Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Краткие методические указания к решению задачи 2↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
СТАТИСТИКА Методическое пособие
Хабаровск Издательство ДВГУПС УДК 311:330 (075.8) ББК У 051я73 Б 202
Рецензент – кандидат экономических наук, И.В. Блажко
Методическое пособие содержит типовое комплексное задание и методические указания по его выполнению, информационные таблицы, рекомендации по использованию вычислительной техники. Предназначено для студентов 1-го и 2-го курсов, изучающих дисциплину «Статистика».
УДК 311:330 (075.8) ББК У 051я73
© ДВГУПС, 2012 Введение Настоящее методическое пособие подготовлено с целью закрепления знаний студентами в усвоении основ статистической методологии, приемов и методов статистического исследования, выработке навыков практического решения тех или других задач в различных сферах общественной деятельности. В абстрактной форме представляется единое типовое комплексное задание по проведению статистического исследования изучаемых массовых процессов и явлений, выполняемое на единой, многовариантной информационной основе с использованием современной вычислительной техники. Типовое задание охватывает содержание всех основных тем курса: статистическое наблюдение, сводку и группировку, абсолютные, относительные и средние величины, показатели вариации и анализ частотных распределений, выборочное наблюдение, показатели тесноты связи, а также проблемы статистического исследования динамики массовых явлений и процессов, индексного анализа. Типовое единое задание наиболее адекватно, практически синхронно, учитывает и отражает в системе задач и упражнений последовательность курса, его внутреннюю логику, структуру, взаимосвязь и взаимозависимость различных тем и т. д. Это имеет определенное методическое и практическое значение, способствует повышения эффективности учебного процесса. Расчетно-графическая работа выполняется студентами самостоятельно по мере изучения теоретического курса на протяжении всего периода его изучения. При ее выполнении следует использовать учебные и методические пособия по общей теории статистики, рекомендованные для обучения студентов экономических специальностей высших учебных заведений (табл. 1).
Таблица 1 Информационная таблица (базовый вариант)
Окончание табл. 1
В аналогичной форме, в виде двухмерной таблицы, в подлежащем которой задан перечень единиц наблюдения (или объектов наблюдения), а в сказуемом – перечень изучаемых признаков в работе представлены 6 вариантов информационных таблиц (прил. 1). Соответственно студентами выполняется 6 вариантов расчетно-графической работы. Первый вариант выполняется по данным информационной табл. 1, второй вариант – по данным информационной табл. 2 и т. д. (прил. 1). Выбор варианта расчетно-графической работы студентами осуществляется традиционно в зависимости от начальной буквы фамилии студента (табл. 2). Таблица 2
Выполненная расчетно-графическая работа может рассматриваться как одна из форм аттестации студента за работу в течение семестра. Расчетно-графическая работа состоит из 2 частей, в каждой из которых по 3 раздела: 1) типовое комплексное задание и методические указания по его выполнению; 2) информационные таблицы; 3) краткие рекомендации по использованию вычислительной техники. Типовое задание № 1 представляется в первой части работы и соответственно задание № 2 – во второй части.
ТиповЫе заданиЯ Задача 1 Ознакомьтесь с информационными таблицами всех вариантов контрольных работ (прил. 1), проведите их дополнительный анализ. Ответьте (письменно) на следующие вопросы. 1. Для решение каких задач может быть использована аналогичная реальная информация (для изучения благосостояния населения, для изучения спроса населения, для выявления объективных статистических взаимосвязей между спросом населения на отдельные товары и услуги и его денежными доходами и т.д.)? Сформулируйте примерную установку статистического наблюдения. 2. Какой сектор экономической деятельности характеризует представленная информация (нефинансовый сектор, финансовый сектор, государственные учреждения и организации и др.)? 3. Как определить совокупность единиц наблюдения, которая подлежит обследованию для того, чтобы получить реальные данные в соответствии с принятой целевой установкой статистического наблюдения (совокупность семей, постоянно проживающих на территории РФ, совокупность семей рабочих и служащих, совокупность семей крестьян и т. д.)? Сформулируйте в общем виде определение «Объект статистического наблюдения». 4. Как выявить границы, которые бы четко определяли изучаемую совокупность единиц наблюдения, на какие именно признаки или пределы признаков следует указать, чтобы выделить ее из числа других совокупностей (многодетные семьи, одиночки, семьи, дети которых в настоящее время обучаются в негосударственных вузах и т. д.)? 5. Кто является носителем регистрируемых признаков, кем может быть представлена информация (семья, домашнее хозяйство и др.)? Сформулируйте в общем виде определение «Единица статистического наблюдения». 6. На какие признаки необходимо указать (помимо указанных в информационных таблицах), чтобы в полной мере охарактеризовать изучаемую совокупность в соответствии с принятой вами целевой установкой (потребление основных продуктов в натуральных единицах, средняя цена покупки, социальные трансферты в натуральной форме, натуральные поступления из подсобных хозяйств и т. д.)? Сформулируйте в общем виде определение «Программа статистического наблюдения». 7. В какой форме целесообразно представить перечень вопросов программы статистического наблюдения (бланк-карточка, бланк-список, бюджетная тетрадь и т. д.), как обеспечить своевременное и качественное представление необходимых сведений, когда и где проводить сбор информации? Ответив на эти вопросы, изберите объект для самостоятельного статистического наблюдения (в качестве объекта может быть принята любая группа хозяйствующих субъектов во всех секторах народного хозяйства – промышленные компании, учебные заведения, домашние хозяйства). Для избранного вами объекта исследования выполните (письменно) следующее: – сформулируйте цель статистического наблюдения; – определите объект статистического наблюдения и единицу наблюдения; – составьте программу статистического наблюдения; – разработайте инструментарий статистического наблюдения (формуляр обследования, инструкцию и организационный план); – составьте примерный макет статистической таблицы и укажите на последовательность предлагаемой статистической обработки этих данных.
