Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Инженерные сооружения. Циклопическая кладка↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Триумфальные арки Ранней империи
Триумфальная арка – римское архитектурное сооружение, устанавливаемое на дорогах, главных городских улицах и площадях. Имела один или три проезда, аттик (прямоугольный антаблемент с посвятительной надписью) и скульптурное завершение (мраморная или бронзовая конная группа, колесница триумфатора). Устанавливались арки в честь победоносного завершения военной кампании и предназначались для торжественного марша воинов-победителей. Впереди на золотой колеснице ехал в пурпурной одежде полководец с золотым или миртовым венком на голове, с пальмовой ветвью (символом мира) в руках. За ним вели знатных пленников, несли военные трофеи. В Риме шествие двигалось к храму Юпитера на Капитолийском холме. Сочетание арки с ордером встречалось и в городских воротах. Естественно, что ордерный декор перешел также и на мемориальные арки, близкие к воротам по назначению и по схеме. Мемориальные (или триумфальные) арки ранней республики известны только по письменным источникам: в конце I века до н. э. их перестали строить. При Августе же опять было воздвигнуто множество арок, что указывает на использование архитектурного типа далекого прошлого для выражения новых идей. При империи аркой отмечалась постройка дороги, мола или моста, пожалование городу привилегий, заключение мира и т. д.; лишь малая часть – собственно триумфальные арки – воздвигались в память триумфа полководца: «Луций Стертиний, командовавший в Дальней Испании, не имея даже надежды на триумф, внес в государственное казначейство 50000 фунтов серебра и из добычи построил две арки на Бычьем форуме перед храмами Фортуны и матери Матуты и одну в Большом цирке и на них поставил золоченые статуи [196 г. до н. э. ]…» (Тит Ливий, XXXIII, 27). «В конце года [17 г. н. э.] была сооружена подле храма Сатурна арка в память о возвращении потерянных вместе с Варом знамен, под предводительством Германика, под ауспициями Тиберия…» (Тацит, Анналы, II, 41). Все мемориальные арки – памятники римского могущества, основанного на силе оружия. Поэтому идея подавления, мощи, играет главную роль в их образе. Мемориальные арки чрезвычайно разнообразны по своей композиции, но ведущим элементом в них почти неизменно является покрытый аркой большой проезд в сочетании с ордером. Арка Гавиев в Вероне представляет, наоборот, чрезвычайно стройный вариант той же схемы; фронтон над аркой и измельченные обрамления ниш кажутся недостаточно слитыми с массой арки. Арка Гавиев и арка Аосты представляют две крайности, между которыми архитекторы еще колеблются в поисках уравновешенного решения (рис. 7.39-а). Арка в Аосте (25 г. до н. э.) выделяется среди ранних арок по своим размерам. Арочный проезд пролетом 8,86 м прорезает большую массу, которая расчленена полу- и трехчетвертными колоннами. Трехчетвертные колонны с отвечающими им особыми раскреповками антаблемента закрепляют углы памятника, а две средние полуколонны объединены в широкий портик, подчеркивающий значение обрамляемого им пролета. Эта схема типична и для многих последующих арок. Арка в Аосте отличается монументальностью, несколько преувеличенной мощью и тяжестью пропорций (рис. 7.39-б). Арка Тита в Риме воздвигнута в память триумфа по случаю покорения восставшей Иудеи. Она закончена после освящения, состоявшегося в 81 г. н. э. Она была облицована мрамором, но облицовка сохранилась только в средней части, боковые же восстановлены в начале XIX в. из травертина. Поставленная на пути триумфального шествия к форуму мимо Колизея, арка входила в состав обоих ансамблей. Она не велика. Ее пролет (5,35 м) близок к