Мост алькантара (зодчий гай юлий лацер, 105-106 гг. ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мост алькантара (зодчий гай юлий лацер, 105-106 гг. )



 

Мост Алькантара (105-106 гг. н. э.) в Иберии (Испании) перекинут через скалистое ущелье реки Тагус (совр. Тахо), расположенной вблизи португальской границы. Мост представлял собой шестипролетную аркаду с высоким центральным столбом, увенчанным триумфальной аркой. Полотно моста возне­сено на высоту 45 метров (вместе с аркой – 62 метра) от обычного уровня воды. Однако при разливах вода поднимается почти до опор центральных арок, так что эта громадная высота является вполне объяснимой. Отсюда и необычная длина моста – около 200 метров. Ширина проезжей части моста – восемь метров (рис. 8.7).

Проезжая часть моста горизонтальна, и шелыги (верхние точки) всех арок ле­жат на одном уровне. Разница в уровне пят скрыта контрфорсами, имеющими не только конструктивное, но и художе­ственное значение. Пролеты арок постепенно уменьшаются от середины к концам моста. Из-за этого появляется эффект визуального искривления фасада моста. Он кажется «выпуклым» и больше своих истинных размеров. Четное число пролетов и их заметное нарастание (от 14 до 20 м) к средне­му устою придают этой опоре особое значе­ние и делают логичной постановку на ней ме­мориальной арки. Арка не выделяется ни богат­ством форм, ни материалом. Она как бы вырастает из устоя. Не слишком сильная рустовка моста создает строгий и четкий рисунок кладки, противостоящий живописности ущелья. Мост Алькантара – одно из замечательных произве­дений римского зодчества. Инженерное искус­ство и архитектура слились здесь воедино. Художественная задача решена без привлече­ния декоративных средств, а мемориальная арка кажется столь же необходимой, как и дру­гие части моста (рис. 8.8).

Эту постройку отличает монументальность, величавый покой и гармония. Имя строителя – Гая Юлия Лацера, сына Секста – увековечено надписью у восточного въезда на мост:

«Императору Нерве Траяну Цезарю Августу Германику Дакику посвящено …

Мост, что пребудет всегда в веках постоянного мира,

Лацер воздвиг над рекой, славный искусством своим…».

Мост Элия в Риме (134 г. н.э.) служил монументальным подходом к мавзолею Адриана. В этом случае постанов­ка мемориальной арки была бы неуместной. Арки моста с их широкими архивольтами опи­раются на низкие, мощные быки с уступчаты­ми контрфорсами, как и в мосте Алькантара. Но над опорами возвышались постаменты со ста­туями. Их изготовил уже в XVII веке знаменитый скульптор Лоренцо Бернини (1598-1680) (рис. 8.9, рис. 8.10).

Римляне уделяли особое внимание и архи­тектуре акведуков. При переходах через реку или овраг высота акведука определялась не уровнем воды, а положением канала. Поэтому, в отличие от мостов, акведуки можно было строить многоярусными. Ярким примером является Сеговийский акведук в Иберии (Испания).

Акведук в Сеговии (II в. н. э.) функ­ционирует по настоящее время. Его многоярусная аркада в 43 пролета длиной около 300 метров возносится над нижележащей улицей на 28,5 метров (рис. 8.11).

В нижней аркаде столбы толще, а арки мень­ше, чем в верхней. Рустика блоков и тяги ме­жду уступами придают аркаде характер особой прочности и суровости, который сочетается с динамическим устремлением сооружения кверху. Средняя, самая высокая, его часть подчеркнута аттиком и введением в верхний, утолщенный столб ниши со статуей (рис. 8.12).

21 Билет: Форум Траяна. Триумфальная колонна Траяна

 

Большую часть своего времени римляне проводили вне дома: на улицах, форумах, в термах, в цирке или в театре. Бои гладиаторов и травля зверей стали их любимым зрелищем уже при республике. Но тогда они происходили обычно на форуме, в цирке или в театре. При Флавиях комплекс импе­раторских форумов Рима значительно расширился.

