Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика №6. Психологическая оценка организаторских способностей личности в рамках организуемой группы (Л.И. Уманский, А.Н. Лутошкин, А.С. Чернышов, Н.П. Фетискин)

Поиск

Назначение. Методика предназначена для определения интегральных организаторских способностей личности.

Инструкция. В форме таблиц представлены наиболее значимые организаторские способности личности и их составляющие. Пользуясь пятибалльной системой, вам необходимо произвести оценку каждого качества либо в форме самооценки, либо в виде оценки независимого эксперта. Желательно давать объективные и искренние ответы, не допуская пропусков. Значения пятибалльной оценки:

5 – черта ярко выражена, проявляется зримо и постоянно,

4 – черта проявляется довольно часто,

3 – эпизодически проявляется черта, иногда в заметной или слабой форме,

2 – качество проявляется очень редко и малозаметно,

1 – качество полностью отсутствует.

В колонке «б» отмечаются изменения качеств в последнее время. В случаях усиления оно обозначается знаком (+), ослабления (-) и неизменяемости (=).

В графе «в» отмечаются возможные изменения оцениваемых качеств в ближайший временной период. Позитивно усиливающиеся изменения обозначаются знаком (+), знаком (-) – угасающие, ослабевающие изменения и знаком (=) – отсутствие каких либо изменений в обозримом периоде.

 

БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ

  1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ (способность наиболее полно и глубоко отражать психологию других людей)
              б в
1. Способность быстро увидеть психологические особенности и состояния другого человека.              
2. Способность переживать то, что переживают, чувствуют другие люди (эмоциональная синхронность).              
3. Способность выделять психологические особенности людей по произведениям искусства и литературы (в кинофильмах, книгах, картинах).              
4. Способность давать меткие характеристики людям.              
5. Повышенный интерес и внимание к другим людям как к товарищам по совместной деятельности.              
6. Видит ли важные (существенные) психологические особенности других людей.              
7. Склонность и способность анализировать поведение и поступки других людей.              
8. Глубокая вера в силы, возможности и способности коллектива.              
9. Способен ли мысленно поставить себя в психологическую ситуацию другого человека.              
  Общий балл (∑)                
  Средний балл (М); М=∑/n (n – количество качеств)              
  2. ПРАКТИЧЕСКИ-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ УМ (ум «практика-психолога», владение практической психологией)
1. Способность распределять обязанности, поручения при коллективной деятельности с учетом индивидуальных особенностей людей.              
2. Способность быстро ориентироваться во взаимоотношениях людей.              
3. Способность учитывать психологические состояния людей в конкретных жизненных ситуациях.              
4. Способность заинтересовывать людей делом, найти моральные и материальные стимулы заинтересованности.              
5. Учет взаимоотношений, личных симпатий и антипатий людей при их группировке для выполнения общей задачи.              
6. Способность обучаться организаторским знаниям, навыкам и умениям: а) быстро б) прочно              
7. Способность быстро и легко усваивать опыт лучших организаторов (сверстников и старших) и обучаться организаторской деятельности.              
8. Способность мысленно «прикидывать», «взвешивать», находить соответствие между возникающими задачами практики и количеством возможных исполнителей.              
9. Тенденции ставить на первое место в решении практических задач наличие людских возможностей (а не материальных и других).              
  Общий балл (∑)              
  Средний балл (М); М=∑/n (n – количество качеств)              
  3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТАКТ (способность находить меру подхода к людям при установлении взаимоотношений и взаимодействий с ними)
1. Способность сдерживать себя во взаимоотношениях с людьми в состоянии возбуждения, бурной радости, гнева.              
2. Способность находить верный тон, если возбужденное состояние возникло у другого человека.              
3. Умение находить общий язык с разными людьми в разных обстоятельствах (отсутствие «речевого шаблона»).              
4. Способность находить индивидуальный подход к людям в зависимости от их индивидуально-психологических особенностей.              
5. То же, но в зависимости от временных состояний.              
6. То же, но в зависимости от обстоятельств, влияющих на взаимоотношения людей друг с другом.              
7. Готовность прийти на помощь другим, чуткость, внимательность, участливость по отношению к людям.              
8. Естественность в обращении с людьми, способность всегда оставаться самим собой (без наигранности, нарочитости поведения).              
9. Выраженное чувство справедливости в подходе к другим людям.              
  Общий балл (∑)              
  Средний балл (М); М=∑/n (n – количество качеств)              
  4. СОЦИАЛЬНАЯ ВОЗДЕЙСТВЕННОСТЬ (способность «заражать» и «заряжать» энергией других людей, способность воздействовать на них)
1. Способность речью воздействовать на других, побуждать их к действию.              
2. Способность к волевому воздействию на других.              
3. Способность «заражать» и «заряжать» других своей энергией.              
4. Способность «заражать» других своим отношением к людям, событиям.              
5. Способность воздействовать на других убедительностью доводов.              
6. Способность «заражать» и «заряжать» других своими эмоциями, чувствами.              
7. Способность воздействовать на других личностной деятельностью (действием, включением в работу)              
8. Способность создавать в группе уверенность в успехе дела.              
9. Способность правильно выбирать момент решающего воздействия.              
  Общий балл (∑)              
  Средний балл (М); М=∑/n (n – количество качеств)              
  5. ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬ К ДРУГИМ ЛЮДЯМ (следует заметить, что это качество личности не всегда в равной мере сочетается с требовательностью к себе)
1. Способность быстро принимать решения о предъявлении требования.              
2. Постоянство в предъявлении требований.              
3. Самостоятельность в требованиях.              
4. Гибкость в требованиях.              
5. Настойчивость в требовательности.              
6. Способность выражать требования в разной форме (от приказа до шутки).              
7. Способность находить наилучшую форму требования в зависимости от индивидуальных особенностей человека.              
  Общий балл (∑)              
  Средний балл (М); М=∑/n (n – количество качеств)              
  6. КРИТИЧНОСТЬ (способность анализировать отклонения от принятых организатором норм в деятельности и поведении других людей. Это качество не всегда сочетается с самокритичностью)
1. Способность увидеть и выделить у людей существенные, но мало заметные для других положительные или отрицательные стороны.              
2. Самостоятельность в оценках недостатков и положительных особенностей.              
3. Способность легко анализировать недостатки и положительные способности.              
4. Прямота и смелость, критичность без придирчивости.              
5. Логичность и аргументированность критических замечаний.              
6. Глубина и существенность критических замечаний.              
7. Постоянство критичности.              
8. Доброжелательность критичности              
  Общий балл (∑)              
  Средний балл (М); М=∑/n (n – количество качеств)              
  7. СКЛОННОСТЬ К ОРГАНИЗАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (в отличие от стремления командовать, стать над другими, главенствовать)
1. Потребность в организаторской деятельности.              
2. Самостоятельность в оценке недостатков и положительных особенностей.              
3. Способность легко анализировать недостатки и положительные особенности.              
4. Смелость и готовность принимать на себя роль организатора и ответственного за других.              
5. Неутомимость в организаторской работе.              
6. Чувство удовлетворенности (положительное самочувствие) в процессе организаторской работы.              
7. Легкость и свобода в выполнении организаторской деятельности (чувствует себя в организаторской деятельности как рыба в воде).              
8. Пониженное настроение при отсутствии организаторской деятельности.              
  Общий балл (∑)              
  Средний балл (М); М=∑/n (n – количество качеств)              
  9. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ОРГАНИЗАТОРСКИХ СПОСОБНОСТЯХ ЛИЧНОСТИ
1. Проявляет организаторские способности во многих видах деятельности.              
2. Проявляет организаторские способности в каком-то одном сравнительно узком виде деятельности (например, не в художественной самодеятельности, а только в танцах).              
3. Способность хорошо организовывать и сверстников, и младших.              
4. Способен хорошо организовать преимущественно сверстников.              
5. Способен хорошо организовать преимущественно младших.              
6. Уровень выраженности организаторских способностей в зависимости от пола организуемых: а) одинаково хорошо организует и мальчиков, и девочек; б) преимущественно мальчиков; в) преимущественно девочек.              
7. Уровень выраженности организаторских способностей в зависимости от того, руководит ли характеризуемый другими организаторами или непосредственно исполнителями: а) одинаково хорошо руководит и организаторами, и исполнителями; б) организаторами лучше, чем исполнителями (сверстниками, одноклассниками и др.); в) исполнителями лучше, чем другими организаторами.              
8. Ведущие, преобладающие формы воздействия на организуемых (если различные формы сочетаются, то характеризуйте каждую); а) словесно-логическая форма воздействия (склонен воздействовать логикой доказательств); б) практически-активная форма воздействия (склонен воздействовать показом, действием); в) эмоциональная форма воздействия («заражает» других своими чувствами, эмоциями).              
9. Проявляет себя в организаторской деятельности: а) настойчиво, напористо, энергично, активно; б) склонен организовать других порывами; в) в организаторской деятельности быстр, переключаем (действует «и скоро, и споро»); г) организаторскую деятельность не снижают, не задерживают сильные жизненные воздействия, резкое неодобрение, неудачи; д) в организаторской деятельности проявляет себя как чувствительный, но ломкий прибор.              
  Общий балл (∑)              
  Средний балл (М); М=∑/n (n – количество качеств)              

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 655; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.235.141 (0.007 с.)