Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мост алькантара (зодчий гай юлий лацер, 105-106 гг. )
Мост Алькантара (105-106 гг. н. э.) в Иберии (Испании) перекинут через скалистое ущелье реки Тагус (совр. Тахо), расположенной вблизи португальской границы. Мост представлял собой шестипролетную аркаду с высоким центральным столбом, увенчанным триумфальной аркой. Полотно моста вознесено на высоту 45 метров (вместе с аркой – 62 метра) от обычного уровня воды. Однако при разливах вода поднимается почти до опор центральных арок, так что эта громадная высота является вполне объяснимой. Отсюда и необычная длина моста – около 200 метров. Ширина проезжей части моста – восемь метров (рис. 8.7). Проезжая часть моста горизонтальна, и шелыги (верхние точки) всех арок лежат на одном уровне. Разница в уровне пят скрыта контрфорсами, имеющими не только конструктивное, но и художественное значение. Пролеты арок постепенно уменьшаются от середины к концам моста. Из-за этого появляется эффект визуального искривления фасада моста. Он кажется «выпуклым» и больше своих истинных размеров. Четное число пролетов и их заметное нарастание (от 14 до 20 м) к среднему устою придают этой опоре особое значение и делают логичной постановку на ней мемориальной арки. Арка не выделяется ни богатством форм, ни материалом. Она как бы вырастает из устоя. Не слишком сильная рустовка моста создает строгий и четкий рисунок кладки, противостоящий живописности ущелья. Мост Алькантара – одно из замечательных произведений римского зодчества. Инженерное искусство и архитектура слились здесь воедино. Художественная задача решена без привлечения декоративных средств, а мемориальная арка кажется столь же необходимой, как и другие части моста (рис. 8.8). Эту постройку отличает монументальность, величавый покой и гармония. Имя строителя – Гая Юлия Лацера, сына Секста – увековечено надписью у восточного въезда на мост: «Императору Нерве Траяну Цезарю Августу Германику Дакику посвящено … Мост, что пребудет всегда в веках постоянного мира, Лацер воздвиг над рекой, славный искусством своим…». Мост Элия в Риме (134 г. н.э.) служил монументальным подходом к мавзолею Адриана. В этом случае постановка мемориальной арки была бы неуместной. Арки моста с их широкими архивольтами опираются на низкие, мощные быки с уступчатыми контрфорсами, как и в мосте Алькантара. Но над опорами возвышались постаменты со статуями. Их изготовил уже в XVII веке знаменитый скульптор Лоренцо Бернини (1598-1680) (рис. 8.9, рис. 8.10).
Римляне уделяли особое внимание и архитектуре акведуков. При переходах через реку или овраг высота акведука определялась не уровнем воды, а положением канала. Поэтому, в отличие от мостов, акведуки можно было строить многоярусными. Ярким примером является Сеговийский акведук в Иберии (Испания). Акведук в Сеговии (II в. н. э.) функционирует по настоящее время. Его многоярусная аркада в 43 пролета длиной около 300 метров возносится над нижележащей улицей на 28,5 метров (рис. 8.11). В нижней аркаде столбы толще, а арки меньше, чем в верхней. Рустика блоков и тяги между уступами придают аркаде характер особой прочности и суровости, который сочетается с динамическим устремлением сооружения кверху. Средняя, самая высокая, его часть подчеркнута аттиком и введением в верхний, утолщенный столб ниши со статуей (рис. 8.12). 21 Билет: Форум Траяна. Триумфальная колонна Траяна
Большую часть своего времени римляне проводили вне дома: на улицах, форумах, в термах, в цирке или в театре. Бои гладиаторов и травля зверей стали их любимым зрелищем уже при республике. Но тогда они происходили обычно на форуме, в цирке или в театре. При Флавиях комплекс императорских форумов Рима значительно расширился. К числу наиболее выдающих форумов ранней Римской империи относятся следующие. Форум Мира, построенный Веспасианом, был перистильным двором без отдельно стоящего храма (рис. 8.13). Проходной форум как бы «втиснут» между форумами Августа и Веспасиана. Автором этого форума считается зодчий Рабирий. Боковые стены форума были украшены приставными колоннами. Антаблемент и высокий аттик образовывали сильные раскреповки, дававшие живописные ракурсы и глубокие тени (рис. 8.14). Сохранились две колонны Проходного форума. Сравнительно недавно они были расчищены. Чрезмерно пышная орнаментация покрывает все профили антаблемента, преувеличенно глубокая порезка разрушает самую их форму. Выносная плита сведена до минимума, а зубчики соединены тонкими прорезными вставками. В результате архитектонический смысл пропал, карниз воспринимается как виртуозно исполненное скульптурное произведение. Этот антаблемент – наиболее яркое выражение тенденции, общей для многих мраморных зданий конца I в. н. э.