К числу наиболее выдающих форумов ранней Римской империи относятся следующие.

Форум Мира, построенный Веспасианом, был перистильным двором без отдельно стоящего хра­ма (рис. 8.13).

Проходной форум как бы «втиснут» между форумами Августа и Веспасиана. Автором этого фо­рума считается зодчий Рабирий. Боковые сте­ны форума были украшены приставными колоннами. Антаблемент и вы­сокий аттик образовывали сильные раскрепов­ки, дававшие живописные ракурсы и глубо­кие тени (рис. 8.14).

Сохранились две колонны Проход­ного форума. Сравнительно недавно они были расчищены. Чрезмерно пышная орнаментация покрывает все профили антаблемента, преувеличенно глу­бокая порезка разрушает самую их форму. Вы­носная плита сведена до минимума, а зубчики соединены тонкими прорезными вставками. В результате архитектонический смысл пропал, карниз воспринимается как виртуозно исполненное скульптурное произведение. Этот антаблемент – наиболее яркое выражение тен­денции, общей для многих мраморных зданий конца I в. н. э.

 

Успешные войны императора Траяна, которые он вел в Дакии, Счастливой Аравии, Армении и Парфии, позволили ему осуществлять грандиозную строительную программу во всех уголках «римского мира»:

«Много израсходовал Траян на войны, много он израсходовал и на дела мира, но больше всего затрат, и притом самых необходимых, он произвел на дороги, на гавани и общественные сооружения, не проливая крови ни при одной из этих работ…» (Кассий Дион, Римская история, LXVIII, 7, I).

«Из сооружений Траяна [98-117 гг.] особенно замечательны: бани его имени, большой, совершенно круглый театр [Одейон], гипподром в две стадии длиною и Римский Форум, замечательный всем, но особенно своей медной крышей…» (Павсаний, V, 12, 6).

 

К числу наиболее грандиозных проектов, реализованных им в Риме, относится форум Траяна (архитектор Аполлодор Дамасский, 107-113 гг.) (рис. 8.15).

Композиция этого гигантского форума, по-видимому, была навеяна архитектурой египетских храмов времен Нового царства. На продольную ось его были нанизаны огромная экседра с внутренним колонным портиком и триумфальной аркой по центру, перистильный двор с конной статуей императора, базилика Ульпия, колонна Траяна и храм Гения Траяна. Здесь был применен композиционный прием, уже апробированный в форуме Августа. Зодчий Аполлодор двумя парами полукруглых экседр обозначил две поперечные оси комплекса и подчеркнул два композиционных центра форума – конную статую и базилику Ульпия. Форум и связанный с ним ры­нок строились в период наибольшего расши­рения империи, в память двух походов Траяна, захватившего за Дунаем громадную террито­рию и несметные сокровища. Государственная казна была наполнена золотом даков, так что грандиозная постройка могла вестись быстры­ми темпами. Форум занимает территорию, пре­вышающую то площади остальные четыре фо­рума, вместе взятые. Первоначальный форум Траяна, состоявший из площади, базилики Ульпия и мемориальной колонны между биб­лиотеками, был освящен в 113 году. Входная ар­ка была сооружена через четыре года., а храм Гения Траяна – уже после смерти императора: «Не говоря о многом другом, Траяну воздвигли триумфальную арку на его форуме [117 г. н. э. ]…» (Кассий Дион, Римская история, LXVШ, 29).

От форума Траяна полностью сохранились только мемориальная колонна и рынок.

