Молитва. Стоящее в заголовке слово показывает, что псалмы - это не только еврейские песнопения ветхозаветной эпохи, но и образцы для молитв современным христианам. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Молитва. Стоящее в заголовке слово показывает, что псалмы - это не только еврейские песнопения ветхозаветной эпохи, но и образцы для молитв современным христианам.



1 Услышь, Господи, правду. Этими словами, как и вообще данным псалмом, псалмопевец настаивает на своей невиновности и правоте. Однако это отнюдь не означает, что он считает себя безгрешным: он не виновен в преступлениях, в которых его обвиняют враги.

2 От Твоего лица суд мне да изыдет. Только Богу псалмопевец доверяет рассудить, прав он или виноват.

3 Ты испытал сердце мое. Сердце - потаенное средоточие человеческого существа. Бог вездесущ и потому легко читает в человеческих сердцах. Псалмопевец уверен: увидев, что у него на сердце, Бог сочтет его невиновным во вменяемых ему врагами преступлениях.

4 по слову уст Твоих. Т.е. по Божией воле, раскрытой в данном Им Израилю

5 на путях Твоих. Эти "пути", на которые вступает тот, кто во всем следует слову Божиему, противопоставлены "путям притеснителя" из предыдущего стиха.

7 дивную милость. См. ком. к Пс. 6,5.

Спаситель уповающих. Псалмопевцу известно представление о Боге как о Спасителе, ибо за многовековую историю Израиля Он неоднократно спасал Свой народ в самых тяжелых обстоятельствах. Ярчайшим в ВЗ проявлением спасительной Божией любви является исход избранного народа из Египта.

8 как зеницу ока. Т.е., как зрачок.

10 заключились в туке своем. Возможно и другое прочтение этого места: "зачерствели сердцами".

13 Восстань, Господи. Ср. Пс. 3,8; 7,7 и ком.

14 которых чрево Ты наполняешь из сокровищниц Твоих. Это место весьма трудное для перевода, и поэтому в различных вариантах оно звучит по-разному. Общий же смысл его более или менее ясен: Бог открывает праведным Свое слово, которое является сокровищем.

15 в правде буду взирать на лице Твое. Неправедный не может взирать на Бога.

Глава 17

• Пс. 17 Псалмопевец благодарит Господа за Его могущественное заступничество. Особенно Давид превозносит Господа за Его деяния в качестве Воителя (ст. 8-16) и за спасение царя в битве (ст. 49-51). С незначительными отличиями этот псалом повторяет 2 Цар., гл. 22. Относительно заглавия см. Введение: Автор; Характерные особенности и темы.

1 Давида, который произнес слова песни сей. В заглавии автором псалма совершенно однозначно назван Давид, само же его создание приурочено к моменту, когда Давид уже не скрывался от Саула, но еще не взошел на престол.

3 Ряд употребленных в этом стихе метафор подчеркивает присущую Богу роль Защитника и Избавителя.

твердыня... скала. Оба эти слова передают идею нерушимости и надежной защиты. Спасаясь от Саула, Давид находил убежище в скалах и пещерах гористого района Палестины.

5 Объяли меня муки смертные. Точнее: "путы смертные". Псалмопевец чувствовал нависшую над ним смертельную опасность, как если бы к нему из шеола протянулись щупальца смерти.

потоки беззакония. Силы зла, смерти и разрушения часто уподобляются в Писании бурному потоку (Ис. 28,15.17.18; Мф. 16,18; см. также ком. к Пс. 45,3).

7 услышал... от чертога Своего. Из места пребывания Бога среди Своего народа. О таком отклике Бога на несчастия Израиля говорится в молитве Соломона на освящение храма (3 Цар., гл. 8).

8 Потряслась и всколебалась земля. Когда Бог являет Себя Воителем, вся природа содрогается (Ис. 24,4-13; Наум 1,5).

подвиглись основания гор. Горы, символизирующие собой все, что есть надежного и прочного в мире, колеблются перед лицом Божиего могущества.

9 Поднялся дым... из уст Его. В описаниях ВЗ явление Бога часто сопровождают дым и пламя (Быт. 15,17; Исх. 19,18; Наум 1,6), тем самым оно, возможно, сравнивается с извержением вулкана.

10 мрак под ногами Его. Бог предстает здесь отправляющимся на битву в колеснице, которой Ему служит грозовая туча. Сходные поэтические образы часто встречаются в Писании (Пс. 67,5; 103,3; Дан. 7,13; Наум 1,3).

11 воссел на Херувимов. Эти существа духовного мира впервые упоминаются в Быт. 3,24. Судя по тому, какую роль они играют в Быт., гл. 3 и что их изображения были помещены в скинии (Исх. 26,1.31), херувимы являются хранителями Божественной святыни.

14 глас Свой. Т.е. гром (ср. Пс. 27,3-9).

15 стрелы Свои. Т.е. молнии.

