для контроля качества усвоения лекционного материла



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

для контроля качества усвоения лекционного материла



По разделу «Молекулярная биология»

Вариант 1

1. Синтез РНК на матрице ДНК -
а) транскрипция

б) трансляция

в) репликация

г) трансформация

2. Живой организм НЕ имеет свойства:

а) дискретности

б) целостности

в) отрицательной энтропии

г) положительной энтропии

3. Белки или другие молекулы, подавляющие активность генов -
а) репрессоры

б) индукторы

в) сайленсеры

г) энхансеры

4. Некодирующий участок гена, который переписывается на gРНК, а затем удаляется из нее при сплайсинге

а) кодон

б) интрон

в) экзон

г) цистрон

5. Блокирует переход из фазы G1 клеточного цикла в S-период

а) убиквитин б) энхансер

в) сайленсер г) белок р53

6. Изменение наследственных свойств клетки, вызванное поглощенной ДНК, -

а) трансформация

б) трансдукция

в) транскрипция

г) трансляция

7. Если в акцепторный участок рибосомы поступил кодон ЦУА, то «законная» т-РНК для этого участка будет иметь антикодон:

а) ЦТУ б) ГАУ в) ГАТ г) ЦУА

8. Репликация – это процесс передачи информации:

а) ДНК ® ДНК

б) ДНК® РНК

в) белок ® РНК

г) РНК ® белок

9. В гене 1800 нуклеотидов. Сколько нуклеотидов в молекуле и-РНК, снимающей информацию с этого гена?

а) 600 б) 900 в) 1800 г) 5400

10. Результат репликации участка цепи ДНК 5′ ААГТГЦТГТТ 3′:

а) 5′ ТТЦАЦГАЦТТ 3′;

б) 5′ УУЦАЦГАЦАА 3′;

в) 5′ ААУАЦГАЦУУ 3′;

г) 5′ ААЦАГЦАЦТТ 3′.

11. Короткие РНК-ые последовательности, играющие роль затравок при репликации, -

а) рибонуклеаймеры

б) спейсеры

в) сайленсеры

г) праймеры

12. Фермент, обеспечивающий синтез затравок для репликации, получил название:

а) ДНК-лигаза;

б) РНК-праймаза

в) ДНК- топоизомераза;

г) ДНК- геликаза

13. Липосомы обладают хорошо выраженной способностью:

а) сливаться с клеточными мембранами;

б) сливаться с клеточными ядрами;

в) маркировать хромосомы;

г) инициировать деление клетки.

14. К биологическим микросистемам НЕ относится:

а) тканевый уровень

б) клеточный уровень

в) молекулярный уровень

г) субклеточный уровень

15. 5' конец и-РНК подвергается:

а) сплайсингу б) транскрибированию

в) транслированию г) кэпированию

16. Может ли на базе нуклеотидной последовательности одного гена синтезироваться несколько разных по аминокислотному составу белковых структур?

а) да, через альтернативный сплайсинг

б) да, путем репарации

в) да, с помощью обратной транскрипции

г) нет, это невозможно

17. Размер фрагментов Оказаки у эукариот -

а) 100-200 нуклеотидов; б) 1000-2000 нуклеотидов;

в) 500-1000 нуклеотидов; г) свыше 3000 нуклеотидов

18. Дестабилизирующие белки:

а) расплетают двойную спираль ДНК;

б) отвечают за синтез праймеров;

в) устраняют супервитки;

г) выпрямляют ДНК

19. Мегабаза - это:

а) 106 хромосом; б) 106 пар нуклеотидов;

в) 106 репликонов; г) 106 азотистых оснований

20. Для внедрения полученных генов в клетку, пользуются специальными носителями, которые получили название:

а) праймер;

б) клоны;

в) векторы;

г) транспортеры

Приложение № 7

 

ИТОГОВЫЙ ТЕСТ

по дисциплине

I:

S: Полиплоидия – это:

