Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Все шедевры мировой литературы

Поиск

ВСЕ ШЕДЕВРЫ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

В кратком изложении

СЮЖЕТЫ И ХАРАКТЕРЫ

Русская Литература XIX ВЕКА

ОЛИМП «ACT «МОСКВА 1996

Общая редакция и составление доктора филологических наук Вл. И. Новикова

Редактор к. ф. н. Д Р. Кондахсазова Художник В. А. Крючков

В 84 Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XIX века: Энциклопедическое изда­ние. — М.: Олимп; Издательство ACT, 1996. — 832 с.

ISBN 5-7390-0274-Х

В книгу вошли краткие пересказы наиболее значительных произведений русской литера­туры XIX в. Издание адресовано самому широкому читательскому кругу — ученикам стар­ших классов, абитуриентам, студентам, учителям и преподавателям, а также тем, кто просто любит литературу, кому свод пересказов поможет в поисках увлекательного чтения и в со­ставлении личных библиотек.

ББК 92я2

ISBN 5-7390-0274-Х (общ.)

ISBN 5-7390-0293-1 (Олимп)

ISBN 5-7841-0135-8 (Издательство ЛСТ) © «Олимп», 1996

 

Зачем и кому нужна эта книга. 2

Василий Трофимович Нарежный 1780 - 1825. 2

Российский Жилблаз, или Похождения князя Гаврилы Симоновича Чистякова Роман (1812, опубл. ч. 1 - 3 - 1814; ч. 4 - 6 - 1938) 2

Два Ивана, или Страсть к тяжбам Роман (1825) 2

Василий Андреевич Жуковский 1783 - 1852. 2

Двенадцать спящих дев Старинная повесть 6 двух балладах (ч. 1 — 1810; ч. 2 — 1814 — 1817) 2

Баллада первая. ГРОМОБОЙ... 2

Баллада вторая. ВАДИМ... 2

Михаил Николаевич Загоскин 1789 - 1852. 2

Юрий Милославский, или Русские в 1612 году Роман (1829) 2

Рославлев, или Русские в 1812 году Роман (1831). 2

Сергей Тимофеевич Аксаков 1791 - 1859. 2

Семейная хроника Автобиографическая повесть (1856) 2

Детские годы Багрова-внука Автобиографическая повесть (1858) 2

Иван Иванович Лажечников 1792 - 1869. 2

Ледяной дом Роман (1835) 2

Басурман Роман (1838) 2

Александр Сергеевич Грибоедов 1790 или 1795 - 1829. 2

Горе от ума Комедия в стихах (1822 — 1825, опубл. 1833) 2

Александр Александрович Бестужев (Марлинский) 1793 - 1837. 2

Роман и Ольга Старинная повесть (1823) 2

Испытание Повесть (1830) 2

Латник Рассказ партизанского офицера (1832) 2

Аммалат-бек Кавказская быль Повесть (1831) 2

Фрегат «Надежда» Повесть (1832) 2

Александр Сергеевич Пушкин 1799 - 1837. 2

Руслан и Людмила Поэма (1817 - 1820) 2

Кавказский пленник Поэма (1821 - 1822) 2

Бахчисарайский фонтан Поэма (1821 - 1823) 2

Цыганы Поэма (1824, опубл. 1827) 2

Полтава Поэма (1828) 2

Медный всадник Петербургская повесть Поэма (1833) 2

Евгений Онегин Роман в стихах (1823 — 1831) 2

Борис Годунов Трагедия (1824 — 1825, опубл. 1831) 2

Скупой рыцарь (Сцены из Ченстоновой трагикомедии: The covetous knight) Трагедия (1830) 2

Моцарт и Сальери Трагедия (1830) 2

Каменный гость Трагедия (1830) 2

Пир во время чумы (Из Вильсоновой трагедии: The city of the plague) Трагедия (1830) 2

Повести покойного Ивана Петровича Белкина (1830) 2

ВЫСТРЕЛ. 2

МЕТЕЛЬ. 2

ГРОБОВЩИК. 2

СТАНЦИОННЫЙ СМОТРИТЕЛЬ. 2

БАРЫШНЯ-КРЕСТЬЯНКА.. 2

Дубровский Роман (1832, опубл. 1841) 2

Пиковая дама Повесть (1833) 2

Капитанская дочка Роман (1836) 2

Евгений Абрамович Баратынский 1800 - 1844. 2

Эда Поэма (1824, опубл. 1826) 2

Бал Поэма (1828) 2

Цыганка Поэма (1831, перераб. 1842) 2

Александр Фомич Вельтман 1800 - 1870. 2

Странник Роман-путешествие (1831 - 1832) 2

Владимир Федорович Одоевский 1803 - 1869. 2

Княжна Мими Повесть (1834) 2

Сильфида (Из записок благоразумного человека) Повесть (1836) 2

Княжна Зизи Повесть (1836, опубл. 1839) 2

Русские ночи Роман (1844; 2-я ред. — 1862, опубл. 1913) 2

Ночь первая. Ночь вторая. 2

Ночь третья. 2

Ночь четвертая. 2

Ночь пятая. 2

Ночь шестая. 2

Ночь седьмая. 2

Ночь восьмая. 2

Ночь девятая. 2

Александр Иванович Полежаев 1804 или 1805 - 1832. 2

Сашка Поэма (1825, опубл. 1861) 2

Николай Васильевич Гоголь 1809 - 1852. 2

Вечера на хуторе близ Диканьки Повести, изданные пасичником Рудым Паньком (1831 - 1832) 2

