Социально-философский и социально-культурный истоки СП в России. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-философский и социально-культурный истоки СП в России.



Становление в России социологии политики, как и общей социологии не было последовательно-линейным и поступательным процессом. Периоды довольно энергичного развития сменялись погружением в состояние анабиоза, вызванного запрещением исследований со стороны власти. Государственная власть всегда с особой подозрительностью относилась и относится к социологии политики. Как пишет Амелин, до второй половины 60 г. 19в. критическое изучение государственной политики было запрещено, затем контролировалось со стороны царского правительства вплоть до революции 1905-1907 и было окончательно запрещено советским государством в начале 20х гг. 20в. Лишь в конце 80х начинается нынешний этап становления дисциплины- без каких-либо гарантий ее превращения в полноценную и независимую от идеологического контроля государства область научной деятельности.

Примерно с середины XIX в. (и особенно с 60-70-х гг.) начинает складываться особая междисциплинарная область исследований на стыке трех уже существовавших академических отраслей обществознания: политической истории, правоведения (и особенно его "государственной школы") и социальной философии. В конце столетия начинают преподаваться даже "смешанные" университетские курсы, как, например, курс М.М.Ковалевского по социальной истории политических и правовых институтов; курс Б.Н.Чичерина по государственной науке, состоявший из 3-х разделов: 1) общее государственное право; 2) социология и 3) политика; курс В.В.Ивановского в Казанском университете, включавший в себя социально-исторические и политико-правовые проблемы. Стоит отметить, что так называемая юридическая школа в университетской науке сыграла действительно большую роль в развитии политической социологии, первые академические курсы социологии пришли именно через юридические факультеты. Ее представителями были С. А. Муромцев, Ю. С. Гамбаров, М.М. Ковалевский, Н. М. Коркунов, В. М. Хвостов, Л. И. Петражицкий, Б. А. Кистяковский, Е. В. Спекторский.

Несмотря на все преграды, Россия сумела внести свой достаточно весомый вклад в международный багаж социологии политики теориями М. Я. Острогорского, М. М. Ковалевского, П. А. Сорокина, Г. Д. Гурвича, Н. С. Тимашева, Г. В. Плеханова, В. И. Ленина. Признание русской социологии в Европе произошло раньше, чем в России.

На формирование социологии политики оказывает воздействие сама политическая динамика России последней трети XIX - начала XX вв. Нельзя не учитывать того обстоятельства, что крупные социологи политики (как, например, Б.Н.Чичерин, М.М.Ковалевский, М.Я. Острогорский), будучи прежде всего академическими учеными, оказываются вовлеченными в идейно-политическую полемику и даже в межпартийную борьбу. Русские исследователи, разрабатывавшие проблематику социологии политики, приобщаются к деятельности (а то и участвуют в руководстве) различных формирующихся в России политических партий: либералов, кадетов (Новгородцев, Кистяковский, Острогорский, Петражицкий, Милюков), эсеров (Сорокин, Чернов), меньшевиков (Плеханов, Гурвич), анархистов (Кропоткин) и т.д.

М.Я. Острогорский о соотношении политических партий и демократии.

Партия – инструмент политич отчуждения и монополизации власти узких и закрытых групп. Острогорский говорит, что внутри партии образуется кокус - закрытая группа, кот монополизирует управление. И тогда партия теряет представительские функции. Группу монополизируют и занимаются решением своих проблем.

2 тенденции: возрастающая степень закрытости полит партий и тенденции соц-полит индифферентности масс. Партия плоха тем, что в ней управление осуществляется авторитарно (все подчиняются одному/нескольким). Альтернатива партии - система гражданских союзов (свободно организованные группировки), которые являются прогрессивной нормой народного представительства. Они помогают решать конкретные проблемы.

Рассм демократию как развитие общества, выражающиеся в непрерывном столкновении противоположных интересов, соц слоев, групп, партий. Партии – формальные организации, имеющие свои особые законы возникновения, развития и функционирования.

М.М. Ковалевский о власти и государстве.

Каждому этапу развития общества соотв опред форма госуд устройства. Забегание вперед, создание таких форм госуд устройства, которые не соотв уровню развития и реальным потребностям общества, считал опасным. Был сторонником постепенного эволюционного развития.

Потребности развивающегося общества в целом и каждой личности в отдельности, необходимость управления системой усложняющихся отношений между людьми лежат в основе всякого государства. Главн задачей государства, политич власти явл защита и расширение прав человека.

Правовое или развитое государство основывается на след принципах: 1) обеспечение прав, свобод и интересов личности; разделение властей на три ветви - законодат, исполнит и судебную; форм-е законодат власти на основе всеобщих равных выборов населением страны; подотчетность исполнит власти органу народного представительства; опираться в своей деятельности власть должна на четкий, недвусмысленный закон, опред пределы ее компетенции; народ, общество должны иметь возможность реально контролировать деят-ть системы власти, напрямую участвуя в ее форм-и и через привлечение к решению задач госуд управления ученых-специалистов, пользующихся доверием общества; защита прав нац-х обществ на территории многонац-х государств.

Б.Н. Чичерин как политический социолог. (1828-1904).

Защищал права личности, связывал с этим идею «порядка» —сознательно стоял за твёрдую власть, решительно и резко осуждал все проявления революционного духа. Выступал за расширение прав народа и сословное представительство и был сторонником конституционной монархии.

Движ силы развития - разум и воля. Учение о государстве ориентировал на личность - краеугольный камень обществ отношений. Не зная личность, невозможно понять обществ отношения. Личность - абсолютная ценность. Против понимания прав и свобод как результата договора, говорил о естественном происхождении прав и свобод. Человек рожден свободным. Отводил большую роль государству - это высшая стадия воплощения нравственности и высшая стадия развития чел. общества. Чичерин пытался найти компромисс между государством и личностью. Если бы не было свободы личности, то не было бы союзов. Три этапа развития чел. союзов: 1) семья 2) церковь и гражданское общество 3) государство. В государстве высший расцвет.

Причина бытия человека в обществе: власть, закон, свобода и общая польза. Они мотивируют чел. поведение и присущи любому союзу. Одна ярко выражена, а остальные в фоновом режиме. Роль государства Чичерин видел в том, чтобы выполнять то, что нужно для общей пользы и государство заботится об общем благе. 4 формы государства: 1) аристократия; 2) демократия; 3) абсолютизм 4) конституционная монархия (это высшая форма развития государства)

Власть монархии должна ограничиваться 2 палат. парламентом (в верхнюю попадают по должности по наследству, а нижняя – выборная. 2 полит. партии,. кот. в перманентной борьбе друг с другом: прогрессивная и охранительная партии. Прогрессивная партия представляет промышленную буржуазию, а охранительная представлена крупными землевладельцами. Монархия не принадлежит ни к одной из партий. Вся система находится под жестким контролем.

Ю.С. Гамбаров

Партия – свободная обществ группа, образующаяся внутри правового государства для совместного политич действия на почве общих интересов и идей.

· Часть народа или общества

· Не связана юридическими нормами

· Действуют конвенциональные нормы – добровольное повиновение сос стороны идивида.

· Действует на основе правовых норм (деятельность партии регулируется законом, который лежит в основе общественного порядка)

· Цель партии – завоевать политическую государственную власть

На современном этапе развития партий происходит усиление политических функций и освобождение посторонних функций.

Все демократии управляются политическими партиями, партии охраняют государство от ударов и потрясений, организуют и мобилизуют индивидов в условиях разрушения структур традиционного общества.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.199.225.221 (0.007 с.)