Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные закономерности возникновения государства. Неолитическая революция.

Поиск

Основные закономерности, которые привели к возникновению государства:

- Три крупных общественных разделения труда.

- Отделение человека от мира животных.

- Рост производительности труда в результате совершенствования орудий труда, овладение огнём, развитие оросительных систем

- Возникновение семьи (матриархат" патриархат).

- Появление частной собственности на орудия труда и средства производства.

- Раскол общества на классы.

- Образование территориальной общины, расселение людей в одной местности.

На смену родовой общине приходит территориальная. C появлением людей обладающих различными интересами, возникла необходимость во внешней власти государства способной обеспечить согласование интересов групп, эффективное развитие и функционирование общества.

Процесс формирования государства в разных странах протекал по-разному. Ф. Энгельс в своей работе "Происхождение семьи, частной собственности и государства" выделял три основных формы возникновения государства:

- афинская

- древнегерманская

- древнеримская

Возникновение государства в Афинах шло классическим путём: в результате появления частной собственности и разделения общества на классы, выделение родовой верхушки и обнищании свободных общинников. Становление государства в Афинах происходило посредствам ряда реформ:

Реформы Тессея - (в течение нескольких веков до восьмого века до н. Э.)

Это объединение племён в единый афинский народ, Тессей при этом поделил все население Афин на три класса:

Эвпатридов (благородных)

Геаморов (земледельцев)

Демиургов (ремесленников)

Эвпатриды -родоплеменная верхушка имела право на занятие общественных должностей, это привело к возникновению публичной власти и отделению их от населения.

Геаморы и Демиурги вместе с торговцами и бедняками не могли занимать общественных должностей, но принимали при этом участие в народном собрании, роль которого в то время была велика.

Следующий этап реформ - реформы Соломона - он разделил граждан на четыре класса по имущественному признаку: первый класс богатые, второй менее богатые, и т.д. Каждый из классов имел определенные политические права. Три

первых класса могли занимать общественные должности, а четвертый класс - бедняки - участвовать в народном собрании.

Цель данных реформ примирение враждующих классов. Задолженность

бедняков была аннулирована, афиняне, попавшие в рабство за долги, освобождались, а проданные за границу - выкупались, однако при этом богатые афиняне могли купить или продать землю, в то время как не было выполнено

требование бедняков по переделу земли. Это послужило дальнейшему обезземеливанию бедняков.

Завершил этап построения государства в Афинах Клисфен - это реформы в 509г. до н. Э. Ликвидировали в Афинах полностью родовой строй Атика разделилась на 100 самостоятельных общин - во главе их стояли старейшины.

Формирование государства Древнего Рима происходило в результате ожесточенной борьбы между родовой знатью - патрициями и бедняками - плебеями, живших вне римских городов - они участвовали в военных походах, были свободны, но ограничены в имущественных и личных правах. Эта борьба разрушила римскую родовую общину и расчистила путь к образованию государства в Риме.

Возникновение государства у Древних германцев - завоевание чужих территорий (Италии, Бургундии, Чехии).

Государства создавались и в виде городов Месопотамии, Месоамерики, в виде рабовладельческих государств Балканского полуострова, островов Эгейского моря и т.д.

Государства Древнего Востока, Египта, Индии, Китая -образовались на основе внедрения в хозяйственную деятельность ирригационных сооружений, сохранения сельской общины и ряда других факторов.

На основе приведенных примеров можно сделать вывод, что основными факторами, влияющими на образование государства явились:

1) разделение труда

2) частная собственность

3) борьба противоположных классов

4) появление прибавочного продукта (излишка)

5) внедрение в производство продукта новых технологий, строительство ирригационных сооружений

6) территориальное разделение населения

При всём многообразии форм возникновения государства они имеют ряд общих черт отличия от первобытнообщинной власти родового строя.

Неолити́ческая револю́ция — переход человеческих общин от примитивной экономики охотников и собирателей к сельскому хозяйству, основанному на земледелии и/или животноводстве. По данным археологии, одомашнивание животных и растений происходило в разное время независимо в 7-8 регионах. Самым ранним центром неолитической революции считается Ближний восток, где одомашнивание началось не позднее, чем 10 тыс. лет назад[1]. В центральных областях[уточнить] Мир-Системы превращение или замещение охотничье-собирательских обществ аграрными датируется широким временным диапазоном от Х до III тысячелетия до н. э., в большинстве периферийных областей[уточнить] переход к производящему хозяйству завершился значительно позднее.

