Компетенции выпускника ооп бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ооп впо. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Компетенции выпускника ооп бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ооп впо.



Пояснительная записка

 

Цели изучения дисциплины:

1) дать студентам необходимый объем знаний по основным темам курса: знаний о формах абстрактного мышления, формально-логических законах, вопросно-ответном комплексе, основах теории аргументации;

2) развить логическое мышление и логическую культуру студентов.

Задачи курса:

1) научить студентов устанавливать отношения между понятиями, строить определения и классификации понятий и находить ошибки в определениях и классификациях;

2) выработать навыки системного анализа суждений;

3) сформировать у студентов умение практической работы с логическими формами и структурами путем разбора логических задач, коллизий и способов их разрешения;

4) научить строить и анализировать силлогизмы;

5) показать роль аргументации, доказательства и опровержения, правила и ошибки, различные уловки, применяемые в ходе различных форм диалога;

6) акцентировать внимание студентов на тех разделах логики, которые связаны с профилем их будущей профессии.

 

1.1. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата:

Дисциплина относится к Б. 3. Профессиональный цикл. Базовая (общепрофессиональная) часть

Структура межпредметных связей: Дисциплине предшествуют следующие дисциплины, освоение которых необходимо для ее изучения: Математика, Психология, Философия: Студент должен уметь грамотно излагать свои мысли.

Знание дисциплины может быть использовано в следующих предметах: Социальная психология, Деловые коммуникации, Связи с общественностью в органах власти, Основы делопроизводства.

Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО.

В результате освоения ООП бакалавриата выпускник должен обладать следующими компетенциями:

1) знанием и пониманием законов развития природы, общества и мышления и умением оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК-2);

2) владением культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-5);

3) умением логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

4) способностью осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, электронные коммуникации (ОК-19).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

ü Знать:

1) сущность предмета логики;

2) структуру, содержание и функции логики;

3) содержание основных логических законов;

4) основы теории понятия, суждения и умозаключения;

5) основы теории аргументации;

ü Уметь:

1) анализировать основные формы мышления;

2) использовать логические приемы и методы в профессиональной деятельности:

ü Владеть:

1) навыками определения логических ошибок и уловок, используемых в аргументации;

2) навыками устранения ошибок и нейтрализации уловок, использованных в аргументации;

3) навыками критической оценки аргументации (своей и оппонента), а также оценки своих поступков и поступков оппонентов и публики в процессе спора;

Структура и трудоемкость дисциплины

Семестр 5. Форма промежуточной аттестации – контрольная работа, зачёт. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часа.

 

Тематический план.

Таблица 1.

Тематический план

    Тема   недели семестра Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час. Итого часов по теме Из них интерак-тивных в часах Итого количество баллов
Лекции Семинарские (практические) занятия Самостоятельная работа
                 
Модуль 1.
1. Предмет и значение формальной логики. Логика и язык. Законы логики. 1-2         2,5 0-10
2. Понятие как форма мышления. Виды понятий. Операции над понятиями 3-4         2,5 0-10
3. Суждение. Простое суждение и его виды. Сложное суждение и его виды. 5-6         - 0-10
4. Логическая структура вопроса и его виды. Ответ. Виды ответа. 7-8         2,5 0-10
  Всего: 1-8         7,5 0-40
Модуль 2.
5. Понятие об умозаключении. Дедуктивные умозаключения. Непосредственные умозаключения. Простой категорический силлогизм 9-10         2,5 0-10
6. Дедуктивные умозаключения (выводы из сложных суждений) 11-12         - 0-10
7. Индуктивные умозаключения и их виды             0-13
8. Умозаключения по аналогии             0-13
9. Логические основы теории аргументации. Доказательство             0-14
  Всего 9-18         9,5 0-60
  Итого (часов, баллов): 1-18           0 – 100
  Из них интерактивных:              

Таблица 2.

Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля

№ темы   Устный опрос Письменные работы Итого количество баллов
доклад Ответ на семинаре Участие в дебатах Терминологи-ческий опрос Дискуссия контрольная работа Выполнение практического задания тест Решение задачи
  Модуль 1
1. 0-3 0-2 - 0-1 0-2 - 0-2 - - 0-10
2. - 0-2 - 0-1 0-2 - 0-2 0-1 0-2 0-10
3. - 0-2 - - - 0-3 0-2 0-1 0-2 0-10
4. 0-3 0-2 - - 0-2 - 0-2 0-1 - 0-10
Всего: 0-6 0-8 - 0-2 0-6 0-3 0-8 0-3 0-4 0-40
Модуль 2.
5. - 0-2 - 0-1 0-2 - 0-2 0-1 0-2 0-10
6. - 0-2 - 0-1 - 0-3 0-2 - 0-2 0-10
7. 0-3 0-2 0-3 - 0-2 - 0-2 0-1 - 0-13
8. 0-3 0-2 0-3 0-1 - - 0-2 - 0-2 0-13
9. 0-3 0-2 0-3 - 0-2 - 0-2 - 0-2 0-14
Всего: 0-9 0-10 0-9 0-1 0-6 0-3 0-10 0-2 0-8 0-40
Итого 0-15 0-18 0-9 0-5 0-12 0-6 0-18 0-5 0-12 0 – 100
                         

Таблица 3.

Планирование самостоятельной работы студентов

Модули и темы Виды СРС Неделя семестра Объем часов Кол-во баллов
обязательные Дополни-тельные
Модуль 1.
1.1 Предмет и значение формальной логики. Логика и язык. Законы логики. подготовка к устному ответу, терминологическому опросу, выполнению практического задания, дискуссии, написание доклада. 1-2     0-2 0-1   0-2 0-2 0-3
1.2 Понятие как форма мышления. Виды понятий. Операции над понятиями подготовка к устному ответу, выполнению практического задания, дискуссии, выполнению тестовых заданий, терминологическому опросу, решение задачи 3-4       0-2 0-2   0-2 0-1   0-1 0-2
1.3 Суждение. Простое суждение и его виды. Сложное суждение и его виды. подготовка к устному ответу, выполнению практического задания, выполнению контрольной работы, решение тестовых заданий, решение задачи. 5-6       0-2 0-2   0-3   0-1 0-2
1.4 Логическая структура вопроса и его виды. Ответ. Виды ответа. подготовка к устному ответу, решению тестовых заданий, выполнению практического задания, дискуссии, написание доклада.   7-8   0-2 0-1   0-2 0-2 0-3
Всего по модулю   0-40
Модуль 2.
2.1 Понятие об умозаключении. Дедуктивные умозаключения. Непосредственные умозаключения. Простой категорический силлогизм подготовка к устному ответу, выполнению практического задания, дискуссии, выполнению тестовых заданий, терминологическому опросу, решение задачи   9-10     0-2 0-2   0-2 0-1   0-1 0-2
2.2 Дедуктивные умозаключения (выводы из сложных суждений) подготовка к устному ответу, выполнению практического задания, выполнению контрольной работы, терминологическому опросу, решение задачи.   11-12     0-2 0-2   0-3   0-1 0-2
2.3 Индуктивные умозаключения и их виды подготовка к устному ответу, выполнению практического задания, участию в дебатах, докладу, дискуссии, выполнению тестовых заданий   13-14   0-2 0-2   0-3 0-3 0-2 0-1
2.4 Умозаключения по аналогии подготовка к устному ответу, выполнению практического задания, участию в дебатах, докладу, терминологическому опросу, решение задачи.   15-16   0-2 0-2   0-3 0-3 0-1 0-2
2.5 Логические основы теории аргументации. Доказательство подготовка к устному ответу, выполнению практического задания, участию в дебатах, докладу, дискуссии, решение задачи   17-18   0-2 0-2   0-3 0-3 0-2 0-2
Всего по модулю 2:   0-60
ИТОГО:   0-100
               

2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
                 
Социальная психология   + + + + + + +  
Деловые коммуникации +       + + + + +
Связи с общественностью в органах власти +   +           +
Основы делопроизводства + +   + + +      

3. Содержание дисциплины

Модуль 1.

Тема 1. Предмет и значение формальной логики. Логика и язык. Законы логики.

Основные этапы становления логики как науки. Мышление как объект изучения логики. Логика как наука о законах и формах правильного мышления. Понятие логической формы и логического закона. Истинность мысли и формальная правильность рассуждений. Логика и язык. Естественные и искусственные языки. Знак и его значение. Дескриптивные и логические термины.

