Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наш класс, наша школа (15 ч)

Поиск

Знакомство с классом. Название и назначение предметов в классе. Название личных учебных вещей. Правила поведения во время урока, на перемене.

Имя, отчество учителя, воспитателя. Имена товарищей по классу.

Знакомство со школой, расположение данного класса в школе, других помещений (столовая, спортивный зал, библиотека, учительская и др.).

Режим дня. Назначение одежды, обуви. Элементарные правила гигиены. Название частей тела, предметов ухода за телом.

Режим питания. Правила поведения в столовой, и при приеме пищи. Название чайной и столовой посуды, продуктов питания.

Режим отдыха. Название игрушек, сюжетно-ролевых игр. Значение сна в жизни человека. Название мебели, спальных принадлежностей, белья и одежды.

Бережное отношение к школьному и личному имуществу.

 

Осень (14ч)

Наблюдения за изменениями в природе осенью (похолодание, изменение окраски листьев, травы, листопад, осадки).

Домашние животные и их детеныши. Названия 2-3 животных, польза для человека. Названия и различение действий, совершаемых домашними животными. Уход за домашними животными.

Труд детей на пришкольном участке: уборка сухих листьев и веток, помощь взрослым в посадке растений, в уборке урожая.

Уход за комнатными растениями.

Экскурсии на пришкольный участок, в зоопарк.

 

Наш дом (8ч)

Мое имя, фамилия. Моя семья (члены семьи, их имена, занятия). Выполнение поручений в семье. Режим дня в выходной день.

Мое рабочее место. Название игрушек. Краткое описание любимой игрушки.

Бережное отношение к вещам. Уважительное и вежливое отношение к членам семьи.

 

Зима (14 ч)

Характерные признаки зимы. Наблюдения за погодой. Изменения в жизни животных, птиц, людей. Зимняя одежда и обувь.

Зимние развлечения детей. Новогодний праздник.

Название зимующих птиц. Подкормка птиц зимой, изготовление кормушек.

 

Наш город (село) (15 ч)

Название города (села). Знание 2-3 крупных предприятий и учреждений культуры.

Транспорт (автобус, трамвай, троллейбус, метро, самолет, поезд). Названия некоторых профессий на транспорте. Правила поведения учащихся в транспорте, на улице.

 

Весна (12 ч)

Наблюдение за характерными признаками весны: потепление, таяние снега, набухание почек и распускание листьев, появление зеленой травы и первых цветов, прилет птиц.

Сад и огород. Труд людей в саду и огороде весной. Название орудий труда. Посадка деревьев и кустарников. Название некоторых фруктов и овощей, некоторых видов цветов и плодовых деревьев.

 

Родная страна (14 ч)

Название страны. Главный город страны.

Праздники и знаменательные даты. Участие детей в подготовке праздничных утренников.

 

Устное народное творчество (10 ч)

Загадки о временах года (обобщение знаний о характерных признаках каждого времени года), о фруктах и овощах, о видах транспорта и др.

Пословицы о труде и дружбе. Русские народные сказки о животных.

 

КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ

 

Добукварный период

Индивидуальные занятия

Обследование учащихся. Исследование импрессивной речи, состояние звуковой стороны речи (звукопроизношения, звукослоговой структуры слова, просодики: темпа, ритма, интонации и др.); фонематического восприятия и анализа; лексики, грамматического строя, связной речи; зрительно-пространственных функций (зрительного восприятия, пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза, зрительной памяти).

Индивидуальная коррекция нарушений тонкой ручной моторики, затруднений в воспроизведении серий движений пальцев правой и левой руки. Координация движений пальцев, умение плавно переключаться от одного движения к другому, правильное воспроизведение серий движений.

Развитие речевого дыхания, плавного, длительного речевого выдоха (особенно при ринолалии). Развитие силы, высоты, тембра голоса, модуляций.

Развитие артикуляционной моторики.

Выработка артикуляторных движений, необходимых для правильного произношения свистящих звуков.

