Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Н.Н. Пачина, Н.В. Кузовлева, И.И. Мясникова, Р.К. Пачин
Раздел 7
Методические рекомендации по использованию диагностических методик в портфолио достижений студентов, аспирантов.
Н.Н. Пачина, Н.В. Кузовлева, И.И. Мясникова, Р.К. Пачин
Организованная системная диагностика профессионально-личностного развития будущего специалиста является неотъемлемой частью эффективной формы самооценивания результатов образовательной деятельности студентом, аспирантом. А так же способствует мотивации образовательных достижений; выработке умения объективно оценивать уровень своих профессиональных компетентностей; реально представить свой образовательный уровень, увидеть резервы, определить направления профессионального самосовершенствования и саморазвития.
Диагностические методики подобраны в соответствии с содержанием портфолио достижений, результаты фиксируются в следующих разделах: 3.Психологическая диагностика, и 6.Достижения в системе дополнительного образования. Условно они подразделены на четыре раздела.
Раздел 1. Диагностика авторской системы деятельности (АСД) специалиста, бакалавра, магистра, аспиранта.
Методика №1. «Авторская система деятельности моего научного руководителя» (Н.Н. Пачина) (М1)
Методика №2. «Моя авторская система деятельности» (Н.Н. Пачина)(М2)
Методика №3. «Выявление специфики деятельности научного руководителя» (Н.В. Кузовлева)(М3)
Методика №4. «Анализ проявления компонентов КУТ в деятельности научного руководителя» (Н.В. Кузовлева) (М4).
Методика №5. «Определение личностных качеств тестируемых с позиции специфики культуры умственного труда» (Н.В. Кузовлева) (М5).
В данном разделе акцент сделан на диагностику научных достижений.
Раздел 2. Диагностика в системе дополнительного образования.
Методика № 1. «Анкета самооценки степени соответствия типа личности различным профессиям» (И.Л. Соломин) (М1).
Методика №2. «Изучение полипрофессиональной мотивации будущего специалиста» (Н.Н. Пачина) (М2).
Методика №3. «Факторы, содействующие и препятствующие развитию полипрофессиональной позиции (освоению нескольких профессий) будущего специалиста» (Н.Н. Пачина) (М3).
Методика №4. «Мои компетенции в профессиональной и других видах жизнедеятельности» (Н.Н. Пачина) (М4).
Методики ориентированы на оптимальный выбор дополнительной профессии, диагностику полипрофессиональной мотивации.
Раздел 3. Диагностика в сфере социальной деятельности.
Методика №1. «Шкала оценки качества жизни» (Н.Е. Водопьянова, в модификации Н.П. Фетискина и Т.И. Мироновой) (М1).
Диагностика в сфере социальной деятельности направлена на выявление удовлетворенности в различных сферах жизнедеятельности.
Раздел 4. Диагностика личностных и профессиональных качеств.
Методика №1. Диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса(М1).
Методика №2. Диагностика личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса(М2).
Методика №3. Методика диагностики степени готовности к риску Шуберта (М3).
Методика №4. Диагностика уровня саморазвития и самооценки своих качеств (Л.Н. Бережнова в адаптации Н.Н. Пачиной) (М4).
Методика №5. Экспресс-диагностика личностной конкурентоспособности (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов) (М5).
Методика №6. «Психологическая оценка организаторских способностей личности в рамках организуемой группы» (Л.И. Уманский, А.Н. Лутошкин, А.С. Чернышов, Н.П. Фетискин) (М6).
Диагностика ориентирована на исследование потребности в достижении в учебно-профессиональной деятельности.
Сроки диагностики.
бакалавры
| магистры
| специалисты
| аспиранты
| Раздел 1. Диагностика авторской системы деятельности (АСД) специалиста, бакалавра, магистра, аспиранта.
| 1курс - апрель –М5
2 курс - апрель М5
3 курс - апрель М5
4 курс - апрель
М1, М2, М4,М5
| 1 курс апрель М1-М5
2 курс апрельМ1-М5
| 2 курс апрель М5
3 курс апрель М5
4 курс апрель М1, М2, М4,М5
5 курс апрель М1, М2, М4,М5
6 курс апрель М1, М2, М4,М5
| 1 курс апрель М1-М5
2 курс апрель М1-М5
3 курс апрель М1-М5
| Раздел 2. Диагностика в системе дополнительного образования.
