Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теория функционального (ограниченного) иммунитета↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Средние века (VI-XVI вв.). Не смотря на некот особенности, во всех регионах существовали более или менее одинаковые способы и уровень регулирования межгос отношений. Все регионы внесли свой вклад в формирование общепринятой практики. Тем не менее в силу исторических условий главным регионом, где была подготовлена почва для создания межд права, оказалась Европа. В общем средневековье внесло свой вклад в подготовку почвы для создания межд права. Главное заключалось в том, что оно убедительно продемонстрировало губительность беззакония как для внутригос, так и для межд отношений. Был накоплен некот опыт неправового нормативного регулирования межгос отношений, причем особо следует отметить значение формирования обычаев морской торговли. Классическое межд право. Зарождение. Идея межд права была сформулирована в трудах юристов на рубеже XVI-XVII веков. Среди них наиболее видным был голландский юрист, богослов, дипломат Гуго Гроций. В своем труде “О праве войны и мира” он впервые детально обосновал существование “права, кот определяет отношения между народами и правителями”. В практике гос-в он не находит доказательств существования такого права, поэтому его источники он ищет в природе, боге, морали. Вместе с тем он допускает, что “известные права могли возникнуть в силу взаимного соглашения как между всеми гос-вами, так и между большинством из них”. Классическое межд право начало складываться в это время. Возникла доктрина межд права. Начало формироваться межд-прав сознание. Значительное число межд норм стали рассматриваться как правовые. Все чаще юр аргументация использовалась дипломатией. Развитие (1789-1919). Большой шаг вперед в развитии межд права был сделан Великой французской революцией. Основами внешней политики Франции были провозглашены “всеобщий мир и принципы справедливости”, отказ от всякой войны с целью завоевания. Наполеон все свел на нет. Но прогресс нельзя было остановить. С развитием почты, телеграфа, ж/д сообщения остро стал вопрос об их межд-прав регулировании. В 1874 г. был подписан акт об учреждении Всемирного почтового союза, кот установил свободный транзит писем и посылок через территории участников. В 1875 г. принимается конвенция о Телеграфном союзе. В 1890 г. заключается многосторонняя ж/д конвенция. Межд право стало необходимым регулятором значительного объема межд отношений. Был накоплен нормат материал, заложены начала межд-прав сознания. Наметились сдвиги и в национальном праве, кот, например, закрепило привилегии иностранных дипломатов, установило прав режим иностранцев. Переход от классического к современному межд праву (1919-1946). В 1919 г. державы-победительницы решили создать Лигу Наций и приняли ее уставный документ - Статут. Была учреждены первая всеобщая полит организация, призванная обеспечить мир и сотрудничество между гос-вами. О развитии механизма межд-прав регулирования свидет положение Статута, отнесшее к числу вопросов, подлежащих третейскому или судебному разрешению, все межд-прав споры. В соответствии со Статутом в 1922 г. была учреждена Постоянная палата межд правосудия - первый постоянный межд суд. Важным шагом в направлении к современному межд праву было принятие в 1928 г. Парижского пакта об отказе от войны как орудия нац политики. На англо-советско-американской конференции 1943 г. в Москве было принято решение о необходимости учреждения всеобщей межд организации, основанной на принципе суверенного равенства. В июне 1945 г. конференция Объединенных Наций в Сан-Франциско приняла Устав ООН, который положил начало современному межд праву. Современное межд право. Фундамент современного межд права был заложен Уставом ООН. В полит плане положения Устава отражали новое мышление. В основу межд права был положен принцип сотрудничества. Он предписывал отказ от доминировавшей на протяжении веков концепции господства силы и замену ее концепцией господства права. Одной из самых типичных черт совр межд права явл утверждение в нем прав человека. Устав определил общие цели и принципы межд права, кот являются главными системообразующими факторами. Из совокупности норм право превратилось в систему на базе единых целей и принципов. Существенно изменился механизм функционирования межд права. Создание развитой системы межд организаций привело к институционализации процесса правотворчества и правоосуществления.
