Сумма сырых баллов умножается на коэффициент фактора 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сумма сырых баллов умножается на коэффициент фактора



(2, 3, 6) и вносится в профиль личности.

                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
  ДМ П З В Г ДИ АЛ АЭ Т ЭМ    

ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ

Тест "Рисунок семьи"

Инструкция1: "Нарисуй свою семью".

Инструкция 2: "Нарисуй свою семью, где все заняты обычным делом".

Инструкция 3; "Нарисуй свою семью, как ты ее себе представляешь".

Инструкция 4: "Нарисуй свою семью, где каждый член семьи изображен в виде фантастического (несуществующего) существа.

Инструкция 5: "Нарисуй свою семью в виде метафоры, некоего образа, символа, который выражает особенности вашей семьи".

 

Тест "Несуществующее животное"

Инструкция: "Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим названием".

 

13.5. Тест "Рисунок семьи"

Историческая справка о методике "Рисунок семьи". Считают, что идея использования рисунка семьи для диагностики внутрисе-мейных отношений возникла у ряда исследователей, среди кото­рых упоминают работы В. Хьюлса, А. И. Захарова, Н. Кормана, Р. Бернса, С. Кауфмана и др.

Цель применения теста: выявление особенностей внутрисемейных отношений.

Задачи: на основе выполнения изображения, ответов иа вопро­сы оценить особенности восприятия и переживаний ребенком от­ношений в семье.

Материал: для работы необходимо использовать лист белой бумаги 15x20 см или 21x29 см, ручку, карандаш, ластик.

Инструкция 1: "Нарисуй свою семью". При этом не рекоменду­ется объяснять, что означает слово " семья", а если возникают вопросы "что нарисовать?", следует лишь еще раз повторить инст­рукцию. При индивидуальном обследовании время выполнения за­дания обычно длится около 30 минут. При групповом выполнении теста время чаще ограничивают в пределах 15 - 30 минут.

Применение теста предполагает (допускает) использование до­полнительных заданий, выраженных в следующих инструкциях:

Инструкция 2: "Нарисуй свою семью, где все заняты обычным делом".

Инструкция 3: "Нарисуй свою семью, как ты ее себе представ­ляешь".

Инструкция 4: "Нарисуй свою семью, где каждый член семьи изображен в виде фантастического (несуществующего) существа".

Инструкция 5: "Нарисуй свою семью в виде метафоры, некоего образа, символа, который выражает особенности вашей семьи".

При индивидуальном тестировании следует отмечать в прото­коле:

а) последовательность рисования деталей;

б) паузы более 15 секунд;

в) стирание деталей;

г) спонтанные комментарии ребенка;

д) эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содер­жанием.

После выполнения задания следует стремиться получить мак­симум дополнительной информации (вербальным путем). Обычно задаются следующие вопросы:

1. Скажи, кто тут нарисован?

2. Где они находятся?

3. Что они делают? Кто это придумал?

4. Им весело или скучно? Почему?

5. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?

6. Кто из них самый несчастный? Почему?

Последние два вопроса провоцируют ребенка на открытое об­суждение чувств, что не каждый ребенок склонен делать. Поэто­му, если он не отвечает на них или отвечает формально, не следу­ет настаивать на эксплицитном (явном) ответе.

При опросе психолог должен пытаться выяснить смысл нарисо­ванного ребенком: чувства к отдельным членам семьи, почему ре­бенок не нарисовал кого-нибудь из членов семьи (если так про­изошло). Следует избегать прямых вопросов, не настаивать на от­вете, так как это может индуцировать тревогу, защитные реакции. Часто продуктивными оказываются проективные вопросы (например: "Если бы вместо птички был нарисован человек, то кто бы это был?", "Кто бы выиграл в соревнованиях между братом и тобой?", "Кого мама позовет идти с собой?" и т. п.).

Можно задать ребенку для выбора решения 6 ситуаций: 3 из них должны выявить негативные чувства к членам семьи, 3 - пози­тивные.

1. Представь себе, что ты имеешь два билета в цирк. Кого бы ты позвал с собой?

2. Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он?

3. Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь бумажное пла­тье для куклы), и тебе не везет. Кого ты позовешь на помощь?

4. Ты имеешь... билетов (на один меньше, чем членов семьи) на интересную кинокартину. Кто останется дома?

5. Представь себе, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты хотел там жить?

6. Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья села иг­рать, но вас одним человеком больше, чем надо. Кто не будет иг­рать?

Для интерпретации также надо знать:

а) возраст исследуемого ребенка;

б) состав его семьи, возраст братьев и сестер;

в) если возможно, иметь сведения о поведении ребенка в семье, детском саду или школе.

