Укажите, в каких задачах произведено деление понятий, а в каких – расчленение целого на части. Проверьте правильность деления; в неправильных укажите, какие правила нарушены. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Укажите, в каких задачах произведено деление понятий, а в каких – расчленение целого на части. Проверьте правильность деления; в неправильных укажите, какие правила нарушены.



ü Европа делится на Западную и Восточную Европу.

ü Философов делят на материалистов и идеалистов.

ü В зависимости от того, какой канал обработки информации оказывается определяющим, всех людей можно условно разделить на визуалов, аудиалов, кинестетиков и дигиталов.

ü Палеозойская эра истории Земли делится на кембрий, силур и девон.

ü К семейству кошачьих роду пантеры относятся львы, тигры, ягуары и леопарды.

ü Стандартный чайный сервиз включает в себя чашки, блюдца, чайник, сахарницу.

ü Министры бывают «с портфелем» (возглавляющие министерство), «без портфеля», государственные и младшие (секретари).

ü Учёная степень может быть докторской или кандидатской.

ü Погода бывает лётной, нелётной и улётной.

Тема 3. Суждение. Простое суждение и его виды.

Сложное суждение и его виды

Выявите суждения (укажите субъект и предикат), определите вид.

ü Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора!

ü Иван Иванович и Иван Никифорович были добрыми соседями.

ü Бывают дети, которые учатся прилежно.

ü Все вечера он проводил дома.

ü Не было вечера, который он не провёл бы дома.

ü Этот город не больше посёлка.

ü Уральские горы отделяют Европу от Азии.

2. Определите вид, проанализируйте структуру и сделайте символическую запись суждений.

ü Свой дурак дороже чужого умника

ü Это суждение является простым или сложным.

ü Некоторые современники динозавров не вымерли до сих пор.

ü Никто не может быть свободным от общества, в котором живёт.

ü Великобритания является конституционной монархией.

ü Сейчас уже нет Дон-Кихотов.

Запишите логическую формулу сложных суждений и определите вид.

ü Он не был ни прилежным, ни способным.

ü То и полезно, что в рот полезло.

ü Пойдёшь, налево – коня потеряешь, пойдёшь направо – женатым будешь.

ü Крепко связаны ей локти – попадётся зверю в когти, меньше будет ей терпеть, легче.

ü Идёт дождь, но нельзя сказать, что жарко.

ü Каждый, кому известны картины Рембрандта, восхищается их красотой.

4. Определите, в каких отношениях находятся сложные суждения в следующих парах:

ü Студент не допускается к сдаче экзаменов, если он не сдал зачёты – Если сдуент сдал зачёты, то он допускается к сдаче экзаменов.

ü Научная проблема либо решается, либо объявляется неразрешимой – Неверно, что если научная проблема не решается, то она объявляется неразрешимой.

ü Число может не делиться на 9, но при этом делится на 3 – Неверно, что если число не делится на 3, то оно делится на 9.

ü Неверно, что летом не было дождей или не было холодно – Если летом не было холодно, то были дожди.

5. Установите вид модальности следующих высказываний:

ü Возможно, что снежный человек существует.

ü Автор обязан знать элементы подготовки рукописи к набору.

ü Плохо, если он не принял замечания во внимание.

ü Преступник должен быть наказан.

ü Он знает, кто открыл на Венере атмосферу.

ü Ты, действительно, оказался прав.

Тема 4. Логическая структура вопроса и его виды. Ответ. Виды ответа.

1.Осуществите анализ следующих вопросов:

ü Кто зажигает звёзды?

ü Как ограничивается понятие «ТГУ»?

ü Если тебя мучит жажда, какое тебе дело до формы кушина?

ü Что важнее: начинать или завершать?

ü Чем наказуемо двоежёнство?

ü Это уже коммунизм или будет ещё хуже?

Охарактеризуйте вопросно-ответные ситуации.

ü - О чём ты мечтаешь, Петя?

- Я мечтаю о том, чтобы зарабатывать 10 тысяч долларов в месяц, как мой отец.

- Твой отец зарабатывает 10 тысяч долларов в месяц?

- Нет, он об этом мечтает.

ü - Сколько вам лет?

- Столько же, сколько и зим.

3. Изменяя логическое ударение, сформулируйте три разных требования вопроса: «Ты сдал экзамен на 4 или на 5?» и проанализируйте, как при этом изменяется искомое и логическая посылка вопроса.

