Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Только и было всего, что листва с палатинских деревьев

Поиск

Просто висела кругом, не был украшен театр.

Располагался народ, сидел на ступенях из дерна

И покрывал волоса только зеленым венком…» (Овидий, Наука любви, I, 101-108).

 

Большой Цирк – вытянутая в длину прямоугольная арена (L = 550-600 м), один из концов которой закруглен. Он вмещал от 60 до 250 тысяч зрителей. Здесь устраивались скачки 4-12 колесниц, цирковые представления, карнавалы и триумфальные шествия (рис. 7.25).

Здания, построенные для кровавых зрелищ и игр, остались непревзойденными по своим размерам и архитектуре. Самым древним и самым колоссальным из этих сооружений был Большой цирк: «Тарквиний [Приск, 616-578гг. до н. э.] переоборудовал также Большой цирк, находящийся между Авентинским и Палатинским холмами, впервые устроив кругом этого цирка крытые сиденья, ибо до той поры зрители стояли на помостах из брусьев, уложенных по деревянным козлам (skēnai). Он поделил места на тридцать частей, каждой курии отведя свою особую часть, дабы каждый зритель занимал назначенное ему место.

Это сооружение должно было также стать со временем одним из прекраснейших и удивительнейших зданий города. Цирк имеет в длину три с половиною стадии и в ширину четыре плетра. На обеих длинных сторонах и одной из узких вырыт для стока воды канал (еврип) в десять футов глубины и столько же футов ширины. За этим каналом построены портики в три яруса. В нижнем ярусе – каменные, как в театрах, сиденья, не намного возвышающиеся одни другими. В верхнем ярусе сиденья деревянные. Два больших портика встречаются и смыкаются друг с другом через посредство меньшего, имеющего форму полумесяца, так что все три образуют один портик в виде амфитеатра восьми стадий в окружности, способного вместить пятнадцать тысяч человек. На второй стороне, остающейся открытой, устроены ворота с арками для выезжающих коней;они открываются все сразу при помощи одного каната. Кроме того, цирк окружен еще портиком, одноэтажным, с торговыми лавками внизу и помещениями вверху. Через этот портик входят зрители. Подъемы ведут через разные лавки, так что многотысячные толпы входящего и выходящего народа никогда не создают беспорядка…» (Дионисий Галикарнасский, III, 68).

«Цензоры получили от сенаторского сословия большую благодарность за то, что они во время римских игр приказали курульным эдилам отделить сенаторские места от мест народа; прежде все зрители размещались как попало... [195 до н. э.]…» (Тит Ливий, XXXIV, 44).

Большой цирк был построен в долине, которая с давних времен использовалась для состязаний на колесницах. Со временем на склонах холмов. Со временем на склонах холмов были поставлены деревянные трибуны, которые можно было убирать после состязаний. Первые постоянные трибуны были установлены в 329 г. до н. э. (рис. 7.26).

Тогда же были установлены стойла для колесниц. Только первый ряд трибун был каменным, остальные были деревянными. Поэтому стадион несколько раз горел, в том числе и тогда, когда Нерон поджег Рим. После каждого пожара его отстраивали, и с каж­дым разом он становился лучше. Юлий Цезарь увеличил Боль­шой цирк до таких размеров, что некоторые историки ошибоч­но считают, что этот комплекс был построен именно при нем. Тогда же был прорыт ров глубиной 10 футов, который защищал зрителей от диких зверей, находящихся на арене. Для заполнения рва водой от речки, протекавшей на холмах, был прорыт канал, который действует до сих пор около Via di Cerci. Считается, что строительство Большого цирка завершил Август, хотя и последующие императоры продолжали вести в нем различные работы. Например, Клавдий заменил дере­вянные стойла на мраморные и установил на Спине конусы из золоченой бронзы. Во времена Антонина Пия произошла тра­гедия: рухнули верхние ряды переполненных деревянных три­бун. Погибло 1112 человек. После этого стадион был полностью выполнен в камне. Траян покрыл все здание внутри и снару­жи белым мрамором, украсил его позолотой и росписями. Он также установил колонны из цветного восточного мрамора и статуи из мрамора и позолоченной бронзы. В итоге Большой цирк достиг 2000 футов в длину и 650 футов в ширину и вмещал 385 000 человек, то есть почти четверть населения Рима.

