Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 14. Социология труда и трудового коллективаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
§ 1. Труд и содержание труда. Социально-экономические формы труда. Социология труда представляет собой специальную дисциплину, содержание которой – законы и категории, определяющие труд как необходимое условие жизнедеятельности человека и общества. Его содержание изменяется в ходе научно-технического прогресса. По своему содержанию труд - целесообразная, сознательная деятельность, в процессе которой человек при помощи орудий труда осваивает, изменяет и приспосабливает к своим целям предметы природы. Труд как обмен веществ между человеком и природой означает, что человек использует механические, физические и химические свойства предметов и явлений природы и заставляет их взаимно влиять друг на друга для достижения заранее намеченной цели. С социально-экономической точки зрения труд представляет процесс целенаправленного воздействия людей на природу, в результате которого создаются потребительские стоимости, материальные и духовные блага. Трудовой деятельности присущи, по К.Марксу, опосредствующая, регулирующая и контролирующая функции, изменяющиеся по мере развития науки и техники. Энгельс считал, что труд создал самого человека. Труд исторически обусловил и способствовал выделению общества из природы, а человека из животного мира, и рассматривается в качестве основной формы жизнедеятельности человеческого общества. Экономический закон соответствия уровня развития производительных сил состоянию производственных отношений проявляется в виде закона соответствия содержания и характера труда, его сущности и его социально-экономической формы. Например, для феодального общества был характерен ремесленный труд, основанный на применении ручного инструмента и эмпирической технологии. Особенности труда ремесленника обусловливали специфику его подготовки, которая приобретала характер ученичества, растянутого на долгие годы. Универсальность трудовых функций влекла за собой высокую ремесленную квалификацию, которая обусловливала чрезвычайно медленное организационно-техническое развитие. Переход к машинному производству вызвал использование наемного труда. В содержании труда произошли глубокие качественные изменения, а именно - передача опосредствующих функций от человека машине. Машинное производство знаменует собой начало превращения науки в непосредственную производительную силу и приобщение рабочего к научно-техническим достижениям, необходимым для управления машиной. От рабочего требуется известный уровень специального и высшего образования, определенный объем профессиональных знаний, владение сложными навыками физического труда. Основные категории и факторы труда. Трудовая деятельность включена в определенные социально-экономические условия, осуществляется той или иной профессиональной группой, связана с социальными институтами, локализована во времени и пространстве, детерминирована формами собственности, моральным и социально-психологическим климатом в трудовом коллективе. В социологии труда выделяют несколько направлений анализа: 1) социологию организаций, которая исследует иерархию и структуру управления производством; 2) социологию профессий, изучающую престижность видов деятельности, ценностные ориентации, профессиональную пригодность; 3) трудовую деятельность как социальный процесс; 4) социальные факторы повышения эффективности труда; 5) влияние технологических и социальных условий на отношение к труду и т.д. Процесс труда включает: 1) целесообразную деятельность человека, или сам труд; 2) предмет труда, то, на что направлена эта деятельность; 3) орудия производства, которыми человек воздействует на этот предмет. Необходимо разделять два исходных понятия: индивидуальный труд и индивидуальная трудовая деятельность. Первое понятие означает индивидуальное рабочее место, обособленную трудовую зону со своим субъектом, кругом обязанностей и функциями - это элемент технологического разделения труда. Индивидуальная трудовая деятельность - элемент экономического разделения труда. Это общественно-полезная (предпринимательская) деятельность граждан, основанная на личном труде отдельных субъектов и членов их семей. Важное значение имеет категория «условия труда». Условия труда могут быть нормальные и вредные. При нормальных условиях работа не наносит явного вреда здоровью человека, вредные условия труда (работа в шахтах, химическое производство) опасны для здоровья человека. Условия труда делятся на экстремальные, относительно нормальные и благоприятные. Они зависят от организации и содержания труда. Под организацией труда обычно понимают форму, способы и порядок соединения живого и овеществленного труда (человек - оборудование, машины, инструмент). Организация труда основывается на таких ключевых элементах, как рабочее место, разделение труда, его кооперация, распределение работы и контроль. Контроль означает, что применяются экономические рычаги, социальные санкции и юридические нормы. В основе смены типов труда лежит технический прогресс. Неравномерность развития техники, технологии и организации производства в разных отраслях обусловливает сохранение массового неквалифицированного труда. На современном этапе отечественное производство нуждается в 70 % носителей физического и в 30 % - умственного труда. Социальность различий проявляется в том, что физический и умственный, квалифицированный и неквалифицированный труд диктуют различные требования к уровню специального образования и профессиональной подготовки работников и создают различные возможности для реализации профессиональных и личностных способностей в процессе трудовой деятельности. Факторы и содержательность труда. Основными элементами содержательности труда являются: 1) цель - осознанный образ предвосхищаемого результата, идеальный план действий; 2) отношение к труду - в его основе лежит ощущение осмысленности труда и цели как своей собственной, стремление формировать окружающий мир по собственному плану; 3) стимулы труда - внешние факторы, побуждающие к трудовой активности; 4) мотивы труда - внутренние стимулы, потребность, осознаваемая как нечто важное; 5) ценности и ценностные ориентации - этические императивы трудовой деятельности. Одна из основных категорий социологии труда - отношение к труду. Оно выражает фундаментальную связь индивида с обществом, проявляется через общественную оценку труда - престиж профессии, труд как высшую ценность и способ признания человека в обществе - и получает субъективно-индивидуальное выражение в высказываниях и поступках человека. Отношение к труду определяется объективными и субъективными факторами Объективные факторы - это содержание и характер труда, определяющие профессиональное и социокультурное развитие работника, а также условия труда (социально-экономические, социально-гигиенические, социально-психологические). Именно под воздействием социально-экономических условий труда (возможность служебного продвижения, повышения квалификации, повышения заработной платы) у работников складываются позитивные и негативные ценностные ориентации на труд. Субъективные факторы - это система ориентации и мотивов трудовой деятельности. Мотивационное ядро отношения к труду включает три уровня: отношение к труду как к ценности, отношение к профессии как определенному виду труда, отношение к работе как к специфическому виду трудовой деятельности в конкретных условиях. Таким образом, отношение к труду связывается с социальной активностью человека и выражается в его поведении и трудовой деятельности. Содержание труда выражает его технико-функциональную сторону, а содержательность труда - социально-психологическую. Труд рассматривается человеком как творческий, содержательный, если построен по собственному плану. Подчинение чужой власти - путь к психологическому или социальному отчуждению. Вот почему важно перед работником ставить цель и давать простор его фантазии в выборе путей, средств достижения этой цели, деликатно контролируя его деятельность. При организации труда на производстве, в бизнесе, при управлении им, большое значение имеют стимулирование и мотивация труда. Стимулирование - это система материального и морального поощрения трудовых усилий, выраженного в прямой и косвенной форме, шаг от принудительного труда к свободному.Мотивация труда - более широкий шаг к свободному труду, побуждение к активной трудовой деятельности, основанное на удовлетворении важных человеческих потребностей (в самоутверждении, самореализации т.д.) Мотивы тесно связаны с ценностями и ценностными установками, предполагают субъективную оценку того или иного факта, явления, они относительны. В основе ценностей лежит объективное признание чего-либо обществом в качестве непререкаемой нормы, ценности являются нравственными императивами.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 347; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.9.200 (0.009 с.) |