 

Создатель форума был выдающимся ин­женером. Устройство площади на месте, куда Квиринальский холм врезывался ранее мощным отрогом высотой 38 м, представляло грандиозное даже по тем временам меро­приятие. Стало возможным связать комплекс форумов с Марсовым полем. Однако Аполлодор придал форуму Траяна традиционную замкнутость, – связь с городом осуществлялось главным образом по огибающим улицам. Комп­лекс императорских форумов, оставаясь чуж­дым телом в организме Рима, разрывал, а не связывал его районы (рис. 8.16).

Отличительной чертой первоначального фо­рума Траяна был его вполне светский характер. Уже на форуме Веспасиана храм не выделялся отдельным объемом. На форуме Траяна он от­сутствовал вовсе. Геометрическим и идеологиче­ским центром всей композиции стала конная статуя Траяна. Поперечная ось ансамбля почти равноценна главной, чем подчеркивалась роль этой статуи в точке их пересечения. Форум с триумфальной аркой в качестве входа, со статуей в центре и с триумфальной колонной в глубине, был монументальным памятни­ком Траяну. Разноцветный мрамор колонн, облицовок и замощения, зо­лоченая бронза и белизна бесчис­ленных статуй и скульптур экзоти­ческих животных создавали велико­лепный, насыщенный формами и цветом ансамбль.

Громадная пятинефная базилика Ульпия располагалась поперечно, захватывая всю ширину форума Траяна. Ее рос­кошь раскрывалась только в интерь­ере, так как почти гладкий фасад с тремя едва подчеркнутыми входа­ми должен был служить спокойным фоном монументу. Мраморные ко­лонны, которые несли бронзовые стропила, разделяли нефы и отде­ляли большие боковые полукру­жия (рис. 8.17).

Пройдя через базилику Ульпия, посетитель останавливался перед триумфальной колонной Траяна (113 г.).

Колонна была установлена между латинской и греческой библиотеками и потому была рассчитана скорее на подробное рассматривание по­крывающих ее рельефов, чем на об­щий вид в целом (рис. 8.18).

Памятник велик по абсолютным размерам (Н = 39,83 м). Из них только 100 футов (29,73 м) приходятся на самую колонну. Нижний диаметр колонны – 3,5 метра. Она была увенчана дорической капителью и бронзовой фигурой императора (по другой версии – бронзового орла с распростертыми крыльями) (рис. 8.19).

Стержень колонны сложен из семнадцати цельных барабанов паросского мра­мора. Полые внутри, они образуют пространство для ведущей наверх винтовой лестницы. Лента релье­фов обвивает колонну 23 завитками, расширяясь при удалении от зрите­ля (0,89 м внизу, 1,25 м – вверху). Вдоль огромной спиральной ленты общей длиной 250 метров были запечатлены сцены двух этапов Дакийской войны (103 и 105 гг.). Здесь было изображено не менее двух с половиной тысяч фигур (император Траян показан 93 раза!).

Колонна стоит на постаменте высотой 5 метров, внутрь которого был помещен золотой саркофаг с прахом императора и его жены Плотины. Над входом в усыпальницу была высечена надпись: «Сенат и народ римский императору Цезарю Нерве Траяну, Августу, сыну божественного Нервы, Германскому, Дакийскому, великому понтифику, наделенному властью трибуна в 17-й раз, императора в 6-й раз, консула в 6-й раз, отцу отечества для того, чтобы видно было, какой высоты холм был срыт, чтобы освободить место для возведения столь значительных сооружений…». В средние века статуя знаменитого императора, венчавшая колонну, была заменена бронзовой фигурой апостола Петра (рис. 8.20).