-: увеличение числа отдельных генов

-: изменение числа отдельных хромосом

-: полимеризация плодных оболочек

+: увеличение числа хромосом, кратное гаплоидному

I:

S: Цитогенетический метод может быть применен при установлении:

-: полидипсии

-: полимерии

-: полидактилии

+: анэуплодии

I:

S: Возбудитель аскаридоза относится к:

-: классу ленточных червей

-: типу кольчатых червей

+: типу круглых червей

-: классу сосальщиков

I:

S: Человек заражается описторхозом:

-: при купании в открытых водоемах

-: при укусе зараженным клещом;

+: при употреблении в пищу плохо проваренной или прожаренной рыбы;

-: при употреблении в пищу плохо проваренной или прожаренной говядины

I:

S: Окончательным хозяином невооруженного цепня является:

+: человек

-: крупный рогатый скот

-: животные, поедающие говядину

-: пастбищные собаки

I:

S: Заражения фасциолезом происходит от:

-: укуса москитов

-: плохо прожаренной свинины

-: плохо прожаренной говядины

+: сырой воды из открытых водоемов

I:

S: Продолжительность жизни Opisthorchis felineus в организме человека -

-: около недели

-: около месяца

-: около года

+: до 20 лет

Приложение 8

ОСТАТОЧНЫЕ ЗНАНИЯ

по дисциплине

«Общая биология»

I:

S: Транскрипция – это процесс передачи информации:

-: РНК ® ДНК

+: ДНК® РНК

-: белок ® РНК

-: РНК ® белок.

I:

S: Зерна крахмала - это включения:

-: специального значения

+: трофические

-: секреторные

-: все ответы верны

I:

S: Собственная ДНК присутствует в:

-: рибосомах

-: ЭПС

+: митохондриях

-: диктиосомах

I:

S: Гидролазы содержатся в:

+: лизосомах;

-: митохондриях

-: пластидах

-: рибосомах

I:

S: Растворение яйцевых оболочек при оплодотворении -

-: овуляция

-: активация яйцеклетки

+: акросомная реакция

-: кортикальная реакция

I:

S: Жгутик спермия образуется из:

-: комплекса Гольджи

-: акросомы

-: митохондрии

+: центриоли

I:

S: Допустим способ передачи генетической информации:

+: ДНК↔ РНК→ белок

-: ДНК→ РНК↔ белок

-: ДНК↔ белок → РНК

-: ДНК ← РНК← белок

Приложение 9

ПЕРЕЧЕНЬ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ ПО ДИСЦИПЛИНЕ, СОДЕРЖАЩИХСЯ В УМКД

Задачи по паразитологии

Задача №1

Больной хроническим описторхозом человек переехал из Сибири на постоянное место жительство в Баку.

- -Представляет ли этот человек опасность для окружающих как источник инвазии? Объясните.

- -Как происходит заражение человека описторхозом? Объясните?

 

Задача №2

В больницу одного из городов Западной Сибири поступили трое больных с жалобами на боли в области печени. При опросе больных установлено, что больной А. Регулярно употреблял в пищу речную рыбу, а больные М. и В.Питались разнообразно, но рыбу не ели никогда.

-Какого из этих больных необходимо обследовать на гельминтоз?

-Наличие какого гельминтоза у него можно предположить?

-Могут ли от него заразиться этим гельминтозом члены его семьи? Объясните.

 

Задача №3

В клинику доставлен больной из сельской местности с жалобами на боли в области печени. Больной работает пастухом и имеет привычку брать в рот стебельки травы. При микроскопировании фекалий больного обнаружены яйца гельминта: мелкие ( 38-45 мкм). Ассиметричные, желто-коричневого цвета, с толстой оболочкой и крышечкой.

-Яйца какого гельминта обнаружены у больного? Напишите его русское и латинское название?

-Как называется болезнь, вызываемая этим гельминтом?

-Объясните, как мог заразиться данным гельминтом пастух?

 

Задача №4

При исследование фекалий больного с кишечными расстройствами обнаружены яйца возбудителя кишечного шистосомоза. Больной недавно вернулся из Африки. Его жена беспокоится, не могут ли заразиться этим гельминтозом дети.

