Решение о принятии на обслуживание нового клиента или продолжении сотрудничества с клиентом по конкретному аудиторскому заданию 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Решение о принятии на обслуживание нового клиента или продолжении сотрудничества с клиентом по конкретному аудиторскому заданию



Руководитель АП должен убедиться, что все необходимые процедуры в отношении решения о принятии на обслуживание нового клиента или продолжении сотрудничества с клиентом были соблюдены и что были сделаны надлежащие выводы, которые были документально оформлены.

Формирование аудиторской группы

Руководитель АП должен убедиться, что участники аудиторской группы обладают соответствующими навыками, профессиональной компетентностью, полномочиями и временем, необходимыми для выполнения задания по аудиту в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и профессиональными стандартами.

Выполнение задания

Руководитель АП несет ответственность за распределение работ, надзор и выполнение задания по аудиту в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и профессиональными стандартами, а также за выдачу аудиторского заключения, соответствующего условиям задания.

Мониторинг

Руководитель АП должен оценивать результаты мониторинга, отражаемые в последней информации, распространяемой аудиторской организацией и, если применимо, другими аудиторскими организациями, являющимися членами сетевых аудиторских организаций.

Общие требования к системе внутреннего контроля качества аудита, которые устанавливаются аудиторской организацией (ИА), должны предусматривать следующее:

а) работники аудиторской организации (ИА) должны придерживаться принципов независимости, честности, объективности и конфиденциальности, а также норм профессионального поведения;

б) работники аудиторской организации (ИА) должны владеть надлежащими навыками и придерживаться их, а также обладать профессиональной компетентностью, необходимой для выполнения обязанностей с должной тщательностью;

в) проведение аудита поручается работникам, имеющим специальную подготовку и опыт, необходимые в данных условиях;

г) необходимо в достаточной мере направлять работу работников, осуществлять текущий контроль на всех уровнях, чтобы обеспечить разумную уверенность в том, что выполненная работа соответствует надлежащему уровню качества;

д) в случае необходимости проводятся консультации со специалистами, обладающими надлежащими знаниями;

е) необходимо постоянно проводить работу как с потенциальными, так и с существующими клиентами. При решении вопроса о заключении договора или продолжении сотрудничества надо исходить из соображений независимости аудиторской организации (ИА), ее способности предоставлять услуги надлежащим образом и честности руководства аудируемого лица;

ж) необходимо проводить регулярное наблюдение за адекватностью и эффективностью принципов и конкретных процедур внутреннего контроля качества аудита.

Внутренний контроль качества аудита включает три вида контроля:

· предварительный;

· текущий;

· последующий.

Предварительный внутренний контроль осуществляется при подготовке общего плана, расчета затрат времени на проведение аудита.

Текущий внутренний контроль работы исполнителей включает элементы руководящих указаний и проверки выполненной работы.

Последующийвнутренний контроль состоит в проверке результатов работы, выполненной каждым исполнителем.

 

 

46. Как отражаются события, обнаруженные аудитором после отчетной даты, но до даты подписания аудиторского заключения?

Единые требования в отношении действий аудитора по выявлению и оценке событий, возникших после отчетной даты утверждены стандартом N10 "События после отчетной даты".

Цель аудита событий после отчетной даты заключается:

• в определении наличия существенных событий, совершившихся до даты подписания аудиторского заключения и необходимости внесения соответствующих корректировок в финансовую (бухгалтерскую) отчетность;

• в установлении фактов, способных повлиять на содержание аудиторского заключения;

• во внесении в финансовую (бухгалтерскую) отчетность требуемых пояснений и раскрытия дополнительной информации.

События, произошедшие после отчетной даты, но до даты подписания аудиторского заключения, должны анализироваться аудитором в ходе аудиторской проверки. При выполнении необходимых аудиторских процедур аудитор должен убедиться в том, что были выявлены все существенные события, имевшие место до даты подписания аудиторского заключения, и выполнить все процедуры по получению необходимых аудиторских доказательств в отношении этих событий, позволяющие своевременно внести корректировки в финансовую (бухгалтерскую) отчетность. При этом от аудитора не требуется проведения дополнительной проверки вопросов, по которым были получены удовлетворительные ответы.