Задача 2 По данным информационной таблицы вашего варианта определите итоговые показатели признаков – Х1, Х2, Х3 и Х4, их средние значения, показатели размаха вариации, средние линейные отклонения, дисперсии, среднеквадратические отклонения, коэффициенты вариации. Полученные результаты представьте в виде статистических таблиц.
Число единиц наблюдения по группам (в абсолютных и относительных величинах)
Таблица 8 Продолжение прил. 1 Вариант 2
Продолжение прил. 1 Вариант 3
Продолжение прил. 1 Вариант 4
Продолжение прил. 1 Вариант 5
Продолжение прил. 1 Вариант 6
Продолжение прил. 1 Вариант 7
Продолжение прил. 1 Вариант 8
Продолжение прил. 1 Вариант 9
Окончание прил. 1 Вариант 10
Приложение 2 ПРИМЕР РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ 1.2 В EXCEL
1. Включить компьютер. Нажать кнопку POWER 2. Запустить EXCEL. Навести курсор на значок EXCEL и дважды щелкнуть левой кнопкой мыши (появится окно EXCEL) 3. Ввести информационную таблицу 3.1. Ввести заголовок таблицы 3.1.1. Выделить ячейку А1 3.1.2. Навести курсор на ячейку А1 и, удерживая левую кнопку мыши, выделить ячейки в диапазоне от А1 до Е1, отпустить кнопку мыши 3.1.3. Нажать на клавиатуре Ctrl и 1 одновременно 3.1.4. В высветившемся окне «ячейки» выделить пункт «выравнивание», а в нем «объединить ячейки» 3.1.5. В объединенных ячейках написать название таблицы 3.2. Ввести название столбцов 3.2.1. Выделить ячейку А2 3.2.2. Навести курсор на ячейку А2 и, удерживая левую кнопку мыши, выделить ячейки в диапазоне от А2 до Е”, отпустить кнопку мыши 3.2.3. Нажать на клавиатуре Ctrl и 1 одновременно 3.2.4. В высветившемся окне «ячейки» выделить пункт «выравнивание», а в нем «переносить по словам» 3.2.5. Выделить ячейку А2 3.2.6. Ввести название столбца 3.2.7. Выделить ячейку В2 3.2.8. Ввести название столбца 3.2.9. Выделить ячейку С2 3.2.10. Ввести название столбца 3.2.11. Выделить ячейку D2 3.2.12. Ввести название столбца 3.2.13. Выделить ячейку Е2 3.2.14. Ввести название столбца 3.3. Ввести цифры 3.3.1. Выделить ячейку А3 3.3.2. Ввести цифру «1» 3.3.3. Выделить ячейку А4 3.3.4. Ввести цифру «2» и так деле до ячейки А32 и цифры «30» 3.3.5. Далее аналогично с другими столбцами (в каждый столбец вводятся строго его цифры) Окончание прил. 2
3.4. Подсчитать суммы по столбцам (кроме первого) 3.4.1. Выделить ячейку А33 3.4.2. Ввести текст «Итого» 3.4.3. Выделить ячейку В33 3.4.4. Нажать на рабочей панели значок «Автосумма» (высветится подтверждение диапазона ячеек, нажать ОК) 3.4.5. Аналогично с другими столбцами 4. Посчитать среднюю 4.1. Установить курсор в ячейку В35 4.1.1. Нажать на рабочей панели значок «Вставка функции» 4.1.2. В высветившемся окне в строке «категории» выбрать «статистические» 4.1.3. В строке «функции» выбрать «СРЗНАЧ» 4.1.4. Выделить диапазон ячеек с В3 по В32 (нажать ОК) 4.2. Аналогично с ячейками С35, D35 и Е35 5. Посчитать дисперсию 5.1. Установить курсор в ячейку В36 5.1.1. Нажать на рабочей панели значок «Вставка функции» 5.1.2. В высветившемся окне в строке «категории» выбрать «статистические» 5.1.3. В строке «функции» выбрать «ДИСП» 5.1.4. Выделить диапазон ячеек с В3 по В32 (нажать ОК) 5.2. Аналогично с ячейками С36, D35 и Е36 6. Посчитать квадратное отклонение 6.1. Установить курсор в ячейку В37 6.1.1. Нажать на рабочей панели значок «Вставка функции» 6.1.2. В высветившемся окне в строке «категории» выбрать «статистические» 6.1.3. В строке «функции» выбрать «КВАДРОТКЛ» 6.1.4. Выделить диапазон ячеек с В3 по В32 (нажать ОК) 6.2. Аналогично с ячейками С37, D37 и Е37 7. Посчитать среднее отклонение 7.1. Установить курсор в ячейку В38 7.1.1. Нажать на рабочей панели значок «Вставка функции» 7.1.2. В высветившемся окне в строке «категории» выбрать «статистические» 7.1.3. В строке «функции» выбрать «СРОТКЛ» 7.1.4. Выделить диапазон ячеек с В3 по В32 (нажать ОК) 7.2. Аналогично с ячейками С37, D37 и Е37 Таким образом, можно посчитать все задачи Общей теории статистики. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ Список 1. Береславская, В.А. Теория статистики: учеб. пособие / В.А. Береславская, Н.М. Стрельникова, Л.А. Хинканина. – Йошкар-Ола: МарГТУ, 2004. – 136 с. 2. Временные указания по отражению в формах государственного статистического наблюдения показателей промышленной продукции (утв. постановлением Госкомстатом РФ от 31 декабря 1996 г. № 153). 3. Голуб, Л.