5. Источники МП. В ТП под ИП понимается форма, в кот. выражается юрид. обязат. правило поведения и кот. придает этому правилу качество прав. нормы (н/р, конституция, КЗ, закон, подзакон. акты, к кот. относ-ся указ, постан-е, распоряж. компет.органа гос-ва). Т.о., ИМП будут считаться те формы, в которых выражены правила поведения субъектов МО и которые сообщают этим правилам качество межд-прав нормы. Осн. проблема ИМП - неясность их перечня. Межд-прав нормат. документы не содержат исчерпывающего перечня источников. Приблизит. перечень ИМП, содержится в ст. 38 Статута Межд. суда ООН: суд, который обязан решать переданные ему споры на основании МП, применяет: a) межд. конвенции, как общие, так и спец., устанав-щие правила, определенно признанные спорящими гос-вами; b) межд. обычай как док-во всеобщей практики, признанной в качестве прав нормы; c) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями; d) суд. решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по МПП разл. наций в качестве вспомогат. средства для определения прав. норм". Общ. межд. конвенции - договоры, в которых участвуют или могут участвовать все гос-ва и которые содержат нормы, обязат. для всего межд. сообщества, т.е. нормы общ МП. К спец-м относ-ся договоры с огранич. числом участников, для которых обязательны положения этих договоров. Межд.обычаем, составляющим норму МП, может стать такое правило поведения СМП, которое образовалось в результате повтор. однородных действий и признается в качестве прав. нормы В отличие от договорных норм, обычай не оформляется каким-либо единым актом в письм. виде. Поэтому для установления сущ-ния обычая исполь-ся вспомогат. средства: суд. решения и доктрины признанных специалистов в области МП разл. стран. К суд. решениям, которые явл-ся вспомогат. средством, относятся решения Межд. суда ООН, др. межд. суд. и арбитражных органов. В теории МП многие юристы-межд-ки склоняются к тому, что "общими принципами права, признанными цивилизов. нациями это "юрид. максимы", известные со времен императора Юстиниана ("последующая норма отменяет предыдущую", "спец. норма отменяет общую", "норма с большей юрид. силой отменяет норму с меньшей силой", "равный над равным власти не имеет" и т.д).
6. МП-ые нормы, их виды и структура. Норма МП - это созданное соглашением субъектов формально опр-ое правило, устанавливающее для них права, обязанности и обеспечиваемое юрид. механизмом. МПН регулируют и регламентируют поведение СМП в процессе их межд общения. НМП классифицируются по различным основаниям: 1. По сфере действия: универсальные, регион-ые, локальные (партикулярные). Глав. отличитель. признаками универсальных норм явл-ся глобальность действия, всеобщая обязательная сила, создание и отмена их МС в целом. Осн. формой сущ-ия служит обычай. УН образуют общ МП. (н/р, ВК о дип отношениях 1961г.). Нормы, принимающиеся огранич. числом гос-в, но имеющее всеобщее значение, устанавливают межд. режим (н/р, для Антарктики, для косм. пространства и др.). Регион-ые нормы - в опр-ом регионе углубляется взаимодействие гос-в, что порождает потребность в более высоком уровне нормативного регулирования вплоть до создания наднацион. регулирования. В регионе интеграции возникают комплексы норм, обладающих немалой спецификой, создаются новые механизмы правотворчества и правоосуществления. Н/р, Договор о Европейском союзе 1992 г. Партикулярные (локальные) нормы распространяют свое действие на отношения с ограниченным кругом участников, в большинстве случаев - на двусторонние отношения. ЛН служат средством конкретизации УН применительно к частным случаям; способствуют их реализации в этих случаях; регулируют отношения, не охватываемые общим МПм. 2. По юрид. силе: императивные и диспозитивные ИН заключается в недопустимости отклонения от норм во взаимоотношениях отдельных гос-в даже путем их соглашения. Противоречащие им обычай или договор будут недействительны. ДН - это нормы, допускающие отступление от них по соглашению во взаимоотношениях сторон. При этом не должны затрагиваться права и законные интересы третьих гос-в. ДН состоит не в ограниченной обязательной силе, а в том, что она предполагает право субъектов регулировать свои взаимоотношения иначе, чем предусмотрено общей нормой. 3. По характеру воздействия: запрещающие, разрешающие (обязывающие) и управомочивающие. ЗН обязывают гос-ва воздерживаться от признанных противоправными действий (не производить бактериолог. и хим. оружие). РН устанавливают обязательство гос-ва совершить указанные в норме действия (оповестить др. гос-ва о ядерной аварии или ядерном инциденте). УН признают за многими СМП возможность осущ-ть какие-либо действия (признание права каждого гос-ва на исследование и использование косм. пространства в мирных целях). 4. По функциям в системе: материальные и процессуальные Нормы материального права устанавливают права и обязанности СМП по конкретным правоотношениям (н/р, нормы, устанавливающие права и обязанности гос-в - участников Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970г.) К процессуальным нормам относятся те, которые регулируют процессы создания и осуществления МП. Первые непосредственно регулируют поведение субъектов. Вторые - определяют последствия невыполнения обязательств, вытекающих из первичных норм. 5. По источнику: обычные, договорные и нормы решений межд. организаций. К традиционному виду относятся сложившиеся в практике неписаные правила, за которыми субъекты признают юрид. силу. К новому виду относятся нормы, которые также явл-ся неписаными правилами, признаваемые юридически обязательными, но создаются они не длительной практикой, а в результате признания одного или нескольких прецедентов. Договорная или конвенц. норма представляет собой правило, которое содержится в МПД, придающем ей юрид силу.
