Методические указания по выполнению курсовых и дипломных работ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические указания по выполнению курсовых и дипломных работ.



Ключевым этапом изучения дисциплины курса является подготовка курсовой работы по темам дисциплины. В свою очередь, выпускная квалификационная работа (дипломная работа) представляет собой завершающий этап подготовки специалиста-юриста в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, в ходе которой подводится итог всех лет обучения студента в рамках избранной специализации. Они представляют собой итоговое письменное научное сочинение на одну из избранных правовых тем изученной дисциплины.

Поэтому в процессе данных видов работ особенно важно сотрудничество студента и преподавателя, о чем следует не забывать студенту. Роль научного руководителя в организации труда студента над курсовой и выпускной квалификационной работой можно свести к следующим моментам:

а) Научный руководитель обязан помочь студенту правильно выбрать тему такой работы. Для этого студенту необходимо обратиться за помощью к преподавателю, который будет руководить указанным видом работы

Примерная тематика курсовых и дипломных работ утверждается кафедрой гражданского процессуального и трудового права и включается в раздел 4. Рабочей программы дисциплины. К такой тематике предъявляется ряд требований. Самое главное требование - тема должна быть актуальной. Актуальность темы определяется степенью ее востребованности жизнью, теми общественными и социально-политическими процессами, которые происходят в стране. Тема выпускной квалификационной работы должна быть связана с правовой практикой и отличаться новизной.

Очень важно правильно выбрать тему дипломной работы и грамотно ее сформулировать. Это задача, которая стоит перед студентом на начальном этапе выполнения студентом курсовой или выпускной квалификационной работы. Эта работа должна осуществляться непосредственно с непосредственным участием преподавателя, о чем не должен забывать студент. Учитывая, что утверждаемая кафедрой тематика выпускных квалификационных (дипломных) работ является примерной, не возбраняется студенту избрать в качестве темы своего научного исследования тему, наиболее отвечающую его интересам (например, если студент уже работает по своей специальности и ему интересно исследовать проблему, с которой он столкнулся в ходе выполнения своих профессиональных обязанностей), либо иную, не вошедшую в перечень утвержденных кафедрой тем.

В итоге – тема соответствующей выпускной квалификационной работы может совпадать с темой одной из курсовых работ, которую студент выполнял в процессе обучения. Такая преемственность весьма полезна, увлеченность актуальной темой приветствуется, поскольку углубленные исследования в одной научной проблеме могут привести к дальнейшему развитию юриста-профессионала: порождают продолжение работы по этой теме над кандидатской, а затем и над докторской диссертацией. А иногда укрепляют решение студента продолжить совершенствоваться в качестве профессионального юриста в соответствующей сфере общественной деятельности.

б) Студенту следует учитывать роль научного руководителя в организации его труда над курсовой или выпускной квалификационной работой. Эта роль сводится к разъяснениям, которые обязан дать преподаватель студенту, приступающему к выполнению дипломной работы, относительно организации его труда.

Поэтому, прежде чем приступить к соответствующему виду работы необходимо обратиться за так называемой организационной консультацией, которую преподаватель обязан провести либо индивидуально с каждым студентом, либо с группой, когда приглашаются все студенты, выполняющие соответствующие виды работ. В этом случае всем студентам сразу преподаватель рассказывает, как следует организовать свою работу, чтобы в установленный деканатом срок полностью подготовленная курсовая или выпускная квалификационная работы была сдана на кафедру. Кроме того, студент должен изучить правила подготовки курсовых и дипломных работ, однако следует иметь в виду, что никакие методические материалы не способны заменить непосредственное общение преподавателя и студента в этом плане.

в) Следующим ответственным моментом в указанных видах работ является предоставление чернового варианта для ознакомления преподавателю. Как правило, это должно происходить примерно за месяц до назначенного к представлению работы срока. На данном этапе студентом учитываются замечания преподавателя и вносятся соответствующие изменения в содержание того или иного вида работы.

г) Важный момент, который должен учитываться в случаях написания курсовой работы или выпускной квалификационной работы (дипломной работы) по дисциплине.

Подготовка к защите работы. Для подготовки защиты курсовой работы студент учитывает замечания научного руководителя и отчитывается о проделанной работе, обсуждая в ходе данной работы достоинства и недостатки курсовой работы, отвечает на вопросы научного руководителя. По итогам защиты преподаватель выставляет оценку, которая объективно демонстрирует результат проделанной студентом работы.