Основные черты правильного мышления: определенность, последовательность, непротиворечивость, доказательность. Логический закон тождества и его требования. Логический закон непротиворечия и его требования. Логический закон исключенного третьего. Логический закон достаточного основания. Последствия нарушений требований логических законов для политической и управленческой деятельности.

Тема 4. Логическая структура вопроса и его виды. Ответ. Виды ответа

Вопрос, его структура. Виды вопросов: уточняющие, восполняющие, корректные, некорректные и др. Ответ и его виды. Правила и ошибки, связанные с вопросами и ответами на них.

Модуль 2.

Планы семинарских занятий

Модуль 1.

Модуль 2.

Модуль 1.

Модуль 2.

Модуль 1.

Сложное суждение и его виды

Модуль 2.

Модуль 1.

ü Говорят, что два отца и два сына нашли на дороге, ведущей в Бомбей, три рупии (серебряные монеты) и быстро поделили их между собой, причем каждому досталось по монете. Как им удалось справиться с задачей?

ü Среди 101 одинаковых по виду монет одна фальшивая, отличающаяся по весу. Как с помощью чашечных весов без гирь за два взвешивания определить, легче или тяжелее фальшивая монета? Находить фальшивую монету не требуется.

ü “Крестьянину нужно перевезти через реку волка, козу и капусту. Но лодка такова, что в ней может поместиться только крестьянин, а с ним или один волк, или одна коза, или одна капуста. Но если оставить волка с козой, то волк съест козу, а если оставить козу с капустой, то коза съест капусту. Как перевез свой груз крестьянин?”

Модуль 2.

ü Продавец продает шапку. Стоит 10 р. Подходит покупатель, меряет и согласен взять, но у него есть только 25 р. Продавец отсылает мальчика с этими 25 р. к соседке разменять. Мальчик прибегает и отдает 10+10+5. Продавец отдает шапку и сдачу в 15 руб. Через какое то время приходит соседка и и говорит, что 25 р. фальшивые, требует отдать ей деньги. Ну что делать. Продавец лезет в кассу и возвращает ей деньги. ВОПРОС: на сколько обманули продавца?

ü Маша взяла у Светы 100 рублей. Пошла в магазин и потеряла их. Встретила Таню. Взяла у неё 50 рублей. Купила 2 шоколадки по 10. У неё осталось 30 рублей. Маша их отдала Свете. И осталась должна 70. И Тане50. Итого 120. Плюс у Маши 2 шоколадки. Итого 140! Где 10 рублей.

ü Начальником в одной британской тюрьме был Лорд, про которого было известно, что он всегда говорит только правду. И был в этой тюрьме заключенный которому был вынесен смертный приговор. Казни в тюрьме проводились в 4 часа дня (16-00) но только в будние дни, по субботам и воскресеньям казней не было. И вот в субботу Лорд зашел в камеру к заключенному и объявил: "На следующей неделе тебя казнят! Но ты узнаешь о дне своей казни только в тот самый день, когда будет казнь и ни днем раньше. Утром к тебе придут и скажут, что сегодня тебя казнят..." и после этого Лорд ушел. Заключенный, будучи логиком, стал рассуждать: Предположим, что казнь назначена на пятницу. Но тогда в четверг вечером я уже точно буду знать об этом, ведь по выходным казни нет, а казнить меня должны обязательно на след. неделе, ведь Лорд всегда говорит правду. Но раз Лорд говорит всегда правду, а я узнаю о дне казни вечером предыдущего дня, то в пятницу казни быть не может, иначе бы Лорд обманул меня на счет того, что я узнаю о дне казни лишь утром. Ну тогда предположим, что день казни будет в четверг, но тогда я буду знать об этом вечером в среду, и повторяя предыдущие рассуждения, приходим к выводу что и в четверг казни тоже быть не может... Так, проводя эту цепь рассуждений для всех дней недели, заключенный пришел к выводу что казнь не может состояться на след. неделе и спокойно лег спать. Однако, в среду утром к нему пришли и сказали, что сегодня его казнят. Заключенный был в полном недоумении, однако все условия, о которых говорил Лорд на самом деле были выполнены... В чем же ошибся заключенный в своих рассуждениях?

