Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

специальностей «Лечебное дело» и «Стоматология»

Поиск

по дисциплине «Основы психологии. Основы педагогики»

 

Тема: Дидактика

Место: учебный кабинет.

Базовый уровень знаний и умений:

 

Дисциплина Знать Уметь
  Нормальная физиология Физиология ВНД  
  Анатомия Анатомическое строение головного мозга и других органов и систем человеческого организма  

 

План проведения практического занятия

 

Элементы практического занятия Время (мин.)
  Проверка присутствующих  
  Вводный контроль и его анализ  
  Опрос студентов и разбор программных вопросов  
  Дополнительные вопросы, ответы на них  
  Анализ результатов исследования  
  Исходный контроль знаний и его оценка  
  Итоги и итоговая оценка знаний и умений студентов.  

 

4. Перечень теоретических вопросов:

1. Проблемы современной дидактики. Главные задачи дидактики.

2. Категории дидактики, их признаки.

3. Характеристика принципов дидактики.

4. Обучение как целостный и двусторонний процесс, его предмет, задачи и функции.

5. Основные методы обучения, их выбор и классификация.

6. Виды, формы и средства обучения, их классификация.

7. Психолого - педагогические основы учебно - познавательной деятельности.

8. Общая характеристика содержания образования. Понятие об образовании и самообразовании.

9. Структура современного образования.

10. Общая характеристика принципов образования.

11. Педагогика высшей школы, ее предмет и основные задачи. Сущность и закономерности обучения в высшей школе.

12. Основные методы и формы организации обучения в высшей школе.

13. Принципы организации контроля и оценки знаний студентов.

 

 

Дидактика (др.-греч. διδακτικός поучающий) — раздел педагогики; теория образования и обучения. Вскрывает закономерности усвоения знаний, умений, навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания образования.

 

Дидактика (от греч. «didaktikos» поучающий и «didasko» — изучающий) — часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования.

Дидактика как теория обучения и образования своими корнями уходит вглубь веков. Обучение было всегда, на всем протяжении существования человечества. Теория обучения начала формироваться уже тогда, когда возникла осмысленная необходимость передать потомкам не только накопленные достижения, но и то, как их передавать дальше. Впервые, насколько известно, термин "дидактика" появился в сочинениях немецкого педагога Вольфганга Ратке (Ратихия) (1571—1635) для обозначения искусства обучения. Аналогичным образом, как «универсальное искусство обучения всех всему», трактовал дидактику и Я. А. Коменский. В начале XIX века немецкий педагог Иоганн Фридрих Гербарт, придал дидактике статус целостной и непротиворечивой теории воспитывающего обучения. В отечественной педагогике активное развитие дидактика получила в конце XIX века благодаря трудам К.Д. Ушинского и его последователей, среди которых: Каптерев Пётр Фёдорович, Бунаков Николай Фёдорович, Корф Николай Александрович, Стоюнин Владимир Яковлевич, Острогорский Алексей Николаевич и др. В советский период проблемы дидактики разрабатывали П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, Л.В. Занков. Неизменным со времен Ратихия остаются и основные задачи дидактики — исследование проблем: чему учить и как учить; современная наука интенсивно исследует также проблемы: кого, когда, где и зачем учить.

Объект и предмет дидактики

Дидактика — составная часть педагогики, наука об обучении, исследующая законы, закономерности, принципы и средства обучения. Объект дидактики — это обучение.

Существуют «частные дидактики» — методики обучения отдельным учебным предметам, отдельных категорий учащихся (методика начального обучения, дидактика высшей школы), в разных типах учебных заведений и формах образования. У каждой методики обучения свой объект — обучение предмету, обучение определённых категорий учеников и т. д.

Предмет дидактики — связь преподавания (деятельности учителя) и учения (познавательной деятельности ученика), их взаимодействие.

Задачи дидактики:

- Описать и объяснить процесс обучения и условия его реализации;

- Разработать более современные процессы обучения;

- Организация учебного процесса;

- Новые обучающие системы;

- Новые технологии обучения.

Предметом дидактики, как считают ученые - педагоги, выступают “обучение как средство образования и воспитания человека” (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин), “связь, взаимодействие преподавания и учения, их единство” (В.В. Краевский), “а также условия, необходимые для протекания процесса преподавания – учения (Ч. Куписевич)”.

Дидактика является одновременно и теоретической и нормативно - прикладной наукой. Нормативно - прикладная функция заключается в том, что на основе своих законов и закономерностей дидактика устанавливает принципы обучения, определяет содержание образования, дает рекомендации о применении соответствующих форм, методов, средств и организации обучения.

Теми же вопросами, что и дидактика занимаются методики преподавания частных учебных дисциплин, но в пределах одного конкретного учебного предмета (математики, истории, биологии и т.д.). Их потому и называют частной дидактикой.