Уточнение артикуляции и звучания гласных звуков и артикулируемых согласных звуков (кроме свистящих, шипящих, л, р).

Постановка и автоматизация звуков с, с’, з, з’.

Преодоление индивидуальных нарушений звукослоговой структуры слова на материале слов, включающих звуки, не требующие коррекции: воспроизведение серий слогов, воспроизведение одно-двух-трехсложных слов без стечений и с одним стечением согласных.

Преодоление индивидуальных затруднений в анализе предложений на слова.

Преодоление, индивидуальных затруднений в слоговом анализе двух-трехсложных слов без стечений и с одним стечением согласных.

Преодоление трудностей фонематического анализа и синтеза на материале слов типа мак, мама, банан.

Закрепление лексики, отработанной на уроках развития речи, обучения грамоте, на фронтальных занятиях.

Закрепление форм словоизменения и словообразования, синтаксической структуры предложений в соответствии с программой по развитию речи.

 

Фронтальные занятия (48 ч)

Развитие зрительно-пространственных функций (зрительного гнозиса, зрительной памяти, зрительного анализа и синтеза, уточнение схемы тела, развитие пространственной ориентировки и пространственных представлений) с учетом программы по обучению грамоте и математике; развитие внимания, памяти.

Развитие ритма. Дифференциация различных ритмических серий, постепенно усложняющихся с учетом программы по обучению грамоте и математике.

Развитие тонкой ручной моторики.

Формирование речевого дыхания, длительности и плавности речевого выдоха.

Развитие синхронности речевого дыхания и голоса. Развитие силы, высоты и тембра голоса с использованием игровых упражнений, игр, драматизаций. Формирование повествовательной, вопросительной, побудительной интонации.

Развитие артикуляторной моторики. Упражнения для мимических мышц лица. Формирование движений нижней челюсти, губ, языка, мягкого нёба. Обеспечение правильного и точного выполнения артикуляторных движений (без напряжения и вялости). Нормализация темпа движений; плавности переключения от одного движения к другому; ритма и координации движений языка, губ; объема движений.

Развитие слухового восприятия. Дифференциации неречевых звуков, различение звуков музыкальных инструментов, шумов. Развитие слухового внимания, слуховой и речевой памяти.

Знакомство (в доступной форме) со строением и функционированием речевого аппарата.

Уточнение артикуляции произносимых звуков:

уточнение произношения и звучания гласных звуков а, у, о, и, э, ы. Выделение каждого из гласных звуков в ряду других звуков, из слова. Дифференциация звуков а-у, а-о, о-у, и-э изолированно, в слогах и словах;

уточнение артикуляции и звучания губно-губных звуков (б, п, м). Выделение каждого из этих звуков в словах. Дифференциация звуков б-п. Закрепление понятий «согласный-гласный».

уточнение артикуляций и звучания переднеязычных звуков (д-т). Выделение каждого из этих звуков в словах. Развитие звукового анализа на материале слов, включающих звук д, а затем т. Дифференциация звуков д-т изолированно, в слогах и в словах, предложениях;

уточнение артикуляции и звучания заднеязычных г-к-х. Развитие звукового анализа на материале слов, включающих эти звуки. Дифференциация звуков г-к, к-х изолированно, в слогах, в словах, в предложениях;

уточнение артикуляции и звучания губно-зубных звуков в-ф. Выделение каждого из этих звуков в словах, определение места звука в слове (начало, середина, конец). Дифференциация звуков в-ф изолированно, в слогах, в словах, в предложениях;

автоматизация звуков с, с’, з, з’ в слогах, в словах, в предложениях. Дифференциация звуков с-с’, з-з’, с-з.

Коррекция искажений звукослоговой структуры слова на материале слогов и слов, с правильно произносимыми звуками:

воспроизведение серий гласных из 2, 3, 4 звуков: ао, аоу, аоуи и др.

