Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности организации учебного процесса.

Поиск

Организация учебной деятельности студентовпо дисциплине «Биология» по направлению подготовки 060601 – «медицинская биохимия» осуществляется в соответствии с РУП в объеме 10 зачетных единиц, что соответствует 360 часам, из которых 216 часов – аудиторная, 108 часов – самостоятельная работа.

Права и обязанности обучающихся.

Права и обязанности обучающихся установлены законодательством Российской Федерации, Уставом НГМУ, правилами внутреннего распорядка, коллективным договором, Кодексом чести студентов и преподавателей НГМУ, а также другими локальными актами университета.

Требования к ППС

Реализация рабочей программы по дисциплине «Биология» обеспечивается научно-педагогическими кадрами кафедры биологии НГМУ. Преподаватели кафедры имеют базовое медицинское, биологическое или педагогическое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. Все преподаватели в разное время прошли соответствующие формы переподготовки и получили сертификаты, позволяющие им работать по медико-биологическому профилю, и систематически занимаются научной и научно-методической деятельностью.

Доля преподавателей, имеющих ученую степень или ученое звание доктора/кандидата биологических/медицинских наук в общем числе преподавателей кафедры, обеспечивающих преподавание дисциплины «Биология», составляет 63 %.

Учебно-методическое и библиотечное обеспечение

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Все учебно-методические материалы по дисциплине «Биология» и рекомендации по их использованию для обучающихся размещаются на сайте Университета, на странице «Биология», в разделе «Документы» (расписание занятий, календарно-тематические планы, учебно-методические материалы).

СПИСОК ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Для эффективного освоения теоретического материала по курсу студенты обеспечены базовой учебной литературой библиотеки НГМУ и имеют возможность самостоятельно заниматься в методическом кабинете кафедры, который укомплектован современной литературой и первоисточниками по дисциплине, в читальном зале библиотеки НГМУ, а также в других библиотеках города.

3.4.3. Основная литература

1. Биология: учебник для студентов медицинских специальностей вузов: в 2 кн./ ред. В. Н. Ярыгин –М.:Высшая школа, 2004. УЧЛ - Рекомендовано Мин.образования, УЧЛ - Учебник

2. Биология: учебник для студентов вузов: в 2кн./ В. Н. Ярыгин [и др.]; ред. В. Н. Ярыгин.- М.:Высшая школа, 2005.УЧЛ - Учебник

3. Гинтер Е.К. Медицинская генетика: учебник для студентов медицинских вузов/ Е. К. Гинтер. -М.: Медицина, 2003. -448 с. УЧЛ - Учебник, УЧЛ - Рекомендовано отраслевым мин-вом

4. Биология: учебник для мед. спец.вузов: в 2т./ ред. В.Н. Ярыгин – М.: Высшая школа, 2000. -УЧЛ - Учебник, УЧЛ - Рекомендовано Мин.образования

 

3.4.2. Периодические издания

 

  Наименование Краткая характеристика
  Вестник НГУ. Биология, клиническая медицина. Выходит 4 раза в год. Журнал публикует оригинальные исследования, отражающие научное развитие отечественной медицины, а также обзоры современного состояния биологии и клинической медицины
  Радиационная биология: реферативный журнал Ежемесячный реферативный журнал - выпуск раздела-тома "Общие вопросы биологии"
  Успехи современной биологии Периодичность – 6 раз в год. Публикует обзорные и общетеоретические статьи, отражающие основные достижения во всех областях биологической науки: в биохимии, биофизике, цитологии, экспериментальной морфологии, вирусологии, генетике, физиологии животных, физиологии растений, экологии, экспериментальной онкологии, радиобиологии и др.
  Растительные ресурсы
   

Периодичность – 6 раз в год. Основные темы журнала - это ресурсы полезных растений; биология, структура популяций и биологически активные вещества ресурсных видов.

