Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Факторы и формы политического участия в России.

Поиск

Полит участие это > или < регулярное инструментальное применение акторами разл форм полит деятельности, посредством кот граждане пытаются влиять на процесс принятия полит решений. ПУ - это влияние граждан на осущ и распред власти.

Теории ПУ. Теория рационального выбора. Главн суб ПУ – свободн индивид, кот стремится к макс реализации своиз интересов и эффект действует для достиж своих целей. Мотивационные теории ПУ. Мотивы ПУ: идеологический, нормативный и ролевой. Идеологич: личность участв в полит жизни, разделяя и поддерж офиц идеологию общества. Нормативный: поведение индивида основ на признании силы власти. Ролевые мотивы: поведение человека связ с его соц положением и собств самооценкой. Чем ниже соц полож, тем > радикальные взгляды. Теории соц факторов ПУ. Взаимосвязь и влияние на ПУ таких факторов, как институализация, уровень соц-эк равенства и возможности соц мобильности, стабильность и др. Зависимость участия в политике от показателей соц статуса (М, а не Ж; взросл, а не молодежь).

Амер политолог С. Верба: ПУ - это инструмент активность, посредством кот граждане пытаются влиять на правительство т.о, чтобы оно предпринимало желаемые для них действия.

К формам ПУ относятся действия по делегированию полномочий (электоральное поведение); активистская деятельность, направленная на поддержку кандидатов и партий в избирательных кампаниях; посещение митингов и участие в демонстрациях; участие в деятельности партий и групп интересов. Наиб распростран форма ПУ - электоральное поведение. На его направленность оказ влияние политич идентификация избирателя с опред соц группой или партией. Психологич близость к группе огранич спектр полит ориентации и альтернатив, упрощая полит выбор.

Форма ПУ зависит от опред свойств действующего индивида, характера режима правления. Амер политологи С. Верба и Л. Пай выделяют 2 формы ПУ. 1) пассивные формы полит поведения граждан: участие людей только в выборах представительных органов власти или только в решении местных проблем; 2) активные формы полит поведения граждан: деятельность участников предвыборных кампаний, политических активистов, распространяющих свою активность на всю сферу политики, профессиональные действия политиков.

Др амер Милбэрт выд-ет след формы ПУ: 1) «активные» (руководство гос и парт учрежд-ми, деятельность кандидатов в представит органы власти, организация предвыборных кампаний и т.п.); 2) промежуточные (участие в полит собраниях, поддержка партий денежными пожертвованиями, контакты с офиц лицами и полит лидерами и т.д.); 3) наблюдательные (ношение на демонстрациях транспарантов, попытки других граждан вовлечь кого-либо в дискуссии и т.д.); 4) «апатичное» отношение граждан к политике.

Пять групп в зависимости от преобладающих форм участия: 1неактивные (в крайнем случае, читают газеты и могут подписать петицию), 2конформисты, (избегают непосредственного ПУ), 3реформисты (участвуют в конвенциональных формах, исп законные формы полит протеста), 4активисты (активно участвуют, преимущественно конвенциональные формы участия за редким исключением), 5протестующие (по уровню активности похожи на активистов, но не участвуют в процессе конвенциональных формах).

Формы ПУ делятся на три группы: 1. Индивидуальные действия (голосования, работа с должностными лицами, работа на кандидата в депутаты), 2. коллективные действия (митинги, демонстрации, подписания обращений), 3. Прямые действия (несанкционированные забастовки, пикеты).

Выделяют 4 вида полит активности, классифицируемые как формы участия: участие в выборах, участие в избират кампании, полит деятельность на местном уровне и обращение к политикам по личным проблемам.

Для стран со стабильной демократич системой осн формами ПУ явл участие в выборах и подписание коллективных обращений, предельно низок процент процентных форм участия.

Итак, осн условиями форм-я субъекта ПУ явл-ся: достаточная степень интереса граждан к полит сфере, осознание своих интересов и идейно-полит самоидентификация. Интерес к политике среди россиян составляет 70-80%, однако, у большинства этот интерес возникает от случая к случаю. Молодое поколение примерно в три раза реже следит за полит информацией в стране. Больше всего следят за политикой полярные группы, представители среднего и низшего слоев среднего класса чаще всего составляют «полит болото».

Степень политического участия возрастает к выборам и затем затухает. Рационально-активистская модель участия, присущая развитым странам не предполагает участие всех, всегда и в одинаковых формах. Сегодня в России 51, 5 % считают, что не существует реальной возможности влиять на политику. Общество не проявляет стремления в самоорганизации в группах интересов.

