Право межд. Безопасности как отрасль МП. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Право межд. Безопасности как отрасль МП.



Межд. безопасность — это миропорядок, в котором созданы благоприятные межд. условия для свободного развития гос-в и иных субъектов МП. В условиях межд. безопасности каждое гос-во имеет наилучшие условия для проведения политики, направленной на повышение материального уровня жизни людей, свободного развития личности, обеспечения в полном объеме прав и свобод человека и гражданина. Межд. безопасность понимают в широком и узком смысле слова. Межд. безопасность в широком смысле включает в себя комплекс политических, эконом., гуманитарных, информационных, экологических и иных аспектов безопасности. Межд. безопасность в узком смысле включает в себя только ее военно-полит. аспекты.

Право межд. безопасности — отрасль МП, представляющая собой систему принципов и норм, регулирующих военно-полит. отношения гос-в в целях обеспечения мира и межд. безопасности. Нормы данной отрасли направлены на обеспечение как межд., так и нац-ой безопасности. Источниками права межд. безопасности явл-ся МД, межд. обычай, обязательные решения межд. организаций, прежде всего Совета Безопасности Организации Объединенных Наций. Основу права межд. безопасности составляют общепризнанные принципы современного МП, в том числе: неприменение силы или угрозы силой, территориальная целостность гос-в, нерушимость гос-венных границ, невмешательство во внутренние дела гос-в, мирное разрешение споров, сотруд-во м/у гос-вами. Помимо общепризнанных принципов МП право межд. безопасности имеет и свои, отраслевые, принципы. Специалисты в области МП к отраслевым принципам права межд. безопасности относят следующие.

Принцип неделимости межд. безопасности означает, что в XXI в. мир, как никогда ранее, неделим. Планета Земля — небольшая часть Вселенной. Гос-ва нашей планеты тесно взаимосвязаны. При современных средствах связи и транспорта можно за считанные минуты или часы достичь любого уголка планеты. Жизнь показывает, что любой кризис в одной части земного шара, будь то природные катаклизмы, вооруженные конфликты или акты межд. терроризма, сразу же негативно сказывается в др. его частях. Гос-ва ставят перед собой задачу совершенствования универсальной системы межд. безопасности, основы которой заложены положениями Устава Организации Объединенных Наций.

Принцип ненанесения ущерба безопасности др. гос-в предполагает проведение такой внешней политики гос-вом, которая в максимальной степени учитывает безопасность не только своего гос-ва, но и всего мирового сообщества. Безусловно, обеспечение нац-ой безопасности гос-ва — один из приоритетов деятельности его высших органов, ибо речь идет о безопасности общества, обеспечении и защите прав человека и гражданина. В то же время каждое гос-во при выработке и осуществлении своей внешней политики, осуществлении военно-политических и военно-технических связей с др. гос-вами должно максимально учитывать все аспекты обеспечения безопасности как своих союзников, так и межд. сообщества в целом.

В праве межд. безопасности длительное время обосновывался принцип равной и одинаковой безопасности, который по своей сути развивает и конкретизирует предыдущий принцип — ненанесения ущерба безопасности др. гос-в. Имеется в виду, что гос-во должно обеспечивать свою безопасность, соизмеряя ее с возможностями обеспечения безопасности др. гос-в.

 

Вопрос об оружии массового уничтожения в МП.

ОРУЖИЕ МАССОВОГО ПОРАЖЕНИЯ -оружие большой поражающей способности, предназначенное для нанесения массовых потерь или разрушений. Объектами поражения ОМП явл-ся люди, продукты их труда, природная среда обитания (почвенный покров, растения, животные, климатические и геофизические элементы). Осн. принципы применения ОМП - внезапность и массирование на решающих направлениях. К существующим видам ОМП относятся химическое, биологическое (бактериологическое) и ядерное оружие. Наиболее развит комплекс норм, относящихся к оружию массового уничтожения. В соотв-ии с определением, выработанным ООН еще в 1948 году, такое оружие "должно быть определено таким образом, чтобы включать оружие, действующее атомным взрывом, оружие, действующее при помощи радиоактивных материалов, смертоносное химическое и биологическое оружие и любое разработанное в будущем оружие, обладающее характеристиками, сравнимыми по разрушительному действию с атомной бомбой и другим упомянутым выше оружием". Действующее МП запрещает испытывать ядерное оружие в атмосфере, в космическом пространстве и под водой (Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 г.). Любые ядерные взрывы, а также размещение ядерного оружия запрещены в Антарктике (Договор об Антарктике 1959 г.), Латинской Америке (Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке 1967 г., известный как Договор Тлателолко), южной части Тихого океана (Договор о безъядерной зоне в южной части Тихого океана 1985 г., известный как Договор Раротонга), на морском дне и в его недрах (Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и др. видов оружия массового уничтожения 1971 г.), на Луне и др. небесных телах (Соглашение о деятельности гос-в на Луне и др. небесных телах 1984 г.).