| 1курс май – М1-М4
2 курс май М1-М4
3 курс май М1-М4
4 курс май М1-М4
| 1 курс сентябрь М1-М4
2 курс май М1-М4
| 2 курс май
М1-М4
3 курс май
М1-М4
4 курс май
М1-М4
5 курс май М1-М4
6 курс май М1-М4
| 1 курс май
М1-М4
2 курс май
М1-М4
3 курс май
М1-М4
| Раздел 3. Диагностика в сфере социальной деятельности.
| 1курс сентябрь –М1
2 курс сентябрь М1
3 курс сентябрь М1
4 курс сентябрь М1
| 1курс сентябрь –М1
2 курс сентябрь М1
| 2 курс сентябрь М1
3 курс сентябрь М1
4 курс сентябрь М1
5курс сентябрь М1
6 курс сентябрь М1
| 1курс октябрь–М1
2 курс сентябрь М1
3 курс сентябрь М1
| Раздел 4. Диагностика личностных и профессиональных качеств.
| 1курс октябрь –М1-М5
2 курс октябрь М1-М5
3 курс октябрь М1-М5
4 курс октябрь М1-М6
| 1 курс октябрь М1-М6
2 курс октябрь М1-М6
| 2 курс октябрь М1-М5
3 курс октябрь М1-М5
4 курс октябрь М1-М5
5 курс октябрь М1-М5
6 курс октябрь М1-М5
| 1 курс октябрь М1-М5
2 курс октябрь М1-М5
3 курс октябрь М1-М5
|
Раздел 1. Диагностика авторской системы деятельности (АСД) научного руководителя, бакалавра, магистра, аспиранта.
Целью акмеориентированной диагностики авторских систем деятельности является изучение опыта вершинных достижений преподавателей, являющихся научными руководителями/консультантами, их презентация, а также выявление уровня развития элементов авторской системы деятельности аспиранта и студента.
Авторские системы деятельности преподавателей представляют собой единый процесс повышения качества выпускников, заинтересованности студентов в нахождении противоречий и приобретении необходимых знаний, формирования у студентов творческих способностей к самообразованию, самоорганизации, самоконтролю для дальнейшего продолжения образования и саморазвития в новой социальной среде. Реализация авторских систем деятельности обеспечивается индивидуально-психологическими свойствами личности преподавателя, характеризующие его творческую готовность ставить и решать профессиональные задачи, высокую заинтересованность в приобретении необходимых для этого знаний, способностей, нацеленных на достижение высших результатов в образовательной деятельности.
Поскольку исследование авторских систем деятельности многогранно, мы предлагаем обратиться к изучению следующих сторон деятельности преподавателя – это сфера научных интересов, самореализация в профессиональных деятельностях и использование индивидуальных средств в сфере культуры умственного труда, которая понимается как синтез качеств личности, позволяющей с наименьшими затратами сил и времени выполнять любую умственную работу.
Для комплексной диагностики рекомендуется использование следующих методов исследования авторских систем деятельности: интервью с научным руководителем, преподавателями, анализ продуктов деятельности (учебные пособия, монографии), наблюдение, анализ научных консультаций аспирантов и студентов, преподавательской деятельности, анализ сайтов и др. Полученная информация поможет в работе с предложенными в учебно-методическом пособии методиками. Перед тем как начать работать с методиками, необходимо ознакомиться с целями, инструкцией, способами предоставления информации. Так, для отчета студентов и аспирантов необходимо заполнить схемы исследования авторской системы деятельности научного руководителя, 2-3 преподавателей, собственной авторской системы деятельности; составить программы по развитию профессионально важных качеств, способствующих формированию авторской системы деятельности; выстроить собственную траекторию развития ПВК (профессионально важных качеств) в полипрофессиональном развитии и в овладении культурой умственного труда.
Методика №1 Название: «Авторская система деятельности моего научного руководителя» (Н.Н. Пачина)
Цель: изучение авторской системы деятельности научного руководителя.
Инструкция: Уважаемые аспиранты, ответьте пожалуйста, на следующие вопросы, связанные с авторской системой деятельности вашего научного руководителя.
Дата
Ф.И.О. аспиранта (студента)
курс специальность
Ф.И.О. научного руководителя, должность, звание.