Модуль 2.

Тема 5. Понятие об умозаключении. Дедуктивные умозаключения. Непосредственные умозаключения. Простой категорический силлогизм.

Сделайте вывод путём превращения.

ü Ни одна захватническая война не является справедливой.

ü Никто не обнимет необъятное.

ü Криминалистика – юридическая наука.

ü Все дороги ведут в Рим.

Сделайте вывод (если это возможно) путём обращения.

ü Все граждане РФ имеют право на образование.

ü Некоторые студенты не смогли сдать зачёт.

ü Многие страны Африки завоевали политическую независимость.

ü Кит – не рыба.

Сделайте вывод (если это возможно) путём противопоставления предикату.

ü Некоторые птицы перелётные.

ü Все врачи давали клятву Гиппократа.

ü Некоторые рефлексы животных не являются безусловными.

ü Ни одна захватническая война не является праведливой.

4. Проанализируйте умозаключение, укажите (если есть) ошибку.

ü Ни одно млекопитающее не дышит жабрами, акула же дышит жабрами, значит, акула не является млекопитающим.

ü Все планеты есть небесные тела. Ни одна планета не является самосветящимся телом. Следовательно…

ü Ярко-красные цветы не имеют запаха. Этот цветок не имеет запаха. Значит…

ü Все слова служат для выражения мысли. Все жесты служат для выражения мысли. Следовательно…

Какие из указанных модусов являются правильными для второй фигуры? Для неправильных установите, каким правилам не соответствуют

ü AAA, EIO, IAO, IEA, EIO, AII, OAI.

Тема 6. Дедуктивные умозаключения (выводы из сложных суждений)

Сформулируйте пропущенную часть умозаключения, проверьте правильность вывода.

ü Этот человек- разведчик, так как он наблюдателен.

ü Сократ смертен, потому что он человек.

ü Я мыслю, следовательно, существую.

ü Все люди стремятся к счастью, следовательно он человек.

ü Она молода, потому и не опытна.

2.Определите вид умозаключения:

ü Все пчёлы – насекомые

Все насекомые – животные

Все животные размножаются

Все пчёлы размножаются.

ü 2 –простое число

Все простые числа – натуральные

Все натуральные числа – действительные

2 – действительнео число.

3. Сделайте вывод там, где это возможно:

ü Если будет хорошая погода, самолёт вылетит вовремя

Хорошая погода

ü Сегодня жарком или идёт дождь

Сегодня не жарко

ü Если будет дождь, я не пойду на занятия

Я не пошёл на занятия.

4. Сделайте вывод и установите логическую форму следующих умозаключений:

ü Если преступники являются душевнобольными, их следует изолировать от общества

Если преступники являются душевноздоровыми, то их следует наказать

Преступники являются или душевнобольными или здоровыми.

ü Если бы он был умён, он бы увидел свою ошибку

Если бы он был искренен, он бы признался в ней.

Но или не видит своей ошибки, или не признаётся в ней.

ü Если человек скуп, он копит деньги

Если человек бережлив, он тратит умеренно

Этот человек не копит денег и не тратит умеренно.

Тема 7. Индуктивные умозаключения и их виды

1. Определите вид индукции:

ü Все моржи – водные млекопитающие

Все ушастые тюлени – водные млекопитающие

Все настоящие тюлени – водные млекопитающие

Моржи, ушастые тюлени и настоящие тюлени составляют семейство ластоногих

Все ластоногие – водные млекопитающие.

ü Полиция обходит дом за домом в надежде установить личность потерпевшего.

2. С помощью какого вида индукции могли быть получены выводы:

ü Курение вредно для здоровья

ü Все слоны смертны

ü Всем растениям для фотосинтеза нужен солнечный свет

ü Всем организмам необходимы витамины.

3. Сделайте вывод и назовите метод, которым вы воспользовались:

ü Малярией заболели три человека. Первый заболел в начале лета в тайге на Урале после укуса малярийного комара, второй заболел весной в лесу Восточной Сибири после укуса малярийного комара. Третий заболел осенью в берёзовом лесу Алтая после укуса малярийного комара. Следовательно…

ü В аэропорту при прохождении пассажира через металлоискатель прозвенел звонок. Пассажир выложил ключи – звонок прозвенел. Пассажи выложил телефон - звонок прозвенел. Пассажир выложил металлические деньги – звонок не прозвенел. Следовательно…



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 742; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.83.81.42 (0.034 с.)