В отношении выпускной квалификационной работы (дипломной работы) необходимо учитывать также этап ознакомления студента с замечаниями рецензента и подготовке и проведению самой защиты выпускной квалификационной работы. После сдачи работы на кафедру она попадает на рецензирование. Ознакомившись с замечаниями рецензента, студент должен их осмыслить и подумать, как грамотно построить свое выступление в ходе защиты, где он за достаточно короткое время должен не только донести до аудитории основные положения своей выпускной работы и предложения, выносимые на защиту, но и дать достойный ответ на замечания, сделанные рецензентом. На данном этапе студент должен обратиться за консультацией к научному руководителю. В этом случае научный руководитель подскажет студенту, что следует включить в свое выступление по теме выпускной квалификационной работы, как лучше организовать представление ее основных положений, чем можно их проиллюстрировать с наглядной точки зрения (презентации, раздаточный материал, плакаты, схемы и т.п.). Кроме того, ознакомившись с рецензией и выяснив позицию студента по сделанным замечаниям, научный руководитель может предложить студенту построить свое выступление с обоснованием своей позиции и усилением аргументации в ее защиту. Например, если она критикуется рецензентом, а может, напротив, предложить студенту согласиться с рецензентом, если, допустим, речь идет об ошибке, которую допустил студент при выполнении работы, и она настолько очевидна, что нет смысла настаивать на ее отсутствии и т.п.

Требования к объему и оформлению курсовой работы. Работа должна быть выполнена в печатном варианте и включать:

титульный лист, оглавление с указанием страниц, введение, обуславливающие актуальность и причины избранной темы работы;

основное содержание, подразделяющееся на главы и параграфы, либо только параграфы

и заключение (в нем формулируются основные выводы и иные итоговые результаты проделанной работы).

В конце работы в обязательном порядке приводится список использованной в ходе написания работы литературы (нормативной, специальной и, в случае необходимости, судебной практики).

Объем курсовой работы не должен превышать 30 страниц печатного текста через 1,5 интервала с учетом списка использованной литературы.

Требования к оформлению выпускной квалификационной работы утверждаются УМО факультета.

Студентам следует иметь в виду, что предварительно работы представляются в электронном варианте с целью проверки их на наличие плагиата. В случаях обнаружения плагиата курсовые и дипломные работы не допускаются к защите.

 

6. Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям

Для подготовки к семинарским занятиям студентам следует ознакомиться с соответствующей учебной, нормативно-правовой и специальной литературой, касающейся вопросов, включенных в соответствующий модуль, подготовиться к ответам на вопросы. Для наглядной демонстрации своей работы рекомендуется включение презентаций, демонстрирующих глубину и проработанность соответствующей темы. Такая работа может быть представлена группой студентов, которые строят свой ответ согласно степени участия в подготовке соответствующих заданий модуля.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ

Методика преподавания дисциплины «Право социального обеспечения» имеет характерные признаки, свойственные методике преподавания любой отраслевой юридической дисциплины.

В свою очередь, её выделяет то обстоятельство, что нормативно-правовой массив данной отрасли права перманентно меняется. Это обусловлено целым рядом объективных факторов:

- действующее законодательство не кодифицировано;

- оно носит нестабильный характер;

- конкретизация социального обеспечения зависит от разнообразных, как целевых, так и нецелевых источников финансирования;

- нормативные правовые источники подчас противоречивы и не успевают за стремительным характером меняющихся отношений в указанной сфере;

- необходимость учета круга лиц, имеющих право на те или иные виды социального обеспечения, может меняться в зависимости от объективных обстоятельств негативного и чрезвычайного характера (снижение материальной обеспеченности отдельных категорий населения, бедность, катастрофы, теракты и др.);

- терминологические и понятийные категории отрасли носят «многослойный» и неоднозначный характер, которые представляют сложности для восприятия;

- многие вопросы напрямую зависят от предыдущих или текущих знаний студентов по дисциплинам, изучаемым в рамках юридического факультета (см.:Место дисциплины в структуре ООП ВПО (бакалавриата) в разделе 2 рабочей программы дисциплины).

Все преподавание должно вестись под углом не абстрактного изучения теоретических положений, а в контексте рассмотрения данной отрасли права, применяемого в реальной жизни и в условиях переживаемой нами переходной эпохи реформирования российского законодательства.

