Разработка баз данных для эвм 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разработка баз данных для эвм



Базы данных

Методические указания и варианты курсовых работ

для аттестации дисциплине "Базы данных"

для студентов очной формы обучения

направления 230700.62 "Прикладная информатика"

и специальности "Прикладная информатика в экономике"

 

 

Хабаровск

2014 год
Методические указания составлены на кафедре экономической кибернетики Тихоокеанского государственного университета. Содержат сведения о разработке баз данных для ЭВМ, варианты заданий к ее выполнению.

 
Методические указания: Разработал Ст.преподаватель ___________________ А.Ю. Коношко Подпись   Методические указания утверждены на заседании кафедры протокол № __ от «__» ______ 201__г.
  Заведующий кафедрой ________________ «____» _______201_г.
Подпись

 


По дисциплине «Базы данных» согласно учебного план-графика студенты выполняют курсовую работу. Требуется написать базу данных, используя знание проработанных вопросов и задач по дисциплине «БАЗЫ ДАННЫХ», «СТРУКТУРЫ ДАННЫХ».

Цель курсовой работы: выработка у студентов практических навыков по проектированию баз данных. В период выполнения курсовой работы студент должен закреплять, углублять, и умело применять теоретические знания, полученные в процессе изучения дисциплины. На выполнение курсовой работы отводится 36 часов самостоятельной работы студентов.

Задача: Студент должен уметь на практике применять знания, полученные при изучении курса «БАЗЫ ДАННЫХ», «СТРУКТУРЫ ДАННЫХ». Пройти все этапы разработки БАЗ ДАННЫХ.

Выполнение курсовой работы завершается составлением отчета, в котором должно содержаться описание всей проделанной работы.

РАЗРАБОТКА БАЗ ДАННЫХ ДЛЯ ЭВМ

1.1 Требования, предъявляемые к базам данных

Базы данных представляют собой эффективный инструмент для организации ввода, хранения, поиска и обработки структурированных данных.

Роль базы данных очень важна. Все, с чем мы ежедневно сталкиваемся скорее всего, зарегистрировано в той или иной базе.

Процедуры хранения данных в базе должны подчиняться некоторым общим принципам, среди которых в первую очередь следует выделить:

1. Быстродействие - время от момента запроса к БД до фактического получения данных должно быть минимальным.

2. Возможность обновить данные, не затрачивая на это больших усилий.

3. Независимость данных – незаметно для пользователя, изменение логической и физической структуры БД. При минимальном изменении структуры БД кардинально меняется стратегия доступа к данным и структурам данных.

4. Возможность работать в многопользовательском режиме.

5. Организация безопасности существования базы данных - включает в себя целостность и защиту.

Целостность данных – устойчивость хранимых данных к разрушению и уничтожению, связанных с неисправностями технических средств, системными ошибками и ошибочными действиями пользователей.

Защита данных – включает в себя: пароли, создание временных таблиц, получение доступа от администратора

6. Адекватность отображения данных соответствующей области.

7. Удобный интерфейс для пользователя.

1.2 Стадии и этапы разработки баз данных для ЭВМ

При разработке БД можно выделить следующие этапы работы.

I этап. Постановка задачи.

Этот этап требуется для формулировки задания по созданию БД. На данном этапе описываются: цели, назначение базы данных, состав, также какие возможности будет включать данная БД (выбор, изменение, дополнение данных, формирование отчетов, графиков, печать или вывод отчета и т. д).

II этап. Анализ объекта.

Данный этап, позволяет разобрать из каких объектов может состоять БД, какими будут свойства этих объектов. После того как разбили БД на отдельные объекты необходимо разобраться со свойствами объектов, каждого в отдельности, т.е. определить параметры, которыми будет описываться каждый объект. Все эти сведения можно располагать в виде отдельных записей и таблиц. Потоми рассматриваем тип каждого элемента таблицы. Сведения о типах данных также следует занести в составляемую таблицу.

III этап. Синтез модели.