16 явились источники вод... от дуновения духа гнева Твоего. Водная стихия, символизирующая хаос и зло, подвластна воле Господа; ср. Пс. 76,17-20 и Пс. 105,9 (где вспоминается об исходе); Наум 1,4; Откр. 21,1. Будучи Вторым Лицом Троицы, Христос также имел власть над водами (Лк. 8,22-25).

17 извлек меня из вод многих. "Многие воды" - аллегория тягот и несчастий (ср. Пс. 68,2).

20 вывел меня на пространное место. Т.е. избавил от притеснения.

22 пути Господни. О том, что это за пути, сказано в законе, данном Господом Израилю.

26-30 Псалмопевец описывает Божию справедливость и то, как она проявляется в Его отношении к праведным и к нечестивым. В первых трех стихах проводится противопоставление между теми и другими, а в следующих двух - применяется полученное таким образом представление о справедливости к самому псалмопевцу.

26 С милостивым Ты поступаешь милостиво. Слова, переведенные как "милостивым" и "милостиво", по-древнееврейски передают понятие заветной милосердной любви.

28 Ты людей угнетенных спасаешь. Эта мысль постоянно звучит в ВЗ вообще и в Псалтири в частности. Особенно ярко она выражена в Пс. 112,7-9.

30 С Тобою я поражаю войско. Эти слова можно рассматривать в качестве

намека на исторический контекст создания псалма: псалмопевец, по-видимому, незадолго до того с Божией помощью одержал военную победу.

31 чисто слово Господа. В слове Своем Господь открывает Себя Своему народу. Можно предположить, что в данном случае имеются в виду слова, переданные Господом Давиду через пророка Нафана, которыми Он заключил завет с Давидом и его домом (2 Цар., гл. 7).

32 кроме Господа... кроме Бога нашего. В форме двойного риторического вопроса псалмопевец выражает свою убежденность в том, что нет другого Бога и другой надежной защиты, кроме Господа (ср. Исх. 15,11).

33 Бог... устрояет мне верный путь. Ср. ст. 31. Только Бог наставляет человека на истинно верный путь как в этой, так и в иной жизни.

34 на высотах... поставляет меня. Т.е. возносит, восстанавливает.

35 медный лук. Символ мощи и силы.

36 милость Твоя возвеличивает меня. См. ком. к ст. 34.

37 не колеблются ноги мои. Т.е. не сворачивают с пути правды.

39.40 падают под ноги мои... низложил под ноги мои. На ближневосточных глиняных табличках и памятных стелах побежденные изображались поверженными к ногам победителя или попираемыми им.

42 Они вопиют... ко Господу. Из этих слов можно заключить, что врагами псалмопевца были его соотечественники-израильтяне.

44 меня... меня... мне. В этом стихе явно запечатлены обстоятельства жизненного пути Давида: Бог действительно даровал ему победу над соседними народами и тем самым сделал их его подданными (2 Цар. 8,1-14).

50 буду славить Тебя, Господи, между иноплеменниками. Это место вспоминает апостол Павел (Рим. 15,9).

51 помазаннику Твоему. При восхождении на престол царь принимал помазание елеем от священника, выступавшего от имени Господа.

Глава 18

• Пс. 18 В этом псалме Господь превозносится за два Его великих дара человечеству: Творение и Закон. Выражаясь современным языком, речь идет об общем самооткровении Бога в мироздании и особенном, или частном, - в Священном Писании. В последних строках псалмопевец отходит от этих общих тем и обращается к личным духовным проблемам, моля Господа не дать ему свернуть с праведного пути.

2-7 Творение отражает славу Божию, ибо в нем, как учит Библия, Бог явил Себя.

2 См. статью "Общее откровение".

Небеса. Псалмопевец прибегает здесь к лексике повествования о сотворении мира в Быт. 1,1-8. Там соответствующее древнееврейское слово переводится как "твердь" или просто "небо".

3 День дню передает речь. Это метафорическое выражение следует понимать в том смысле, что творение и, в частности, небеса продолжают непрестанно свидетельствовать о могуществе и благости Господа.

4 Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их. Возможно и иное прочтение данного стиха: "Нет у них ни наречия, ни слов, но повсюду слышится голос их". В таком случае в нем, вероятно, выражена парадоксальная идея речи, не облеченной в слова, но везде слышимой и многим понятной.

5 По всей земле проходит звук их. В отличие от частного откровения, изначально обращенного к ограниченному числу людей, творение свидетельствует о Боге абсолютно всем. В новозаветные времена апостол Павел вспоминает этот стих, говоря о проповеди Евангелия (Рим. 10,18).

Он поставил в них жилище солнцу. Здесь солнце персонифицируется, однако не обожествляется, как оно обожествлялось в пантеистических религиях.

6 как жених. Т.е. исполненным великолепия и сил.