В ходе преподавания данной дисциплины преподаватель должен не только обладать необходимыми знаниями в указанной сфере юридической науки и знать свое дело, но и уметь донести эти знания до конкретной аудитории. «Научить - значит не только вдохнуть любовь к науке, но вводить слушателей постепенно в круг научных вопросов, приучать их последовательно и осторожно, без лишнего напряжения к самостоятельной работе, суметь перейти от обучения к руководству, от руководства - к наблюдению, от наблюдения - к консультациям»[5]

Для преподавания дисциплины «Право социального обеспечения» необходимы следующие требования:

1. Комплексный характер преподавания. Комплексное преподавание означает в данном случае, что юридические вопросы нужно ставить не изолированно, в рамках того или другого закона или иного источника права, но в связи с экономическими, политическими, статистическими, историческими и т.п. данными, которые студентам уже знакомы из других дисциплин[6].

2. Преподавание дисциплины «Право социального обеспечения» должно осуществляться последовательно по определенной логической цепочке: опираясь на практический материал, то есть от отношения, подлежащего правовому регулированию непосредственно к норме, регулирующей данное отношение.

3. Аудиторные занятия в виде лекций следует сочетать с общением с присутствующими на лекции студентами: если у них возникают вопросы, касающиеся излагаемого материала (интерактивный характер). В этом проявляется связь преподавателя со студентами, учит их не бояться высказывать свое мнение по вопросам той или иной темы, тем более, что вопросы социальной защиты человека постоянно актуальны в настоящее время.

4. В процессе проведения семинарских занятий важную роль играет доброжелательная атмосфера. «Студент не должен бояться высказываться, не должен опасаться, что он скажет глупость. Поэтому всякие (прямые и косвенные) методы вышучивания, едкой критики и т.п. должны быть решительно оставлены. Преподаватель должен быть оптимистом: обращать внимание не только на дефекты выполнения задания (которых, конечно, немало в любой студенческой работе), но, прежде всего на положительные стороны. Нужно ободрять студента, показывать ему, что кое-чего он уже достиг, поощрять его к дальнейшим работам и т.п. Студент, получивший одобрение, чувствует в себе новые силы и получает новые стимулы к работе. И наоборот, если заниматься только критикой, то студент будет видеть только свое бессилие. Работа будет отпугивать его…»[7].

Элементами преподавания являются учебной дисциплины «Право социального обеспечения» являются:

а) Лекции. Важно, чтобы лекции не были: 1) повторением учебника; 2) чтением написанного лектором конспекта или текста.

б) Семинарские занятия. Они имеют своею целью вовлечь слушателей в самостоятельную и активную работу. Поэтому практические занятия не должны сводиться: 1) к повторению лекций (во избежание этого необходима постоянная связь между преподавателями, ведущими практические занятия, и преподавателем, ведущим лекционный курс) или 2) к чтению текстов с комментированием со стороны преподавателя. В ходе их проведения необходимо привлекать всю аудиторию к обсуждению материала семинарского занятия, предлагать ситуационные задачи с целью установления полной картины уровня усвоенных знаний студентами соответствующей группы и т.п.

Семинары - это один из важнейших каналов обратной связи между преподавателем и студентами, обеспечивающих эффективность учебного процесса в целом. В этом отношении семинары выполняют следующие функции:

позволяют преподавателю систематически проверять и направлять самостоятельную работу студентов, в особенности изучение источников права;

предоставляют преподавателю возможность проконтролировать и свою собственную лекторскую работу, выясняя насколько его лекции оказались убедительными и доходчивыми для студентов;

помогают преподавателю не только выяснить уровень знания всех студентов, но и изучить их мнения, интересы, формировать у них научное мировоззрение, устраняя ошибочные взгляды, нездоровые настроения и совершенствуя, закрепляя правильные[8].

Проблемное обучение предполагает строго продуманную систему проблемных ситуаций, соответствующих познавательным возможностям обучающихся и предусматривает создание различных уровней коллизий и научных теоретических проблем на семинарских занятиях[9].

Способами создания учебных проблемных ситуаций на семинарском занятии:

- задания студентам по рассматриваемой теме с целью найти пробелы или коллизии в нормах закона и внести предложения по их устранению;

- предложение ситуационных задач. Ситуационные задачи приучают студентов работать с «живым» материалом, который основан на конкретном жизненном случае. Целесообразным методом решения конкретных заданий является также составление студентами письменных мотивированных ответов (например, в форме судебного решения или иной), просмотр их руководителем (на дому) и затем решение казуса в семинаре (с докладчиками, отстаивающими разные мнения) с более глубоким анализом отдельных вопросов.