Успешные войны императора Траяна, которые он вел в Дакии, Счастливой Аравии, Армении и Парфии, позволили ему осуществлять грандиозную строительную программу во всех уголках «римского мира»: «Много израсходовал Траян на войны, много он израсходовал и на дела мира, но больше всего затрат, и притом самых необходимых, он произвел на дороги, на гавани и общественные сооружения, не проливая крови ни при одной из этих работ…» (Кассий Дион, Римская история, LXVIII, 7, I). «Из сооружений Траяна [98-117 гг.] особенно замечательны: бани его имени, большой, совершенно круглый театр [Одейон], гипподром в две стадии длиною и Римский Форум, замечательный всем, но особенно своей медной крышей…» (Павсаний, V, 12, 6).
К числу наиболее грандиозных проектов, реализованных им в Риме, относится форум Траяна (архитектор Аполлодор Дамасский, 107-113 гг.) (рис. 8.15). Композиция этого гигантского форума, по-видимому, была навеяна архитектурой египетских храмов времен Нового царства. На продольную ось его были нанизаны огромная экседра с внутренним колонным портиком и триумфальной аркой по центру, перистильный двор с конной статуей императора, базилика Ульпия, колонна Траяна и храм Гения Траяна. Здесь был применен композиционный прием, уже апробированный в форуме Августа. Зодчий Аполлодор двумя парами полукруглых экседр обозначил две поперечные оси комплекса и подчеркнул два композиционных центра форума – конную статую и базилику Ульпия. Форум и связанный с ним рынок строились в период наибольшего расширения империи, в память двух походов Траяна, захватившего за Дунаем громадную территорию и несметные сокровища. Государственная казна была наполнена золотом даков, так что грандиозная постройка могла вестись быстрыми темпами. Форум занимает территорию, превышающую то площади остальные четыре форума, вместе взятые. Первоначальный форум Траяна, состоявший из площади, базилики Ульпия и мемориальной колонны между библиотеками, был освящен в 113 году. Входная арка была сооружена через четыре года., а храм Гения Траяна – уже после смерти императора: «Не говоря о многом другом, Траяну воздвигли триумфальную арку на его форуме [117 г. н. э. ]…» (Кассий Дион, Римская история, LXVШ, 29). От форума Траяна полностью сохранились только мемориальная колонна и рынок.
Создатель форума был выдающимся инженером. Устройство площади на месте, куда Квиринальский холм врезывался ранее мощным отрогом высотой 38 м, представляло грандиозное даже по тем временам мероприятие. Стало возможным связать комплекс форумов с Марсовым полем. Однако Аполлодор придал форуму Траяна традиционную замкнутость, – связь с городом осуществлялось главным образом по огибающим улицам. Комплекс императорских форумов, оставаясь чуждым телом в организме Рима, разрывал, а не связывал его районы (рис. 8.16). Отличительной чертой первоначального форума Траяна был его вполне светский характер. Уже на форуме Веспасиана храм не выделялся отдельным объемом. На форуме Траяна он отсутствовал вовсе. Геометрическим и идеологическим центром всей композиции стала конная статуя Траяна. Поперечная ось ансамбля почти равноценна главной, чем подчеркивалась роль этой статуи в точке их пересечения. Форум с триумфальной аркой в качестве входа, со статуей в центре и с триумфальной колонной в глубине, был монументальным памятником Траяну. Разноцветный мрамор колонн, облицовок и замощения, золоченая бронза и белизна бесчисленных статуй и скульптур экзотических животных создавали великолепный, насыщенный формами и цветом ансамбль.
