маркс и Ф. Энгельс начинали свою теоретическую и практическую деятельность в то же время и при тех же обстоятельствах. Они, следуя рационалистической традиции, сформулированной в немецкой философии, и опираясь на свой опыт участия в революционном движении, предложили решить эту проблему на основе концепции научного социализма, сердцевиной которой является теория социалистической революции.

О.Конт и другие «отцы-основатели социологии» - Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер – предложили реформистский путь развития общества. Основоположники социологии были сторонниками стабильного порядка. В условиях революционного подъема они думали не над тем, как разжечь пожар гражданской войны, а наоборот, как преодолеть кризис в Европе, установить согласие и солидарность между различными социальными группами. Социология как раз и рассматривалась ими в качестве инструмента познания в обществе и выработки рекомендаций по его реформированию. Методической же основой реформизма, с их точки зрения, является «позитивный метод».

Появляются

«социальные болезни общества»

силы, заинтересованные в их лечении социологических исследований, способных предложить «лекарство» от этих «болезней».

Толчком к исследованию социальных вопросов послужило развитие производства. Используя естественные ресурсы, расширяя таким путем сферу производства, люди столкнулись ограниченностью этих ресурсов, в результате чего единственным способом увеличения производительности стало рациональное использование рабочей силы

Когда все проблемы были осознаны и поставлены, возникли предпосылки формирования и развития науки, изучающей ассоциации людей, их поведение в этих ассоциациях, а также взаимодействия между людьми и результаты таких взаимодействий.

Возникновение социологии как самостоятельной науки обусловлено рядом факторов:

o выделение ее из обществознания;

o промышленное развитие западных стран в первой половине XX в. заметно активизировало внимание к социальным последствиям промышленной революции, как позитивным, так и негативным;

o рыночные отношения сформировали новую социальную структуру, основанную на экономическом неравенстве. В условиях нарастающего антагонизма классовых интересов возрастает потребность в социальном порядке, выработке механизмов управления социальными процессами.

Основные современные микросоциологиеские теории

Роль культуры в обществе. Типология культур

Культура - понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. Культура является предметом изучения философии, культурологии, истории, искусствознания, лингвистики (этнолингвистики), политологии, этнологии, психологии, экономики, педагогики и др.

Основные формы культуры

1. Культура элитарная (высокая), которая создается привилегированным обществом. Девизом этой формы является: «Искусство ради искусства». Сюда можно отнести отдельные художественные, поэтические и т.п. объединения.

2. Культура народная (коллективная), которая в отличие от элитарной создана неизвестными творцами, не имевшими какой-либо профессиональной подготовки. Примеры этой формы: народные песни, танцы и сказки, мифы, фольклор, обычаи, традиции.

3. Культура массовая, которая сложилась с развитием СМИ. Эта форма создается для массы и массой же потребляется.

Культура

Любая культура обладает определенным набором социальных норм и разделяемых ценностей. Этот набор является общим для членов данного общества или социальной группы. По этой причине представители каждой культуры должны проявлять терпимость по отношению к этим нормам и системам ценностей. В связи с этим возникает понятие модальной личности, воплощающей в себе те общекультурные ценности, которые общество прививает своим членам в ходе культурного опыта. Таким образом, современное общество с помощью культуры стремится сформировать социабельную личность, легко идущую на социальные контакты, готовую к сотрудничеству. Отсутствие таких эталонов ставит человека в положение культурной неопределенности, когда он не осваивает основных культурных норм общества.

Агенты социализации

Агенты социализации – это конкретные люди (или группы людей), ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.

Институты социализации – социальные институты и учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его: школа и вуз, армия и милиция, контора и фабрика и др.

Первичные (неформальные) агенты социализации – родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, близкие и дальние родственники, приходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодежных группировок. Термин «первичные» относится в рамках данного контекста ко всему, что составляет непосредственное, или ближайшее, окружение человека. Именно в этом смысле социологи говорят о малой группе как первичной. Первичная среда – это не просто ближайшая к человеку, но и важнейшая для формирования его личности, поскольку она стоит на первом месте и по степени значимости, и по частоте и плотности контактов между ним и всеми ее членами.

Вторичные (формальные) агенты социализации – представители формальных групп и организаций: администрации школы, университета, предприятия, офицеры и чиновники армии, полиции, церкви, государства, а также те, контакты с которыми носят опосредованный характер, – сотрудники телевидения, радио, печати, партий, суда и т. д.