как исполин, пробежать поприще. Имеется в виду ежедневный проход солнца через небосвод. Солнце обладает могущественной силой, будучи творением Божиим: сколь же велико должно быть могущество его Творца - Господа!

7 ничто не укрыто от теплоты его. Как вездесуще ниспосылаемое солнцем на землю тепло, также вездесущ Творец.

8-12 Закон, особое откровение Господа, подобно творению, также отражает черты своего Создателя. Закон в Библии называется разными словами, которые все являются синонимами, подобранными таким образом, чтобы полнее обозначить суть частного откровения Бога человечеству.

8 Закон. По-древнееврейски "тора". Самый общий термин для обозначения закона.

укрепляет душу. Закон придает силы и надежду тем, кто целиком следует ему.

умудряет простых. Мудрость - это не сила интеллекта и не обширные знания. Внимающим Ему слово Господне внушает страх Божий, а также дает знание о Нем и о том, какого поведения в жизни Он от них требует.

13.14 От тайных моих очисти меня, и от умышленных удержи. Псалмопевец знает, что он может грешить как сознательно, так и бессознательно, т.е. не зная, чего от него требует Господь в той или иной ситуации. Он молит Господа, чтобы Тот удержал его от обеих разновидностей греха.

14 Тогда я буду непорочен. Только могущественное и милостивое заступничество Господа может высвободить псалмопевца из под власти греха.

Глава 19

• Пс. 19 Благословение первой части псалма (ст. 2-6) придает ему общее литургическое звучание. Псалом этот является молитвенной просьбой к Господу ниспослать Свое благословение царю, собирающемуся на войну. В нем выражена вера Израиля в то, что всеми своими победами он обязан своему Богу.

2 тебя... тебя. Т.е. царя. Эти слова звучат от имени народа, который собрался, чтобы призвать Божие благословение на царя, отправляющегося на войну.

3 из Святилища. Ср. 3 Цар. 8,44.45.

5 даст тебе... по сердцу твоему. На сердце у царя - желание победить врагов Израиля.

6 возрадуемся о спасении твоем. В Псалтири имеются псалмы, например Пс. 23 и 97, специально посвященные восхвалению Господа, даровавшего победу Своему народу.

7-9 Израиль верит, что победит своих врагов, ибо в битве ему будет сопутствовать Сам Господь. Это твердое упование Израиля основывается на Божием обетовании защищать Свой народ на войне при условии, что тот будет послушен Его заповедям.

7 я. Возможно, что это слово произносит сам царь. С другой стороны, местоимение "я" может иметь здесь собирательное значение и обозначать, таким образом, весь народ.

помазанника Своего. Помазанник Божий - это либо сам Давид, либо царь из династии Давида, прообразующий Иисуса Христа, вовеки царствующего сына Давида по плоти.

8 мы именем Господа Бога нашего хвалимся. В этих словах - главный признак священной войны народа Божиего, отличающий ее от всех прочих войн.

9 они поколебались и пали, а мы встали и стоим прямо. По милости Божией Израилю даруется победа.

Глава 20

• Пс. 20 В псалме прославляется победа Господа над врагами царя израильского. В этой победе Израиль видит залог избавления его от всех опасностей.

3 чего желало сердце его. Ср. Пс. 19,5, где использована та же лексика. Первая часть Пс. 20 звучит своего рода ответом на молитвенную просьбу Пс. 19.

4 возложил на голову его венец. Некоторые видят в данных словах указание на восшествие царя на престол. Однако, более вероятно, здесь имеется в виду момент возвращения царя с войны (на которой он короны не носил) к исполнению мирных обязанностей правителя.

5 Он просил у Тебя жизни. Отправляясь на войну, царь молил Господа сохранить ему жизнь в битве.

Ты дал ему долгоденствие на век и век. См. 3 Цар. 1,31. Это - обычное благословение царю. По всей видимости, псалмопевец не имеет в виду ничего большего, чем продление собственной жизни и долгое правление его династии.

9 Рука Твоя найдет всех врагов Твоих. Явление Господа несет великую радость живущим в завете с Ним (ст. 7) и суд Его врагам.

Глава 21

• Пс. 21 В этом псалме Давид предстает жертвой, обращающей к Господу плач о беспричинной жестокости своих врагов. Однако в заключительной части псалма псалмопевец восхваляет и благодарит Господа за неотступную заботу о нем. Слова этого псалма многократно цитируются в НЗ (Мф. 27,35.39.43.46; Ин. 19,23.24.28; Евр. 2,12). Пс. 21, как и близко перекликающийся с ним Пс. 68, прообразует страдания великого сына Давидова по плоти, принявшего смерть от рук нечестивцев.

2 для чего Ты оставил меня? Праведное страдание исторгает из уст псалмопевца горестное "для чего?". Этот возглас повторил Христос, Который Сам был безгрешен, однако познал чувство полной богооставленности, гораздо более безысходной, чем та, которую ощущал Давид. Христос в полной мере понес страдание за грехи Давида и всего народа Божиего.