Вопросы
| Ответы
| 1.Опишите сферу научных интересов вашего научного руководителя (решаемые научные проблемы)
|
| 2.Кто является основоположником данной научной школы. Назовите научных учителей вашего научного руководителя, их достижения.
|
| 3.Какие научные идеи являются системообразующими, т.е. основными в научной деятельности?
|
| 4.Какие научные отрасли знания помогают вашему научному руководителю реализовать свой научный потенциал?
|
| 5.В чем сущность авторской системы деятельности, которую использует преподаватель в своей профессиональной деятельности (применение каких форм, методов, приемов в научных консультациях, в проведении занятий и др.)?
|
| 6.Какие индивидуальные особенности (личностные и профессионально важные качества) научного руководителя помогают реализовать творческий потенциал в профессиональной деятельности (адекватность, компетентность, работоспособность, целеустремленность, толерантность, креативность, мобильность, самоорганизация)?
|
| 7.Какие качества, на ваш взгляд, являются привлекательными (толерантность к идеям, научным направлениям, коммуникабельность, мобильность, личная ответственность за результат и др.) у вашего научного руководителя?
|
| 8.Какие качества вашего научного руководителя проявляются часто в профессиональной деятельности (рассудительность, хладнокровность, общительность, осторожность, стрессоустойчивость…)?
|
| 9.Чем, на ваш взгляд, это объясняется?
|
| 10.Какие качества вашего научного руководителя проявляются редко в профессиональной деятельности (неуверенность, тревожность, агрессивность…)?
|
| 11.Чем, на ваш взгляд, это объясняется?
|
| 12.Какие способы использует ваш научный руководитель для психологического и физического восстановления? мобилизации своих возможностей в профессиональной деятельности? самосохранения?
|
| 13.В чем по–вашему, заключается самореализация вашего научного руководителя в профессиональной деятельности?
|
| 14.В какой еще, на ваш взгляд, профессиональной деятельности он может воспользоваться личностным и профессиональным потенциалом?
|
| 15.Какими смежными профессиями владеет ваш научный руководитель?
|
| 16.На освоение, какого числа профессий ориентирует научный руководитель обучающихся?
|
| 17.Какие качества формирует научный руководитель у обучающихся?
|
| 18.Как реализует себя в других профессиональных деятельностях? Как сочетает научный руководитель данные профессиональные деятельности (одна деятельность мешает в реализации другой, существуют параллельно, взаимодополняют друг друга)?
|
| 19.Опишите достижения вашего научного руководителя в профессиональной деятельности (премии, гранты, монографии, участие в конкурсах, цитируемость на сайтах, достижения учеников (Ф.И.О. сферы их реализации). В чем заключается его индивидуальный почерк.
|
| 20.Какие методы, средства, приемы использует научный руководитель для своего профессионального роста?
|
| 21.Какие методы, средства, приемы самосохранения (рациональное распределение своих сил на длительный промежуток времени) в профессиональной деятельности он использует?
|
| 22.Какими диагностическими методами саморазвития и самосохранения в профессиональной деятельности владеет ваш научный руководитель?
|
| 23.В чем заключается, на ваш взгляд, профессиональная миссия вашего научного руководителя?
|
| 24.Какие способы вы можете предложить в распространении авторской системы деятельности вашего научного руководителя?
|
| 25.Что дал вам анализ авторской системы деятельности вашего научного руководителя?
|
|
Методика №2 Название: «Моя авторская система деятельности» (Н.Н. Пачина)
Цель: изучение своей авторской системы деятельности
Инструкция: Уважаемые аспиранты, ответьте пожалуйста, на следующие вопросы, связанные с вашей авторской системой деятельности.
Дата
Ф.И.О. аспиранта (студента)
курс специальность
Вопросы
| Ответы
| 1.Опишите сферу ваших научных интересов.
|
| 2.Кто является основоположником научной школы, к которой вы принадлежите. Назовите научного руководителя, его достижения в сфере науки.
|
| 3.Какие научные идеи являются системообразующими, основными, в вашей научной деятельности?
|
| 4.Какие научные отрасли знания помогают вам реализовать свой научный потенциал?
|
| 5.В чем сущность авторской системы деятельности, которую используете вы в своей учебно-профессиональной деятельности (применение каких форм, методов, приемов и др.)?
|
| 6.Какие ваши индивидуальные особенности (личностные и профессионально важные качества) помогают реализовать творческий потенциал в учебно-профессиональной деятельности (адекватность, компетентность, работоспособность, целеустремленность, толерантность, креативность, мобильность, самоорганизация)?