ü У Змея Горыныча 3 головы и три хвоста. Можно срубить 1 или 2 голову, или же 1 или 2 хвоста. Если срублена 1 голова – вырастает 1 голова, 1 хвост – 2 хвоста, 2 хвоста – 1 голова, только если 2 головы – ничего не вырастает. Мечом-кладенцом максимально можно ударить 9 раз. Можно ли убить змея?

ü Есть 5 домов, каждый разного цвета. В каждом доме живёт один человек, отличающийся от соседнего по национальности: немец, англичанин, швед, датчанин и норвежец. Каждый пьёт только один определённый напиток, курит определённую марку сигарет и держит определённое животное. Никто из пяти человек не пьёт одинаковые с другими напитки, не курит одинаковые сигареты и не держит одинаковое животное. Кроме того:

1. Норвежец живёт в первом доме.

2. Англичанин живёт в красном доме.

3. Зелёный дом находится слева от белого, рядом с ним.

4. Датчанин пьет чай.

5. Тот, кто курит Marlboro, живёт рядом с тем, кто выращивает кошек.

6. Тот, кто живёт в жёлтом доме, курит Dunhill.

7. Немец курит Rothmans.

8. Тот, кто живёт в центре, пьет молоко.

9. Сосед того, кто курит Marlboro, пьет воду.

10. Тот, кто курит Pall Mall, выращивает птиц.

11. Швед выращивает собак.

12. Норвежец живёт рядом с синим домом.

13. Тот, кто выращивает лошадей, живёт в синем доме.

14. Тот, кто курит Winfield, пьет пиво.

15. В зелёном доме пьют кофе.

Вопрос: Кто разводит рыбок?

4. Примерные темы для докладов:

Модуль 1.

1. Мышление как объект изучения логики

2. Предмет и значение логики

3. Основные этапы развития логики

4. Логика и язык

5. Логика и интуиция

6. Логический закон тождества

7. Логический закон непротиворечия

8. Логический закон исключенного третьего

9. Логический закон достаточного основания

10. Ловушки языка

11. Понятие как форма мышления

12. Понятие и слово

13. Определение понятий

14. Деление понятий

15. Суждение

16. Вопрос как форма мышлении

Модуль 2.

17. Умозаключение по аналогии

18. От гипотезы к теории

19. Энтимема

20. Эпихейрема

21. Дилемма

22. Полисиллогизм

23. Сорит

24. Логика и риторика

25. Аргументация

26. Псевдоаргументация

27. Девиантные формы аргументации

28. Доказательство

29. Опровержение

30. Женская логика

31. Детская логика

32. Многоликая ложь

33. Логический парадокс

34. Нарушение хода логического мышления у психически больных

35. Логические и фактические ошибки в художественном тексте

36. Способствует ли изучение логики развитию мышления?

37. Логика оценок

38. Логика принятия решений

39. Софизмы и паралогизмы

40. Логичное и алогичное

5. Понятия для терминологического опроса (к ответу на семинаре)

Модуль 1.

Логический закон. Логическая форма. Логика Аристотеля. Логика Ф. Бэкона. Классическая логика. Неклассическая логика. Язык. Естественный язык. Искусственный язык. Дескриптивные термины. Логические термины. Логичное. Алогичное. Абсурд. Софизм. Паралогизм. Противоречие. Основание. Форма мышления.Понятие. Содержание понятия. Объём понятия. Общее понятие. Единичное понятие. Нулевое понятие. Конкретное понятие. Абстрактное понятие. Положительное понятие. Отрицательное понятие. Сравнимые понятия. Совместимые понятия. Несовместимые понятия. Равнозначные понятия. Подчиненные понятия. Родовые понятия. Видовые понятия. Пересекающиеся понятия. Соподчиненные понятия. Противоречивые понятия. Противоположные понятия. Обобщение. Ограничение. Определение. Номинальное определение. Реальное определение. Явное определение. Неявное определение. Генетическое определение. Контекстуальное определение. Остенсивное определение. Сравнение. Описание. Характеристика. Деление. Основание деления. Дихотомия. Классификация. Суждение. Субъект суждения. Предикат суждения. Связка. Квантор. Качество суждения. Количество суждения. Общее суждение. Единичное суждение. Частное суждение. Утвердительное суждение. Отрицательное суждение. Атрибутивное суждение. Релятивное суждение. Экзистенциальные суждения. Противоположные суждения. Противоречивые суждения. Подчиненные суждения. Субпротивоположные суждения. Эквивалентные суждения.Распределенность терминов. Логический квадрат. Логическая связка. Конъюнкция. Дизъюнкция. Импликация. Антецедент. Консеквент. Эквиваленция. Модальность.. Модальный оператор. Алетическая модальность. Эпистемическая модальность. Деонтическая модальность. Аксиологическая модальность.