4-6 Возопив о собственной богооставленности, псалмопевец затем исповедует свою веру в Бога отцов.

4 Но Ты, Святый, живешь среди славословий Израиля. Царское достоинство Господа является таковым вне всякой зависимости от воли и желания людей. Святое Святых - это то средоточие, к которому обращались хвалы Израиля своему Господу.

5 На Тебя уповали отцы наши... Ты избавлял их. Давид мог иметь в виду избавление Авраама от пяти царей (Быт., гл. 14), спасение Иосифа из египетской темницы (Быт., гл. 41) или, пожалуй, в первую очередь, исход израильтян во главе с Моисеем из Египта (Исх., гл. 1-15).

7-9 Вслед за исповеданием веры в Бога отцов, псалмопевец возобновляет сетования на унижения и поношения, которые ему приходится сносить.

9 он уповал на Господа; пусть избавит его. Этот стих пророчески воссоздает картину распятия Иисуса Христа (см. Мф. 27,41-44).

10 Ты извел меня из чрева. Псалмопевец говорит о своей вере в то, что вся его жизнь, от самого ее начала, безраздельно находилась и находится во власти Господа.

12 помощника нет. Страдающий псалмопевец брошен всеми. Помощи он может ждать только от Бога.

13 Множество тельцов... тучные Васанские. Васанские быки славились своими размерами и силой (Ам. 4,1).

14 как лев. См. ком. к Пс. 9,30.

15 кости мои... сердце мое. Псалмопевец рисует картину полного внутреннего смятения, причиненного внешними врагами. Этот и последующие стихи пророчески прообразуют крестные муки Иисуса Христа.

17 псы. Это еще одно иносказательное обозначение врагов, подчеркивающее их коварство и жестокость.

пронзили. В древнееврейском тексте это место трудное для перевода. Буквальное его прочтение: "как львы". Однако предпочтительнее, как это и сделано в русском переводе, следовать прочтению Септуагинты.

18 они смотрят и делают из меня зрелище. Псалмопевец брошен в своем страдании, а враги, видя его истерзанное тело, радуются. Это же испытал и распятый на кресте Иисус Христос.

19 делят ризы мои между собою. Враги под крестом делили между собой одежды Иисуса, словно он был уже мертв (см. Мф. 27,35; Мк. 15,24; Лк. 23,34).

22 спаси меня. Уверенность в том, что Господь услышит его, звучит и в других псалмах-плачах (3,4; 27,6; ср. 26,13; 33,5.7; 37,16; 117,5.21).

23 Буду возвещать имя Твое братьям моим. Такие обеты часто встречаются в псалмах-плачах (12,6; 26,6; 34,18; 53,8; 68,31.32; ср. 50,16.17; 115,9.10). Псалмопевец обещает принести благодарственную жертву храму, когда Господь услышит его молитву и пошлет избавление (Лев. 7,16; 22,23; Втор. 12,6.7). Саму жертву, возможно, следует понимать фигурально, а не буквально (напр., Пс. 50,18; 68,31.32; ср. 34,18). В Евр. 2,12 эти слова вложены в уста Христа - торжествующего сына Давидова.

25 не скрыл от него лица Своего. В этом и заключается смысл перехода от жалобы к прославлению - враги презрели псалмопевца, но Господь не отвернулся от него.

26 в собрании великом. Т.е. во время общего богослужения.

воздам обеты мои. См. ст. 23 и ком.

26-32 Обет восхваления переходит в славословие, пророчески предвосхищающее хвалы Христу.

27 Да едят бедные и насыщаются. По-видимому, речь идет о духовном насыщении, подателем которого является Господь.

28 Этот стих является пророчеством о Христе.

30 все тучные земли. Не только бедные (ст. 27), но и богатые станут поклоняться Господу. Последние слова этого стиха могут быть прочитаны как "победитель сам возвратит себя к жизни".

32 что сотворил Господь. Псалмопевец провидит спасение, сотворенное Иисусом Христом.

Глава 22

• Пс. 22 Этот псалом выражает глубокую веру псалмопевца в Господа и является, пожалуй, самым известным примером псалма упования (см. Введение: Характерные особенности и темы). В этом псалме прочно спаяны две метафоры (ст. 1-4,5,6), говорящие о "благости и милости" Господа. Сегодня этот псалом ассоциируется прежде всего с угрозой смерти. Такое понимание вполне правомерно, однако первоначально в него вкладывался более широкий смысл: псалом был призван внушать избранному народу уверенность перед лицом любого несчастья.