Общая дидактика решает следующие задачи:

1. Она определяет цель образования и обучения. Иначе говоря, отвечает на вопрос: для чего учить? Именно от этой целевой установки зависит все остальное в обучении. Если целью обучения признать усвоение содержания образования, то наряду с ней дидактика решает и другую, не менее важную задачу: разностороннее воспитание гармонически развитой личности через обучение. Таким образом, обучение выступает одним из средств воспитания и развития человека. Следовательно, дидактика призвана решать проблемы развития и формирования личности в учебном процессе и через обучение.

2. Из цели вытекает и содержание образования и обучения. То есть дидактика ищет ответ на вопрос: чему учить?

3. Возникает еще один вопрос: как учить? Это значит, что дидактика разрабатывает вопрос о формах, методах и организации учебной работы.

4. В процессе обучения используются соответствующие дидактические средства: учебники и учебные пособия, наглядно-изобразительные, звуковые, различные технические средства, радио и электронная техника, учебное оборудование. Все они играют существенную роль во взаимосвязи преподавания учения. Одна из задач дидактики — разработка общих принципов создания и использования этих средств в учебных целях.

5. Дидактика изучает общие законы, закономерности и тенденции в учебном процессе. На их основе, как уже было сказано, формулируются принципы и правила обучения. Соблюдение последних обеспечивает успех обучения. Знание их позволяет эффективно и целенаправленно варьировать учебный процесс в зависимости от возраста учащихся, индивидуальных особенностей ученика, особенностей содержания учебного материала, меж предметных связей, форм, методов и приемов учебной работы.

6. В дидактике также разрабатываются вопросы, связанные с источниками и методами исследования проблем обучения; рассматриваются перспективы развития и совершенствования содержания, форм, методов и организации образования. Дидактика анализирует и обобщает конкретные данные частных дидактик, вместе с тем общая дидактика сама служит научной основой частных методик и выполняет для них роль методологии. Дидактика имеет непосредственную связь с гносеологией (теорией познания), формальной логикой (воспитание культуры мышления), психологией, социологией, историей педагогики, кибернетикой (организация обратной связи в процессе обучения) и другими науками.

Функции дидактики:

научно - теоретическая или описательно - объяснительная (процесс обучения, его закономерности, сущность и т. д.),

конструктивно - техническая или практическая (конструирование проекта педагогической деятельности, которым будет руководствоваться педагог в соответствии с поставленной целью.

 

Предмет дидактики - процесс обучения вместе с факторами, которые его порождают, условиями в которых он протекает, а также результаты, к которым он приводит. Кроме этого предмет дидактики включает анализ и описание дидактических систем.

Дидактика, как наука о преподавании и учении, охватывает в своих исследованиях обучение по всем предметам и все уровни учебной работы.

В связи с этим ее называют общей дидактикой или общей теорией образования и обучения.

Кроме общей дидактики, существуют также дидактики частичные (отдельные), или так называемые методики обучения отдельных предметов.

Содержание этих дидактик определяют теоретические основы преподавания и изучения тех или иных дисциплин на определенных уровнях обучения.

К главным задачам дидактики относятся:

1) анализ и описание этих факторов обучения;

2) выявление закономерностей, характерных для процесса обучения;

3) определение норм поведения, основанных на них.

Проблемы современной дидактики: оптимизация учебного процесса, интенсификация обучения, повышение познавательной самостоятельности, творческой активности, усиление межпредметных связей, совершенствование форм и методов обучения и т.д.

Основные категории дидактики:

учение - приобретение субъектом определенных знаний, умений, навыков, превращают уже сложившиеся формы поведения или формирует новое учение - целенаправленный процесс взаимодействия учителя и ученика, в результате которого последний приобретает знания, формируются умения и навыки;

образование - целенаправленный, систематический, длительный процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности.

самообразование - стремление самой личности к углублению собственных знаний путем индивидуального изучения материала. Результатом самообразования является получение образования, которое может иметь как общий, так и специальный, профессиональный характер.

 

Движущими силами учебного процесса является его противоречия. Формирование социально значимых качеств личности предполагает реализацию в процессе обучения трех основных функций: образовательной, воспитывающей, развивающей.

• Содержание образовательной функции составляют: знания, умения, навыки, которыми овладевает ученик в процессе обучения.

• Содержание воспитывающей функции заключается в формировании в процессе обучения убеждений, взглядов, мировоззрения личности.

• Содержание развивающей функции представляет собой развитие, формирование познавательных психических процессов и свойств личности.

Успех в учебе зависит не только от оптимального использования методов и форм обучения, но и от средств обучения.

Дидактическими средствами являются предметы, выступающие в роли сенсомоторных стимулов (влияют на зрение, слух и т.д.) и облегчают непосредственное и опосредованное познание действительности.

Классификация средств обучения:

• визуальные (зрительные), к которым относятся природные предметы, препараты, схемы, символы (буквы, цифры) и т.п.

• аудиальные (слуховые), включающие пластинки, магнитофонные пленки, радиоаппаратуру и т.п.

• аудиовизуальные (зрительные и слуховые) - телевизионные аппараты, кинопроекторы и т.д.

• частично-автоматизированный процесс обучения - программируемые учебники, компьютерная техника и т.п.