Вопрос. Предпосылка вопроса (базис). Оператор вопроса. Уточняющий вопрос (ли – вопрос). Восполняющий вопрос. Альтернативный вопрос. Корректный вопрос. Некорректный вопрос. Бессмысленный вопрос. Провокационный вопрос. Неопределенный вопрос. Тавтологичный вопрос. Безотносительный вопрос. Ответ. Область поиска ответа. Полный ответ. Избыточный ответ. Неполный ответ. Прямой ответ. Косвенный ответ. Правильный ответ. Неправильный ответ. Позитивный ответ. Негативный ответ. Нерелевантный ответ. Нормы постановки вопроса.

Модуль 2.

Посылка. Заключение. Логическое следование. Силлогистическое умозаключение. Несиллогистическое (правдоподобное) умозаключение. Непосредственное умозаключение. Опосредствованное умозаключение. Дедуктивное умозаключение. Простое умозаключение. Сложное умозаключение. Сокращенное умозаключение. Превращение. Обращение. Противопоставление. Простой категорический силлогизм. Фигура силлогизма. Модус силлогизма. Энтимема. Полисиллогизм. Сорит. Эпихейрема. Условно-категорический силлогизм. Чисто условный силлогизм. Разделительно-категорический силлогизм. Чисто разделительный силлогизм. Условно-разделительный (лемматический) силлогизм. Конструктивная дилемма. Деструктивная дилемма. Полная индукция. Неполная индукция. Популярная индукция. Научная индукция. Метод единственного сходства. Метод единственного различия. Соединенный метод сходства и различия. Метод сопутствующих изменений. Метод остатков. Релятивное умозаключение. Умозаключение тождества. Аналогия. Аналогия свойств. Аналогия отношений. Строгая аналогия. Нестрогая аналогия Аргументация. Тезис. Аргумент. Демонстрация. Доказательство. Прямое доказательство. Косвенное доказательство. Доказательство от противного. Разделительное доказательство. Опровержение. Критика тезиса. Критика аргумента. Критика демонстрации. Эристика. Эрист. Стратегия эриста. Тактика эриста. Софистика. Спор. Дискуссия. Диспут. Полемика. Пропонент. Оппонент. Позволительная уловка. Непозволительная уловка.

 

6. Тестовые задания:

Модуль 1.

Что означает слово “logos”?

А) Человеческое слово вообще. Б) Всеобщий закон, основа мира.

В) Закон, мысль, слово, смысл. Г) Беседа, суждение.

 

Что такое мышление?

А)Это целенаправленное, опосредованное и обобщенное воспроизведение связей и отношений предмета.

Б) Это целостное воспроизведение предмета, непосредственно

воздействующего на органы чувств.

В) Это чувственный образ ранее воспринятого предмета.

Г) Это субъективный образ объективного мира.

Мышления?

А) Закон тождества. Б) Закон непротиворечия.

В) Закон исключенного третьего. Г) Закон достаточного основания.

Неправильно?

А) Город Тюмень - это единичное, конкретное и положительное понятие.

Б) Студент - это общее, конкретное и положительное понятие.

В) Сервиз - это общее, конкретное и положительное понятие.

Г) Не подготовившаяся к занятиям студенческая группа - это единичное, абстрактное и отрицательное понятие.

5. В каком отношении находятся понятия “студент” и “наркоман”?

А) Тождественны. Б) Пересекаются.

В) Подчинены. Г) Соподчинены.

Модуль 2.

Модуль 1.