После того как мы провели все вышеназванные процедуры, необходимо определиться с моделью БД. Рассмотреть все положительные и отрицательные стороны рассматриваемых моделей и сравнить их с требованиями стоящими перед вновь создаваемой БД. Следующим шагом выбираем ту модель, которая способна максимально обеспечить реализацию поставленной задачи с наименьшими затраченными на нее усилиями. Ну и затем рисуется схема со связями между таблицами или узлами.

IV этап. Выбор способов представления информации и программного инструментария.

При выборе СУБД, с помощью которого будет реализована ваша модель, определяем форму представления информации.

В большинстве СУБД данные можно хранить в двух видах:

  • с использованием форм;
  • без использования форм.

Форма – это разработанный графический интерфейс для ввода данных в базу.

V этап. Синтез компьютерной модели объекта.

В процессе создания компьютерной модели можно выделить некоторые стадии, типичные для любой СУБД.

Стадия 1. Запуск СУБД, создание нового файла базы данных или открытие созданной ранее базы.

Стадия 2. Разработка исходных таблиц.

При разработке исходных таблиц, необходимо указывать имя и тип каждого поля. Имена полей не должны повторяться внутри одной таблицы. В процессе работы с БД можно дополнять таблицу новыми полями. При сохранении таблицы необходимо дать ей имя, уникальное в пределах создаваемой базы.

При проектировании таблиц, рекомендуется руководствоваться следующими основными принципами:

1. Таблицы необходимо разрабатывать с тем учетом, чтобы информация в них не дублировала друг друга. Тогда при каких-либо изменениях в одном месте не будет необходимости их менять в другом. Также может присутствовать человеческий фактор, что может повлечь за собой ошибки при заполнении данных (несовпадение данных в разных таблицах). Такая организация БД будет более эффективной. Например, в одной таблице должны содержаться адреса и телефоны клиентов.

2. Лучше всего формировать таблицы с учетом информации на одну тему. Так сведения обрабатываются намного легче, если они содержатся в независимых друг от друга таблицах. Например, адреса и заказы клиентов лучше хранить в разных таблицах, с тем, чтобы при удалении заказа информация о клиенте осталась в базе данных.

3. Каждая таблица должна содержать необходимые поля. Каждое поле в таблице должно содержать отдельные сведения по теме таблицы. Например, в таблице с данными о клиенте могут содержаться поля с названием компании, адресом, городом, страной и номером телефона. При разработке полей для каждой таблицы необходимо помнить, что каждое поле должно быть связано с темой таблицы. Не рекомендуется включать в таблицу данные, которые являются результатом выражения. В таблице должна присутствовать вся необходимая информация. Информацию следует разбивать на наименьшие логические единицы (Например, поля "Имя" и "Фамилия", а не общее поле "Имя").

4. База данных должна иметь первичный ключ. Это необходимо для того, чтобы СУБД могла связать данные из разных таблиц, например, данные о клиенте и его заказы.

Стадия 3. Создание экранных форм.

Первоначально необходимо указать таблицу, на базе которой будет создаваться форма. Ее можно создавать при помощи мастера форм, указав, какой вид она должна иметь, или самостоятельно. При создании формы можно указывать не все поля, которые содержит таблица, а только некоторые из них. Имя формы может совпадать с именем таблицы, на базе которой она создана. На основе одной таблицы можно создать несколько форм, которые могут отличаться видом или количеством используемых из данной таблицы полей. После создания форму необходимо сохранить. Созданную форму можно редактировать, изменяя местоположение, размеры и формат полей.

Стадия 4. Заполнение БД.

Процесс заполнения БД может проводиться в двух видах: в виде таблицы и в виде формы.

БЛАНК ЗАДАНИЯ

На выполнение курсовой работы по дисциплине

«БАЗЫ ДАННЫХ»

Студент группы ПИЭ(б) -___ Ф.И.О._________________________________________________

 

Дата выдачи ____________________Дата сдачи____________________

 

Тема_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Руководитель: ___________


Варианты курсовых работ

База данных Городской Думы.

