Исследовательские приемы памяти 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исследовательские приемы памяти



1. Кривая запоминания 10 слов

2. Метод пиктограмм

Источники информации.

1. Практикум по общей и медицинской психологии под общ. ред. проф. В.П. Блохиной Киев, 1990 г.

2. Атлас для экспериментального исследования отклонений в психической деятельности человека под общ. ред. проф. И.А.Полищука. Киев, 1998 г.

3. Витенко И.С. Общая и медицинская психология. Киев 1994 г.

4. Максименко С.Д. Общая психология.- Киев,2000

 

Утверждено на заседании кафедры

 

«____»_____________ 201__г. Протокол № ________
Методическая разработка

Семинарского занятия

для студентов 1 курса I международного факультета

Специальностей «Лечебное дело» и «Стоматология»

по дисциплине «Основы психологии. Основы педагогики»

1. Тема: Психология восприятия, ощущение, внимания.

2. Место: учебный кабинет.

3. Цель: 1) знать определение понятий ощущения, восприятие, свойства ощущения.

2) Провести экспериментально – психологические исследования.

4. Базовый уровень знаний и умений:

Дисциплина Знать Уметь
  Нормальная физиология Физиология ВНД  
  Анатомия Анатомическое строение головного мозга и других органов и систем человеческого организма  

 

Элементы практического занятия Время (мин.)
  Проверка присутствующих  
  Вводный контроль и его анализ  
  Опрос студентов и разбор программных вопросов  
  Дополнительные вопросы, ответы на них  
  Анализ результатов исследования  
  Исходящий контроль знаний и его оценка  
  Итоги и итоговая оценка знаний и умений студентов.  
Итого  

План проведения практического занятия

6. Перечень теоретических вопросов:

1.Что представляет собою анализатор, какие отделы имеет?

2. Что такое ощущение, какие виды ощущений присущи человеку?

3. Какие свойства имеет ощущение?

4. Что такое восприятие, основные свойства восприятия?

5. Сравните ощущения и восприятие

а) общее б) разница

6. Основные методы изучения восприятия и ощущения

7. Определение понятия “внимание” и его значение для процессов восприятия и памяти.

8. Свойства и виды внимания.

9. Приемы исследования внимания. Значение этих исследований для профессиональной врачебной деятельности.

 

Ощущение – это элементарный психический акт, который состоит в отображении отдельных свойств предметов и явлений внешнего мира, внутреннего состояния организма, которые оказывают непосредственное влияние на анализаторы – органы чувств человека.

Анализатор имеет три отдела: периферический (рецепторный), передающий (проводниковый) и центральный (мозговой). Периферические (рецепторные) отделы анализаторов составляют органы чувств – глаз, ухо, нос, кожа, а также специальные рецепторные аппараты, расположенные в органах пищеварения, дыхания, сердечно – сосудистой системы. Все ощущения делятся на зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, кожные, кинестетические, ощущение равновесия, органические ощущения.

Зрительные ощущения возникают в результате действия световых сигналов на сетчатку глаза. Центральный отдел зрительного анализатора находится в затылочной области головного мозга.

Слуховые ощущения возникают как результат действия звуковых волн на кортиев орган во внутреннем ухе человека. В височной области мозга находится центральная часть слухового анализатора. На основе слуховых ощущений человек овладевает языком, с помощью слуха контролирует свою и чужую речь.

Кожные ощущения возникают при механическом и термическом действии на кожу или слизистые оболочки,

Обонятельные ощущения возникают при раздражении обонятельных клеток воздухом.

Кинестетические ощущения характеризуют состояние движения и положение органов тела.

Ощущение равновесия, рецептором которого является вестибулярный аппарат, сигнализирует в кору главного мозга о положении тела человека в пространстве.

Органические ощущения, рецепторы которых расположенные в стенках внутренних органов, - это ощущения голода, жажды, тошноты, боли.

Ощущению присущи такие свойства:

а) качество – это внутренняя сущность, которая отличает одно ощущение от другого (цвет, звук, вкус, запах).

б) сила (интенсивность) – определенная степень выраженности данного качества (например, видимость леса в зависимости от плотности тумана).

