Отношения собственности на землю. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отношения собственности на землю.



Земля в РФ может находиться в частной, государственной, муниципальной и других формах собственности.

Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации и на других особо охраняемых территориях Российской Федерации.

Земельное законодательство находится в совместном ведении РФ и ее субъектов и состоит из Земельного кодекса РФ, федеральных законов, законов СРФ и подзаконных актов.

Собственники земельных участков свободно осуществляют права владения, пользования и распоряжения со следующими ограничениями, но они не должны нарушать права других собственников и наносить ущерб природной среде.

Право собственности на земельный участок граждан и юр. лиц могут прекращаться по их воле в результате совершения гражданско-правовых сделок с земельными участками или в результате отказа от ЗУ.

Особенностью государственной и муниципальной собственностью является то, что её субъекты не могут отказаться от прав на ЗУ.

Принудительное прекращение права собственности на ЗУ возможно в случаях:

· Изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд, при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости и только по решению суда.

· конфискация ЗУ по решению суда в виде санкции за совершенное преступление

· реквизиция – временное изъятие ЗУ в случаях стихийных бедствий, аварий и др ЧС

Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

Правовые режимы земель.

Правовой режим земель – это правовая характеристика возможного использования земель, совокупность правовых норм, определяющих порядок должного отношения к ЗУ исходя из его принадлежности к той или иной категории и разрешённого использования.

Категории земель:

1) Земли с/х назначения

2) Земли населённых пунктов

3) Земли промышленного и специального назначения

4) Земли особоохраняемых территорий

5) Земли лесного фонда

6) Земли водного фонда

7) Земли запаса

Правовое регулирование – совокупность прав, обязанностей, запретов и дозволений независимо от субъекта которому принадлежит участок.

Элементы ПР:

1) Права собственников и лиц, не являющихся собственниками

2) Управление в сфере использования охраны земли

3) Правовая охрана земель

4) Юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства.

Категории земель указываются в актах органов власти и местного самоуправления о предоставлении ЗУ, договорах, в гос. кадастре, и др.

 

 

Гражданско-правовые, жилищные, земельные и гражданско-процессуальные нормы защиты права собственности и иных вещных прав на недвижимое имущество.

Гражданско-правовая охрана права собственности и иных вещных прав (широкое правовое понятие) – осуществляется с помощью всей совокупности гражданско-правовых норм, обеспечивающих нормальное и беспрепятственное развитие рассматриваемых отношений.

Гражданско-правовая защита права собственности и иных вещных прав (более узкое понятие) – применяемое только к случаям их нарушения. Она представляет собой совокупность гражданско-правовых способов (мер), которые применяются к нарушителям отношений, оформляемых с помощью вещных прав.

При непосредственном нарушении права собственности или ограниченного вещного права (похищение или иное незаконное изъятие имущества) используются вещно-правовые способы защиты. Вещно-правовая защита осуществляется с помощью абсолютных исков, т.е. исков, предъявляемых к любым нарушившим вещное право третьим лицам. Существуют два классических вещно-правовых иска, служащих защите права собственности и иных вещных прав:

виндикационный (способ защиты права собственности, с помощью которого собственник может истребовать свое имущество из чужого незаконного владения);

негаторный (способ защиты, предоставленный собственнику от действий, не связанных с лишением владения собственностью).

Иск о признании права собственности или иного вещного права. Указанный иск является важным вещно-правовым способом защиты права собственности и иного вещного права (владения). Этот способ может быть использован в случае возникновения спора между сторонами о принадлежности им конкретной вещи, в том числе недвижимого имущества (части помещения и т.п.).

 

Защита жилищных прав осуществляется путем:

1) признания жилищного права;

2) восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения;

3) признания судом недействующими полностью или частично нормативного правового акта, нарушающего жилищные права и противоречащих настоящему Кодексу;

4) неприменения судом нормативного правового акта, противоречащего настоящему Кодексу;

5) прекращения или изменения жилищного правоотношения;

6) иными способами, предусмотренными настоящим Кодексом, другим федеральным законом.