К процедурам, предназначенным для определения событий, требующих корректировок в финансовой (бухгалтерской) отчетности, относятся:

а) анализ методов, устанавливаемых руководством предприятия для определения событий после отчетной даты, и оценка их влияния на финансовую (бухгалтерскую) отчетность;

б) изучение документов, составляемых органами управления аудируемого лица после окончания отчетного периода: отчетные материалы администрации предприятия, протоколы собраний акционеров, других коллективных органов и т. п.;

в) анализ последней имеющейся в наличии промежуточной финансовой (бухгалтерской) отчетности текущего периода и, если это необходимо и целесообразно, анализ смет, прогнозов движения денежных средств и других соответствующих отчетов руководства;

г) направление запросов юристам аудируемого лица или повторное обращение к ним по поводу предыдущих письменных или устных запросов относительно судебных разбирательств и претензий;

д) направление запросов руководству аудируемого лица относительно событий после отчетной даты, которые могли бы повлиять на финансовую (бухгалтерскую) отчетность;

Особое внимание уделяется процедурам по проверке реальности дебиторской задолженности.

Дата подписания аудиторского заключения должна быть уточнена при проведении аудита дочернего предприятия или структурного подразделения аудируемого лица другим аудитором в отношении событий, имевших место после окончания отчетного периода.

Если аудитор установил события, способные оказать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность, то непременно следует выяснить правильность отражения этих событий в бухгалтерском учете и адекватность их раскрытия в отчетности.


 

47. Как аудитор оценивает применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица.

Допущение непрерывности деятельности – основной принцип подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности. В соответствии с ним обычно предполагается, что аудируемое лицо будет продолжать осуществлять свою финансово-хозяйственную деятельность в течение 12 месяцев года, следующего за отчетным, и не имеет намерения или потребности в ликвидации, прекращении финансово-хозяйственной деятельности или обращении за защитой от кредиторов. Активы и обязательства учитываются на том основании, что аудируемое лицо сможет выполнить свои обязательства и реализовать свои активы в ходе своей деятельности.

Обязанность руководства аудируемого лица заключается в том, чтобы оценить способность аудируемого лица продолжать свою непрерывную деятельность, даже если применимый в данных условиях порядок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности не предусматривает выраженного в явной форме требования об этом.

Сомнение в применимости допущения непрерывности деятельности может возникнуть у аудитора при рассмотрении финансовой (бухгалтерской) отчетности или при выполнении иных аудиторских процедур.

В соответствии с Федеральным стандартом аудита № 11 «Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица» выделяют следующие группы признаков, на основании которых может возникнуть сомнение в применимости допущения непрерывности деятельности:

1) финансовые признаки: отрицательная величина чистых активов или невыполнение установленных требований в отношении чистых активов; экономически нерациональные долговые обязательства; признаки банкротства, установленные законодательством РФ; и т. п.

2) производственные признаки: увольнение основного управленческого персонала без должной его замены; потеря рынка сбыта, лицензии или основного поставщика; проблемы с трудовыми ресурсами или дефицит значимых средств производства, и т. п.

3) прочие признаки: несоблюдение требований в отношении формирования УК, внесение изменений в законодательство или изменение политической ситуации, и т. п.

Наличие одного или нескольких признаков не всегда служит достаточным доказательством неприменимости допущения непрерывности деятельности при подготовке финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица.