Император Константин установил в цирке три дополнительных ряда сидений из мрамора, которые поддерживались бетонными ар­ками. Эти арки сохранились до сих пор. Они составляют часть фундамента церкви святой Анастасии. Чтобы выдержать тя­жесть трибун, арки были сделаны толщиной в 7 футов. В сред­ние века Большой цирк превратился в огромную каменолом­ню. Многие из ранних христианских церквей были построены из камня, взятого из Большого цирка, но еще в XVI веке сохра­нилась часть постройки. Можно было увидеть само место, где некогда находился Большой цирк, и несколько рядов трибун. Большой цирк, старейший в Риме амфитеатр, был построен специально для состязаний на колесницах, которые до этого проводились в открытом поле, … приблизительно в 530 г. до н. э. Длина его составляла 1800 футов, а ширина – 600 футов. Цирк имел форму латинской буквы U. У открытого конца его располагались стойла для колесниц с воротами, которые могли открываться одновременно, как это бывает в наше время на бегах.

В центре арены амфитеатра находилась Спина (лат. Spina). Она представляла собой вытянутое по центральной части возвышение, вокруг которого во время состязаний по беговым дорожкам мчались колесницы. Они должны были объехать Спину семь раз, что составляло дистанцию в семь миль. Спина была своеобразной выставкой скульптуры и архитектуры: на мраморных колоннах стояли скульптурные фигуры, фонтаны разбрызгивали ароматизированную воду, были воздвигнуты алтари разным богам и даже небольшой храм Морской Венеры, богини-покровительницы возничих. В центре Спины находился обелиск, вывезенный римлянами из Египта. Он был увенчан золотым шаром, сверкавшим в лучах солнца. Этот золотой шар был самым заметным предметом в цирке (рис. 7.27).

Обелиск, но уже без шара, стоит сейчас в центре площади перед собором Святого Петра в Ватикане. На противоположных концах Спины стояли колонны, увенчанные мраморными перекладинами. На одной колонне по перекладине были расставлены мраморные яйца, а на другой – мраморные дельфины. Яйца были символами Кастора и Поллукса, божественных близнецов, которые считались покровителями Рима, а дельфины были священными животными Нептуна, который был покровителем лошадей. Когда колесница проходила круг, с перекладины снимали мраморное яйцо и мраморного дельфина. Таким образом зрители могли отсчитывать пройденное колесницами расстояние. На самых концах Спины стояло по три конуса высотой около 20 футов, украшенных барельефами. Они играли роль буферов, предохраняя богато украшенную Спину от колесниц, которые могло занести на поворотах. Плиний пишет, что эти конусы были «похожи на кипарисы»…» [Маникс Д.П. Идущие на смерть…: Пер. с англ. – М.: «Румянцев и К°» , 1994. – С. 9-10] (рис. 7.28).

Император Гай Калигула был большим любителем цирковых представлений: «Гладиаторские битвы он устраивал не раз, иногда в амфитеатре Тавра, иногда в септе…. Зрелищами он не всегда распоряжался сам, а иногда уступал эту честь своим друзьям или должностным лицам…» (рис. 7.29). Известны также цирк Нерона (на его месте сейчас стоит собор Святого Петра), цирк Максенция близ Аппиевой дороги, Ипподром в Константинополе, цирки в Орандже (Галлия) и в Виенне (совр. Вена).

Первым зданием, специально предназначенным для гладиаторских боев и травли диких животных, был ам­фитеатр в Помпеях (первая половина I в. до н. з.) (рис. 7.30). Зрелища, возбуждающие самые низкие инстинкты, особенно привлекали римлян. Амфитеатр отвлекал их от повседневных забот и социальных проблем. Поэтому римские власти не жалели средств на постройку этих зданий, особенно во второй половине I в. н. э.

Само «Амфитеатр» имеет греческое происхождение и означает «Вокруг зрелища». В подобных постройках места для зрителей располагались не полукругом, как в театральных зданиях, а охватывали овал арены по периметру. Первый деревянный амфитеатр построил в Риме Гай Юлий Цезарь в 46 году до н. э., а уже в 29 году до н. э. был возведен амфитеатр из камня. Император Нерон построил собственный амфитеатр: «Во второе консульство Нерона и Луция Пизона [57 г. н. э.] произошло мало достойных повествования событий, если только кто не хочет наполнять томы похвалами основанию и балкам построенного цезарем на Марсовом поле громадного амфитеатра …» (Тацит, Анналы, XIII, 31). Он устроил невиданное зрелище. Сначала арену заполнила вода, в которой плескались различные морские животные. Потом на это искусственное озеро выплыли корабли «персов» и «афинян», начавшие настоящий морской бой (наумахию). Затем воду спустили, и сражение продолжалось на мокром песке, среди извивающихся тел морских хищников – акул, барракуд, мурен. Участниками этого сражения были смертники из числа рабов и провинившихся гладиаторов.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.94.77 (0.012 с.)