 

Способы защиты земельных и земельно-имущественных прав:

1) признание права на земельный участок

2) восстановление положения, нарушенного правонарушением.

Право на земельный участок подлежит восстановлению в случае признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекшего за собой нарушение права на земельный участок.

3) признание недействительным акта органов исполнительной власти и местного самоуправления, не соответствующего закону и нарушающего земельные права и интересы гражданина или юридического лица.

Признание недействительными указанных актов является формой судебного контроля над состоянием законодательства в РФ, в том числе и в области использования и охраны земель.

 

Землеустройство. Основные понятия.

Землеустройство - мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления с\х производства.

Объектами землеустройства являются территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных и др. административно-территориальных образований, территории населённых пунктов, территориальные зоны, земельные участки, а также части указанных территорий и зон.

Задачи землеустройства:

1) изменение границ объектов землеустройства

2) предоставление и изъятие земельных участков

3) определение границ частей объектов ограниченных в использовании

4) перераспределение используемых гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления с\х производства

5) выявление нарушенных земель, а также земель подверженных водной и ветровой эрозии, подтоплению, заболачиванию, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению и другим негативным воздействиям

6) проведение мероприятий по восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель.

Под землеустроительным процессом понимается общий порядок выполнения отдельных землеустроительных действий. Он состоит из следующих взаимосвязанных и последовательных стадий:

· возбуждение ходатайства о проведении землеустроительного действия;

· подготовительные работы к составлению проекта землеустройства;

· составление проекта землеустройства;

· рассмотрение проектной документации и утверждение проекта;

· перенесение проекта в натуру (на местность);

· оформление и выдача землеустроительных материалов и документов;

· осуществление авторского надзора за выполнением проекта землеустройства собственниками земли, землепользователями и арендаторами.

 

При проведении землеустройства осуществляют:

1) Изучение состояния земель в целях получения информации об их количественном и качественном состоянии

2) Геодезические и картографические работы

3) Почвенные, геоботанические и другие обследования

4) Оценка качества земель

5) Инвентаризация земель для уточнения или установления местоположения объектов землеустройства, их границ и др. характеристик

6) Планирование и организация рационального использования земель и их охраны

7) Территориальное землеустройство:

A. Образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства. Осуществляется на основе Государственного градостроительного кадастра.

Отвод земель – обособление данного участка от всех других, в результате чего определяются конкретные границы объектов землевладения и земле пользования.

 

B. Межевание объектов землеустройства – работа по установлению границ ЗУ с закреплением их межевыми знаками, определению их координат и изготовлению карты. Осуществляется на основе Государственного градостроительного кадастра.

 

8) Внутрихозяйственное устройство – организация рационального использования и охраны с/х земель.

9) Карта объекта землеустройства – документ, отражающий размер, границы объекта землеустройства и размещение недвижимости прочно связанной с землёй.

 

Система наблюдений за состоянием земель называется мониторингом, объектами которого являются все без исключения земли РФ.

Основные задачи:

1) своевременное выявление изменения состояния земель, их оценка, прогноз и разработка рекомендаций

2) Информационное обеспечение о земельных ресурсах РФ и их состоянии

3) Обеспечение граждан РФ о состоянии окружающей среды.

 

11.Структура государственного управления земельными ресурсами. Направления государственного управления.

Государственное управление земельными ресурсами обеспечивает соблюдение земельного законодательства с помощью государственного контроля за использованием и охраной земель, проведения землеустройства и мониторинга земель, ведение государственного земельного кадастра, осуществление мероприятий по рациональному использованию земель и их охране.

Государственное управление землей подразделяется на общее и отраслевое.

Общее государственное управление землями осуществляется государственными органами законодательной, исполнительной и судебной власти, а также органами местного самоуправления.

К компетенции Федеральных органов законодательной власти можно отнести:

- принятие Земельного кодекса и иных Федеральных законов, в соответствии с которыми органы законодательной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие земельные отношения;

- утверждение единых принципов платы за землю и единых принципов регистрации прав на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимости в порядке ведения государственного земельного кадастра;

- определение специального правового режима для отдельных категорий земель;

- установление порядка отнесения земель к Федеральным и определение порядка распоряжения и управления этими землями.