- Напишите русское и латинское название возбудителя?
- Могут ли дети заразиться этим гельминтозом от отца?

- Как происходит заражение человека этим гельминтозом? Объясните?

 

Задача №5

В больницу поступил больной с симптомами пневмонии, при опросе выяснилось, что 4 месяца назад он был командировке во Владивостоке и неоднократно ел речных раков. Врач предложил, что причиной пневмонии является инвазия гельминтами.

1.Каким гельминтозом болен данный больной?

2.Объясните механизм заражения.

3.Могут ли окружающие лица заразиться данным гельминтозом?

 

Задача №6

При лабораторном исследовании мокроты у одного из больных с симптомами воспаления легких обнаружены яйца легочного сосальщика.

-Можно ли на основании имеющихся данных поставить диагноз парагонимоза? Объясните.

-Опишите строение яиц паразита.

-Укажите основную локализацию данного гельминта в организме человека?

 

 

Задача №7

При профилактическом обследовании работников ресторана у пяти человек в кале были обнаружены яйца ланцетовидного сосальщика. При опросе выяснено, что все они накануне обследования ели баранью печень.

-Опишите строение яиц этого гельминта.

-Можно ли считать работников ресторана, в кале которых были обнаружены яйца ланцетовидного сосальщика, больными дикроцеллиозом. Объясните.

Нужно ли отстранить этих лиц от работы? Объясните.

 

 

Задача №8

У больного с заболевание печени в дуоденальном содержимом обнаружены яйца печеночного сосальщика.

-Опишите характерные морфологические признаки яиц печеночного сосальщика?

-Можно ли на основании имеющихся данных считать, что пациент болен фасциолезом? Объясните?

-На чем основана лабораторная диагностика фасциолеза?

 

Задача №9

В лабораторию на анализ доставлены фекалии нескольких больных с кишечными расстройствами. У одного в фекалиях обнаружены крупные (130-180 мкм) яйца гельминтов, удлиненно-овальные, желтоватого цвета с крупным боковым типом. При опросе выяснилось, что 2 недели назад больной вернулся из Африки.

-Русское и латинское название этого гельминта?

-Заболевание?

-Заражение (как происходит)? -Возможно ли заражение окружающих при контакте с ним?

 

 

Задача №10

В больницу поступил пациент с заболеванием печени. Больной увлекался рыбалкой, сам готовит и часто ест свежую подсоленную рыбу (карпов).

-Какой гельминтоз можно заподозрить у этого больного?

-На чем основана лабораторная диагностика этого гельминтоза?

-Опишите основные морфологические признаки этого гельминтоза?

 

 

Задача №11

У больного с болями в области печени при исследовании фекалий обнаружены мелкие яйца (26-30мкм) ассиметричное, бледно-желтого цвета, на одном полюсе крышечка, на другом бугорок, напоминает семечко подсолнуха.

Напишите русское и латинское название этого гельминта?

-Заболевание?

-Локализация в организме?

-Лабораторная диагностика?

 

Задача № 12

При обследовании больных с поражением печени у одного из них в фекалиях обнаружены крупные ( 140х80 мкм) яйца гельминтов, овальные, желтого цвета с однородным зернистым содержимым, на одном полюсе имеется крышечка.

- Яйца каких гельминтов обнаружены у больного? Напишите их русское и латинское название?

-Как называется болезнь, вызываемая этим гельминтом?

-Объясните, как мог заразиться данным гельминтозом больной?

-Как можно выяснить, не являются ли обнаруженные яйца гельминта транзитными?

Задачи по генетике

№ 1

 

Синдром Коффина-Лоури (умственная отсталость в сочетании с костно-хрящевыми аномалиями) наследуется по Х-сцепленному доминантному типу. В семье, где признаки синдрома имеет мать, а отец вполне здоров, первый ребенок - здоровый мальчик с голубыми глазами. Определить вероятность рождения здоровой девочки с голубыми глазами, если известно, что оба родителя кареглазые.

