Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Соотношение и взаимосвязь элементов формы государства.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Такое понимание сложилось не сразу. Долгое время в ФГ включали лишь форму правления и форму гос устройства. Между различными элементами формы гос. существует соответствие: Пример: Монархическая форма феодального гос периода абсолютизма тяготеет к унитарной, централизованной форме ГУ и авторитарному полит режиму. Республиканские формы правления хорошо вписываются в условия либерально-демократического полит режима, а при наличии 2х или многонационального состава населения могут определять федеративное гос устройство. Также все элементы взаимосвязаны, при изменение одного из элементов изменяются и другие, влияют друг на друга.
Вопрос о процессе происхождения гос. В современной юр. науке является дискуссионным. В настоящее время процесс происхождения гос. объясняется на основе сочетания нескольких подходов к происхождению гос. Используются следующие теории (в современной интерпретации): 1) Материалетическая – Энгельс («Происхождение семьи, частной собственности и гос.»), Маркс, Ленин 2) Теория экологическая (кризисная, пастестарная) – Венгеров А.Б. (70-е г.) – 3) Теория специализации – Т.В. Кашанина «Происхождение гос. и права» Теории – это взгляды ученых на происхождение гос. Современная науки – это комплексное объединение, признанное всеми учеными. (Венгеров; Карельский, Перевалов под ред, Алексеева; Морозова) Современная наука объясняет процесс происхождения гос. не только эконом. закономерностями (как материалистическая теория), но и духовными и социальными закономерностями. Закономерности – это устойчивые, повторяющиеся связи, определяющие процесс происхождения гос. (Петров А.В. ТГП Тезисы лекций) Теория специализации объясняет процесс происхождения гос. параллельно происхождению в обществе специализациями в различных сферах его жизни (эконом., полит., соц., дух.) В догос. обществе власть носила общественный характер. Институтами власти были: 1) Военный вождь – выполнял в мирное время те же функции, что и остальные члены рода (охота, собирательство). 2) Совет старейшин – первоначально не претендовал на передачу власти по наследству. 3) Основной институт власти – общее родовое собрание (собрание всех взрослых членов рода) Таким образом, все члены общины (рода) в догос. обществе принимали участие в управлении, такая система власти была названа в науке – первобытная демократия. Соц. структура общества была однородной: соц. группы не выделялись, институтами соц. организации были: род à поселок à род à племя à союз племен. Эконом. догос. общество характеризовалось: присваивающим способом хоз-а, примитивными орудиями труда и общей формы собственности = собственность всего рода. Дальнейшее развитие общества, с точки зрения Энгельса, происходило на основе эконом. фактора. С точки зрения Венгерова, дальнейшее развитие общества было ускорено благодаря эколог. фактору: 10000 лет назад происходит великое оледенение, в результате которого человек вынужден интенсифицировать свой труд для уменьшения зависимости от природы. Совершенствуются орудия труда (неолит), в результате этого возникает прибавочный продукт, выделяются различные виды собственности – частная в том числе. Происходит разделение труда: 1) скотоводства и земледелия 2) ремесла от земледелия 3) выделение торговли В обществе выделяются различные соц. группы, появляется семья. В условиях эконом. и соц. дифференциации прежние догос. институты внешне становятся неспособными выполнять свои управленческие функции. Возникает необходимость формирования института власти, управляющего всем обществом. Таким институтом власти становится гос. Власть гос. в отличии от власти в догос. обществе носит уже не общественный и надообщ. характер, осуществляет как бы выделение из общества гос. аппарата.