Часть первая. 2

СОРОЧИНСКАЯ ЯРМАРКА.. 2

ВЕЧЕР НАКАНУНЕ ИВАНА КУПАЛА Быль, рассказанная дьячком ***ской церкви. 2

МАЙСКАЯ НОЧЬ, ИЛИ УТОПЛЕННИЦА.. 2

ПРОПАВШАЯ ГРАМОТА Быль, рассказанная дьячком ***ской церкви. 2

Часть вторая. 2

НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ... 2

СТРАШНАЯ МЕСТЬ.. 2

ИВАН ФЕДОРОВИЧ ШПОНЬКА И ЕГО ТЕТУШКА.. 2

ЗАКОЛДОВАННОЕ МЕСТО Быль, рассказанная дьячком ***ской церкви. 2

Записки сумасшедшего Повесть (1833) 2

Невский проспект Повесть (1834) 2

Нос Повесть (1835) 2

Старосветские помещики Повесть (1835) 2

Тарас Бульба Повесть (1835 - дораб. 1842) 2

Вий Повесть (1835, дораб. 1842) 2

Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем Повесть (1835) 2

Ревизор Комедия (1836) 2

Шинель Повесть (1842) 2

Женитьба Совершенно невероятное событие в двух действиях. Комедия (1842). 2

Игроки Комедия (1842) 2

Мертвые души. Поэма. 2

ТОМ ПЕРВЫЙ (1835 - 1842) 2

ТОМ ВТОРОЙ (1842 — 1852, опубликован посмертно) 2

Портрет Повесть (1-я ред. — 1835, 2-я ред. — 1842) 2

Александр Иванович Герцен 1812 - 1870. 2

Кто виноват? Роман (1841 - 1846) 2

Сорока-воровка Повесть (1846) 2

Былое и думы Автобиографическая книга (1852 — 1868) 2

Иван Александрович Гончаров 1812 - 1891. 2

Обыкновенная история Роман (1847) 2

Обломов Роман (1849 - 1857, опубл. 1859) 2

Обрыв Роман (1849 - 1869) 2

Владимир Александрович Соллогуб 1813 - 1882. 2

Тарантас. Путевые впечатления. Повесть (1845) 2

Михаил Юрьевич Лермонтов 1814 - 1841. 2

Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова Поэма (1838) 2

Тамбовская казначейша Поэма (1838) 2

Восточная повесть Поэма (1829 - 1839, опубл. 1860) 2

Мцыри Поэма (1840) 2

Маскарад Драма в стихах (1835 — 1836, опубл. 1842) 2

Герой нашего времени Роман (1839 - 1840) 2

Петр Павлович Ершов 1815 - 1869. 2

Конек-Горбунок. Русская сказка в трех частях. (1834) 2

Алексей Константинович Толстой 1817 - 1875. 2

Князь Серебряный. Повесть времен Иоанна Грозного (конец 1840-х - 1861) 2

Смерть Иоанна Грозного Трагедия (1862 — 1864) 2

Царь Федор Иоаннович Трагедия (1864 - 1868) 2

Царь Борис Трагедия (1868 - 1869) 2

Александр Васильевич Сухово-Кобылин 1817 - 1903. 2

Картины прошедшего Драматургическая трилогия (1852 — 1869, опубл. 1869) 2

СВАДЬБА КРЕЧИНСКОГО. Комедия в трех действиях (1852 — 1854, опубл. 1856) 2

ДЕЛО Драма в пяти действиях (1856 — 1861, впервые опубл. 1861 в Лейпциге, опубл. в России — 1869) 2

СМЕРТЬ ТАРЕЛКИНА Комедия-шутка в трех действиях (1857 — 1869, опубл. 1869) 2

Иван Сергеевич Тургенев 1818 - 1883. 2

Дневник лишнего человека Повесть (1848 - 1850) 2

Месяц в деревне Комедия (1850, опубл. 1855) 2

Рудин Роман (1855) 2

Ася Повесть (1858) 2

Дворянское гнездо Роман (1858) 2

Накануне Роман (1859) 2

Первая любовь Повесть (1860) 2

Отцы и дети Роман (1862) 2

Дым Роман (1867) 2

Новь Роман (1876) 2

Клара Милич (После смерти) Повесть (1883) 2

Павел Иванович Мельников (Андрей Печерский) 1818 - 1883. 2

В лесах Роман (1871 - 1875) 2

На горах Роман (1875 - 1881) 2

Федор Михайлович Достоевский 1821 - 1881. 2

Бедные люди Роман (1845) 2

Белые ночи Сентиментальный роман (Из воспоминаний мечтателя) (1848) 2

Неточка Незванова Повесть (1848 - 1849) 2

Дядюшкин сон. Из мордасовских летописей Повесть (1856 — 1859) 2

Село Степанчиково и его обитатели. Из записок неизвестного. Повесть (1857 - 1859) 2