Громадная пятинефная базилика Ульпия располагалась поперечно, захватывая всю ширину форума Траяна. Ее роскошь раскрывалась только в интерьере, так как почти гладкий фасад с тремя едва подчеркнутыми входами должен был служить спокойным фоном монументу. Мраморные колонны, которые несли бронзовые стропила, разделяли нефы и отделяли большие боковые полукружия (рис. 8.17). Пройдя через базилику Ульпия, посетитель останавливался перед триумфальной колонной Траяна (113 г.). Колонна была установлена между латинской и греческой библиотеками и потому была рассчитана скорее на подробное рассматривание покрывающих ее рельефов, чем на общий вид в целом (рис. 8.18). Памятник велик по абсолютным размерам (Н = 39,83 м). Из них только 100 футов (29,73 м) приходятся на самую колонну. Нижний диаметр колонны – 3,5 метра. Она была увенчана дорической капителью и бронзовой фигурой императора (по другой версии – бронзового орла с распростертыми крыльями) (рис. 8.19). Стержень колонны сложен из семнадцати цельных барабанов паросского мрамора. Полые внутри, они образуют пространство для ведущей наверх винтовой лестницы. Лента рельефов обвивает колонну 23 завитками, расширяясь при удалении от зрителя (0,89 м внизу, 1,25 м – вверху). Вдоль огромной спиральной ленты общей длиной 250 метров были запечатлены сцены двух этапов Дакийской войны (103 и 105 гг.). Здесь было изображено не менее двух с половиной тысяч фигур (император Траян показан 93 раза!). Колонна стоит на постаменте высотой 5 метров, внутрь которого был помещен золотой саркофаг с прахом императора и его жены Плотины. Над входом в усыпальницу была высечена надпись: «Сенат и народ римский императору Цезарю Нерве Траяну, Августу, сыну божественного Нервы, Германскому, Дакийскому, великому понтифику, наделенному властью трибуна в 17-й раз, императора в 6-й раз, консула в 6-й раз, отцу отечества для того, чтобы видно было, какой высоты холм был срыт, чтобы освободить место для возведения столь значительных сооружений…». В средние века статуя знаменитого императора, венчавшая колонну, была заменена бронзовой фигурой апостола Петра (рис. 8.20).
В начале ленты в нижней части колонны видны волны Истра (Дуная), из которого поднялся бог реки, взирающий на римские легионы. Они идут по знаменитому мосту, построенному Аполлодором. Далее разворачиваются сцены военного быта, осады и захвата городов, силуэты римских и дакийских крепостей, корабли, осадные машины и т.п. На верхних витках спирали показаны сцены гибели даков, бегущие к скалам женщины и дети. В свое время рельефы были раскрашены, отдельные детали позолочены. Каждая фигура на колонне выполнена очень тщательно. Некоторые детали можно рассматривать через лупу. Сверху рельефы были покрыты желтоватой защитной пленкой, состав которой до сих пор не разгадан. Размеры изображений тоже растут в расчете на равную видимость. Рельеф напоминает гигантский свиток – отчет о победоносных походах. Подробности быта, изображение созданных тем же Аполлодором крепостей и моста через Дунай говорят о том, что рельефы делались по его указаниям или рисункам. Постепенное расширение ленты кверху могло убить масштаб, зрительно приблизив верхние рельефы. Однако размеры капители и пьедестала, упругий энтазис и утонение стержня выбраны настолько удачно, что колонна не теряет монументальности (рис. 8.21). Творческое наследие зодчего Аполлодора отмечает возврат к эллинистическому направлению в трактовке ордера. Это был своеобразный протест против чрезмерной пышности в произведениях школы Рабирия. Композиции Аполлодора отличаются широтой размаха, необычайной даже при сопоставлении с другими грандиозными постройками Рима. Применяя ранее известные мотивы, он добивался нового качества масштабом сооружения и смелым повторением архитектурных форм. Так, большие полукружия встречались еще в памятниках республики и на форуме Августа. Аполлодор же впервые ввел по две пары громадных полукружий и в форум, и в термы Траяна, построенные им в Риме. Аполлодор построил также ряд крепостей на северных границах империи и многопролетный мост через Дунай, деревянные фермы которого опирались на каменные устои. Им написано несколько трактатов по строительной технике. Впоследствии он попал в опалу и, возможно, был казнен за то, что раскритиковал проект храма Венеры и Ромы, разработанный императором Адрианом: «Аполлодора, архитектора, построившего в Риме форум [Траяна], Одейон и гимнасий Траяна, Адриан сначала сослал, затем умертвил под предлогом совершенного им проступка, на самом же деле потому, что однажды, когда Траян с ним разговаривал относительно работ, тот сказал Адриану, говорившему какой-то вздор: «Иди, рисуй свои тыквы, потому