Неформальные и формальные агенты социализации (как мы уже указывали, иногда это могут быть целые институты) по-разному влияют на человека, но и те и другие воздействуют на него на протяжении всего его жизненного цикла. Однако воздействие неформальных агентов и неформальных отношений обычно достигает своего максимума в начале и в конце человеческой жизни, а действие формально-деловых отношений с наибольшей силой чувствуется им в середине жизни.

 

Виды социальных отклонений

Культурные и психические отклонения. Социологов интересуют прежде всего культурные отклонения, то есть отклонения данной социальной общности от норм культуры.

Индивидуальные и групповые отклонения.

индивидуальные, когда отдельный индивид отвергает нормы своей субкультуры;

групповое, рассматриваемое как конформное поведение члена девиантной группы по отношению к ее субкультуре

Первичное и вторичное отклонения. Под первичным отклонением подразумевается отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам, принятым в обществе. Вторичным отклонение называют отклонение от существующих в группе норм, которое социально определяется как девиантное.

Культурно одобряемые отклонения. Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе:

сверхинтеллектуальность.

сверхмотивация.

Большие достижения - это не только ярко выраженный талант и желание, но и их проявление в определенном месте и в определенное время.

Культурно осуждаемые отклонения. Большинство обществ поддерживает и вознаграждает социальные отклонения, проявляемые в форме экстраординарных достижений и активности, направленной на развитие общепринятых ценностей культуры.

Билеты по социологии

Объект и предмет социологии

Социология – наука, изучающая структуры общества, о системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях.

Объект – общество как общность индивидов и взаимосвязи между ними

предмет

Объектом изучения социологии является общество. Этот главный объект социологии выступает как объективно существующая реальность, не зависящая от исследователя. Общество рассматривается как исторически сложившаяся большая, устойчивая общность связанных между собой разнообразными узами людей, облик которой определяется прежде всего совокупностью отношений между отдельными индивидами, группами.

Предмет социологии — это социальная жизнь общества, т.е. комплекс социальных явлений, вытекающих из взаимодействия людей и общностей, их социальных связей и социальных отношений, обеспечивающий удовлетворение всех основных потребностей. (Огюст Конт - законы общественного развития, Эмиль Дюркгеймсоциальные факты, Макс Вебер - социальных действиях)

 

предпосылки возникновения социологии как науки в обществе

Социология возникает в конце 30-х – начале 40-х годов XIX в.

В социальной сфере это было время крайней нестабильности (революции, восстания

Во времена решительных и быстрых перемен у людей возникает потребность в обобщающей теории, способной прогнозировать, куда движется человечество, на какие ориентиры можно опереться, обрести свое место и свою роль в этом процессе.

К. Маркс и Ф. Энгельс начинали свою теоретическую и практическую деятельность в то же время и при тех же обстоятельствах. Они, следуя рационалистической традиции, сформулированной в немецкой философии, и опираясь на свой опыт участия в революционном движении, предложили решить эту проблему на основе концепции научного социализма, сердцевиной которой является теория социалистической революции.

О.Конт и другие «отцы-основатели социологии» - Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер – предложили реформистский путь развития общества. Основоположники социологии были сторонниками стабильного порядка. В условиях революционного подъема они думали не над тем, как разжечь пожар гражданской войны, а наоборот, как преодолеть кризис в Европе, установить согласие и солидарность между различными социальными группами. Социология как раз и рассматривалась ими в качестве инструмента познания в обществе и выработки рекомендаций по его реформированию. Методической же основой реформизма, с их точки зрения, является «позитивный метод».

Появляются

«социальные болезни общества»

силы, заинтересованные в их лечении социологических исследований, способных предложить «лекарство» от этих «болезней».

Толчком к исследованию социальных вопросов послужило развитие производства. Используя естественные ресурсы, расширяя таким путем сферу производства, люди столкнулись ограниченностью этих ресурсов, в результате чего единственным способом увеличения производительности стало рациональное использование рабочей силы

Когда все проблемы были осознаны и поставлены, возникли предпосылки формирования и развития науки, изучающей ассоциации людей, их поведение в этих ассоциациях, а также взаимодействия между людьми и результаты таких взаимодействий.

Возникновение социологии как самостоятельной науки обусловлено рядом факторов:

o выделение ее из обществознания;

o промышленное развитие западных стран в первой половине XX в. заметно активизировало внимание к социальным последствиям промышленной революции, как позитивным, так и негативным;

o рыночные отношения сформировали новую социальную структуру, основанную на экономическом неравенстве. В условиях нарастающего антагонизма классовых интересов возрастает потребность в социальном порядке, выработке механизмов управления социальными процессами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 295; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.130.31 (0.021 с.)