7. Кодификация МП. Кодификация - процесс систематизации действующих норм, устраняющий противоречия, восполняющий пробелы, заменяющий устаревшие нормы новыми. Первая попытка создать кодекс МП принадлежит австрийскому юристу А. Домин-Петрушевичу, который в 1861 г. опубликовал свой кодекс. Кодификация представляет собой правотворческий процесс. Принято различать кодификацию официальную, осуществляемую гос-вами, их организациями, и неофициальную, производимую без участия го-в обществ. организациями, частными лицами. Главной разновидностью НОК явл-ся доктринальная кодификация, осуществляемая учеными или их организациями. Любая кодификация в той или иной мере явл-ся доктринальной, поскольку не может осуществляться без участия ученых. ОК началась во второй половине прошлого века и была посвящена законам и обычаям войны. Главную роль сыграли две созванные по инициативе России Гаагские конференции мира (1899 и 1907 гг.). Лига Наций пыталась осуществить ряд кодификационных проектов, была созвана специальная конференция, но успеха эти попытки не имели. Ведущие державы не были готовы ограничить свою свободу действий. Новый этап в истории кодификации открывается с принятием Устава ООН, в котором говорится, что ГА ООН организует исследования и делает рекомендации в целях, в частности, "поощрения прогрессивного развития МП и его кодификации" (ст. 13). Во исполнение ст. 13 Устава ООН ГА создала механизм для такой кодификации. Центральное место в нем занимает Комиссия МП ООН. Комиссия обеспечивает квалифицированную подготовку проектов кодификации по запланированной тематике. На базе проектов Комиссии МП были приняты 2 конвенции по ПМД, конвенции по ДиКП, четыре конвенции по ММП и др. Кодификацией в своих областях занимаются и др. органы ООН. Значительна роль в этой области таких организаций системы ООН, как МОТ (принявшая свыше полутораста конвенций), ЮНЕСКО и др
8. Осн. ПМП (ПМП) Осн. ПМП провозглашены и закреплены в таком важнейшем МД современности, как Устав ООН (в ст. 2). В Декларации о принципах МП 1970 г. содержится аутентичное толкование нормативного содержания 7, воплощенных в Уставе ООН, осн. ПМП. ГА призвала все гос-ва руководствоваться этими принципами в своей межд. деятельности и развивать свои взаимоотношения на основе их строгого соблюдения. Осн ПМП — это система исходных и взаимосвязанных норм общ МП, регул-щих в обобщенном виде поведение гос-в и иных СМП во всех сферах МО, имеющих императивный характер и определяющих осн. содержание и целенаправленность МП. 1. Принцип неприменения силы и угрозы силой- согл. п. 4 ст. 2 Устава, «все Члены ООН воздерживаются в их МО от угрозы силой или ее применения против тер-ой неприкосновенности или полит. независимости любого гос-ва». Обязанность распространяется на все гос-ва, а не только на гос-члены ООН. Применение вооруженной силы в порядке самообороны правомерно только в том случае, если произойдет вооруженное нападение на гос-во. 2. Принцип разрешения межд. споров мирными средствами- с огл. п. 3 ст. 2 Устава ООН, «… разрешают свои межд. споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе межд. мир и безопасность и справедливость». Устав ООН предоставляет сторонам, участвующим в споре, свободу выбора таких мирных средств. Многие гос-ва в системе мирных средств отдают предпочтение дип. переговорам. 3. Принцип невмешательства в дела, входящие во внутр. компетенцию гос-в - Каждое гос-во имеет право выбирать свою полит, экон, соц. и культур. систему без вмешательства со стороны др. гос-ва и ни одно гос-во не должно организ-ть, финанс-ть, поощрять или допускать вооруж, подрывную или террор. деятельность, направленную на изменение строя др. гос-ва путем насилия. 4. Принцип обязанности гос-в сотрудничать друг с другом - г ос-ва обязаны «осуществлять межд. сотруд-во в разрешении межд. проблем экон, соц, культур. и гуманитар. характера», а также обязаны «поддерживать межд. мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры». 5. Принцип равноправия и самоопределения народов - Каждое гос-во обязано воздерживаться от любых насильственных действий, которые могли бы помешать народам осуществлять их право на самоопределение. Самоопределение представляет собой процесс и результат выбора соц. общностью собственной программы культур, соц-экон. или полит. самоосуществления. 6. Принцип суверенного равенства гос-в- Каждое гос-во обязано уважать суверенитет др. участников системы, то есть их право в пределах собственной территории осуществлять законодат, исполнит, адм. и суд. власть без какого-либо вмешательства со стороны др. гос-в, а также самост-о проводить свою ВП. 7. Принцип добросовестного выполнения обязательств по МП- согл. п. 2 ст. 2 Устава, «… добросовестно выполняют принятые на себя обязательства, чтобы обеспечить им всем в совокупности права и преимущества, вытекающие из принадлежности к составу Членов ООН». Данный принцип применяется только к МД, заключенным добровольно и на основе равноправия. 