|
| 7.Какие качества, на ваш взгляд, являются привлекательными (толерантность к идеям, научным направлениям, коммуникабельность, мобильность, личная ответственность за результат и др.) у вас?
|
| 8.Какие ваши качества проявляются часто в учебно-профессиональной деятельности (рассудительность, хладнокровность, общительность, осторожность, стрессоустойчивость…)?
|
| 9.Чем, на ваш взгляд, это объясняется?
|
| 10.Какие ваши качества проявляются редко в учебно-профессиональной деятельности (неуверенность, тревожность, агрессивность…)?
|
| 11.Чем, на ваш взгляд, это объясняется?
|
| 12.Какие способы используете вы для психологического и физического восстановления? мобилизации своих возможностей в учебно-профессиональной деятельности? самосохранения?
|
| 13.В чем, по-вашему, заключается ваша самореализация в учебно-профессиональной деятельности?
|
| 14.В какой еще, на ваш взгляд, профессиональной деятельности вы можете воспользоваться своим личностным и профессиональным потенциалом?
|
| 15.Какими смежными профессиями вы владеете?
|
| 16.На освоение, какого числа профессий вы ориентируетесь?
|
| 17.Какие качества вы формируете у себя?
|
| 18.Как реализуете себя в других профессиональных деятельностях? Как сочетаете данные профессиональные деятельности (одна деятельность мешает в реализации другой, существуют параллельно, взаимодополняют друг друга)?
|
| 19.Опишите свои достижения в учебно-профессиональной деятельности (премии, гранты, монографии, участие в конкурсах, цитируемость на сайтах, достижения учеников (Ф.И.О. сферы их реализации).
|
| 20.Какие методы, средства, приемы используете для своего профессионального роста?
|
| 21.Какие методы, средства, приемы самосохранения (рациональное распределение своих сил на длительный промежуток времени) в учебно-профессиональной деятельности вы используете?
|
| 22.Какими диагностическими методами саморазвития и самосохранения в учебно- профессиональной деятельности вы владеете?
|
| 23.В чем заключается, на ваш взгляд, ваша профессиональная миссия?
|
| 24.Какие способы вы можете предложить в распространении своей авторской системы деятельности?
|
| 25.В чем заключается ваш «индивидуальный почерк» в учебно-профессиональной деятельности?
|
|
Методика №3 Название: «Выявление специфики деятельности научного руководителя» (Н.В. Кузовлева)
Цель: получить достоверную информацию методах работы научного руководителя с учётом комплексного подхода к проблеме воспитания культуры умственного труда; определить общий показатель эффективности научного руководства.
Инструкция: опрашиваемый предлагает ответить на вопросы научному руководителю; затем самостоятельно высчитывает общий показатель эффективности научного руководства. За каждый ответ начисляется 1 балл. Затем складываем количество правильных ответов. Полученную сумму делим на количество вопросов и умножаем на 100%.
R.S. Общий показатель эффективности вычисляем следующим образом: Число защитившихся аспирантов делим на общее количество аспирантов. Полученную сумму умножаем на 100%
Дата Ф.И.О. аспиранта (студента), курс, специальность
Ф.И.О. научного руководителя, должность, звание.
№ по порядку
| вопрос
| Ответ
|
| ФИО научного руководителя
|
|
| Научное звание
|
|
| Научная специальность
|
|
| Государственные награды, грамоты
|
|
| Общее количество публикации
|
|
| Публикации ВАК
|
|
| Монографии, уч. метод. пособия
|
|
| Рецензирование, оппонирование научных работ
|
|
| Количество аспирантов и докторантов
|
|
| Количество защищённых аспирантов и докторантов
|
|
| Мотивы научного руководства педагога
|
|
| Стиль руководства
|
|
| Методы руководства
|
|
| Отношение научного руководителя к проблеме культуры умственного труда
|
|
| Общий показатель эффективности руководства
|
|
Методика №4 Название: «Анализ проявления компонентов КУТ в деятельности научного руководителя» (Н.В. Кузовлева).
Цель: Определить степень владения научным руководителем теоретико-практической базой культуры умственного труда.
Инструкция: За каждый правильный ответ начисляется 1 балл. Затем складываем количество правильных ответов. Полученную сумму делим на количество вопросов и умножаем на 100%. Получаем результат в процентном отношении.