К компетенции органов законодательной власти субъектов Федерации относятся:

- принятие законов и иных нормативных правовых актов в соответствии с Конституцией Российской Федерации, земельным законодательством, другими законами Российской Федерации;

- определение территорий с особым правовым режимом использования земель, установление и изменение их границ;

- отмена противоречащих земельному законодательству решений соответствующих органов исполнительной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления;

- установление предельных размеров земельных участков;

- установление размеров и порядка взимания платы за землю, а также установление порядка ее централизации в соответствии с законодательными актами Российской Федерации;

- утверждение порядка распоряжения землями, находящимися в государственной собственности субъектов Федерации, а также порядка изменения целевого назначения земельного участка;


 

Государственное управление земельными ресурсами, мониторинг земель, землеустройство, государственный земельный кадастр и контроль

В Проекте Земельного кодекса отсутствует раздел по планированию использования земель на разных уровнях управления (федеральном, региональном, муниципальном), не выявлена их взаимосвязь и приоритеты. Действительно, функционирование земельных ресурсов в новых экономических условиях ведет к необходимости уточнения полномочий субъектов земельных отношений.

К полномочиям РФ относится управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности РФ (федеральной собственности). Однако России, чтобы стать рачительным собственником земельных богатств, также надо знать количество и качество земель, разумно ими распоряжаться, проводя землеустройство, наблюдая за поддержанием качества земель, контролируя их рациональное использование и охрану.

Мониторинг земель, землеустройство, государственный земельный кадастр, государственный контроль за использованием и охраной земель общепризнаны как функции управления земельными ресурсам, как межотраслевые правовые институты и как институты земельного права. Их понятие, содержание и развитие коренным образом зависят от политических, экономических и правовых преобразований, происходящих в государстве. Поэтому, когда Президент России провозгласил курс на укрепление государственного единства и усиление власти, потребовалось обновление основ функций управления земельными ресурсами, особенно государственного управления, в условиях рыночной экономики на качественно новой законодательной основе. К сожалению, этого не произошло в Проекте ЗК РФ. В нем отсутствует новая система управления земельными ресурсами, в том числе государственного управления земельными ресурсами, в которой бы все ее элементы были тесно связаны друг с другом на научно обоснованной теоретической концептуальной основе управления земельными ресурсами и общей основе изложения правового материала. В Проекте ЗК РФ ярко прослеживается приспособление старой системы управления земельными ресурсами, в том числе государственного управления, к рыночным экономическим отношениям.

Во-первых, ЗК РФ провозгласил, что устанавливает: “обязательные…требования к мониторингу земель, землеустройству, государственному земельному кадастру, государственному контролю за использованием и охраной земель…” (п.2 ст.2). Поэтому в последующих нормах ЗК РФ можно было ожидать стройную систему функций управления земельными ресурсами, в том числе и государственного управления, которая бы четко перечислила все функции управления и единообразно раскрыла понятие, цель, задачи и порядок каждой из них. Однако таких четких и

Если мониторинг земель (п.1 ст.67), землеустройство (п.1 ст.68) и государственный земельный кадастр (п.1 ст.70) имеют определения их понятий, то в отношении государственного контроля за использованием и охраной земель (п.2 ст.2) или государственного земельного контроля (подп.3 п.1 ст.9; ст.71) ограничились лишь провозглашением контрольной функции и возложением ее на “…специально уполномоченные государственные органы за соблюдением земельного законодательства, норм, правил и требований по охране и использованию земель…” (п.1 ст.71).

Если задачи мониторинга и землеустройства земель не совсем корректно (так как некоторые из них по сути таковыми не являются), но все-таки названы (причем, в одном случае они пронумерованы – их три (ч.2 ст.67), в другом — не пронумерованы (ч.2 ст.68), то задачи государственного земельного кадастра и государственного земельного контроля не определены.