В базе хранятся имена, адреса, домашние и служебные телефоны всех членов Думы. В Думе работает порядка сорока комиссий, все участники которых являются членами Думы. Каждая комиссия имеет свой профиль, например, вопросы образования, проблемы, связанные с жильем и так далее. Данные по каждой из комиссий включают: ее нынешний состав и председатель, прежние председатели и члены этой комиссии, участвовавшие в ее работе за прошедшие 10 лет, даты включения и выхода из состава комиссии, избрания ее председателей. Члены Думы могут заседать в нескольких комиссиях. В базу заносятся время и место проведения каждого заседания комиссии с указанием депутатов и служащих Думы, которые участвуют в его организации. Создать пакет с процедурами и функциями, которые позволяют выполнять следующие действия:

1) показать список комиссий, для каждой ее состав и председателя;

2) предоставить возможность добавления нового члена комиссии;

3) показать список членов муниципалитета, для каждого из них список комиссий, в которых он участвовал и/или был председателем;

4) предоставить возможность добавления новой комиссии, с указанием председателя;

5) для указанного интервала дат и комиссии выдать список ее членов с указанием количества пропущенных заседаний;

6) предоставить возможность добавления нового заседания, с указанием присутствующих;

7) по каждой комиссии показать количество проведенных заседаний в указанный период времени.

База данных БИБЛИОТЕКИ.

Разработать информационную систему обслуживания библиотеки, которая содержит следующую информацию: названия книг, ФИО авторов, наименования издательств, год издания, количество страниц, количество иллюстраций, стоимость, название филиала библиотеки или книгохранилища, в которых находится книга, количество имеющихся в библиотеке экземпляров конкретной книги, количество студентов, которым выдавалась конкретная книга, названия факультетов, в учебном процессе которых используется указанная книга. Необходимо составить пакет из процедур и функций, который позволяет:

1) для указанного филиала посчитать количество экземпляров

указанной книги, находящихся в нем;

2) для указанной книги посчитать количество факультетов, на которых она используется в данном филиале, и вывести названия этих факультетов;

3) предоставить возможность добавления и изменения

информации о книгах в библиотеке;

4) предоставить возможность добавления и изменения

информации о филиалах;

5) предусмотреть разработку триггеров, срабатывающих на пользовательские исключительные ситуации;

База данных УЧЕТ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ.

База данных должна содержать данные о контингенте студентов (фамилия, имя, отчество, год поступления, форма обучения (дневная/вечерняя/заочная), номер или название группы); об учебном плане (название специальности, дисциплина, семестр, количество отводимых на дисциплину часов, форма отчетности (экзамен/зачет)); о журнале успеваемости студентов (год/семестр, студент, дисциплина, оценка). Разработать пакет, состоящий из процедур и функций, позволяющий:

1) для указанной формы обучения посчитать количество студентов этой формы обучения;

2) для указанной дисциплины получить количество часов и формы отчетности по этой дисциплине; предоставить возможность добавления и изменения информации о студентах, об учебных планах, о журнале успеваемости при этом предусмотреть курсоры, срабатывающие на некоторые пользовательские исключительные ситуации;

3) предоставить возможность добавления и изменения информации о журнале успеваемости.

База данных УЧЕТА АУДИТОРНОГО ФОНДА УНИВЕРСИТЕТА.

База данных должна содержать следующую информацию об аудиторном фонде университета. Наименование корпуса, в котором расположено помещение, номер комнаты, расположение комнаты в корпусе, ширина и длина комнаты в метрах, назначение и вид помещения, подразделение университета, за которым закреплено помещение. В базе данных также должна быть информация о высоте потолков в помещениях в зависимости от места расположения помещений в корпусе. Следует также учитывать, что структура подразделений университета имеет иерархический вид, когда одни подразделения входят в состав других (факультет, кафедра, лаборатория). Помимо SQL запросов для создания таблиц базы данных, разработать пакет, состоящий из процедур и функций, позволяющий:

1) рассчитать данные о площадях и объемах каждого помещения;

2) для указанного корпуса получить количество факультетов, их названия и структуру, находящиеся в этом корпусе;

3) предоставить возможность добавления и изменения информации о корпусах в университете, при этом предусмотреть курсоры, срабатывающие на некоторые пользовательские исключительные ситуации;

4) предоставить возможность добавления и изменения информации о комнатах в корпусах университета, при этом предусмотреть курсоры, срабатывающие на некоторые пользовательские исключительные ситуации.