Существующие нормы направлены на то, чтобы предотвратить распространение ядерного оружия и не допустить приобретения его каким-либо гос-вом, помимо пяти, признанных обладающими им (США, Россия, Великобритания, Франция и Китай).

Осн. поражающими факторами ядерного взрыва явл-ся ударная волна, световое излучение, тепловое излучение и проникающая радиация.

МП-ое регулирование стратегических и обычных вооружений.

Термин "стратегические вооружения" условен и ныне охватывает межконтинентальные баллистические ракеты, тяжелые бомбардировщики как носители бомб, баллистических ракет и крылатых ракет, баллистические ракеты, запускаемые с подводных лодок, а также средства противоракетной обороны.

Регулирование ядерных стратегических вооружений до недавнего времени осуществлялось только в советско-американских отношениях (Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений 1979 г.,), однако после прекращения существования СССР участниками этого процесса в той или иной степени стали указанные бывшие союзные республики, притом что полноправным участником переговоров должна оставаться только Россия. Участие остальных обусловлено необходимостью завершения процесса ликвидации или удаления остающихся на их территориях регулируемых средств.

Когда говорят об оружии и войне, то, как правило, имеют в виду обычные системы вооружения. Оно включает семь главных видов осн. систем вооружения: боевые бронированные машины, боевые танки, артиллерийские системы, вертолеты огневой поддержки (штурмовые вертолеты), боевые самолеты, военные корабли, а также ракеты и ракетные пусковые установки. Гос-ва ежегодно тратят огромные суммы на обычное оружие тяжелого типа. Вместе с тем лишь небольшое количество гос-в занимается его производством.

На данный момент МДов, регулирующих торговлю обычными видами вооружений, не существует. В 2006 году Генеральная Ассамблея начала разработку уникального договора о торговле оружием, который установит общие правила для импорта и экспорта обычных видов вооружений. Цель будущего договора — исключить поставки оружия в страны, в которых зафиксированы нарушения прав человека и норм МП и в которых имеют место конфликты.

Вопросы разоружения в МП.

Под разоружением следует понимать комплекс мер, направленных на ограничение и уменьшение вооружений гос-в и военных блоков. Различают универсальное и регион-ое разоружение. Первое проводится в масштабах всей планеты Земля, второе — в пределах отдельных регионов.

В м/ународном праве складывается принцип разоружения. Он обязывает гос-ва:

1) строго соблюдать действующие нормы о разоружении;

2) участвовать в договорах и мероприятиях по разоружению;

3) стремиться к выработке новых норм по разоружению.

Вопросы разоружения обсуждаются и решаются в рамках ряда межд. форумов. Первым среди них следует назвать Генеральную Ассамблею ООН. В соотв-ии с Уставом ООН Генеральная Ассамблея рассматривает общие принципы разоружения и регулирования вооружений. Ассамблея располагает двумя органами, которые занимаются вопросами разоружения: Комитет по разоружению и межд. безопасности (Первый комитет) и Комиссия ООН по разоружению. На очередных и трех специальных сессиях по разоружению (1978, 1982 и 1998 гг.) принят ряд документов, которые носят рекомендательный характер. Единственным многосторонним переговорным форумом межд. сообщества для выработки соглашений по разоружению явл-ся Конференция по разоружению. Этот орган, состоящий из 61 гос-ва, действует на основе консенсуса. В последние годы в рамках данной Конференции были подготовлены для подписания два документа: Конвенция о запрещении химического оружия (1993 г.) и Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (1996 г.). В XX в. мир вступил в эпоху, когда у ряда гос-в появилось невиданное до той поры оружие массового уничтожения (ОМУ). Речь идет прежде всего о бактериологическом (биологическом), химическом и ядерном оружии. Если это оружие применить, то его жертвами могли стать не десятки, а сотни миллионов людей. Естественно, возник вопрос, как предотвратить такой вполне вероятный ход событий. Гос-ва пришли к единственно правильному решению: сесть за стол переговоров и заключить соглашения о запрещении и уничтожении или ограничении ОМУ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.228.35 (0.006 с.)