8. Принцип нерушимости гос. границ регламентирует отн-ия гос-в по поводу установления и охраны разделяющей их территории границы и решения спорных вопросов в связи с границей. Осн содержание сводится к 3 элементам: *признание существующих границ в качестве юридически установленных в соот-вии с МП; *отказ от каких-либо террит. притязаний на данный момент или в будущем; *отказ от любых иных посягательств на эти границы, включая угрозу силой или ее применение. 9. Принцип территориальной целостности гос-в- «Гос-участники будут уважать террит. целостность каждого из гос-участников. В соотв-ии с этим они будут воздерживаться от любых действий, направленных против террит. целостности, полит. независимости или единства любого гос-участника и, в частности, от любых таких действий, представляющих собой применение силы или угрозу силой.». 10. Принцип уважения прав человека и осн. свобод - В ст. 1 в качестве цели членов ООН говорится о сотрудничестве м/у ними «в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии
9. МП-ой принцип неприменения силы. Впервые этот принцип был закреплен в Уставе ООН. Согласно п. 4 ст. 2 Устава, «все Члены Организации Объединённых Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Объединённых Наций». Впоследствии он был конкретизирован в документах, принятых в форме резолюций ООН, в том числе в Декларации о принципах международного права 1970 года, Определении агрессии 1974 года, Заключительном акте СБСЕ 1975 года, Декларации об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях 1987 года. Обязанность неприменения силы распространяется на все государства, а не только на государства-члены ООН. Применение вооруженной силы в порядке самообороны правомерно только в том случае, если произойдет вооруженное нападение на государство. Статья 51 Устава ООН прямо исключает применение вооруженной силы одним государством против другого в случае принятия последним мер экономического или политического порядка. Совет Безопасности ООН в случае, если рекомендованные для разрешения конфликтов меры невооруженного характера посчитает недостаточными, «уполномочивается принять такие действия воздушными, морскими или сухопутными силами, какие окажутся необходимыми для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Такие действия могут включать демонстрации, блокаду и другие операции воздушных, морских или сухопутных сил Членов Организации». В нормативное содержание принципа неприменения силы включаются: § запрещение оккупации территории другого государства в нарушение норм международного права; § запрещение актов репрессалий, связанных с применением силы; § предоставление государством своей территории другому государству, которое использует ее для совершения агрессии против третьего государства; § организация, подстрекательство, оказание помощи или участие в актах гражданской войны или террористических актах в другом государстве; § организация или поощрение организации вооруженных банд, иррегулярных сил, в частности наемников, для вторжения на территорию другого государства. 10.МП-ой принцип территориальной целостности и неприкосновенности. Этот принцип утвердился с принятием Устава ООН, который запретил угрозу силой или ее применение против территориальной целостности (неприкосновенности) и политической независимости любого государства. Следующим этапом в развитии данного принципа явился Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года, который содержит отдельную и наиболее полную формулировку принципа территориальной целостности государств: «Государства-участники будут уважать территориальную целостность каждого из государств-участников. В соответствии с этим они будут воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава Организации Объединённых Наций, против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства-участника и, в частности, от любых таких действий, представляющих собой применение силы или угрозу силой. Государства-участники будут равным образом воздерживаться от того, чтобы превратить территорию друг друга в объект военной оккупации или других прямых или косвенных мер применения силы в нарушение международного права или в объект приобретения с помощью таких мер или угрозы их осуществления. Никакая оккупация или приобретение такого рода не будет признаваться законной». 11.