В начале ленты в нижней части колонны видны волны Истра (Дуная), из которого поднялся бог реки, взирающий на римские легионы. Они идут по знаменитому мосту, построенному Аполлодором. Далее разворачиваются сцены военного быта, осады и захвата городов, силуэты римских и дакийских крепостей, корабли, осадные машины и т.п. На верхних витках спирали показаны сцены гибели даков, бегущие к скалам женщины и дети. В свое время рельефы были раскрашены, отдельные детали позолочены. Каждая фигура на колонне выполнена очень тщательно. Некоторые детали можно рассматривать через лупу. Сверху рельефы были покрыты желтоватой защитной пленкой, состав которой до сих пор не разгадан. Размеры изображений тоже растут в расчете на равную видимость. Рельеф напоминает гигантский свиток – отчет о победонос­ных походах. Подробности быта, изо­бражение созданных тем же Аполлодором крепостей и моста через Ду­най говорят о том, что рельефы де­лались по его указаниям или рисун­кам. Постепенное расширение ленты кверху могло убить масштаб, зри­тельно приблизив верхние рельефы. Однако размеры капители и пьеде­стала, упругий энтазис и утонение стержня выбраны настолько удачно, что колонна не теряет монументально­сти (рис. 8.21).

Творческое наследие зодчего Аполлодора отмечает возврат к эл­линистическому направлению в трактовке ордера. Это был своеобразный протест против чрезмерной пышности в произведе­ниях школы Рабирия. Композиции Аполлодора отличаются широтой раз­маха, необычайной даже при сопо­ставлении с другими грандиозными постройками Рима.

Применяя ранее известные мотивы, он добивался но­вого качества масштабом сооружения и смелым повторением архитектур­ных форм. Так, большие полукру­жия встречались еще в памятниках республики и на фору­ме Августа. Аполлодор же впервые ввел по две пары громадных полу­кружий и в форум, и в тер­мы Траяна, построенные им в Риме. Аполлодор построил также ряд крепостей на северных границах империи и многопролетный мост через Ду­най, деревянные фермы которого опирались на каменные устои. Им написано несколько тракта­тов по строительной технике. Впо­следствии он попал в опалу и, воз­можно, был казнен за то, что раскри­тиковал проект храма Венеры и Ро­мы, разработанный императо­ром Адрианом: «Аполлодора, архитектора, построившего в Риме форум [Траяна], Одейон и гимнасий Траяна, Адриан сначала сослал, затем умертвил под предлогом совершенного им проступка, на самом же деле потому, что однажды, когда Траян с ним разговаривал относительно работ, тот сказал Адриану, говорившему какой-то вздор: «Иди, рисуй свои тыквы, потому что в этом деле ты ничего не понимаешь». Действительно, в то время Адриан гордился такого рода живописью. Став императором, Адриан оказался злопамятным и не потерпел свободы речи Аполлодора. Чтобы показать, что он может создавать большие сооружения и без него, Адриан послал Аполлодору чертеж (diagramma) храма Венеры и Ромы, спрашивая, хороша ли постройка; Аполлодор ответил, что ее следовало бы поднять вверх и подвести под нее цоколь: с возвышения она была бы виднее на Священной дороге и в подвале оказалось бы пустое место для машин, – таким образом, машины можно бы сосредоточить без того, чтобы их было видно, и они могли бы незаметно быть подведены к театру. Что же касается статуй, он ответил, что они несоразмерно велики в сравнении с высотою святилища. Он добавил: «Если бы богини захотели встать и выйти, они бы не могли этого сделать». Такой прямолинейный ответ раздосадовал императора и сильно огорчил его, ибо он сделал непоправим ошибку. Он не сдержал ни своего гнева, ни огорчения и предал Аполлодора смерти…» (Кассий Дион, Римская история, LХ1Х, 4).

 

Форум Траяна быстро стал центром сто­личной общественной жизни. Здесь происходили раздачи хле­ба, вина, масла и денег. Орга­низация этих раздач должна была протекать на рынке Траяна, многоэтажные здания которого рас­положены на террасах Квиринала (рис. 8.22).

В состав рынка входи­ли лавки, где производилась раздача и продажа продуктов по пониженным ценам, сводчатый зал, где могли заключаться сделки на постав­ку товаров, административные помещения для управ­ления складами Остии и самого Рима. Интерьер зала и фасады из кирпича с кон­солями и наличниками из травертина связы­ваются с представлением о складах, портовых сооружениях и инсулах, то есть о массовой за­стройке древнеримских городов (рис. 8.23).