Униженные и оскорбленные Роман (1861) 2

Записки из подполья Повесть (1864) 2

Игрок. Из записок молодого человека Роман (1866) 2

Преступление и наказание Роман (1866) 2

Идиот Роман (1868) 2

Бесы Роман (1871 - 1872) 2

Подросток Роман (1875) 2

Братья Карамазовы Роман (1879 — 1880) 2

Алексей Феофилактович Писемский 1821 - 1881. 2

Тысяча душ Роман (1853- 1858) 2

Горькая судьбина Драма (1859) 2

Николай Алексеевич Некрасов 1821 - 1877/78. 2

Саша Поэма (1856) 2

Мороз, Красный нос Поэма (1863 - 1864) 2

Русские женщины Поэма (1871 - 1872) 2

КНЯГИНЯ ТРУБЕЦКАЯ. Поэма в двух частях (1826) 2

КНЯГИНЯ М. Н. ВОЛКОНСКАЯ. Бабушкины записки (1826 — 1827) 2

Современники Сатирическая поэма (1875 — 1876) 2

Часть 1. ЮБИЛЯРЫ И ТРИУМФАТОРЫ.. 2

Часть 2. ГЕРОИ ВРЕМЕНИ Трагикомедия. 2

Кому на Руси жить хорошо Поэма (1863 — 1877, незаконч.) 2

Дмитрий Васильевич Григорович 1822 - 1899/1900. 2

Антон-Горемыка Повесть (1847) 2

Гуттаперчевый мальчик Повесть (1883) 2

Александр Николаевич Островский 1823 - 1886. 2

Свои люди — сочтемся Комедия (1850) 2

Доходное место Комедия (1857) 2

Гроза. Драма (1859) 2

На всякого мудреца довольно простоты Комедия (1868) 2

Лес Комедия (1871) 2

Снегурочка. Весенняя сказка в четырех действиях с прологом Пьеса-сказка (1873) 2

Волки и овцы Комедия (1875) 2

Бесприданница Драма (1879) 2

Без вины виноватые Комедия (1884) 2

Александр Васильевич Дружинин 1824 - 1864. 2

Полинька Сакс Повесть (1847) 2

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин 1826 - 1889. 2

История одного города. По подлинным документам издал М. Е. Салтыков (Щедрин) Повесть (1869 - 1870) 2

Господа ташкентцы. Картины нравов. Очерки (1869 — 1872) 2

Дневник провинциала в Петербурге Цикл рассказов (1872) 2

Помпадуры и помпадурши Очерки (1863 — 1874) 2

Благонамеренные речи. Очерки (1872- 1876) 2

Господа Головлевы Роман (1875 - 1880) 2

Пошехонская старина. Житие Никанора Затрапезного, пошехонского дворянина Роман (1887 - 1889) 2

Николай Гаврилович Чернышевский 1828 - 1889. 2

Что делать? Роман (1862 - 1863) 2

Пролог Роман из начала шестидесятых годов (1867 — 1870, незаконч.) 2

Лев Николаевич Толстой 1828 - 1910. 2

Детство. Повесть (1852) 2

Отрочество Повесть (1854) 2

Юность Повесть (1857) 2

Два гусара Повесть (1856) 2

Казаки. Кавказская повесть 1852 года (1853 — 1862, неэаконч., опубл. 1863) 2

Война и мир Роман (1863 — 1869, 1-е отд. изд. 1867 - 1869) 2

Анна Каренина Роман (1873 - 1877) 2

Холстомер. История лошади. Рассказ (1863 - 1885) 2

Смерть Ивана Ильича Повесть (1884 - 1886) 2

Власть тьмы, или Коготок увяз, всей птичке пропасть Драма (1886) 2

Плоды просвещения Комедия (1889) 2

Крейцерова соната Повесть (1887 — 1889, опубл. 1890) 2

Воскресение Роман (1889 - 1899) 2

Живой труп Драма (1900, незаконч., опубл. 1911) 2

Хаджи-Мурат Повесть (1896 - 1904, опубл. 1912) 2

Николай Семенович Лесков 1831 - 1895. 2

Некуда. Роман (1864) 2

Леди Макбет Мценского уезда Повесть (1865) 2

Воительница Повесть (1866) 2

На ножах Роман (1870 - 1871) 2

Соборяне Романная хроника (1872) 2

Запечатленный ангел Повесть (1873) 2

Очарованный странник Повесть (1873) 2

Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе Цеховая легенда. Рассказ (1881) 2