Формы способы организации обучения:

• урок;

• семинар;

• лекция;

• консультация;

• зачет;

• экзамен;

• индивидуальное занятие т.п.

 

 

Методы способы взаимодействия с учащимися в процессе обучения.

I. По доминирующим средствам обучения:

• словесные (вербальные),

• наглядные,

• практические;

II. В зависимости от основных дидактических задач:

- получение новых знаний,

- формирование умений, навыков,

- проверки и оценки знаний,

- закрепление материала,

- самостоятельной работы учащихся;

III. По характеру учебно-познавательной деятельности:

- объяснительно - иллюстративный,

- репродуктивный,

- проблемного преподавания,

- частично-поисковый,

- исследовательский.

Образование - процесс и высокий уровень владения человеческой культурой, которая представлена системой знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений и т.д. Благодаря образованию становится возможным формирование человека, обладающего знаниями, которые являются не только результатом его интеллектуальной деятельности, но и определяют его отношение к действительности.

Самообразование - целенаправленный процесс самостоятельного овладения целостной системой знаний и умений, взглядов, убеждений, прогрессивным опытом в определенной сфере деятельности под влиянием личных и общественных интересов.

Содержание образования призвано обеспечить передачу и усвоение подрастающим поколением опыта старших поколений, содержания социальной культуры для дальнейшего развития усвоенного опыта.

Содержание образования отражается в учебных планах, программах, учебниках, дидактических материалах.

Системой образования (органов, подразделений, связанных общей функцией) считают совокупность образовательно - воспитательных учреждений, функционирующих в государстве и обществе, связи между ними в процессе достижения целей воспитания и образования.

На современном этапе развития общества государственное непрерывное образование состоит из следующих основных звеньев:

1. дошкольное воспитание (в дошкольных учреждениях);

2. общее среднее образование (начальное, неполное, среднее);

3. профессионально-техническое образование;

4. среднее специальное образование;

5. высшее образование и подготовка научных кадров;

6. переподготовка и повышение квалификации специалистов.

В зависимости от цели и характера подготовки учащихся различают общую, политехническое и профессиональное образование.

 

Исходными положениями о структуре непрерывного образования, ее организацию и развитие служат принципы образования, в которых выделены общие, закономерные характеристики этого процесса в общественном развитии и развития личности.

 

Методы обучения в высшей школе относятся:

І. Методы стимулирования и мотивации учения;

ІІ. Методы организации и осуществления учебно-познавательных действий;

III. Методы контроля и самоконтроля.

 

Из истории развития образования известно много форм организации обучения.

В высших учебных заведениях сложилась:

- Аудиторная система обучения (рассчитана на усвоение студентами теоретических знаний);

- Кабинетно - лабораторная (рассчитана на овладение системой умений и навыков);

- Научно - лабораторная (рассчитана на приобретение опыта научно-исследовательской работы и производительного труда).

 

В высшей школе лекция была и остается ведущей начальной формой организации учебно-познавательной и исследовательской деятельности студентов, их профессиональной подготовки.

Лекция - это устное изложение учебного материала, объемного, сложного по логическим построением.

Семинарские, практические, лабораторные занятия - основные формы организации индивидуальной и групповой усвоения умений и навыков и опыта творческой деятельности.

Основными средствами обучения являются: слово преподавателя, учебник, технические средства обучения и др.

Контроль - это неотъемлемый компонент учебного процесса, который заключается в проверке его результативности.

Функции контроля: образовательная, диагностическая, воспитательная, развивающая, стимулирующая, управляющая, оценочная.

Принципы организации контроля и оценки знаний студентов определяются целью учебно-воспитательного процесса в вузах. Основные из них:

• принцип индивидуального характера проверки и оценки знаний студентов;

• принцип системности проверки и оценки знаний;

• принцип тематичности;

• принцип дифференцированной оценки успеваемости студентов;

• принцип объективности;

• принцип единства требований преподавателей к студентам.

 

Методы контроля - это совокупность методов, позволяющих проверить уровень усвоения учащимися знаний, сформированность умений и навыков.

- Методы устного и письменного контроля;

- Тестовую проверку знаний;

- Программируемого опроса;

- Методы самоконтроля и самооценки.

 

Критерии оценки: объем (полнота) знаний, глубина знаний, прочность и оперативность знаний, умение изложить знания в устной, письменной и графической формах, качество умений и навыков.

Источники информации.

1. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов/Составитель и ответственный редактор А.А. Радугин; Научный редактор Е.А. Кротков.— М„ Центр, 2002.— 256 с.

2. Бондарчук Е.И., Бондарчук Л.И. Основы психологии и педагогики – К.: МАУП, 2002. – 168 с.

3. Е.А. Лазуренко. Основы психологии и педагогики: учебно-методический комплекс. – К.: ВПК «Экспресс-полиграф», 2011. – С.376.

 

Утверждено на заседании кафедры

 

«____»_____________ 201__г. Протокол № ________

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 1389; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.164.43 (0.007 с.)