Своими размерами форум Траяна превзошел все прежние римские форумы, вместе взятые. Его общая площадь достигала четырех гектаров:

«Когда император Константин пришел на форум Траяна, – сооружение, единственное в целом мире, … он остолбенел от изумления, обводя взором гигантские части, которые невозможно описать словами и которые никогда не удастся смертным создать во второй раз. Оставив всякую надежду соорудить что-либо подобное, он сказал, что хочет и может воспроизвести только помещенного в середине атрия Траянова коня, на котором красовалась фигура императора…. Стоявший подле него (персидский) царевич Ормизда… сказал на это со свойственным его народу остроумием: «Сначала прикажи, император, построить такую конюшню, если можно; конь, которого ты собираешься соорудить, должен так широко шагать, как и тот, который перед нами…» (Аммиан Марцеллин, XVI, 10, 14-17).

Форум Траяна, как и большинство памятни­ков того времени, не был первоначально связан с культом. Однако уже вскоре в глубине фору­ма, за базиликой Ульпия, возник храм обоже­ствленного Траяна. Его громадные размеры указывают на то значение, которое стало при­даваться императорскому культу в десятиле­тия, последовавшие за правлением Траяна.

 

22 Билет: «Греческое» направление в творчестве императора Адриана. «Город Адриана», арка Адриана, Панэлленион в Афинах

 

Римский император Публий Элий Адриан (76-138 гг.) является одним из самых высокопоставленных зодчих в истории мировой культуры. Его таланты военачальника и администратора, художника и ученого причудливо сочетались с подозрительностью и крайней жестокостью. Во всех своих увлечениях – изобразительном искусстве, поэзии, архитектуре – он всегда жаждал первенства. Недаром один из его современников заметил: «Поневоле приходится признать самым образованным того, кто командует тридцатью легионами…».

В отличие от Траяна Адриан стремился к политической стабилизации. Много времени он посвящал укреплению границ империи на Рейне, Дунае, в Британии. В период его правления (117-138 гг.) римляне были вынуждены отказаться от завоевательной политики и перейти к укреп­лению границ. Наиболее знаменитым укреплением этой поры является так называемый Адрианов вал в долине реки Тайн. Он был построен воинами II, VI и XX Британских легионов примерно в 127 году н. э.

Длина стены, проходившей от устья Тайна до устья Сольвея, составляла примерно 112 км. Она была снабжена фортами, постами и башнями. Адрианов вал целиком построен из камня с высочайшим качеством. Он оставался границей Римской Британии вплоть до конца IV века. В этой стене на одинаковом расстоянии друг от друга стояли 16 фортов. Каждый из них вмещал когорту из 1000 пехотинцев или 500 всадников вместе с лошадьми. Вдоль Адрианова вала размещались на равном удалении друг от друга 79 милевых замков. В них были устроены казармы – жилые и служебные помещения для пограничников (рис. 8.24).

 

Являясь горячим поклонником эллинской культуры, император пытался синтезировать греческие и римские архитектурные традиции, создать универсальный «имперский стиль». В его творческом наследии явно прослеживаются две линии – «греческая» и «римская».

До принятия императорских регалий Адриан некоторое время был правителем Афин. Здесь он построил Адрианополь («Город Адриана») в восточной части греческой столицы. Здесь он восстановил храм Зевса Олимпийского (Олимпейон) – громадный периптер, выполненный в коринфском ордере (рис. 8.25).

Внутри храма рядом с сидящей статуей Зевса, выполненной в хризоэлефантинной технике (копией творения Фидия) стояла колоссальная статуя римского императора, вальяжно опирающаяся на плечо громовержца.