База данных ФИРМА.

Фирма отказалась от приобретения некоторых товаров у своих поставщиков, решив самостоятельно наладить их производство. С этой целью она организовала сеть специализированных цехов, каждый из которых принимает определенное участие в технологическом процессе.

Каждому виду выпускаемой продукции присваивается, как обычно, свой шифр товара, под которым он значится в файле товарных запасов. Этот же номер служит и шифром продукта. В записи с этим шифром указывается, когда была изготовлена последняя партия этого продукта, какова ее стоимость, сколько операций потребовалось.

Операцией считается законченная часть процесса производства, которая целиком выполняется силами одного цеха в соответствии с техническими требованиями, перечисленными на отдельном чертеже. Для каждого продукта и для каждой операции в базе данных фирмы заведена запись, содержащая описание операции, ее среднюю продолжительность и номер чертежа, по которому можно отыскать требуемый чертеж. Кроме того, указывается номер цеха, обычно производящего данную операцию.

В запись, связанную с конкретной операцией, заносятся потребные количества расходуемых материалов, а также присвоенные им шифры товара. Расходуемыми называют такие материалы, как, например, электрический кабель, который нельзя использовать повторно. Когда, готовясь к выполнению операции, расходуемый материал забирают со склада, регистрируется фактически выданное количество, соответствующий шифр товара, номер служащего, ответственного за выдачу, дата и время выдачи, номер операции и номер наряда на проведение работ, который будет обсуждаться ниже. Реально затраченное количество материала может не совпадать с расчетным, из-за того, например, что часть изготовленной продукции бракуется.

Каждый из цехов располагает многочисленными инструментами и приспособлениями. При выполнении некоторых операций их все же не хватает, и цех вынужден обращаться в центральную инструментальную за недостающими. Каждый тип инструмента снабжен отдельным номером и на него заведена запись со словесным описанием. Кроме того, там отмечено, какое количество инструментов этого типа выделено цехам и какое осталось в инструментальной. Экземпляры инструмента конкретного типа, например гаечные ключи одного размера, различаются по своим индивидуальным номерам. На фирме для каждого типа инструмента имеется запись, содержащая перечень всех индивидуальных номеров. Кроме того, указаны даты их поступления на склад.

По каждой операции в фирме отмечают типы и количества инструментов этих типов, которые должны использоваться при ее выполнении. Когда инструменты действительно берутся со склада, фиксируется индивидуальный номер каждого экземпляра, указываются номер заказавшего их цеха и номер наряда на проведение работ. И в этом случае затребованное количество не всегда совпадает с заказанным.

Наряд на проведение работ по форме напоминает заказ на приобретение товаров, но, в отличие от последнего, он направляется не поставщику, а в один из цехов. Оформляется этот наряд после того, как руководство фирмы сочтет необходимым выпустить партию некоторого продукта. В наряд заносятся шифр продукта, дата оформления наряда, срок, к которому должен быть выполнен заказ, а также требуемое количество продукта. Разработайте структуру таблиц базы данных, подберите имена таблиц и полей, в которых могла бы разместиться вся эта информация.

Помимо SQL запросов для создания таблиц базы данных, разработать пакет, состоящий из процедур и функций, позволяющий:

1) для выбранного цеха, выдать список операций, выполняемых им. Для каждой операции список расходуемых материалов, с указанием количества;

2) показать список инструментов и предоставить возможность добавления нового;

3) выдать список используемых инструментов;

4) для указанного интервала дат, вывести список нарядов;

5) показать список операций и предоставить возможность добавления новой операции;

6) выдать список расходуемых материалов, используемых в различных нарядах;

7) выдать список товаров, с указанием используемых инструментов;

4) показать список нарядов и предоставить возможность добавления нового;

9) выдать отчет о производстве товаров различными цехами, указав наименование цеха, название товара и его количество.