Дата
Ф.И.О. аспиранта (студента), курс, специальность
Ф.И.О. научного руководителя, должность, звание.
Вопросы
| Ответы
| 1.Какие аспекты в личностном компоненте культуры умственного труда проявляются в профессиональной деятельности вашего научного руководителя -
· личностное отношение к выполняемой работе, её направленность, мотивы, интересы;
· обеспечивающие самосовершенствование личности и проявление в умениях самостоятельно выполнять работу, вести самоанализ, самоконтроль, самооценку выполняемой работы;
· обеспечивающие владение умением быстро включаться в работу, преодолевать неблагоприятные условия работы;
обеспечивающие проявление творческого отношения к выполняемой работе (оригинальность, самобытность, умение расширять работу за пределы её) и т.п.
|
| 2.В чем специфика проявления данного компонента культуры умственного труда?
|
| 3.В каких видах занятий он реализуется. Приведите пример.
|
| 4.Как на практике осуществляется реализация интеллектуального компонента КУТ?
· умение выделять главное, основные мысли;
· умение познать архитектонику содержательной стороны информации, составить сложный план;
· умение вести записи при работе с различными источниками;
· умение правильно интерпретировать и делать выводы по изученному материалу и т. п.
|
| 5.Какие виды занятий, упражнений и формы самостоятельной и индивидуальной работы помогают в реализации интеллектуального компонента?
|
| 6.Какие организационные и технические умения и навыки использует ваш научный руководитель?
· организационные умения и навыки (умение наметить конкретные цели, задачи работы, определить пути и средства достижения поставленных задач, планирование и контролирование работы, её результатов;
технические умения и навыки (умение организовать своё рабочее место, подготовить учебные принадлежности, библиографические умения, умения вычислять, измерять, взвешивать, умения работать с черновиком, использование компьютера для вспомогательных целей (калькулятор, переводчик) и т. п.
|
| 7.В чем специфика проявления данного компонента культуры умственного труда? Приведите пример.
|
| Как на практике осуществляется реализация организационно-технического компонента вашим научным руководителем?
|
| 8.Какие виды и формы работы способствуют реализации гигиенического компонента на практике?
· умение составлять и выполнять режим дня;
· умение соблюдать гигиенические требования к умственной работе;
· знание и учёт физиологических особенностей своего организма;
· смену различных видов деятельности;
· разнообразие используемых методов и приёмов;
учёт состояния микроклимата, рабочего места и т.д.
|
| 9.В чем специфика проявления данного компонента культуры умственного труда? Приведите пример.
|
| 10.Как на практике осуществляется реализация эстетического компонента КУТ?
· умения составлять гармоничные цветовые композиции;
· умения оформлять работу логично с эстетической точки зрения, без излишков;
креативность мышления и т.д.
|
| 11.В чем специфика проявления данного компонента культуры умственного труда? Приведите пример.
|
| 12.В чём заключается специфика комплексного подхода к проблеме умственного труда в работе вашего руководителя?
|
| 13.Какова профессиональная направленность, мотивы, интересы вашего научного руководителя?
|
| 14. Что вам дало непрерывное образование с учётом специфики воспитания культуры умственного труда?
|
|
Методика №5 Название: «Определение личностных качеств тестируемых с позиции специфики культуры умственного труда» (Н.В. Кузовлева).
Цель: выявить личностные качества, входящие в компоненты культуры умственного труда у бакалавров, студентов, магистров, специалистов, аспирантов.
Инструкция: Обведите кружком балл, которым оценивается качество личности:
1. 5 баллов – такое качество сильно выражено у опрашиваемого
2. 4 балла – выражено выше среднего
3. 3 балла – выражено средне
4. балла – слабо выражено
5. балл – совсем не выражено
Дата
Ф.И.О. аспиранта (студента), курс, специальность
Интеллектуальный компонент
| Собственная оценка
| Оценка педагога
| Средн. показатель
| 1. Выражаете мысли ясно и точно (устно и письменно).
| 1 2 3 4 5
| 1 2 3 4 5
|
| 2. Обладаете хорошей способностью к пониманию абстрактных понятий, установлению обобщений.
| 1 2 3 4 5
| 1 2 3 4 5
|
| 3. Интересуетесь научно –популярной литературой.
| 1 2 3 4 5
| 1 2 3 4 5
|
| 4 Умеете переделывать такие детали, которые важны для понимания события, и в то же время не упускаете при рассказе основной линии событий.
