Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Блок 14. Понятие индекса, виды индексовСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Статистический индекс – это относительная величина изменения значений одного признака взятого и рассматриваемого не изолированно, а в системе показателей. В статистике индексы – это относительные величины, характеризующие состояние явления во времени, в пространстве или в соотношении фактических данных с запланированными. Индексы могут оценивать изменение явлений практически во всех сферах деятельности. Они подразделяются на количественные, которые характеризуют объемы в абсолютных величинах (объемы производства, реализации, перевозок, численности работников, туристов и т.д.) и на качественные, которые обычно выражаются в средних величинах (цены, заработная плата, себестоимость, производительность труда и т.д.). Также индексы подразделяются на индивидуальные и общие. Индивидуальные индексы характеризуют изменения отдельных единиц совокупности; общие индексы выражают сводные результаты совместного изменения всех единиц совокупности. Особенностью индексов является то, что они обладают синтетическими и аналитическими свойствами. Синтетические свойства состоят в том, что этот метод позволяет соединять в целое разнородные единицы совокупности, а аналитические свойства состоят в том, что с помощью индексного метода можно определять влияние отдельных факторов на изменение изучаемого показателя. Для определения индекса производится сопоставление как минимум двух величин, при этом сравниваемая величина (числитель) принимаемая за текущий период, а величина с которой производится сравнение (знаменатель) – это базисный период. Основным элементом индексного отношения является индексируемая величина – это значение признака совокупности, изменение которой является объектом изучения. Например, индекс цен на туристические услуги за ряд лет. Индивидуальные индексы принято обозначать i, а общие индексы I. Применяются условные обозначения индексируемых величин: q – объемные показатели, р- цена, с- себестоимость, w- производительность труда и т.д. Индивидуальные индексы физического объема определяются по формуле: где q1- физический объем изучаемого явления в отчетный период, q0 – физический объем того же явления в базисный период. Индивидуальный индекс цен: и т. д. Агрегатные индексы Основной формой общих индексов являются агрегатные индексы. Их происхождение связано с латинским словом «aggrega», которое означает «присоединяю». В индексной системе сопоставимость разнородных единиц достигается введением специальных сомножителей, которые называются соизмерителями. В качестве соизмерителей выступают такие показатели как цены, объемы, себестоимость и т.д. Например, в течение текущего месяца реализовано путевок (q=20) по средней цене за путевку (р=15 000 рублей), тогда общий объем реализации путевок составит рублей. В прошлом месяце было реализовано путевок (q0=15) по средней цене (р0=14500 рублей), тогда общий объем реализации в базисном периоде будет рублей, а общий индекс товарооборота составит: или 137,9%, что означает увеличение объема реализации путевок на 37,9% в отчетном месяце по сравнению с базисным. Индексы количественных показателей. Типичным индексом количественных показателей является индекс физического объема. Если имеется несоизмеримая в единицах измерения продукция (услуги) предприятия, то в качестве соизмерителя берется цена за единицу продукции (услуги). Общий индекс получают сопоставлением итогов деятельности предприятия в отчетном периоде с базисным: чтобы отразить влияние изменения объемных показателей (q) на общее изменение стоимости продукции в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом, используют агрегатный индекс физического объема (Iq), где в качестве соизмерителя выступает цена за единицу продукции (услуги) (р): , здесь индексируемой величиной выступает q. Посмотрим, как это выглядит на примере. Допустим, турфирма предлагает три вида продукции по разным ценам в отчетном и базисных периодах.
или 124%. Это означает, что общий оборот турпрoдукции в отчетном периоде увеличился на 24%, а в денежном выражении на 1550-1250= 300 тыс. рублей. Индексы качественных показателей. Рассчитываются на единицу продукции. К индексам качественных показателей относятся индексы цен, себестоимости, производительности труда и т. д. Для определения индивидуальных индексов цен применяется формула . Основной формой общих индексов являются агрегатные индексы. При определении общего индекса цен в качестве соизмерителя, как правило, выступают количественные показатели объема производства или реализации товаров (услуг) в текущем периоде - q1. Агрегатная формула такого общего индекса имеет вид:
Расчет агрегатного индекса цен был предложен немецким экономистом Г. Пааше, поэтому его называют индексом Пааше. Рассчитаем индекс цен для нашего примера с турпродуктами.
Рассчитаем индекс цен: или 88,1%. Существует другой способ расчета индекса цен; в этом случае соизмерителем выступает объемный показатель в базовом периоде – q0. Тогда формула индекса цен будет иметь вид: . Такой способ расчета индекса цен был предложен немецким экономистом Э. Ласпейресом, поэтому этот индекс носит его имя – индекс Ласпейреса. Но вернемся к нашему примеру и определим, насколько изменился общий оборот турпродуктов в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом: или 109,2% Для определения индекса общего оборота можно воспользоваться взаимосвязью индексов (мультипликативная модель индексов): или 109,2%. Таким образом, мы подтвердили взаимосвязь между индексами в относительном выражении, но связь между ними существует и абсолютном выражении. Она существует как разница между числителями и знаменателями индексов: тыс. рублей; тыс. рублей; тыс. рублей. Если сложим разницы числителей и знаменателей второго и третьего индексов, то получим: 300+ (-185)=115 тыс. рублей. Значит, можем констатировать влияние факторов (q и p) на общий оборот турпродуктов. Общее увеличение продаж турпродуктов в отчетном году по сравнению с базисным (160-130=30) повлекло за собой рост оборота на 300 тыс. рублей, а снижение цен на турпродукты в отчетном году по сравнению с базисным снизило оборот на 185 тыс. рублей. Для определения сводных обобщающих показателей изменения исследуемых показателей используется средняя гармоническая форма общего индекса цен. В индексе цен Пааше знаменатель преобразован с помощью индивидуальных индексов цен и имеет форму: . Такое преобразование в отдельных случаях значительно упрощает расчеты, поскольку в знаменателе индекса цен Пааше имеется агрегат , где вместо подставляется Рассмотрим ситуацию на примере фирмы, предоставляющей услуги в течение базисного и отчетного периодов:
Тогда можно рассчитать индекс цен по Пааше: или 109,3%. Объем услуг фирмы в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом увеличился на 9,3%.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 297; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.54.136 (0.008 с.) |