каждой из арок Колизея, значительно уступая арке в Аосте (8,86 м). Две средние полуколонны составляют портик, тесно охватывающий пролет, а угловые несли раскреповки антаблемента – по схеме арок в Аосте и в Вероне. Арка Тита гораздо легче и богаче первой, тяжелее и строже второй. Крайности ранних арок в ней смягчены; близкие к квадрату пропорции придают фасаду спокойную величавость (рис. 7.40). Богатый, несколько перегруженный композитный (сложный) ордер арки Тита отвечает живописности скульптуры. В его капители лиственные венцы коринфской колонны соединены с массивными волютами типа ионических (рис. 7.41-а). Обильный декор средней части арки контрастирует с простотой боковых полей, но нарядный ордер связывает их воедино. Постановка в высокой точке придает арке стройность, не соответствующую ее пропорциям и абсолютным размерам. Арка как бы парит над форумом (рис. 7.41-б). Арка увековечивает не столько победу над Иудеей, сколько самый триумф Тита. Этому отвечает тематика рельефов, сосредоточенных в одной только средней части. На фризе ордера изображено триумфальное жертвоприношение, а в тимпанах – крылатые Победы, как бы венчающие триумфатора. Ведь памятник служил пьедесталом статуи Тита на квадриге. Два больших рельефа в самом проезде изображают триумфальное шествие; сильное движение отвечает его направлению. Триумфатор как бы вечно проезжает под аркой на своей колеснице и вечно идут под игом пленные вожди восстания (рис. 7.42). Архитектурные проблемы, занимавшие архитекторов и строителей республиканского периода, отошли на второй план. Новая идеология принципата требовала не столько радостных, открытых комплексов, сколько подавляющих, замкнутых. Отказ от смелых, связанных с природой композиций, остановка в развитии бетонно-сводчатой системы означают шаг назад по сравнению с предыдущим периодом. Вместе с тем при Августе и его преемниках в архитектуре Рима было достигнуто совершенство художественной формы. Это время своего рода классицизма в архитектуре, как и в других областях искусства. Мраморный пикностиль, образцы коринфского ордера, а также лучшие образцы других римских ордеров созданы мастерами этого времени на основе форм далекого прошлого.
20 Билет: Инженерные сооружения (мосты, акведуки)
Дороги с мостами и туннелями, акведуки с водораспределителями, каналы для регулировки озер и рек, гавани и гигантские сводчатые цистерны издавна занимали первостепенное место в государственном строительстве Рима. Рост городов требовал все большего количества доставлявшейся акведуками воды, а также все большего количества продовольствия и складов для него. Расширение границ империи и ведение войн на ее окраинах требовали строительства все новых дорог, мостов, гаваней. При этом сложившиеся при республике типы сооружений совершенствовались с развитием строительной техники. Римская мальта (строительный раствор) включал гидравлические «присадки» – кирпичную муку и глину из окрестностей Неаполя. Поэтому разрушаются от времени кирпичи, но остаются неизменными растворные швы, подобно стенкам пустых восковых ячеек в пчелиных сотах. Укрепление римского могущества на завоеванных землях нередко сопровождалось строительством грандиозных инженерных сооружений, которые наглядно демонстрировали военную и экономическую мощь Рима. Построенные весьма тщательно и с большим запасом прочности, многие римские инженерные сооружения эксплуатируются до настоящего времени. Они создавались как монументальные памятники римского могущества, причем строительство мостов часто сопровождалось возведением на них мемориальных арок. К числу наиболее значительных инженерных сооружений этого периода могут быть отнесены мост Траяна через Дунай (Дакия), мост Алькантара и акведук в Сеговии (Испания).