База данных ФОТОАППАРАТЫ

Предусмотреть: меню, печать на экран, ввод данных, редактирование, просмотр данных. Реализовать возможность поиска по следующим параметрам с использованием нескольких таблиц:

Для каждого фотоаппарата указать сведения о нем (наименование, дату выпуска, поставщик, цена и другие функции).

Для всех фотоаппаратов выдать список, отсортированный: по дате выпуска, в алфавитном порядке по поставщику, по стоимости, по дате продажи.

Найти самый дорогой фотоаппарат, самый дешевый, среднюю стоимость.

Найти фотоаппараты с ценой в заданных пределах (предусмотреть ввод цены с клавиатуры).

Найти все фотоаппараты заданного производителя (выбор).

Найти все фотоаппараты с заданной датой выпуска (ввод даты).

Найти все фотоаппараты, чья стоимость находится в заданных пределах (ввод интервала) для заданного производителя (выбор).

Найти долю фотоаппаратов, проданных за определенный период от общего времени продажи.

Найти самую популярную модель фотоаппарата (продано наибольшее количество).

Найти все фотоаппараты, поступившие от заданного поставщика, чья стоимость больше, чем средняя стоимость заданного фотоаппарата, поступившего из заданной страны.

Найти долю дешевых фотоаппаратов (чья стоимость меньше заданной), поступивших от заданного поставщик из заданной страны и в целом.

Найти количество бракованных фотоаппаратов, поступивших из заданной страны для заданного поставщика за определенный промежуток времени.

Найти среднюю стоимость фотоаппаратов, проданных за определенный промежуток времени.

Найти все фотоаппараты, чья стоимость выше, чем средняя стоимость фотоаппаратов заданного производителя.

Найти виды запасных частей, поступающих для ремонта фотоаппаратов, отсортированных: по наименованию, по стоимости, по поставщику

Найти поставщиков заданного вида запасных частей для заданного вида фотоаппаратов.

База данных ПОЛИКЛИНИКА

В поликлинике ведется прием населения врачами нескольких специальностей, причем по каждой специальности в поликлинике может работать несколько врачей. Пациенты регистрируются — каждый из них обладает медицинской карточкой. В карточке фиксируются визиты к врачам с указанием диагнозов (перечень диагнозов стандартизирован).

На основании данных регистрации визитов необходимо выполнять анализ загруженности врачей, а также вести статистику заболеваемости по каждому диагнозу. При необходимости должна быть обеспечена возможность распечатывания списка врачей каждой из специальностей, работающих в поликлинике.

Разрабатываемая информационная система должна обеспечить автоматизацию следующих операций в рамках выбранной предметной области:

• ведение учета пациентов (с возможностью просмотра, редактирования, удаления, добавления новых);

• ведение учета диагнозов (с возможностью просмотра, редактирования, удаления, добавления новых);

• ведение учета врачей (с возможностью просмотра, редактирования, удаления, добавления новых);

• ведение учета визитов (с возможностью просмотра, редактирования, удаления, добавления новых);

• автоматизация отбора визитов к каждому из врачей;

• автоматизация отбора визитов, совершенных каждым из пациентов;

• формирование и печать списка врачей по каждой из специальностей;

• удаление всей оперативной информации для возможности переноса информационной системы в другие поликлинические отделения;

• расчет количества визитов пациентов к каждому из врачей;

• вычисление статистики заболеваемости по каждому диагнозу.

 

База данных ИЗДАТЕЛЬСТВО

Издательство — предприятие, занимающееся выпуском разнообразной печатной продукции. Издательство заключает договор с заказчиком (клиентом) на выполнение заказа. Заказчиком может выступать частное лицо или организация. Частное лицо может быть автором издания (или одним из авторов, если их несколько) или представителем автора. Организация для контактов с издательством также имеет своего представителя — контактную персону.

Заказ может быть книгой, брошюрой, рекламным проспектом, буклетом, бюллетенем для голосования или каким-либо другим видом издательской продукции. Подготовленные издательством материалы заказчика печатаются в типографиях, где издательство размещает свои заказы.