 

№ 2

 

Одна из форм несахарного диабета наследуется по Х-сцепленному рецессивному варианту. У больного отца и фенотипически здоровой матери первый ребенок – голубоглазая девочка с признаками заболевания. Определить вероятность рождения здорового голубоглазого мальчика в этой семье, если известно, что родители кареглазые.

 

№ 3

 

Ген, определяющий развитие одной из форм врожденной катаракты, находится в Х-хромосоме и наследуется по рецессивному типу. У фенотипически здоровых родителей первый ребенок - мальчик-левша с признаками катаракты. Определить генотипы родителей и вероятность рождения здоровой праворукой девочки в этой семье, если оба родителя владеют преимущественно правой рукой.

 

 

№ 4

 

Гипоплазия эмали (резкое истончение, сопровождающееся изменением цвета зубов) наследуется по Х-сцепленному доминантному типу. Первый ребенок в семье - больная девочка, имеющая голубые глаза. Определить вероятность рождения здорового кареглазого мальчика, если известно, что болен отец, а мать фенотипически здорова. Оба родителя имеют карие глаза.

 

№ 5

 

У фенотипически здоровых родителей первый ребенок - мальчик-гемофилик, страдающий альбинизмом. Определить генотипы родителей и вероятность рождения здорового мальчика в этой семье.

 

№ 6

Синдром Цинссера (изменения ногтей, повышенная пигментация кожи) наследуется по Х-сцепленному рецессивному типу. У отца, страдающего синдромом Цинссера и фенотипически здоровой матери первый ребенок - мальчик-альбинос с признаками синдрома. Определить вероятность рождения здоровой девочки в этой семье.

 

 

№ 7

Синдром Хантера (нарушение углеводного обмена) наследуется по Х-сцепленному рецессивному типу. У больного отца и фенотипически здоровой матери первый ребенок – мальчик-альбинос с признаками этого синдрома. Определить вероятность рождения здоровой девочки в этой семье, если известно, что оба родителя имеют нормальную пигментацию кожи.

 

№ 8

 

Ген, определяющий развитие синдрома Ленца (аномалии пальцев и органа зрения), находится в Х-хромосоме и наследуется по рецессивному типу. У больного отца и фенотипически здоровой матери первый ребенок - мальчик-альбинос с признаками синдрома. Определить вероятность рождения здоровой девочки в этой семье, если известно, что оба родителя имеют нормальную пигментацию кожи.

 

 

№ 9

Синдром Гольтца (появление участков истонченной кожи) наследуется по Х-сцепленному доминантному типу. Первый ребенок в семье - больная девочка с голубыми глазами. Определите вероятность рождения здорового голубоглазого мальчика, если известно, что болен отец, а мать фенотипически здорова. Оба родителя имеют карие глаза,

 

№ 10

 

Синдром Коффина-Лоури (умственная отсталость в сочетании с костно-хрящевыми аномалиями) наследуется по Х-сцепленному доминантному типу. Первый ребенок в семье - больная девочка, имеющая голубые глаза. Определить вероятность рождения здорового голубоглазого мальчика, если известно, что болен отец, а мать фенотипически здорова, причем оба родителя - кареглазые.

 

№ 11

Ген, определяющий развитие одной из форм врожденной катаракты, находится в Х-хромосоме и наследуется по рецессивному типу. У больного отца и фенотипически здоровой матери первый ребенок - голубоглазая девочка с признаками катаракты. Определить вероятность рождения здоровой кареглазой девочки в этой семье, если известно, что оба родителя имеют карие глаза.

 

№ 12

 

Синдром Хантера (нарушение углеводного обмена) наследуется по Х-сцепленному рецессивному типу. У фенотипически здоровых родителей первый ребенок - леворукий мальчик с признаками синдрома. Определите вероятность рождения здорового праворукого мальчика в этой семье, если оба родителя владеют преимущественно правой рукой

 

 

№ 13

Синдром Менкеса (закрученные и ломкие волосы) наследуется по Х-сцепленному рецессивному типу. У больного отца и фенотипически здоровой матери первый ребенок - голубоглазый мальчик с признаками заболевания. Определить вероятность рождения здоровой голубоглазой девочки в этой семье.