  Экология и жизнь Периодичность – 12 раз в год. Научно-популярный журнал, в котором представлена интересная современная информация по всем экологическим проблемам.
  Экология человека Периодичность – 12 раз в год. Основные темы журнала: эколого-физиологические основы жизнедеятельности человека, экология природных и социальных катастроф, воспроизводство населения и демографические процессы, социальная политика и общественное здоровье.
  Сибирский экологический журнал Периодичность – 6 раз в год. Научный журнал на экологическую тематику, выпускаемый Сибирским отделением РАН.

 

ЭЛЕКТРОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

Электронно-образовательные ресурсы созданы с целью помочь студентам облегчить доступ к литературе, необходимой им для работы или изучения истории.

Электронная Библиотечная Система «Консультант студента. Электронная библиотека медицинского вуза» (ЭБС) по дисциплине «Биология» предназначена для студентов и преподавателей медицинских и фармацевтических вузов и содержит электронные версии учебников и учебных пособий (издательства ГЭОТАР-Медиа, Литтера и др.):

 

  Наименование ресурса Краткая характеристика
  Научная электронная библиотека   http://elibrary.ru/defaultx.asp Крупнейший российский информационный портал в области науки, технологии, медицины и образования, содержащий рефераты и полные тексты более 12 млн. научных статей и публикаций.
  Единое окно доступа к образовательным ресурсам   http://window.edu.ru/   Обеспечивает свободный доступ к интегральному каталогу образовательных интеренет-ресурсов, к электронной библиотеке учебно-методических материалов, к ресурсам системы федеральных образовательных порталов Система создана по заказу Федерального агентства по образованию.
  Электронные издания НГМУ http://192.168.2.217/cgi-bin/irbis64 Представлены электронные версии учебников, учебно-методических пособий, монографий, подготовленных и изданных в университете. Хронологический охват: 2005 – текущий период

Материально-техническое обеспечение

Кафедра биологии расположена на 5-ом этаже лабораторного корпуса по ул. Залесского, 4. Для обеспечения учебного процесса по дисциплине «Биология» используются аудитория № 513, 514,546 и 512., укомплектованные учебной мебелью и оформленные наглядными пособиями по биологии (портреты выдающихся ученых, таблицы, микро- и макропрепараты).

Аудитория 513 кафедры оснащена плазменным телевизором и компьютером для демонстрации презентаций, учебных видео- и кинофильмов.

Раздел 4.

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЯ», КОНТРОЛЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

Программа контрольно-диагностических (оценочных) процедур (аттестаций) студентов на соответствие их подготовки ожидаемым результатам образования компетентностно-ориентированной дисциплины включает:

 

ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ

Входной контроль осуществляется на первом семинарском занятии в виде тестирования в письменном виде в аудитории. Входной контроль нацелен на выявление остаточных знаний из дисциплины «Биология», изучаемой в средней школе.

Текущий контроль

В качестве оценочных средств при текущем контроле знаний по дисциплине «Биология» в течение семестра используются:

¾ вопросы и задания с открытой формой ответа (текущий опрос),

¾ конспекты (выполнение письменных заданий для самостоятельной работы в «Рабочей тетради по биологии»),

¾ экспресс-контроль.

Рубежный контроль

Рубежный контроль предусмотрен для промежуточной аттестации студентов по пройденным модулям, предусмотренным данной рабочей программой, а именно, по блокам: «Молекулярная биология», «Цитология», «Паразитология», «Генетика» (2 рубежных контроля, один из которых оценивает умение решать типовые задачи).

Итоговый контроль

Итоговый контроль по дисциплине «Биология» проводится в форме экзамена в два этапа: итоговое тестирование и собеседование по всем темам дисциплины с учетом текущих оценок за семестр. Экзамен проводится по окончании 3-его учебного семестра по расписанию сессии.

Фонды контрольно-оценочных материалов.

ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «БИОЛОГИЯ», СОДЕРЖАЩИХСЯ В УМКД

1. Контролирующие материалы для входного теста по биологии (Приложение № 1)

2. Контролирующие материалы для рубежного тестирования по биологии (Приложения №№ 2,3,4,5,6)

3. Контролирующие материалы для итогового тестирования по биологии (Приложение № 7)

4. Контроль остаточных знаний по биологии (Приложение № 8)

5. Перечень вопросов для подготовки к экзамену по биологии (Приложение № 9)

 

 

Примечание: Перечисленные контрольно-диагностические материалы (приложения) содержатся в папке «УМКД. 1702-15 «Биология». Направление подготовки 060601 – «медицинская биохимия», которая находится в методическом кабинете кафедры биологии (кабинет № 531).

 

 

Приложение 1

Кафедра биологии Новосибирского государственного медицинского университета

Тестовое задание для определения исходного уровня знаний

Вариант 1

Внимание! Верным является только один правильный ответ!

1. К реакциям матричного синтеза относится:

а) репликация; б) коньюгация; в) модификация; г) мутация.

2. Третичная структура белка может иметь вид:

а) глобулы или фибриллы; б) α- или β-спирали;

в) кристалла; г) аминокислотной последовательности

3. Результат транскрипции цепи ДНК ЦГАТТГАГЦ:

а) ГЦУААЦУЦГ; б) ГЦТААЦУЦГ; в) ГЦУЦААУЦГ; г) ГЦТЦААТЦГ.

4. Обратная трансляция возможна у:

а) вирусов; б) вирусов и бактерий; в) только у эукариот; г) невозможна.

5. Мономеры белка -

а) нуклеотиды б) аминокислоты в) карбоновые кислоты г) моносахариды

6. Триплет – сочетание трех:

а) смежных аминокислот; б) четных аминокислот;

в) нечетных аминокислот; г) смежных нуклеотидов.

7. Углеводный компонент РНК-ового нуклеотида -

а) рибоза; б) дезоксирибоза; в) крахмал; г) глюкоза.

8. В молекуле белка 3000 аминокислот, значит, нуклеотидов в молекуле и-РНК для этого белка -

а) 1000; б) 1500; в) 3000; г) 9000.

9. К ароморфозам следует отнести появление:

а) зимней спячки; б) фотосинтеза;

в) покровительственной окраски; г) роющих конечностей у крота.

10. Антропогенез – это процесс:

а) исторического развития живой природы; б) индивидуального развития человека;

в) эмбрионального развития человека;

г) эволюционно-исторического формирования человека

11. Автор первой эволюционной теории -

а) Ч.Дарвин; б) Ж.Кювье; в) Ж.-Б.Ламарк; г) К.Линней.

12. Сходство внешнего и внутреннего строения особей одного вида – критерий:

а) биохимический; б) морфологический; в) экологический; г) географический.

13. Взаимоотношения между лисами и зайцами можно отнести к борьбе за существование:

а) внутривидовой прямой; б) внутривидовой косвенной;

в) межвидовой прямой; г) межвидовой косвенной.

14. Зародыш с комплексом осевых органов -

а) бластула; б) гаструла; в) морула; г) нейрула.

15. Оплодотворение – это:

а) бесполое размножение; б) образование яйцеклетки;

в) выход сперматозоидов в воду; г) слияние половых клеток.

16. Нервная система относится к производным:

а) энтодермы; б) эктодермы; в) мезодермы; г) целома.

17. Выберите правильную последовательность фаз:

а) профаза, анафаза, метафаза, телофаза; б) анафаза, метафаза, телофаза, профаза;

в) метафаза, телофаза, анафаза, профаза; г) профаза, метафаза, анафаза, телофаза.

18. В период мейоза кроссинговер происходит во время:

а) профазы 2; б) метафазы 2; в) анафазы 1; г) профазы 1.

19. Половые клетки женщины образуются в:

а) матке; б) брюшной полости; в) яичниках; г) половых путях.

20. В результате мейоза образуются клетки:

а) почки; б) печени; в) желудка; г) яйцеклетки и сперматозоиды

21. Биотический фактор -

а) солнечный свет; б) состав почвы; в) влажность; г) паразиты

22. Генотип тригетерозиготы:

а) ААВВDD; б) ааввdd; в) АВd; г) АаВвDd.