Информацию о работе издательства можно сгруппировать следующим образом:

-сведения о заказчиках (частное лицо или организация, личные данные контактной персоны, адрес, телефон, факс);

- сведения о заказах (номер заказа, заказчик, вид печатной продукции, издание, типография, дата приема заказа, отметка о выполнении, дата выполнения заказа);

- сведения об изданиях (код издания, автор и название, объем в печатных листах, тираж, номер заказа);

- сведения об авторах (личные данные: Ф.И.О., домашний адрес, телефон; дополнительные сведения);

- сведения о типографиях (название, адрес, телефон).

База данных ПРЕССА УКРАИНЫ

На подписном пункте агентства “Пресса Украины” ведется подписка на периодические издания на следующий год. В ходе подписной кампании подписчики оформляют подписку на периодические издания согласно действующему перечню (каталогу). Подписка оформляется на целое число месяцев. При оформлении подписки производится 100%-ная предоплата. Подписчик имеет возможность подписаться на несколько различных изданий, а также выписать несколько комплектов одного издания.

Периодически руководство подписного пункта составляет отчеты о ходе подписной кампании. В этих отчетах приводятся сводки подписчиков, подписавшихся на каждое периодическое издание, а также перечень всех изданий, на который подписался каждый из подписчиков. Результаты подписки по подписным изданиям подводятся подсчетом общего числа подписчиков, выписавших их, общего срока подписки и ее стоимости.С целью повышения эффективности труда сотрудников подписного пункта и снижения вероятности ошибок при оформлении подписки в информационной системе необходимо реализовать следующие функции:

• расчет и подготовку к печати квитанции об оплате подписки;

• возможность выбора подписных изданий из списка внесенных в базу данных при оформлении подписки;

• составление бюллетеня подписчиков, в котором для каждого издания приводится список подписчиков;

• составление реестра подписчиков, в котором для каждого подписчика приводится список изданий и сроки подписки;

• формирование рейтинга подписных изданий на основании общей стоимости подписки по каждому из них.

База данных АТЕЛЬЕ МОД

Ателье мод выполняет заказы клиентов на индивидуальный пошив одежды. В ателье существует каталог моделей и каталог тканей. По каталогу моделей клиент выбирает модель а по каталогу тканей — ткань, из которой будет выполнена модель, и заказывает ее пошив в ателье.

Заказ каждого клиента содержит: Ф. И. О. клиента, информацию о модели (ее номер из каталога моделей), информацию о ткани (номер из каталога тканей), Ф. И. О. закройщика (исполнителя заказа), дату приема заказа, дату примерки, отметку о выполнении заказа, дату выполнения заказа.

В каталоге моделей каждая модель имеет уникальный номер, для каждой модели указывается рекомендуемая ткань, необходимый расход ткани для данной модели с учетом ширины ткани, цена готовой модели, включающая цену ткани и стоимость пошива изделия.

В каталоге тканей каждая ткань имеет уникальный номер, название, а также указываются ее ширина и цена за 1 метр.

В ателье может быть еще и склад тканей. В книге учета тканей на складе для каждой ткани указывается общий метраж, который изменяется, если принимается заказ на изготовление модели из данной ткани.

 

База данных АВТОСАЛОН

Существует некоторая фирма, торгующая автомобилями. Автомобиль выступает в качестве товара и как товар имеет определенные характеристики. Кроме того, на каждый автомобиль имеются исчерпывающие технические данные. Фирма имеет своих клиентов — покупателей автомобилей, сведения о которых хранит в течение определенного времени.

Деятельность фирмы может быть описана данными, сгруппированными следующим образом:

— товар (код товара, страна-изготовитель, марка автомобиля, модель, наличие на складе (да, нет, когда будет), цена);

— технические данные (код товара, тип кузова, количество дверей, количество мест, тип двигателя, расположение двигателя, рабочий объем двигателя);

— клиенты (код товара, ФИО клиента, паспортные данные (серия, номер), домашний адрес, телефон, доставка (да, нет), вид оплаты (перечисление или наличные; кредит или сразу)).