Аудитор не обязан разрабатывать процедуры (за исключением направления запроса аудируемому лицу) с целью проверки факторов, обусловливающих значительные сомнения в способности аудируемого лица продолжать свою деятельность непрерывно и выходящих за рамки периода как минимум в 12 месяцев со дня отчетной даты. В случае же выявления таких факторов аудитор должен:

· проверить планы аудируемой организации в отношении будущей деятельности на основе оценки допущения ее непрерывности деятельности;

· путем проведения необходимых аудиторских процедур собрать достоверные аудиторские доказательства в целях подтверждения или опровержения наличия факторов существенной неопределенности;

· потребовать от руководителей аудируемого лица представить в письменном виде информацию, касающуюся их планов деятельности в будущем.

На основе полученных аудиторских доказательств аудитор должен определить, существует ли в соответствии с его профессиональным суждением существенная неопределенность, связанная с условиями и событиями, которые по отдельности или в совокупности обусловливают значительные сомнения в способности аудируемого лица продолжать свою деятельность непрерывно.


 

48. В чем состоят особенности первой проверки аудируемого лица

Требования относительно первой проверки предприятия приведены в Правиле (стандарте) N 19 "Особенности первой проверки аудируемого лица"

При проведении первичного аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности предприятия аудитор должен получить подтверждение достоверности начальных и сравнительных показателей этой отчетности. Для этого необходимо убедиться в отсутствии существенных искажений начальных и сравнительных показателей и постоянстве применяемой учетной политики. Если предприятием проводились корректировки отчетности, их результаты должны быть раскрыты в пояснениях к проверяемой финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Для сбора доказательств в отношении подтверждения достоверности начальных и сравнительных показателей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудиторская организация обязана провести на выборочной основе следующие аудиторские процедуры:

• ознакомиться с финансово-хозяйственной деятельностью предприятия;

• провести анализ учетной политики;

• ознакомиться с порядком составления финансовой (бухгалтерской) отчетности;

• убедиться в соответствии данных синтетического и аналитического учета;

• провести анализ системы внутреннего контроля;

• провести необходимые аналитические процедуры;

• направить письменные запросы на подтверждение определенной информации руководству проверяемого предприятия и третьим лицам;

• ознакомиться с аудиторским заключением и письменной информацией руководству проверяемого предприятия по результатам проведения аудита, подготовленными предшествующей аудиторской организацией;

• рассмотреть влияние на начальные и сравнительные показатели отчетности корректировок, внесенных в соответствии с аудиторским заключением за предыдущий отчетный период.

По результатам проведенных аудиторских процедур аудиторская организация формирует мнение о степени влияния достоверности начальных и сравнительных показателей на аудируемую финансовую (бухгалтерскую) отчетность.

В тех случаях, когда аудиторская организация не может получить достаточный объем аудиторских доказательств для подтверждения достоверности начальных и сравнительных показателей, в аудиторском заключении обязательно раскрываются данные обстоятельства.

 

49. Как ведется государственный контроль (надзор) за качеством аудита?

Функциями государственного регулирования являются:

1) выработка государственной политики в сфере АД;

2) нормативно-правовое регулирование в сфере АД;

3) ведение гос. реестра СОА, а также контрольного экземпляра реестра аудиторов и ауд. организаций;

4) анализ состояния рынка ауд. услуг в РФ;

5) иные, предусмотренные действующим законодательством.

Государственный контроль над деятельностью СРО подразделяется на контроль правомерности деятельности и на текущий контроль. Правомерность деятельности СРО аудиторов проверяется на этапе формирования их государственного реестра. Текущий контроль проводится на предмет соблюдения СРО требований законодательства и нормативных документов, регулирующих аудиторскую деятельность. Что касается текущего контроля, то он осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок.

Плановая проверка осуществляется в соответствии с утвержденным уполномоченным федеральным органом планом и не чаще 1 раза в 2 года. Внеплановые проверки проводятся на основании жалобы на действие или бездействие СРО, в связи с чем нарушаются требования законодательства РФ по аудиту и иных НПА.

В 2009 г. вступила в силу новая редакция Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее – Закон № 307­ФЗ). Законом предусматривается отмена лицензирования аудиторской деятельности с одновременным введением обязательного членства участников рынка в саморегулируемых организациях аудиторов (СРО аудиторов).