 

 

№ 14

Ген, отвечающий за развитие синдрома Ленца (аномалии пальцев и органа зрения), находится в Х-хромосоме и наследуется по рецессивному типу. У больного отца и фенотипически здоровой матери первый ребенок - голубоглазая девочка с признаками синдрома. Определить вероятность рождения здоровой голубоглазой девочки в этой семье, если известно, что оба родителя имеют карие глаза.

 

№ 15

Синдром недержания пигмента наследуется по Х-сцепленному доминантному типу. Первый ребенок в семье - здоровая девочка с голубыми глазами. Определите вероятность рождения здорового голубоглазого мальчика, если известно, что больна мать, а отец фенотипически здоров. Оба родителя имеют карие глаза.

 

№ 16

Синдром Блоха-Сульцбергера (синд­ром недержания пигмента) наследуется по Х-сцепленному доминантному типу. В семье, где признаки синдрома имеет мать, а отец вполне здоров, первый ребенок - здоровый мальчик, обладающий признаком леворукости. Определить вероятность рождения здоровой праворукой девочки, если известно, что оба родителя - правши.

 

№ 17

Первый ребенок в семье – здоровый голубоглазый мальчик, второй - кареглазый мальчик, которому установлен диагноз фокальной дермальной гипоплазии (наследуется по Х-сцеп-ленному доминантному типу). Отец имеет карие, а мать – голубые глаза. Какова вероятность рождения здорового мальчика с голубыми глазами, если известно, что больна только мать?

 

№ 18

 

У отца-дальтоника и фенотипически здоровой матери первый ребенок - мальчик-дальтоник, обладающий признаком леворукости. Определить вероятность рождения праворукой девочки-дальтоника, если известно, что оба родителя - правши.

 

 

№ 19

Ген, определяющий развитие одной из форм врожденной катаракты, находится в Х-хромосоме и наследуется по рецессивному типу. У больного отца и фенотипически здоровой матери первый ребенок - голубоглазый мальчик с признаками катаракты. Определить вероятность рождения здоровой девочки с голубыми глазами в этой семье. Оба родителя имеют карие глаза.

 

№ 20

Синдром Хантера (нарушение углеводного обмена) наследуется по Х-сцепленному рецессивному типу. У больного отца и фенотипически здоровой матери первый ребенок - голубоглазый мальчик с признаками синдрома. Определить вероятность рождения здоровой кареглазой девочки в этой семье, если известно, что оба родителя имеют карие глаза.

 

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 

Перечень вопросов для подготовки к экзамену:

1. Клетка как открытая система. Организация потоков вещества, энергии и интеграция клеток многоклеточного организма.

2. Антропогенные экосистемы. Роль антропогенных факторов в эволюции видов и биогеоценозов.

3. Доказательства генетического определения пола. Роль факторов среды в развитии признаков пола.

4. Мутационный процесс. Популяционные волны. Изоляция. Естественный отбор.

5. Филогенез кровеносной системы хордовых.

6. Репаративная регенерация, ее типы и способы осуществления. Значение для медицины. Проявление регенерационной способности в филогенезе.

7. Роль наследственности и среды в формировании нормального и патологически измененного фенотипа человека.

8. Уровни организации жизни Проявление главных свойств жизни на разных уровнях ее организации.

9. Биологические основы злокачественного роста.

10. Внутривидовая дифференциация человечества Адаптивные экологические типы человека и их происхождение.

11. Изменение органов и систем органов в процессе старения. Проявление старения на молекулярном, субклеточном и клеточном уровнях. Зависимость проявления старения от генотипа и образа жизни.

12. Элементарные эволюционные факторы. Мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, дрейф генов. Взаимодействие элементарных эволюционных факторов.

