Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Автоматизированные обучающие системы↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Автоматизация обучения - прием информационной образовательной технологии обучения, в котором часть рутинных функций, выполнявшихся ранее преподавателем, передается автоматическим устройствам. Процесс автоматизации обучения состоит в разработке и применении автоматизированных обучающих систем (АОС). Компьютерная обучающая программа способна интегрировать в себе функции всех известных средств обучения. К числу основных функций АОС относятся: представление информации, тренировка, контроль, оценка. К числу дополнительных функций АОС можно отнести ведение диалога, приближающегося к естественному языку, выбор стратегии и тактики обучения (настройка системы на обучаемого). Классификация АОС: Информирующие программы осуществляют предъявление дидактического материала. Тренажерные программы (компьютерные практикумы, репетирующие программы) генерируют некоторую последовательность упражнений и задач, которые необходимо выполнить для закрепления учебного материала или моделируют некоторую реальную обстановку, выдают подсказки, затрагивающие наиболее трудные части материала, и наиболее типичные ошибки. Контроль знаний реализуется через оценку ответов, заданий. Реализация функции оценки состоит в определении качества ошибки и статистической обработке результатов выполнения заданий. Одним из аспектов применения информационных технологий при обучении иностранным языкам является быстрый доступ к словарным справочным источникам от специальных глоссариев до больших общих словарей, получение грамматической справки по определенной теме. Компьютерные справочники и энциклопедии характеризуются большим объемом информации и богатым сервисом по поиску необходимых данных, строятся с использованием технологии мультимедиа и гипертекста. Учебные игры являются разновидностью тренажерных программ, они направлены на отработку языкового материала в занимательной форме. Помимо усвоения самой разнообразной информации, игры помогают развить логику и интуицию, приобрести навыки решения задач, принятия решений, определения стратегий общения, соревнования, кооперации. В тестирующих программах объединяются функции контроля и оценки. Достоинства и недостатки АОС: Компьютерные обучающие программы могут использоваться как вспомогательное средство при обучении произношению, устной речи, чтению, письму, при отработке грамматического материала. Электронные учебники с графическими, аудио- и видео приложениями эффективно представляют учебный материал. Методические достоинства компьютерного обучения заключаются в интерактивности обучения, которая обеспечивается прямой реакцией машины на ответы студента в ходе выполнения упражнения. Компьютерные технологии автоматизируют процедуры контроля знаний, избавляют обучающего от выполнения рутинной работы, например, проверки письменных текстов. Такие программы используются при дистанционном и заочном обучении. Однако даже лучший мультимедиа-учебник не заменяет занятий с преподавателем или общения в естественной языковой среде. С экономической точки зрения серьезным недостатком разработки компьютерных обучающих программ является огромный расход времени: в среднем на разработку на 1 час обучающего курса разработчик затрачивает до 300 часов. АОС для изучения иностранных языков используют разнообразные задания, однако практически невозможно найти пример письменных упражнений коммуникативного типа, которые могли бы стать хорошим подспорьем работе в аудитории. Психолингвистические исследования языка. Метод нейро-лингвистического ПЛ – междисц когнитивн наука, кот исследует лексикон, и то как люди понимают, запоминают и продуцируют дискурс. Особенности подхода ПЛ к изучению яз: Реч организация предст-т собой переработку реч опыта посредством специфич психофизиологич способностей чел-а.-> выводится 7 осн аксиом: - психич отражение не бывает пассивным, оно формир-ся в процессах деят-ти актив субъекта ч/з непрерывное взаимод-е чел-а с окр миром - в ходе формир-я и взаимопереходов разл стадий психич деят-ть хар-ся предельн процессуальностью, динамич-тью и непрерывностью - все виды психич деят-ти (мышление, восприятие, речь т.