«Храм Зевса Олимпийского соорудил римский император Адриан, и он же воздвиг замечательную его статую. Эта статуя замечательна не только величиною, превосходя другие статуи, если не говорить о родосских и римских колоссах, но и тем, что она сделана из золота и слоновой кости и, если принять во внимание её величину, сделана с большим искусством…» [Павсаний, I, 18, 6-9].

«Адриан посвятил храм Зевса Олимпийского в Афинах, в котором была воздвигнута его собственная статуя, и в нем он поместил змею, доставленную из Индии. Он торжественно отпраздновал Дионисии... Он разрешил грекам воздвигнуть храм в его честь, который получил название Панэллениона [Всеэллинского], учредил по этому случаю игры, дал афинянам много денег, годовой урожай хлеба и подарил всю Кефаллению…» (Кассий Дион, Римская история, LХ1Х, 16).

«А сколько храмов богов Адриан выстроил заново, сколько он украсил посвящениями и пожертвованиями, какие подарки он сделал эллинам, а также тем из варваров, которые к нему обращались, – все это написано в Афинах в общем святилище всех богов...» [Павсаний, I, 5,5].

На границе Адрианополя была установлена триумфальная арка «Ворота Адриана» (130 г.). Изящная, «невесомая» постройка совсем не походила на прочие триумфальные арки времен Римской республики и империи. Она как бы рассекла Афины на две части – более древнюю «греческую» и более позднюю «римскую» (рис. 8.26).

На стороне арки, обращенной в сторону Афинского акрополя, сохранилась надпись: «Это город Тезея». На противоположном фасаде, обращенном в сторону Адрианополя, было написано: «Это город Адриана». В данном памятнике Адриан как бы подчеркивает гармоничное единство двух великих античных культур – на мощной римской арке шестиметрового пролета стоит изящная эллинистическая надстройка (портик коринфского ордера).

 

Адриан прекрасно понимал сущность исторически сложившихся различий между «стоечно-балочной» архитектурой Древней Греции и «арочной» римской. Поэтому многие из его построек в Греции (здание библиотеки в Афинах, афинский Пантеон, храм Геры и Зевса Панэлления, храм Посейдона Гиппия в Мантинее) были выполнены им в чисто эллинских традициях: «Адриан соорудил афинянам и другие здания, между прочим, храм Геры и Зевса Панэлления и храм «Всем богам» (Пантеон), в котором самое замечательное – сто колонн из фригийского мрамора; стены портиков – тоже из фригийского мрамора. Там же есть сооружение с позолоченным потолком, отделанное алебастром, украшенное статуями и картинами. Здесь же находится и библиотека. Есть и гимнасий имени Адриана; в нем сто колонн из ливийских каменоломен…» [Павсаний, I, 18, 6-9].

 

При нем произошли серьезные изменения в античной скульптуре. Каменные статуи перестали раскрашивать и украшать металлическими деталями. В глазах стали прорезать зрачок и радужную оболочку. Поверхность обнаженных участков тела стали полировать до зеркального блеска. Волосы и одежду оставляли матовыми, шероховатыми (рис. 8.27).

«Римское» направление в творчестве императора Адриана. Храм Венеры и Ромы. Вилла Адриана в Тибуре

 

«Хотя повсюду Адриан [117-138 гг.] построил бесчисленное множество соору­жений, никогда не писал он своего имени, за исключением одного лишь храма в честь своего отца Траяна. В Риме он восстановил Пантеон, Ограду, базилику Неп­туна, многочисленные святилища, форум Августа, бани Агриппы. Все они были посвящены с именем прежних своих строителей. Построил он и мост, носящий его имя, мавзолей около Тибра и храм Благой Богини (Bona Dea). Он перенес также, поручив это дело архитектору Декриану, колосса в вертикальном положении на весу с того места, где ныне находится храм Города [Венеры и Ромы], – неимоверную громаду, для которой потребовалось двадцать четыре слона. А так как это изваяние с ликом Нерона, которому оно было раньше посвящено, Адриан посвятил Солнцу, то он поручил архитектору Аполлодору сделать другое такое же в честь Луны…» (Спартиан, Адриан, 19).