Малько: Типология государства проводится в основном с позиции двух подходов: формационном и цивилизационном. Формационный. Главным критерием этого подхода выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). В его основе лежит учение об общественно-экономической формации, которая включает в себя тип производственных отношений (базис) и соответствующий ему тип надстройки (государство, право и т.п.). Именно базис (тип производственных отношений) является, по мнению представителей формационного подхода (К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина и других), решающим фактором общественного развития, который детерминирует и соответствующий тип надстроечных элементов: государство и право. В зависимости от типов экономического базиса выделяют следующие типы государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический. · Рабовладельческое государство есть орудие поддержания власти рабовладельцев над рабами, которые были собственностью свободных граждан. Раб не имел никаких прав и фактически представлял собой говорящее орудие труда. · Феодальное государство - это диктатура класса феодалов, земельных собственников, присваивающих безвозмездный труд крестьян. Крестьяне находились в полурабской зависимости от помещиков. · Буржуазное государство представляет собой диктатуру буржуазии, в котором сословное неравенство заменяется социальным. Рабочий юридически свободен, но, лишенный средств производства, он вынужден продавать свою рабочую силу капиталисту. Данное государство проходит различные стадии развития: капиталистическое, монополистическое, индустриальное, постиндустриальное государство. · Социалистическое государство, по мнению представителей формационного подхода, как государство высшего типа есть отмирающее государство, базирующееся на общественной собственности на средства производства и имеющее широкую социальную базу. Первые три типа охватываются родовым понятием "эксплуататорское государство". Сущность данного государства состоит в господстве, подавлении и эксплуатации одного класса другим. Социалистическое же государство - антиэксплуататорское по своей природе - считается "полугосударством" или "государством не в собственном смысле слова". Это исторически последний тип государства, который, по мнению К. Маркса, постепенно "засыпает" и в конечном итоге "отомрет", выполнив свою задачу построения бесклассового коммунистического общества. Достоинства формационной типологии: 1) продуктивна сама идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество; 2) она показывает поэтапность, естественноисторический характер развития государства. Источник развития государства заключен, по мнению представителей данной теории, в самом обществе, а не вне его. Смена одного типа другим - процесс объективный, естественноисторический, реализующийся в результате революций. В этом процессе каждый последующий тип государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий. Недостатки: 1) она во многом однолинейна, характеризуется излишней запрограммированностью, в то время как история многовариантна и далеко не всегда вписывается в начерченные для нее схемы; 2) недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные и т.п.), которые подчас могут весьма существенно влиять на природу того или иного государства.
Цивилизационный. В основе цивилизационного подхода лежат как раз духовные признаки - культурные, религиозные, национальные, психологические и пр. Представители: английский историк А. Тойнби (XX в.), русский социолог, проживающий в США, П. Сорокин, немецкие мыслители XX в. О. Шпенглер и М. Вебер и другие. В частности, по мнению А. Тойнби, цивилизация есть замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, этнических, географических и других признаков. В зависимости от них выделяют следующие цивилизации: египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую и т.п. Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам, существующим в ее рамках. Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом идеально-духовных факторов. А. Тойнби обосновал теорию круговорота сменяющих друг друга замкнутых цивилизаций. Динамические изменения (возникновение, рост, надлом и разложение) в соответствии с этой теорией происходят не в рамках мирового общественного процесса, а внутри отдельной цивилизации. Цивилизации являются как бы ветвями дерева, сосуществующие рядом друг с другом. Движущей силой круговорота цивилизаций выступает творческая элита, которая увлекает за собой инертное большинство. Отсюда А. Тойнби видит прогресс в духовном совершенстве поколений людей. Достоинства цивилизационной типологии: 1) определены духовные факторы как существенные в тех или иных конкретно-исторических условиях (ведь не случайно выделяют религиозный и национальный подходы к сущности государства); 2) в связи с расширением диапазона духовных критериев, которые характеризуют именно особенности тех или иных цивилизаций, получается более заземленная (географически адресная) типология государств. Недостатки: 1) недооцениваются социально-экономические факторы, которые зачастую определяют политику конкретной страны; 2) выделяя большое количество идеально-духовных факторов в качестве признаков цивилизаций, авторы, по сути дела (вольно или невольно), дали типологию не столько государства, сколько общества. Государство - только политическая часть общества, которая имеет свою природу и характеризуется собственными параметрами, не совпадающими с критериями общества как более широкого и объемного понятия. В силу того факта, что типология государства (как и любая иная типология) является способом познания, формационный и цивилизационный подходы не исключают, а дополняют и углубляют друг друга, выступают более надежными приемами понимания различных типов государства с позиции не только социально-экономических, но и духовно-культурных факторов. Следовательно, данные подходы могут и должны применяться и отдельно друг от друга, и в комплексе.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 518; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.223.30 (0.009 с.) |