Римские базилики
Перелом в истории христианства и раннехристианской архитектуры наступил в Римской империи в начале IV в. н. э. Античный мир стоял на пороге гибели. Последние императоры попытались использовать в своих целях христианство, которое стало официальной религией империи. Так, уже в IV в. церковь осуждала епископов, призывавших к уходу в монастыри. Чтобы стимулировать постройку церквей магнатами, Иоанн Златоуст (конец IV в.) разъяснял, что в имениях «не будет ни криков, ни смут, ни противников, ни ересей» при наличии пастыря, то есть при условии, если будет построена церковь. Вместе с тем христианская церковь запретила использование языческих храмов, которые безжалостно разрушались. Сторонникам старой культуры иногда удавалось сохранить, а затем превратить в церковь тот или иной античный храм. Церкви строились повсеместно, причем преимущественно по типу базилики; реже – центрические. Центрическая форма выбиралась чаще для надгробных церквей и для баптистериев. Известны случаи, когда баптистерием становился центрический зал античных терм. Приходская базилика должна была вместить многолюдную общину, причем не только всех прихожан, но и желавших стать христианами («оглашенных»). Отсюда ее относительно большие размеры. Чаще всего базилика была трехнефной со средним повышенным нефом (базиликалъный разрез) (рис. 11.7). Ей часто предшествовал перистильный двор, на который тогда было перенесено название «атрий». Помещение алтаря почти всегда имело вид полукруглой апсиды. Христианская базилика происходит, по-видимому, от многих источников. Схема плана разрабатывалась не только в гражданских базиликах, но и в частных домах, дворцах (например, базилика дворца Флавиев) и в подземных святилищах мистериальных культов. Апсида тоже вошла в состав храмов и гражданских базилик. В тронном зале и в базилике дворца Флавиев кресло императора обычно стояло в апсиде. Культовая статуя часто обрамлялась ею, как, например, в храме Венеры на форуме Цезаря, в храме Марса Ультора, в Пантеоне. В больших гражданских базиликах трибунал тоже помещался в апсиде. Во всех этих случаях апсида открывалась в зал аркой, отмечавшей ведущее звено композиции. Преобладание базиликальной формы в культовой архитектуре IV-V веков объясняется, скорее всего, тем, что с нею не связывались одиозные представления о языческом храме, а также тем, что гражданские базилики могли вмещать в отличие от храмов много народа, что было основным требованием и к базилике христианской. В IV и даже в V веках церковная служба не совсем утратила демократичность раннего христианства. Алтарная апсида еще не отделялась иконостасом от собиравшихся в нефах верующих, а проповедь и чтение книг велись среди прихожан, для чего амвон и кафедра устраивались в огражденном пространстве среднего нефа. Трехнефная базилика, предваряемая атрием и завершаемая апсидой, стала ведущим типом церковного строительства. Нагрузка от покрытия и верхней части стен передавалась на разделявшие нефы колонны обычно арками (аркада по колоннам), реже – архитравным перекрытием. Тип базилики подвергался переработке на местах в зависимости от преобладающих материалов и от специфики местного ритуала. Однако тесные взаимосвязи внутри христианского мира обусловили единство культовой архитектуры, несмотря на распад империи и на постоянные распри между отдельными епархиями. Отсутствие сводов и куполов свойственно многим раннехристианским храмам и обусловливалось, по-видимому, общим упадком сводостроения. В культовом строительстве IV-V вв. преобладало деревянное покрытие, которому иногда придавали пирамидальную или купольную форму. Однако в конструкции и декоративном убранстве сохранялись и местные строительные традиции; так, в некоторых районах Сирии дома и базилики покрывались по древнему обычаю каменными плитами по поперечным аркам, как это делается до настоящего времени.
Базилика (рим. «торговый, судебный зал») – зальное помещение для проведения собраний христианской общины в Западной Европе. Основными догматами католицизма (греч. «всеобщий, вселенский») являются следующие: - признание Иисуса Христа («Сына Божьего») богом. Святой Дух исходит не только от Бога-отца, но и от Бога-сына; - непогрешимость главы католической церкви (папы римского), который является «наместником Бога на земле»; - безбрачие католического духовенства (целибат), препятствующее раздроблению церковного имущества; - учение о «запасе добрых дел» («божественной благодати», распределяемой священниками); оно имеет целью поднять авторитет католической церкви.