воспроизведение серий повторяющихся слогов со сменяющимся ударением: да -да-да, да- да -да, да-да- да.

воспроизведение серий слогов с различными гласными (с меняющимся ударением: ба-до-гу);

воспроизведение серий из 2-3 слогов со стечением согласных (тва-тво, дна-дно-дну);

воспроизведение односложных, двух- и трехсложных слов без стечения и со стечением согласных (два, танк, майка, канава, канавка).

Закрепление понятий (на практическом уровне) ё длинном и коротком слове, о слоге. Деление двух- и трехсложных слов на слоги с опорой на вспомогательные приемы (отхлопывание, отстукивание и др.), затем в речевом плане. Определение количества и последовательности слогов в простых словах. Тренировка в составлении графической схемы слогового состава простых слов без стечения согласных

Развитие звукового анализа на материале одно- и двухсложных слов без стечений согласных с правильно произносимыми звуками (в процессе уточнения их артикуляции).

Выделение гласных и артикулируемых согласных (м, п, б, н, д, т, к, г, х) на фоне слов. Вычленение первого и последнего звука в простых словах Определение места звука (начало, середина, конец слова) Определение последовательности и количества звуков в одно- и двухсложных словах без стечений согласных (дом, муха, каток), состоящих из правильно произносимых звуков. Составление графической схемы слов с буквенным обозначением гласных.

Формирование анализа структуры предложения и синтеза слов в предложении (на материале 3-5 сложных предложений без предлогов).

Развитие лексики и грамматического строя речи с учетом программы по развитию речи.

 

Букварный период

Индивидуальные занятия

Преодоление индивидуальных затруднений в воспроизведении серий движений пальцев правой и левой руки; развитие координации синхронности, плавности переключения движений, правильного воспроизведения последовательности.

Нормализация речевого дыхания, формирование плавности и длительности речевого выдоха.

Развитие артикуляторных движений. Подготовка движений артикуляторного аппарата к произношению звуков л, р, шипящих звуков.

Автоматизация звуков с, з. Постановка и автоматизация звуков ц, л, р, ш, ж.

Преодоление индивидуальных нарушений звукослоговой структуры слова на материале двухсложных слов с двумя стечениями согласных (скатерть, скалка), трехсложных слов с одним стечением согласных (стаканы, тарелка), воспроизведения серий слогов со стечением согласных (ста-сто-сту).

Развитие анализа предложений на слова (на материале предложений из 4-6 слов с предлогами).

Коррекция нарушений слогового и звукового анализа и синтеза.

Закрепление в импрессивной и экспрессивной речи словаря, отработанного на уроках развития речи, обучения грамоте, на фронтальных занятиях.

Формирование грамматического строя речи (словоизменения, словообразования, синтаксической структуры предложений) с учетом программы по развитию речи.

Преодоление индивидуальных затруднений в формировании связных высказываний.

Фронтальные занятия (54 ч)

Развитие зрительно-пространственных функций. Дифференциация графически сходных печатных букв а-м, н-п-и, р-в, э-с, к-ж, з-в, х-к (в процессе изучения букв по букварю).

Закрепление правильного речевого дыхания, голоса, эмоциональной выразительности речи.

Развитие четкости произношения, правильного восприятия и воспроизведения вопросительной, повествовательной, побудительной интонации, их дифференциации в импрессивной и экспрессивной речи. Работа по развитию интонационной выразительности речи на материале простых диалогов (например, «Разговор с котом», «Лис и мышонок»).

Развитие артикуляторной моторики с учетом характера нарушенных звуков; точности артикуляторных движений, нормального тонуса (без напряжения и вялости).

Нормализация темпа движений, плавности переключения от одного движения к другому, ритма и координации движений, объема движений. Закрепление артикуляции и звучания правильно произносимых гласных и согласных звуков. Дифференциация твердых и мягких согласных звуков, не требующих коррекции: м-м’, х-х’, п-п’, в-в’, т-т’ н’-н’ (с учетом последовательности усвоения букв по букварю с определенным опережением).

