Политическая стабильность и эффективность российской политической системы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политическая стабильность и эффективность российской политической системы.



Полит стабильность - состояние ПС, хар-ся наличием необх условий и факторов, обеспеч сохр обществом своей идентичности, гражданского мира и согласия на основе достижения баланса интересов различных соц субъектов и полит сил, своеврем легитимного разрешения возникающих проблем и противоречий в сфере политики с помощью предусмотр законом механизмов и средств.

Состояние полит стаб-ти нельзя понимать как нечто застывшее, неизменное, раз и навсегда данное. Стабильность рассм как рез-т пост процесса обновления, кот покоится на сов-ти неустойчивых равновесий между системообразующ и системоизменяющ процессами внутри самой системы.

2 способа достиж: диктатур или широкое развитие демократии. Стабильность, достигаемая путем насилия, подавления, репрессий исторически недолговечна, имеет иллюзорный характер, т.к достигается “сверху” без участия народных масс и оппозиции. Иное дело стабильность на основе демократии, широкой соц базе, развитом гражд обществе.

Виды полит стаб-ти: абсолютная, статическая и динамическая. Абсолютная (полная) стабильность ПС представляет собой абстракцию, не имеющую реальности. Предполагает не только полную неподвижность самой ПС и ее элементов, но и изоляцию от любых воздействий извне. Статическая стабильность хар-ся созд и сохр неподвижности, постоянства соц-экон и полит структур, связей, отношений. Она покоится на представлениях о незыблемости обществ устоев, замедленном темпе развития, необх-ти сохр консервативных в господств идеологии стереотипов полит сознания и поведения. Однако жизнеспособность ПС подобной степени стабильности крайне ограничена. Данное состояние может быть результатом жесткой сопротивляемости как внешним, так и внутр изменениям (системы закрытого типа). Современное состояние общественной среды характеризуется новым динамическим уровнем полит стаб-ти. Он выработан “открытыми” обществами, познавшими механизм обновления, рассм соц-эк и полит изменения в пределах сложившейся общ-полит среды как стабилизирующ фактор. Они способны воспринимать и ассимилировать внутр и внешн трансформирующие их импульсы, органично включать в демократич процесс механизмы не только предотвращения, но и исп конфликтов для поддерж устойчивости ПС.

Стабильность склад-ся из отношений населения к сущ полит власти. Условием стаб-ти явл наличие в обществе баланса (консенсуса) интересов различных групп. Баланс интересов обеспеч легитимность и эффективность ПС, необходимую степень одобрения и принятия демократич правил и норм полит поведения. Одной из главных предпосылок полит стабильности можно считать экон стабильность, рост благосостояния. Опыт изменений в России и странах Восточной Европы показал, что прочность диктаторских режимов в конечном счете зависела от успеха их экономической системы. Экономическая слабость, неэффективность неизбежно влечет политический крах. Важны также достаточно высокие темпы экономического роста, отсутствие резко выраженных диспропорций в распределении доходов.

Среди методов, используемых политической элитой для обеспеч полит стаб-ти: соц-полит маневрирование, содержанием которого является ослабление противодействия “ущемленной” части общества (спектр способов маневрирования достаточно широк - от сепаратных сделок, временных политических блоков до провозглашения популистских лозунгов, способных отвлечь общественное внимание); политическое манипулирование - массированное воздействие СМИ в целях формирования общественного мнения нужной направленности; введена оппозиционных сил в политическую систему и постепенная их адаптация и интеграция; применение силы и некоторые другие методы.

Полит стаб-ть обеспеч ПС общества (ее главный элемент — государство) и эффективностью осущ ее функций, что в свою очередь зависит от массовой поддержки граждан: 1) от “ситуативной поддержки”, выражающей оценку обществ мнением конкретных решений, принимаемых гос органами, публичных заявлений полит лидеров, наделенных властью, действенности полит акций, и 2) от “системной поддержки”, т. е. от устойчивости положит оценок и мнений, свидетельствующих об одобрении обществом деятельности властных структур в целом, проводимой государством внутр и внешн политики. Важным фактором “системной” поддержки выступает доверие к полит лидерам и политическому режиму, готовность разных социальных групп отстаивать свои интересы на основе и в соответствии с законом, правовыми и нравственными нормами.

Массовая поддержка полит режима выраж также в принятии большинством населения всей совокупности основных политических ценностей (принцип разделения властей, гласность, многопартийность, плюрализм мнений, свобода слова, независимость сми и т. д.), опред характер и способы функционирования данной ПС.

Полит стаб-ть зависит от уровня и характера полит активности, от позиций полит лидеров, от их умения выражать общенац интересы и консолидировать полит волю граждан, от способности к критич анализу своей деятельности, от соблюдения ими нравств и правовых норм.

Важным условием полит стаб-ти общества в период реформ является их правовая обеспеченность, достигаемая на основе единства конституции (осн закона), фед-го и местного законодательства.

Система сущ-х в обществе законов должна изменяться в соотв с нов условиями и нов вызовами времени. Несвоевременное изменение, отставание или затягивание совершенствования конституционных норм и действующего законодательства оказывает дестабилизирующее воздействие на полит процесс, на взаимодействие полит субъектов и ветвей власти.

Показатель полит стабильности общества — его способность нейтрализовать негативные воздействия извне (международный терроризм, экономическую блокаду, полит давление, шантаж, дезинформацию, угрозу применения силы и др.).

Высокий ур полит стаб-ти хар-ся: соц-полит сплоченностью народа вокруг гос и полит руководства страны, что выраж в активной поддержке проводимого внутриполит и внешнеполит курсов; глубина демократич преобразований, пронизывающих все уровни ПС общества; успешное разрешение руководством страны возникающ полит противоречий в обществе на ранней стадии их возникновения; преобладание в массовом сознании идеи, что исполнит власть выражает интересы народных масс, стремится удовлетворить их потребности.

Средний ур полит стаб-ти предполагает преобладание процесса демократизации общества в полит сфере; доминир гуманистическую тенденцию реализации реформ в интересах народа; соотв выбранного и в основном поддержанного народом стратегического соц-экон курса путям развития страны, средствам (законодат, экон, соц) его достиж исполнит органами государства.

Низкий уровень полит стаб-ти свойствен периодам резкого обострения соц противоречий, охват многие регионы страны, когда наблюдаются поляризация жизн уровня населения, обнищание большинства трудового населения и обогащение узкого круга мафиозно-коррумпированных групп. Его возможными последствиями могут быть дестабилизация полит обстановки в стране, активное выступление людей в разл субъектах с требованиями эк и полит преобразований, вплоть до смены исполнит власти.

С 90-х в нашей стране наблюдается кризис представительной власти в пользу исполнительной. Массовое сознание пока критично. «Стабильность» рос ПС можно отнести к среднему уровню. Аргументы: недостаточность и несовершенность демократических процессов и защищенности граждан, но и в то же время свой курс во внешней политике, обусловленный исключительным развитием и недопущением стратегических и дипломатических ошибок. Ввиду своей территории полит стаб-ть в ряде регионов может находиться на низком уровне. Пример: Россия - Грузия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 342; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.186.92 (0.005 с.)