МП-ой принцип неприкосновенности и нерушимости границ. Данный принцип регламентирует отношения государств по поводу установления и охраны разделяющей их территории границы и решения спорных вопросов в связи с границей. Идея нерушимости границ впервые получила свое правовое оформление в договоре СССР с ФРГ от 12 августа 1970 г., а затем в договорах ПНР, ГДР и ЧССР с ФРГ. С этого времени нерушимость границ стала нормой международного права. Содержание принципа и тенденции его развития можно отследить также по резолюциям, декларациям международных организаций. К ним относятся в первую очередь акты органов ООН, в частности Декларация принципов, касающихся дружественных отношений государств 1970 г., а также Декларация и Документ о мерах доверия Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, которые посвящены новому для рассматриваемого принципа институту мер доверия. «Государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, как и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы». Права государств в соответствии с этим принципом заключается в требовании абсолютной нерушимости установленных границ, незаконности их изменения без согласования или под давлением, с применением силы и угрозы силой. Государства сами определяют режим пересечения границы, порядок установления или снятия каких-либо ограничений по пересечению границы физическими лицами, товарами, услугами и так далее. В свете этого определяются основные обязанности государств — неукоснительное соблюдение установленных границ, разделительных или демаркационных линий, включая линии перемирия, разрешение пограничных споров только мирными средствами, неоказание содействия государствам — нарушителям принципа. Основное содержание принципа нерушимости границ сводится к трем элементам: § признание существующих границ в качестве юридически установленных в соответствии с международным правом; § отказ от каких-либо территориальных притязаний на данный момент или в будущем; § отказ от любых иных посягательств на эти границы, включая угрозу силой или ее применение. 12. МП-ой принцип невмешательства во внутренние и внешние дела гос-в. Современное понимание данного принципа в общей форме зафиксировано в п. 7 ст. 2 Устава ООН и конкретизировано в авторитетных международных документах: Декларации о принципах международного права 1970 года, Заключительном акте СБСЕ, Декларации ООН о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их независимости и суверенитета от 21 декабря 1965 г. и др. Международное право не регулирует вопросы внутриполитического положения государств, поэтому вмешательством считаются любые меры государств или международных организаций, с помощью которых они попытаются препятствовать субъекту международного права решать дела, входящие в его внутреннюю компетенцию. В частности, каждое государство имеет неотъемлемое право выбирать свою политическую, экономическую, социальную и культурную систему без вмешательства в какой-либо форме со стороны какого бы то ни было другого государства и ни одно государство не должно организовывать, помогать, разжигать, финансировать, поощрять или допускать вооруженную, подрывную или террористическую деятельность, направленную на изменение строя другого государства путем насилия, а также вмешиваться во внутреннюю борьбу в другом государстве. Исключением из этого общего правила является применение принудительных мер на основании главы VII Устава ООН, то есть действий, которые могут быть предприняты в случаях угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии. В настоящее время многими специалистами в области международного права также признается, что глава VII Устава ООН может также использоваться для санкционирования Советом безопасности ООН гуманитарной интервенции в случае геноцида или гуманитарной катастрофы 13.МП-ой принцип суверенного равенства гос-в. Каждое государство обязано уважать суверенитет других участников системы, то есть их право в пределах собственной территории осуществлять законодательную, исполнительную, административную и судебную власть без какого-либо вмешательства со стороны других государств, а также самостоятельно проводить свою внешнюю политику. Данный принцип отражен в п. 1 ст. 2 Устава ООН, который гласит: «Организация основана на принципе суверенного равенства всех ее Членов». Основное назначение принципа суверенного равенства — обеспечить юридически равное участие в международных отношениях всех государств, независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера. Поскольку государства являются равноправными участниками международного общения, все они обладают принципиально одинаковыми правами и обязанностями. 