Автоматизация свистящих звуков с, с’, з, з’, ц. Дифференциация звуков с-с’, з-з’, с-з, с-ц.

Закрепление звукослоговой структуры слов, включающих свистящие звуки:

повторение слоговых рядов с оппозиционными звуками типа соц-цос, за-са-за, ста-сто-сту с меняющимся ударением;

закрепление произношения слов различной структуры со свистящими звуками в начале слова (самолет, скамья, старуха и др.), в середине и конце слова (косынка, капуста, пылесос и др.).

Постановка (на индивидуальных занятиях) и автоматизация звуко л, л’.

Дифференциация звуков л-л’ изолированно, в слогах, словах, предложениях.

Закрепление звукослоговой структуры слов со стечением согласных, включающих звуки л-л’ типа клумба, колбаса, свекла, каникулы, велосипед и др. Постановка (на индивидуальных занятиях) и автоматизация звуков р-р’. Дифференциация звуков р-р’. Закрепление звукослоговой структуры слов со стечением согласных, включающих звуки р-р’ (паркет, тетради, квартира и др.). Дифференциация звуков р-л, р-л’, л’-й, р’-й изолированно, в слогах, словах, предложениях..

Постановка (на индивидуальных занятиях) и автоматизация звуков ш, ж, щ, ч.

Дифференциация звуков ш-ж изолированно, в словах, слогах, предложениях.

Закрепление произношения серий слогов и слов различной структуры со звуками ш-ж:

повторение слоговых рядов с оппозиционными звуками жа-ша-жа, шож, жош;

Закрепление произношения слов различной структуры с шипящими звуками (шкаф, шторы, шапка, каштаны, катушка и др.).

Дифференциация отработанных свистящих и шипящих звуков с-ш, з-ж.

Закрепление звукослоговой структуры серий слогов и слов:

воспроизведение серий слогов со стечением согласных: дра-дро-дру, кра-кро-кру-кры;

воспроизведение звукослоговой структуры двухсложных слов с двумя стечениями согласных (кнопка, стайка; плотник и др.);

воспроизведение трехсложных слов с 1-2 стечениями согласных (рыбалка, спасибо, скамейка, рисунки, шкатулка и др.).

Развитие анализа предложений на слова и синтеза слов в предложении, на материале предложений из 4-6 слов с предлогами (Маша пошла в лес. Девочка тихо вошла в избушку. Большая собака быстро бежала по дороге).

Развитие слогового анализам синтеза. Деление двух- и трехсложных слов на слоги без использования вспомогательных приемов, в речевом плане, по представлению. Определение количества, последовательности, места слогов в слове. Соотнесение графической схемы слогового состава слова двух- и трехсложных слов со стечением согласных. Определение ударного слога.

Звуковой анализ односложных, двухсложных слов со стечением согласных (стол, волк, трава, кошка), затем трехсложных слов без стечений согласных (барабан) и со стечением согласных (карандаш, капуста).

Развитие звукослогового синтеза. Определение количества, последовательности звуков, места звуков (какой по счету, соседние звуки). Развитие лексики, грамматического строя, связной речи с учетом отрабатываемых звуков, программы по развитию речи, обучению грамоте, по математике и другим предметам.

Усвоение терминов «слово», «звук», «согласный звук», «гласный звук», «твердый звук», «мягкий звук».

Предупреждение проявлений нарушений чтения и письма с использованием специфических логопедических методик.

 

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (102 ч)

 

Добукварный период (48 ч)

Формирование диалогической речи. Беседы по серии сюжетных картинок, по сюжетной картинке. Выделение слова из структуры предложения. Анализ двухсловного предложения «субъект – предикат» (Мальчик играет). Формирование (на практическом уровне) представления о слове. Практическое различение слов, обозначающих предметы, и слов, обозначающих действия. Самостоятельное составление предложений типа «субъект – предикат» по картинкам, на основе реальной ситуации.