1. Закон достаточного основания

2. Софизмы и софистика

Модуль 2.

1. Логические уловки: позволительные и непозволительные

2. Вопрос как логическая уловка.

3. Критерий истины и критерий обоснованности

 

8. Примерные темы к проведению дебатов

  1. Граждане имеют право на ношение огнестрельного оружия
  2. Необходимо вновь ввести сухой закон
  3. Высшей школе нужен дресс-код
  4. Интернет должен стать бесплатным.
  5. Введение детского комендантского часа бессмысленно и неэффективно

6. Философию необходимо признать наукой, наряду с психологией, социологией, лингвистикой.

7. Соблюдение свадебных традиций – важный элемент современного бракосочетания.

8. Государь для блага не должен гнушаться ни лжи, ни коварства, ни предательства (Н. Макиавелли).

9. Культура – это результат человеческого несчастья. Чем культурнее человек – тем он несчастнее.

10. Смысл жизни не должен находится в пределах самой жизни.

 

9. Вопросы и задания для контрольных работ

Модуль 1.

1. Дайте полную логическую характеристику понятий: дом, Санта-Клаус, глупец.

2. Изобразите с помощью кругов Эйлера отношения между понятиями: Дочь, мать, бабушка, тёща, сестра.

3. Приведите пример соотносительных понятий.

4. Сделайте многоступенчатое (3) деление понятия «игрушка» (книга, наследство).

5. Приведите определение, описание и характеристику понятия девушка (имущество, картина).

Модуль 2.

1. Приведите формулы распределённости терминов суждений.

2. Сделайте вывод путём превращения, обращения, противопоставления предикату:

ü Некоторые птицы умеют говорить.

ü Собака – друг человека

3. Проверьте правильность простого категорического силлогизма, сделайте вывод:

ü Все люди двуноги

Буратино не человек

Следовательно…

ü Некоторые люди - буддисты

Многие люди – вегетарианцы

Следовательно…

4. На основе пословицы сформулируйте дилемму, определите её вид:

ü Без труда не вытащишь и рыбку из пруда

ü Любишь кататься – люби и саночки возить

ü Баба с возу – кобыле легче

ü Скоро пойдёшь – беду нагонишь, тихо пойдёшь – беда нагонит

 

Вопросы к зачёту

1. Предмет и значение формальной логики

2. История формальной логики

3.Логический закон тождества

4.Логический закон непротиворечия

5.Логический закон исключенного третьего

6.Логический закон достаточного основания

7.Понятие, его сущность. Объем и содержание понятий

8.Виды понятий

9.Отношения между понятиями

10. Обобщение и ограничение понятий

11. Определения понятий. Ошибки в определениях

12. Деление понятий. Ошибки в логическом делении

13. Дихотомическое деление. Классификация, ее значение

14. Суждение, его структура.