Закон № 307­ФЗ направлен на сокращение государственного вмешательства в аудиторскую деятельность при усилении влияния саморегулирования в профессиональном аудиторском сообществе за счет значительного расширения полномочий СРО аудиторов. Снижение административного давления должно способствовать развитию аудиторской деятельности как предпринимательского вида деятельности и, соответственно, ускорить развитие профессионального аудиторского сообщества в России.

С введением механизма саморегулирования в аудиторской деятельности предусматривается передача СРО аудиторов функций по ведению реестра аудиторов и аудиторских организаций, функций повышения квалификации аудиторов и контроля качества работы индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций, являющихся членами этих саморегулируемых организаций.

Основными нормативными правовыми актами, регламентирующими вопросы саморегулирования в аудиторской деятельности, являются:

· Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности»;

· Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (далее – Закон № 315­ФЗ).

Согласно Закону об аудиторской деятельности саморегулируемой организацией аудиторов признается некоммерческая организация, созданная на условиях членства в целях обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности. Некоммерческая организация включается в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов при условии соответствия ее следующим требованиям:

· Объединения в составе саморегулируемой организации в качестве ее членов не менее 700 физических лиц или не менее 500 коммерческих организаций, соответствующих установленным Законом об аудиторской деятельности требованиям к членству в такой организации;

· Наличие утвержденных правил осуществления внешнего контроля качества работы членов СРО аудиторов, принятых правил независимости аудиторов и аудиторских организаций и принятого кодекса профессиональной этики аудиторов;

· Обеспечение СРО аудиторов дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями аудиторских услуг и иными лицами посредством формирования компенсационного фонда (компенсационных фондов) СРО аудиторов.

Государственный контроль (надзор) за деятельностью СРО аудиторов осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно­правовому регулированию в области аудиторской деятельности – Минфином России (постановление Правительства Российской Федерации от 07.04.2004 № 185).

Согласно Закону № 307­ФЗ плановые проверки СРО проводятся не чаще одного раза в два года. Порядок назначения и осуществления проверки СРО аудиторов, программа проверки, план проверок, а также порядок оформления ее результатов устанавливаются Минфином России. Следует отметить, что до настоящего момента указанные документы не утверждены.

Закон № 307­ФЗ предусматривает право руководителя проверяемой СРО аудиторов обжаловать действия (бездействие) должностных лиц, осуществляющих проверку, руководителю Минфина России.

Основанием для осуществления внеплановой проверки СРО аудиторов может являться поданная в Минфин России жалоба на действия (бездействие) саморегулируемой организации аудиторов, нарушающие требования законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, которые регулируют аудиторскую деятельность. Указанная жалоба может быть подана в Минфин России аудиторской организацией, аудитором, а также федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Центральным банком Российской Федерации, другими СРО аудиторов, общественными объединениями, иными лицами в случаях, предусмотренных другими федеральными законами. Иные основания для осуществления внеплановой проверки Минфином России СРО аудиторов устанавливаются законодательством Российской Федерации.

 

50. Охарактеризуйте внешний контроль качества аудита, осуществляемый саморегулируемыми организациями аудиторов.

 

Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон) ознаменовал серьезные изменения в вопросах контроля качества аудита. Во-первых, в связи с его принятием отменяется такой важный инструмент регулирования качества аудита, как лицензирование аудиторской деятельности. Во-вторых, Закон в значительно большей мере, чем прежде, подключает к процессу контроля качества аудита профессиональные объединения аудиторов. В-третьих, он делает этот контроль всеохватывающим, поскольку согласно ч. 1 ст. 3, ч. 1 ст. 4, ч. 4 ст. 18 и ч. 8 и 10 ст. 10 Закона все аудиторские организации и индивидуальные аудиторы должны состоять в саморегулируемых организациях аудиторов (далее - СРО), причем только в одном, а все СРО должны осуществлять периодические плановые проверки качества работы своих членов. В-четвертых, в отношении их согласно ч. 1 ст. 20 Закона СРО может принять различные меры дисциплинарного воздействия вплоть до исключения из своих рядов; последнее может сильно затруднить бизнес исключенного.