| 1 2 3 4 5
| 1 2 3 4 5
|
| 5. Рассказывая о чём, то придерживаетесь основной линии выбранного сюжета, не теряя основной мысли.
| 1 2 3 4 5
| 1 2 3 4 5
|
| 6. Хорошо и ясно рассуждаете, не путаетесь в мыслях.
| 1 2 3 4 5
| 1 2 3 4 5
|
| 7. Устанавливаете связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.
| 1 2 3 4 5
| 1 2 3 4 5
|
| 8. Хорошо понимаете недосказанное, догадываетесь о том, что часто не договаривается, но имеется ввиду.
| 1 2 3 4 5
| 1 2 3 4 5
|
| 9. Быстро запоминаете услышанное или прочитанное без специального заучивания, не тратите много времени на повторение того, что нужно запомнить.
| 1 2 3 4 5
| 1 2 3 4 5
|
| 10. Обладаете знаниями о проблемах и событиях не относящихся к получаемым знаниям и умеете их адаптировать к различным ситуациям.
| 1 2 3 4 5
| 1 2 3 4 5
|
| 11. Постоянно полняете свой словарный запас, точно и кратко выражаете свои мысли.
| 1 2 3 4 5
| 1 2 3 4 5
|
| 12. Любите решать сложные задачи, требующие умственного усилия.
| 1 2 3 4 5
| 1 2 3 4 5
|
| 13. В процессе познания нового задаете много вопросов, интересуетесь многим.
| 1 2 3 4 5
| 1 2 3 4 5
|
| 14. Предлагаете оригинальные решения и ответы.
| 1 2 3 4 5
| 1 2 3 4 5
|
|
Личностный компонент
| Собственная оценка
| Оценка педагога
| Средн. показатель
| 1. Пытаетесь выяснить причины и смысл событий.
| 1 2 3 4 5
| 1 2 3 4 5
|
| 2. Не унываете, если проект или новая идея не поддержаны.
| 1 2 3 4 5
| 1 2 3 4 5
|
| 3. Любите обсуждать научные события, открытия, часто задумываетесь над этим.
| 1 2 3 4 5
| 1 2 3 4 5
|
| 4. Можете легко построить рассказ, начиная с завязки и заканчивая решением какого-либо конфликта.
| 1 2 3 4 5
| 1 2 3 4 5
|
| 5. Придерживаетесь только необходимых деталей в рассказе о событиях, всё несущественное отбрасываете, оставляя главное и наиболее характерное.
| 1 2 3 4 5
| 1 2 3 4 5
|
| 6. Легко входите в роль другого человека.
| 1 2 3 4 5
| 1 2 3 4 5
|
| 7. Понимаете специфику конфликта и ищите возможность его разрешения.
| 1 2 3 4 5
| 1 2 3 4 5
|
| 8. Можете передать чувства через мимику, жесты, движения.
| 1 2 3 4 5
| 1 2 3 4 5
|
| 9. Можете передать эмоциональные переживания с лёгкостью.
| 1 2 3 4 5
| 1 2 3 4 5
|
| 10. Всегда анализируете сделанную работу с точки зрения качественности, полезности и быстроты выполнения.
| 1 2 3 4 5
| 1 2 3 4 5
|
| 11. Если предложенная работа кажется вам не интересной ищите способы её избегания.
| 1 2 3 4 5
| 1 2 3 4 5
|
| 12. Получаете удовлетворение от выполненной работы.
| 1 2 3 4 5
| 1 2 3 4 5
|
| 13. Устанавливаете причины поступков других людей, их мотивы поведения.
| 1 2 3 4 5
| 1 2 3 4 5
|
| 14. Получаете удовлетворение если вашу работу выделяют из числа остальных каким либо способом.
| 1 2 3 4 5
| 1 2 3 4 5
|
|
Организационно-технический компонент
| Собственная оценка
| Оценка педагога
| Средн. показатель
| 1. Проводите много времени над созданием собственных «проектов», алгоритмов действий, планов выполнения заданий.
| 1 2 3 4 5
| 1 2 3 4 5
|
| 2. Хорошо, быстро и правильно выполняете задания по предложенным схемам.
| 1 2 3 4 5
| 1 2 3 4 5
|
| 3. Интересуетесь памятками, инструкциями к различным приборам.
