Псалмопевец превозносит Господа как Царя, Чье Царство непреходяще и исполнено славы (ст. 1,11-13). В центре внимания - могущество, величие и милость Господа. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Псалмопевец превозносит Господа как Царя, Чье Царство непреходяще и исполнено славы (ст. 1,11-13). В центре внимания - могущество, величие и милость Господа.



Псалом написан в форме акростиха (каждый его стих последовательно начинается с очередной буквы еврейского алфавита). Недостает только стиха, который должен был бы начинаться с буквы "нун", однако сопоставление различных древних манускриптов Псалтири дает основания полагать, что здесь имеет место ошибка переписчика, а не упущение автора псалма.

1 Боже мой, Царь мой. См. ком. к Пс. 92,1.

2 имя Твое. См. ком. к Пс. 8,2.

3 Велик Господь. Ср. Пс. 47,2.

величие Его неисследимо. Могущество и величие Господа столь огромны, что не могут быть до конца постигнуты ограниченным человеческим умом. В этом стихе отражена доктрина непостижимости Бога, суть которой в том, что представление человека о Боге, каким бы верным и глубоким оно ни было, не может быть исчерпывающим.

4 Род роду будет восхвалять дела Твои. См. Пс. 77,4. Долг родителей - наставлять своих детей в истинах веры (Втор. 6,20-25; Притч. 1,8).

8 Щедр и милостив Господь. Это выражение многократно встречается в Писании, причем в первый раз - в Исх. 34,6.

долготерпелив. То, что Бог не лишает жизни людей, живущих во грехе, является свидетельством Его долготерпения.

многомилостив. Т.е. исполнен заветной милостивой любви, связывающей Его с избранным народом.

10 См. статью "Общее откровение".

11 да проповедуют славу царства Твоего. Представление Господа в образе Царя подчеркивает Его несравненное могущество и безраздельное владычество над тварным миром.

13 Царство Твое - царство всех веков. Бог вечен, и потому царству Его не будет конца (ср. Дан. 4,34).

14 поддерживает всех падающих. Господь проявляет особое сострадание к слабым. Заблудших Он наставляет на путь истины.

16 насыщаешь все живущее. Бог ниспосылает Свои дары не только людям, но и всей твари вообще.

18 Близок Господь ко всем призывающим Его. Бог являет Свою милость всем, но особенно угодны Ему те, кто любит Его и призывает Его имя.

Глава 145

• Пс. 145 Этот псалом продолжает ряд хвалебных гимнов, начатый Пс. 144. Псалмопевец в нем призывает Израиль во всем полагаться на Господа, а не на человеческие силы. Он превозносит Господа как Творца (ст. 6) и Вседержителя (ст. 10), Который, несмотря на Свое величие, нисходит к нуждам бедных, слабых и притесняемых (ст. 7-9).

1 Хвали... Господа. Эти слова задают тональность всему псалму, который ими же и оканчивается (ст. 10).

3 Не надейтесь на князей. Некоторые исследователи полагают, что под "князьями" здесь подразумеваются иноземцы, правившие в Палестине после возвращения евреев из вавилонского плена. Несомненно, что в указанный период эти слова понимались именно так. Между тем, и до того израильтянам случалось чрезмерно полагаться на лидеров, выделявшихся из их собственной среды (см., напр., 1 Цар. 8).

5 Блажен. См. ком. к Пс. 1,1.

кому помощник Бог Иаковлев. Бог - единственный, Кто способен помочь терпящим несчастья. Эти слова задают тему всей последующей части псалма, описывающей, как именно проявляются сила Господа и сострадательность.

6 сотворившего небо и землю. Упоминание о Боге как Творце подчеркивает Его могущество.

море. Ср. Пс. 23,2.

9 путь нечестивых извращает. Заботясь о слабых и нуждающихся, Господь в то же время препятствует исполнению замыслов людей гордых и злоупотребляющих своей земной властью.

10 Господь будет царствовать во веки. См. Пс. 92,1.

Сион. См. ком. к Пс. 2,6.

Аллилуйя. "Хвалите Господа" (см. ст. 1).

Глава 146

• Пс. 146 и Пс. 147 Первоначально эти два псалма, по всей видимости, представляли собой одно целое. Поэтому в западной традиции вообще и в данном комментарии в частности они рассматриваются как один псалом.

В современном составе Псалтири Пс. 146 и 147 являются частью великого славословия, завершающего собой всю книгу (см. вводные замечания к Пс. 144 и 145). Псалмопевец возносит в них хвалу Господу за восстановление Иерусалима (Пс. 146,2; 147,2), что позволяет датировать создание этих псалмов эпохой реставрации Израиля (ср. Неем. 12,27-47). Как и в Пс. 145, величие и могущество Господа (Пс. 146,7-9; 147,5-7) противопоставлены здесь непрочному земному могуществу (Пс. 146,10.11).

1 Хвалите Господа. См. ком. к 145,1.

ибо благо петь Богу нашему. Псалмопевец призывает верующих Израиля вместе с ним восславить Господа.

2 собирает изгнанников Израиля. В этом стихе, по всей видимости, говорится о возвращении в землю обетованную иудеев, отпущенных из вавилонского плена указом Кира (2 Пар. 36,22.23). См. вводные замечания к рассматриваемым псалмам.

4 исчисляет количество звезд. С точки зрения человека с его земной ограниченностью, количество звезд на небе не поддается исчислению (ср. Быт. 15,5). См. ст. 5.