В соответствии с первым постулатом католицизма, объектом почитания в римских базиликах является изображение казненного Иисуса Христа, расположенное в алтарной части. В западноевропейской базилике все взгляды прикованы к алтарю, абстрактному божеству, которого прихожанин должен слушаться и бояться. Доминирование базиликальной схемы в католических храмах объясняется тем, что базилика всегда была светским зданием и нисколько не походила на языческие храмы греков и римлян. Во-вторых, римское здание суда могло вместить большое число посетителей (базилика Ульпиа на форуме Траяна, базилика Максенция и др.). Как известно, это было основное требование к внутреннему пространству христианской церкви. Наиболее крупные базилики имели до трех-пяти нефов, причем высота боковых нефов постепенно увеличивалась по направлению к центральному нефу. Формы апсид и их ориентация видоизменялись в различных провинциях Римской империи. Большинство раннехристианских церквей было развернуто апсидами на восток, в сторону восходящего Солнца или «Утерянного Рая» («Небесного Иерусалима»). Утренние лучи как бы «пронзали» апсиду насквозь, и этот световой эффект выгодно обыгрывался зодчими, которые создавали разнообразные оптические иллюзии («божественное сияние» нимба вокруг головы Христа, сияние контуров распятия, одежд святых и т.п.). Несущие стены центрального нефа обычно имели облегченную («дематериализованную») структуру. Как правило, они решались в виде аркады в нижней части стены. В её верхней части оставлялись световые проемы. В дальнейшем этот прием был доведен до совершенства в романской и готической архитектуре, в зодчестве эпохи Возрождения. Покрытия древнейших христианских базилик были деревянными (плоскими, одно- или двускатными, пирамидальными, купольными). Большое значение христиане придавали интерьеру базилики. В отличие от языческих храмов, здесь молящиеся собирались не снаружи, а внутри здания. Поэтому интерьер церкви отделывался мрамором, золотом, мозаикой, которые совершенно скрывали грубую каменную кладку. На полу изображались орнаменты (например, тема «лабиринта»), в апсиде, на стенах и колоннах – фигурные изображения Бога, Иисуса Христа, Богоматери, христианских святых и апостолов. Фасады, как правило, были лишены украшений (позднеримская традиция). Все средства архитектуры и монументально-декоративного искусства (свет, цвет, осевая композиция, обрамление апсиды аркой и т.п. – были направлены на то, чтобы акцентировать алтарную часть, привлечь к ней взоры верующих.
Инженерные сооружения. Циклопическая кладка
Для рассматриваемого «героического» периода в истории античных государств характерно строительство крестных сооружений из огромных каменных глыб – «циклопическая» кладка. Толщина и высота стен зависели от политического значения города, от степени его защищенности естественными преградами (скала, обрыв, берег моря и т.п.), от удаленности его от потенциальных театров военных действий. Город Кносс, защищенный мощным флотом, не имел крепостных стен, зато в Фесте и Маллии стены были. Толщина стен в Трое достигала шести метров, в Микенах – десяти, в Тиринфе – семнадцати. Строительство этих стен приписывалось одноглазым великанам – циклопам: «До сих пор все еще сохранилась от Микен часть городской стены и ворота, на которых стоят львы. Все эти сооружения являются работой киклопов, которые выстроили для Прета крепостную стену в Тиринфе…» [Павсаний, II, 16, 5]. Для защиты оборонительных сооружений от землетрясений в кладку включали деревянные связи и решетки. Верхнюю часть стен украшали бронзовые розетки-«обереги». Некоторые элементы защитных укреплений (Львиные Ворота в Микенах, казематы и подземные галереи) по праву считаются шедеврами инженерного искусства того времени. Цитадели старались возводить в труднодоступных местах. Холмистый рельеф материковой Греции весьма способствовал этому (Афинский, Микенский, Тиринфский акрополи, фортификационная система Трои). Однако все эти меры оказались бесполезными против нашествий «народов моря»: «Аргивяне обратили микенцев в рабов, десятую часть их посвятили богу и Микены сравняли с землей. Таков был конец этого города, который в древности был цветущим, имел великих мужей и совершил достопамятные деяния и который до нашего времени не был заселен вновь…» (Диодор, XI, 65).
4-5 Билет: Расцвет рабовладельческих государств метрополии и италийских колоний сопровождался дальнейшим подъемом архитектуры. Наиболее яркое представление о зодчестве первой половины V в. до н.э. можно составить по монументальным культовым зданиям, которые в этот период отличались богатством идейно-художественого содержания. Особое развитие получает дорическая архитектура, так как в ионийских городах Малой Азии, захваченных и разрушенных персами, новое строительство в начале V в. до н.э. почти не осуществлялось.