Наиболее крупным зданием в Риме, возведенным по проекту Адриана, был храм Венеры и Ромы (богинь-покровительниц римской столицы). Он был воздвигнут между Колизеем и форумом Веспасиана. Храм, имевший в плане прямоугольную форму (107×55 м), был поставлен на высокую платформу (рис. 8.28-а).

Вдоль длинных сторон его были установлены длинные колоннады из серого гранита, образующие теневые портики-стои (рис. 8.29).

Эти колонны были увенчаны белыми мраморными капителями. 56 коринфских колонн из снежно-белого лунийского мрамора окружали двойное святилище, образуя величественный периптер. Две целлы храма, соединенные апсидами по идее самого Адриана, образовали очень вытянутое ядро здания (рис. 8.30).

Позолоченные статуи богинь, сидевших на тронах спиной друг к другу, были помещены в полукруглые ниши-экседры. Сверху экседры завершались полукуполами (конхами). Святилища храма были перекрыты сводчатыми кровлями. Их внутренняя поверхность была украшена квадратными кессонами. Первоначальный вариант кровли был плоским, в «лучших традициях» греческого зодчества. Целлы были перекрыты деревянными стропилами. По поводу этого варианта кровли у императора возникли разногласия с зодчим Аполлодором Дамасским, который утверждал, что плоский потолок слишком низок и богини, встав с трона, непременно пробьют головами потолок. Учтя эти замечания, Адриан внес изменения в проект – кровли стали сводчатыми (рис. 8.30). Хотя результаты недавних археологических раскопок показали, что этот храм стал сводча­тым только в IV в. н. э. Тогда и были возведены его бетонные стены внутри более старых, ка­менных.

Историк Кассий Дион утверждал, что критические замечания Аполлодора в адрес императорского проекта стоили ему жизни. Впрочем, эта версия не была подтверждена иными римскими историками.

 

В архитектуре загородных римских дворцов столь же значительное место занимает вилла Адриана в Тибуре (118-134 гг. н.э.). В ней с наибольшей широтой осу­ществлены принципы садово-парковой архитек­туры, которые развивались с I в. до н. э. Вилла расположена на склонах жи­вописных холмов, служащих водоразделом меж­ду двумя речками. Значительную часть ансамб­ля составляли садовые устройства и павильоны, иногда с легкими деревянными покрытиями в виде сводов (рис. 8.31).

Наиболее монументальные здания заняли высокую террасу над долиной, переиме­нованной в Темпейскую. К отдельным зданиям виллы также прилагались греческие названия, обычные в римских виллах с республиканского времени (Академия, Ликей, Пританей, Ним­фей, Стадий, Палестра). Много путешествовав­ший Адриан прибавил к ним афинский портик Пойкиле и александрийский Каноп.

Большой дворец с примыкающим к нему комплексом Золотой площади и малый дворец (так называемая Академия) расположены на холмах. Другие здания и садовые устройства образовывали на их террасах и склонах пано­раму с куполами павильонов, трельяжами, цветниками, статуями, причудливо подстри­женными деревьями. В вилле Адриана можно различить не менее четырех осей. Их направ­ление связано с рельефом местности. Особое внимание уделено, помимо красоты вида, за­щите от палящего солнца летом, аккумуляции солнечных лучей в холодное время года, водо­лечебным устройствам и т.д. Обилием каналов, фонтанов, нимфеев вилла превосходила все другие. Преуменьшенный масштаб павильонов позволил произвести ряд экспериментов, осу­ществив бесконечно разнообразные сводчатые покрытия относительно небольшого пролета, обычно 10-15 м, максимум 20 м.