| 1 2 3 4 5
| 1 2 3 4 5
|
| 4. В мир ваших увлечений входит конструирование, оригами и т. п.
| 1 2 3 4 5
| 1 2 3 4 5
|
| 5. Любите содержать рабочее место в порядке, рационально располагая предметы первой необходимости.
| 1 2 3 4 5
| 1 2 3 4 5
|
| 6.Любите рисовать чертежи и наброски будущих вещей.
| 1 2 3 4 5
| 1 2 3 4 5
|
| 7. Можете легко починить испорченный приборы.
| 1 2 3 4 5
| 1 2 3 4 5
|
| 8. Всегда составляете схему выполнения свих действий.
| 1 2 3 4 5
| 1 2 3 4 5
|
| 9. В ваших схемах - большое разнообразие деталей, предметов
(Нет однообразия)
| 1 2 3 4 5
| 1 2 3 4 5
|
| 10. Обладаете чувством здравого смысла и используете знания в практических и повседневных ситуациях.
| 1 2 3 4 5
| 1 2 3 4 5
|
| 11.Постоянно стараетесь модернизировать своё рабочее место
| 1 2 3 4 5
| 1 2 3 4 5
|
| 12. Раздражаетесь, когда не находите нужный предмет или материал быстро.
| 1 2 3 4 5
| 1 2 3 4 5
|
| 13. Считаете что порядок - залог успешной работы.
| 1 2 3 4 5
| 1 2 3 4 5
|
| 14.Считаете что, руководствуясь схемами, памятками, алгоритмами, инструкциями можно значительно быстрее выполнить любую работу, решить поставленную задачу
| 1 2 3 4 5
| 1 2 3 4 5
|
|
Гигиенический компонент
| Собственная оценка
| Оценка педагога
| Средн. показатель
| 1. Вы энергичны, производите впечатление человека, нуждающегося в большом объёме физической нагрузки для того чтобы чувствовать себя счастливым.
| 1 2 3 4 5
| 1 2 3 4 5
|
| 2. Любите участвовать в соревнованиях или спортивных играх.
| 1 2 3 4 5
| 1 2 3 4 5
|
| 3. Постоянно посещаете финтнес-центр, спортзал, бассейн и п. т.
| 1 2 3 4 5
| 1 2 3 4 5
|
| 4. Любите принимать участие в любых спортивных соревнованиях.
| 1 2 3 4 5
| 1 2 3 4 5
|
| 5. Координация движения у вас развита лучше чем у других, двигаетесь легко и грациозно.
| 1 2 3 4 5
| 1 2 3 4 5
|
| 6. Любите ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
| 1 2 3 4 5
| 1 2 3 4 5
|
| 7. Предпочитаете проводить свободное время, занимаясь спортом, плаванием, играя в футбол, баскетбол и т. п.
| 1 2 3 4 5
| 1 2 3 4 5
|
| 8. Если занятия проходят без перерыва, вы испытываете чувство дискомфорта.
| 1 2 3 4 5
| 1 2 3 4 5
|
| 9. Снимаете ли вы глазное напряжение при помощи зарядки для глаз.
| 1 2 3 4 5
| 1 2 3 4 5
|
| 10. Считаете ли вы что 4-5 чашек кофе значительно повышают работоспособность.
| 1 2 3 4 5
| 1 2 3 4 5
|
| 11. Соблюдаете ли вы режим дня
| 1 2 3 4 5
| 1 2 3 4 5
|
| 12. Согласны ли вы с тем, что стрессы не оказывают большого негативного влияния на организм.
| 1 2 3 4 5
| 1 2 3 4 5
|
| 13. Считаете ли вы, что смена различных видов деятельности позитивно сказывается на работоспособности.
| 1 2 3 4 5
| 1 2 3 4 5
|
| 14. Согласны ли вы с выражением: Чистота – залог здоровья.
| 1 2 3 4 5
| 1 2 3 4 5
|
|
Эстетический компонент
| Собственная оценка
| Оценка педагога
| Средн. показатель
| 1. Занимаясь рисованием, вам хочется нарисовать большое количество разнообразных предметов и сюжетов.
| 1 2 3 4 5
| 1 2 3 4 5
|
| 2. Ваша работа всегда оригинальна. Включает в себя своеобразные цветовые композиции, оригинальное оформление для диаграмм и схем и т. п.
| 1 2 3 4 5
| 1 2 3 4 5
|
| 3. Всегда готовы использовать новые материалы, оригинальные цветовые решения.