1 Господь - Пастырь мой. Образ пастыря воплощает сострадание и заботу о нас Господа. Пастырь всегда со своим стадом, всегда неизменно печется о нем (Ис. 40,11; 63,9-12). А овцы и в пище, и в питье, и в защите от диких зверей всецело зависят от пастыря. В древности на Ближнем Востоке и в Израиле пастырями нередко называли царей. Этот псалом превозносит царское достоинство Господа. В НЗ Иисус также предстает в образе Пастыря (Ин. 10,11.14), воплощая пророчество о том, что Господь Сам придет пасти Свой народ (Иез. 34,7-16.23).

2.3 Он покоит меня... водит меня... подкрепляет душу мою, направляет меня. В этих стихах метафорически передана пастырская забота.

ради имени Своего. Господь совершает перечисленное выше не ради жертвы или благодарения со стороны просителя (псалмопевца), а потому, что такова природа Его.

4 долиною смертной тени. Эта фраза трудна для перевода. Примечание в NIV предлагает иное ее прочтение: "темнейшая долина" (см. Иов 10,21.22).

жезл и... посох. Жезл - символ царской власти; посох - орудие пастуха. Господь является одновременно и Владыкой и Пастырем.

5 Ты приготовил предо мною трапезу. Далее в псалме развивается метафора радостной победной трапезы.

умастил елеем голову мою. Елеепомазание входило в ритуал коронации, но на праздничной трапезе его удостаивались и избранные гости (Пс. 103,15; Лк. 7,46). В данном контексте возможно толкование: "простил грехи, оправдал".

чаша моя преисполнена. Мы не способны вместить в себя всю благодать, подаваемую нам Господом (Иер. 33,3).

6 милость. См. ком. к Пс. 6,5; статью "Бог есть любовь: Божественные благость и верность".

Глава 23

• Пс. 23 Этот псалом превозносит победу Господа над врагом. Войска, возвращаясь в Иерусалим, поют хвалу Господу, Господину вселенной (ст. 1,2), проявившему Свое могущество в битве. Но по мере приближения к святому городу и его священным местам встает вопрос о том, кто вправе предстать перед Господом (ст. 3-6). Псалом завершается диалогом между привратником Иерусалима и израильской армией, возвратившейся с победой (ст. 7-10). Для христианина - это гимн в честь Божественного Воителя, Иисуса Христа, Который восходит в Наисвятейшее Место - на небеса. Только Иисус достоин вознестись на небо (ст. 3,4), ибо Он - Бог "сильный в брани", перед Которым открываются врата славы (ст. 7-10).

1.2 Псалом открывается хвалебным гимном Господу, Творцу вселенной.

1 Господня земля. Господь создал и утвердил всю землю; земля принадлежит Ему. Апостол Павел приводит этот стих в доказательство того, что не существует пищи, даже принесенной в жертву языческим идолам, которую бы не могли вкушать христиане (1 Кор. 10,25.26).

2 Он основал ее на морях. Этот стих перекликается с историей сотворения мира, изложенной в Быт., гл. 1.

3 на гору Господню. Гора Сион, место пребывания Господа (см. ком. к Пс. 2,6; статью "Божие установление относительно богопоклонения").

9 войдет Царь славы! Предполагается, что Царь славы "уходил" на битву и сейчас возвращается с победой.

10 Господь сил. Это имя Господа соотносится с Его ролью Воителя - Повелителя сил небесных и земных.

Глава 24

• Пс. 24 Псалом, главным образом, выражает личную мольбу и упование (ст. 16-21), но в последнем его стихе содержится молитва за весь Израиль. Псалмопевец обращается к Господу с просьбой уберечь его от греха и охранить от врагов. В сравнении со многими другими псалмами-плачами (напр., Пс. 21) он исполнен спокойной и твердой уверенности в Божественном заступничестве, мудрости (ст. 4,5) и веры в незыблемость завета (ст. 10). Псалом представляет собой акростих (ср. Пс. 9).

1 возношу душу мою. Душа псалмопевца возносится к Богу в молитве.

3 да не постыдятся. Обратившись к Господу, псалмопевец проникается уверенностью в Божественном заступничестве за праведников, и тотчас его страхи отступают.

5 См. статью "Понимание Слова Божиего".

6 Вспомни щедроты Твои... и милости Твои. На милости и щедрости Господа зиждется завет, упование на который поддерживает псалмопевца в его несчастье.

Грехов юности моей. Давид сознается в чем-то таком, что не нашло отражения в библейских текстах, - если только он не имеет в виду события своей юности, описанные во Второй книге Царств.

9 направляет кротких. Ср. Мф. 5,3-10. Псалмопевец знает, что путь к истине лежит через кротость и смирение.

10 к хранящим завет Его. Священное Писание учит, что спасение даруется Господом исключительно по Его милости. Однако псалмопевец, следуя Втор., гл. 27; 28 и Книге Притчей Соломоновых, предостерегает от самонадеянной, мертвой веры.

12 боящийся Господа. Ср. Притч. 1,7 и Еккл. 12,13. Бояться Господа - значит испытывать священный трепет перед Ним. Страх Божий не имеет ничего общего с обычными нашими страхами.