Одним из первых известных нам памятников нового, классического этапа развития гре-ческой архитектуры явился храм Афины Афайи на острове Эгина (495-485 гг. до н. э.). Храм стоял посреди священного участка, вход на который открывался через пропилеи с двухколонными портиками на внутренней и наружной сторонах двора. План храма с числом колонн 6 × 12, с наосом, разделенным двухъярусными колоннадами на три нефа, с двухколонными пронаосом и опистодомом во многом типичен для классических периптеров V века до н. э. Облегчен и антаблемент, высота которого укладывается в высоте колонны 2,4 раза. Вынос абака уменьшен. Напряжение колонн выражено более сдержанно, чем прежде: энтазис еле заметен; профиль эхина почти прямолинеен. Вместо выкружки капителей архаических храмов, создававшей впечатление эластичного соединения капители со стволом, здесь высечены ремешки на эхине и бороздки на шейке, придающие этому соединению более жесткий характер. В эгинском храме окончательно закрепилась и классическая структура стереобата, состоящего из трех больших ступеней, превышающих нормальные для человека размеры и соответствующих крупному масштабу монументального сооружения (рис. 3.1). От храма Афины вел пологий подъем к монументальному алтарю, расположенному против его восточного фасада. Строгие формы этого небольшого шестиколонного периптера и выразительность его фронтонных скульптурных групп, прославляющих победы греков над троянцами, создают образ, отражающий патриотизм греков (рис. 3.2) В V веке до н.э. культовые функции храма отделяются от присущих ему прежде общественных функций, для которых теперь предназначаются специальные сооружения. В связи с этим относительно увеличивается площадь наоса и уменьшается глубина портиков. Они в классических храмах приобретают не столько утилитарное, сколько художественное значение. В небольшом эгинском храме, в котором ширина наоса составляла менее 7 м, художественную роль играли и внутренние двухъярусные колоннады.
Памятником политического и культурного подъема Греции после победы над персами явился храм 3евса в древнем центре эллинского мира – Олимпии, построенный в 468-460 гг. до н. э. архитектором Либоном. Не колоссальность размеров, как в храме Акраганта, а строгая монументальность, значительность и величие форм определяют характер архитектуры олимпийского храма, одного из значительнейших произведений греческого гения. Формы и пропорции дорического периптера доведены здесь до классического совершенства. Высота колонн храма Зевса (10,43 м) получила значение нормы для больших храмов и была впоследствии почти точно повторена в Парфеноне и в некоторых других зданиях. Но колонны храма Зевса более мощны. Верхний диаметр укладывается в высоте колонны 6 раз, как и в сицилийских храмах VI в. до н.э. Колонны храма сдержанно расширялись книзу (Н кол = 4 2 / 3 D) и, по-видимому, не имели энтазиса. Обработка ствола колонны 20 каннелюрами, а также форма капителей с крутым эхином, четырьмя ремешками и с тремя бороздками характерны для дорических храмов классического периода. Мощным колоннам соответствует массивный, но не чрезмерно тяжеловесный антаблемент, высота которого укладывается в высоте колонны 2,4 раза, как в эгинском и в последующих за ним храмах. Украшенные скульптурой фронтоны были увенчаны позолоченными акротериями (рис. 3.3, рис. 3.4). За бронзовой решеткой пронаоса находилась бронзовая дверь, ведущая внутрь храма. Внутри наоса, над колоннами первого яруса, были галереи, на которые можно было попасть по крутым лестницам, расположенным в боковых нефах около входа. Мраморный барьер высотой более 1,5 м с проходом посредине ограждал большую часть среднего нефа перед огромной статуей Зевса из золота и слоновой кости, работы великого греческого скульптора Фидия: «Но самым большим из посвященных предметов была статуя Зевса, сделанная из слоновой кости афинянином Фидием, сыном Хармида. Статуя эта была такой величины, что при всей обширности храма художник погрешил против соразмерности, представив сидящего Зевса почти касающимся потолка своею головою, так что если вообразить Зевса стоящим, то он должен будет проломить кровлю храма. Некоторые определяли размер статуи, и Каллимах указал его в ямбических стихах. Много помог Фидию живописец Панен, двоюродный брат его и сотрудник, потому что он раскрасил статую красками, особенно одежду. В этом храме показывают много удивительных картин его же работы. Существует предание, что, спрошенный Паненом, по какому образцу он намерен создать статую Зевса, Фидий отвечал, что по тому, который дан Гомером в следующих стихах [Илиада, I, 528-530]:
«Рек, и во знаменье черными Зевс помавает бровями: Быстро власы благовонные вверх поднялись у Кронида Окрест бессмертной главы, и потрясся Олимп многохолмный…». Сказано, кажется, верно, ибо поэт наш главным образом в бровях желает показать, что он изображает величественную фигуру и грозное могущество, достойное Зевса…» (Страбон, VIII, 3, 30, рр. 353-354). Контраст между огромной величиной культовой статуи и архитектурными формами двухъярусных колоннад, разделявших наос храма, также весьма значительных по своему масштабу, подчеркивал величие образа Зевса (рис. 3.5). Художественный образ храма дополнялся скульптурными группами на фронтонах, воспроизводившими мифы из легендарного прошлого греков. На восточном фронтоне была изо- бражена сцена приготовления к состязанию на колесницах между Пелопсом – легендарным основателем рода Атридов – и побежденным им царем Эномаем. На западном фронтоне, динамика изображений которого противопоставлена спокойствию восточного фронтона, была представлена борьба греческого племени – лапифов с мифическими существами – кентаврами. Метопы на фасадах храма остались неукрашенными, но на барельефных плитах, укрепленных над портиками пронаоса и опистодома, были изображены подвиги мифического предка дорийцев – обожествленного Геракла.