| 1 2 3 4 5
| 1 2 3 4 5
|
| 4. Серьёзно относитесь к произведениям искусства. Становитесь вдумчивым и серьёзным, когда видите хорошую картину, необычную скульптуру, художественно выполненную вещь.
| 1 2 3 4 5
| 1 2 3 4 5
|
| 5.Когда имеете свободное время охотно посвящаете его творчеству, лепке, шитью и т. п.
| 1 2 3 4 5
| 1 2 3 4 5
|
| 6. Прибегаете к рисованию, лепке, игре на музы5кальных инструментах, чтобы выразить свои чувства.
| 1 2 3 4 5
| 1 2 3 4 5
|
| 7. Интересуетесь произведениями искусства, созданными другими людьми, можете высказать свою оценку. Возникает желание воспроизвести увиденное самому.
| 1 2 3 4 5
| 1 2 3 4 5
|
| 8. Любите работать с пластилином, глиной, дающими возможность изображать увиденное в трёх измерениях.
| 1 2 3 4 5
| 1 2 3 4 5
|
| 9. Вам нравятся креативно одеваться.
| 1 2 3 4 5
| 1 2 3 4 5
|
| 10. Все необычное, не вписывающееся в стандарт, вызывает у вас неподдельный интерес.
| 1 2 3 4 5
| 1 2 3 4 5
|
| 11.Оригинально мыслите и предлагаете нестандартные решения в любых жизненных ситуациях.
| 1 2 3 4 5
| 1 2 3 4 5
|
| 12. Считаете ли вы, что показателем креативности являются такие составляющие мышления: как оригинальность, беглость, гибкость.
| 1 2 3 4 5
| 1 2 3 4 5
|
| 13. Влияет ли на ваше настроение гармонично подобранная цветовая гамма
| 1 2 3 4 5
| 1 2 3 4 5
|
| 14. Несочитаемые цвета вызывают у вас чувство раздражения
| 1 2 3 4 5
| 1 2 3 4 5
|
|
Раздел 2. Диагностика в системе дополнительного образования.
Методика № 1. Анкета самооценки степени соответствия типа личности различным профессиям (И.Л. Соломин).
Цель: оценка степени соответствия различных профессий разным типам личности
Инструкция.
Эта анкета предназначена для определения особенностей характера и соотнесения их с различными профессиями. Каждая из строчек содержит одно незаконченное предложение и восемь возможных вариантов его завершения. Для каждого варианта выберите один, два или три варианта, которые в наибольшей степени соответствуют Вашему представлению о себе и отметьте позиции, соответствующие этим вариантам.
Материал методики.
1. Вы отличаетесь…
1) повышенной чувствительностью;
2) склонностью к пониженному настроению;
3) переменчивостью настроения;
4) большой силой чувств и влечений;
5) длительностью переживаний;
6) сдержанностью чувств;
7) скрытностью своих подлинных переживаний;
8) приподнятым настроением.
2. Вы часто…
1) испытываете болезненные ощущения;
2) критикуете себя;
3) стараетесь показать себя
4) испытываете чувство раздражения;
5) бываете упрямыми;
6) сомневаетесь при выборе решения;
7) ограничиваете свои контакты с окружающими;
8) легко увлекаетесь новым.
3. Вы озабочены…
1) своим здоровьем;
2) собственной самооценкой;
3) недостатком внимания окружающих;
4) всевозможными препятствиями;
5) уважением и признанием со стороны других;
6) возможными неудачами;
7) проблемами взаимопонимания;
8) процессом деятельности.
4. Вы стремитесь…
1) к отдыху;
2) соответствовать требований окружающих;
3) вызвать интерес к себе;
4) к немедленному достижению желаемого;
5) к превосходству и первенству;
6) к безопасности;
7) держаться в некотором уединении;
8) к переменам.
5. Вам бывает трудно в ситуациях…
1) высоких нагрузок;
2) разрыва привязанностей;
3) когда вас не замечают;
4) вынужденного ожидания;
5) когда вас пытаются унизить;
6) угрозы недостатка информации или времени;
7) вынужденного неформального общения;
8) большого количества запретов.
6. Вы способны…
1) анализировать состояние своего организма;
2) жертвовать своими интересами;
3) нравиться себе и окружающим;
4) действовать быстро, не раздумывая;
5) преодолевать большое количество п<
|