что в этом деле ты ничего не понимаешь». Действительно, в то время Адриан гордился такого рода живописью. Став императором, Адриан оказался злопамятным и не потерпел свободы речи Аполлодора. Чтобы показать, что он может создавать большие сооружения и без него, Адриан послал Аполлодору чертеж (diagramma) храма Венеры и Ромы, спрашивая, хороша ли постройка; Аполлодор ответил, что ее следовало бы поднять вверх и подвести под нее цоколь: с возвышения она была бы виднее на Священной дороге и в подвале оказалось бы пустое место для машин, – таким образом, машины можно бы сосредоточить без того, чтобы их было видно, и они могли бы незаметно быть подведены к театру. Что же касается статуй, он ответил, что они несоразмерно велики в сравнении с высотою святилища. Он добавил: «Если бы богини захотели встать и выйти, они бы не могли этого сделать». Такой прямолинейный ответ раздосадовал императора и сильно огорчил его, ибо он сделал непоправим ошибку. Он не сдержал ни своего гнева, ни огорчения и предал Аполлодора смерти…» (Кассий Дион, Римская история, LХ1Х, 4).
Форум Траяна быстро стал центром столичной общественной жизни. Здесь происходили раздачи хлеба, вина, масла и денег. Организация этих раздач должна была протекать на рынке Траяна, многоэтажные здания которого расположены на террасах Квиринала (рис. 8.22). В состав рынка входили лавки, где производилась раздача и продажа продуктов по пониженным ценам, сводчатый зал, где могли заключаться сделки на поставку товаров, административные помещения для управления складами Остии и самого Рима. Интерьер зала и фасады из кирпича с консолями и наличниками из травертина связываются с представлением о складах, портовых сооружениях и инсулах, то есть о массовой застройке древнеримских городов (рис. 8.23). Своими размерами форум Траяна превзошел все прежние римские форумы, вместе взятые. Его общая площадь достигала четырех гектаров: «Когда император Константин пришел на форум Траяна, – сооружение, единственное в целом мире, … он остолбенел от изумления, обводя взором гигантские части, которые невозможно описать словами и которые никогда не удастся смертным создать во второй раз. Оставив всякую надежду соорудить что-либо подобное, он сказал, что хочет и может воспроизвести только помещенного в середине атрия Траянова коня, на котором красовалась фигура императора…. Стоявший подле него (персидский) царевич Ормизда… сказал на это со свойственным его народу остроумием: «Сначала прикажи, император, построить такую конюшню, если можно; конь, которого ты собираешься соорудить, должен так широко шагать, как и тот, который перед нами…» (Аммиан Марцеллин, XVI, 10, 14-17). Форум Траяна, как и большинство памятников того времени, не был первоначально связан с культом. Однако уже вскоре в глубине форума, за базиликой Ульпия, возник храм обожествленного Траяна. Его громадные размеры указывают на то значение, которое стало придаваться императорскому культу в десятилетия, последовавшие за правлением Траяна.
22 Билет: «Греческое» направление в творчестве императора Адриана. «Город Адриана», арка Адриана, Панэлленион в Афинах
Римский император Публий Элий Адриан (76-138 гг.) является одним из самых высокопоставленных зодчих в истории мировой культуры. Его таланты военачальника и администратора, художника и ученого причудливо сочетались с подозрительностью и крайней жестокостью. Во всех своих увлечениях – изобразительном искусстве, поэзии, архитектуре – он всегда жаждал первенства. Недаром один из его современников заметил: «Поневоле приходится признать самым образованным того, кто командует тридцатью легионами…». В отличие от Траяна Адриан стремился к политической стабилизации. Много времени он посвящал укреплению границ империи на Рейне, Дунае, в Британии. В период его правления (117-138 гг.) римляне были вынуждены отказаться от завоевательной политики и перейти к укреплению границ. Наиболее знаменитым укреплением этой поры является так называемый Адрианов вал в долине реки Тайн. Он был построен воинами II, VI и XX Британских легионов примерно в 127 году н. э. Длина стены, проходившей от устья Тайна до устья Сольвея, составляла примерно 112 км. Она была снабжена фортами, постами и башнями. Адрианов вал целиком построен из камня с высочайшим качеством. Он оставался границей Римской Британии вплоть до конца IV века. В этой стене на одинаковом расстоянии друг от друга стояли 16 фортов. Каждый из них вмещал когорту из 1000 пехотинцев или 500 всадников вместе с лошадьми. Вдоль Адрианова вала размещались на равном удалении друг от друга 79 милевых замков. В них были устроены казармы – жилые и служебные помещения для пограничников (рис. 8.24).