Тупейный художник Рассказ на могиле (1883) 2

Николай Герасимович Помяловский 1835 - 1863. 2

Молотов Повесть (1861) 2

Очерки бурсы (1862 - 1863) 2

Петр Дмитриевич Боборыкин 1836 - 1921. 2

Жертва вечерняя. Роман в четырех книгах (1867) 2

Китай-город Роман в пяти книгах (1881) 2

Всеволод Владимирович Крестовский 1840 - 1895. 2

Петербургские трущобы Роман (1864 - 1867) 2

Глеб Иванович Успенский 1843 - 1902. 2

Нравы Растеряевой улицы Очерки (1886) 2

Николай Георгиевич Гарин-Михайловский 1852 - 1906. 2

Детство Темы Повесть (1892) 2

Гимназисты Повесть (1893) 2

Студенты Повесть (1895) 2

Инженеры Повесть (1907) 2

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк 1852 - 1912. 2

Приваловские миллионы Роман (1872 — 1877, опубл. 1883) 2

Золото Роман (1892) 2

Владимир Галактионович Короленко 1853 1921. 2

В дурном обществе. Из детских воспоминаний моего приятеля Рассказ (1885) 2

Слепой музыкант Повесть (1886) 2

Без языка Рассказ (1895) 2

Всеволод Михайлович Гаршин 1855 - 1888. 2

Художники Рассказ (1879) 2

Красный цветок Рассказ (1883) 2

Сигнал Рассказ (1887) 2

Александр Иванович Эртель 1855 - 1908. 2

Гарденины, их дворня, приверженцы и враги Роман (1889) 2

Антон Павлович Чехов 1860 - 1904. 2

Степь. История одной поездки Повесть (1888) 2

Иванов Драма (1887 - 1889) 2

Скучная история Из записок старого человека. Повесть (1889) 2

Дуэль Повесть (1891) 2

Попрыгунья Рассказ (1891, опубл. 1892) 2

Палата № 6 Повесть (1892) 2

Черный монах Рассказ (1893, опубл. 1894) 2

Учитель словесности Рассказ (1889 - 1894) 2

Чайка Комедия (1895 - 1896) 2

Дом с мезонином Рассказ художника (1896) 2

Моя жизнь. Рассказ провинциала (1896) 2

Дядя Ваня Сцены из деревенской жизни. Пьеса (1897). 2

Ионыч Рассказ (1898) 2

Человек в футляре Рассказ (1898) 2

Крыжовник Рассказ (1898) 2

О любви Рассказ (1898) 2

Душечка Рассказ (1899) 2

Дама с собачкой Рассказ (1899) 2

В овраге Повесть (1899, опубл. 1900) 2

Три сестры Драма (1901) 2

Архиерей Рассказ (1902) 2

Вишневый сад Комедия (1904) 2

УКАЗАТЕЛЬ АВТОРОВ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.. 2

УКАЗАТЕЛЬ НАЗВАНИЙ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.. 2

Содержание. 2

 

Баллада первая. ГРОМОБОЙ

В незапамятную старину над пенистым Днепром сидел, кручинясь, Громобой. Он клянет свой печальный жребий, нищую и бездомную жизнь, с которою уж готов свести счеты. Но в образе сурового стари­ка ему является Асмодей, сулит богатство, веселье, дружбу князей и приязнь дев. Взамен же требует душу. Он убеждает Громобоя, что ад вовсе не страшен («Наш ад не хуже рая»), да и ждет он Громобоя в любом случае — рано или поздно. Размыслив, тот подписывает дого­вор, получает кошелек с непереводящимся в нем златом и десять лет беспечной жизни. «И вышел в люди Громобой»: богатство, достаток, удача — все при нем. Он похищает двенадцать дев, не смущаясь их

мольбами, и они рождают ему двенадцать дочерей. Но Громобою не­знакомы отеческие чувства, и дочери возрастают в стенах монастыря, оставленные заботами отца. Вместе со своими нежными матерьми молятся они о спасении своих душ и о прощении Громобою. Но годы проходят быстро, и наступает последний день дарованной Гро­мобою безбедной жизни. Одолеваемый тоскою, он ищет спасения у Спасовой иконы, но нет в душе его веры, и, призвав дочерей, он хочет их невинной молитвой купить свое прощение. И дочери крот­ко молятся о нем, но с наступлением ночи засыпают.

В глухую полночь, когда вся природа, казалось, угрожает Громо­бою, является бес и, сколь ни умоляет несчастный об отсрочке, наме­ревается, исторгнув его душу, низвергнуть ее в ад. ужасы которого теперь скрывать ни к чему. Но вид спящих младенцев воспламеняет беса новой идеей, и он предлагает Громобою купить дочерними ду­шами еще десять лет жизни. Устрашенный открывшимися ему без­днами, Громобой будит чад, пишет их руками — и получает отсрочку. Но, погубившему дочерей, ему жизнь постыла, нет в ней ни радости, ни отрады, лишь одно унылое ожидание конца. И вид цветущих чад поселяет в душе его страшные муки. Громобой, вся на­дежда которого теперь в раскаянье, распахивает двери дома нищим, сиротам и вдовам, строит храм, призывает мастера расписать иконы, и на одной из них святой с любовью взирает на молящихся Громобоя с дочерьми. Пред той иконою молится Громобой, отягченный верига­ми.

Но время бежит, и близится страшный срок. Сломленный неду­гом Громобой не в силах уже посещать храм и лишь подъемлет к не­бесам взоры, исполненные кротости и мольбы. И вот страшный день настал, и страдающий грешник встречает его «со стоном и слезами», окруженный молящимися дочерьми, не знающими своей доли. С на­ступлением ночи затихает «предустрашенная» природа. И вдруг веет тихий ветерок, открывается Божий храм, и, окруженный сиянием, дивный старец приближается к Громобою и девам. Он касается их полою одежды, и девы погружаются в сон. Объятый ужасом Громо­бой встречает его взгляд, полный укора, вопрошает, кто он и чего ждать, и старец отвечает, что его лик они чтили во храме, а Громо­бою следует надеяться и страшиться. Вместе с грозой приходит пол­ночь, и в пламени и треске является бес. Однако вид старца смущает

его, он требует своей добычи, но в высоте является ангел-мститель и объявляет волю творца: доколе тот, кто чист душою, не воспламенит­ся любовью к одной из дев, не видя ее, и не придет снять с нее и сестер заклятие, они будут спать непробудным сном, а душа их отца присуждена томиться в отверженной могиле, ожидая искупления и пробуждения своих чад.