14. МП-ой принцип добросовестного выполнения обязательств по м/ународному праву. Данный принцип возник в форме международно-правового обычая pacta sunt servanda на ранних стадиях развития государственности, а в настоящее время находит отражение в многочисленных двусторонних и многосторонних международных соглашениях. Принцип добросовестного выполнения обязательств закреплен в Уставе ООН, преамбула которого подчеркивает решимость членов ООН «создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права». Согласно п. 2 ст. 2 Устава, «все Члены Организации Объединённых Наций добросовестно выполняют принятые на себя по настоящему Уставу обязательства, чтобы обеспечить им всем в совокупности права и преимущества, вытекающие из принадлежности к составу Членов Организации». Данный принцип распространяется только на действительные соглашения. Это значит, что рассматриваемый принцип применяется только к международным договорам, заключенным добровольно и на основе равноправия. Любой неравноправный международный договор прежде всего нарушает суверенитет государства и как таковой нарушает Устав ООН, поскольку Организация Объединённых Наций «основана на принципе суверенного равенства всех ее Членов», которые, в свою очередь, приняли на себя обязательство «развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов». Считается, что принцип возник с 1648 года (Вестфальское соглашение после тридцатилетней войны), когда представители государств собрались за круглым столом как равноправные участники. 15.МП-ой принцип уважения прав человека. Становление данного принципа в качестве одного из основных международно-правовых принципов непосредственно связано с принятием Устава ООН. В преамбулеУстава члены ООН подтвердили «веру в основные права человека… в равноправие мужчин и женщин…» В ст. 1 в качестве цели членов Организации говорится о сотрудничестве между ними «в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии». Согласно ст. 55 Устава «Организация Объединённых Наций содействует: а) повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития;… с) всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех…» В ст. 56 предусматривается, что «все Члены Организации обязуются предпринимать совместные и самостоятельные действия в сотрудничестве с Организацией для достижения целей, указанных в ст. 55».Непосредственная регламентация и защита прав и свобод человека являются внутренним делом каждого государства. Международные нормы в области прав человека в подавляющем большинстве не могут применяться непосредственно на территории государства и требуют от него определенных шагов по своей имплементации. 16. МП-ой принцип равноправия и самоопределения народов. Безусловное уважение права каждого народа свободно выбирать пути и формы своего развития является одной из принципиальных основ международных отношений. В соответствии п. 2 ст. 1 Устава ООН, одна из важнейших целей ООН — «развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов…». Данный принцип неоднократно получал свое подтверждение в документах ООН — в Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 года, Пактах о правах человека 1966 года, Декларации о принципах международного права 1970 года. В Декларации принциповЗаключительного акта ОБСЕ особо подчеркнуто право народов распоряжаться своей судьбой. Каждое государство в соответствии с Декларацией о принципах международного права 1970 года обязано воздерживаться от любых насильственных действий, которые могли бы помешать народам осуществлять их право на самоопределение. Анализируя характеристики самоопределения в социально-политической жизни общества и человека, автор показывает, что самоопределение представляет собой процесс и результат выбора социальной общностью собственной программы культурного, социально-экономического или политического самоосуществления. Политико-правовая феноменология самоопределения предполагает обязательность свободного волеизъявления по поводу данного выбора, что акцентирует роль референдума и иных форм плебисцита по любому вопросу самоопределения. 17. Принцип мирного разрешения межд. споров. Согласно п. 3 ст. 2 Устава ООН, «все Члены Организации Объединённых Наций разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость». Данный принцип конкретизирован в Декларации о принципах международного права 1970 года и Заключительном акте СБСЕ. В этих документах закреплена обязанность государств «прилагать усилия к тому, чтобы в короткий срок прийти к справедливому решению, основанному на международном праве», обязанность «продолжать искать взаимно согласованные пути мирного урегулирования спора» в тех случаях, когда спор не удается разрешить, «воздерживаться от любых действий, которые могут ухудшить положение в такой степени, что будет поставлено под угрозу поддержание международного мира и безопасности, и тем самым сделать мирное урегулирование спора более трудным». Устав ООН предоставляет сторонам, участвующим в споре, свободу выбора таких мирных средств, которые они считают наиболее подходящими для разрешения данного спора. Многие государства в системе мирных средств отдают предпочтение дипломатическим переговорам, с помощью которых разрешается большинство споров. 