Являясь горячим поклонником эллинской культуры, император пытался синтезировать греческие и римские архитектурные традиции, создать универсальный «имперский стиль». В его творческом наследии явно прослеживаются две линии – «греческая» и «римская». До принятия императорских регалий Адриан некоторое время был правителем Афин. Здесь он построил Адрианополь («Город Адриана») в восточной части греческой столицы. Здесь он восстановил храм Зевса Олимпийского (Олимпейон) – громадный периптер, выполненный в коринфском ордере (рис. 8.25). Внутри храма рядом с сидящей статуей Зевса, выполненной в хризоэлефантинной технике (копией творения Фидия) стояла колоссальная статуя римского императора, вальяжно опирающаяся на плечо громовержца. «Храм Зевса Олимпийского соорудил римский император Адриан, и он же воздвиг замечательную его статую. Эта статуя замечательна не только величиною, превосходя другие статуи, если не говорить о родосских и римских колоссах, но и тем, что она сделана из золота и слоновой кости и, если принять во внимание её величину, сделана с большим искусством…» [Павсаний, I, 18, 6-9]. «Адриан посвятил храм Зевса Олимпийского в Афинах, в котором была воздвигнута его собственная статуя, и в нем он поместил змею, доставленную из Индии. Он торжественно отпраздновал Дионисии... Он разрешил грекам воздвигнуть храм в его честь, который получил название Панэллениона [Всеэллинского], учредил по этому случаю игры, дал афинянам много денег, годовой урожай хлеба и подарил всю Кефаллению…» (Кассий Дион, Римская история, LХ1Х, 16). «А сколько храмов богов Адриан выстроил заново, сколько он украсил посвящениями и пожертвованиями, какие подарки он сделал эллинам, а также тем из варваров, которые к нему обращались, – все это написано в Афинах в общем святилище всех богов...» [Павсаний, I, 5,5]. На границе Адрианополя была установлена триумфальная арка «Ворота Адриана» (130 г.). Изящная, «невесомая» постройка совсем не походила на прочие триумфальные арки времен Римской республики и империи. Она как бы рассекла Афины на две части – более древнюю «греческую» и более позднюю «римскую» (рис. 8.26). На стороне арки, обращенной в сторону Афинского акрополя, сохранилась надпись: «Это город Тезея». На противоположном фасаде, обращенном в сторону Адрианополя, было написано: «Это город Адриана». В данном памятнике Адриан как бы подчеркивает гармоничное единство двух великих античных культур – на мощной римской арке шестиметрового пролета стоит изящная эллинистическая надстройка (портик коринфского ордера).
Адриан прекрасно понимал сущность исторически сложившихся различий между «стоечно-балочной» архитектурой Древней Греции и «арочной» римской. Поэтому многие из его построек в Греции (здание библиотеки в Афинах, афинский Пантеон, храм Геры и Зевса Панэлления, храм Посейдона Гиппия в Мантинее) были выполнены им в чисто эллинских традициях: «Адриан соорудил афинянам и другие здания, между прочим, храм Геры и Зевса Панэлления и храм «Всем богам» (Пантеон), в котором самое замечательное – сто колонн из фригийского мрамора; стены портиков – тоже из фригийского мрамора. Там же есть сооружение с позолоченным потолком, отделанное алебастром, украшенное статуями и картинами. Здесь же находится и библиотека. Есть и гимнасий имени Адриана; в нем сто колонн из ливийских каменоломен…» [Павсаний, I, 18, 6-9].