Знакомство со словом-звукоподражанием. Представление о звуке. Узнавание звуков (с использованием звукоподражаний) на фоне односложных и двухсложных слов. Уточнение артикуляции гласных звуков. Узнавание их на фоне слова. Звук и буква а. Звук и буква у. Звук и буква о. Выделение первого ударного гласного из слова (Оля, Аня, угол). Дифференциация звуков у-о.

Выделение первого сонорного согласного (м, н) в словах (мак, нос). Уточнение их артикуляции и звучания. Выделение артикулируемых согласных из начала слова (б, п, д, т), дифференциация б-п, д-т. Уточнение произношения и звучания артикулируемых согласных звуков (г, х, к), их дифференциация.

Выделение конечного глухого взрывного звука в словах типа мак, кот. Определение места звука в слове (начало, середина, конец).

Последовательный звуковой анализ слов, состоящих из двух гласных звуков (ау, уа).

Определение количества звуков, их последовательности в слове. Составление слов из букв разрезной азбуки, чтение.

Определение последовательности и количества звуков в словах типа ам, ум, ах, ох, ух (слог гс). Понятие о гласных и согласных звуках, их графическое обозначение.

Составление схемы слов с буквенным обозначением гласных.

Анализ слов типа му, на, да (слог сг). Составление схемы слов с буквенным обозначением гласных. Сравнение схем слов, состоящих из обратного и прямого слога. Определение последовательности и количества звуков в словах типа мак, дом, мох. Составление схемы слова с буквенным обозначением гласных.

Понятие о коротком и длинном слове. Деление слова на части (слоги). Деление на слоги двухсложных слов с повторяющимся слогом (мама, папа). Понятие о слоге (на практическом уровне). Определение количества слогов с использованием вспомогательных приемов. Составление графической схемы слоговой структуры слова. Определение ударения.

Слоговой и звуковой анализ двухсложных слов типа муха. Составление графической схемы с буквенным обозначением гласных. Понятие о звонких и глухих согласных.

Слоговой и звуковой анализ слов типа каток. Составление графической схемы с буквенным обозначением гласных. Закрепление дифференциации и обозначения на графических схемах согласных и гласных. Дифференциация звонких и глухих согласных звуков. Характеристика звуков слова с учетом этих критериев.

 

Развитие зрительного восприятия,

пространственных представлений, ручной моторики

Узнавание контурных, пунктирных, заштрихованных изображений, а также изображений, наложенных друг на друга. Составление предметных, сюжетных картинок из частей. Нахождение серий из геометрических фигур, сначала одинаково раскрашенных, затем раскрашенных разными цветами. Конструирование из кубиков по образцу.

Уточнение названий правых и левых частей тела. Определение пространственного расположения предметов, частей предмета, геометрических фигур.

Запоминание последовательности, пространственного расположения 4-5 предметов, изображений, картинок.

Развитие тонкой ручной моторики. Раскрашивание, рисование, составление узоров из мозаики. Обводка пунктирных изображений, штриховка. Рисование бордюра. Письмо основных элементов печатных букв.

Знакомство с правилами гигиены письма.

 

 

Букварный период (54 ч)

Составление и анализ предложений из 3-5 слов. Закрепление слогового анализа слов из 2-3 слогов с опорой на гласные звуки. Закрепление правила слогового деления. Закрепление букв а, у, о. Слоговой и звуковой анализ односложных и двухсложных слов со стечением согласных типа утка, окна, банка, Томка, Антон, танк, кнут. Составление графических схем слов из фишек и гласных букв. Сравнение графических схем односложных и двухсложных слов из 4-5 звуков, слов из 4 звуков со стечением согласных типа танк, утка.

Выделение звуков с, п, к и соотнесение их с соответствующими буквами. Чтение и понимание слов с изученными буквами. Предлоги с, к.

Звук и буква в. Усвоение значения предлога в (значение местонахождения). Закрепление словосочетаний с предлогом в в устной речи и при чтении. Составление словосочетаний из букв разрезной азбуки с использованием букв и фишек.