Храм Зевса дошел до нас в руинах, и представление о дорической архитектуре этого периода можно дополнить на примере храма Посейдона в Посейдонии (Пестуме). Храм Посейдона является олицетворением мощи, присущей дорическому периптеру. Здесь найдены такие формы и соотношения частей, которые с предельной остротой подчеркивают могучую силу колонн, несущих огромную, но не подавляющую их тяжесть антаблемента. Сама по себе высота колонн не так уж велика (8,7 м), и впечатление мощи создается их пропорциями и соотношениями с другими частями храма (рис. 3.6). Наверху колонны не толще, чем в храме Зевса (H кол. = 6D), но книзу они более значительно расширяются, так что диаметр основания колонны укладывается в их высоте лишь 4 1/3 раза. Вследствие такого расширения колонны как бы с силой упираются в стилобат, активно принимая тяжесть антаблемента. Характеру колонн соответствует и мощный эхин с большим выносом. Лаконичность форм храма и отсутствие скульптурных украшений соответствуют общему впечатлению суровости и мощи. По плану пестумский храм сходен с олимпийским, но по числу колонн (6 ×14) связан с сицилийской традицией конца VI – начала V в. до н. э. (рис. 3.7). План храмов Зевса в Олимпии и Посейдона в Пестуме с числом колонн 6×13 и 6×14, малая глубина портиков, строение наоса, пропорции ордера и формы его деталей являются нормой для классических храмов первой половины V в. до н. э., а в городах Великой Греции и для последующих десятилетий. Эти храмы называют иногда «каноническими», хотя каждый из них отличается своими особенностями, однонефным или трехнефным строением наоса, наличием или отсутствием скульптур, пропорциями и деталями ордера. Греческие архитекторы варьировали пропорции и формы здания и ордера, учитывая назначение храма и связанное с ним идейное содержание, его размеры, природное или архитектурное окружение. Размеры всех частей храма приводились в соответствие между собой, подчиняясь определенной системе соразмерности. Витрувий придает системе соразмерности большое значение, говоря, что посредством ее достигается эвритмия. Соразмерность достигалась выисканными гармоническими отношениями и расчетом частей здания по модулю:
«Евритмия состоит в красивой внешности и подобающем виде сочетаемых воедино членов. Она достигается, когда высота членов сооружения находится в соответствии с их шириной, ширина с длиной, и когда, одним словом, все соответствует должной соразмерности…. Равным образом соразмерность есть стройная гармония отдельных членов самого сооружения и соответствие отдельных частей и всего целого одной определенной части, принятой за исходную. Как в человеческом теле евритмия получается благодаря соразмерности между локтем, ступней, ладонью, пальцем и прочими его частями, так это бывает и в совершенных сооружениях. Так, прежде всего, в храмах соразмерность вычисляют или по толщине колонны, или по триглифу, или еще по эмбату, в баллисте – по отверстию в ее капители, которая называется у греков περίρήτος;, в кораблях – по промежутку между уключинами, называемому δίαπήγμα, а в других сооружениях – также по их членам….» (Витрувий, I, II, 3-4).