При нем произошли серьезные изменения в античной скульптуре. Каменные статуи перестали раскрашивать и украшать металлическими деталями. В глазах стали прорезать зрачок и радужную оболочку. Поверхность обнаженных участков тела стали полировать до зеркального блеска. Волосы и одежду оставляли матовыми, шероховатыми (рис. 8.27). «Римское» направление в творчестве императора Адриана. Храм Венеры и Ромы. Вилла Адриана в Тибуре
«Хотя повсюду Адриан [117-138 гг.] построил бесчисленное множество сооружений, никогда не писал он своего имени, за исключением одного лишь храма в честь своего отца Траяна. В Риме он восстановил Пантеон, Ограду, базилику Нептуна, многочисленные святилища, форум Августа, бани Агриппы. Все они были посвящены с именем прежних своих строителей. Построил он и мост, носящий его имя, мавзолей около Тибра и храм Благой Богини (Bona Dea). Он перенес также, поручив это дело архитектору Декриану, колосса в вертикальном положении на весу с того места, где ныне находится храм Города [Венеры и Ромы], – неимоверную громаду, для которой потребовалось двадцать четыре слона. А так как это изваяние с ликом Нерона, которому оно было раньше посвящено, Адриан посвятил Солнцу, то он поручил архитектору Аполлодору сделать другое такое же в честь Луны…» (Спартиан, Адриан, 19). Наиболее крупным зданием в Риме, возведенным по проекту Адриана, был храм Венеры и Ромы (богинь-покровительниц римской столицы). Он был воздвигнут между Колизеем и форумом Веспасиана. Храм, имевший в плане прямоугольную форму (107×55 м), был поставлен на высокую платформу (рис. 8.28-а). Вдоль длинных сторон его были установлены длинные колоннады из серого гранита, образующие теневые портики-стои (рис. 8.29). Эти колонны были увенчаны белыми мраморными капителями. 56 коринфских колонн из снежно-белого лунийского мрамора окружали двойное святилище, образуя величественный периптер. Две целлы храма, соединенные апсидами по идее самого Адриана, образовали очень вытянутое ядро здания (рис. 8.30). Позолоченные статуи богинь, сидевших на тронах спиной друг к другу, были помещены в полукруглые ниши-экседры. Сверху экседры завершались полукуполами (конхами). Святилища храма были перекрыты сводчатыми кровлями. Их внутренняя поверхность была украшена квадратными кессонами. Первоначальный вариант кровли был плоским, в «лучших традициях» греческого зодчества. Целлы были перекрыты деревянными стропилами. По поводу этого варианта кровли у императора возникли разногласия с зодчим Аполлодором Дамасским, который утверждал, что плоский потолок слишком низок и богини, встав с трона, непременно пробьют головами потолок. Учтя эти замечания, Адриан внес изменения в проект – кровли стали сводчатыми (рис. 8.30). Хотя результаты недавних археологических раскопок показали, что этот храм стал сводчатым только в IV в. н. э. Тогда и были возведены его бетонные стены внутри более старых, каменных. Историк Кассий Дион утверждал, что критические замечания Аполлодора в адрес императорского проекта стоили ему жизни. Впрочем, эта версия не была подтверждена иными римскими историками.