13. Подвижные генетические элементы. Роль горизонтального переноса генетического материала в эволюции генома.

14. Принцип компартментации. Биологические мембраны.

15. Филогенез нервной и эндокринной систем хордовых

16. Транскрипционный аппарат клетки.

17. Трансляционный аппарат клетки.

18. Механизмы поддержания постоянства кариотипа в ряду поколений организмов.

19. Геном человека, современные методы его изучения. Проблемы клонирования, генохирургии и генотерапии, перспективы для генетики человека.

20. Механизмы защиты генома от мутагенных воздействий.

21. Антропогенез и дальнейшая эволюция человека. Методы изучения эволюции человека.

22. Биологические ритмы, их генетическая детерминированность. Проявление биоритмов на различных уровнях организации жизни.

23. Онтофилогенетическая обусловленность пороков развития органов и систем органов человека.

24. Роль ядра в явлениях наследственности и изменчивости

25. Онтогенез его периодизация. Общая характеристика эмбрионального периода. Роль наследственности и среды в онтогенезе. Критические периоды эмбрионального развития.

26. Биосоциальная природа человека как отражение эволюционно обусловленной иерархии живой природы. Значение биологического наследия человека в современных условиях жизни.

27. Генетический полиморфизм популяций и его значение для эволюции. Генетический груз.

28. Нетрадиционное наследование (геномный импринтинг, однородительская дисомия, экспансия тринуклеотидных повторов, митохондриальное наследование).

29. Генетические и цитологические карты хромосом человека. Соматическая гибридизация и использование ДНК-зондов для картирования хромосом. Секвенирование.

30. Генотип, геном, фенотип. Фенотип как результат реализации наследственной информации в специфических условиях среды.

31. Генетический гомеостаз и механизмы его обеспечения на разных уровнях организации жизни.

32. Половой процесс и эволюция его форм. Морфологические и физиологические характеристики гамет.

33. Филогенез мочеполовой системы хордовых.

34. Биологические ритмы и факторы внешней среды. Хронобиология и хрономедицина, понятие о десинхронозах.

35. Профилактика наследственных заболеваний и болезней с наследственным предрасположением. Пренатальная диагностика, ее методы и возможности.

36. Филогенез дыхательной системы хордовых.

37. Биологическое наследие человека как один из факторов, обеспечивающих возможность социального развития, и его значение в определении здоровья людей.

38. Популяционная структура человечества. Демы. Изоляты. Люди как объект действия эволюционных факторов. Специфика действия естественного отбора в человеческих популяциях.

39. Фундаментальные свойства живых систем. Проявление фундаментальных свойств живого на основных эволюционно обусловленных уровнях организации жизни.

40. Современное состояние клеточной теории и ее значение в обосновании единства органического мира. Характеристика различных форм клеточной организации и их возникновение.

41. Паразитизм как экологический феномен. Классификация паразитических форм животных.

42. Пути происхождения различных групп паразитов. Взаимодействие паразита и хозяина. Пути морфофизиологический адаптации к паразитическому образу жизни.

43. Структурно-функциональная организация эукариотической клетки. Принцип компартментации в субклеточной организации живого.

44. Биотехнология, генетическая инженерия - задачи, методы, достижения, перспективы.

45. Закономерности наследования внеядерных генов. Цитоплазматическая наследственность.

46. Мультифакториальный принцип формирования фенотипа. Механизмы генотипического определения и дифференциации признаков пола в развитии.

47. Биологические ритмы и факторы внешней среды. Координация эндогенных биоритмов и их согласованность с экологическими ритмами – основа биоадаптации.

48. Биологические и социальные аспекты старения и смерти. Проблема долголетия. Понятие о геронтологии и гериатрии.

49. Роль наследственности и среды в онтогенезе. Критические периоды эмбриогенеза. Тератогенные факторы среды.

50.Генетическая инженерия и ее перспективы в лечении наследственных болезней. Профилактика наследственных заболеваний.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.215.177.171 (0.012 с.)