Этот императорский проект многие историки архитектуры именуют «эклектичным», усматривая в нем механическое сочетание элементов и деталей самых различных архитектурных стилей. Все здесь обстоит гораздо сложнее. Дело в том, что римский император очень любил путешествовать. По словам историка Спартиана, «ни один повелитель столько не путешествовал, как Адриан, которого сопровождала целая армия землемеров и геометров, архитекторов и декораторов, организованных наподобие военных легионов в когорты и центурии…».

С помощью этих специалистов Адриан осуществлял в Риме и его провинциях самые грандиозные архитектурно-строительные программы и проекты. С 121 по 132 годы император посетил Грецию, Египет, многие страны Ближнего Востока. Все лучшее, виденное им (картины, посуду, мебель, мозаики, статуи), он свозил на свою виллу (рис. 8.32).

Здесь император отдыхал, устраивал блестящие приемы и оргии, состязания художников, скульпторов и зодчих. Здесь же он экспериментировал в области архитектурного формообразования (рис. 8.33).

Постепенно вилла превратилась в «микромодель» Римской империи. Здесь можно было увидеть уменьшенные копии многих знаменитых построек того периода – копию афинского Ликея, Академию, Пританеи, «Пестрый портик» Пойкиле (знаменитая картинная галерея в Афинах). Здесь была имитация Темпейской долины, александрийской улицы Каноп. «Чтобы ничего не забыть, он сделал там даже подземное царство…».

Именно здесь, на своей вилле, Адриан экспериментировал с различными купольными конструкциями («тыквами», как их презрительно называл Аполлодор). Купола были небольшого пролета – от 10 до 20 метров. Императора-зодчего интересовали не только размеры построек, но и принципы их механической работы. Наиболее знаменит перекрытый куполом центральный зал «Piazza d`Oro» («Золотой площади»). Полусферический купол здесь опирался на квадратное в плане основание (рис. 8.34

Между восемью опорными конструкциями змеилась выпукло-вогнутая колоннада, которая придала интерьеру зала пластичную динамику, повторенную позднее в архитектуре барокко («волнообразные стены», «купола с овальным планом» из творческого наследия Г. Гварини, Ф. Борромини и др.) (рис. 8.34). «Волнистая» колоннада из 16 колонн была повторена также в римском «Храме всех богов» – Пантеоне.

Интерколумний портиков на Золотой площа­ди очень мал – 1,5 м. Поэтому пло­щадь кажется на чертеже обширной, что не отвечает действительности; но своим абсолют­ным размерам (50×40 м) она уступает пери­стилю дворца Флавиев (55×50 м). Восьмилопастной свод вестибюля Золотой площади переходил в купол с отверстием в зените. Ниши интерьера не спрятаны в толще стены, как в Пантеоне, а образуют закругленные внешние углы, подчеркивая этим структуру здания. Еще более сложными, вероятно, были своды зала, находящегося в глубине площади. Колоннады его интерье­ра, выгнутые в плане к центру, должны были исключить всякое впечатление тяжести.

При перегруженности декором и небезупречных деталях вилла Адриана – большой шаг вперед в разработке внутреннего простран­ства и в постройке сводов. Здесь очевидна новая тенденция к созда­нию расчлененной сводчатой си­стемы, к облегчению массы опор архитектур­ными средствами. В этой последней крупной постройке времени отно­сительной стабилизации Рима ясно выступает противоречие ме­жду великолепной бетонно-кирпичной конст­рукцией и скрывавшим ее перегруженным де­кором. В постройках виллы проявилось увле­чение греческой культурой и восточными куль­тами, характерное для этого периода (рис. 8.35, рис. 8.36).

Искания архитекторов, направленные на со­здание замкнутого извне, развитого внутренне­го пространства, соответствующего религиозно-философским тенденциям рабовладе- льческого общества на последнем этапе его развития, привели к созданию грандиозной купо- льной ротонды Пантеона – одно из величайших произведений мировой архитектуры.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.18.220.243 (0.061 с.)