С наступлением утра находят спящих дев и усопшего Громобоя. И когда после погребения скорбящие направляются в «дом печали», пред ними внезапно встают гранитные стены, покрывающиеся лесом, со скрежетом падают затворы на воротах, и, устрашенные, они бегут. В скором времени в запустение приходят окрестные места, их поки­дают и люди, и звери. И всякую полночь выходит из одинокой моги­лы тень и протягивает в мольбе к неприступным стенам руки, а одна из спящих встает и идет вкруг высокой стены, обращая вдаль взор, полный тоски и ожидания («Нейдет, нейдет спаситель!»). И с новою луной сменяется дева. И так текут века, и срок искупления неизвес­тен.

Баллада вторая. ВАДИМ

Прекрасный юноша Вадим, пленяющий Новгород красотою и муже­ством, проводит время в охоте, не устрашаемый ни диким зверем, ни непогодою. Однажды он видит сон, смысл коего ему неясен: чудный муж, облаченный в светлые ризы, с крестом, сияющим на груди, идет, не касаясь земли, держа в руке серебряный колокольчик. Он предвещает Вадиму «желанное вдали» и называется его провожатым. В то же мгновенье Вадим видит деву, черты которой скрыты покры­валом, а на челе лежит благоуханный венок. Она манит его к себе. И пробудившийся Вадим еще слышит звон колокольчика. Вокруг при­вычная картина: катящий воды Волхов, широкий луг, холмы, — а в вышине что-то звенит — и умолкает. Три раза сряду он видит тот же сон и, не в силах противиться стремленью, прощается с родителя­ми и садится на коня. На распутье он дает волю коню, и тот скачет прямо на юг, не разбирая пути.

Дни бегут за днями, Вадиму везде радушный прием; когда же

приходится заночевать в поле иль в лесу, его не тревожит ни дикий зверь, ни змея. Вадим достигает широкого Днепра и, при всполохах начинающейся грозы, въезжает в дремучий лес. Ему приходится про­бивать себе путь мечом, он движется все дальше и дальше в чашу. Вдруг он слышит крики — жалобные, молящие и свирепые, дикие. Он бросается напролом и, достигнув поляны, видит могучего велика­на с красавицей на руках. Взмахнув мечом, он отсекает руку со страшной дубиной, поднятую на него. Поверженный враг умирает, и Вадим спешит к пленнице. Она оказывается дочерью киевского князя, к коей воспылал страстью литовский князь («Враг церкви пра­вославной») и послал гонца, дабы похитить ее. Тот долго скрывался в дебрях, выжидая, и нынче, когда княжна с подружками собирала цветы, он схватил ее и увлек в лес. Вадим, посадив девицу за собою на коня, с поляны въезжает в дебри, и тут разражается невиданная гроза, рушатся деревья, воет ветер, и смятенный Вадим не видит нигде пристанища. Но вот при свете воспламененной молнией ели он примечает мшистую пещеру и направляется к ней. Там, распалив костер, сложив кольчугу, он выжимает влагу из златых кудрей княж­ны и согревает ее трепещущие перси своим дыханием.

Прекрасная княжна разжигает в Вадиме чувства, и он уже запе­чатлевает на устах ее горячий поцелуй, как вдруг слышит в отдаленье знакомый звон. И чудится ему чей-то незримый полет, чей-то печаль­ный вздох. Княжна засыпает на его руках и просыпается утром, и они направляются в Киев. Там на крыльце стоит сокрушенный печа­лью князь, снарядивший в погоню за супостатом дружину и сулящий избавителю свой трон и дочернюю руку. Но вот является Вадим с княжною, и ликующий князь награждает его.

Когда же вечером все веселятся на княжьем пиру, Вадим, обеспо­коенный неутихаемым звоном, идет к Днепру, видит челн с ветри­лом, с гребущим веслом, но пустой («Вадим к нему <...> К Вадиму он...»). Ладья несет его все быстрее, вокруг молчание, надвигаются скалы, черный лес отражается в волнах, луна меркнет, — и ладья пристает к берегу. Вадим выходит и, влекомый неясной силой, взби­рается на крутые скалы. Перед ним заглохший, заросший мхом лес («И, мнится, жизни в той стране / От века не бывало»); при вы­шедшей луне он видит древний храм на холме, обрушенные заборы, упавшие столбы, зияющие своды и — могильный камень с покосив-