15. Деление суждений по качеству и количеству. Выделяющие

суждения

16. Суждения сложные (конъюнкция, дизъюнкция, импликация,

эквиваленция). Таблицы истинности сложных суждений

17. Модальность суждений

18. Распределенность терминов в простом категорическом

суждении

19. Суждения существования (экзистенциальные), отношения

(релятивные), атрибутивные

20. Логический квадрат

21. Вопрос. Виды вопросов. Ошибки и уловки в вопросно-

ответном искусстве

22. Умозаключение, его структура. Виды умозаключений

23. Непосредственные умозаключения

24. Дедукция. Простой категорический силлогизм, его состав и

аксиома

25. Правила категорического силлогизма. Ошибки в

категорических силлогизмах

26. Понятие о фигурах и модусах простого категорического

силлогизма

27. Условно-категорическое умозаключение, его модусы и

правила. Ошибки в условно-категорических заключениях

28. Разделительно-категорическое умозаключение, его модусы

и правила. Возможные ошибки

29. Чисто условное умозаключение. Лемматические

умозаключения, их сущность. Простая и сложная

конструктивная дилемма

30. Энтимема, эпихейрема, полисиллогизм, сорит

31. Индукция, ее сущность. Полная индукция

32. Индукция через простое перечисление. Ошибка популярной

индукции

33. Научная индукция, общая характеристика

34. Метод сходства

35. Метод различия

36. Соединенный метод сходства и различия

37. Метод сопутствующих изменений

38. Метод остатков

39. Традукция, ее сущность. Умозаключения тождества,

равенства и других отношений

40. Аналогия, виды аналогии

41. Гипотеза и теория

42. Доказательство, его состав. Прямые и косвенные

доказательства

43. Правила тезиса в доказательстве. Ошибки в отношении

тезиса

44. Правила аргументов в доказательстве. Ошибки

относительно аргументов

45. Правила демонстрации в доказательстве. Ошибки

относительно демонстрации

46. Опровержение, его сущность

47. Опровержение тезиса, приемы опровержения

48. Критика аргументов в процессе опровержения

49. Критика демонстрации в процессе опровержения

50. Искусство спора. Виды спора. Лояльные и нелояльные

приемы спора

 

Образовательные технологии

Для реализации различных видов учебной работы используются как традиционные образовательные технологии (проведение лекций, семинарских занятий с опросом, практические задания, тестирование, контрольные работы, доклады и терминологические опросы), так и интерактивные формы (деловые игры в виде дебатов и дискуссий). Дебаты могут проходить в формате "Карла Поппера" (6 чел.) или неполитических дебатов при активном участии 4 человек (парламентские дебаты). Проведение дебатов предполагает деление на две команды (по 2 – 3 чел.), предварительную разработку кейса по указанной теме. В ходе дебатов остальные участники могут задавать вопросы участникам в соответствии с регламентом. Дискуссия подразумевает формирование фронтального обсуждения основных идей, содержащихся в том или ином текст или социальной проблемы.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

7.1. Основная литература:

1. Гетманова А.Д. Логика. – М.: Омега-Л, 2007.

7.2. Дополнительная литература:

1.Берков В.Ф., Яскевич Я.С., Павлюкевич В.И. Логика: Учебник для вузов. – Мн.: ТетраСистемс, 2006.

2.Блажевич Н.В., Селиванов Ф.А. Лекции по эристике. Тюмень: Тюменский юридический институт МВД РФ, 2002.

3.Блажевич Н.В. Мониторинг по логике: Учебное пособие. – Тюмень: ТФАПУ, 2003.

4.Блажевич Н.В.: Логика: Учебно-методическое пособие. – Тюмень: Тюменский юридический институт МВД РФ, 2006.

5.Блажевич Н.В. Эристика: УМК (с конспектом лекций) Тюмень: ТГИМЭУП, 2007.

6.Брутян Г.А.. Аргументация. – Ереван: Изд - во Арм. ССР, 1984.

7.Введенская Л.А., Павлова Л.Г.. Культура и искусство речи. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1995.

8.Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика: Учебник для вузов. — М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1998.

9.Гетманова А.Д.. Логика: Словарь и задачник. - М.: ВЛАДОС,1998.

10. Горский Д.П. и др. Краткий словарь по логике/Д.П. Горский, А.А. Ивин, А.Л. Никифоров//Под ред. Д.П. Горского. — М.: Просвещение, 1991.

11. Демидов И.В. Логика. — М.: Юриспруденция, 2000.

12. Зарецкая Е.Н.. Логика речи для менеджера. — М.: «Финпресс», 1997.

13. Зегет В. Элементарная логика/Пер. с нем. — М.: Высш. школа, 1985.

14. Иванов Е.А. Логика. Учебник. — М.: Изд-во БЕК, 1996.

15. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить: Кн. Для учащихся. — М.: Просвещение, 1986.

16. Ивин А.А. Логика: Пособие для учащихся. — М.: Просвещение, 1996.

15.Ивин А.А.. Основы теории аргументации. — М.: ВЛАДОС, 1997.

16.Ивлев Ю.В. Логика. — М.: Дело, 2003.

17.Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: Учебник для юридических вузов. — М.: Юристъ, 1998.

18.Кондаков Н.И. Логический словарь. – М.: Наука, 1971.

19.Кондаков Н.И. Логический словарь - справочник. — М.: Наука, 1975.

20.Кузина Е.Б.. Логика. Экспресс - курс для подготовки к экзамену. – М.: Изд - во МГУ, 1997.