5 разум Его неизмерим. Все в Боге выше человеческого понимания, в том числе и Его разум.

6 Смиренных возвышает... нечестивых унижает. Бог выказывает Свое расположение к людям, в слабости своей уповающим только на Него, и обращает Свой суд против "сильных", самонадеянно полагающихся на свои собственные силы.

8.9 облаками... дождь... траву... пищу. Бог все в природе устроил так, чтобы сотворенные Им живые существа не оставались без пропитания.

10 не к быстроте ног человеческих благоволит. Бог судит о человеке не по физическим данным, а по его отношению к своему Творцу.

11 к боящимся Его. См. ком. к Пс. 35,2.

Глава 147

См. Псалом 146.

1 Сион. См. ком. к Пс. 2,6.

2 Он укрепляет вереи ворот твоих. См. вводные замечания к рассматриваемым псалмам. Ворота с надежными запорами обеспечивали безопасность города (о том, что случалось, когда они оказывались недостаточно крепкими, см. Наум 3,13).

3 туком пшеницы насыщает тебя. Плодородие земли Палестины - забота Господа о Своем народе.

4 быстро течет слово Его. Слово Божие (Его воля) исполняется немедленно (см., напр., Быт. 1,3).

8 Он возвестил... уставы Свои и суды Свои Израилю. Тем самым Господь дал Израилю возможность жить жизнью, угодной Ему.

Глава 148

• Пс. 148 Этот псалом продолжает славословие, завершающее Псалтирь (см. вводные замечания к Пс. 144 и 145). Призывы вознести хвалу Господу обращены к небесам (ст. 1-6), к земле (ст. 7-12) и к избранному народу (ст. 13,14).

1 Хвалите Господа. См. ком. к Пс. 145,1. Псалом завершается этим же призывом (ст. 14).

с небес. Подразумеваются небесные создания - ангелы.

4 воды, которые превыше небес. См. Быт. 1,7.

5 Он... повелел, и сотворились. См. статью "Бог - Творец".

7 Хвалите Господа от земли. В последующих стихах псалмопевец призывает земные создания восславить своего Творца.

великие рыбы и все бездны. Морская стихия сильно воздействовала на воображение израильтян, зачастую внушая им страх перед собой. Неоднократно в Писании море предстает нем-то враждебным устроенному Богом миропорядку (см. ком. к Пс. 17,5; 28,3.10; 45,3). Данный стих и его призывает преклониться пред величием Творца.

11 цари земные и все народы. Псалмопевец призывает всех людей воздать хвалу Господу, поскольку Всевышний сотворил не только избранный народ, но все народы.

13 имя Господа. См. Пс. 8,2.

14 Он возвысил рог народа Своего. Рог в Библии обычно символизирует силу, славу и доблесть. Данные слова могут относиться как ко всему народу в целом, так и к его царю.

народа, близкого к Нему. См. Втор. 7,7-11.

Глава 149

• Пс. 149 Этот псалом продолжает славословие Господу. Господь превозносится в нем в первую очередь как Царь и Воитель. Упоминание в псалме "новой песни" (ст. 1) и употребление в ст. 6-9 военной терминологии дают основание полагать, что написан он был для прославления победы над неприятелем.

1 Пойте Господу песнь новую. См. ком. к Пс. 32,3.

2 о Создателе своем... о Царе своем. Исходом из Египта и откровением на горе Синай Бог создал Израиль как нацию, и израильтяне мыслили Господа своим Царем.

сыны Сиона. Народ Божий.

5 да радуются на ложах своих. Господа должно славить во всякое время, в уединении и в обществе людей.

7 чтобы совершать мщение над народами. Господь часто использовал Израиль в качестве орудия Своего суда над неугодными Ему народами. Одним из наиболее ярких примеров такого суда является сокрушение евреями хананеев во времена Иисуса Иавина.

Глава 150

• Пс. 150 Этот псалом, последний в Псалтири, целиком состоит из призывов возносить хвалу Господу.

1 Хвалите Бога. См. Пс. 145,1. Оканчивается псалом этим же призывом (ст. 6).

во святыне Его... на тверди силы Его. Точнее: "в Его святилище... в Его могущественных небесах".

2 по могуществу Его... по множеству величия Его. Псалмопевец объясняет, за что именно следует славить Господа.

3-5 См. статью "Музыка в церкви".

6 Все дышащее. Все живое должно хвалить Господа, давшего дыхание жизни (см. Быт. 6,17; Чис. 16,22). Аллилуйя. См. ст. 1.


Книга притчей Соломоновых

ВВЕДЕНИЕ

Автор

Книга притчей Соломоновых представляет собой собрание изречений, принадлежащих нескольким авторам. Имя Соломона встречается в первых стихах 1-й, 10-й и 25-й глав, а главы 30 и 31 приписываются соответственно Агуру и Лемуилу. На Соломона как основного автора указывает 3 Цар. 4,29-34, но он не является автором всей Книги притчей в том ее виде, в котором она известна нам. Стихи же 1-7 1-ой главы указывают на то, что книга в целом является не случайным собранием разрозненного литературного материала, а обдуманным и цельным произведением, имеющим определенные задачи. Безусловное влияние личности Соломона сказывается на всем содержании книги, а принадлежность его перу большей ее части не подлежит сомнению. Вполне возможно, что имя Соломона в названии книги не закрепляет его авторства на всю книгу, а служит лишь обозначением общего характера того жанра, к которому она принадлежит.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.228.88 (0.012 с.)