Модуль – это исходный размер какой-нибудь части, например диаметр колонны, ширина триглифа, с которым остальные размеры здания и его элементов связаны простыми кратными или иными отношениями. Модуль использовался как одно из средств художественной композиции, но происхождение его было связано с технической необходимостью согласования размеров сооружений. Действительно, при строительстве из камня необходимо было заранее определить размеры архитравов, плит стилобата, триглифов, метоп и других элементов, с тем, чтобы заготовить их на карьерах, избежав по возможности пригонки камней на месте. Пользование модулем не означало, однако, механического расчета всех величин. При определении размеров элементов учитывались присущие им внутренние соотношения. Например, в храмах второй половины V в. до н. э. простое соотношение высоты колонн с расстоянием между осями колонн заменяется более сложными иррациональными отношениями. В установленную соразмерность дорических храмов, помимо сдвига и наклона колонн, вводились и некоторые другие поправки. Некоторые из них учитывали оптические иллюзии и иные особенности зрительного восприятия. Так, например, угловые колонны утолщались на 3-6 см против других, так как, вырисовываясь на светлом фоне неба, они казались более тонкими, чем другие. Поверхность стилобата и ступеней, а также горизонтальные линии антаблемента слегка выгибались кверху. Выгибы (курватуры) препятствовали созданию впечатления прогиба горизонтальных плоскостей и линий и усиливали ощущение мощи и упругости элементов храма (рис. 3.8). Курватуры и другие поправки к формам храма, так же как тончайшие нюансы в энтазисе колонн, в профиле дорического эхина, в профилировке баз и капителей ионического ордера являются свидетельством высокого мастерства древнегреческих зодчих (рис. 3.9). В средине V в. до н. э. греческое рабовладельческое общество переживает период свое- го наивысшего экономического, политического и культурного расцвета. В политическом отношении история Афин этого периода характеризуется острой борьбой между демократичес- кой партией, стремящейся установить наиболее прогрессивную демократическую форму рабовладельческого государства, и аристократической партией, деятельность которой направляется на сохранение господства старой родовой аристократии. Быстрое развитие ремесел и торговли усиливает позиции афинской демократии. Переворот в экономике и политике, начавшийся еще в архаическую эпоху, сказался в V веке до н. э. на быстром подъеме греческой культуры, в частности философии и искусства. В первую половину V в. до н. э. создаются суровые величественные трагедии одного из замечательных греческих драматургов – Эсхила. Проходит ранние стадии своего творческого пути Софокл. К средине V в. до н. э. достигает расцвета творчество гениального греческого скульптора-монументалиста Фидия. Греческая живопись средины V в. до н. э. отмечена именем Полигнота. Время наибольшего могущества Афин – короткий «век Перикла». В течение этого тридцатилетия Афины были важнейшим центром не только греческого искусства и философии, но также и интенсивной строительной деятельности. Аттическое зодчество с наибольшей полнотой отразило основные тенденции и характерные черты всей греческой архитектуры второй половины V в. до н. э. Постройки этой эпохи («золотого века» Афин) считаются образцами классического зодчества Греции: «Так ты чурбан, если не видел Афин; осел, если видел их и не восхищался. А если по своей воле их покинул, то ты – верблюд!...». Даже враги стратега признавали, что большая часть государственных доходов при нем тратилась на культурные цели. Монументальные же постройки, воздвигнутые в это время в Афинах, не только являются высшими достижениями всей древнегреческой архитектуры, но и относятся к числу самых замечательных произведений мирового зодчества. Основная масса построек в течение рассматриваемого периода по-прежнему возводилась из недолговечных материалов. До нашего времени дошли главным образом остатки монументальных сооружений общественного значения, преимущественно храмов. Но многообразное содержание классической греческой архитектуры отнюдь не исчерпывалось только культовыми сооружениями: греческая архитектура V-IV вв. до н. э. отразила основные черты породивших ее общественных условий. Укрепление рабовладельческого строя и рост производительных сил вызвали усиленное развитие городов, а вместе с тем и зарождение градостроительной науки. Возрастающее могущество греческих полисов сказалось в строительстве городских укреплений и сооружений общественного пользования. В. связи с ростом городов сформировался и новый тип жилища – городской дом рабовладельцев. В рассматриваемый период получают свое наивысшее архитектурное воплощение типы многих общественных сооружений, с особой яркостью отразившие окончательную ломку пережитков родового строя и развитие новых форм общественной жизни и государственности: храмы богам, считавшимся покровителями города, получили новое значение с развитием рабовладельческого государства; строились многочисленные здания для различных общественных собраний – булевтерии, экнлесиастерии и пританеи, театры, одейоны и пинакотеки (картинные галереи), ипподромы и стадионы, палестры и гимнасии, лесхи (античный вид «клубного» помещения), разнообразные общественные портики, пропилеи и стои, гостиницы, фонтаны и т. д. Кратковременный период мирного процветания Эллады был прерван Пелопоннесской войной между Афинами, Спартой и их союзниками, продолжавшейся с небольшими перерывами до конца V в. до н. э.