д.) f-нир-т друг в друге - формы и уровни психич отражения м выступать в роли ведущего, в завис-ти от деят-ти - люб психич процесс всегда формир-ся одновременно на разн ур-нях осознаваемости, и всякое осознанное содержание вкл-т в себя не до конца и неполностью осознанное - м/у осознанным и вербализованным, также как и м/у неосознанным и невербализованным, не имеется однознач соотв-ий; подразумеваемое осознанное м выходить за рамки вербализованного; а то, что подразумевается как осознанноле не поддается всегда экспликации - первонач восприятие содержания знания предметно и пристрастно, далее подкл-ся взаимод-е перцептив, когнетив, и аффектив процессов при динамике актуально значимого и потенциально значимого. Задачи, актуальные для ПЛ: - ассим-ть процессов распознавания порождения звуч речи - выявление отличия механизма овладения Я1 от Я2 - изучение механизмов обеспечения процесса чтения процессы извлечения инфы о личности говорящего из его реч поведения - дефекты речи при поражениях мозга НЛП: Отцы-основатели НЛП - Ричарда Бэндлера, Джона Гриндера, Лесли Кэмерон-Бэндлер, Дэвида Гордона и Майкла Спаркса. «Им (Бэндлеру и Гриндеру. — А. Б.). Теоретич новшество НЛП закл-ся в смене фокуса внимания исслед-ля: осн внимание обращ-ся на норму, на образцы успешного поведения человека в кризисных ситуациях. По мысли основателей НЛП, только изучив, как человек умудряется не сходить с ума, м разраб-ть методики улучшения состояния людей с теми/иными психич отклонениями. Сущности НЛП как совокуп-ть м-дов возд-я на психич состояние чел-а. НЛП исходит из того, что f-нир-е мышления чел-а в опр степени напоминает работу компа, в смысле, что мышление чел-а программируемо. Весь вопрос в том, чтобы прав-но сформулир-ть программу и сделать ее доступной сознанию и подсознанию чел-а. Отсюда понятие моделир-я: коммуникатор пытается выявить наилуч сп-б, с пом кот чел вып-т опр задачу, и пытается сделать его доступным — для этого чел-а или совершенно др лица. Процесс моделир-я проходит неск этапов. 1 этап - сбор инфы о текущем состоянии клиента и желаемом состоянии — фактически о самой сущности возд-я. На послед этапах суть желаемого состояния последовательно уточняется. 2 этап – устанавл-е раппорта - состояние м/у коммуникатором и клиентом, при кот м/у ними сущ-т max взаимное доверие. Достижение раппорта - важнейшая задача НЛП. Раппорт достигается на сознат или бессознат ур-не, когда коммуникатор присоединяется к репрезентативным системам клиента, отражая их в своем вербальном и невербальном поведении. Под репрезентативной системой (PC) понимается сп-б представ-я и осмысления своего опыта взаимод-я с окр миром. Это м б визуальная PC, аудиальная PC, кинестетическая PC и обонятельно-вкусовая PC. Отражая реакции клиента в каждой из этих сис-м, подстраиваясь под них, коммуникатор м достигнуть с ним раппорта. Отраж-е м б вербальным (коммуникатор повторяет те или иные черты вербального поведения клиента) и невербальным. Достижение раппорта м б довольно длит процедурой, но в нек случаях достигается оч быстро - все зависит от мастерства коммуникатора и сложности дан случая. После достижения раппорта коммуникатор д установить, что в действит-ти желает клиент - каким д б сформулированный рез-т моделир-я, кот не д противоречить тем\иным сторонам личности клиента и не м вредить его ближайшему окружению (отсюда понятие экологичности моделирования). Исследуя РС чел-а для послед достижения раппорта, коммуникатор, кроме неверб аспектов поведения клиента (в частности движения глаз, жестов, дыхания), д особое внимание обращать на яз поведение. Для этого в НЛП разработана мета-модель языка. В основе мета-модели лежит предположение, что яз выступает как фильтр, кот искажает опыт или по крайней мере структур-т его. Мета-модель обращает внимание коммуникатора на те св-ва яз сис-мы, кот чаще всего искажают восприятие. Эксплицитное выяснение, выявление этих искажений сост-т значит часть психотерапевтич процедуры. Мета-модель яз - это вовсе не модель яз и не модель отд его подсис-м, а это модель поведения коммуникатора по отн-ю к ЕЯ, исп-му в процессе общения с клиентом. Еще точнее, это набор инструкций по проверке реч актов клиента для того, чтобы выявить его действит психич состояние, те конфликты, кот его беспокоят, и разработать стратегию изменения. После того, как «хорошо сформулированный рез-т» установлен, осущ-ся выбор м-в терапевтич вмешательства и перевод клиента в желаемое состояние с пом комплекса выбранных техник. Одна из таких техник — якорение. Якорь — это любой стимул, кот позв-т чел-у перенести свой прежний опыт в наст и пережить то же психологич состояние (как положительно, так и отрицательно окрашенное). Напр, какая-то мелодия может вызвать у человека ассоциации, связанные с прошлым опытом, или случайно найденная вещь напомнит о каком-нибудь событии детства и пр. Стимул-якорь может устанав-ся во время терапевтич процедуры вербально (напр, произнесением нек слов, словесных последоват-тей, изм-ем тона голоса), невербально (пожатием руки, плеча, колена; изм-ем положения тела коммуникатора), а