В архитектуре загородных римских дворцов столь же значительное место занимает вилла Адриана в Тибуре (118-134 гг. н.э.). В ней с наибольшей широтой осуществлены принципы садово-парковой архитектуры, которые развивались с I в. до н. э. Вилла расположена на склонах живописных холмов, служащих водоразделом между двумя речками. Значительную часть ансамбля составляли садовые устройства и павильоны, иногда с легкими деревянными покрытиями в виде сводов (рис. 8.31). Наиболее монументальные здания заняли высокую террасу над долиной, переименованной в Темпейскую. К отдельным зданиям виллы также прилагались греческие названия, обычные в римских виллах с республиканского времени (Академия, Ликей, Пританей, Нимфей, Стадий, Палестра). Много путешествовавший Адриан прибавил к ним афинский портик Пойкиле и александрийский Каноп. Большой дворец с примыкающим к нему комплексом Золотой площади и малый дворец (так называемая Академия) расположены на холмах. Другие здания и садовые устройства образовывали на их террасах и склонах панораму с куполами павильонов, трельяжами, цветниками, статуями, причудливо подстриженными деревьями. В вилле Адриана можно различить не менее четырех осей. Их направление связано с рельефом местности. Особое внимание уделено, помимо красоты вида, защите от палящего солнца летом, аккумуляции солнечных лучей в холодное время года, водолечебным устройствам и т.д. Обилием каналов, фонтанов, нимфеев вилла превосходила все другие. Преуменьшенный масштаб павильонов позволил произвести ряд экспериментов, осуществив бесконечно разнообразные сводчатые покрытия относительно небольшого пролета, обычно 10-15 м, максимум 20 м. Этот императорский проект многие историки архитектуры именуют «эклектичным», усматривая в нем механическое сочетание элементов и деталей самых различных архитектурных стилей. Все здесь обстоит гораздо сложнее. Дело в том, что римский император очень любил путешествовать. По словам историка Спартиана, «ни один повелитель столько не путешествовал, как Адриан, которого сопровождала целая армия землемеров и геометров, архитекторов и декораторов, организованных наподобие военных легионов в когорты и центурии…». С помощью этих специалистов Адриан осуществлял в Риме и его провинциях самые грандиозные архитектурно-строительные программы и проекты. С 121 по 132 годы император посетил Грецию, Египет, многие страны Ближнего Востока. Все лучшее, виденное им (картины, посуду, мебель, мозаики, статуи), он свозил на свою виллу (рис. 8.32). Здесь император отдыхал, устраивал блестящие приемы и оргии, состязания художников, скульпторов и зодчих. Здесь же он экспериментировал в области архитектурного формообразования (рис. 8.33). Постепенно вилла превратилась в «микромодель» Римской империи. Здесь можно было увидеть уменьшенные копии многих знаменитых построек того периода – копию афинского Ликея, Академию, Пританеи, «Пестрый портик» Пойкиле (знаменитая картинная галерея в Афинах). Здесь была имитация Темпейской долины, александрийской улицы Каноп. «Чтобы ничего не забыть, он сделал там даже подземное царство…». Именно здесь, на своей вилле, Адриан экспериментировал с различными купольными конструкциями («тыквами», как их презрительно называл Аполлодор). Купола были небольшого пролета – от 10 до 20 метров. Императора-зодчего интересовали не только размеры построек, но и принципы их механической работы. Наиболее знаменит перекрытый куполом центральный зал «Piazza d`Oro» («Золотой площади»). Полусферический купол здесь опирался на квадратное в плане основание (рис. 8.34 Между восемью опорными конструкциями змеилась выпукло-вогнутая колоннада, которая придала интерьеру зала пластичную динамику, повторенную позднее в архитектуре барокко («волнообразные стены», «купола с овальным планом» из творческого наследия Г. Гварини, Ф. Борромини и др.) (рис. 8.34). «Волнистая» колоннада из 16 колонн была повторена также в римском «Храме всех богов» – Пантеоне. Интерколумний портиков на Золотой площади очень мал – 1,5 м. Поэтому площадь кажется на чертеже обширной, что не отвечает действительности; но своим абсолютным размерам (50×40 м) она уступает перистилю дворца Флавиев (55×50 м). Восьмилопастной свод вестибюля Золотой площади переходил в купол с отверстием в зените. Ниши интерьера не спрятаны в толще стены, как в Пантеоне, а образуют закругленные внешние углы, подчеркивая этим структуру здания. Еще более сложными, вероятно, были своды зала, находящегося в глубине площади. Колоннады его интерьера, выгнутые в плане к центру, должны были исключить всякое впечатление тяжести. При перегруженности декором и небезупречных деталях вилла Адриана – большой шаг вперед в разработке внутреннего пространства и в постройке сводов. Здесь очевидна новая тенденция к созданию расчлененной сводчатой системы, к облегчению массы опор архитектурными средствами. В этой последней крупной постройке времени относительной стабилизации Рима ясно выступает противоречие между великолепной бетонно-кирпичной конструкцией и скрывавшим ее перегруженным декором. В постройках виллы проявилось увлечение греческой культурой и восточными культами, характерное для этого периода (рис. 8.35, рис. 8.36). Искания архитекторов, направленные на создание замкнутого извне, развитого внутреннего пространства, соответствующего религиозно-философским тенденциям рабовладе- льческого общества на последнем этапе его развития, привели к созданию грандиозной купо- льной ротонды Пантеона – одно из величайших произведений мировой архитектуры.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.18.220.243 (0.061 с.) |