Лекция 14. Социология труда и трудового коллектива 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 14. Социология труда и трудового коллектива



§ 1. Труд и содержание труда.

Социально-экономические формы труда. Социология труда представляет собой специальную дисциплину, содержание которой – законы и категории, определяющие труд как необходимое условие жизнедеятельности человека и общества. Его содержание изменяется в ходе научно-технического прогресса. По своему содержанию труд - целесообразная, сознательная деятельность, в процессе которой человек при помощи орудий труда осваивает, изменяет и приспосабливает к своим целям предметы природы. Труд как обмен веществ между человеком и природой означает, что человек ис­пользует механические, физические и химические свой­ства предметов и явлений природы и заставляет их вза­имно влиять друг на друга для достижения заранее намеченной цели.

С социально-экономической точки зрения труд представляет про­цесс целенаправленного воздействия людей на природу, в результате которого создаются потребительские стоимости, материальные и духов­ные блага. Трудовой деятельности присущи, по К.Марксу, опосредствующая, регулирующая и контролирующая функции, изменяющиеся по мере развития науки и техники. Энгельс считал, что труд соз­дал самого человека. Труд исторически обусловил и способствовал выде­лению общества из природы, а человека из животного мира, и рассматривается в качестве основной формы жизнедеятельности человеческого общества.

Экономический закон соответствия уровня развития производительных сил состоянию производственных отношений проявляется в виде закона соответствия содержания и характера труда, его сущности и его социально-экономической формы. Например, для феодального общества был характерен ремесленный труд, основанный на применении ручного инструмента и эмпирической технологии. Особенности труда ремесленника обусловливали специфику его подготовки, которая приобретала характер ученичества, растянутого на долгие годы. Универсальность трудовых функций влекла за собой высокую ремесленную квалификацию, которая обусловливала чрезвы­чайно медленное организационно-техническое развитие.

Переход к машинному производству вызвал исполь­зование наемного труда. В содержании труда произошли глубокие качественные изменения, а именно - передача опосредствующих функций от человека машине. Машинное производство знаменует собой начало превращения науки в непосредственную производительную силу и приобщение рабочего к научно-техническим достижениям, необходимым для управ­ления машиной. От рабочего требуется известный уровень специального и высшего образования, определенный объем профессиональных знаний, владение сложными навыками физического труда.

Основные категории и факторы труда. Трудовая деятельность включена в определенные социаль­но-экономические условия, осуществляется той или иной профес­сиональной группой, связана с социальными институтами, локали­зована во времени и пространстве, детерминирована формами собственности, моральным и социально-психологическим климатом в трудовом коллективе. В социологии труда выделяют несколько направлений анализа: 1) социологию организаций, которая исследует иерархию и струк­туру управления производством; 2) социологию профессий, изучающую престижность видов деятельности, ценностные ориентации, профес­сиональную пригодность; 3) трудовую деятельность как социальный процесс; 4) социальные факторы повышения эффективности труда; 5) влияние технологических и социальных условий на отношение к труду и т.д.

Процесс труда включает: 1) целесообразную деятельность человека, или сам труд; 2) предмет труда, то, на что направлена эта деятельность; 3) орудия производства, которыми человек воздействует на этот предмет. Необходимо разделять два исходных понятия: индивидуальный труд и индивидуальная трудовая деятельность. Первое понятие означает индивидуальное рабочее ме­сто, обособленную трудовую зону со своим субъектом, кругом обязан­ностей и функциями - это элемент технологического разделения труда. Индивидуальная трудовая деятельность - элемент экономического разделения труда. Это общественно-полезная (предпринимательская) деятельность граждан, основанная на личном труде отдельных субъектов и членов их семей.