шимся крестом. С него слетает пробудившийся ворон, а из могилы поднимается привидение, идет к храму, стучит. Но дверь не отворя­ется. И призрак идет меж обломков дальше. Вадим следует за ним, объятый страхом, и видит за зубчатой оградой безмолвный замок. Какое-то смутное ожидание наполняет витязя. С луны слетает туман, серебрится бор, от востока веет ветерок, и вдруг из-за стены слышит­ся знакомый звон. Вадим видит, как по стене, скрытая туманным по­кровом, идет дева, навстречу — другая, они сближаются, подают друг другу руку, и одна спускается к замку, а другая продолжает свой путь, вперив вдаль взор, полный ожидания. И вдруг, при свете восхо­дящего солнца, она видит витязя — и покрывало слетает с ее чела, и растворяются ворота. Они стремятся друг к другу. «Сошлись... о веший, верный сон!» Из терема идут пробужденные девы. Раздается благовест, храм отворен, там слышится моленье. Вадим с девою у царских врат, вдруг звучит венчальный гимн, и в их руках свечи, их головы под венцами. Тихий голос зовет их нежно, и вот они перед могилой, она светла, в. цветах, и крест ее обвит лилией. И по проше­ствии веков, когда и замок, и обитель — все скрылось, на месте том зелен пышный лес и сладок ветра шепот. Там, где скрыт пепел ино­кинь, дождавшихся кончины при гробе отца, в утренний светлый час «Бывают тайны чудеса»: слышен хор отшельниц, блистает крест и, венчанные звездами, предстают молящиеся девы.

Е. В. Харитонова

ВЫСТРЕЛ

Армейский полк расквартирован в местечке ***. Жизнь проходит по заведенному в армии распорядку, и гарнизонную скуку рассеивает только знакомство офицеров с неким человеком по имени Сильвио, проживающим в этом местечке. Он старше большинства офицеров полка, угрюм, обладает крутым нравом и злым языком. В его жизни есть какая-то тайна, которой Сильвио никому не открывает. Известно, что Сильвио служил когда-то в гусарском полку, но причина его отставки никому не ведома, так же как и причина проживания в этом захолустье. Неизвестны ни доходы его, ни состояние, но он дер­жит открытый стол для офицеров полка, и за обедами шампанское льется рекой. За это ему все готовы простить. Таинственность фигуры Сильвио оттеняет его почти сверхъестественное искусство в стрельбе из пистолета. Он не принимает участия в разговорах офицеров о по­единках, а на расспросы, случалось ли ему драться, отвечает сухо, что доводилось. Между собой офицеры полагают, что на совести Сильвио лежит какая-нибудь несчастная жертва его нечеловеческого искусства. Однажды несколько офицеров по обыкновению собрались у Силь-

вио. Изрядно выпив, начали карточную игру и попросили Сильвио прометать банк. В игре он как обычно молчал и без слов исправлял ошибки понтеров в записях. Одному молодому офицеру, недавно по­ступившему в полк и не знавшему привычек Сильвио, показалось, что тот ошибся. Взбешенный молчаливым упорством Сильвио, офицер за­пустил ему в голову шандалом, Сильвио, бледный от злости, попросил офицера удалиться. Все считали поединок неизбежным и не сомнева­лись в его исходе, но Сильвио не вызвал офицера, и это обстоятельст­во испортило его репутацию в глазах офицеров, но постепенно все вошло в обычное русло и инцидент забылся. Лишь один офицер, ко­торому Сильвио симпатизировал более других, не мог примириться с мыслью, что Сильвио не смыл оскорбления.

Однажды в полковой канцелярии, куда приходила почта, Сильвио получил пакет, содержание которого его сильно взволновало. Он объ­явил собравшимся офицерам о своем неожиданном отъезде и пригла­сил всех на прощальный обед. Поздним вечером, когда все покидали дом Сильвио, хозяин попросил наиболее симпатичного ему офицера задержаться и открыл ему свою тайну.

Несколько лет тому назад Сильвио получил пощечину, и обидчик его жив до сих пор. Случилось это еще в годы его службы, когда Сильвио отличался буйным нравом. Он первенствовал в полку и на­слаждался этим положением до тех пор, пока в полк не определился «молодой человек богатой и знатной фамилии». Это был блистатель­нейший счастливец, которому всегда и во всем сказочно везло. Пона­чалу он пытался добиться дружбы и расположения Сильвио, но, не преуспев в этом, отдалился от него без сожаления. Первенство Сильвио поколебалось, и он возненавидел этого любимца фортуны. Однажды на балу у одного польского помещика они повздорили, и Сильвио по­лучил пощечину от своего врага. На рассвете была дуэль, на которую обидчик Сильвио явился с фуражкой, полной спелыми черешнями. По жребию ему достался первый выстрел, сделав его и прострелив на Сильвио фуражку, он спокойно стоял под дулом его пистолета и с удовольствием лакомился черешнями, выплевывая косточки, которые иногда долетали до его противника. Его равнодушие и невозмути­мость взбесили Сильвио, и он отказался стрелять. Противник его рав­нодушно сказал, что Сильвио вправе будет воспользоваться своим

выстрелом, когда ему будет угодно. Вскоре Сильвио вышел в отставку и удалился в это местечко, но не проходило дня, чтобы он не мечтал о мщении. И вот наконец его час настал. Ему доносят, «что известная особа скоро должна вступить в законный брак с молодой и прекрас­ной девушкой». И Сильвио решил посмотреть, «так ли равнодушно примет он смерть перед своей свадьбой, как некогда ждал ее за че­решнями!». Друзья простились, и Сильвио уехал.