13 наследует землю. Благословения и проклятия Втор., гл. 27; 28 говорят о том, что израильтяне будут владеть землей, дарованной им Господом, если сохранят верность завету (ср. ст. 10).

14 завет Свой Он открывает им. Иллюстрацией к этому стиху может служить история Авраама: всякий раз, когда Авраам сомневался в способности Господа исполнить обещания, данные Им ранее (Быт. 12,1-3), Господь являлся ему и возобновлял завет (Быт., гл. 15; 17).

18.19 призри на страдание мое... прости все грехи мои... Посмотри на врагов моих. Псалмопевец сознает, что его страдания являются результатом как собственных грехов, так и нападений извне.

Глава 25

• Пс. 25 Характер псалма трудно определить точно: это может быть молитва о допущении в святилище, или, возможно, псалом упования, поскольку Давид просит у Господа защиты от ложных обвинений.

1 я ходил в непорочности моей. Поскольку далее, в ст. 11, Давид говорит, что нуждается в милосердии Господа, то едва ли в этих словах следует видеть утверждение совершенной его непорочности. Тут, скорее, в несколько гиперболизированной форме выражено стремление Давида к непорочности. Он взывает к Божественному милосердию, прося прочесть в его сердце благие побуждения и деяния.

4 не сидел я. Ср. Пс. 1,1 и ком.

9 с грешниками. Псалмопевец хочет отделить себя от нечестивых, которых ждет немедленная Божия кара, если они войдут в алтарь (ст. 6-8). Давид просит Господа, чтобы его эта кара миновала.

12 Моя нога стоит на прямом пути. Эта метафора выражает твердую уверенность псалмопевца в правильности его хождения с Господом.

Глава 26

• Пс. 26 Псалом начинается с выражения спокойной уверенности в Божией защите (ст. 1-6) и оканчивается мольбой о ее продлении (ст. 7-12). Как и в Пс. 24, здесь звучит смиренное упование на то, что Господь не отвернется от псалмопевца.

1 Господь - свет. Бог - источник света, ясности и упорядоченности. Тьма - это зло и хаос. См. Наум 1,8, где поражение врагов описывается как постигающий их мрак; статью "Бог есть свет: святость и справедливость Бога".

2 чтобы пожрать плоть мою. Т.е. уничтожить физически. Контекст диктует именно такой перевод этого места, хотя возможны и другие; в нем, в частности, скрыто идиоматическое выражение со значением "оклеветать".

4 в доме Господнем. В храме.

5 вознес бы меня на скалу. Т.е. поставил на твердое основание, возвысил из уничижения.

6 жертвы славословия. Речь, должно быть, идет о прославлении Господа за победу, дарованную Им псалмопевцу.

8 Сердце мое. Т.е. самая суть его существа.

искать лица Твоего. То же, что "искать Бога".

9 Не скрой от меня лица Твоего. Псалмопевец понимает, что, как бы сильно он того ни желал, лицезреть Господа он сможет лишь тогда, когда Господь Сам захочет явиться ему. Бог приближает к Себе тех, кого любит.

12 свидетели лживые. Весьма вероятно, что именно направленное против Давида лжесвидетельство побудило его к созданию данного псалма.

13 увижу благость Господа на земле живых. Т.е. еще при жизни.

Глава 27

• Пс. 27 Псалом начинается с сетования, как плач: псалмопевец молит Господа помочь ему в несчастье. Враги теснят его, и он призывает проклятия на их головы. Как и большинство плачей, данный псалом оканчивается словами псалмопевца об уповании на милость Господа и хвалой Ему (см. ком. к Пс. 21).

1 твердыня моя! Псалмопевец знает, что Бог - его хранитель и источник силы (Втор. 32,4.18.31; Пс. 77,35).

не будь безмолвен для меня. Безмолвие Господа означает, что Он в наказание тому или иному человеку отвернулся от него.

2 к святому храму Твоему. Правильный перевод: "к Святому Святых", т.е. к месту, где хранился ковчег завета.

4 Воздай им. Призывая проклятия на головы своих врагов, псалмопевец молит Господа судить их по их неправедным делам (Введение: Характерные особенности и темы).

7 Господь - крепость моя и щит мой. Ср. ст. 1.

8 Господь - крепость народа Своего. Теперь псалмопевец молит Господа не только за себя, но и за весь народ Израилев.

9 паси их. См. ком. к Пс. 22,1.

Глава 28

• Пс. 28 Хвалебная песнь Господу - Царю вселенной.

1 сыны Божий. Очевидно, подразумеваются сыны Израилевы, поскольку призываются к поклонению Господу в святилище.

3 Глас Господень. Т.е. гром.

над водами... над водами многими. Т.е. над природой.

6 Ливан и Сирион. Два горных района. Незыблемые скалы сотрясаются от силы Господней (см. Пс. 45,3).