Важное значение имеет категория «условия труда». Условия труда могут быть нормальные и вредные. При нормальных условиях работа не наносит явного вреда здоровью человека, вредные условия труда (работа в шахтах, химическое производство) опасны для здо­ровья человека. Условия труда делятся на экстремальные, относительно нормальные и благоприятные. Они зависят от организации и содержания труда. Под организацией труда обычно понимают форму, способы и по­рядок соединения живого и овеществленного труда (человек - обо­рудование, машины, инструмент). Организация труда основывается на таких ключевых элементах, как рабочее место, разделение труда, его кооперация, распределение работы и контроль. Контроль означает, что применяются экономические рычаги, социальные санкции и юридические нормы.

В основе смены типов труда лежит техниче­ский прогресс. Неравномерность развития техники, технологии и организации производства в разных отрас­лях обуслов­ливает сохранение массового неквалифицированного труда. На современном этапе отечественное производство нуждается в 70 % носителей физического и в 30 % - умственного труда. Социальность различий проявляется в том, что физический и умст­венный, квалифицированный и неквалифицированный труд диктуют различные требования к уровню специального образования и профессиональной подго­товки работников и соз­дают различные возможности для реализации профессио­нальных и личностных способностей в процессе трудовой деятельности.

Факторы и содержательность труда. Основными элементами содержательности труда являются: 1) цель - осознанный образ предвосхищаемого результата, иде­альный план действий; 2) отношение к труду - в его основе лежит ощущение осмысленности труда и цели как своей собственной, стремление формировать окружающий мир по собствен­ному плану; 3) стимулы труда - внешние факторы, побуждающие к трудовой активности; 4) мотивы труда - внутренние стимулы, потребность, осознавае­мая как нечто важное; 5) ценности и ценностные ориентации - этические императивы трудовой деятельности.

Одна из основных категорий социологии труда - отношение к труду. Оно выражает фундаментальную связь индивида с обществом, проявляется через общественную оценку труда - престиж профессии, труд как высшую ценность и способ признания человека в обществе - и получает субъективно-индивидуальное вы­ражение в высказываниях и поступках человека. Отношение к труду определяется объективными и субъективными факторами

Объективные факторы - это содержание и характер труда, определяющие профессио­нальное и социокультурное развитие работника, а также условия труда (социально-экономические, социально-гигиенические, социально-психологические). Именно под воздействием социально-экономических условий труда (возможность служебного продвижения, по­вышения квалификации, повышения заработной платы) у работников складываются позитивные и негативные ценностные ориентации на труд. Субъективные факторы - это система ориентации и мотивов трудовой деятельности. Мотивационное ядро отношения к труду включает три уровня: отношение к труду как к ценности, отношение к профессии как опре­деленному виду труда, отношение к работе как к специ­фическому виду трудовой деятельности в конкретных ус­ловиях. Таким образом, отношение к труду связывается с социальной активностью человека и выражается в его поведении и трудовой деятельности.

Содержание труда выражает его технико-функциональную сторону, а содержательность труда - социально-психологическую. Труд рассматривается человеком как творческий, содержательный, если построен по собственному плану. Подчинение чужой власти - путь к психологическому или социальному отчуждению. Вот почему важно перед работником ставить цель и давать простор его фантазии в выборе путей, средств достижения этой цели, деликатно контролируя его деятельность.

При организации труда на производстве, в бизнесе, при управлении им, большое значение имеют стимулиро­вание и мотивация труда. Стимулирование - это система материального и морального по­ощрения трудовых усилий, выраженного в прямой и косвенной фор­ме, шаг от принудительного труда к свободному.Мотивация труда - более широкий шаг к свободному труду, побуждение к активной трудовой деятельности, основанное на удовлетворении важных человеческих потребностей (в самоутвер­ждении, самореализации т.д.) Мотивы тесно связаны с ценностями и ценностными установками, предполагают субъективную оценку того или иного факта, явления, они относительны. В основе ценностей лежит объективное признание чего-либо обществом в качестве непререкаемой нормы, ценности являются нравственными императивами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 325; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.129.100 (0.008 с.)