Недостаточное правовое регулирование основных положений управления земельными ресурсами сказывается и на уровне правового регулирования порядка его осуществления. Проект ЗК РФ для мониторинга земель не предполагает вообще какой-либо порядок его ведения. Порядок проведения землеустройства устанавливается федеральным законом, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ (п.7 ст.69), порядок ведения государственного земельного кадастра устанавливается федеральным законом о государственном земельном кадастре (п.3 ст.70), а государственный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (п.2 ст.71).

 

Возмещение убытков и потерь сельскохозяйственного производства, защита прав на землю, рассмотрение земельных споров, ответственность за земельные правонарушения.

Необоснованно упущена материальная ответственность должностных лиц и работников предприятий и организаций, виновных в совершении земельных правонарушений, по трудовому законодательству. В Проекте ЗК предусмотрена лишь дисциплинарная ответственность должностных лиц и работников, виновных в совершении земельных правонарушений (ст. 75). Необходимо восполнить этот пробел, что соответствовало бы и действующему законодательству, и практике его применения.

Необходимо обстоятельно урегулировать ответственность юридических лиц, которая в Проекте неосновательно сведена лишь к их обязанности возместить причиненный вред (ст. 76), что не соответствует действующему законодательству. Юридические лица помимо возмещения вреда, причиненного земельным правонарушением, несут также в соответствующих случаях административную ответственность в виде штрафов, что уже давно предусмотрено нашим законодательством. Отменять такую форму ответственности за земельные правонарушения, особенно в условиях рыночной экономики, нет никаких оснований. В данной статье Земельного кодекса следует более четко разграничить ответственность за земельные правонарушения граждан и юридических лиц.

Большинство положений Проекта носит декларативный характер, являются неконкретными, не работающими и противоречивыми. Противоречия имеются как в содержании положений одной статьи, так и между разными статьями и главами.

Например, в Главе 8 “Возмещение убытков и потерь сельскохозяйственного производства и лесного хозяйства при изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд” и в Главе 9 “Защита прав на землю и рассмотрение земельных споров”, эти противоречия выражаются в следующем. В Проекте Земельного кодекса сохранен разный порядок проводки и использования средств потерь сельскохозяйственного производства и лесного хозяйства (в первом случае средства поступают в бюджет, во втором в лесхозы) при одинаковой природе их возникновения.

В Проекте отсутствует гарантия по возведению равноценных изъятым жилых, производственных и иных зданий, строений и сооружений, что имеется в действующем законодательстве. Кроме этого, гарантия по выделению взамен изымаемого, равноценного участка снимается следующей статьей, где собственнику земельного участка по усмотрению чиновника вместо земельного участка может быть возмещена рыночная стоимость. Строгий регламент применения этой нормы не прописан, что приведет к произволу.

П.2 ст. 57 предусматривает, что убытки собственникам возмещаются лишь в случаях, предусмотренных подпунктами 2, 3, 4 пункта 1 данной статьи, что противоречит всем остальным пунктам данной статьи, а также нормам ст. 56 Проекта. При буквальном толковании норм данной статьи (бюрократы умеют это делать очень хорошо), следует вывод, что собственник, при изъятии у него земельного участка для государственных и муниципальных нужд, лишен права возмещения

П.1 ст. 60 Проекта противоречит ст. 61, так как предусматривает возможность восстановления нарушенного права, только в случаях признания судом, арбитражным судом недействительным правового акта, повлекшего нарушение права на земельный участок. Это положение является неполным и должно быть записано в следующей редакции: “1) признание судом, арбитражным судом недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта, несоответствующего закону или иным правовым актам повлекшие нарушение права на земельный участок”, — далее по тексту.

Относительно статьи 64 “Рассмотрение земельных споров”, можно отметить, что она состоит из трех фраз, умещенных в трех строчках. Здесь предусмотрена возможность рассмотрения земельного спора в суде, арбитражном суде или в третейском суде. Однако не дается понятие земельного спора, не определена подведомственность и подсудность земельных споров и т.д.

Определяя, что земельные споры рассматриваются в судебном порядке (п. 1 ст. 64), в целом Проект кодекса направлен на ущемление прав собственников земли, землевладельцев, и землепользователей. ЗК РСФСР 1991г. в этом плане выглядит куда более конкретным и прогрессивным.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 357; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.88.179.12 (0.032 с.)