Через несколько лет обстоятельства принудили офицера выйти в отставку и поселиться в своей бедной деревеньке, где он умирал от скуки, пока в соседнее имение не приехал с молодой женой граф Б***. Рассказчик отправляется к ним с визитом. Граф и графиня оча­ровали его своим светским обращением. На стене гостиной внимание рассказчика привлекает картина, простреленная «двумя пулями, вса­женными одна в другую». Он похвалил удачный выстрел и рассказал, что знал в своей жизни человека, чье искусство в стрельбе было поис­тине изумительно. На вопрос графа, как звали этого стрелка, рассказ­чик назвал Сильвио. При этом имени граф и графиня пришли в смущение. Граф допытывается, не рассказывал ли Сильвио своему другу об одной странной истории, и рассказчик догадывается, что граф и есть тот самый давний обидчик его друга. Оказывается, эта история имела продолжение, а простреленная картина — своеобраз­ный памятник их последней встрече.

Случилось это пять лет назад в этом самом доме, где граф и гра­финя проводили свой медовый месяц. Однажды графу доложили, что его дожидается некий человек, не пожелавший назвать своего имени. Войдя в гостиную, граф застал там Сильвио, которого не сразу узнал и который напомнил об оставшемся за ним выстреле и сказал, что приехал разрядить свой пистолет. С минуты на минуту могла войти графиня. Граф нервничал и торопился, Сильвио медлил и наконец принудил графа вновь тянуть жребий. И вновь графу достался первый выстрел. Противу всех правил он выстрелил и прострелил висевшую на стене картину. В это мгновение вбежала перепуганная графиня. Муж стал уверять ее, что они просто шутят со старым другом. Но происходящее слишком не походило на шутку. Графиня была на грани обморока, и взбешенный граф закричал Сильвио, чтобы тот скорее стрелял, но Сильвио ответил, что он не будет этого делать, что

он видел главное — страх и смятение графа, и с него довольно. Ос­тальное — дело совести самого графа. Он повернулся и пошел к вы­ходу, но у самой двери остановился и, почти не целясь, выстрелил и попал точно в простреленное графом место на картине. С Сильвио рассказчик больше не встречался, но слышал, что он погиб, участвуя в восстании греков под предводительством Александра Ипсиланти.

МЕТЕЛЬ

В 1811 г. в поместье своем проживал с женой и дочерью Машей Гав­рила Гаврилович Р. Был он гостеприимен, и многие пользовались его гостеприимством, а некоторые приезжали ради Марьи Гавриловны. Но Марья Гавриловна была влюблена в бедного армейского прапор­щика по имени Владимир, проводившего отпуск в своей деревне по соседству. Молодые влюбленные, считая, что воля родителей препят­ствует их счастью, решили обойтись без благословения, то есть вен­чаться тайно, а потом броситься к ногам родителей, которые, конечно же, будут тронуты постоянством детей, простят и благосло­вят их. План этот принадлежал Владимиру, но и Марья Гавриловна наконец поддалась его уговорам о бегстве. За ней должны были при­ехать сани, чтобы отвезти ее в соседнее село Жадрино, в котором было решено венчаться и где Владимир уже должен был ее ожидать.

В назначенный для побега вечер Марья Гавриловна была в сильном волнении, отказалась от ужина, сославшись на головную боль, и рано ушла к себе. В условленное время она вышла в сад. На дороге дожи­дался ее кучер Владимира с санями. На дворе бушевала метель.

Сам же Владимир весь этот день провел в хлопотах: ему необхо­димо было уговорить священника, а также найти свидетелей. Уладив эти дела, он, сам правя в маленьких санях в одну лошадь, отправился в Жадрино, но, едва выехал он за околицу, как поднялась метель, из-за которой Владимир сбился с пути и проплутал всю ночь в поисках дороги. На рассвете только добрался он до Жадрина и нашел церковь запертою.

А Марья Гавриловна утром как ни в чем не бывало вышла из своей комнаты и на вопросы родителей о самочувствии отвечала спо-

койно, но вечером с ней сделалась сильная горячка В бреду повторя­ла она имя Владимира, говорила о своей тайне, но слова ее были столь несвязны, что мать ничего не поняла, кроме того, что дочь влюблена в соседского помещика и что любовь, должно быть, была причиной болезни. И родители решили отдать Машу за Владимира. На приглашение Владимир отвечал сумбурным и невразумительным письмом, в котором писал, что ноги его не будет в их доме, и просил забыть о нем. А через несколько дней уехал он в армию. Происходи­ло это в 1812 г., и через некоторое время имя его было напечатано в числе отличившихся и раненных под Бородином. Этановость опеча­лила Машу, а вскоре скончался Гаврила Гаврилович, оставив ее своей наследницей. Женихи кружились вокруг нее, но она, казалось, была верна умершему в Москве от ран Владимиру.

«Между тем война со славою была окончена». Полки возвраща­лись из-за границы. В имении Марьи Гавриловны появился раненый гусарский полковник Бурмин, который приехал в отпуск в свое по­местье, находившееся неподалеку. Марья Гавриловна и Бурмин чувст­вовали, что нравились друг другу, но что-то удерживало каждого от решительного шага. Однажды Бурмин приехал с визитом и нашел Марью Гавриловну в саду. Он объявил Марье Гавриловне, что любит ее, но не может стать ее мужем, так как уже женат, но не знает, кто его жена, где она и жива ли. И он рассказал ей удивительную исто­рию, как в начале 1812 г. ехал он из отпуска в полк и во время силь­ной метели сбился с дороги. Увидев вдалеке огонек, направился к нему и наехал на открытую церковь, около которой стояли сани и в нетерпении ходили люди. Они вели себя так, как будто ждали имен­но его. В церкви сидела молодая барышня, с которой Бурмина поста­вили перед налоем. Им двигало непростительное легкомыслие. Когда обряд венчания кончился, молодым предложили поцеловаться, и де­вушка, взглянув на Бурмина, с криком «не он, не он» упала без памя­ти. Бурмин беспрепятственно вышел из церкви и уехал. И вот теперь он не знает, что сделалось с его женою, как ее зовут, и не знает даже, где происходило венчание. Слуга, бывший с ним в то время, умер, так что нет никакой возможности отыскать эту женщину.