также сочет-ем верб и неверб эл-тов. Установка якоря возм-на только при поддержании устойчивого раппорта, в противном случае связь между якорем и переживанием не возникнет. Якорение должно основываться на выявлении ресурсов данного индивидуума для решения проблемной ситуации. Осознание ресурса, понимание того, что проблема м б решена, достиг-ся через расширение модели мира чел-а. Роль коммуникатора на дан этапе сводится к тому, чтобы выявить в опыте клиента то, что м рассм-ть как ресурс. В НЛП для поиска ресурса исп-ся как техники, предполагающие сознательное участие клиента, так и его погружение в транс и работу с подсознанием. Далее, положит и отриц опыт чел-а якорится. Последовательное исп-е якорей и, тем самым, психич состояний позволяет коммуникатору элиминировать нежелательные связи, формир-ть нов и в рез-те программировать чел-а на желаемое им самим поведение. Якорение, сами якоря, послед-ть их применения фактически аналогичны алгоритмам комп программы, за тем исключением, что в отличие от комп-х яз-в программир-я, в НЛП при терапевтической процедуре операторы (якоря) опр-ся для каждого клиента индивидуально. Среди методов НЛП имеются техники, кот дают возм-ть коммуникатору работать не над одной проблемой клиента, а над комплексом похожих проблем. Одной из таких техник является рефрейминг. Суть рефрейминга заключается в том, чтобы видоизменить поведение клиента, вызванное нек стимулом или комплексом сходных стимулов, ограничив это поведение только теми ситуациями, когда это поведение действит-о необх-о. НЛП исходит из предположения, что в личности чел-а есть какая-то составляющая (X), которая отвечает за данный шаблон поведения. Коммуникатор устанавливает контакт с этой частью X, исследуя реакции РС клиента. Далее, в процессе общения с составляющей личности X он разводит, разделяет те ее намерения, кот часто оказываются весьма полезны клиенту (например, чувство опасения в действительно опасных ситуациях), и конкретное нежелательное поведение (например, страх, не мотивированный реальной ситуацией). После этого коммуникатор предлагает составляющей личности X найти самой более адекватный, эффективный сп-б достижения имеющегося у нее намерения. НЛП и яз Осн лингв постулат НЛП м сформулир-ть как гипотезу о неадекватности языка как ср-ва отраж-я действит-ти и опыта чел-а. Слова - искусств ярлыки для опыта, а сам яз предст-т собой фильтр, кот позв-т когнитивн сис-ме отсекать все лишнее из опыта для того, чтобы сис-а не перегружалась и адекватно функционировала. Однако эта полезная функция приводит к тому, что сознание чел-ка игнорирует важн части его опыта, что приводит к формир-ю существенно обедненного списка альтернатив при решении проблемных ситуаций. Мета-модель яз позв-т выявить наиб типич случаи искажения и исправить их, обогатив позитивный опыт чел-а. 2 постулат опр-т хар-р связи м\у яз и психикой. Это постулат об иконичности или изоморфности яз, с од стороны, и психич и/или мыслитпроцессов — с др. Яз формы регулярно отраж-т особенности мышления и психич состояния чел-а. Обращая внимание на особенности речи клиента, коммуникатор в состоянии выявить его ведущую РС, а также установить обл-ти опущения важн опыта. Язык и речь рассм-ся как важнейшие источники инфы о психич состоянии чел-а. Важным следствием постулата об иконичности явл-ся принцип психологич разграничения поверхностной и глубинной стр-р высказ-я. НЛП приписывает поверхностной структуре ф-цию отраж-я сознания, а глубинной -подсознания. Глубинная структура содержит актанты тех переменных, кот след-т эксплицитно заполнить, чтобы выявить действит, реальн проблему клиента и создать представ-е о «хорошо сформулированном рез-те» моделир-я. 3 теоретич постулат касается специфики исп-я яз механизмов вариативной интерпретации действит-ти в практике НЛП. Специфичность механизмов вариативной интерпретации в том, что говорящий м исп-ть заложенный в них потенциал смыслоразличения, сознательно выбирая между вариантами защищать свою позицию в споре и отстаивать свою позицию в споре и тем самым воздействуя на адресата, а м осущ-ть выбор случайно, непреднамеренно. В этом заложен потенциал имплицитного возд-я на адресата, поскольку последний остается в неведении относит-о истинных намерений говорящего. НЛП утверждает, что «случайный» выбор того или иного варианта яз формы совершенно не случаен и продиктован психикой чел-а, его РС, причем именно «случайный» выбор формы и предст-т интерес для коммуникатора, поскольку только он позв-т выявить скрытые механизмы психики чел-а. Этому постулату можно дать несколько парадоксальное название, определив его как принцип значимости незначимого варьирования.
