А.Е. Личко предлагает свою, достаточно полную типологию акцентуаций характеров у подростков.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

А.Е. Личко предлагает свою, достаточно полную типологию акцентуаций характеров у подростков.



 

Типы акцентуаций характера по А.Е. Личко:

1. Гипертимный тип. Подростки этого типа отличаются подвижностью, общительностью, склонностью к озорству. Они всегда вносят много шума, любят неспокойные компании сверстников. При хороших общих способностях они не усидчивы, недостаточно дисциплинированы, учатся неровно. С взрослыми, родителями, педагогами нередко возникают конфликты. Настроение у них всегда хорошее, приподнятое. Они имеют много разнообразных увлечений, но эти увлечения поверхностны и быстро проходят. Подростки зачастую переоценивают свои способности, самоуверенны, стремятся показать себя, прихвастнуть, произвести на окружающих впечатление.

2. Циклоидный тип.Характеризуется повышеннойраздражительностью и склонностью к апатии. Подростки предпочитают находиться одни дома. Они тяжело переживают даже незначительные неприятности, на замечания реагируют крайне раздражительно. Настроение у них периодически меняется от приподнятого до подавленного.

3. Лабильный тип.Этот тип крайне изменчив в настроении, причем оно зачастую непредсказуемо. Поводы для неожиданного изменения настроения могут быть самыми ничтожными, например, кем-то случайно оброненное обидное слово, чей-то неприветливый взгляд. В соответствии с настроением настоящее и будущее может расцениваться то радужными, то мрачным. Такие подростки, когда они находятся в подавленном настроении, крайне нуждаются в помощи и поддержке.

4. Астеноневротический тип.Этот тип характеризуетсяповышенной мнительностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью.

5. Сензитивный тип. Ему свойственна чувствительность ко всему, что радует, огорчает или пугает. Подростки не любят больших компаний, азартных, подвижных игр. Они застенчивы и робки при посторонних людях, открыты и общительны только с теми, кто им хорошо знаком. Общению со сверстниками предпочитают общение с малышами и взрослыми. Они отличаются послушанием и обнаруживают большую привязанность к родителям. В юношеском возрасте у них возникают трудности адаптации, формируется «комплекс неполноценности». В то же время у них сильно развито чувство долга, высокие моральные требования к себе и окружающим. Недостатки в своих способностях они компенсируют выбором сложных видов деятельности.

6. Психастенический тип. Эти подростки характеризуются ранним интеллектуальным развитием, склонностью к размышлениям и рассуждениям, к самоанализу и оценкам поведения других людей. Самоуверенность у них сочетается с нерешительностью, а безапелляционность суждений со скоропалительностью действий, предпринимаемых как раз в те моменты, когда требуется осторожность и осмотрительность.

7. Шизоидный тип. Его наиболее существенной чертой является замкнутость. Подростки не тянутся к сверстникам, предпочитают быть одни, находиться в компании взрослых. Они нередко демонстрируют внешнее безразличие к другим людям, отсутствие к ним интереса. Такие подростки плохо понимают состояние других людей, их переживания, не умеют сочувствовать. Их внутренний мир наполнен различными фантазиями, особыми увлечениями. Во внешнем выражении своих чувств они достаточно сдержаны, не всегда понятны окружающим, сверстникам, которые их не очень любят.

8. Эпилептоидный тип. Эти подростки часто плачут, изводят окружающих, особенно в раннем детстве. Их типичными чертами являются: жестокость, себялюбие, властность. В группе детей, которыми они управляют, такие подростки устанавливают свои жесткие, почти террористические порядки, причем их личная власть в таких группах держится в основном на добровольной покорности других детей или на страхе.

9. Истероидный тип. Главная черта этого типа – эгоцентризм, жажда постоянного внимания к себе. У подростков выражена склонность к театральности, позерству, рисовке. Такие дети с трудом выносят, когда в их присутствии кого-то хвалят, уделяют больше внимания. Для них характерны претензии на исключительное положение среди сверстников, чтобы привлечь к себе внимание, они часто выступают в роли зачинщиков и заводил. Вместе с тем, будучи неспособными выступить как настоящие лидеры и организаторы дела, такие подростки часто и быстро терпят фиаско.

10. Неустойчивый тип. Подростки данного типа обнаруживают повышенную склонность и тягу к развлечениям, причем без разбора к безделью и праздности. У них отсутствуют какие-либо серьезные, в т.ч. профессиональные интересы, они не думают о своем будущем.

11. Конформный тип. Данный тип демонстрирует бездумное, некритическое подчинение любым авторитетам, большинству в группе.

 

Способности – это свойства личности овладевать знаниями, приобретать умения и навыки.

Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивают их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование их на практике. Способности облегчают усвоение знаний, овладение знаниями способствует развитию способностей.

Способности человека можно разделить на две группы:

1. Общие – т.е. такие, которые проявляются в большинстве основных видов деятельности.

2. Специальные – которые проявляются только в отдельном специальном виде профессиональной деятельности.

Многие из природных (врожденных) задатков являются общими у человека и животных, например, элементарные способности к восприятию, запоминанию, наглядно-действенному мышлению. В их основе лежат генотипически обусловленные анатомо-физиологические свойства организма.

В отличие от природных, социальные или культурные способности имеют историческое происхождение и никогда не развиваются без особым образом организованного обучения, и воспитания человека. К числу социальных или культурных способностей относятся: способности к различным видам специфической человеческой деятельности, высшие формы познавательных психических процессов, речь, коммуникативные способности.

Способности всегда связаны с конкретным видом деятельности. Они проявляются особенно ярко в тех видах деятельности, которые глубоко интересуют человека. Способности человека не могут существовать иначе как в постоянном процессе развития. Развиваясь в процессе деятельности, они оказывают влияние на саму деятельность, повышая ее качества. Способность, которая не развивается, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт и т.п., мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности.

В отличие от способностей, задаткимогут существовать и не теряться долгое время, причем независимо от того, обращается или не обращается к ним человек, использует или не использует их на практике. Например, врожденная предпосылка к развитию музыкальных способностей может существовать и сохраняться у человека независимо от того, занимается ли он музыкой.

Успешность выполнения любой деятельности зависит не от какой-либо одной, а от сочетания различных способностей. При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей их дефицит может быть восполнен за счет более сильного развития других.

Задатки — анатомо-физиологические основания способностей.

Условия превращения задатков в способности: деятельность, активное взаимодействие с действительностью, обучение и воспитание.

Способности: реализованные в деятельности потенциальные возможности личности.

Структура способностей

— задатки

— знания

— умения

— навыки

Диапазон способностей

— общие

— специальные

Виды способностей

— репродуктивные

— творческие

Уровни развития способностей

— одаренность

— талант

— гениальность

Источники информации.

1.Практикум по общей и медицинской психологии под общ. ред. проф. В.П. Блохиной Киев, 1990 г.

2.Витенко И.С. Общая и медицинская психология. Киев 1994 г.

3.Максименко С.Д. Общая психология.- Киев, 2000.

Утверждено на заседании кафедры

 

«____»_____________ 201__г. Протокол № ________

 

 

Методическая разработка

Семинарского занятия

для студентов 1 курса I международного факультета



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.227.117 (0.006 с.)