Необходимо обеспечить ввод, редактирование и просмотр данных в удобной для пользователя форме.

Предполагается также решение следующих задач:

— выдать информацию о наличии автомобилей определенной марки и модели;

— выдать технические данные заданной модели;

— выдать информацию обо всех проданных моделях некоторой марки, значение которой вводится в качестве параметра;

— посчитать сумму продаж моделей каждой марки и общую сумму продаж;

— выдать полную или частичную информацию о клиентах фирмы;

— выдать списки клиентов и автомобилей по виду оплаты.

Возможны постановка и решение других задач.

 

База данных АГЕНТСТВО ПО ПРОДАЖЕ АВИАБИЛЕТОВ

Агентство занимается продажей авиабилетов на различные рейсы, ведет учет проданных билетов и учет пассажиров, купивших билеты.

Поэтому возникает потребность в хранении и обработке данных, сгруппированных следующим образом:

- информация о расписании рейсов (номер рейса, тип самолета, пункт отправления, пункт назначения, дата вылета, время вылета, время полета, цена билета);

- информация о свободных местах на рейс (номер рейса, дата вылета, общее количество мест, количество свободных мест);

- информация о пассажирах, заказавших билет (фамилия, имя, отчество, предъявленный документ, его серия и номер, номер рейса, дата вылета).

Особенность данной задачи состоит в том, что информация в базе данных может использоваться как пассажирами (например, для получения сведений о расписании и наличии свободных мест на рейс), так и служащими агентства: кассирами и диспетчерами (администраторами). Т. е. выделяются три группы пользователей базы данных: пассажир, кассир, диспетчер. В связи с этим возникает проблема разграничения прав доступа этих пользователей к информации базы данных для защиты ее от несанкционированного использования.

Другая особенность рассматриваемой задачи: удаление в архив информации о выполненном рейсе и ввод данных о рейсе с таким же номером на очередную дату, отстоящую от даты удаленного в архив

 

База данных ГОСТИНИЦА

Задание: Рассмотрим возможную модель организации размещения и учета проживающих в некоторой гостинице граждан (клиентов).

Предполагаемая гостиница располагает номерами с разным уровнем сервиса, комфортности и, соответственно, оплаты. Одной из характеристик номера является его тип. Предположим, что существуют следующие типы номеров: люкс — многокомнатный номер с высоким уровнем сервиса, комфортности и обслуживания; полулюкс — номер меньшей, чем люкс, площади, но с достаточным уровнем сервиса и комфортности; одноместный или двухместный номер с минимальным уровнем сервиса; многоместный номер, также с некоторым уровнем сервиса. Стоимость для номеров типа люкс и полулюкс устанавливается как стоимость всего номера (в сутки), независимо от количества проживающих в номере. Стоимость проживания в одно-, двух- и многоместных номерах устанавливается для одного человека (в сутки). Номера и места в номерах могут бронироваться. При наличии телефона в номере пользованием междугородным телефоном оплачивается отдельно по фактическим счетам.

Все прибывающие и размещаемые в гостинице граждане при вселении должны заполнить карточку регистрации. Кроме того, для расчетов с клиентами администрация гостиницы заводит расчетные карточки, которые содержат данные о размещении клиента, оказанных услугах и всех расчетах с ним. Для номеров типа люкс и полулюкс расчетная карточка может заводиться только для одного клиента, оплачивающего номер.

Любой номер гостиницы имеет номер, по которому ведется учет проживающих в гостинице. Это свойство номера в последующих описаниях будем называть номером комнаты (независимо от фактического количества комнат в номере).

При выбытии клиента данные о нем сохраняются в архиве.