18. СМП. СМП – это независимый (не подчиненный какой-либо полит. власти извне) участник МО, обладающий правами и обязанностями, установл-ми МД. Любой СМП обладает правоспособностью, дееспособностью и деликтоспособностью. Правоспособность – это способность СМП иметь субъективные права и юрид. обязанности, она не зависит от чьей-либо воли и имеет по своей природе объективный характер. Дееспособность озн-ет осущ-ние СМП самост-о, своими осознанными действиями своих прав и обязанностей. Деликтоспособность – способность нести юрид. ответственность за совершенные правонарушения. СМП обладают общей, отраслевой и специальной правосубъектностью. Общая правосубъектность – это способность акторов ipso facto быть СМП вообще. Такой правосубъектностью обладают только суверенные гос-ва, а также нации, борющиеся за свою независимость (первичные субъекты). Отраслевая правосубъектность – это способность акторов быть участниками правоотношений в определенной области межгос-ных отношений. Такой правосубъектностью обладают межправительственные организации. Специальная правосубъектность – это способность акторов быть участником лишь определенного круга правоотношений в рамках отдельной отрасли МП. Специальной правосубъектностью обладают физ. лица. Их правосубъектность признана Всеобщей декларацией прав человека 1948 г., Межд. пактом о гражданских и политических правах 1966 г. Юрид. источником правосубъектности для производных (несуверенных) СМП служат их учредительные документы. Такими документами для межд. организаций явл-ся их уставы, принимаемые и утверждаемые СМП в форме МД. Категории СМП: Первичные (осн., суверенные) – гос-ва; нации и народы, борющиеся за свою независимость; Производные (несуверенные) – межд. организации; гос-подобные образования (Ватикан, Мальтийский орден).
19. Вопросы суверенитета гос-в в м/ународном праве. Суверенитет понимается как полновластие внутри гос-ва и независимость от какой бы то ни было более высокой власти в МО.Соотношение суверенитета гос-ва и МП - одна из коренных проблем, затрагивающих саму природу этого права. М/у тем мнения по этому вопросу различны. Весьма распространено мнение, согласно которому м/у суверенитетом и МП сущ-ет почти непримиримое противоречие. В суверенитете видят препятствие на пути к эффективности МП. МП возникло именно тогда, когда появилась потребность в регулировании отношений м/у суверенными гос-вами Европы, освободившимися от верховенства папского престола и Священной империи.Суверенитет и МП связаны не только исторически, но и органически. Это право создается и наделяется юридически обязательной силой гос-вами благодаря обладанию ими суверенной властью. С помощью этой власти осущ-ся реализация межд. норм. Связь суверенитета и МП нашла юрид. воплощение в принципе суверенного равенства гос-в. В соотв-ии с этим принципом каждое гос-во обязано выполнять полностью и добросовестно свои межд. обязательства.Также некоторые ученые предполагают, что суверенитет создает МП, и это право признает суверенитет как свое основание и фундаментальный принцип. М/у тем "абсолютный" суверенитет попросту невозможен. Суверенитет одного гос-ва всегда ограничен суверенитетом другого. Суверенитет и вытекающие из него права могут реально существовать лишь при условии взаимного признания их гос-вами. В соотв-ии с принципом суверенного равенства все гос-ва обладают равными суверенными правами и соотв-щими обязанностями. Суверенитет осуществляется в рамках закона. Давняя истина гласит: Только одного король не может - действовать вопреки закону. МП, как и нац-ый закон, ограничивает свободу действий гос-ва, а не его суверенитет. Т.о., так же как свободы человека могут быть обеспечены лишь в рамках права, так и для суверенных прав гос-ва необходимая гарантия - МП. При этом надежную гарантию суверенитету дает лишь эффективное МП.
20. Вопросы юрисдикции гос-в в м/ународном праве. ЮРИСДИКЦИЯ ГОС-ВА - права суд. и адм. органов гос-ва по рассмотрению и разрешению дел в соот-вии с их компетенцией. В МП различают территориальную и личную (нац-ую) юрисдикцию. Первая осуществляется в пределах определенной территории. В пределах своей территории гос-во обладает полной юрисдикцией, за исключением тех случаев, когда соотв-щими межд. соглашениями предусматривается иное. Личная (нац-ая)юрисдикция осуществляется гос-вом в отношении своих граждан, находящихся за пределами его территории, напр. в открытом море, в Антарктике, в космическом пространстве. По объему различают юрисдикцию полную и ограниченную, по сфере действия - территориальную и экстратерриториальну
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.13.244 (0.012 с.) |