Знакомство с буквами т, н. Звуковой анализ слов, включающих звуки т, н (вата, Томка, куст, хвост, утка, окна, Антон, нотка и др.). Чтение слов по букварю на изученные буквы. Уточнение значения читаемых слов. Уточнение значения предлога на, его звуковой анализ. Закрепление употребления предлога в устной речи. Составление словосочетаний с предлогом на из букв разрезной азбуки. Дифференциация предлогов в-на, на-с. Составление словосочетаний с предлогами из букв разрезной азбуки (в саду Антон, на кусте пух). Составление предложений с данными словосочетаниями.

Звук и буква ы. Закрепление дифференциации единственного и множественного числа именительного падежа существительных с окончанием ы во множественном числе (сом - сомы, слон - слоны). Звукослоговой анализ слов типа косы, совы, сынок, сосны.

Знакомство с буквами з, л, э. Звукослоговой анализ трехсложных слов без, стечений согласных (вымыла, упала).

Звук и буква и. Усвоение понятия о твердых и мягких согласных и о двузначности букв, обозначающих согласные звуки (одна и та же буква обозначает два звука: твердый и мягкий). Дифференциация звуков и букв ы-и. Формирование навыка чтения слога с опорой на последующую гласную. Обозначение твердости и мягкости звуков на графических схемах. Закрепление звукового анализа двухсложных и трехсложных слов со стечением согласных.

Знакомство с буквами ш, р, ж. Закрепление характеристики звуков по признакам: согласный-гласный, звонкий-глухой, твердый-мягкий. Усвоение правописания жи-ши.

Звук и буква е. Звуковой анализ слов типа ели, енот, роет, старые, песни и др.

Звук и буква б. Звуковой анализ слов типа бантик, булка, кабина, бинт, белки, буханка, барабан.

Звук и буква д. Знакомство с предлогом под. Уточнение его значения и звучания. Закрепление предлога в словосочетаниях в устной речи. Составление словосочетаний с предлогом под из букв разрезной азбуки. Чтение словосочетаний и предложений с предлогом под. Дифференциация предлогов в, на, под.

Составление слов и предложений из букв разрезной азбуки.

Автоматизация слитного слогового чтения слов, предложений, коротких текстов. Работа по уточнению понимания прочитанных слов, предложений, текста. Соблюдение правильного ударения, пауз, интонационного оформления конца предложения.

Письмо, конструирование и реконструирование печатных букв.

Обводка, списывание изученных рукописных букв. Самостоятельное письмо букв строчных и заглавных. Списывание отдельных слов с рукописного, печатного текста.

Письмо под диктовку слов, написание которых совпадает с произношением; предложений из трех слов.

Закрепление правила написания предложения: большая буква - в начале, точка - в конце предложения. Большая буква в именах людей и кличках животных.

Закрепление правописания жи-ши..

Правила гигиены чтения.

Перенос слов.

 

Чистописание

Письмо элементов, строчных букв и их соединений: у, п, т, к, и, ш, р; м, ы, л; с, а; в, е; х, з, э, ж.

Письмо элементов и заглавных букв: А, М, Л, И, Ш; Х, О, С, З, Э, Е; У, К, В, Н, Ж, Р; П, Т.

 

Словарь

Ворона, корова, лопата, машина, молоко, сахар, сорока.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

понимать просьбы, указания, поручения, доступные по лексике и грамматическому оформлению, используемые в учебной и бытовой деятельности; различать побудительные и вопросительные обращения;

слушать и понимать небольшие сказки, стихи, рассказы, загадки;

понимать вопросительные предложения со словами кто? что? что делает? какой? какая? какое? какие? где? когда? как? куда? кому? у кого? кем? чем? и правильно отвечать на них;

понимать и использовать в речи наиболее употребительные слова, обозначающие предметы, признаки, действия;