6 Билет: Градостроительство классического периода. «Гипподамова система».
В V в. до н. з. зарождается греческая градостроительная теория. Потребность в специальных приемах разбивки и планомерного строительства городов, несомненно, возникла еще в VIII-VII вв. до н.э., в период интенсивной греческой колонизации, когда строительство развивалось достаточно стихийно. Большинство старых античных городов (Афины, Коринф, Дельфы, Рим и др.) сохраняло нерегулярную (радиально-лучевую) планировочную схему. Греческий город классического периода довольно красочно описан французским теоретиком архитектуры Огюстом Шуази: «При приближении к городу видны бесконечные ряды гробниц, примыкающих к зубчатой ограде, далее – запутанные улицы, застроенные лачугами, в промежутках – площадь или рынок, окруженный портиками, где кишит толпа, подобно современной азиатской толпе на восточных базарах, суды под открытым небом; крытые галереи для прогулок, где масса праздного люда собирается обсуждать общественные дела. Храмы, скрытые между портиками, театры, палестры, стадии. И, доминируя над всем этим ансамблем, возвышается старая крепость, превратившаяся в акрополь, с венком своих храмов, переливающихся красками. Такими представляются Афины эпохи Перикла…». А вот свидетельство античного историка: «Дорога [к Афинам] приятна, кругом все ласкает взор. Самый же город – весь безводный, плохо орошен, дурно распланирован по причине древности. Дешевых домов много, удобных мало. При первом взгляде на него приезжим не верится, что это и есть прославленный город афинян…» [Псевдо-Дикеарх, Описание Греции, 1 (250-200 гг. до н. э.)] (рис. 3.10). Нерегулярная планировочная схема имела теоретическое обоснование. К примеру, философ-идеалист Платон, связанный с аристократическими кругами своего времени, был приверженцем концентрической схемы городского плана и жестко регламентированного государственного устройства. Ему принадлежит рассказ об идеальном городе-государстве Атлантиде, управлявшейся царем и архонтами. В интерпретации Платона Атлантида была историческим прототипом того государства, о котором он рассуждал в своих произведениях «Государство» и «Законы». В идеальном государстве Платона общество делилось на три сословия: философов, призванных управлять государством; воинов, призванных защищать его, и демиургов, т.е. ремесленников, земледельцев и купцов, призванием которых было поставлять материальные блага. Ниже этих сословий находились рабы, которых Платон рассматривал лишь как живые орудия труда. Все население государства подразделялось на 12 имущественно равных групп, каждая из которых называлась филой и размещалась в своем районе. Платон предлагал размежевать всю территорию полиса на 12 частей, подразделявшихся, в свою очередь, на земельные наделы. Всего наделов Платон насчитывал 5040 в соответствии с числом землевладельцев, причем каждый из наделов состоял из двух участков, один из которых находился в зоне ближайших окрестностей города, тогда как другой – на периферии страны. Помимо главного города с акрополем в центре, Платон намечал еще 12 поселков, равномерно размещенных вокруг главного города и находившихся в центре своей сельской округи…» [Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства. Рабовладельческий и феодальный периоды. – М.: Стройиздат, 1984. – С. 77-78] (рис. 3.11). Новые тенденции в античном градостроительстве связаны с появлением и широким внедрением регулярной градостроительной схемы. Отдельные элементы регулярного города появлялись задолго до рассматриваемого периода. Таким элементом была прямоугольная уличная сеть, наиболее ранним примером которой, относящимся еще к VI в. до н.э., является планировка одного из районов Ольвии, Милетской колонии
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.52.77 (0.018 с.) |