Понятие и функции политической элиты.

Теория элиты возникает в зап соц-и в конце19 в, основоположник – Гаэтано Моска. Центр место его теории – понятие правящего класса. Основа клас деления общества – не экон (как у маркса) положение соц групп, а их положение в иерархии власти.

Существует два неравных класса людей: класс управляющих и класс управляемых. Причины преобладания правящего класса: 1)более сплочен, 2)лучше организован, 3)представители облад специфич качествами – воен доблесть, богатство, спец знания. Всякий правящ класс стремится монополизировать власть и передать ее по наследству. Для оправдания своей власти правящ класс исп «политич формулу». Например – идея божеств происхожд монархич власти или понятие воли народа. Политич формула отвечает потребностям управляемых в осозн того, что ими управл в соотв с к-то моральными принципами. Целостность политич формулы – усл-е сохран сущ политич строя.

Концепция правящей элиты Вальфредо Парето. Обращ у проблемам соц неравенства. Есть высший слой (элита), включ в себя тех, кто добился успеха в своей деят-ти. Эта элита делилась на правящую, облад политич властью, и нет. Предст элиты облад опред качествами. Два типа: львы и лисы. 1 – способность применять силу в случае необх-ти. 2 – способность манипулировать массами.

Между правящ элитой и остальной массой населения постоянно происх обмен людьми. Часть элиты спускается вниз, наиб способные выходцы из низов – поднимаются наверх. Этот процесс назван циркуляцией элит. Это необх-е условие поддерж соц равновесия. Он обеспеч пост обновление состава правящ элиты.

Если элита явл закрытой и не опускает в свои ряды новых она вымирает. А в низах появл люди кот облад качествами управленцев. Результатом явл революция. Революция – резкая и насильственная смена состава правящ элиты. Т.о устойчивость власти элиты опред ее соц характеристиками, а именно степенью открытости-закрытости для представителей др соц слоев.

Теория элиты (элитизм) - сов-ть соц-полит конц-й, кот гов что необх составн част люб соц структуры явл высшие, привилегиров слои, правящее меньшинство, господств над остальным населением.

Полит элита - составляющ меньшинство общества самост, высшая, отн-но привилегиров группа (или сов-ть групп), в > или < мере обладающ выдающимися психологич качествами и непосредственно участв в принятии и осущ решений, связ с исп гос власти или воздействием на нее.

Р.Михельс. Железный закон олигархии: господства меньшинства над большинством, вождей над массами неизбежно в любой политич организации. Т.о. ставится под сомнение возможность сущ демократии в обществе.

Ф-ции полит элиты:

1. Стратегическая – опред полит программы действий путем генерирования новых идей, отображающих интересы всего общества, отд классов и слоев.

2. Коммуникативная – эффективное представление, выраж и отраж в полит программах интересов и потребностей различных соц слоев населения и реализацию их в практич действиях.

3. Организаторская – осущ на практике выработанного курса, воплощ полит решений в жизнь.

4. Интеграционная – укрепление стабильности и единства общества, устойчивости его полит и экон систем, недопущение и разрешение конфликтных ситуаций.

Современные теории элит.

«Революция менеджеров» (1940) амер Дж. Бернхейм: революция в полит классе: появлением управленч элиты (менеджеров), которая потеснила класс капиталистов-собственников.

Доминирование менеджеров обусловлено необх-ю компетентного управления технич сложными производствами, ориентир на многообразные потребности разл групп населения. Организаторские навыки и знания по управлению экономикой предопределяют значительную концентрацию власти в их руках. Полит господство управленче элиты основано не на собственности или возможности распред ресурсы (как, например, у банкиров), а на знаниях, образованности, профес компетентности.

Основатель концепции «постиндустриального общества»американский социолог Д. Белл в книге «Грядущее постиндустриальное общество» (1973) выдвинул аналогичные идеи. Деление на управляющих и управляемых он проводил на основе обладания знаниями и компетентностью. Эти качества позволяют новой интеллект элите вносить наиб вклад в развитие общества. Значимость интеллектуалов в информационном обществе обеспечивает им полит власть.

В рамках институционального подхода элита рассм как группа статусов и стратегических ролей. Р.Миллз в работе «Властвующая элита» опред элиту как «тех, кто занимает командные посты». Власть в соврем обществе институциализирована, т.к те, кто находится во главе соц институтов, занимают «командные стратегические посты в соц структуре». Среди «институтов» наиб значимы для общества - полит, экон и военный. Те, кто возглавляет данные «институты», и составл элиту власти. На практике именно тройственная элита в лице полит лидеров первого плана, руководителей корпораций и военного руководства принимает важнейшие полит решения.