Можно предположить использование следующих свойств (данных) о номерах гостиницы и ее клиентах, которые можно сгруппировать описанным ниже способом:

— сведения о номерах типа люкс и полулюкс (номер комнаты, тип номера, занят/свободен, количество комнат, этаж, телефон, стоимость номера в сутки, сведения о бронировании, количество фактически проживающих);

— сведения о прочих номерах (номер комнаты, тип номера, количество мест, этаж, телефон, стоимость проживания одного человека в сутки, количество свободных мест);

— карточки регистрации (номер регистрации клиента, номер комнаты, дата прибытия, фамилия, имя, отчество, предъявленный документ, серия и номер документа, дата рождения, пол, домашний адрес, домашний телефон);

— расчетные карточки (номер регистрации клиента, номер комнаты, дата и время прибытия, оплата брони, предполагаемая дата убытия, количество оплаченных дней, сумма оплаты, окончательный расчет);

— архив (номер регистрации клиента, фамилия, имя, отчество, документ, серия и номер, дата рождения, пол, домашний адрес, домашний телефон, номер комнаты, дата прибытия, дата убытия).

По усмотрению исполнителя можно расширить или, наоборот, уменьшить количество свойств (данных) рассматриваемой задачи.

Создаваемая информационная система предназначена для администрации гостиницы, которая на основании информации о номерах занимается размещением клиентов в соответствии с их запросами. При выбытии клиента информация о номере, в котором он проживал, должна обновляться, а информация о клиенте должна удаляться из рабочих таблиц (карточки регистрации и карточки учета) и помещаться в архивную таблицу.

Кроме перечисленных задач ведения данных, в системе могут решаться задачи поиска, например, поиск номера или места в номере в соответствии с некоторыми критериями поиска. Другая задача поиска — это поиск клиента, проживающего в гостинице в данный момент или проживавшего в ней ранее.

Кроме того, в рассматриваемой задаче можно организовать статистическую обработку данных; например, учет количества

 

 

База данных СНАБЖЕНИЕ

Склад оптовой базы поставляет широкий спектр товаров (до 200 наименований) в сеть магазинов (до 20 точек). В конце каждого месяца магазины присылают на склад заявки на товары на следующий месяц. Управляющим склада необходимо оперативно определить возможность удовлетворения заявок (убедиться в достаточном количестве товаров на складе) и, при необходимости, сделать срочную допоставку продукции на склад.

Магазины могут забрать товары согласно заявке в любое время. При отгрузке товара оформляется накладная.

Необходимо разработать информационную систему, позволяющую автоматизировать учет товаров, магазинов, прихода товаров на склад, заказов магазинов, накладных. При этом информация должна быть доступна непосредственно в складе (необходимо, например, иметь доступ к заказам всех магазинов, чтобы при приезде представителя магазина за товаром нужная информация была под рукой) и в административных помещениях оптовой базы (при планировании завоза товаров на склад необходимо иметь оперативную информнацию о текущих отгрузках, заказах и пр.). В связи с этим разрабатываемая информационная система должна иметь клиент-серверную архитектуру, обеспечивающую одновременный доступ к базе многих пользователей.

Разрабатываемая система должна предоставлять возможность оперативно получать ответы на следующие вопросы:

• каковы объемы заказов по каждому из товаров на текущий месяц?

• сколько и каких товаров было отгружено со склада каждому из магазинов?

• каковы остатки товаров на складе?

• какие магазины заказывали имеющиеся на складе товары?

• полная информация о магазинах, заказывавших определенный товар;

• сколько и каких товаров необходимо срочно завезти на склад, чтобы не поставить под угрозу выполнение заказов на текущий месяц?

• какие товары и в каком количестве отпущены по конкретной накладной?

• какие товары и в каком количестве входят в определенный заказ?

• все заказы, сделанные определенным магазином;

• какие товары не пользуются спросом в текущем месяце (не заказаны ни одним из магазинов)?

 

База данных ОПТОВЫЙ СКЛАД

Склад осуществляет продажу товаров оптом. Любая фирма, занимающаяся продажей товаров в розницу, закупает необходимые ей товары на складе, который служит посредником между производителями и продавцами.

На склад товар поступает от некоторой фирмы-поставщика, в свою очередь склад продает товар фирме-покупателю, заключая с ней сделку о продаже товара.

Деятельность оптового склада характеризуется следующей информацией, которую можно объединить в группы следующим образом:

- поставщики (код поставщика, название фирмы-поставщика, адрес, телефон);

- покуп



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 1028; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.120 (0.749 с.)