Вопрос 67. Статистическое изучение цен на товары и услуги.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 67. Статистическое изучение цен на товары и услуги.



Цена – важнейший стоймостной измеритель. На цену оказывают влияние отраслевые пропорции, системы распределения национального дохода, налогообложения и кредитования, порядок формирования затрат. Цена – это механизм, функционирующий на уровне конкретного предприятия, с помощью которого можно обеспечить прибыль.

Система показателей статистики цен включает показатели уровня, структуры и динамики цен. Система цен и тарифов: розничные цены, закупочные, сметные цены внешней торговли. Цена формируется в зависимости от спроса и предложения на товары и услуги, себестоимости единицы продукции, уровня конкуренции на соответствующем рынке товаров и услуг, а также влияния других факторов внешней среды.

Производство и отгрузка продукции оцениваются в текущих рыночных ценах, действующих в период, к которому относится производство или отгрузка продукции.

На цену влияют вид товара, наличие у него особых свойств, количество промежуточных звеньев от производителя до конечного потребителя этого товара, конъюнктура рынка, особенности проводимой маркетинговой политики, а также ограничения, накладываемые государственными органами.

На современном этапе задачи статистики цен можно сгруппировать исходя из следующих целей:

1) изучение конъюнктуры рынка;

2) выявление средней динамики цен на произведенную продукцию и услуги предприятиями всех секторов экономики;

3) выявление средней динамики цен (тарифов), сложившейся на потребительском рынке;

4) определение стоимости наборов: минимального продуктов питания и финансированного для межрегиональных сопоставлений;

5) реагирование стоимостных макропоказателей на изменение цен (дефляция), например ВВП и показателей СНС;

6) определение соотношения покупательной способности валют для международных сопоставлений национального продукта.

При расчете индексов потребительских цен (ИПЦ) и индексов цен производителей на промышленную продукцию в статистике широкое применение получила формула Ласпейреса. Однако индекс, рассчитанный на ее основе, не включает инвестиционные товары, но при этом учитывает цены на импортную продукцию.

Индексы цен, рассчитанные по формуле Пааше, как правило, охватывают более широкий круг товаров и услуг. В качестве весов используется не структура потребительских расходов, а структура товарооборота, или добавленной стоимости, или производственной продукции в текущем периоде, поэтому они могут быть определены лишь по истечении отчетного периода. Индекс цен Паа—ше используется при изменении динамики цен компонентов ВВП, закупочных цен в сельском хозяйстве, сметных цен в строительстве, экспортных цен.

Зависимость двух индексов известна как эффект Гершенкрона.

Вопрос 68. Индексы цен в потребительском и производственном секторах экономики.

Статистическое наблюдение за потребительскими ценами осуществляется по отобранному набору товаров—представителей на предприятиях торговли и сферы услуг всех видов собственности и форм организации торговли, а также в местах реализации товаров и предоставления услуг физическими лицами. Набор состоит из трех крупных групп: продовольственных товаров (100), непродовольственных товаров (201) и платных услуг (81 наименование) – всего 382 товара и услуг.

Для расчета индекса потребительских цен (ИПЦ) используются данные:

1) об изменении цен, собранных путем ежемесячной регистрации цен и тарифов на потребительском рынке;

2) о структуре фактических потребительских расходов населения за предыдущий год, рассчитанной на основе показателей выборочного обследования домашних хозяйств.

Расчет ИПЦ осуществляется в несколько этапов.

1. Средние цены отчетного и базисного периодов P1 и P0 по каждому регистрируемому товару рассчитываются по формуле простой средней арифметической:

P1= ΣP1j / n,

где n – число зарегистрированных цен.

Сопоставимой считается цена, зарегистрированная на одном и том же предприятии торговли на один и тот же или аналогичный по качеству товар.

Индивидуальные индексы цен определяются по товару (услуге) как частное от деления средних сопоставимых цен.

ip = P1 / P0.

2. Средние цены и индивидуальные индексы цен, исчисляемые по каждой территории, используются для определения средневзвешенных цен и средних индексов по каждому товару на региональном уровне.

Средневзвешенная цена за каждый месяц по территории определяется по формуле:

P1= ΣΡί х d,

где d – доля (вес) численности населения территории в экономическом районе = 1). Среднее изменение цен по отдельным товарам (услугам) в целом по региону можно определить путем как сопоставления средневзвешенных цен, так и исчисления средневзвешенных индексов.

3. Определяются сводные индексы исходя из индексов цен на отдельные товары и услуги и доли расходов на их потребление в общих потребительских расходах населения территории.

Используется модифицированная формула Ласпей—реса:

Ip = [Σ(Pjt / Pj0) × Pj0qj0] / [Σ(P1j / P0j) × Pj0qj0],

где Ip – индекс цен t – го периода по сравнению с базисным периодом;

Pj0 и Pjt – цена j – го товара или услуги соответственно в базисном и t – м периоде. Расчет индекса осуществляется с месячной периодичностью, нарастающим итогом за период с начала года.

Статистическое изучение динамики цен и тарифов предприятий промышленности, сельского хозяйства, строительства и грузового транспорта проводится на основе полученной информации путем специально организованного статистического наблюдения либо из различных форм отчетности. В промышленности статистическое наблюдение проводится за ценами на готовую продукцию, цены производителей регистрируются по отдельным товарам—представителям, отбор которых проводится поэтапно:

1) централизованно формируется перечень наиболее представительных товаров и минимум крупных предприятий, производящих эти товары;

2) на региональном уровне статистические органы формируют набор конкретных видов товаров предприятий региона.

