Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Блок 14. Понятие индекса, виды индексов

Поиск

Статистический индекс – это относительная величина изменения значений одного признака взятого и рассматриваемого не изолированно, а в системе показателей. В статистике индексы – это относительные величины, характеризующие состояние явления во времени, в пространстве или в соотношении фактических данных с запланированными.

Индексы могут оценивать изменение явлений практически во всех сферах деятельности. Они подразделяются на количественные, которые характеризуют объемы в абсолютных величинах (объемы производства, реализации, перевозок, численности работников, туристов и т.д.) и на качественные, которые обычно выражаются в средних величинах (цены, заработная плата, себестоимость, производительность труда и т.д.).

Также индексы подразделяются на индивидуальные и общие. Индивидуальные индексы характеризуют изменения отдельных единиц совокупности; общие индексы выражают сводные результаты совместного изменения всех единиц совокупности.

Особенностью индексов является то, что они обладают синтетическими и аналитическими свойствами. Синтетические свойства состоят в том, что этот метод позволяет соединять в целое разнородные единицы совокупности, а аналитические свойства состоят в том, что с помощью индексного метода можно определять влияние отдельных факторов на изменение изучаемого показателя.

Для определения индекса производится сопоставление как минимум двух величин, при этом сравниваемая величина (числитель) принимаемая за текущий период, а величина с которой производится сравнение (знаменатель) – это базисный период. Основным элементом индексного отношения является индексируемая величина – это значение признака совокупности, изменение которой является объектом изучения. Например, индекс цен на туристические услуги за ряд лет. Индивидуальные индексы принято обозначать i, а общие индексы I. Применяются условные обозначения индексируемых величин: q – объемные показатели, р- цена, с- себестоимость, w- производительность труда и т.д.

Индивидуальные индексы физического объема определяются по формуле: где q1- физический объем изучаемого явления в отчетный период, q0 – физический объем того же явления в базисный период. Индивидуальный индекс цен: и т. д.

Агрегатные индексы

Основной формой общих индексов являются агрегатные индексы. Их происхождение связано с латинским словом «aggrega», которое означает «присоединяю». В индексной системе сопоставимость разнородных единиц достигается введением специальных сомножителей, которые называются соизмерителями. В качестве соизмерителей выступают такие показатели как цены, объемы, себестоимость и т.д. Например, в течение текущего месяца реализовано путевок (q=20) по средней цене за путевку (р=15 000 рублей), тогда общий объем реализации путевок составит рублей. В прошлом месяце было реализовано путевок (q0=15) по средней цене (р0=14500 рублей), тогда общий объем реализации в базисном периоде будет рублей, а общий индекс товарооборота составит: или 137,9%, что означает увеличение объема реализации путевок на 37,9% в отчетном месяце по сравнению с базисным.

Индексы количественных показателей. Типичным индексом количественных показателей является индекс физического объема. Если имеется несоизмеримая в единицах измерения продукция (услуги) предприятия, то в качестве соизмерителя берется цена за единицу продукции (услуги). Общий индекс получают сопоставлением итогов деятельности предприятия в отчетном периоде с базисным:

чтобы отразить влияние изменения объемных показателей (q) на общее изменение стоимости продукции в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом, используют агрегатный индекс физического объема (Iq), где в качестве соизмерителя выступает цена за единицу продукции (услуги) (р):

, здесь индексируемой величиной выступает q. Посмотрим, как это выглядит на примере. Допустим, турфирма предлагает три вида продукции по разным ценам в отчетном и базисных периодах.

 

 

  Турпродукты   q0 количество в базисном периоде p0 цена за единицу в базисном периоде (тыс. руб.) q1 количество в отчетном периоде p1 цена за единицу в отчетном периоде (тыс. руб.) q0p0 Оборот в базисном периоде q1p0 Оборот в отчетном периоде по базисным ценам
А Б В       4,5    
Итого: - - - -    

 

или 124%. Это означает, что общий оборот турпрoдукции в отчетном периоде увеличился на 24%, а в денежном выражении на 1550-1250= 300 тыс. рублей.

Индексы качественных показателей. Рассчитываются на единицу продукции. К индексам качественных показателей относятся индексы цен, себестоимости, производительности труда и т. д. Для определения индивидуальных индексов цен применяется формула . Основной формой общих индексов являются агрегатные индексы. При определении общего индекса цен в качестве соизмерителя, как правило, выступают количественные показатели объема производства или реализации товаров (услуг) в текущем периоде - q1. Агрегатная формула такого общего индекса имеет вид:

Расчет агрегатного индекса цен был предложен немецким экономистом Г. Пааше, поэтому его называют индексом Пааше. Рассчитаем индекс цен для нашего примера с турпродуктами.

  Турпродукты   q0 количество в базисном периоде p0 цена за единицу в базисном периоде (тыс. руб.) q1 количество в отчетном периоде p1 цена за единицу в отчетном периоде (тыс. руб.) р1q1 Оборот в отчетном периоде p0q0 Оборот в базисном периоде p0q1 Оборот в отчетном периоде по базисным ценам
А Б В       4,5      
Итого:   -   -      

Рассчитаем индекс цен: или 88,1%.

Существует другой способ расчета индекса цен; в этом случае соизмерителем выступает объемный показатель в базовом периоде – q0. Тогда формула индекса цен будет иметь вид:

. Такой способ расчета индекса цен был предложен немецким экономистом Э. Ласпейресом, поэтому этот индекс носит его имя – индекс Ласпейреса.

Но вернемся к нашему примеру и определим, насколько изменился общий оборот турпродуктов в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом:

или 109,2%

Для определения индекса общего оборота можно воспользоваться взаимосвязью индексов (мультипликативная модель индексов):

или 109,2%.

Таким образом, мы подтвердили взаимосвязь между индексами в относительном выражении, но связь между ними существует и абсолютном выражении. Она существует как разница между числителями и знаменателями индексов:

тыс. рублей;

тыс. рублей;

тыс. рублей.

Если сложим разницы числителей и знаменателей второго и третьего индексов, то получим:

300+ (-185)=115 тыс. рублей. Значит, можем констатировать влияние факторов (q и p) на общий оборот турпродуктов. Общее увеличение продаж турпродуктов в отчетном году по сравнению с базисным (160-130=30) повлекло за собой рост оборота на 300 тыс. рублей, а снижение цен на турпродукты в отчетном году по сравнению с базисным снизило оборот на 185 тыс. рублей.

Для определения сводных обобщающих показателей изменения исследуемых показателей используется средняя гармоническая форма общего индекса цен. В индексе цен Пааше знаменатель преобразован с помощью индивидуальных индексов цен и имеет форму:

.

Такое преобразование в отдельных случаях значительно упрощает расчеты, поскольку в знаменателе индекса цен Пааше имеется агрегат , где вместо подставляется

Рассмотрим ситуацию на примере фирмы, предоставляющей услуги в течение базисного и отчетного периодов:

Услуги Индивидуальный индекс цен Стоимость услуг в отчетном периоде (тыс. руб.)
А Б В 1,08 1,10 1,12  
-  

Тогда можно рассчитать индекс цен по Пааше:

или 109,3%. Объем услуг фирмы в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом увеличился на 9,3%.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 297; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.54.136 (0.008 с.)