в) продолжительность – время, на протяжении которого у человека сохраняется впечатление данного ощущения (оно не всегда совпадает с продолжительностью раздражения).

г) абсолютная чувствительность органов чувств, т.е. способность человека ощущать слабые величины раздражения;

д) порог ощущения - минимальная величина раздражителя, при которой возникает ощущение;

е) адаптация - изменение чувствительности анализатора в результате приспособления органов чувств к действующему раздражителю;

ж) сенсибилизация — повышение чувствительности в результате взаимодействия ощущений.

Среди ощущений особое место занимает боль – неприятное, временами невыносимое ощущение, которое возникает при сильном раздражении чувствительных нервных окончаний (укол, удар, воспаление) в органах и тканях. Болевые ощущения обобщаются и перерабатываются второй сигнальной системой, вследствие чего язык больного (жалобы) для врача является одним из показателей болезненного процесса, его характера и места поражения.

Большое значение в деятельности анализаторов имеет так называемая сенсорная изоляция, если ограничивается количество раздражителей на органы чувств (пребывание человека в космосе, выполнение подводных видов работ). При значительном увеличении сроков изоляции эти функциональные изменения переходят в патологические – возникают нервно-психические заболевания (неврозы и психозы).

Методы изучения ощущений

В полном объеме работу анализаторов изучает психофизиология органов чувств.

Восприятие – это целостное отображение предметов и явлений объективной реальности, причем результаты их действия на органы чувств синтезируются с минувшим практическим опытом человека в единое целое.

Восприятие не является простой суммой ощущений, это сложный психический процесс, где наряду с ощущениями включается и минувший опыт в виде знаний, представлений. Восприятие также связано с мышлением.

Восприятие характеризуется такими свойствами: целостность, избирательность, осмысленность, апперцепция.

Целостность восприятия. Восприятие всегда целостное. Любой предмет или явление состоит из различных частей, и является комплексным раздражителем, но воспринимается целиком в единстве всех качеств и признаков.

Избирательность восприятия. Обнаруживается в преимуществе в выборе одних объектов, явлений или их свойств перед другими объектами, явлениями или их свойствами.

Константность восприятия состоит в более- менее продолжительном постоянстве восприятия отдельных свойств и качеств объектив, которые воспринимаются, независимо от изменений, которые с ними произошли.

Осмысленность восприятия связана с пониманием сущности воспринимаемого объекта, возможностью отнести воспринятый объект к определенной группе, классу, обобщить его в слове, уловить сходство со знакомыми нам объектами.

Апперцепция – зависимость восприятия от общего содержания психической жизни человека, от его опыта, интересов, направленности, задач, мотивов деятельности, а также от профессии.

Наблюдательность – это способность человека замечать в объектах, которые наблюдаются, малозаметные, но в то же время важные, важные для какой-то цели признака или свойства.

Сложные формы восприятия

Восприятие времени - отражение продолжительности, последовательности и скорости событий или явлений реального мира.

Основой процесса восприятия времени служат условные рефлексы.

Восприятие пространства. Пространство – одна из основных форм существования материи. Основу восприятия пространства составляет познание объектов через зрительные, вестибулярные, двигательные и кожные ощущения..

Восприятие движения - это отражение пространственного перемещения предметов; определяется отдаленностью предметов, скоростью их перемещения или передвижением самого наблюдателя в пространстве. В восприятии движения принимают участие несколько анализаторов, а особое значение имеют перемещение на сетчатке глаз, движения глаз и головы в сторону движений предмета.

 

Исследование процессов восприятия.

В психологии процессы восприятия исследуют с помощью тестов, таблиц, рисунков (например: абсолютный порог зрительного восприятия, восприятие времени, глазомер, локализация звука, тактильное восприятие, наблюдательность). Можно использовать рисунки, схемы с зрительными иллюзиями, загадочные картинки.

Представление

Представление - это обобщенное и отвлеченное отражение воспринятого предмета или явления.

В психологии представление определяется как образ предмета или явления, воспроизведенный в сознании на основе прошлых впечатлений или благодаря воображению.