Р. Миллзразъяснял: «Под элитой власти мы понимаем те полит, экон и военные круги, кот в сложном переплетении группировок разделяют право принятия решений, по меньшей мере общенациональной важности». Элита власти обладает групповой сплоченностью, обусловл общностью интересов и личной солидарностью, проистекающей из общности образования, соц происхождения, псих родства, характера межличностных отношений, образа жизни и т. д.

В итоге Р. Миллзпришел к выводу, что элита не представляет собой господствующую группу, сформ-ю на основе свободных выборов, а является олигархией, сост из «назначенцев» президента.

Представление о соврем элите как замкнутой касте сформулир франц пол Р.-Ж Шварценбергом в работе «Абсолютное право» (1981). «Каста», или «новая аристократия», представляет собой «треугольник власти», состоящий из политиков, высшей администрации и деловых кругов. Она абсолютно контролирует власть, форм правительство, управл государством, руководит крупн корпорациями и банками. Олигархический характер власти, по мнению Р.-Ж Шварценберга, вытекает из того, что Франция не придерж принципа разделения властей, потому и элита предст собой единый класс, а не раздел на части руководящие группы. В рез-те в стране сформ-сь сплоченная элита, монополизировавшая власть в полит, админ и экон секторах.

Эта элита самовоспроизводится. Рекрутирование членов «новой аристократии» происходит из высших слоев общества. Особенность полит карьеры «нов аристократии» заключ в продвижении без участия во всеобщих выборах. Сначала выходцы из «нов аристократии» занимают министерские посты, кресла председателей корпораций, а затем, добившись славы, известности, обретя связи в высших эшелонах власти, становятся обладателями мандатов парламентариев. Однако осн масса депутатов не входит в «элиту власти», она оттеснена от процесса принятия полит решений.

Нарастающее многообразие видов человеческой деятельности, удовлетворяющих постоянно прогрессирующие потребности индивидов и групп, порождает усложн самой структуры власти. Элита уже не представляет собой монолитного образования, а является сов-ю сотрудничающих или соперничающих руководящих групп. В этом суть теории множественности, или плюрализмаэлит.

Режим, при котором существует множество автономных центров по принятию решений, амер Р.Даль назвал «полиархией» и охарактеризовал таким термином полит процесс в США. В этой модели власти ни одна элита не верховенствует. «Кто правит?» (1961).

Индустриальные общества заметно изменяют характер ресурсов, которые выступают основой политического господства элит. Раньше, по мнению Р.Даля, политические ресурсы (деньги, богатство, статус) распред неравномерно и концентрировались в руках одной группы - аристократии. Индустр общество сохр полит неравенство, но рассредоточ ресурсы. В условиях многообразия соц интересов возникают обществ организации с разной степенью автономии. Полит решения оказываются в таком случае рез-м «бесконечных переговоров» м/у соперничающими группами.

Ряд авторов счел возможным выделить внутри элиты руководящие группы на основании разграничения сфер их влияния и используемых ресурсов. Так, Р. Арон в работе «Соц класс, полит класс, управл класс» (1969) заметил: «Ошибочно представлять, что соврем общества опред-ся одним руководящим классом, в то время как они хар-ся соперничеством между руководящими категориями». Кроме полит элиты, сост из профессионалов-политиков и прин-й важнейшие решения, Р. Аронвыделил еще пять «руководящих категорий»: держателей «духовной власти», оказ влияние на образ мысли и веры (священники, интеллектуалы, писатели, ученые, партийные идеологи). В оенные и полицейские начальники; «руководители коллективного труда» (владельцы или управляющие средствами производства); «вожаки масс» (лидеры профсоюзов и политических партий). Замыкают список руководящих групп функционеры высшего звена, держатели «административной власти».

Индийский политолог П. Шаран, «Теория сравнительной политологии» (1984). Зрелость общества, характер культ ценностей во многом определяют имидж элиты, ресурсы ее господства и влияния. На этой основе он выделил традиционную элиту и современную. Ресурсами властвования традиционной элиты являются религия, обычаи, традиции, культурные стереотипы и т. д. (власть религ элит ослабла в эпоху секуляризации общества, исключение - Ватикан). К современной элите он отнес различные соц-профес группы - лидеров, чиновничество, интеллектуалов, бизнесменов, технократов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.117.122 (0.008 с.)