Понятие «неолитическая революция» было впервые предложено Гордоном Чайлдом в середине ХХ века. Кроме появления производящего хозяйства оно включает в себя ряд последствий, важных для всего образа жизни человека эпохи неолита. Маленькие мобильные группы охотников и собирателей, господствовавшие в предшествующей эпохе мезолита, осели в городах и поселках возле своих полей, радикально изменяя окружающую среду путем культивирования (в том числе ирригации) и хранения собранного урожая в специально возведенных зданиях и сооружениях. Повышение производительности труда вело к увеличению численности населения, созданию сравнительно больших вооруженных отрядов, охраняющих территорию, разделению труда, оживлению товарообмена, появлению права собственности, централизованной администрации, политических структур, идеологии и новых систем знания, которые позволяли передавать его из поколения в поколение не только устно, но и письменно. Появление письменности — атрибут окончания доисторического периода, который обычно совпадает с окончанием неолита и вообще каменного века.

Соотношение технологических характеристик неолита с появлением производящего хозяйства и последовательность этих событий у разных культур остаются предметом обсуждения и, по-видимому, различаются, а не являются только лишь следствием действия неких универсальных законов развития человеческого общества.

Основные признаки государства, отличающие его от организации общественной

Власти родового строя.

Первобытные люди создавали объединения, чтобы защитить себя от внешней среды и добыть пищу. В результате такие объединения были очень неустойчивыми и не могли обеспечивать благоприятные условия для выживания.

Род являлся первым объединением организации людей. В нем взаимоотношения людей определялись кровно-родственным характером. В дальнейшем роды стали объединяться в племена, а также союзы племен. Во главе родов стояли вожди и старейшины, которые показывали пример поведения для других. В повседневной жизни вождей и старейшин рода признавали равными среди равных. Высшей властью обладало общее собрание всего взрослого населения рода. Оно имело также судебную функцию. В союзе племен отношения между племенами регулировалось советом старейшин.

Необходимость в координировании деятельности объединений, решение вопросов, связанных с их выживанием, направляли деятельность людей на создание более совершенных форм управления обществом.

На ранних этапах первобытно-общинного строя поведение человека регулировалось на уровне инстинктов и физических ощущений принятием многочисленных запретов: заклятий, табу, обетов, зароков и т. д.

Формы норм, с помощью которых регулировалось поведение людей в первобытно-общинном строе:

1) миф (сказание, предание) – художественно-образная, фантастическая форма передачи информации о запрете на какое-либо поведение или о нужном поведении. Информация, которую люди получали через миф, имела для всех характер справедливости и святости;

2) обычай – передача информации, носящей нормативный и поведенческий характер, от одного поколения другому. В форме обычаев закреплялись правила поведения людей в различных ситуациях в соответствии с интересами всех членов общества. Обычаи регламентировали все области деятельности в первобытном обществе. Но их сила находилась не в принуждении, а в привычке людей следовать за обычаем;

3) ритуал – действия, которые последовательно совершались людьми и носили символический характер.

Возникшие государства имели различные формы, но при всем этом многообразии им были присущи некоторые свойства, которые значительно отличали их от первобытной организации родовой публичной власти.

Отличие государства от общественной власти родового строя:

1) государство основывается на территориальной общности своих граждан, подданных. Именно территория государства предопределяет границы, отделяющие одно государство от другого, весь порядок создания и структуру органов государственной власти, их функции и задачи. В отличие от государства, первобытно-общинная организация власти строилась на кровном родстве членов родоплеменного объединения;

2) государство – это особая организация власти, которая уже не совпадает со всем населением. Реализация организаций общественной власти в первобытном обществе осуществлялась в форме самоуправления, а в государстве – в виде особенной организации публичной и политической власти, которую осуществляет специальный государственный аппарат;

3) для содержания большого аппарата государственных служащих, которые представляют политическую власть, обязательными становятся налоги, сборы, обложения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 2637; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.173.72 (0.009 с.)