21.Курбатов В.И. Как развить свое логическое мышление. – Ростов – на - Дону: изд - во «Феникс», 1997.

22.Курбатов В.И. Логика. Систематический курс. — Ростов – на - Дону: изд – во «Феникс», 2001.

23.Логика: Учебник для юридических вузов//Под ред. Сальникова В.П. и др. – СПб.: «Лексикон», 2001.

24.Логический словарь: ДЕФОРТ//Под ред. Ивина А.А., Переверзева В.Н., Петрова В.В. — М.: Мысль, 1994.

25.Никифоров А.Л. Логика. — М.: «Весь мир», 2001.

26.Поварнин С.И.. Спор. О теории и практике спора. – СПб.: Лань, 1996.

27.Светлов В.А. Практическая логика. — СПб: Изд - во РХГИ, 1995.

28.Свинцов В.И.. Логика. Элементарный курс для гуманитарных специальностей. –М.: Скорина, Весь мир, 1998.

29.Селиванов Ф.А. Логика: Учебно - методический комплекс для дистантного обучения. — Тюмень: ТюмГНГУ, 2001.

30.Сентенберг И.В., Карасик В.И.. Псевдоаргументация: некоторые виды речевых манипуляций//Речевое общение и аргументация. Вып.1. – СПб: «Экополис и культура», 1993.

31.Суворов О.В. Основы логики (учебное пособие). — М.: Аквариум, 1997.

32.Тер - Акопов А.А. Юридическая логика. – М.: ОМЕГА - Л, 2005.

33.Уемов А. И. Логические ошибки. Как они мешают правильно мыслить. М.: Госполитиздат,1958.

34.Упражнения по логике / Под ред. В.И. Кириллова. М.: Юрист, 1993.

35.Хаваш Т. И. Так - логично! М.: Прогресс, 1983.

36.Халин С.М., Гусакова Т.Ф., Суворова Л.Г. Логика. Учебное пособие для дистантного обучения. Издание третье. — Тюмень: Изд - во ТюмГУ, 2003.

37.Чуешов В.И.. Основы современной логики. — Мн.: Новое знание, 2003.

38.Яшин Б.Л.. Задачи и упражнения по логике. – М.: ВЛАДОС, 1996.

39.http://www.philosophy.ru/library/library.html

9.3. Программное обеспечение и Интернет – ресурсы:

  1. http://www.argumentator.org/
  2. http://debater.ru/

3. http://www.philos.msu.ru/

4. http://www.ruthenia.ru/logos/number/about.htm

5. http://philosophy.ru/

6. http://filosof.historic.ru/

7. http://www.philosophypages.com

8. http://plato.stanford.edu

9. http://www.psylib.ukrweb.net/books/

10. http://journal.iph.ras.ru/ ";

  1. http://hsedebates.ru/
  2. http://debate-mai.narod.ru/
  3. http://debate-world.ru/

 

10. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины.

Дисциплина нуждается в аудитории, обеспеченной компьютером и проектором.

Пояснительная записка

 

Цели изучения дисциплины:

1) дать студентам необходимый объем знаний по основным темам курса: знаний о формах абстрактного мышления, формально-логических законах, вопросно-ответном комплексе, основах теории аргументации;

2) развить логическое мышление и логическую культуру студентов.

Задачи курса:

1) научить студентов устанавливать отношения между понятиями, строить определения и классификации понятий и находить ошибки в определениях и классификациях;

2) выработать навыки системного анализа суждений;

3) сформировать у студентов умение практической работы с логическими формами и структурами путем разбора логических задач, коллизий и способов их разрешения;

4) научить строить и анализировать силлогизмы;

5) показать роль аргументации, доказательства и опровержения, правила и ошибки, различные уловки, применяемые в ходе различных форм диалога;

6) акцентировать внимание студентов на тех разделах логики, которые связаны с профилем их будущей профессии.

 

1.1. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата:

Дисциплина относится к Б. 3. Профессиональный цикл. Базовая (общепрофессиональная) часть

Структура межпредметных связей: Дисциплине предшествуют следующие дисциплины, освоение которых необходимо для ее изучения: Математика, Психология, Философия: Студент должен уметь грамотно излагать свои мысли.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 248; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.113.188 (0.3 с.)