«Боже мой, Боже мой! — сказала Марья Гавриловна, схватив его руку, — так это были вы! И вы не узнаете меня?

Бурмин побледнел... и бросился к ее ногам...»

ГРОБОВЩИК

Гробовщик Адриян Прохоров переезжает с Басманной улицы на Ни­китскую в давно облюбованный домик, однако не чувствует радости, так как новизна немного пугает его. Но вскоре порядок в новом жи­лище устанавливается, над воротами прикрепляется вывеска, Адриян садится у окна и приказывает подать самовар.

Распивая чай, он погрузился в печальную думу, так как от приро­ды был мрачного нрава. Житейские заботы смущали его. Главной же заботой было то, чтобы наследники богатой купчихи Трюхиной, уми­равшей на Разгуляе, вспомнили бы в последнюю минуту о нем, а не сговорились с ближайшим подрядчиком. Пока Адриян предавался этим размышлениям, к нему с визитом пожаловал сосед, немец-ре­месленник. Он назвался сапожником Готлибом Шульцем, объявил, что живет через улицу, и пригласил Адрияна на следующий день к себе по случаю своей серебряной свадьбы. Приняв приглашение, Ад­риян предложил Шульцу чаю. Соседи разговорились и быстро подру­жились.

В полдень следующего дня Адриян с двумя дочерьми направился в гости к сапожнику. В доме собрались друзья Готлиба Шульца, немцы-ремесленники с женами. Началось застолье, хозяин провозгласил здо­ровье своей жены Луизы, а потом здоровье своих гостей. Все пили очень много, веселье сделалось шумнее, как вдруг один из гостей, толстый булочник, предложил выпить за здоровье тех, на кого они работают. И все гости начали друг другу кланяться, ибо все были кли­ентами друг друга: портной, сапожник, булочник... Булочник Юрко предложил Адрияну выпить за здоровье его мертвецов. Поднялся все­общий хохот, который обидел гробовщика.

Разошлись поздно. Адриян вернулся домой пьян и сердит. Ему по­казалось, что инцидент был намеренной насмешкой немцев над его ремеслом, которое он почитал ничем не хуже других, ведь гробовщик не брат палачу. Адриян даже решил, что пригласит на новоселье не новых своих знакомцев, а тех, на кого работает. В ответ на это его работница предложила ему перекреститься. Но Адрияну эта мысль понравилась.

Разбудили Адрияна еще затемно, так как прискакал приказчик купчихи Трюхиной с сообщением, что она этой ночью скончалась.

Адриян отправился на Разгуляй, начались хлопоты и переговоры с родственниками покойной. Закончив дела, он уже вечером пешком отправился домой. Подойдя к дому, он заметил, что кто-то отворил его калитку и вошел в нее. Пока Адриян соображал, кто бы это мог быть, подошел еще один человек. Лицо его показалось Адрияну. зна­комым. Войдя в дом, гробовщик увидел, что комната полна мертве­цами, освещенными луной, сиявшей через окно. С ужасом узнал в них гробовщик своих бывших клиентов. Они приветствовали его, а один из них даже попытался обнять Адрияна, но Прохоров оттолк­нул его, тот упал и рассыпался. С угрозами обступили его остальные гости, и Адриян упал и лишился чувств.

Открыв утром глаза, Адриян вспомнил вчерашние события. Работ­ница сказала, что заходили соседи справиться о здоровье его, но она не стала его будить. Адриян поинтересовался, не приходили ли от по­койницы Трюхиной, но работница удивилась словам о смерти купчи­хи и рассказала, что гробовщик, как вернулся от сапожника пьян и завалился спать, так и дрых до этой самой минуты. Тут только понял гробовщик, что все ужасные события, так напугавшие его, произошли во сне, и приказал ставить самовар и звать дочерей.

СТАНЦИОННЫЙ СМОТРИТЕЛЬ

Нет людей несчастнее станционных смотрителей, ибо во всех своих неприятностях путешествующие непременно винят смотрителей и стремятся на них выместить свою злость по поводу плохих дорог, не­сносной погоды, скверных лошадей и тому подобного. А между тем смотрители — это большей частью кроткие и безответные люди, «сущие мученики четырнадцатого класса, огражденные своим чином токмо от побоев, и то не всегда». Жизнь смотрителя полна тревог и хлопот, он ни от кого не видит благодарности, напротив, слышит уг­розы и крики и ощущает толчки раздраженных постояльцев. Между тем «из их разговоров можно почерпнуть много любопытного и по­учительного».

В 1816 г. случилось рассказчику проезжать через *** губернию, и в дороге он был застигнут дож



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.25 (0.022 с.)