Когнитивная лингвистика КЛ изучает яз как проявление ментал деят-ти ч-ка, как ср-во познания мира, его категоризации, концептуализации и оценки. Лидер отеч КЛ – Кубрикова; Баранов, Караулов, Карасик, Болдарев, Никитин; зарубежн КЛ – Чейф, Шенк, Лакофф, Тальми
Постулаты КЛ 1. неразрывная связь м/у яз и мышлением (яз стр-ры всегда рассм-я сквозь призму мышл-я, тесной связи м/у мышл-ем и психологией) 2. междисциплинарность подходов (когнитивистика – федерация наук => нужно учитывать данные культурологии, этимологии) 3. п-т о примате когнитивного (при лингво-когн исслед-и когн аспект важнее л-кого, когн близость важнее, чем различия в яз стр-рах; важнее сущностное предст-е знаний ментал 1цы – концепт, фрейм, сценарий, модель) 4. п-т о нерелевантности <->-я лингв и экстралин знания (традиц л-ка их разграничивала; когнитивистика считала, что в этом нет смысла: часто чтобы понять смысл выск-ния, необх-ма лингвокультурол инфа – ej Он проплыл стометровку за 45 сек – надо знать, что это мировой рекорд) 5. п-т о тенденции к экономии усилий (реал воплощение в словах беднее, чем мысль) 6. п-т о множественности воплощения когн стр-ры в яз (1 содерж-е м.б. выражено по-разному – ej синонимы) 7. п-т о неоднородности плана содержания в яз (традиц структ л-ка – предписывалось найти однотипные 1цы – набор разл признаков – ej дочь, холостяк) 8. п-т о множественности методик сем описания (традиц сем-ка – м. создать 1 идеал методику и на ее основе описать всю л-ку, в идеале – весь яз – ej лекс-сем группы; в реал-ти разл группы требуют разл методик описания, и эти разл методики взаимодополняют др др-а) 9. п-т о значимости нестандартных употребл-й (л-ту интересны все виды необычн уп-я слова – ошибки, яз игра – ej импузантный) 10. п-т о когн обязат-ве (предп-ет возм-ть и требование верификации данных одной когн науки при помощи методов и приемов др когн науки)
Стр-ра когн категорий Для того чтобы получать, обраб, хранить, извлекать инфу, чел мозг организовывает ее в кат-и, и в отличие от лингв кат-й, где границы четко опр-ны, а принадлежность к какой-л кат-и опр-ся в рамках необх и достат хар-к какого-л объекта, и все члены кат-и равны м/у собой. Ментал кат-и наоборот не имеют четкой границы, но обладают внутр строем. Они не опр-ют строгую принадлеж-ть (эл-ты не равны, могут вообще покидать ее и входить в новую кат-ю) но! в кажд группе есть свой прототипич член, кот. связан отн-ми с др членами кат-и. Отнесенность к какой-л кат-и не всегда зависит от строгого наличия опр признака, типических / опр-х кач-в у всех ее членов. Кат-я построена в виде иерархической цепочки / цепочки последовательно связанных членов (члены 1 кат-и, находящ-ся на 1 периферии, м. не обладать необх и достат хар-ми / общ кач-вами с прототипом) Радиальные кат-и > сложн, имеют неск иерарх цепочек, расход-ся от прототипа. Концы этих цепочек не м.б. связаны, происходит последоват смена хар-ки ej doubt -> question -> challenge -> invite -> request -> ask -> communicate -> convey -> transfer -> move Осн принцип отн-я от ядра к периферии – расширение / упрощение зн-й / смена одной из хар-к. Выделение ядра кат-й мотивируется отн-ем ч-ка к членам кат-и, т.к. наше сознание осн-но нашим воприятием, и чел взд-е с ними значит больше, чем объективное описание сл-ря. Одни кат-и явл-ся членами > сложн кат-й, и члены какой-л кат-и не явл-ся зашитыми в др кат-и (нет опр места в кат-и), а м. входить в неск-ко цепочек разл кат-й (=> двусмысленность, неясность, наложение, совпадение) – разнородно мотивированные члены кат-и. Познание и исп-ние яз включает в себя обращения к ментал пространствам (орг-ся последствием опыта чел восприятия и расшир-ся с помощью процессов образного соотв-я / сопоставл-я – метафора, метонимия, сращение) Метафора – сопоставление 1 обл-ти с другой. Метонимия – часть заменяет целое / тесно связ с каким-л. п-ем (эллипсис, фонолог редукция). Сращение – сопоставление 2х обл-тей для обр-ния третьей (мото+отель=мотель, яз = реал-ть + мышл-е)
Кл рассм-ет яз как неотъемл часть познания, кот. отражает взд-я культурного, психологического, коммуникативного и функционального анализа и кот. м.б. воспринят (понят) с точки зр концептуал представл-я реал-ти и внутр анализа.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 552; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.54.118 (0.009 с.) |