употреблять в речи личные и указательные местоимения (я, ты, он, она, они, мы, вы, этот, тот);

самостоятельно образовывать формы множественного числа именительного падежа существительных с окончаниями - ы, -и, -а, -я;

правильно употреблять беспредложные падежные конструкции существительных и словосочетания существительных с предлогами в, на, под, над, у в единственном числе;

пользоваться в речи простыми распространенными предложениями (из 3-5 слов);

составлять короткие диалоги по вопросам учителя;

составлять короткие связные высказывания (из 3-4 предложений) по серии сюжетных картинок с помощью учителя;

правильно употреблять в речи поставленные и автоматизированные на логопедических занятиях звуки;

точно воспроизводить двухсложные и трехсложные слова с одним стечением согласных, правильно делать ударения в словах;

интонационно верно воспроизводить повествовательные, побудительные, вопросительные предложений;

дифференцировать на слух согласные и гласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие изученные согласные звуки;

определять количество и последовательность слов в двух- и трех- сложных предложениях;

делить двух- и трехсложные слова на слоги;

анализировать звуковой состав простых слов;

читать слитно по слогам и правильно понимать слова и простые предложения;

составлять простые слова из буки разрезной азбуки;

списывать с печатного и рукописного шрифта изученные буквы, слова и предложения с этими буквами;

слова и простые предложения с изученными буквами написание которых не расходится с произношением после предварительного анализа.

Учащиеся должны знать:

Наизусть 4-5 небольших стихотворений, загадок, потешек, скороговорок.

КЛАСС

РАЗВИТИЕ РЕЧИ (102 ч)

Слово

Понимание и употребление различных форм обращенной речи, просьб, поручений, приказаний. Использование в речи слов, обозначающих предметы, действия, признаки предметов (по цвету, качеству, принадлежности, назначению).

Уточнение значений обобщающих понятий, изученных в подготовительном классе, дальнейшая их дифференциация и систематизация. Усвоение других слов обобщенного значения: бытовая техника, зимние и перелетные птицы, тело человека, год, месяцы; дни недели, профессии, ягоды, грибы, деревья и кусты; магазины промтоварные и продовольственные, зимняя, летняя одежда.

Дифференциация слов: лес, луг, поле, роща, чаща, поляна, опушка. Выделение и название частей предмета (дом и его части, автомобиль и его части).

Понимание и употребление:

существительных со значением уменьшительности-ласкательности, увеличительности (с суффиксами -ик, -ск-, -к-, -чек, -очк-, -ечк-,-ищ-,-оньк-, -еньк-), обозначающих лиц по роду деятельности (с суффиксами - щик, -чик, -ист, -тель, -ниц-, -арь);

прилагательных, образованных от существительных, обозначающих признак предмета по материалу, из которого он сделан (деревянный, стеклянный, железный);

глаголов движения с различными приставками (в-, вы-, пере-, под-, от-);

наречий, обозначающих признаки действия, направление, место, время действия;

предлогов в, на, под, над, у, с, из, от, к,- обозначающих направление, место действия.

Употребление усвоенных слов в структуре предложения.

Усвоение слов, противоположных по значению: существительных (день - ночь), прилагательных (хороший - плохой), глаголов (молчит - говорит). Классификация предметов и слов по родовидовым отношениям, по отношению «часть – целое».

 

Предложение

Закрепление речевых умений, усвоенных в подготовительном классе. Практическое усвоение характерных признаков предложения. Различение и правильное употребление в речи предложений разных видов: побудительных, вопросительных, повествовательных, восклицательных.

Выделение предложений из текста. Определение количества предложений в небольшом устном или письменном тексте (без знаков препинания и большой буквы в начале предложения).