8 пустыню Кадес. Возможно, эти слова следует переводить как "святую пустыню".

10 над потопом. См. ст. 3. Тема победы и владычества Господа над хаосом вод часто встречается в псалмах и в книгах пророков (см. также Быт. 6,17).

Глава 29

• Пс. 29 Псалмопевец благодарит Господа за то, что Он услышал его молитву об избавлении от болезни. В гордыне своей (ст. 6,7) псалмопевец забыл Бога. Когда же жизни его стала угрожать смертельная опасность (ст. 8-10), он вновь обратился к Богу, ища спасения.

2 поднял меня. В древнееврейском тексте использован глагол, которым обычно описывается вытаскивание ведра из колодца. Этот глагол весьма уместен для создания образа спасения человека из шеола (ада, неизведанных подземных глубин), который в ВЗ часто представляется в виде сырой и грязной ямы.

5 святые Его. Слово "святые" соотносится с понятием заветной милосердной любви и определяет тех, кто связан с Господом узами завета.

8 Ты укрепил гору мою. Горы, в противоположность морю, символизируют твердость и незыблемость.

10 что пользы..? Согласно одному из толкований этого весьма трудного места, слова псалмопевца указывают на то, что он имел слабое представление о загробной жизни. И поэтому он испрашивает у Бога продления жизни, убеждая Его, что тем самым Он обретет в лице исцеленного еще одного прославляющего Его верующего. Согласно другому мнению, дело здесь не в представлении псалмопевца, быть может и не совсем верном, о загробной жизни, а в том, что в случае его смерти уменьшится число славящих Бога на земле.

Глава 30

• Пс. 30 В этом псалме Давид снова взывает к Господу с просьбой оградить его от ложных обвинений, выдвигаемых против него врагами (см. вводные замечания к Пс. 7). О каких именно обвинениях в адрес псалмопевца идет речь - не вполне ясно.

2 по правде Твоей. Псалмопевец взывает к Божией справедливости, поскольку его несчастья вызваны неправедностью его врагов. Божия справедливость предполагает, что все, кто связан с Ним узами завета, будут удостоены Его заступничества.

6 В Твою руку предаю дух мой. Веря, что Господь непременно спасет его, псалмопевец уже не боится своих врагов. Эти слова повторил на кресте Спаситель (Лк. 23,46), поскольку они в полной мере отвечают переживаниям гонимого на этой земле Христа (Пс. 21; 68).

7 суетных идолов. Псалмопевец считает языческих идолов не более чем плодом воображения их почитателей. Сам он верует только в Господа, "Бога истины" (ст. 6).

11 изнемогла от грехов моих сила моя. Вариант, предлагаемый Септуагинтой, - "от несчастий" - больше соответствует контексту данной фразы, ибо переживаемые Давидом несчастья в псалме объясняются не его грехами, а действием посторонних сил.

16 В Твоей руке дни мои. Псалмопевец знает, что история в целом и его жизнь в частности находятся во власти Господа; это знание утешает его в несчастье.

17 Яви светлое лице Твое. Ср. благословение священникам в Чис. 6,25. Лицезрение Бога - метафора Его милосердного присутствия, обещающего псалмопевцу спасение.

спаси меня милостью Твоею. Т.е. не по делам просящего, а исключительно по милосердию Самого Господа.

20 для боящихся Тебя. Т.е. для тех, кто, чтя завет, испытывает благоговейный страх перед Богом.

22 в укрепленном городе. Это - непростое для понимания место. Существует предположение, что его древнееврейский текст несколько искажен и что первоначально оно читалось как "в трудное время", что, несомненно, больше соответствует контексту. Однако не исключено, что псалмопевец вспоминает здесь о каком-то более раннем случае Божественного избавления.

24 праведные Его. По-древнееврейски здесь употреблено слово, восходящее к тому же корню, что и термин "заветная милосердная любовь".

Глава 31

• Пс. 31 Псалмопевец радуется тому, что его покаяние принято Господом и что он прощен. Прежде, до покаяния, он по Божией воле принимал страдание, теперь же Бог оберегает его от бед. Этот псалом, главным образом из-за ст. 5, традиционно причисляется к псалмам раскаяния (см. вводные замечания к Пс. 6). Однако в нем явственно проступает и мотив благодарения Господа за услышанную Им молитву, и вполне отчетливый язык библейских "книг мудрости" (ст. 1,2,8-10).

1 Блажен. См. ком. к Пс. 1,1.

2 не вменит греха. В древнееврейском тексте этого стиха для обозначения греха употребляется иное слово, нежели в ст. 1. Возможно, в переводе было бы вернее передать его словом "беззаконие" (ср. ст. 5), имеющим более узкое значение. Вообще же в первых двух стихах псалма дается три различных слова с общим значение "грех", дабы охватить всю сферу человеческой непокорности Богу. Апостол Павел приводит эти два стиха в Рим. 4,6-8, дабы показать безграничность милости Божией.