Обработка теста "Рисунок семьи" проводится по следующей схеме:

 

№ пп Выделяемые признаки Отметки о наличии признаков
  Общий размер рисунка (его площадь)  
  Количество членов семьи  
  Соответствующие размеры членов семьи
  • Мать
  • Отец
  • Сестра
  • Брат
  • Дедушка
  • Бабушка и т.д.
 
  Расстояние между членами семьи Наличие каких – либо предметов между ними  
  Наличие животных  
  Вид изображения:
  • Схематическое изображение
  • Реалистическое изображение
  • Эстетическое изображение
  • В интерьере, на фоне пейзажа и т.д.
  • Метафорическое изображение
  • В движении, действии
 
  Степень проявления положительных эмоций (в баллах 1. 2. 3) Степень аккуратности исполнения (1. 2. 3)  

 

При выполнении задания по данным инструкциям оценивается наличие или отсутствие совместных усилий в тех или иных ситуа­циях, которые изображены, какое место уделяет им ребенок, вы­полняющий тест, и т. д.

Интерпретация теста "Рисунок семьи". На основании особенно­стей изображения можно определить:

1) степень развития изобразительной культуры, стадию изобра­зительной деятельности, на которой находится ребенок. Прими­тивность изображения или четкость и выразительность образов; изящество линий, эмоциональная выразительность - те характер­ные черты, на основе которых можно различить рисунки;

2) особенности состояния ребенка во время рисования. На­личие сильной штриховки, маленькие размеры часто свидетельствуют о неблагоприятном физическом состоянии ребенка, степени напряженности, скованности И т. п., тогда как большие размеры, применение ярких цветовых оттенков часто говорят об обратном: хорошем расположении духа, раскованности, отсутствии напря­женности и утомления;

3) особенности внутри семе иных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка в семье можно определить по степени вы­раженности положительных эмоций у членов семьи, степени их близости (стоят рядом, взявшись за руки, делают что-то вместе или хаотично изображены на плоскости листа, далеко отстоят друг от друга, сильно выражены отрицательные эмоции и т.д.).

При интерпретации результатов авторы обращают внимание на случаи, когда испытуемый рисует большую или меньшую семью, чем она есть на самом деле (авторы считают, что это указывает на функционирование определенных защитных механизмов, - чем больше несовпадение, тем больше неудовлетворенность сущест­вующей ситуацией).

В рисунках (по Л. Корману) анализируют:

а) графическое качество (характер линий, пропорции фигур, использование пространства, аккуратность);

6) формальную структуру (динамичность рисунка, расположе­ние членов семьи), содержание (анализ смысла рисунка).

Параллельно с традиционным проведением обследования (чтение и выполнение задания) предлагают специальные вопросы, подталкивающие испытуемого к обсуждению темы отношений в семье (например: "Кто в семье самый плохой?"), предусматриваю­щий прямой положительный или отрицательный выбор (например: "Отец задумал поездку в автомобиле, но в нем не хватает места для всех. Кто останется дома?''1), а также вопросы, уточняющие к процессе беседы смысл нарисованной ситуации для ребенка. "Рисунок семьи" доступен и детям с пониженным интеллектуаль­ным развитием.

Техника "Рисунка семьи" в отечественной психологии нашла применение в клинических исследованиях. А. И. Захаровым пред­ложен вариант методики, состоящий из двух заданий. Для выпол­нения первого из них ребенку нужно нарисовать в четырех "комнатах", расположенных "на двух этажах", по одному из членов семьи, включая себя. При интерпретации рисунка обраща­ется внимание на размещение членов семьи по этажам и на то, кто из них находится с ребенком (т. е. эмоционально более близок). Второе задание - выполнение рисунка в свободной форме без ка­ких-либо дополнительных инструкций.

Методика "Рисунка семьи" доступна и удобна в применении в условиях психологического консультирования, обладает значимостью с точки зрения выбора тактики деятельности психо­лога-консультанта по психологической коррекции нарушений межличностных отношений, так как дает представление о субъек­тивной оценке ребенком своей семьи, своего места в ней, о его отношениях с другими членами семьи. В рисунках дети могут вы­разить то, что им трудно бывает высказать словами, т. е. язык ри­сунка более открыто и искрение передает смысл изображенного, чем вербальный язык.

Вследствие привлекательности и естественности задания эта методика

способствует установлению хорошего эмоционального контакта психолога с ребенком, снимает напряжение, возникаю­щее в ситуации обследования. Особенно продуктивно применение рисунка семьи в старшем дошкольном и младшем школьном воз­расте, так как полученные с помощью этого результаты мало за­висят от способности ребенка вербализовать свои переживания, от его способности к интроспекции, от способности "вжиться" в во­ображаемую ситуацию, т. е. от тех особенностей психической дея­тельности, которые существенны при выполнении заданий, осно­ванных на вербальной

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.108.54 (0.02 с.)