Таким образом, место лицензирования как основного способа для изгнания с рынка аудиторских услуг недобросовестных и неквалифицированных их производителей и повышения качества услуг оставшихся занимает теперь контроль за качеством работы своих членов со стороны СРО (а также со стороны уполномоченного федерального органа, УФО).

Это внешний контроль качества аудита (далее - ВККА), и он, имеет больший приоритет, нежели внутренний. Во-первых, он независим (или может быть сделан таковым) от руководства аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, а значит, и более действен. Во-вторых, и это главное, при налаженном ВККА руководство аудиторских организаций быстро и на должном уровне обустроит внутренний, тем более что технология этого обустройства весьма подробно изложена в Федеральных правилах (стандартах) аудиторской деятельности (далее - ПСАД) N N 7 и 34. Ведь вряд ли ему захочется быть "белой вороной" в глазах аудиторской общественности, клиентуры и пр.: аудит принадлежит к таким отраслям, где имидж фирмы является вопросом не просто большей или меньшей рентабельности, а жизни и смерти - история с Arthur Andersen показала, что сказанное относится к любым аудиторским организациям, даже к гигантским транснациональным корпорациям.

Внешний и внутренний уровни контроля качества аудита обеспечиваются контролем за уровнем профессионализма аудиторов.

Внешний контроль качества аудита может быть трех видов:

- предварительный;

- текущий;

- последующий.

Предварительный внешний контроль качества аудита осуществляется путем сдачи претендентами квалификационных экзаменов на право заниматься аудиторской деятельностью.

Текущий и последующий внешний контроль качества аудита осуществляются путем организации постоянного надзора за деятельностью аудиторов и аудиторских организаций.

Внешний контроль должен учитывать:

- Направленность (специализацию) деятельности аудиторской организации по отраслям экономики с учетом специфики ведения бухгалтерского учета в некоторых областях;

- аудиторские риски, существующие в некоторых отраслях и секторах экономики;

- методологически обоснованные и выверенные способы расчета уровня существенности и необходимого объема выборки, в том числе с учетом специфики конкретных отраслей и секторов экономики, а также особенностей проверяемых организаций.

Саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида.

Некоммерческая организация включается в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов при условии соответствия ее следующим требованиям:

• Объединения в составе саморегулируемой организации в качестве ее членов не менее 700 физических лиц или не менее 500 коммерческих организаций, соответствующих установленным Законом об аудиторской деятельности требованиям к членству в такой организации;

• Наличие утвержденных правил осуществления внешнего контроля качества работы членов СРО аудиторов, принятых правил независимости аудиторов и аудиторских организаций и принятого кодекса профессиональной этики аудиторов;

• Обеспечение СРО аудиторов дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями аудиторских услуг и иными лицами посредством формирования компенсационного фонда (компенсационных фондов) СРО аудиторов.

Контроль за осуществлением членами саморегулируемой организации предпринимательской или профессиональной деятельности проводится саморегулируемой организацией путем проведения плановых и внеплановых проверок.

Предметом плановой проверки является соблюдение членами саморегулируемой организации требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации. Продолжительность плановой проверки устанавливается постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации. Плановая проверка проводится не реже одного раза в три года и не чаще одного раза в год.

Основанием для проведения саморегулируемой организацией внеплановой проверки может являться направленная в саморегулируемую организацию жалоба на нарушение членом саморегулируемой организации требований стандартов и правил саморегулируемой организации. Саморегулируемой организацией могут быть предусмотрены помимо указанных в части 4 настоящей статьи (315-ФЗ) оснований иные основания для проведения внеплановой проверки. В ходе проведения внеплановой проверки исследованию подлежат только факты, указанные в жалобе, или факты, подлежащие проверке, назначенной по иным основаниям.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.211.66 (0.054 с.)