3 обветшали кости мои. Художественный прием, создающий образ слабости и физической немощи.

4 свежесть моя исчезла. Разрушающее действие греха.

5 Но я открыл Тебе грех мой. Псалмопевец вспоминает о своей исповеди и о последовавшем за ней прощении греха. Этот псалом свидетельствует о готовности и способности Господа прощать грешников.

6 праведник. См. ком. к Пс. 30,24.

разлитие многих вод. См. ком. к Пс. 17,5.17; 28,3.10; 68,2.3; 143,7.

8 Вразумлю тебя. Бог отвечает на молитву псалмопевца.

9 Не будьте как конь, как лошак несмысленный. Стиль речи, свойственный "книгам мудрости".

10 окружает милость. Т.е. милосердная любовь Бога.

Глава 32

• Пс. 32 Псалмопевец радостно восхваляет Бога, сотворившего этот мир (ст. 6-11) и руководящего ходом истории ради спасения Своего народа (ст. 16-19). Этот псалом мог служить образцом молитвы во время войны, ведя которую, народ Божий уповал на помощь Господа (ст. 20,21). Двадцать две поэтические строчки псалма (они же - стихи), по всей видимости, соответствуют числу букв еврейского алфавита.

3 новую песнь. Часто "новые песни" бывают приурочены к победоносной священной войне и вполне могут рассматриваться как победные гимны (ср. Пс. 95; 97; 143; 149; Ис. 42,10; Откр. 5,9; 14,3).

4 ибо слово Господне право и все дела Его верны. Слова Бога, обращенные к людям, несут отпечаток свойств Самого Бога: Бог не обманывает Свой народ, а ведет его путями правды.

6 сотворены небеса. Псалмопевец трактует сотворение мира, описанное в Быт., гл. 1, как свершившееся исключительно по слову Божиему.

все воинство их. По-древнееврейски слово, которому в русском переводе соответствует "воинство", означает "множество", "сонм". Таким образом, речь здесь может идти как об ангельском воинстве, так и о сонме небесных светил.

7 морские воды. Сотворение мира поэтически рисуется псалмопевцем как победа Бога над хаосом вод (см. ком. к Пс. 17,16).

8 Да боится Господа. Имеется в виду благоговение перед Господом.

10 Господь разрушает советы язычников. Речь идет о безбожных народах, идущих своим, а не Богом указанным путем. Ничто не находится за пределами Божиего ведения.

11 Совет же Господень стоит вовек. Ничто не может нарушить воли Божией. В Его ведении находится история мира.

12 племя, которое Он избрал в наследие Себе. Т.е. Израиль.

13 См. статью "Небеса".

18 око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его. Всевидящий и всемогущий Бог с любовью взирает на всех искренне верующих в Него.

Глава 33

• Пс. 33 Псалмопевец благодарит Господа за то, что Он внял его молитве. В тексте собственно псалма ничто не указывает на обстоятельства его создания, однако заглавие приписывает его Давиду, еще не воцарившемуся над Израилем (см. ком. к ст. 1,2). В самом псалме намеренно опущены все исторические подробности, что делает его применимым к самым различным ситуациям. Сильно звучащая дидактическая нота (ст. 12-15) позволяет сопоставить этот псалом с учительными местами Библии. В целом псалом представляет собой акростих, в котором, однако, наблюдаются два несоответствия. Строка "вав" (начинающаяся с шестой буквы еврейского алфавита) отсутствует, а строка "пэ" (семнадцатая буква) следует за строкой "тав" (двадцать второй и последней буквой алфавита).

1.2 Об историческом событии, упомянутом в заглавии, см. 1 Цар. 21,10-15. "Авимелех" здесь, по всей видимости, не имя собственное, а титул филистимского царя, который в Книге Царств зовется Анхусом.

3 Господом будет хвалиться душа моя. Если бахвальство само по себе есть крайнее проявление гордыни (Рим. 1,30), то хвалиться Господом может только глубоко благочестивый человек (Иер. 9,24; 2 Кор. 10,17).

6 Кто обращал взор к Нему, те просвещались. Бог есть свет.

7 Сей нищий. Т.е. сам псалмопевец, являющий собой живое свидетельство заступничества Господа в тяжкую минуту.

8 Ангел Господень часто выступает от имени Самого Господа.

9 Вкусите, и увидите, как благ Господь! Псалмопевец сообщает здесь о своем личном опыте познания благости Бога. Апостол Петр вспоминает этот стих, говоря о том, что через Христа мы вкусили, что Господь благ (1 Пет. 2,3).

11 Скимны. Львы.

12 Придите, дети. Это могут быть как дети по возрасту, так и приходящие послушать поучения псалмопевца - дети духовные.

16 Очи Господни обращены на праведников. Т.е. на тех, кто хранит верность завету с Богом и соблюдает данный Им закон.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.212.99 (0.158 с.)