Физиологически возникновение представлений можно объяснить как действие определенного раздражителя, который зафиксирован в процессе восприятия, в коре головного мозга и в последующем эта первая условнорефлекторная связь может оживляться, восстанавливаться, в результате чего возникает образ, ранее воспринятого объекта, т е. представление.

Представления разделяются на зрительные, слуховые, двигательные, обонятельные, вкусовые, осязательные. Во многом представления определяются интеллектуально-мнестическими особенностями личности.

ВНИМАНИЕ

Внимание – это направленность и сосредоточенность психической деятельности человека на объекты и явления внешнего мира (внешненаправленное внимание), а также на мысли, чувства и процессы, которые происходят внутри (внутринаправленное внимание). Это, то окошко в мир, через который мы его воспринимаем. Найдено, что мозговым субстратом внимания есть ретикулярная формация. Физиологические механизмы внимания трактуются с точки зрения теории А.А.Ухтомского о доминанте, как о доминирующей ячейке возбуждения, окруженной зоной торможения.

 

Качества внимания:

1.Направленность 2. Сосредоточенность 3. Концентрация

- Внутренняя - Объем - Высокая

- Внешняя - Распределение - Низкая

4. Активность 5. Стойкость 6. Переключение

- Произвольная - Стойкая - Легкое

- Непроизвольная - Нестойкая - Трудное

Под направленностью внимания понимается избирательный характер психической деятельности, а также сохранение его на протяжении необходимого времени.

Сосредоточенность внимания – это концентрированность на восприятии чего-нибудь, какого-либо предмета или явления, другими словами, это степень углубления в данную деятельность.

Объем внимания разный, тем не менее, в целом, каждый человек может фиксировать свое внимание одновременно на нескольких объектах. Объем внимания – непостоянная величина.

Концентрация внимания – это сосредоточения на какой-то определенной деятельности. Она бывает высокая и низкая.

Следующая черта внимания – стойкость – это способность продолжительно концентрировать внимание на выполнении одной какой-то задачи, на определенном материале.

Для внимания также характерно переключение - это умение переводить внимание с одного объекта на другого. Переключение внимания определяется пластичностью мозговых механизмов в произвольной и невольной регуляции, которая зависит, как правило, от общего состояния человека и от объекта

Виды внимания:

Непроизвольное внимание возникает неожиданно, независимо от сознания, непредвиденно, в деятельности или на отдыхе, на досуге под влиянием различных раздражителей, действующих на тот или иной анализатор организма. Непроизвольное внимание возникает при условии, что сила посторонних раздражителей превышает силу осознаваемых действующих влияний, когда субдоминантные возбуждения при определенных обстоятельствах становятся более интенсивными по сравнению с теми, которые доминируют в этот момент.

Произвольное внимание — это сознательно направленное сосредоточение человека на предметах и явлениях окружающей действительности, на внутренней психической деятельности. Произвольное внимание своим главным компонентом имеет волю. Силой воли человек способен мобилизовать и сосредоточить сознание на деятельности довольно длительное время.

Послепроизвольное внимание наступает в результате сознательного сосредоточения на предметах и явлениях в процессе произвольного внимания. Преодолевая трудности во время произвольного сосредоточения, человек привыкает к ним, сама деятельность вызывает определенный интерес, а то и захватывает исполнителя, и внимание приобретает черты непроизвольного сосредоточения.

 

Методы изучения внимания

1. Корректурные таблицы Бурдона

2. Таблицы Шульте

Источники информации.

1. Практикум по общей и медицинской психологии под общ. ред. проф. В.П. Блохиной Киев, 1990 г.

2. Атлас для экспериментального исследования отклонений в психической деятельности человека под общ. ред. проф. И.А.Полищука. Киев, 1998 г.

3. Витенко И.С. Общая и медицинская психология. Киев 1994 г.

4. Максименко С.Д. Общая психология.- Киев,2000

Утверждено на заседании кафедры

 

«____»_____________ 201__г. Протокол № ________


Методическая разработка

Семинарского занятия

для студентов 1 курса I международного факультета



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 282; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.47.221 (0.043 с.)