Отбор товаров для регистрации цен производится: для наблюдения за уровнем цен на конкретные виды товаров; для расчета индекса цен по товарным группам; для расчета сводных индексов цен по отраслям и промышленной продукции в целом.

Регистрации подлежат фактические цены на произведенную и отгружаемую в текущем месяце на рынок продукцию. В состав данной цены не должны включаться дополнительные затраты сверх цены производства (затраты на транспортировку продукции).

На основе наблюдений за изменением цен на товары—представители проводится построение индексов цен на промышленную продукцию. Для расчета сводных индексов используется отраслевая структура промышленного производства за предыдущий год. В качестве базисной цены для расчета индексов цен в течение текущего года принимается цена за декабрь предыдущего года.

В качестве базисных весов по видам продукции и товарным группам на предприятиях используются данные о стоимости этих видов продукции за год, принятый за базисный, рассчитанные путем умножения товарного выпуска в натуральном выражении на среднегодовую цену.

Индивидуальные индексы цен рассчитываются по следующим формулам:

iPt/t–1 = Pt / Pt–1

или

iPt/0 = [Pt / Pt–1] × [Pt–1 / P0] = iPt/t–1iPt–1/0

где Pt – цена товара в текущем месяце;

Pt–1 – цена товара в предыдущем месяце;

P0 – цена в декабре прошлого года;

iPt/t–1, iPt/0, iPt–1/0 – индексы цен соответственно текущего месяца к предыдущему, текущего месяца к декабрю прошлого года, предыдущего месяца к декабрю прошлого года. На основании индексов цен по конкретным товарам—представителям рассчитываются сводные индексы цен по укрупненным товарным группам, подотраслям и отраслям промышленности, в целом по промышленной продукции с использованием весов базисного года.

Вопрос 69. Статистическое изучение инфляционных процессов.

Инфляционный процесс связан с обесцениванием денег, проявляющимся в росте цен на товары и услуги и в нарушении денежного обращения.

Из многообразия причин возникновения инфляции обычно выделяют две основных: монетаристическую (денежную) природу и немонетаристическую.

Согласно монетаристическому подходу, инфляция всегда и везде является денежным явлением. Причина роста инфляции кроется в более быстром увеличении денежной массы по сравнению с ростом объема реального продукта.

Монетаристическая концепция инфляции в наиболее четком виде представлена уравнением Фишера:

MV = PQ,

откуда

P = MV / Q,

где M – денежная масса, находящаяся в обороте;

V – скорость обращения денег;

P – уровень цен;

Q – количество реальных товаров и услуг.

Из данного уравнения для коротких интервалов времени выводится уравнение темпов роста Т рассматриваемых показателей:

TP = TMTV / TQ.

Из многогранной природы возникновения инфляция бывает открытая и подавленная.

Открытая инфляция проявляется в следующих формах:

1) инфляция спроса, возникающая при избытке совокупного спроса, за которым не успевает производство, что приводит к резкому росту цен на потребительском рынке;

2) инфляция издержек производства возникает при росте цен на промежуточные товары (сырье, зарплата);

3) структурная инфляция, характеризующаяся макроэкономической межотраслевой несбалансированностью.

Для оценки и анализа инфляции используется система показателей.

1. Дефлятор ВВП оценивает степень инфляции по всей совокупности товаров и услуг, производимых и потребляемых в государстве.

Его определяют как отношение номинального ВВП (ВВПN) к реальному ВВП (ВВПR):

I = ВВПN / ВВПR = ΣPtqt / ΣP0qt,

где ΣPtqt – валовой продукт изучаемого периода в текущих ценах;

ΣP0qt – валовой продукт изучаемого периода в ценах базисного периода. Реальный ВВП представляет собой физический объем производства конечных товаров и услуг, рассчитанных в ценах предыдущего года.

2. Индекс цен производителя измеряет инфляцию в отношении товаров потребительского и производственного назначения.

3. Индекс потребительских цен измеряет инфляцию исключительно потребительских товаров и услуг, приобретаемых конечными покупателями.

2) показатель номинальных располагаемых доходов домашних хозяйств представляет собой первичные доходы, скорректированные на сальдо секущих трансфертов:

РД = ПД ± ?ТТ,

где ПД – первичные доходы;

?ТТ – сальдо текущих трансфертов;

3) показатель сальдо текущих трансфертов представляет собой разницу между текущими переданными трансфертами (частью первичных доходов, переданных в виде текущих налогов на доходы и собственность, обязательных отчислений на социальное страхование, штрафов и т. д. в другие сектора экономики) и текущими полученными трансфертами (встречный финансовый поток из других секторов экономики в виде выплат социального характера, страховых премий и т. д.);

4) показатель скорректированного располагаемого дохода домашних хозяйств рассчитывается по формуле:

СРД = РД + СТ,

где СТ – социальные трансферты в натуральной форме, получаемые домашними хозяйствами от органов государственного управления и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства;

5) показатель фактического конечного потребления домашних хозяйств представляет собой стоимость товаров и услуг, фактически приобретенных домашними хозяйствами-резидентами за счет текущих доходов для индивидуального потребления или полученных ими от государственных учреждений и некоммерческих организаций бесплатно или по льготным ценам в виде социальных трансфертов;

6) показатель суммы сбережений домашних хозяйств представляет собой разность между располагаемыми доходами и расходами домашних хозяйств на конечное потребление;

7) показатель располагаемого национального дохода представляет собой национальный доход, рассчитанный с учетом сальдо текущих трансфертов, полученных и переданных за границу.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.170.171 (0.017 с.)