23. Гемофилия передается по наследству:

а) рецессивно через Х-хромосому; б) аутосомно-рецессивно;

в) доминантно через Х-хромосому; г) через Y-хромосому.

24. Появление мозолей у человека можно отнести к проявлениям:

а) мутационной изменчивости; б) гаметогенеза;

в) модификационной изменчивости; г) гаструляции.

25. Мутаген - фактор

а) вызывающий мутацию; б) предотвращающий мутацию;

в) исправляющий мутацию; г) мутантный ген.

26. Аутосомы - это:

а) дополнительные хромосомы клетки;

б) клетки, способные воспроизводить себя;

в) органеллы, способные воспроизводить себя;

г) хромосомы, одинаковые у представителей обоих полов.

27. Норма реакции зависит от:

а) условий среды; б) генотипа; в) условий среды и генотипа; г) нет верного ответа.

28. Генеалогический метод изучения наследственности человека состоит в исследовании:

а) хромосомных наборов; б) развития признаков у близнецов;

в) родословной человека; г) обмена веществ у человека.

29. В кариотипе человека число аутосом равно:

а) 46; б) 24; в) 44; г) 23.

30. В ядерной оболочке число мембран составляет:

а) 1; б) 2; в) 3; г) по-разному.

31. В митохондриях происходит:

а) накопление синтезируемых клеткой веществ; б) клеточное дыхание с запасанием энергии;

в) формирование третичной структуры белка; г) темновая фаза фотосинтеза.

32. Гликокаликс - это:

а) надмембранный комплекс растительной клетки;

б) надмембранный комплекс животной клетки:

в) запасное питательное вещество;

г) способ обогащения калием гликолиза.

33. Активное переваривание пищевых веществ в клетке осуществляется в:

а) лизосомах; б) клеточном центре; в) пластидах; г) рибосомах.

34. К прокариотам относятся:

а) млекопитающие и насекомые; б) кокки и спириллы;

в) мхи и папоротники; г) грибы и простейшие.

35. Клеточный центр участвует в:

а) синтезе белков; б) хранении генетической информации;

в) делении клетки; г) синтезе рибосом.

36. Хромосомы состоят, в основном, из:

а) углеводов и белков; б) ДНК и белков; в) жиров и углеводов; г) РНК и белков.

37. Местом синтеза белков является:

а) гранулярная (шероховатая) ЭПС; б) агранулярная (гладкая) ЭПС;

в) клеточный центр; г) лизосомы.

38. Человек заражается аскаридозом при:

а) укусе комара; б) употреблении в пищу плохо проваренной свинины;

в) употреблении вяленой рыбы; г) от немытых овощей и фруктов.

39. Болезнетворные бактерии - это:

а) гетеротрофные сапрофиты; б) автотрофные сапрофиты;

в) гетеротрофные паразиты; г) автотрофные паразиты.

40. В какой из нижеследующих комбинаций показана правильная последовательность усложнения кровеносной системы в процессе эволюции позвоночных животных?

а) жаба→кролик→крокодил→акула; б) акула→лягушка→крокодил→кролик;

в) акула→крокодил→кролик→лягушка; г) крокодил→собака→акула→жаба.

 

Критерии оценки

Число правильных ответов Сумма баллов Число ошибок
     
  97,5
   
  92,5
   
  87,5
   
  82,5
   
  77,5
   
  72,5
   
  67,5
   
  62,5
   
  57,5
   
  52,5
   
  47,5
   
  42,5
   
  37,5
   
  32,5
   
  27,5
   
  22,5
   
  17,5
   
  12,5
   
  7,5
   
  2,5
   

 

Приложение 2.

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Новосибирский государственный медицинский университет Федерального агентства по здравоохранению

и социальному развитию» (ГОУ ВПО НГМУ Росздрава)

Факультет экологический

Кафедра биологии

Тестовые задания



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 302; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.15.124 (0.009 с.)