Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Современные типологии политических систем.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Типология политических систем осуществляется на основе учета различных признаков (оснований). 1.по характеру взаимоотношения ПС с внешней средой. ПС делятся на закрытые и открытые. Закрытые политические системы имеют ограниченные связи с внешней средой, невосприимчивы к ценностям иных систем и самодостаточны, т. е. ресурсы развития находят внутри системы. Открытые системы активно обмениваются ресурсами с внешним миром, успешно усваивают передовые ценности иных систем, подвижны и динамичны. Примерами закрытых систем могут служить бывшие страны социализма (СССР, Венгрия, Болгария и др.), развитые демократические государства Запада представляют собой пример открытых политических систем. 2.по политич режиму, т. е. по характеру и способам взаимодействия власти, личности и общества. Выделяются тоталитарные, авторитарные и демократические политические системы. Для тоталитарной ПС характерно полное подчинение личности и общества власти, регламентация и контроль за всеми сферами жизни людей со стороны государства. Авторитарная ПС основана на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для граждан. Демократическая ПС предполагает приоритет прав личности, контроль общества над властью. 3.Франц политолог Ж. Блондель различает ПС по содержанию и формам управления. 1)либеральные демократии в принятии политич решений ориентируются на ценности индивидуализма, свободы, собственности; 2)коммунистические системы, или авторитарно-радикальные, ориентир на ценности равенства, соц справедливости; 3)традиционные ПС опираются на олигархические формы правления и ориентируются на неравномерное распределение экон ресурсов и соц статусов; 4)популистские ПС, преобладающие в развивающихся странах, используют авторитарные методы управления и стремятся к большему равенству в распределении благ; 5)авторитарно-консервативные ПС преследуют цели сохранения соц и эк неравенства, ограничения политич участия населения. 4.по классовому принципу (интересы какого классы выражает ПС). Марксизм, кото рассм ПС в качестве инструмента в руках экон-ки господствующего класса и соотв выделяет рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и социалистическую ПС. Последнюю исторически должно, согласно марксизму, сменить обществ самоуправление народа во всех сферах обществ жизни, но оно уже не будет ПС в ее современном понимании. 5.В настоящее время общепризнанной в западной политич науке является типология ПС Г. Алмонда, кот различает их по типу политич культуры и разделению политич ролей между разл участниками политич процесса и выделяет 4 типа ПС: англо-американскую, европейско-континентальную, доиндустриальную (и частично индустриальную), тоталитарную. 1) англо-американская, для которой характерен прагматизм, рационализм. О сновные ценности: свобода личности, индивидуализм, обеспеченность, безопасность. ПС англо-американского типа характеризуются: - высокой степенью стабильности политической власти, - разделением власти и влияния внутри политической системы, - четко выраженной и организованной структурой власти, ее бюрократизацией, - глубокой дифференциацией ролей в обществе, - соблюдением равноценности политических культур, разделяемых большинством населения ценностей: свобода, благосостояние и безопасность личности. 2) континентально-европейская (взаимодействие политических субкультур с модернизированными институтами). ПС к-евр типа характеризуются: - отработанным механизмом действия политической власти, сочетающей традиционные и новые формы правления, - эклектичностью политических культур, соединяющие в себе противоположности, - использованием принципов либеральной демократии. 3) доиндустриальную или частично индустриальную, кот характеризуется перекрещиванием различных политич культур и отсутствием четкого распределения властных полномочий; 4) тоталитарная, для кот характерна концентрация власти в руках бюрократического аппарата, монополия правящей партии, заидеологизированность. ПС этого типа характеризуются: - сосредоточением власти в руках единственной правящей партии, не исходящей из результатов выборов, - чрезмерной концентрацией и централизацией политической власти, - преобладанием принудительных форм воздействия на население, - регламентированной активностью граждан в общественной жизни. Понятие и типы политических режимов. Политический режим (ПР) – это упорядоченное взаимодействие структур ПС, а также совокупность методов осущ власти и достижения политич целей. Понятие ПР раскрывает динамический, функциональный характер ПС. Понятие ПР описывает формы и каналы доступа к важнейшим управленческим позициям, характеристики акторов, имеющих доступ к ним или лишенных его, а также стратегии борьбы за власть. Понятие ПР также способствует эмпирич описанию политич реальности. Наиболее простая типологизация политических режимов связана с их делением на диктатуру и демократию. Термин «диктатура» (от лат. dictatur – неограниченная власть) позволяет содержательно охарактеризовать режимы, в которых власть одного лица или небольшой группы практически не ограничена. В Древнем Риме диктатором назывался правитель, назначавшийся на высшую должность и наделявшийся для выполнения особых поручений или в случаях угрозы государству широкими полномочиями. К древним формам диктатуры можно также отнести тиранию, олигархию и деспотизм. Большинство политологов подразделяет диктатуры более современного типа на тоталитаризм и авторитаризм. Тоталитаризм – это диктатура, возникшая в ХХ в. Главными отличит признаками тоталитаризма выступают власть единой массовой партии, кот возглавляется харизматич лидером, и господство единой идеологии, кот подчинены все аспекты соц жизни. Власть в тоталитарных режимах стремится к целостному всеохватывающему контролю как над всем обществом, его отдельными соц группами, так и над каждой личностью в отдельности. Тоталитарными можно назвать политич режимы в СССР при Сталине, нацистскую Германию, Северную Корею (в период правления Ким Чен Ира) и Кубу (при власти Фиделя Кастро). Авторитаризм, как и тоталитаризм, хар-ся монополией на власть к-л одной группировки или одного института власти. Отличие от тоталитаризма: власть не претендует на целостный всеохватывающий контроль за всеми сферами жизни. В неполитических сферах обществ жизни (экономической, культурной, социальной) могут сохраняться ограниченные свободы. Основными признаками современной демократии выступают: ♦ гарантии прав и свобод человека; ♦ признание политич прав и свобод граждан в таком объеме, кот позволяет легально действовать не только партиям и организациям, поддерживающим политику правительства, но и партиям и организациям оппозиционным; ♦ наличие представит органов власти, форм-х на основе всеобщих, свободных и справедливых выборов; ♦ построение госуд власти по принципу «раздел властей», причем единств-м законодат органом считается парламент; ♦ политич плюрализм; ♦ публичность власти. В зависимости от того, как народ участвует в управлении, кто и как посредственно выполняет властные функции, демократия делится на прямую и представительную. При прямой демократии все граждане сами непосредственно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая система может иметь практич смысл только при относительно небольшом числе людей, например, в общинных или племенных советах или в местных органах профсоюзов. При представительной демократии - граждане избирают в органы власти своих представителей, которые призваны выражать их интересы в принятии политич решений, в принятии законов и проведении в жизнь соц и др программ. Социологический метод анализа политических режимов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 346; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.232.94 (0.011 с.) |