- постановка проблемных вопросов с выходом на практическое применение. Например: «Какие практические выводы для себя может сделать юрист исходя из нормативных положений, содержащихся в том или ином правовом акте?».

- предложение ответить на некоторые вопросы, раскрыть содержание которых возможно, только изучив рекомендованную дополнительную литературу или проработав детально целый массив нормативных правовых актов, что характерно для данной отрасли права.

в) Индивидуальное руководство студентами. Доклады по соответствующим вопросам, прежде всего не должны слишком продолжительными. «Доклад длительностью в час или более приносит безусловную пользу докладчику и столь же безусловный вред остальным участникам семинара (со стороны последних имеет место недостаточно полезное использование времени) - такие доклады являются обычно "лекциями третьего сорта"»[10]. Как отмечает И.С. Перетерский, «условиями правильной постановки доклада являются: 1) краткость (15 - 20 мин.), требующая от докладчика максимальной концентрации проработанного им материала; 2) общее освещение вопроса с заострением основных проблем; 3) предварительная проработка доклада с руководителем»[11].

В ходе индивидуальной работы применяется также рефераты и написание студентами курсовых и дипломных работ.

г) зачеты. Зачет проводится в доброжелательной обстановке, как правило, в ходе обсуждения с преподавателем заранее предложенных вопросов (не более двух)[12], либо выставляется преподавателем заранее (автоматически) на основании объема и уровня знаний студента, проявленных в ходе аудиторных или индивидуальных занятий, или на основании результатов итогового тестирования в компьютерном классе.

Дополнительные пожелания по поводу процесса преподавания дисциплины «Право социального обеспечения». Преподавание должно вестись с учетом следующих обстоятельств:

а) доступным языком, но при этом на уровне университетского юридического образования;

б) исходя из современного уровня подготовленности студенчества;

в) принимая во внимание уровень подготовленности конкретной группы студентов.

 

Использованная и дополнительная литература по методике преподавания юридических дисциплин

1. Бельский К.С., Зайцева Л.А. Педагогический процесс в юридическом вузе (цикл материалов по вузовской педагогике)// Юридическое образование и наука. 2009. N 1.

2. Злобина И.В. Некоторые аспекты организации и проведения семинарских занятий по дисциплинам кафедры гражданского права и гражданского процесса Краснодарского университета МВД России// Общество и право.2010. № 4.

3. Кирилловых А.А. О подготовке юристов для современной экономики//Законодательство и экономика. 2009. N 6.

4. Кожевников С.Н. О развитии познавательных интересов у студентов юридического вуза // Право и образование. 2008. N 8. С. 39 - 44.

5. Колдин В.Я. Концепция профессиональной подготовки юриста широкого профиля // Юридическое образование и наука. 2009. N 4. С. 10 - 13.

6. Мартыненко К.М. О методике преподавания семинарских занятий // http:// lawhistory.narod.ru/ ru/ method/ ms1.htm.

7. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972. С. 170 - 176.

8. Перетерский И.С. О методике преподавания правовых дисциплин в университете// Реформы и право. 2010. №2.

 


[1] В зависимости от выбора преподавателя вместо указанной лекции может проводиться лекция по теме модуля 6.

[2] В зависимости от выбора преподавателя вместо указанной лекции может проводиться лекция по теме модуля 4.

[3] (Принята в г. Женеве 29.06.1933 на 17-ой сессии Генеральной конференции МОТ) Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919 - 1956. Т. I.- Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 317 - 323.

[4] (Принят в г. Страсбурге 16.04.1964).

[5] Перетерский И.С. О методике преподавания правовых дисциплин в университете// Реформы и право. 2010. №2.

[6] Перетерский И.С. указ. соч.

[7] Перетерский И.С. Указ. соч.

[8] См.: Мартыненко К.М. О методике преподавания семинарских занятий // http:// lawhistory.narod.ru/ ru/ method/ ms1.htm.

[9] См., например: Злобина И.В. Некоторые аспекты организации и проведения семинарских занятий по дисциплинам кафедры гражданского права и гражданского процесса Краснодарского университета МВД России// Общество и право.2010. № 4.

[10] Перетерский И.С. Указ. соч.

[11] Перетерский И.С. Указ. соч.

[12] Ограничение по времени обусловлено нормативными требованиями стандарта учебной нагрузки преподавателя.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.211.203.45 (0.053 с.)