А. Социально-экономическая статистика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.А. Голуб. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 272 с. 4. Ефимова, М.Р. Общая теория статистики: учеб. / М.Р. Ефимова, Е.В. Петрова, В.Н. Румянцев. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 416 с. 5. Рудакова, Р.П. Статистика / Р.П. Рудакова, Л.Л. Букин, В.И. Гаврилов. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2007 – 288 с. 6. Салин, В.Н. Система национальных счетов: учеб. пособие / В.Н. Салин, С.И. Кудряшова. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 272 с. 7. Салин, В.Н. Курс теории статистики для подготовки специалистов финансово-экономического профиля: учебник / В.Н. Салин, Э.Ю. Чурилова. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 480 с. 8. Социальная статистика: учебник / под ред. чл.-кор. РАН И.И. Елисеевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 480 с. 9. Социально-экономическая статистика: учеб. пособие / под ред. 10. Статистика: учеб. пособие / А.В. Багат [и др.]; под ред. В.М. Симчеры. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 368 с. 11. Статистика: учеб. пособие / Л.П. Харченко [и др.]; под ред. проф. В.Г. Ионина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 445 с. 12. Статистика: учеб. / под ред. И.И. Елисеевой. – М.: Высшее образование, 2007. – 566 с. 13. Теория статистики: учебник / Р.А. Шмойлова [и др.]; под ред. 14. О прожиточном минимуме в Российской Федерации: федер. закон от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ (с изм. и доп. от 27 мая 2000 г., 22 августа 2004 г.). 15. Экономика и статистика фирм: учебник / В.Е. Адамов [и др.]; под ред. проф. С.Д. Ильенковой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 288 с. 16. Экономическая статистика: учебник / под ред. Ю.Н. Иванова. 17. Экономическая статистика: учебник / под ред. проф. Ю.Н. Иванова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 736 с.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение............................................................................................................ 3 ТиповЫе заданиЯ и краткие методические указания Задача 1................................................................................................................. 6 Задача 2................................................................................................................. 7 Задача 3................................................................................................................. 9 Задача 4.............................................................................................................. 16 Задача 5.............................................................................................................. 19 Задача 6.............................................................................................................. 20 Задача 7.............................................................................................................. 23 Задача 8.............................................................................................................. 26 Задача 9.............................................................................................................. 27 Задача 10............................................................................................................ 35 Приложение 1. Информационные таблицы...................................... 39 Приложение 2. ПРИМЕР РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ 1.2 В EXCEL..................... 49 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ Список............................................................. 51
Учебное издание
Балашова Наталья Александровна Степанцова Светлана Анатольевна
СТАТИСТИКА Методическое пособие
Редактор А.А. Иванова Технический редактор Н.В. Ларионова
———————————————————————————— План 2012 г. Поз. 3.2. Подписано в печать 31.05.2012. Гарнитура Arial. Печать RISO. Уч.-изд. л. 3,0. Усл. печ. л. 3,3. Зак. 178. Тираж 35 экз. Цена 180 р. ———————————————————————————— Издательство ДВГУПС 680021, г. Хабаровск, ул. Серышева, 47.
Н.А. Балашова, С.А. Степанцова
СТАТИСТИКА Методическое пособие
&n
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 327; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.237.231 (0.009 с.) |