Правильное употребление в речи нераспространенных и распространенных предложений (из 3-5 слов). Самостоятельное составление предложений, в которых подлежащее выражено существительным, сказуемое - глаголом, типа: подлежащее - сказуемое - прямое дополнение (Девочка рвет цветы), подлежащее - сказуемое - прямое дополнение - косвенное дополнение (Мальчик ловит рыбу удочкой), подлежащее - сказуемое - обстоятельство места (локатив), выраженное существительным с предлогом (Птицы сидят на дереве), подлежащее - сказуемое - прямое дополнение - обстоятельство места, выраженное существительным с предлогом (Мама положила яблоки на стол), определение - подлежащее - сказуемое (Большая собака лает), подлежащее - сказуемое - обстоятельство образа действия, выраженное наречием (Черепаха ползает медленно).

Использование в речи предложений, в которых подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в именительном падеже (Москва - это столица. Малина - это ягода).

Употребление в речи предложений с сочетанием слов типа у меня...,

у меня нет..., у мальчика….

Различение в предложении слов, обозначающих предметы и отвечающих на вопросы кто? или что?, и слов, обозначающих действие, отвечающих на вопросы что делает? что сделал?

Дифференциации вопросов кто? и что?, относящихся к одушевленным и неодушевленным предметам, вопросов что делает? что делал?, относящихся к действиям в настоящем или прошедшем времени.

Умение ставить вопросы к отдельным словам. Распространение предложения с использованием прилагательных, отвечающих на вопросы какой? какая? какое? какие?

Правильное употребление беспредложных падежных форм существительных единственного числа в винительном падеже (обращается особое внимание на дифференциацию форм неодушевленных и одушевленных существительных), в родительном падеже (нет стола), в творительном падеже со значением орудийности (рисует карандашом), в дательном падеже со значением адресата (дарит сестре).

Практическое усвоение сочетаний количественных числительных (один, одна, одно, два, три, четыре, пять) и существительных (у мальчика два шара, пять шаров).

Согласование прилагательных с существительными единственного числа в роде и падеже и в именительном падеже множественного числа.

Уточнение лексического значения слова в предложении. Употребление антонимов, синонимов. Соотнесение обобщающих слов со словами конкретного значения. Включение вновь усвоенных слов в предложения.

 

Связная речь

Точное понимание опросов учителя, умение давать полные ответы на вопросы, требующие сравнения предметов, выяснения их характерных признаков, оценки пространственного расположения, времени и направления действия.

Использование в диалоге побудительных, вопросительных и повествовательных предложений Развитие умения точно и грамматически правильно формулировать вопросы.

Закрепление умения слушать читаемый текст и правильно (без пропусков, искажений смысловых звеньев) передавать его содержание по вопросам.

Пересказ услышанного небольшого рассказа или сказки без уточняющей беседы по содержанию.

Творчёский пересказ, самостоятельное придумывание конца или начала рассказа или сказки.

Первоначальное представление о тексте, выделение его особенностей: смысловой целостности и связности. Сравнение текста и набора изолированных предложений.

Анализ готового текста-повествования, выделение его существенных признаков: смысловой, логической последовательности событий (смысловая организация текста); наличие определенных языковых средств связи между предложениями в тексте.

Составление, плана готового текста-повествования (картинно-графического, картинно-вербального, вербального, графического).

Анализ готового текста описания выделение существенных признаков. Составление плана готового текста-описания.

Составление нескольких предложений, объединенных одной темой (по серии сюжетных картинок, по сюжетной картинке) под руководством учителя.

Описание (под руководством учителя) хорошо знакомого предмета на основе зрительного, слухового, тактильного восприятия и целостного обобщенного образа. Описание животного.

Составление устных высказываний с помощью учителя по личным впечатлениям и наблюдениям, о случаях из жизни, по впечатлениям от экскурсий, посещений музеев, выставок и т.д.

Развитие умения объяснять значение слов. Объяснение загадок. Заучивание наизусть стихотворений, скороговорок.

Речевая этика. Использование в диалоге слов, словосочетаний и предложений, выражающих просьбу, приветствие, извинение, благодарность.

 

Тематика для развития речи



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.248.75 (0.014 с.)